СибГУТИ, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
18.03.2015, 14:41

Студенты выполняют контрольную работу, которая содержит 4 раздела.

Первый раздел –  изложение теоретического вопроса по теме, выбранной произвольно из предложенного списка в соответствии с литературой для подготовки. Текст  должен  включать введение, основную часть, заключение. Объем – не более 2 страниц .

Второй раздел – выполнение одного задания по теме "Стили современного литературного языка". Выбор задания произвольный.

Третий раздел – выполнение одного задания по теме  «Культура речи». Выбор задания произвольный.

Четвертый раздел – выполнение одного задания по теме «Логические основы риторики». Выбор задания произвольный.

 

Задание к первому разделу: «Темы для изложения теоретического вопроса»

1. Язык и речь: отличительные признаки.

2. Речевой акт, его компоненты.

3. Основные качества речи: содержательность, точность и понятность (профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, термины).

4. Основные качества речи - богатство и разнообразие(синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, тропы, фразеологические обороты).

5. Нормативность литературного языка.

6. О денотации и коннотации в языке.

7. Вариативность ударения в разных языках.

8. Механизм внутренней речи.

9. Механизм перехода к внешней речи.

10.Механизм выбора слова.

11.Особенности устной и письменной речи.

12.Стилевые разновидности устной речи.

13.Языковые особенности научного стиля.

14.Языковые особенности официально-делового стиля.

15.Тропы - образные средства художественного стиля.

16.Особенности публицистического стиля.

17.Невербальные средства а речевой коммуникации.

18.Коммуникативная роль взгляда.

19.Роль жестов в речевой коммуникации.

20.Основатели русской риторики.

21.О трех видах ораторов (по Цицерону).

22.Парадоксы - внутреннепротиворечивые высказывания (Логические причины парадоксов, примеры парадоксов).

23.Закон тождества (формула, пример, ошибки при нарушении закона).

24.Закон противоречия (формула, пример, ошибки при нарушении закона).

25.Закон исключенного третьего (формула, пример, ошибки при нарушении закона).

26.Закон достаточного основания (формула, пример, ошибки при нарушении закона).

27.Виды умозаключений.

28.Дедуктивное умозаключение (структура, пример);

29.Индуктивное умозаключение (полная, неполная индукция, структура, примеры)

30.Умозаключение по аналогии (структура, примеры).

31.Понятие полемики. Ее классификация.

32.Культура спора.

 

Задание ко второму разделу: «Стили современного литературного русского языка»

1. Сделайте стилистический анализ одного из приведенных ниже текстов по предложенной схеме.

2. Приведите отрывок научно-технического текста  в соответствии с вашей специальностью и проанализируйте его по предложенной схеме.

1. Функциональный стиль (разговорный, научный, газетно-публицистический, официально-деловой, художественный.

2. Сфера применения (научная статья, отрывок из литературного произ­ведения, документ, и т.п.)

3. Основные стилевые черты (эмоциональность/официальность, простота, точность, стандартизоыанность, подготовленность/неподготовленность, безличность, абстрактность, доказательность, объективность, призывность, лаконичность, образность, красота, богатство и т.д.).

4. Языковые особенности данного текста (разговорные слова, фразеологизмы, простые/сложные предложения, диалогическая речь, наличие терминов, описательные обороты, использование принятых сокращений, схем, графиков, чертежей, средства образности языка, использование элементов различных стилей).

Последний пункт характеристики стиля необходимо сопровождать при­мерами из текста. Вариант текста выбирается произвольно из предложенных ниже.

Текст 1.

Для подготовки предложений по реализации актуальных экономических проблем перспективного и текущего развития города постановляю:

1. Считать утратившим силу распоряжение Главы администрации города от 25.06.92 г. №381-р.

2.Создать финансово-экономический совет при Главе города.

3. Утвердить Положение о финансово-экономическом совете при Главе города.

Текст 2.

Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Ко­нечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а при­мись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам писать!

Текст 3.

К метеорологическим факторам воздействия на климат Земли можно от­нести основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химиче­ский состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей, имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, яв­ляются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и бу­дущем.

Текст 4.

У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой лу­говой; у Исты тоже. Эта небольшая речка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять со своими плотинами, прудами, мельницами, ого­родами, окруженными ракитниками и гусиными стадами.

Текст 5.

Среди публицистических текстов любой идейной ориентации достаточно часто встречаются тексты демагогические, т.е. такие, которые имеют целью на­вязывание адресату предвзятого осмысления и односторонней оценки предмета обсуждения. Представляется, что подобная направленность текстов может быть обнаружена не только путем сопоставления их содержания с действительным положением дел, но и посредством лингвистического анализа.

Текст 6.

Спектакль, поставленный Гарри Купфером, кажется, использует все ху­дожественные приемы и средства развлекательного театра. И начинается он бу­квально с порога. Пиратского вида шарманщик, приветливо улыбаясь, поет у входа в театр популярные песни и романсы о «сладкой жизни разбойников».В фойе - одетые в лохмотья всех исторических эпох молодые люди продолжают этот репертуар. Постепенно все пришедшие в театр втягиваются в единое «криминально-карнавальное» действие.

Текст 7.

27 марта на Сибирской Ярмарке открылась выставка «УЧСИБ-2001». И, конечно же, в который раз не зря. Как обычно, островки стендов в бескрайнем море учебных заведений Сибири радушно приветствовали каждого, кто прича­ливал к ним. Публика была крайне разнородна по возрасту, что практически не сказывалось (как не удивительно) на ее активности.

Текст 8.

Подтверждаем получение Вашего письма №... от ... , в котором Вы

за­прашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится 28 ноября 2003 г. в 12 часов в главном корпусе Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Надеемся, что Вы примете в ней активное участие. 

Текст 9.

У незнакомца было продолговатое, овеянное непримиримым величием и не без оттенка надменной гордости, лицо с матовым цветом кожи и с небреж­ной, чуть тронутой сединою бородкой, как бы ветерком вдохновения вздыб­ленные волосы его были умеренно длинны, и слегка мерцающие тени лежали во впадинах над высоким лбом.

Текст 10.

Мне было лет двенадцать. И я очень любила вообще собак. У нас была собака, Дымка... Я почему-то хорошо помню эту собаку. Вот, подумайте, есть воспоминания, которые остаются на всю жизнь. Можно сказать, совершенно ничего не значащие... В сущности...И вот, значит, была эта собака, она меня очень любила. Она страшно злая была, все боялись к ней подходить. Сидела на цепи… Но я к ней подходила…

 

Задание к третьему разделу: «Культура речи»

Прочитайте предложенные цитоны, выберите любые три из них. Найдите и проанализируйте ошибки: логические, грамматические, синтаксические. Исправьте их, сохранив смысл фразы.

1. Можно сказать, что педагогика — это список мыслей и практи­ки. А если более грамотнее сказать, то без нее воспитывать детей в школе нельзя, но если дома и родители, то можно.

2. На ваш вопрос я обратно говорю, что новые исследования в пе­дагогике, которые называются новациями, всегда дают учителю что-то новое, чего он раньше никогда не встречал в коридорах школы.

3. Автор позволил заметить, что история не учит так, как должен учить учебник потому, что они говорят про разные вещи.

4. Есть вопросы, которые сильно в педагогике вспучились. Напри­мер, половое воспитание, про которое нельзя сказать, что оно сексу­альное, потому как оно неправильное и идет не туда.

5. Музыкальная классика, так сказать, плохо воспринимается пото­му, что в ней нет современных танцев, а певцы должны иметь голос, а, так сказать, не кричать.

6. Оруженосцы не сражались с врагом, а только ухаживали за ко­нем рыцаря и за его дамой и чистили ихнее оружие и сбрую.

7. Рыцарь в латах железных и с мечем, щитом, каской становился очень тяжелым, и сам ничего делать не хотел, за него все делал оруже­носец, поэтому их иногда было несколько или много.

8. Дети в наше время часто бывают бестолковыми, но физиче­ского наказания использовать к ним, значит, все-таки, нельзя, а нужно много раз долбить им одно и то же на словах.

9. Девочки попадали на учение не сразу, а после проверки их со­словия, сказок Пушкина, пения, танцев, швейного дела и Закона Божия, но обязательно отдельно от мужчин.

10.Женщинам раньше не давалось, так сказать, образование, они жили в специальной комнате для женщин и никуда не ходили, а все приходили к ним по мере надобности.

11.В Риме к детям нанимали таких нянек, которые хорошо говорят, их называли «риторами», и таким образом образовывали своих детей.

12.Есть много умных русских поговорок, например, «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», которая означает, что некрасивым людям лучше на себя в зеркало не любоваться.

13.Хоть большое влияние играла цель эта, но правительством предложение это не одобрилось.

14.Раньше церковь занимала значительное значение в школе.

15.Дети дворян и крепостных крестьян обучались на дому в своих особенных классовых условиях.

16.Белинский высказывал ценные мысли и писал разные ученые труды о воспитании, которые, как он много раз сам подчеркивал крас­ной нитью, будут дальше развивать и будут полезны для детей.

17.В процессе труда дети как бы облагораживаются, поэтому их нужно заставлять трудиться упорно и каждый день.

18.Мы перед вами низко извиняемся, а если согласия нет, то из­виняемся еще ниже.

19.Лидер ЛДПР сказал, что в 1997 г. все женщины должны забе­ременеть, а все мужчины — вступить в его партию. А я думаю, что пер­вое — аморально, а второе — безнравственно, или наоборот, потому что это агрессивное насилие и спланированное заранее посягательство на личную партийно-половую свободу человека.

20.Кариес — это такая зубная боль, при которой ничего нельзя есть, а нужно все время чистить зубы.

21.Книга — это пища для сердца и ума, но для живота она не по­могает, потому что ни варке, ни жарке не поддается.

22.Нужно найти у себя смелость для того, чтобы работать юристом или раскрывать глаза — свои и другие — на окружающую вокруг нас обстановку, которая по-научному называется дизайн.

23.Теперь такая реклама ужасная, например, «лучше средства не ищи, если выросли прыщи». Если бы прыщи знали, сколько эти сред­ства стоят, они бы сами скончались от ужаса.

24.Передовые учителя нам подсказывают: что-то как-то на уровне где-то детям как бы объяснить и можно. Но осторожно. А то может по­лучиться некая неконструктивная активность.

25.Я могу эту цитату вспомнить наизусть и сказать вслух, которая чудно разрешает проблему вопроса.

26.Именины сердца — это такой праздник, когда думать не надо, а только раздувать внутреннее веселье для одного человека.

27.Честно говоря. Курильские острова нельзя отдавать японцам, а то они сразу и быстро там все наладят — и жизнь и вообще, и все это увидят, что раньше там жизни нет.

28.Воспитывать надо тогда, когда ребенок еще не понимает слов. А когда уже понимает, то бесполезно, потому что он их не слушает. В этот момент и проявляется призвание учителя.

29.«Примитивный» — это не просто «простой», а «очень простой, значит «очень примитивный», это «сверх простой», такой, что и не видно, даже рядом, и не интересно.

30.Вчера у Чехова была какая-то такая тайна, а сегодня в нем ос­талось одно — трудности современного восприятия, конечно, не без интереса и приятностей для зрителя.

31.Вот так, значит. Если спросить, что может нам помешать меч­тать, то, значит, ответ простой: окружающая нас, значит, вот, действи­тельность.

32.Да, хотелось бы, конечно, побывать во Франции, говорят, там везде очень красиво, например, Эйфелева башня, и везде пахнет духами.

33.Некий какой-то энергетический контакт между помогает воз­действовать учителю на ученика, а наоборот никак не получается.

34.Все лекарства, в которых есть слово «упса», я не покупаю, по­тому что это собачье производство, но написано неграмотно, а нужно: «у пса».

35.На иностранном языке этот факт как раз и называется «нон­сенс», а на русском — «нелепица», что одно и то же, хотя, может быть, кто-нибудь с этим активно не согласен.

36.Элитарный — значит необычный. Собака должна быть с хво­стом, а бесхвостая собака — уже может считаться элитарной.

37.На элементарную порядочность делового партнера сейчас на­деяться нельзя, нет никаких таких сознательных элементов у разных партнеров по взаимному обману в виде бизнеса.

38.Квартет — это когда четыре музыканта или певца. Поэтому в нем не может быть много людей, а вот пять-шесть — может.

39.Такие уже эти серьезные вопросы мне задаются, что ответы вызывают удивление, хотя я еще и ничего не ответила.

40.Желтая пресса — это когда газета или там журнал бедный, де­нег нет на хорошую белую бумагу, они и печатаются свои интервью на любой небелой, даже плохой, желтой.

41.Увидев эту актрису на экране, настроение повышается — как утром, так и вечером, без конца потрясающе.

42.У этих культуристов такие излишества на мускулах, что не­вольно начинаешь думать: у них шишки на мышцах, потому что дырки на мозгах.

43.Дети-то, они, конечно, цветы, но лучше бы они, дети то есть эти, не становились потом ягодками, а еще хуже — фруктами, такими, что от них и отрава идет, даже до самого суда.

44.Авитаминоз — это когда весна наступает или, там, идет уже, а фруктов не хватает, в том, значит, смысле, что на них не хватает денег, да и все тут. И приходится не фрукты, а кислую капусту или, там, зна­чит, в смысле, что простую морковь.

45.Любовь — самое главное в жизни. Поэтому это не то, что по­казывают в американских фильмах, в которых она — почти всегда бе­ременная, а он — активно ругается и дерется.

46.Кто-то сказал, что все дороги ведут в Рим, вот, а все колдоби­ны, значит, вот — в Москву. Не помню подробности, вот.

47.Раньше ученика с родителями — к директору, теперь — всех в тюрьму и порядок.

48.Искусство требует жертв, и поэтому вечно, и вполне наоборот.

49.Если человек все время наступает на одни и те же грабли, то они должны быть очень крепкими, эти грабельки, как и лицо у чело­века.

50.Все газеты заботятся о своей продажности, хотя, как я думаю, это не должно быть главным, чтобы их покупали.

51.Весной все приобретает зеленоватый оттенок, даже студенты, поэтому падает у них работоспособность, хотя физические некие каче­ства у них поднимаются.

 

Задание к четвертому разделу: «Логические основы риторики»

Задания предполагают знание основных форм мышления и формально-логических законов. Выполнение задания должно быть развернутым и обоснованным. Студент выполняет один из десяти предложенных вариантов.

1.

· Какое отношение понятий отражает формула: Ни одно А не есть не-А. (назовите логическое отношение между понятиями, приведите пример).

· Приведите высказывание к одной из четырех форм: (А,Е,I,О).

Имеются приборы, преобразующие ультразвук в звук, слышимый человеком.

· Определите, выполняются ли требования закона противоречия в следующих понятиях: а) солнечная ночь.

2.

· Что такое равнообъемность понятий? (приведите пример равнообъемных понятий).

· Приведите высказывание к одной из четырех форм: (А,Е,I,О)

Некоторые проблемы человечества до сих пор не решены.

· Определите, выполняются ли требования закона противоречия в следующих понятиях: б) сухая вода.

3.

· Что такое пересечение понятий? Приведите примеры.

· Приведите высказывание к одной из четырех форм: (А,Е,I,О)

Ни один ученый не мыслит формулами.

· Определите, выполняются ли требования закона противоречия в следующих понятиях: в) холодный огонь.

4.

· Что такое подчинение понятий? Приведите примеры.

· Образуйте истинные высказывания форм А,Е,I,О из следующих пар понятий:

Крупный промышленный центр , город республиканского подчинения.

· Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений:

А) Для некоторых стран Африки характерны переходные формы производственных отношений. Для всех стран Африки характерны переходные формы производственных отношений.

5.

· Что такое соподчинение понятий? Приведите пример.

· Образуйте истинные высказывания форм А,Е,I,О из следующих пар понятий:

Модель, отражает свойства оригинала.

· Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений:

Б) Все студенты нашей группы подготовились к семинару по экономической теории. Ни один студент нашей группы не подготовился к семинару по экономической теории. 

6.

· Что такое противоположность понятий? Приведите пример.

· Образуйте истинные высказывания форм А,Е,I,О из следующих пар понятий:

Коническое сечение, эллипс.

· Нарушены ли требования закона достаточного основания в данном суждении?

А) Д. не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности. 

7.

· Что такое противоречие понятий? Приведите пример.

· Образуйте истинные высказывания форм А,Е,I,О из следующих пар понятий:

Планета Солнечной системы, тело, движущееся по круговой орбите.

· Нарушены ли требования закона достаточного основания в данном суждении?

Б) Правый глаз чешется - радоваться, левый - плакать. 

8.

· Какое отношение понятий отражает формула: Все А суть (являются) В. и Все В суть А.

· Составьте высказывания вида А,Е,I,О  из следующих пар имен:

Крестьянское восстание , закончилось победой .

· Какой закон нарушен в следующем примере?

А) Он долго садился на лошадь с поломанной ногой. 

9.

·  Какое отношение понятий отражает формула, приведите пример:

Некоторые А есть В. и Некоторые В есть А.

· Составьте высказывания вида А,Е,I,О  из следующих пар имен:

Русский феодал , сторонник преобразований Петра 1.

· Какой закон нарушен в следующем примере?

Б) Праздник продолжался, все веселились, но многие были подавлены случившимся. 

10.

· Какое отношение понятий отражает формула, приведите пример:

Все А суть В. и Некоторые В суть А.

· Составьте высказывания вида А,Е,I,О  из следующих пар имен

Звезда , мощный источник радиоизлучений.

· Какой закон нарушен в следующем примере?

Г) В связи с тем, что моя первая бывшая жена наносила повреждения второй, мне ничего не оставалось, как жениться в третий раз (из протокола).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика