Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Русский язык и культура речи |
04.05.2016, 12:31 | |
Контрольная работа содержит пять вариантов. Студент выполняет один из предложенных вариантов. Задания к контрольной работе Вариант 1 Теоретические вопросы. Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание». 1. Предмет языкознания. Разделы науки о языке. Задачи языкознания. Связь языкознания с другими науками. 2. Соотношение языка и мышления. 3. Фонема и фонологическая система. Варьирование фонем. 4. Лексическая система: синонимия, антонимия. 5. Синтаксический уровень языка. Практические вопросы. Выполните следующие задания. 1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и английские словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи. Брешь, сжатый, вьюгу; country, night. 2. Назовите лексическую группу, которая объединяет следующие слова. Сгруппируйте слова по типам данного лексического явления. Жать («срезать»), жать («давить»), брак («супружество»), брак («вещь с изъяном»), балка («овраг»), балка («бревно, перекладина»), ввязываться («вмешиваться»), ввязываться («вписываться в общий узор при вязании»), три (цифра 3), три (повелительное наклонение глагола «тереть»), большой (форма ед.ч. им. пад. м.р.), большой (форма род. пад. ед.ч. ж.р.), зАмок – замОк (разные слова, прописная буква указывает на положение ударения в слове), вОроны – ворОны, мУка, мукА. 3. Прочитайте следующий отрывок из повести А.С. Пушкина «Дубровский». Разбейте его на такты. Найдите в тексте примеры энклитик и проклитик. Укажите в тексте примеры открытых и закрытых слогов. Любопытство её было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чём она догадывалась, но она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать таковое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить её руку. 4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ. Лодка, костюм, колонна, рукавица, его.
Вариант 2 Теоретические вопросы. Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание». 1. Предмет и задачи языкознания. 2. Язык как система знаков особого рода. 3. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. 4. Классификация звуков речи. 5. Грамматические способы и морфологическая классификация языков. Практические вопросы. Выполните следующие задания. 1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и английские словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи. Воля, ёлка, лошадке; said, dwell. 2. Используя данные учебника А.А. Реформатского (Введение в языковедение. М., 1996. С. 411-440) или другие источники по языкознанию, приведите примеры языков: Берберских, чадских, кушитских, египетских, семитских, абхазо-адыгейских, нахско-дагестанских, дравидийских, угро-финских, самодийских, тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских. 3. Выпишите из текста все производные слова и произведите их словообразовательный анализ (указание производящей базы слова, деривационного форманта, и способа словообразования). Утёнок Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?» А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик – перевёрнутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони. И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А межу тем – тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером. А мы – мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся, – за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка… А.И. Солженицын 4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ. Синий, свадьба, матрац, конечно, змея.
Вариант 3 Теоретические вопросы. Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание». 1. Система и структура языка. 2. Происхождение и развитие письма. 3. Лексическое значение и его структура. 4. Фундаментальные понятия словообразования. 5. Грамматическое значение и грамматическая категория. Практические вопросы. Выполните следующие задания. 1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и английские словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи. Теплиться, семя, здесь; became, sheep. 2. Определите частеречную отнесенность всех знаменательных слов из данного текста; сгруппируйте их; опишите частеречные признаки каждой составленной группы с опорой на те из них, которые проявились в указанном фрагменте. Отметьте те части речи, которые не встретились в анализируемой миниатюре. Вязовое бревно Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и потащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зеленый росток – целый будущий вяз или ветку густошумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше нас. А.И. Солженицын 3. Укажите грамматическую категорию, по которой имеется противопоставление в данных оппозициях, и грамматические способы, представленные в них. а) Стул – стулья; шел – шел бы; читаю – буду читать; светлый – светлее – самый светлый; вернулась больная сестра – сестра вернулась больная; приехал злющий санитар – санитар приехал злющий; сорок рублей – рублей сорок; пятьдесят километров – километров пятьдесят; иду – шел; много – больше; учу – учишь М учит; мыть – мыться; пугать – пугаться; обессилить – обессилеть; обескровить – обескроветь; Города – гороДА; Места – месТА; узнАю – узнаЮ; вписать в клетку – рубашка в клетку; сидеть тихо – сидеть тихо-тихо; встретить друга отца – встретить отца друга; встать – встаньте; возьмем – возьмемте; читает – пусть читает; выучим – давай выучим; красивый – красивее; древний – древнейший; б) англ.: find – found; give – gave; keep – kept; sing – sang; foot –feet; The father loves the son – The son loves the father; she – her; many – more; good – better –the best; is –was. в) нем.: ich spreche (я говорю) – du sprichst (ты говоришь) – er spricht (он говорит) – sprach (он говорил); Die Mutter liebt die Tochter – Die Tochter liebt die Mutter; gut – besser; bist – ist; sind – war. 4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ. Шёлковый, садовник, везти, нового, жидкий.
Вариант 4 Теоретические вопросы. Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание». 1. Язык как знаковая система. Функции языка. 2. Общенародная лексика и лексика, ограниченная в употреблении. 3. Фонетическое членение речи. Транскрипция и транслитерация. Ударение и интонация. 4. Полисемия. Омонимия. Критерии их разграничения. Виды переносных значений. 5. Классификация морфем. Практические вопросы. Выполните следующие задания. 1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и английские словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи. Тёзка, россыпь, молчишь; forgotten, chord. 2. Какие из оппозиций фонем относятся к пропорциональным: / m – n/, /b – s/, /b – v/, /b – p’/, /b – m/. Обоснуйте ваш выбор. 3. Установите, каким путем возникли следующие омонимы. В необходимых случаях воспользуйтесь этимологическим словарем. Есть (быть) - есть (кушать), кулон (украшение) - кулон (физическая величина), домино (костюм) - домино (игра), брак (супружество) - брак (некачественный товар), бор (лес) - бор (химический элемент), зверобой (охотник) - зверобой (растение), коса (девичья) - коса (орудие труда), лечу (по воздуху) - лечу (лекарствами), лейка (для полива) - лейка (фотоаппарат), норка (животное) - норка (маленькая нора). 4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ. Ворона, дуб, лжёшь, сонно, постный.
Вариант 5 Теоретические вопросы. Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание». 1. Структура языкового знака. Понятие лексического значения. 2. Дихотомия «Язык – речь». 3. Звуковые изменения и звуковые законы. 4. Мотивированность и внутренняя форма слова. Антонимия. Синонимия. Заимствованная и исконная лексика. 5. Особенности предложения как центральной единицы синтаксического строя. Практические вопросы. Выполните следующие задания. 1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и английские словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи. Цех, сдирать, смягчить; baby, ship. 2. Установите, в какие языковые семьи в соответствии с генеалогической классификацией языков входят языки: Чешский, немецкий, турецкий, азербайджанский, арабский, осетинский, словацкий, итальянский, английский, китайский, туркменский, вьетнамский, грузинский, венгерский, японский, болгарский, литовский, финский, мордовский, татарский, эстонский, аварский, башкирский, ирокезский, майя, пушту. 3. Ниже приводятся многозначные слова современного английского языка. Объясните процесс развития у них переносных значений. Распределите эти случаи по типам переноса значения. Pen – 1) перо, 2) писатель, 3) литературный труд; goose – 1) гусь, 2) простофиля; pipe – 1) труба, 2) трубка (курительная), 3) свирель, дудка, 4) пение, свист; brain – 1) мозг, 2) мозги (кушанье), 3) ум, 4) компьютер; town – 1) город, 2) население города; table – 1) стол, 2) еда, 3) общество за столом; eye – 1) глаз, 2) зрение, 3) взгляд, 4) ушко, петелька; breast – 1) грудь, 2) совесть, душа; read – 1) читать, 2) объяснять, 3) изучать; mirror – 1) зеркало, 2) отображение. 4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ. Жёлоб, жизнь, шило, растопить, вновь. | |