ПГТУ, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
22.12.2017, 11:40

Вариант 1.

Задание 1. Поставьте ударения в следующих словах.  Проверьте себя по словарю.

Банты, анализ крови, бронированная (дверь), включим в договор, жалюзи, он дозвонится, каталог, кулинарий, мусоропровод, свекла, заняла (денег), запломбировать (зуб), эксперт, завидно, квартал, забронировать (билет), осужденный, стиральный, обеспечение, избалованный, новорожденный, ходатайство, диспансер, досуг, шприцы, флюорография, откупорить, заплесневеть, оптовый, премировать, умерший, вы правы, украинец, танцовщица, резать ножницами, повременная оплата (телефона), ценовая (политика), валов(о,ы)й (продукт), языковая (норма).

 

Задание № 2. Укажите, к каким разновидностям и стилям русского языка относятся приведенные ниже предложения, например:

Многозначные языковые системы позволят загружать в ОЗУ несколько задач.

Литературный язык, научный стиль,

1. Прошу разрешить мне использовать дополнительный отпуск.

____________________

2. Клуб «Карусель» энергично и заметно внедрился в ночной досуг Москвы и старается похвально разнообразить свою деятельность.

__________________

3.   Что ты грузишься, как ботаник? _____________

4.  Открывает дверь дама в бигудях и тапочках на босую ногу, а я ей вежливо так говорю: «Я извиняюсь, гражданочка, вы кто будете?»

___________________

5. Давай бегом - туда и обратно!_________________

6. Редко бывало незапамятное такое зазимье.

__________

7. В дальнейшем нас будут интересовать только так называемые базисные решения, то есть такие решения системы, для которых значения свободных неизвестных равны нулю.

____________

 

Задание № 3. Используя фразеологизмы, напишите, как говорят:

1. о том, кто часто меняет решения_________________

2. о кротком, безобидном человеке_________

3. о болтливом человеке___________

4. о бесследном исчезновении человека_____________

5. о чем-нибудь (ком-нибудь) надоевшем ____________

6. об очень дальних родственниках _____________

7. о человеке, который держится неестественно прямо _____________

 

Задание № 4. Укажите слова, написанные неверно:

1. Сумашедший.

2. Беспрецедентный.

3. Конкурентноспособный.

4. Поскользнуться.

5. Надсмехаться.

 

Задание № 5. Укажите ряды словосочетаний, в которых нормы  сочетаемости не нарушены:

1. Большая половина, сдержать обещания.

2. Оказать влияние, принять меры.

3. Дешевые цены, поднять тост.

4. Оказать вред, одержать успех.

5. Улучшить уровень, играть значение.

 

Задание № 6  Лексическое значение каких слое определено неверно:

1. Одиозный (человек, поступок) - крайне неприятный, вызывающий отри­цательное отношение к себе.

2. Дифирамб - косметический дефект.

3. Паритет — равенство сторон.

4. Грант - субсидия на образование, научные исследования.

5. Харизма - одаренность, исключительные качества человека, обеспечиваю­щие его безусловное лидерство.

 

Задание № 7. Укажите, в каких предложениях нарушена точность речи. Подчеркните неверно употребленные слова или словосочетания:

1. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента.

2. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

3. Было ветрено, все экскурсанты одели плащи и куртки.

4. Промышленная кампания приняла комплексную программу развития.

5. Зачем ты вернулся обратно?

 

Задание № 8. Отметьте предложения, в которых нарушены грамматические нормы:

1. Депутат встретился с шестьсот шестьдесят шести рабочими завода.

2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

3. Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

4. Факты говорят за невозможность использования резервов.

5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

 

Задание № 9Укажите предложения, в которых использование заимствованного слова является нарушением речевой нормы:

1.  Соболев - настоящий полиглот: он и поет, и рисует, и декламирует.

2. Вернисаж продлится около недели.

3. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.

4. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным.

5. В эпитафии коллеги поздравили юбиляра и пожелали ему здоровья.

 

Задание № 10. Проанализируйте текст, укажите, к какому стилю речи он принадлежит, подчеркните чужеродные для него языковые элементы и определите их стиль:

Стиль текста: _______________

Стиль чужеродных элементов:______________

Немереный рост численности человеческой популяции (демографический взрыв) сопровождается заметным снижением видового разнообразия биосферы. Человеческая популяция является составной частью экосистемы. В настоящее время население планеты стремительно увеличивается - ежегодно эта цифра скачет на пятьдесят миллионов человек.

 

Задание № 11. Какие из приведенных характеристик неуместны в текстах научного стиля речи:

1. Эмоциональность.                                       

2. Точность.

3. Логичность.

4. Спонтанность.

5. Наличие абстрактных понятий.

 

Задание № 12. Укажите качество грамотной речи, которое предполагает умение ясно мыслить, знание предмета речи, знание значений употребляемых в речи слов____________

 

Заданий № 13. Подчеркните мужские фамилии, которые не изменяются по падежам:

Черных   Петров   Кац    Валевски    Карась   Живаго   Гребень

 

Заданне № 14. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст; пронумеруйте их в соответствии с логикой:

A. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.

Б. Как известно, языковая норма - регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.

B. Нет, незыблемых норм не бывает.

Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

 

Задание 15. Закончите фразы,  поставив слова в скобках в нужную форму, например:

В шкафу аккуратно лежат комплекты:  (одеяла, пледы, полотенца) одеял, пледов, полотенец

1. В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, баклажаны, помидоры, вишни, дыни, лимоны, яблоки),

2. На складе осталось мало:  (ботинки, гольфы,  носки, джинсы, кеды, кроссовки, сандалии, сапоги, туфли, чулки, тапочки).

3. Мы купили множества полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, плоскогубцы, шприцы).

4. Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, грузины, турки, цыгане), а потом - среди (белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, якуты).

 

Задание № 16. Определите род существительных, подберите прилагательные к ним, например: черный кофе

 __________толь

_______шампунь

_________рояль

_________майор Петрова

_________размазня этот Иван

_________божоле свежего урожая

_________тюль

________какао

_________Батуми

_________рефери

 

Вариант 2

Задание 1. Поставьте ударения в словах. Проверьте себя по словарю.

Афера, бармен, взята (книга), гражданство, дефис, диспансер, дремота, занял (деньги), нефтепровод, позвонит (он мне), избалованный, искра, каталог, клала (в сумку), компас, красивее, намерение, свекла, новорожденный, обеспечение, партер, положил (на стол), вы правы, феномен, шасси, цемент, эксперт, ходатайствовать, шофер, языковая норма, столяр, танцовщица, украинский, ценовая (политики), повременная оплата (телефона), забронированный (билет), премировать, резать ножницами, шприцы.

 

Задание 2. Укажите, к каким разновидностям и стилям русского языка относятся приведенные предложения, например:

Завтра пойдешь и обо всем договоришься сам.

Литературный язык, разговорный стиль.

1. По дороге скрипел обоз, под оборотями тропыхались вяхири, и лошади напрянули уши.________________

2. Нет, она не ошиблась: ни пригаров, ни пролысин па деталях не было.____________

3. Правильно защищать область поучатся заместители губернатора Прикамья.____

4.  Сколько на этом лугу разных трав и цветов!_______________

5.Ваня, едьте скорее, мама напекет пирогов с грибами, они вас дожидаются. С приветом. Ваша Люда.______________

6. Лексическая сочетаемость — способность слова употребляться совместно с другим в речевом отрезке._________

7. Изменение условий настоящего контракта может иметь место лишь с согласия сторон. __________________

 

Задание 3. Соедините по смыслу фразеологизмы и их значение:

1. На мякине не проведешь.  1. Терпеливо снести обиду.

2. Локти кусать.                       2. Беспорядок в мыслях.

3. Проглотить пилюлю.          3. Не одурачишь.

4. Каша в голове.                   4. Сожалеть о непоправимом.

5. Не в своей тарелке.           5. Есть с большим аппетитом.

6. Лаптем щи хлебать.           6. Испытывать неудобство.

7. Уписывать за обе щеки.     7. Прозябать в невежестве.

 

Задание 4. Укажите слова, написанные неверно:

1. Прецендент.

2. Юрисконсульт.

3. Подскользнуться.

4. Конкурентоспособный.

5. Черезвычайный.

 

Задание 5. Укажите ряды словосочетаний, в которых нормы сочетаемости не нарушены:

1. Выполнять роль кладовщика, подвести результаты встречи.

2. Одолжить у кого-нибудь денег, большая половина игроков.

3. Повысит урожайность, улучшить подготовку специалистов.

4. Уделять значение развитию спорта, оказать вред.

5. Поднять тост за мир и процветание, сдержать обещание.

 

Задание 6. Лексическое значение каких слов определено неверно:

1. Брифинг - встреча официальных лиц с представителями СМИ.

2. Вернисаж — художественная выставка.

3. Демагогия - преднамеренное искажение фактов, лживые обещания ради достижения своих целей.

4. Коррупция - продажность должностных лиц, общественных и полити­ческих деятелей.

5. Креативный - законный.

 

Задание 7.  Укажите,  в каких предложениях нарушена точность речи. Подчеркните неверно употребленные слова или словосочетания.

1. Ему была поручена заглавная роль в пьесе «Волки и овцы».

2. После повторного анализа были получены отличные данные.

3. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

4. Всех локтями расталкивает, и как его сюда пустили, такого невежду.

5. В курсовых работах допускаются орфографические ошибки.

 

Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушены грамматические нормы.

1.  Сотрудники, обнаружащие утечку газа, немедленно должны позвонить в аварийную службу.

2. Фирма производит и занимается реализацией мебели.

3.  Предложение принято трехстами семидесяти пяти голосами против сорока четырех.

4. Вопреки усилий репетиторов мальчик учился плохо.

5.  Уже появились рецензии о новом фильме.

 

Задание 9. Отметьте нарушения синтаксических норм:

1. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.

2. Условия для достижения положительных результатов были созданы, однако тем не менее испытания прошли неудачно.

3. Есть такая страна - Детство, в которое мы уже не попадем.

4. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения.

5. Узнав об этом, у него случился инфаркт.

 

Задание 10. Отметьте нарушения чистоты в разговорной речи. Подчеркните неверно употребленное слово или словосочетание. Дайте правильный вариант.

1. Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашем вузе.______________          

2. На улице сегодня холодно. Надень головной убор.__________

3. Вчера ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар.__________

4. Я вчера не был на занятиях, но у меня есть алиби.________

5. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу, стремятся получить не только прибыль, но и паблисити._____________

 

Задание 11. Выберите характеристики, уместные в офциально-деловом стиле речи.

1. Эмоциональность, спонтанность.  6. Императивность, констатация.

2. Обобщенность, абстрактность.      7. Актуальность, оперативность.

3. Точность, однозначность.                8. Оценочность, полемичность.

4. Подчеркнутая логичност                  9. Достоверность, общедоступность.

5. Стандартизованность, клишированность.  10. Личностность, образность.

 

Задание 12. Укажите качество грамотной речи, наличие которого усиливает эффективность выступления, вызывает интерес у слушателей, поддерживает интерес к предмету речи, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей.___________

 

Задание 13. Определите род существительных, подберите прилагательные к ним, например: черный кофе

_________туфель/ туфля

_______тюль

_______шампунь

__________рояль

______Сухуми

_______маэстро

________какао

_______пони

_____молодчина эта Соня

 

Задание 14. Расставьте в нужном порядке этапы работы над первичным текстом:          

1. Выбор темы.

2. Составление плана выступления.

3. Оценка аудитории.

4. Сбор материалов и оформление записей.

5. Репетиция речи.

6. Определение цели и вида речи.

7. Написание текста.

8. Правка текста.

9. Выступление

10. Первичное ознакомление с литературой.

 

Задание 15. Отметьте высказывания, в которых есть речевые нарушения норм деловой этики:

1. Дайте нам пообедать!                                                                

2. Могу ли я вам помочь?

3. N уехал уже два часа назад и не сказал, когда вернется.

4. Наверное, директор не сможет Вас принять: у него трудный разговор с клиентом.

5. Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом.

 

Задание 16. Определите стиль и тип речи.

Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое, что-то свое собственное, что сами они чувствовали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика