СГТУ, русский язык и культура речи (контрольная работа)
06.12.2017, 13:57

Вариант 1

1. Язык и речь. Понятие культуры речи.

2. 1) Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Августовский, валовой, грошовый, губчатый, избалованный, красивее, договор, премированный,, маркетинг, досуг, щавель, таможня, каталог, мышление, факсимиле.

2) Объясните значение фразеологизмов и крылатых слов. Используйте при выполнении задания фразеологический словарь.

Ахиллесова пята, калиф на час, Дамоклов меч, прокрустово ложе, лебединая песня, крокодиловы слёзы, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка.

3) Употребите существительные в словосочетаниях с прилагательными. Например: сочное манго.

ООО, кенгуру, капучино, Сочи, картофель, зевака, фламенко, суши, леди, Чили, Онтарио, бренди, ООН, аэрозоль.

4) Исправьте ошибки в предложении:

Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов. Что можно комментировать о таком ударе?

Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дорога мне в поэте.

Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость.

Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

По дороге в лагерь мы очень замерзли и, забыв про все примечательные места, про которые нам говорили ребята, побежали отогреваться в корпус, который нам отвели.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Что такое красота?

(2) Одинаково ли мы воспринимаем  красивое?

(3) Можно ли оценить красоту?

(4) Меняются ли со временем представления о красоте?

(5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени.

(6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

(7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается.

(8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли…

(9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…»

(10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (В. Солоухин)

 

4. Написать рецензию на прочитанную книгу.

Компоненты рецензии:

1. Выходные данные (автор, название, когда и где издана).

2. Краткая характеристика содержания.

3. Основные вопросы, решаемые в книге.

4. Оценка книги.

5. Пожелания, рекомендации.

 

Вариант 2

1. Формы существования национального языка.

2. 1)Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Агент, алкоголь, кулинария, премированный, плесневеть, отрочество, обеспечение, завсегдатай, сливовый, жалюзи, жерло, знамение, вечеря, визави, индустрия.

2) Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Инфантильный, индифферентный, амбиция, анализ, вердикт, вестибюль, менталитет, секвестр, экспорт, мораторий, квота, аквизиция, клиринг, фанаберия, стагнация.

3) Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных. Например: том – тома.

Слесарь, крем, округ, директор, отпуск, профессор, инженер, борт, протектор, аккумулятор.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание.

Подъезжая к станции и глядя на природу в окно у меня слетела шляпа.

В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Добролюбов говорил, что многие молодые люди, вступающие в жизнь, задают себе эти вопросы, что то, что ты сейчас делаешь, это не то, что есть что-то необыкновенное, то, к чему ты должен стремиться.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Можно исследовать химический состав, технологию производства, рецепты, тайны мастерства и все точно узнать: почему фарфоровая чашка звенит красиво и ярко, а просто глиняная издает глухой звук.

(2)Но мы никогда не узнаем – почему одни фразы, стихотворные строки, строфы бывают звонкими, а другие глухими.

(3)Дело вовсе не в глухих согласных, шипящих, закрытых и открытых звуках.

(4)Каждое слово без исключения может звенеть, будучи поставленным на свое место.

(5)Слова одни и те же, но в одном случае из них получается фарфор, бронза, медь, а в другом случае – сырая клеклая глина.

(6)Один поет, а другой хрипит. Один чеканит, другой мямлит. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна. Одна похожа на драгоценный камень, другая – на комок замазки. (В.Солоухин)

 

4. « Журналист – прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живёт в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности( или во всяком случае, в близком времени)». М. Бахтин.

Подтвердите справедливость слов М. Бахтина своими примерами: выберите из последних номеров какой-либо газеты наиболее значительные, по-вашему мнению, статьи. Определите и запишите тему, укажите авторов. Статью вырезать и приложить.

 

Вариант 3.

1. Речевой этикет.

2. 1) Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Аналог, диспансер, боязнь, досуг, оптовый, валовой, сливовый, премированный, усугубить, черпать, избалованный, симметрия, каталог, танцовщик, факсимиле.

2) Объясните слова иноязычного происхождения. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Респондент, фетиш, стагфляция, спорадический, суверенитет, феномен, прерогатива, протекционизм, паблисити, панацея, пиетет, прайс-лист, кредо, корифей, перлюстрация.

3) Раскройте скобки, определите род существительных:

Ребенок с удовольствием ест (картофельный) пюре. В праздники в доме обычно варили (вкусный) студень. Я долго греб веслами, отчего на руке (вздулся) (огромный) мозоль.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

На конференции состоялся обмен мнений.

Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.

Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.

За   последний   год   я   прочитал   несколько   романов,    художественных произведений, повестей и рассказов.

Мой спутник указал мне высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

Во весь опор мчались лошади казаков, которые были покрыты пеной.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Олег Меньшиков – первый русский актер, удостоенный премии имени Лоуренса Оливье.

(2) Эта премия была вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала», где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв.

(3) Эта престижная ежегодная премия – нечто вроде американского «Оскара» у кинематографистов.

(4) Она представляет собой достаточно тяжелый бюст Оливье в костюме Генриха V и диплом в рамке под стеклом.

(5)Никаких долларов к перечисленным аксессуарам не прилагается, но престиж, разумеется, дороже любых денег, тем более для актера, получившего эту награду впервые.

 

4. Конспект-это краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. В конспекте  отражается самое главное.

Составьте конспект любой научной статьи и подготовьте план-вопросник к нему.

 

Вариант 4.

1. Орфоэпические нормы.

2. 1) Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Килограммовый, подростковый, искони, втридорога, кашлянуть, принудить, маркировать, черпать, договор, симметрия, генезис, пуловер, красивее, облегчить, жалюзи.

2) Что означают данные слова иноязычного происхождения? Дайте их толкование. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Консенсус, мониторинг, пасквиль, перманентный, остракизм, презентация, легитимный, филистер, рецидив, ханжество, эпатаж, ходатайство, эскорт, экзальтированный, импичмент.

3) Образуйте форму родительного падежа от следующих имен и фамилий:

Зураб Соткилава, Анна Митта, Антонио Буэно, Олег Белых, Александр Грин, доктор Живаго, леди Макбет, Карел Чапек, Галина Луценко, Юрий Пак.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

Такие встречи помогают наладить обмен передового опыта.

На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.

Прочитав это письмо, мне стало даже смешно.

Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши.

Деепричастный оборот всегда обособляются запятыми.

Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель.

(2)Первый  русский телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями, гениальные проекты деревянных мостов – все это великие изобретения Кулибина.

(3)Но была у этого человека настоящая страсть – часы.

(4)Русских часовщиков в России тогда почти не было.

(5)Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не может постигнуть сложного часового механизма.

(6)Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда.

(7)Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам.

(8)Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.(Из газеты)

 

4. Понаблюдайте за речью окружающих и собственной речью. Опишите, какие особенности разговорной речи вы заметили.

Напишите письмо такому человеку, с которым вам хочется поделиться своими воспоминаниями об интересном событии  или недавно прочитанной книге.

 

Вариант 5.

1. Лексические нормы.

2. 1)Расставьте ударение в словах. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Жерло, кулинария, мышление, украинец, пуловер, отрочество, таможня, августовский, плесневеть, щавель, бередить, завсегдатай, добыча, закупорить, пломбировать.

2) Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи. Используйте фразеологический словарь.

Закрывать глаза на что-нибудь; не за страх, а за совесть; сам не свой; кожа да кости; скрепя сердце; как в воду опущенный; на худой конец; держать порох сухим; боевое крещение; несолонохлебавши.

3) Образуйте мн.ч. от существительных:

Выбор, цех, фронт, инженер, лектор, катер, торт, порт, слесарь, суп.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей. Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830».

Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)С чего начать разговор о России?

(2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

(3)Россия велика.

(4)На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая.

(5)Вспоминаю школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

(6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная?

(7)Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и убани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

 

4. Эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Напишите эссе на прочитанную книгу.

 

Вариант 6.

1. Морфологические нормы.

2.1) Расставьте ударение в словах:

Процент, склады, эпилог, свекла, принять, языковые, понял, туфля, премировать, бармен, газопровод, хвоя, жалюзи, кухонный, углубить, алфавит, алкоголь, агрономия, баловать, воспринять, верование.

2) Что означают данные слова иноязычного происхождения? Дайте их толкование. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Альянс, аккомодация, аккредитив, апартеид, афера, билль, брифинг, дебитор, демпинг, депортация, дилемма, иерархия, инвестор, конгрегация, конгломерат.

3) Поставьте существительное в форму Р.п. мн.ч. (используйте вопрос кого? чего?)

Апельсины, армяне, ботинки, гектары, мандарины, осетины, помидоры, солдаты, туфли, чулки, яблоки, рельсы, носки, яблони, плечи.

4) Исправьте ошибки в предложении:

Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

Сборник рассказов Бабеля «Конармия» произвели бурю в литературном мире.

Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками.

Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожей на этого внешне ничем не отличающихся от других людей мальчишку.

Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IY курса биофака, где старостой Лена Петрова, которая в этом году по указанию министерства значительно увеличилась в своем объеме по сравнению с прошлым годом.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести.

(2)Мы ее не понимаем, а поэтому не любим.

(3)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину.

(4)Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.

(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный.

(6)А «косая сажень»,открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.

(7)В жизни как раз не все совпадает.

(8)И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством.

(9)И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А. Гербер)

 

4. Напишите доверенность на получение стипендии, зарплаты, соблюдая все правила оформления реквизитов документа.

 

Вариант 7.

1. Синтаксические нормы.

2. 1) Расставьте ударение в словах:

Гербовый, диспансер, добыча, договор, заиндеветь, зубчатый, издавна, инструмент, искра, исподволь, каталог, квартал, колледж, километр, красивее, медикамент, мизерный, мышление, намерение, обеспечение.

2) Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивные, апеллировать, секвестр, мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм.

3) Определите  род  имен существительных: рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, толь, тюль, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто.

4) Исправьте ошибки в предложении:

Такие встречи помогают наладить обмен передового опыта.

На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов

Прочитав это письмо, мне стало даже смешно.

 Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши.

Деепричастный оборот всегда обособляются запятыми.

Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой.

(2)Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.

(3)Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.(М.Ю. Лермонтов)

 

4. Написать резюме - краткое изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку профессиональной деятельности и личные качества человека.

 

Вариант 8.

1. Нормы пунктуации.

2. 1) Поставьте ударение в словах:

Балованный, баловать, басовый, исподволь, исчерпать, каталог, оптовый, осведомиться, осужденный, свекла, сироты, соболезнование, созыв, щавель.

2) Найдите и исправьте лексические ошибки.

Все зрители отмечали замечательную акустику.

Нужно инвестировать в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу.

Сегодня днем температура воздуха будет очень холодной.

Администрация метро объявила о подорожании цен.

Это решение будет нести негативные последствия.

3) Напишите прописью следующие имена числительные:

Я остался с 365 рублями. Я остался с 789 рублями. Я остался с 1191 рублями.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

Солдаты полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно и бесстрашно.

Вся наша литература, в том числе и казахская, развивались под влиянием Пушкина.

Щедро одаренная природой она блистала в обществе.

Хозяин был немец по фамилии Ферстер.

Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днем

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)По всей Пречистенке сияли фонари.

(2)Бок болел нестерпимо, но Шарик временами забывал о нем, поглощенный одной мыслью – как бы не утерять в сутолоке чудесного видения в шубе и чем-нибудь выразить ему свою любовь и преданность.

(3)И раз семь на протяжении Пречистенки до Обухова переулка он ее выразил.

(4)Поцеловал в ботик, у Мертвого переулка, расчищая дорогу, диким воем так напугал какую-то даму, что она села на тумбу, раза два подвыл, чтобы поддержать жалость к себе. (М.Булгаков)

 

4. Написать автобиографию.

 

Вариант 9.

1. Характеристика текста как основной синтаксической единицы.

2. 1) Расставьте ударения в следующих словах:

Арахис, аргумент, бензопровод, бытие, ворота, газированный, дефис, избалованный, каучук, житие, мастерский, ломоть, наискось, отняла, похороны, разминуться, средства, таможня, украинский, хозяева, цемент, черпать, языковая (норма), (ходить) по полу, танго, повременный.

2) Найдите и исправьте ошибки, связанные с искажением устойчивых сочетаний слов:

1. Пушкин – настоящий гений своего дела. 2. Любовь Маресьева к своему делу заставляет делать над собой чудеса. 3. Писатели всегда уделяли много места семье. 4. Большую роль в жизни человека имеет подсознание. 5. Это не остановило его на достигнутом. 6. Нет причин впадать в паническое настроение. 7. Мы не всегда отдаем отчет тому, как важны праздники в нашей жизни. 8. Басни на злобу дня не занимали главную роль в творчестве Крылова. 9. Горький в своем произведении дал огромную тему для размышления.

3) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Например: чулки – чулок.

Носки, гектары, килограммы, погоны, вафли, сапоги, башкиры, гусары, эполеты, рельсы, осетины, болгары, туфли, томаты, ясли.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

Музей - квартира закрыта на ремонт.

В этом ей должны были помочь двое подруг.

Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Каждый человек с его индивидуальной судьбой словно камешек на морском берегу.

(2)Двух новых не найдешь.

(3)И хотя все вместе они есть масса, галька, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых прожилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бывает и вправду – агат. (В. Солоухин)

 

4. Напишите сочинение-миниатюру или небольшой рассказ, где бы обыгрывались следующие фразеологизмы:

«По одёжке встречают, по уму провожают»;

«То же слово, да иначе молвить»;

«Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь».

 

Вариант 10

1. Лингвистика текста.

2. 1) Поставьте ударение в словах:

Бравурный, вероисповедание, ветеринария, возбуждено, коклюш, компас, красивее, партер, пиццерия, подбодрить, танцовщик, толика, торты, туфля.

2) Объясните значения фразеологизмов и крылатых слов. Используйте фразеологический словарь.

Несолонохлебавши; Эзопов язык; скрепя сердце; Содом и Гоморра; курить фимиам; петь дифирамбы; турусы на колёсах; двуликий Янус; держать в курсе; танцевать от печки.

3) Образуйте от данных глаголов деепричастия. Есть ли в списке глаголы, от которых деепричастия не образуются?

Потупить, колебаться, шить, слезть, вспомнить, быть, хотеть, услышать, мучиться, ехать, ждать.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.

Ладонью руки он нежно гладит ребенка по голове.

Они твердо верили в неминуемую победу.

Первое полгода пролетело быстро.

Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворен запросов, а запросы бывают разные.

(2)Русская пословица говорит: «У каждого по горю, да не поровну.

(3)У одного похлебка жидка, у другого жемчуг мелок».

(4)То же можно сказать о счастье.

(5)Тем не менее у любого счастья существует фон, или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.

(6)Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворенность главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека свое.

(7)Личные, повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастья.(В. Солоухин)

 

4. Написать рецензию на прочитанную книгу.

 

Вариант 11.

1. Разговорный стиль.

2. 1) Расставьте ударения в следующих словах:

Арахис, аргумент, бензопровод, бытие, ворота, газированный, дефис, избалованный, каучук, житие, мастерский, ломоть, наискось, отняла, похороны, разминуться, средства, таможня, украинский, хозяева, цемент, черпать, языковая (норма), (ходить) по полу, танго, повременный.

2) Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор). Используйте фразеологический словарь.

а) Так вот, где собака порылась!

б) «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трёх берёзах», – сказал мне мой старший брат.

в) Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.

г) Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.

д) Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите.

е) Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве.

3) Исправьте ошибки в предложениях.

а) Этот центр расположен в тридцати-сорока минут езды от города

б) Шторм бушевал в течение полтора суток.

в) В городе зарегистрировано более восьмиста семидесяти тысяч жителей.

г) Двое кошек бежали по улице.

д) На столе лежал кошелек с девяностами рублями.

4) Составьте со следующими предлогами словосочетания в правильном падеже. Например: по мере – по мере продвижения.

Благодаря, ввиду, во избежание, вопреки, в отношении, вследствие, в соответствии, в течение, в целях, по причине, применительно к, согласно, соответственно, со стороны.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Часто мы называем романами произведения, не имеющие права претендовать на этот самый сложный литературный жанр. Конечно, можно назвать дворцом и здание театра, и аэровокзал, и здание универмага. Но все же это будет театр или универмаг, а не дворец.

(2)Роман – сложное архитектурное сооружение. Это не башня, не собор, но именно – дворец, включающий в себя и башню, и дворцовую церковь, и домашний театр, и множество интерьеров, и галереи, и анфилады, и зимний сад и чертоги, и подвалы (обязательно подвалы), и потайные подземные ходы в отдаленный угол запущенного сада, или к реке, или в ближний овраг.

(3)Чехов называл «Фому Гордеева», кажется, не то оглоблей, не то шашлыком в том смысле, что все действие в этом произведении нанизано на одну линию.(В. Солоухин)

 

4. Реферат - доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Написать реферат на тему «Разговорный стиль».

 

Вариант 12.

1. Художественный стиль.

2.1) Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Аналог, диспансер, боязнь, досуг, оптовый, валовой, сливовый, премированный, усугубить, черпать, избалованный, симметрия, каталог, танцовщик, факсимиле.

2) Объясните значения фразеологизмов со словом «язык». Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор). Используйте фразеологический словарь.

Боек на язык; держать язык за зубами; Эзопов язык; говорить на разных языках; язык сломаешь; бегать высунув язык; как языком слизнуло; не сходит с языка (у кого-то); типун тебе на язык; сорвалось с языка.

3) Напишите прописью следующие имена числительные:

Я остался с 365 рублями. Я остался с 789 рублями. Я остался с 1191 рублями.

4) Составьте словосочетания существительных с прилагательными, свойственные официально-деловому стилю. Например: доводы – убедительные доводы.

Действия, лицо, необходимость, обстоятельства, организация, ответственность, отношения, порядок, пособие, рассмотрение, расчеты, рентабельность, сотрудничество, срок, скидки, цены.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Когда читатель берет книгу и начинает ее читать у него в запасе сто копеек читательского внимания.

(2)Дальше все зависит от того, как построена книга.

(3)Эти сто копеек читатель может израсходовать на первых двадцати страницах или во всяком случае задолго до конца книги.

(4)Книга останется недочитанной.

(5)Капиталом читательского внимания писатель должен распорядиться так, чтобы его хватило до конца, да еще и остался хотя бы грошик, выражающийся в восклицании: «Как жалко, что книга кончилась». (В. Солоухин).

 

4. Конспект – это  краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. Написать конспект любой научной статьи и приложите план-вопросник к нему.

 

Вариант 13.

1. Публицистический стиль.

2. 1) Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Килограммовый, подростковый, искони, втридорога, кашлянуть, принудить, маркировать, черпать, договор, симметрия, генезис, пуловер, красивее, облегчить, жалюзи.

2) Что означают данные слова иноязычного происхождения? Дайте их толкование. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Консенсус, мониторинг, пасквиль, перманентный, остракизм, презентация, легитимный, филистер, рецидив, ханжество, эпатаж, ходатайство, эскорт, экзальтированный, импичмент.

3) Поставьте существительное в форму Р.п. мн.ч. (используйте вопрос кого? чего?)

Апельсины, армяне, ботинки, гектары, мандарины, осетины, помидоры, солдаты, туфли, чулки, яблоки, рельсы, носки, яблони, плечи.

4) Исправьте ошибки в предложении.

Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

Скрутившись клубком в своем гнезде спит белка.

Это песня доставила для меня большое удовольствие.

Детвора с утра резвилась во дворе.

Иванов был круглая сирота.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Мастер говорит: «Ты сидишь и чеканишь два года серебряный рубль, и получается изумительное изделие ручной чеканки.

(2)А в это время со штамповочного станка выбрасывают на рынок те же по рисунку алюминиевые рубли и пускают их по той же цене».

(3)Происходит девальвация мастерства и искусства. (В. Солоухин).

 

4. Написать резюме.

 

Вариант 14.

1. Официально-деловой стиль.

2. 1) Расставьте ударение в словах. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Жерло, кулинария, мышление, украинец, пуловер, отрочество, таможня, августовский, плесневеть, щавель, бередить, завсегдатай, добыча, закупорить, пломбировать.

2) Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Инфантильный, индифферентный, амбиция, анализ, вердикт, вестибюль, менталитет, секвестр, экспорт, мораторий, квота, аквизиция, клиринг, фанаберия, стагнация.

3) Образуйте мн.ч. от существительных:

Выбор, цех, фронт, инженер, лектор, катер, торт, порт, слесарь, суп.

4) Укажите характерные для официально-делового стиля варианты сочетаемости глаголов и существительных. Например: вносить – вносить предложение; претензия – предъявить претензию.

Возложить, высказать, достигать, заключить, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, оказывать, предъявлять, погашать, продлить, принять, предпринять, рассмотреть, расторгнуть, составить.

Благодарность, виза, выговор, договор, договоренность, документ, задолженность, заявка, иск, кредит, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, претензия, приказ, расписка, резолюция, резюме, рекомендация, решение, санкция, содействие, справка, счет, требование, учет, характеристика, цена.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь.

(2)Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином.

(3)Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою.

(4)Но для сна нужен был покой ума, доверчивость к жизни <…>, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал – полезен ли он в мире… (А.В. Платонов).

 

4. Эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Напишите эссе на прочитанную книгу.

 

Вариант 15.

1. Жанровое своеобразие официально-делового текста как документа.

2. 1) Расставьте ударения в следующих словах:

Арахис, аргумент, бензопровод, бытие, ворота, газированный, дефис, избалованный, каучук, житие, мастерский, ломоть, наискось, отняла, похороны, разминуться, средства, таможня, украинский, хозяева, цемент, черпать, языковая (норма), (ходить) по полу, танго, повременный.

2) Объясните значение фразеологизмов и крылатых слов. Используйте при выполнении задания фразеологический словарь.

Ахиллесова пята, калиф на час, Дамоклов меч, прокрустово ложе, лебединая песня, крокодиловы слёзы, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка.

3) Запишите словами цифры:

Порывы ветра достигали 15-20 метров в секунду; к 850-летию Москвы; во всех 479 томах этого дела; проголосовало «за» 370 депутатов при 63 «против»; в 284 выпуске программы; в 2012 году.

4) Укажите характерные для официально-делового стиля варианты сочетаемости глаголов и существительных. Например: вносить – вносить предложение; претензия – предъявить претензию.

Возложить, высказать, достигать, заключить, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, оказывать, предъявлять, погашать, продлить, принять, предпринять, рассмотреть, расторгнуть, составить.

Благодарность, виза, выговор, договор, договоренность, документ, задолженность, заявка, иск, кредит, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, претензия, приказ, расписка, резолюция, резюме, рекомендация, решение, санкция, содействие, справка, счет, требование, учет, характеристика, цена.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик.

(2)Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки.

(3)Подпрыгивал и пел громко: «Тополя-а-а, тополя-а-а…».

(4)С одного края неба уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко.

(5)И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.

(6)В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.

(7)Звали его – Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. <…> (М.Ю. Лермонтов).

 

4. Написать автобиографию.

 

Вариант 16

1. Научный стиль.

2. 1) Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Аналог, диспансер, боязнь, досуг, оптовый, валовой, сливовый, премированный, усугубить, черпать, избалованный, симметрия, каталог, танцовщик, факсимиле.

2) Объясните слова иноязычного происхождения. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Респондент, фетиш, стагфляция, спорадический, суверенитет, феномен, прерогатива, протекционизм, паблисити, панацея, пиетет, прайс-лист, кредо, корифей, перлюстрация.

3) Раскройте скобки:

И.А. Крылов написал много (басни).

Отряд ( солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте.

Я оставался в лесу долго:от синих(сумерки) до полных(потёмки).

4) Исправьте ошибки в предложениях:

В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.

Ладонью руки он нежно гладит ребенка по голове.

Они твердо верили в неминуемую победу.

Первое полгода пролетело быстро.

Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Было еще темно, но кое-где в домах засветились огни и в конце улицы из-за казармы стала подниматься бледная луна. (2)Лаптев сидел у ворот на лавочке и ждал, когда кончится всенощная в церкви Петра и Павла. (3)Он рассчитывал, что Юлия Сергеевна, возвращаясь от всенощной, будет проходить мимо, и тогда он заговорит с ней и. быть может, проведет с ней весь вечер.

(4)Он сидел уже часа полтора, и воображение его в это время рисовало московскую квартиру, московских друзей, лакея, письменный стол. (5)Он с недоумением посматривал на темные. (6)Неподвижные деревья, и ему казалось странным, что он живет теперь  не на даче в Сокольниках, а в провинциальном городе. (А.П. Чехов)

 

4. Написать резюме.

 

Вариант 17.

1. Жанровое своеобразие научного текста как документа.

2. 1) Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Августовский, валовой, грошовый, губчатый, избалованный, красивее, договор, премированный,, маркетинг, досуг, щавель, таможня, каталог, мышление, факсимиле.

2) Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Инфантильный, индифферентный, амбиция, анализ, вердикт, вестибюль, менталитет, секвестр, экспорт, мораторий, квота, аквизиция, клиринг, фанаберия, стагнация.

3) Образуйте мн.ч. от существительных:

Выбор, цех, фронт, инженер, лектор, катер, торт, порт, слесарь, суп.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

Николая Ростова приставили к награде.

Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.

Что можно комментировать о таком ударе?

Благодаря наводнению люди остались без крова.

Он очень практический человек.

Он был смелый человек, не боясь трудностей.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Мы были с Голованом соседи.

(2)Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счету от берегового обрыва над рекой Орликом.

(3)Место здесь довольно красиво.

(4)Тогда, до пожаров, это был край настоящего города.

(5)Вправо за Орлик шли мелкие хибары слободы, которая примыкала к коренной части, оканчивающейся церковью Василия Великого.

(6)Сбоку был очень крутой и неудобный спуск по обрыву, а сзади, за садами, - глубокий овраг и за ним степной выгон, на котором торчал какой-то магазин.

(7)Тут по утрам шла солдатская муштра и палочный бой – самые ранние картины, которые я видел и наблюдал среди прочего. (Н.С.Лесков)

 

4. Конспект – это  краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. Написать конспект любой научной статьи и приложите план-вопросник к нему.

 

Вариант 18.

1. Литературный язык – высшая форма развития языка.

2. 1) Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Агент, алкоголь, кулинария, премированный, плесневеть, отрочество, обеспечение, завсегдатай, сливовый, жалюзи, жерло, знамение, вечеря, визави, индустрия.

2) Объясните значения фразеологизмов и крылатых слов. Используйте фразеологический словарь.

Несолонохлебавши; Эзопов язык; скрепя сердце; Содом и Гоморра; курить фимиам; петь дифирамбы; турусы на колёсах; двуликий Янус; держать в курсе; танцевать от печки.

3) Определите  род  имен существительных:

Кофе, толь, тюль, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль ,депо, купе, какао, пианино, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.

4) Исправьте ошибки в предложении.

Мы выехали на просторное авеню.

По истечению некоторого времени можно будет вновь вернуться.

Она опытная инженер.

Убежав из дома мальчик был найден милицией.

Успехами мы не блестим.

Она пришла в цветистом платье.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Это был июнь 1871 года.

(2)Холера уже началась.

(3)Когда я пришел пешком из Вологды в Ярославль, там участились холерные случаи, которые, главным образом, проявлялись среди прибрежного рабочего народа, среди зимогоров-грузчиков.

(4)Холера помогла мне выполнить заветное желание попасть именно в бурлаки, да еще в ляочники, в те самые, о которых Некрасов сказал: «То бурлаки идут бичевой…»

(5)Я ходил по Тверцам, любовался красотой нагорного Ярославля, по ту сторону Волги, дымившими у пристаней пассажирскими пароходами, то белыми.

(6)То розовыми, караваном баржей, тянувших на буксире…

(7)А где же бурлаки? (По В.А. Гиляровскому)

 

4. Написать доверенность на получение стипендии, зарплаты, соблюдая все правила оформления реквизитов документов.

 

Вариант 19.

1. Понятие об ораторском искусстве.

2. 1) Поставьте ударение в словах.

Алфавит, арест, ассиметрия, в аэропортах, закупорить, звонишь, жерло, запломбированный, обетованный, огниво, озлобленный, опека, сабо, сваты.и речь.

2) Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор). Используйте фразеологический словарь.

а) Так вот, где собака порылась!

б) «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трёх берёзах», – сказал мне мой старший брат.

в) Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.

г) Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.

д) Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите.

е) Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве.

3) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Например: чулки – чулок.

Носки, гектары, килограммы, погоны, вафли, сапоги, башкиры, гусары, эполеты, рельсы, осетины, болгары, туфли, томаты, ясли.

4) Исправьте ошибки в предложениях:

Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

Я не могу вспомнить, что был ли он на занятиях в четверг.

Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

Детвора с утра резвились во дворе.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую-то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден на средства к прокормлению и притом необыкновенно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерю галушек, было бы совершенно невозможное дело.

(2)И поэтому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны.

(3)Тогда сенат, состоявший из философов и богословов, отправлял грамматиков и риторов под предводительством одного философа, - а иногда присоединялся и сам, с мешками на плечах опустошать чужие огороды.

(4)И в бурсе появлялась каша из тыкв.

(5)Сенаторы столько объедались арбузов и дынь, что на другой день аудиторы слышали от них вместо одного два урока: один происходил из уст, другой ворчал в сенаторском желудке. (Н.В.Гоголь)

 

4. Написать автобиографию.

 

Вариант 20.

1. Оратор и его аудитория.

2. 1) Поставьте ударение в словах:

Балованный, баловать, басовый, исподволь, исчерпать, каталог, оптовый, осведомиться, осужденный, свекла, сироты, соболезнование, созыв, щавель.

2) Определите, какая из двух ошибок – речевая избыточность или речевая недостаточность – допущена в предложениях. Отредактируйте их:

1.В нашу студию пришли весьма известные люди, которые у всех на устах. 2. Жители уездного города встречаются, чтобы посудачить о чьей-то женитьбе, обсудить наряды дам, поделиться об очередной покупке вещей. 3. Роман Толстого «Война и мир» - поистине гениальное произведение, вошедшее в число произведений мировой литературы. 4. Татьяна, расставшись с Онегиным, не перестает любить его, а напротив. 5. Шолохов осознанно осмысливает то , что произошло с казачеством на Дону. 6. Толстой изображает любовь Наташи к Андрею Болконскому и Анатолю Курагину, намеренно вводя в повествование героев, которые были противоположными крайностями. 7. У героя была мысль стать выше мира, а это значит и есть обрести подлинную свободу.

3) Запишите словами цифры:

Порывы ветра достигали 15-20 метров в секунду; к 850-летию Москвы; во всех 479 томах этого дела; проголосовало «за» 370 депутатов при 63 «против»; в 284 выпуске программы; в 2012 году.

4) Исправьте ошибки в предложении:

Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

Я не заметил, что находился ли он в комнате.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, северах.

Я увлекаюсь не только чтением книг, а также живописью.

По прибытию в город он отправился в комендатуру.

 

3. Лингвостилистический анализ текста.

План лингвостилистического анализа текста:

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. средства выразительности;

5. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

(1)Чтобы любить и защищать родную культуру, достаточно, может быть, родиться в своей стране, среди своего народа и, так сказать, впитать национальные чувства с молоком матери.

(2)Чтобы любить и защищать культуру другого народа, нужно обладать самому высокой и широкой культурой.

(3)Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем…

(4)Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком. (В. Солоухин)

 

4. Написать резюме.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика