РГППУ, введение в языкознание (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
04.05.2016, 12:31

Контрольная работа содержит пять вариантов. Студент выполняет один из предложенных вариантов.

Задания к контрольной работе

Вариант 1

Теоретические вопросы.

Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание».

1. Предмет языкознания. Разделы науки о языке. Задачи языкознания. Связь языкознания с другими науками.

2. Соотношение языка и мышления.

3. Фонема и фонологическая система. Варьирование фонем.

4. Лексическая система: синонимия, антонимия.

5. Синтаксический уровень языка.

Практические вопросы.

Выполните следующие задания.

1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и  английские  словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи.

Брешь, сжатый, вьюгу; country, night.

2. Назовите лексическую группу, которая объединяет следующие слова. Сгруппируйте слова по типам данного лексического явления.

Жать («срезать»), жать («давить»), брак («супружество»), брак («вещь с изъяном»), балка («овраг»), балка («бревно, перекладина»), ввязываться («вмешиваться»), ввязываться («вписываться в общий узор при вязании»), три (цифра 3), три (повелительное наклонение глагола «тереть»), большой (форма ед.ч. им. пад. м.р.), большой (форма род. пад. ед.ч. ж.р.), зАмок – замОк (разные слова, прописная буква указывает на положение ударения в слове), вОроны – ворОны, мУка, мукА.

3. Прочитайте следующий отрывок из повести А.С. Пушкина «Дубровский». Разбейте его на такты. Найдите в тексте примеры энклитик и проклитик. Укажите в тексте примеры открытых и закрытых слогов.

Любопытство её было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чём она догадывалась, но она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать таковое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить её руку.

4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ.

Лодка, костюм, колонна, рукавица, его.

 

Вариант 2

Теоретические вопросы.

Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание».

1. Предмет и задачи языкознания.

2. Язык как система знаков особого рода.

3. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков.

4. Классификация звуков речи.

5. Грамматические способы и морфологическая классификация языков.

Практические вопросы.

Выполните следующие задания.

1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и  английские  словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи.

Воля, ёлка, лошадке; said, dwell.

2. Используя данные учебника А.А. Реформатского (Введение в языковедение. М., 1996. С. 411-440) или другие источники по языкознанию, приведите примеры языков:

Берберских, чадских, кушитских, египетских, семитских, абхазо-адыгейских, нахско-дагестанских, дравидийских, угро-финских, самодийских, тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских.

3. Выпишите из текста все производные слова и произведите их словообразовательный анализ (указание производящей базы слова, деривационного форманта, и способа словообразования).

Утёнок

Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик – перевёрнутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А межу тем – тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.

А мы – мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся, – за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка…

А.И. Солженицын

4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ.

Синий, свадьба, матрац, конечно, змея. 

 

Вариант 3 

Теоретические вопросы.

Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание».

1. Система и структура языка.

2. Происхождение и развитие письма.

3. Лексическое значение и его структура.

4. Фундаментальные понятия словообразования.

5. Грамматическое значение и грамматическая категория.

Практические вопросы.

Выполните следующие задания.

1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и  английские  словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи.

Теплиться, семя, здесь; became, sheep.

2. Определите частеречную отнесенность всех знаменательных слов из данного текста; сгруппируйте их; опишите частеречные признаки каждой составленной группы с опорой на те из них, которые проявились в указанном фрагменте. Отметьте те части речи, которые не встретились в анализируемой миниатюре.

Вязовое бревно

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и потащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зеленый росток – целый будущий вяз или ветку густошумящую.

Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше нас.

А.И. Солженицын

3. Укажите грамматическую категорию, по которой имеется противопоставление в данных оппозициях, и грамматические способы, представленные в них.

а) Стул  – стулья; шел – шел бы; читаю –  буду читать; светлый –  светлее –  самый светлый; вернулась больная сестра –  сестра вернулась больная; приехал злющий санитар –  санитар приехал злющий; сорок рублей –  рублей сорок; пятьдесят километров –  километров пятьдесят; иду –  шел; много –  больше; учу –  учишь М учит; мыть – мыться; пугать –  пугаться; обессилить – обессилеть; обескровить – обескроветь; Города –  гороДА; Места – месТА; узнАю –  узнаЮ; вписать в клетку – рубашка в клетку; сидеть тихо – сидеть тихо-тихо; встретить друга отца – встретить отца друга; встать – встаньте; возьмем – возьмемте; читает – пусть читает; выучим – давай выучим; красивый – красивее; древний – древнейший;

б) англ.: find  – found; give  – gave; keep – kept; sing –  sang; foot –feet; The father loves the son – The son loves the father; she – her; many – more; good – better –the best; is –was.

в) нем.: ich spreche (я говорю) – du sprichst (ты говоришь) – er spricht (он говорит) – sprach (он говорил); Die Mutter liebt die Tochter – Die Tochter liebt die Mutter; gut –  besser; bist – ist; sind – war.

4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ.

Шёлковый, садовник, везти, нового, жидкий.

 

Вариант 4

Теоретические вопросы.

Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание».

1. Язык как знаковая система. Функции языка.

2. Общенародная лексика и лексика, ограниченная в употреблении.

3. Фонетическое членение речи. Транскрипция и транслитерация. Ударение и интонация.

4. Полисемия. Омонимия. Критерии их разграничения. Виды переносных значений.

5. Классификация морфем.

Практические вопросы.

Выполните следующие задания.

1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и  английские  словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи.

Тёзка, россыпь, молчишь; forgotten, chord.

2. Какие из оппозиций фонем относятся к пропорциональным: / m – n/, /b – s/, /b – v/, /b – p’/, /b – m/. Обоснуйте ваш выбор.

3. Установите, каким путем возникли следующие омонимы. В необходимых случаях воспользуйтесь этимологическим словарем.

Есть (быть) - есть (кушать), кулон (украшение) - кулон (физическая величина), домино (костюм) - домино (игра), брак (супружество) - брак (некачественный товар), бор (лес) - бор (химический элемент), зверобой (охотник) - зверобой (растение), коса (девичья) - коса (орудие труда), лечу (по воздуху) - лечу (лекарствами), лейка (для полива) - лейка (фотоаппарат), норка (животное) - норка (маленькая нора).

4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ.

Ворона, дуб, лжёшь, сонно, постный.

 

Вариант 5

Теоретические вопросы.

Задание. Раскройте содержание следующих тем по курсу «Введение в языкознание».

1. Структура языкового знака. Понятие лексического значения.

2. Дихотомия «Язык – речь».

3. Звуковые изменения и звуковые законы.

4. Мотивированность и внутренняя форма слова. Антонимия. Синонимия. Заимствованная и исконная лексика.

5. Особенности предложения как центральной единицы синтаксического строя.

Практические вопросы.

Выполните следующие задания.

1. Запишите в фонетической транскрипции следующие русские и  английские  словоформы. Охарактеризуйте каждый звук в соответствии с артикуляционной классификацией звуков речи.

Цех, сдирать, смягчить; baby, ship.

2. Установите, в какие языковые семьи в соответствии с генеалогической классификацией языков входят языки:

Чешский, немецкий, турецкий, азербайджанский, арабский, осетинский, словацкий, итальянский, английский, китайский, туркменский,  вьетнамский, грузинский, венгерский, японский, болгарский, литовский, финский, мордовский, татарский, эстонский, аварский, башкирский, ирокезский, майя, пушту.

3. Ниже приводятся многозначные слова современного английского языка. Объясните процесс развития у них переносных значений. Распределите эти случаи по типам переноса значения.

Pen – 1) перо, 2) писатель, 3) литературный труд;

goose – 1) гусь, 2) простофиля;

pipe – 1) труба, 2) трубка (курительная), 3) свирель, дудка, 4) пение, свист;

brain – 1) мозг, 2) мозги (кушанье), 3) ум, 4) компьютер;

town – 1) город, 2) население города;

table –  1) стол, 2) еда, 3) общество за столом;

eye – 1) глаз, 2) зрение, 3) взгляд, 4) ушко, петелька;

breast – 1) грудь, 2) совесть, душа;

read –  1) читать, 2) объяснять, 3) изучать;

mirror – 1) зеркало, 2) отображение.

4. Охарактеризуйте принцип написания (фонетический, фонематический (морфологический), традиционный) следующих русских словоформ.

Жёлоб, жизнь, шило, растопить, вновь.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика