СПбУГПС, русский язык (контрольная работа №1, г.Железногорск, варианты 1-5)
Узнать стоимость этой работы
29.09.2014, 10:54

Вариант I

1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Агент, алфавит, хвоя, нефтепровод, индустрия, арбуз, материальное обеспечение, анализ крови, много отраслей, мизерный, давнишний, языковая норма, красивее, втридорога, маркировать, грузите, быстрее, отняла, звонит, ворота, дремота, договор, продал, приведены, хозяйствовать.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Пр…крытие стоявшее подле пушек Тушина ушло по чьему(то) пр…казанию в середине дела батарея продолжала стрелять и (не, ни) была взята французами только потому что (не, ни) приятель (не, ни) мог пр…дпол…гать дерзости стрельбы четырех (не, ни) кем (не,ни) защище…ых пушек.

3. Определите род имен существительных и согласуйте с прилагательными.           

Цвет… тюль, вкусн… рагу,итальянск… джакузи, чист… купе, черн… кофе, заказн… такси, знаком… конферансье, интересн… интервью, нов… кепи, безупречн… алиби.         

4. Спишите и объясните различия в правописании и значении каждой пары слов. Составьте с ними словосочетания и предложения.

Сложение - слагаемое, приложение - прилагательное, водоросль - отрасль, возраст - рост, уровень - уравнение, коснуться - касаться, прикосновение - касание, зарница - зори, творец - тварь, кланяться - склониться.

5. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

1. Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав ... (встать - стать). 2. Перед собранием ... (встать - стать) такой принципиальный вопрос. 3. Испытания новой машины ... (проводиться - производиться) уже третью неделю. 4. По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве ... (проведенный - произведенный) работы и ... (предоставленный - представленный) отчета. 5. Молодежь у нас в группе ... (представлена - предоставлена) самой себе. 6. В работах художников и скульпторов ... (отражаться - отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев. 7. Впечатлений от поездки много, но главное - это исключительно ... (дружеский - дружественный) отношение к нам французского народа. 8. Люди, захваченные стихией отступления, не понимающие ... (существо - сущность) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 9. Конькобежцы США ... (опробовать - апробировать) костюм из нового синтетического материала. 10. Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в серийное производство. 11. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 12. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 13. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 14. Молодой актер играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского. 15. Напрягая последние ... (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределенную форму того глагола, от которого оно образовано.

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в этом нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеч...нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

7. Раскройте скобки.

(На)всегда, (из)вне, (по)сейчас, (до)нельзя, (до)нельзя, (до)ныне, (на)завтра, (на)миг, (с)маху, (на)часах, (по)памяти, (не)(в)домек, далеко (не)случайно, никому (не)приятно, (не)(по)детски, (на)удалую, (в)пятых, (в)первые, (ис)(под)тишка, (по)латыни, (по)ровну, (по)прежнему, как (ни) как, (по)добру (по)здорову.

8. Расставьте знаки препинания.

1. Отчаяние горечь ревность к вечной природе и чувство жалости к людям и самому себе это слилось у меня в один горловой комок. 2. Я медленно уходил от грозы преодолел густой совсем молоденький ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 3. Я любил эту тихую деревушку насквозь пропахшую молодым ячменем развешанным в пухлых снопах на жердяных пряслах. 4. Это был по всей видимости типичный курортный городок куда на лето выезжали наверно берлинцы. 5. Увязнув по колено в снегу нагнувшись к окошку увидел мать при тусклом свете привернутой лампы она собирала ужинать.

9. Напишите слова, раскрыв скобки.

(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (мото) поход, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (электро) двигатель, (авто) (мото) (вело) гонки, (гидро) (энерго) ресурсы, (микро) (радио) волны, (тепло) (электро) централь, (электро) (свето) (водо) лечебница.

10. Перепишите, вставляя пропущенные окончания существительных. При этом различайте имена собственные лиц и географические названия.

1. Золотой век русской литературы начат Пушкин...м и продолжен Лермонтов...м, Гогол...м, Герцен...м, Чернышевск...м, Добролюбов...м, Львом Толст...м. 2. В сражени... с Наполеоном под Бородин...м решилась судьба России. 3. Музыка, написанная композитором Бородин...м, всегда будет волновать русского человека. 4. Фильмы с Чарли Чаплин...м всегда охотно смотрят зрители. 5. Своеобразное объяснение мира природы предложено Дарвин...м. 6. Первые национальные русские комедии написаны Фонвизин...м. 7. Мы провели лето под городом Одинцов...м. 8. Мой дед в молодости встречался с князем Голицын...м. 9. С городом Голицын...м у меня связаны приятные воспоминания. 10. Сестра познакомила меня с Серёж... Птицын...м.

11.  Определите функционально-стилевую принадлежность текста, покажите его лексические, морфологические и синтаксические особенности, а также приемы графического оформления. Вникните в содержание данного фрагмента и напишите аннотацию, используя соответствующие языковые средства.

Комета века

Появление на земном небе яркой, большой кометы – сравнительно редкое явление, которое случается не чаще 6-7 раз в столетие. Однако кометы, которые наблюдают уже много веков, таят в себе немало загадок.

Сейчас яркая комета Когоутека, которая сблизилась с Солнцем в декабре 1973 года и обогнула его, снова удаляется к границам Солнечной системы. В прошлом столетии, например, в 1812 году, наблюдались кометы еще более грандиозные, которые подлетали к Солнцу еще ближе, чем комета Когоутека.

Но и этот неожиданный визит новой, неизвестной до сих пор кометы оказался очень полезным для астрономии. Современные средства исследования позволили получить о комете обширную информацию, которая добавляет много ценного к нашим знаниям о процессах, которые происходят в Солнечной системе.

Всякая комета состоит из твердой части, которую называют ядром, и газово-пылевой атмосферы, которая постоянно меняется.

Вдалеке от солнца, где-нибудь за орбитами Нептуна и Плутона, ядро кометы не имеет атмосферной оболочки, и в этой космической дали обнаружить комету невозможно.

Зато с приближением к Солнцу кометное ядро получает атмосферу, которая, правда, совершенно отличается от атмосферы Земли или других планет.

Головы кометы, которые по размерам можно сравнить с Солнцем, по космическим масштабам невелики, а их хвосты вытягиваются на десятки и сотни миллионов километров. Но средняя плотность кометных атмосфер в миллиарды раз меньше плотности комнатного воздуха.

Поэтому при столкновении с кометными хвостами, что кстати было уже не один раз, Земля проходила сквозь них так же легко, как пуля, которая проходит сквозь облако табачного дыма.

Именно поэтому кометы получили шутливое название «видимое ничто»!

 

Вариант II

1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Дремота, видение мира, танцовщица, приговор, каталог, какими судьбами, меткая острота, ассиметрия, клубы дыма, избалованный, задолго, усугубить, нормировать, дозвониться, задал, раздала, отняли, пальто мало, добыча, заголовок, инструмент, квартал, кладовая, корысть, кремень, фольга.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

У нас соб…рались оф…церы студенты почему(то) пр…имущественно медики чиновники нач…нал от надворного советника и к…нчал простым канц…лярским служащим сем…наристы словом то пестрое смеша…ое общество какое можно встретить в столицах где давно все перем…шалось в одной общей сутолоке.

3. Определите род имен существительных и согласуйте с прилагательными.           

Пестр… какаду, модн… каре, мощн… секьюрити, ночн… рандеву, огромн… мозоль, молот… кофе, бедн… сирота, разрушительн… торнадо, пропущенн… пенальти, маленьк… шимпанзе.

4. Допишите окончания существительных.

В перестрелк…, на взморь…, к Марь…, в ущель…, к знамен…, с плащ…, о прибыти…, по дорог…, о спектакл…, в постел…, к бандерол…, в повест…, по дивизи…, по окончан…, после возвращени…, в оцеплени…, с врач…, в безветри…, о гени… .

5. К словам первой группы подберите слова из второй группы, сходные по значению. Подчеркните в словах первой группы удвоенные согласные.

1.Апелляция, ассоциация, дискуссия, дифференциация, комментарий, коммюнике, компромисс, пассивный, трасса, эффект, кросс, оккупация.

2.Объединение, объяснение, не проявляющий деятельности, обжалование, обращение с жалобой, толкование, разделение, расчленение, бег по пересечённой местности, сообщение, соглашение на основе взаимных уступок, обсуждение спорного вопроса, сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо, направление дороги, канала и т.п., занятие чужой территории военной силой.

6. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило употребления соединительных гласных о и е.

1.Вод...провод, гром...отвод, груз...подъёмник, дожд...мер, жизн...описание, земл...делие, картофел...копалка, каш...вар, книг...печатание, корабл...строение, лед...ход, машин...строение, нефт...провод, овц...водство, пароходство, растени...водство, ча...питие.

2.Басн...писец, власт...любие, камн...дробилка, кон...водство, кон...вод, кров...пролитие, песн...творчество, песн...пение, чест...любие, язык...знание.

7. Раскройте скобки.

(По)сейчас, (за)даром, (по)пусту, (на)память, (без)умолку, (до)отказа, (на)лету, (на)ощупь, (не)(в)моготу, (не)(по)детски, (честь)честью, мало (по)малу, рука(об)руку, (по)видимому, точь(в)точь, совсем(не)интересно, вовсе(не)интересно, встретил(не)приветливо, ехали (не)быстро, но весело, костюм (в)пору юности.

8. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Музыка торжественно гремела над городом глушила разрывы снарядов гул самолётов треск и шорох горящих деревьев. 2. Мне давно уже хотелось найти такой уголок где бы всё было под рукой и охота и рыбалка и грибы и ягоды. 3. Руки человека раздвинули дремучие леса заставили расступиться горы наполнили влагой сухие пустыни перегородили реки освободили сокрушительную и всемогучую энергию атома создали удивительной красоты картины и статуи. 4. Шуми шуми зеленый лес. Знаком мне шум твой величавый И твой покой и блеск небес Над головой твоей кудрявой. 5. Людям хотелось всё сохранить и розы и снег.

9. Напишите числительные словами, употребляя числительные в нужной падежной форме.

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3. Атлет поднял штангу весом 139,5 килограмма. 4. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. 5. Огромный фруктовый сад разбит на 590 гектарах. 6. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 7. Не хватает 3/7 литра. 8. Остановку сделали на 23-м километре.

10. Проспрягайте данные глаголы, определяя их спряжение. Запишите формы 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа выделенных глаголов. Укажите, чем они отличаются от остальных.

Жить, решить, нести, стучать, понять, понимать, загореть, бороться, загорать, купаться, держать, писать, читать, дышать, любить, говорить, хотеть, стелить.

11.Определите функционально-стилевую принадлежность текста, покажите его лексические, морфологические и синтаксические особенности, а также приемы графического оформления. Вникните в содержание данного фрагмента и напишите аннотацию, используя соответствующие языковые средства.

О Шестаковиче

Все жанры музыкального искусства обогатил этот удивительный художник, обогатил своей темой, своим взглядом на мир, своей неповторимой индивидуальностью, новаторскими открытиями.

В его музыке – пульс нашей жизни, хотите познать время – слушайте ее, прникните в мир глубоких и емких мыслей ее создателя, мир удивительной гармононии сердца и ума, она полна страстного протеста против жестокости, мещанского благодушия, и в то же время эта музыка – всегда гимн человеку, гимн вере в него; гуманизм и гражданственность – вот тот фундамент, на котором воздвигнуто здание «стиля Шостаковича».

Музыка Дмитрия Шостаковича никогда не развлекает, но всегда обогащает слушателя. Тем, кто ищет в музыке лишь ласки для слуха и отдыха от забот, чуждо будет это искусство.

Музыку Шостаковича нельзя слушать на ходу, случайно включив на лужайке транзистор или впопыхав забежав в Большой зал консерватории по тому случаю, что не было билетов в кино, но, доверившись ей, можно многое понять, ощутить вновь и красоту родного пейзажа, и невозместимость потери близкого человека, и благоговение перед человеческим разумом. Музыка Шостаковича – это исповедь художника, сильная своей откровенностью, иногда даже трагичная в своей беспощадной правдивости, она не оставляет слушателей равнодушными.

 

Вариант III

1. В данных словах поставьте ударения.

Заговор, празднество, зевота, колосс, маркетинг, каталог, трубопровод, выговор, увеличение мощностей, цветущий ирис, приобретение, единство, занятой человек, включена, пломбированный, полны идей, продала, отнял, перезвонит, медикамент, изобретение, мышление, убранство, единство, портфель.

2. От данных глаголов образуйте при помощи суффиксов
-ыва-, -ива; -ва- парные глаголы несовершенного вида. В случае затруднения смотрите в орфографический словарь.

Образец: записать - запис-ыва-ть, сосредоточить - сосредоточ-ива-ть.

Выиграть, выписать, засеять, покрыть, признать, приурочить, прочитать, развеять, раздать, рассеять, расхвалить, создать, узаконить, уполномочить.

3. Перепишите, согласуй прилагательные с теми существительными, к которым они относятся (при этом ставьте к прилагательным вопросы: какой? какое? какая? и т.п.). Подчеркните окончания прилагательных и укажите их число, род и падеж.

Образец: В синем (в каком?) небе звёзды блещут.

I. 1. Летн... день что зимн... неделя. 2. Хорош... дело два века живёт. 3. Вчерашн... дня не воротишь. 4. В согласн... стаде волк не страшен. 5. Худ... сетью рыбы не наловишь.6. Бездонн... бочку водой не наполнишь. 7. В летн... ночь заря с зарёю сходится. 8. В колюч... кустарнике не спрячешься. (Пословицы)

II. 1. Повеяло утренни... ветерком. 2. Сквозь прошлогодн... листву кое-где растут высокие травы (Т.). 3. Компания охотников ночевала на свеж... сене (Ч.). 4. Пахло дождём и свеж... сеном (Ч.). 5. Листья пальмы вздрагивали при малейш... движении ветра. 6. В поздн... ночь не хочется выходить из дома.7. По верхушкам леса потянулся гул от утренн... ветра (Кор.).8. С огромн... силой Нагульнов толкнул лев... плеч...м дверь (Шол.). 9. Давыдов долго сидел за столом в мрачн... раздумье (Шол.).

4. Приведённые ниже существительные поставьте:

1) в дательном и предложном падежах единственного числа: Мария, Марья, Виталий, Алексей, Софья, Розалия, статья, линия, партия, постель, метель;

2) в предложном падеже единственного числа: возрастание, взгорье, заречье, внимание, житьё, клей, пай, пролетарий, наследие, продолжение;

3) в творительном падеже единственного числа: тушь, тираж, рожь, путь, боец, дочь, плечо, мех, свеча, туча.

5. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

6. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принесённый мною тебе вчера.

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, которое дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, которое строится напротив нашего дома. 6. В здании, которое возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.

7. Раскройте скобки.

(На)попятную, (по)многу, (после)завтра, (на)двое, (на)скоро, (по)немногу, (в)ручную, (на)мировую, (по)утру, (не)(по)дружески, (на)пропалую, (на)виду, (в)одиночку, (по)одиночке (во)время, весьма (не)удачно, ничуть (не)занимательно, отнюдь (не)обдуманно, ни для кого (не)интересно, (на)зубок, выучить, говорит (не)громко, но отчетливо.

8. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире и запятые.

1. Чтение вот лучшее ученье. 2. Учиться всегда пригодится. 3. Интеграция это межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями обращенными на потребности региона в целом. 4. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости своеобразная «лаборатория» где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса. 5. Небо как колокол месяц язык (Ес.). 6. Курить здоровью вредить. 7. Опаздывать дурная привычка. 8. Жизнь прекрасна. 9. Небо без единого облачка. 10. Ты богат я очень беден ты прозаик я поэт ты румян как маков цвет я как смерть и тощ и бледен (П.). 11. Э да это гроза! (Т.) 12. Мой брат виолончелист. 13. Пятью пять двадцать пять. 14. Поэт не просто литератор он еще и артист. 15. Ты одна мне помощь и отрада ты одна мой несказанный свет (Ес.).

9. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

Тяжелая индустрия, индустрия сувениров, строительная индустрия, индустрия бытового обслуживания.

10.  Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов,  неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

1. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить по краю обочины навстречу движения трансаорта. 2. Нельзя не принимать во внимание этого факта. 3. Цель смотра – устранить все причины, тормозящие подъему производительности труда. 4. Лежащая книга на столе прочитана. 5. Прибывающий состав на пятый путь отправляется в парк. 6. Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне.

11. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, покажите его лексические, морфологические и синтаксические особенности, а также приемы графического оформления. Вникните в содержание данного фрагмента и напишите аннотацию, используя соответствующие языковые средства.

Биологические шумы моря

Изучая морские глубины, ученые столкнулись с интересным явлением. Оказалось, что большинство рыб (из 20 тысяч известных науке), а также все млекопитающие, живущие в воде, и многие беспозвоночные способы издавать звуки и порождать шумы, причем в широком диапазоне – от низких, доступных человеческому слуху, до инфразвуковых, улавливаемых только специальными приборами.

Выходит, что выражение «нем как рыба» не соответствует действительности.

Среди многих других аспектов освоения Мирового океана большое внимание уделяется его биологическим ресурсам и их использованию в интересах человечества. Вот почему так возрастает за последнее время роль морской биоакустики при подводных исследованиях и особенно в рыбном промысле.

За последнее время на судах появились приборы «подслушивания разговоров» среди морских жителей. На глубину 20-30 метров опускается гидрофон акустического прибора, улавливающий «голоса» обитателей подводного мира. По характеру звуков определяют тип рыб, а по мощности их количество.

Какие же «голоса» морских животных и рыб уже известны науке? Сардинела, например «чирикает, как воробей, тунец производит стук наподобие дятла. Голоса одних рыб напомигают шорох ветвей в лесу при сильном ветре, других – морской прибой в тихую погоду, третьих – потрескивание горящих сучьев. Более «оживленный разговор» ведут дельфины. Они свистят, тарахтят и даже лают.

А вот каждый вид китов имеет свой язык. Стадо белух производит звуки, напоминающие щебет птиц, кашалот трещит, как радист-морзист на ключе, синий усатый кит издает вздохи и мычание. Есть и рыба-барабанщик. Звуки, которые она издает, похожи на барабанную дробь.

 

Вариант IV

1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Упрочение, апокалипсис, диспансер, сосредоточение, жалюзи, разноцветные кружки, увеличение прибылей, жизнеобеспечение, призывной клич, оптовые поставки, занятый дом, мельком увидеть, полны и неповоротливы, приведено в действие, роясь в архиве, созвониться, премировать, включить, вычитать рукопись, вероисповедание, газопровод, досуг, начатый, принять, собралась, прибыли.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Пр…казания прокуратора были исполнены быстро и точно и со…нце с какою(то) (не, ни) обыкновенною яростью сж…гавшее в эти дни Ершалаим (не, ни) успело еще пр…близи…ся к своей наивысшей точке когда на верхней те(р, рр)а(с, сс)е сада у двух мраморных белых львов стор…живших ле…ницу встрет…лись прокуратор и исполняющий обязанности пр…з…дента Синедриона.

3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните притяжательные прилагательные.

Белич... мех очень красив, красивые лис... меха, но шуба на белич... меху не такая тёплая, как на лис... . Белич... шкурка меньше лис... . Из белич... шкурок делают женские шубки. Мех чернобурой лисицы ценится дороже обыкновенного лис... . Дешёвым мехом считается заяч... .

Охотнич... промысел - основное занятие многих народов Севера. В старое время лис..., собол... и другие меха скупались за бесценок ловк... торговцами. Дорогими собол... шкурками платили местные охотники за нехитр... охотнич... снаряжение.

4.  Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис).

1. В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Пропасть между материальным положнием «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 6. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти. 7. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 8. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 9. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

5. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме.

Голос (желательный, желанный)

Режим (деспотический, деспотичный)

Обстрел (методичный, методический)

Союз, блок (демократический, демократичный)

(Вдох, вздох) облегчения

6. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

1. Студенческий драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист, ... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты ... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа, ... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, ... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

7. Раскройте скобки.

Один (на), (по)русски, (по)чище, видимо(не)видимо, (не)(сегодня) завтра, (из)далека, (в)далеке, (на)чистую, (в)рукопашную, (во)свояси, (под)час, (не)(в)терпеж, (не)(по)детски, (ни)(на)йоту, (без)устали, (из)(за)границы, (не)(под)силу, (до)поздна, (по)сему, бок(о)бок, (не)(при)чем, (ни)(по)чем, (в)(пол)глаза, перво(на)перво, (в)накидку, (с)просонок, (из)(под)лобья, (в)обхват, (в)обрез, живет (не)богато и (не)бедно, крайне (не)обдуманно, (в)(пол)стены.

8. Укажите однородные члены предложения и расставьте недостающие знаки препинания.

1. Я вышел на опушку и побрел по полю межой (Т.). 2. На полу стояли кадки масла большие крытые корчаги со сметаной корзины с яйцами (Гонч.). 3. Луг был не зеленый а золотой. 4. Вдруг где-то в отдалении раздался протяжный звенящий почти стенящий звук (Т.). 5. Он не играет и не поет но имеет какое-то отношение к музыке и пению (Ч.). 6. Не сотвори себе кумира ни на земле ни в небесах (Плещ.). 7. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Кр.). 8. Недолог век у цветка да ярок (Астaф.). 9. Художественное произведение учит не прямым назиданием а своей позицией по отношению к тем или иным явлениям жизни (Зал.). 10. По небу проносились белые круглые облака. 11. Стояли черные жаркие летние дни с росистыми короткими ночами (Л.Т.). 12. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную обаятельную (Ч.). 13. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну (П.). 14. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно (Гонч.). 15. На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и моря и озера (Ильин). 16. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их (Акс.). 17. Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе (Пришв.). 18. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы (Леон.). 19. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне (Ч.). 20. Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек (Ч.). 21. ...Она (скрипка) пела о солнце и небе о лесе и говорливых ручейках золотистых полях и цветении садов родной деревни (Перм.).

9. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

Повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить спрос, повысить качество продукции, повысить дисциплину, повысить интерес.

10. Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов,  неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

1. На данное устройство не оказывает влияние и космическое излучение. 2. Данные факты говорят за возможность широкого  и разнообразного использования водорослей. 3. Заведующий фермы т. Зайцева возражает против этого предложения. 4. В романе  «Евгений Онегин» меня привлекает Татьяна и Онегин. 5. Деревья создавали тень, уже покрытые довольно густой листвой. 6. Цель беседы – общее знакомство с основными правилами безопасности движения на улицах города и какой вред наносит.

11. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, покажите его лексические, морфологические и синтаксические особенности, а также приемы графического оформления. Вникните в содержание данного фрагмента и напишите аннотацию, используя соответствующие языковые средства.

Диагноз ставит атом

С помощью «меченого» атома уже открыто немало тайн в медицине, биологии. Для того, чтобы пользоваться этим методом, нужны новейшие радиоэлектронные приборы. Они позволяют непосредственно следить за включением радиоактивной «метки» в биохимические процессы, развивающиеся в организме. Исследователи создали оригинальный комплекс клинических методик и аппаратуры для радиоизотопной диагностики. Совместный поиск приборостроителей и медиков оказался полезным: в сравнительно короткие сроки разработан и внедрен комплекс, позволяющий быстро исследовать организм, распознать болезнь.

В основе большинства методик лежит регистрация изотопа в ткани изучаемого органа. Радиоактивная «метка» четко рисует картину важнейших физиологических процессов. Выявляются особенности органов, трудно поддающихся рентгеновскому обследованию. Радиоизотопная диагностика характерна и тем, что дает возможность быстро и с высокой точностью получить нужную информацию. Чтобы, например, оценить состояние легких с помощью клинических тестов, надо несколько дней вести исследование пациента. Радиоизотопы же делают это всего за несколько минут.

Исследование с помощью «меченых» атомов не беспокоит больных, вполне безопасно для здоровья.

Освоение серийного производства и внедрение их в практику позволили применить ряд оригинальных способов диагностики. Сейчас приступили к созданию электронной аппаратуры, которая  позволит совершенствовать диагностику сердечно-сосудистых заболеваний. Врачи смогут быстро оценить такие важные показатели, как кровоток через сердце и легкие, объем циркулирующей в организме крови.

Выпуск этой аппаратуры позволит шире использовать радиоэлектронику в медицине.

 

Вариант V

1. В данных словах поставьте ударения, соответствующие современной литературной норме.

Агрономия, аристократия, жалюзи, заголовок, изобретение, искра, километр, кредитор, приговор, приобретение, сантиметр, статуя, созыв, сосредоточение, средства, эксперт, валовой, оптовый рынок, портовый город, менеджмент, отнял, поднялась, изогнутый, погруженный в воду, современная молодежь, вы правы.

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие По смыслу глаголы с безударными окончаниями. Ставьте глаголы в 3-м лице единственного или множественного числа.

1. Пшеницу се...т, а картофель ... . 2. Пилой пил...т, а ножом ... . 3. Красками крас...т, а белилами ... . 4. Дом стро...т, а колодец ... . 5. Мыло на заводе вар...т, а спирт ... . 6. Зубы чист...т порошком, а руки ... мылом. 7. Лёд на реке кол...т, а траву на лугу ... . 8. В ненастную погоду дым из трубы стел...тся низко, а в хорошую погоду ... кверху.

3. Определите род имен существительных и согласуйте с прилагательными.           

Быстр… газель, нов… кашне, пожил… рантье, главн… авеню, экзотическ… манго, нов… джинсы, наложенн… эмбарго, американск… атташе, юн… леди, свеж… филе.

4. Укажите стилистические функции синонимов.

1. Это степь, это десятый век, это не свобода, это - воля! (Л.Т.). 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (Ч.). У Ули были не глаза, а очи (Фад.). 4. Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Пауст.). 5. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь - до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Тв.). 6. Далеко, товарищ, уезжаешь, - до свиданья... Может быть, прощай! (Луг.). 7. И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Нагиб.). 8. Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим... - глубокие тарелки (Марк.). 9. Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Слуц.). 10. Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной (Ник.). 11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 12. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся (О.Б.).         

5. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.

- Большинство (проголосовало, проголосовали) за данное  предложение.

- Немало выпусков нового журнала (вышла, вышли) с большим опозданием.

- Автор подчеркивает, что подобные явления говорят (о том, за то), что мы имеем дело с одним и тем же видом микроорганизма.

- Нам не удалось получить в банке (кредита, кредит).

6. Раскройте скобки.

(На)выворот, (в)пух и (в)прах, (без)устали, (до)низу, (на)веки, (без)толку, (до)зарезу, (в)упор, (не)трудно, несколько (не)трудно, (не)(в)зачет, (не)(по)вкусу, (без)оглядки, (опять)таки, (не)спроста, (на)днях, (на)часах, (на)цыпочках, (в)(пол)накала, (из)(под) низу, (не)(к)добру, (не)вполне, (за)даром, (на)редкость, (на)распашку, читает (не)плохо, но медленно, (на)смерть, не на живот, а (на)смерть.

7. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах предложения.

1. В этом форте все было романтично и полуразрушенные подъемные мосты и казематы и пороховые погреба и старинные пушки (Пауст.). 2. Вся мебель диваны столы и стулья была сделана из светлого дерева блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы (Пауст.). 3. И вы и я мы оба порядочные люди (Т.). 4. Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год! (Ч.). 5. Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом чудной сказки (М.Г.). 6. Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры (Гарш.). 7. Для человека из всех разнообразнейших продуктов питания фруктов мяса всевозможных рыб плодов овощей из всего этого молоко является продуктом питания номер один (Сол.).8. Всё кругом зелёная трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой выглядело радостным и привлекательным (Мус.). 9. Все богатства природы и минералы и плодородные почвы и леса и энергия воды остались бы мёртвыми если бы их не оживляли своим трудом люди. 10. Еще М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» назвал «средства к приобретению красноречия»: «первое природные дарования второе наука третье подражание авторов четвертое упражнение в сочинении пятое знание других наук», то есть общая культура эрудиция.

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя письменно написание н или нн.

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстреле...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

9. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Замените ошибочные словосочетания правильными.

Литературная критика, острая критика, монопольная критика, уничтожающая критика, важная критика, объективная критика.

10. Найдите случаи ошибочного употребления форм управляемых слов,  неправильный выбор падежа управляемого слова, ошибки в порядке слов. Исправьте их.

Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. 2. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 3. В поэме описывается о похождениях Чичикова. 4. С каждым днем отец все яснее понимает сына, радуется за его успехи. 5. Проверка будет произведена назначенной администрацией комиссией. 6. Вахтангов опирался и развивал в своей работе с актерами систему Станиславского.

11. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, покажите его лексические, морфологические и синтаксические особенности, а также приемы графического оформления. Вникните в содержание данного фрагмента и напишите аннотацию, используя соответствующие языковые средства.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея – музей русского национального и советского изобразительного искусства. В ней собрана коллекция русской иконописи, живописи, графики и скульптуры с ХI века до наших дней. В экспозиции советского отдела представлены произведения художников многих республик Советского Союза.

Музей вырос из частного собрания Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX века. Крупный фабрикант П.М.Третьяков принадлежал к прогрессивным слоям общества. В 50-е годы он начал собирать произведения русской живописи.

П.М.Третьяков стремился создать в Москве музей русского национального искусства, доступный всем слоям общества. П.М.Третьяков был не просто собиратель, охваченный страстью коллекционирования, он следил за развитием русского искусства, заботился о том, чтобы все, отмеченное талантом, все, правдиво отражающее русскую жизнь, попало в его собрание. П.М.Третьяков собирал произведения, отличавшиеся демократической направленностью и реализмом. В 1881 г. галерея была открыта для всеобщего обозрения.

В 1892 г. П.М.Третьяков передал собрание своих картин и коллекцию картин своего брата С.М.Третьякова (3500) в дар городу Москве. Галерея стала называться Московской городской галереей Павла и Сергея Третьяковых.

В наши дни Государственная Третьяковская галерея стала одним из крупнейших научных и культурных центров страны. Фонды ее постоянно пополняются. Количество посещающих достигает 1600000 ежегодно.

12. Напишите аннотацию текста.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика