СРШБ, русский язык и культура речи (блок контроля)
Узнать стоимость этой работы
12.12.2017, 12:12

БЛОК КОНТРОЛЯ

1. По окончанию курса студенты  выполняют письменно контрольную работу по вариантам и экзаменационную работу (сочинение).

Контрольная работа состоит из 3 частей и включает 14 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1-5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Часть 2 состоит из 6 заданий (6-11), оцениваемых в 3 балла, из которых: 4 задания (6-9) – на установление соответствия и 2 задания (10-11) – на последовательность. В заданиях 6-9 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 10-11 – нужно установить правильную последовательность.

Часть 3 состоит из 3 наиболее сложных заданий (12-14) открытого типа, оцениваемых в 5 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию открытого типа.

Выбор варианта контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

А, Г, Ё, И, Л, О, С, Ф, Ч, Ы, Я

Б, Д, Ж, Й, М, П, Т, Х, Ш, Э

В, Е, З, К, Н, Р, У, Ц, Щ,Ю

 

1 вариант

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. В каком слове звуков меньше, чем букв.

1)

ясли

2)

съёмка

3)

саяны

4)

тоньше

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1)

плать…це,

2)

пр…творить дверь

3)

сотр…сение

4)

прор…дить морковь

3. В каком ряду во всех словах пишется одна буква -Н-?

1)

моще…ая кирпичом дорога

2)

лакирова…ый

3)

нежда…ый

4)

кожа…ый

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1)

(не)законченная автором повесть,

2)

(не)досмотреть за ребенком

3)

(не)годяй

4)

 (не)чему удивляться

5. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1)

Самое трудное __ познать самого себя, самое легкое __ давать советы.

2)

Зелень у березы __ как искусно вырезанная.

3)

Зависть, бесспорно, __ есть яд для сердца.

4)

Она __ работница текстильной фабрики.

 

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-8 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.

6. Определите тип сказуемого в данных предложениях.

1) Сестра намеревалась приехать во время отпуска.

A) простое глагольное сказуемое

2) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

B) составное глагольное сказуемое

3) Вдруг собака начала красться.

C) составное именное сказуемое

4) Девушка была молодая и красивая.

 

7. Соотнесите фразеологизмы и их значения.

1)      

одним духом

A)

главный помощник

2)      

поднять на смех

B)

немедленно

3)      

бросаться в глаза (кому-либо)

C)

быть особо заметным

4)      

правая рука

D)

сделать предметом насмешки

8. Соотнесите предложение и его характеристику (знаки препинания расставлены).

1) Небольшие, чисто подметённые дворики были огорожены земляными заборами.

A) Простое предложение с уточняющими членами.

2) Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.

B) Простое предложение с причастным оборотом.

3) Обогнув высокий мыс, пароход вошёл в залив.

C) Простое предложение с однородными членами.

4) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера.

D) Простое предложение с деепричастным оборотом.

9. Сопоставьте термины и их определения.

Определение

Термин

1) Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности. Например: кочет – петух; корец – ковш, намедни – на днях, недавно; инда – даже; гутарить – говорить.

A) жаргонизмы

2) Слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например: зипун, алтын, урядник, околоток.

B) историзмы

3) Свойственные многим профессиям экспрессивно переосмысленные слова и выражения, взятые из общего оборота. Например: свеча (мед.) – особый вид температурной кривой с резким подъемом и спадом.

C) диалектизмы

4) Слова, употребляющиеся той или иной социальной группой. Например: кол – единица (учащиеся), окно – свободное время между занятиями (студенты), зенки – глаза, расколоться – признаться.

D) профессионализмы

 

В заданиях 9-11 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу буквы (цифры) выбранных ответов (без пробелов и других символов).

10. Приведённые ниже сочетания расположите в такой последовательности, чтобы получилось известное высказывание К.Г. Паустовского о русском языке. В таблицу ответов запишите цепочку порядковых номеров:

1) к своему языку

2) по отношению каждого человека

3) не только о его культурном уровне

4) можно совершенно точно судить

5) но и о его гражданской ценности

11. Расположите предложения по мере увеличения в них количества пропущенных запятых (знаки препинания не расставлены)

1)  

Пахло скошенным сеном клевером и я вспомнил что-то давно забытое.

2)  

Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фантазии.

3)  

С чужими я либо робел либо важничал.

4)  

Туман освещённый луной даёт впечатление то спокойного моря то громадной луны.

 

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 12-14 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки.

Внимательно прочитайте предложение и выполните задания №12–14.

Мне даже стало как-то невесело, что поймали такое множество крупной рыбы, которая могла клевать у нас, мне было жалко, что так опустошили озеро, и я печально говорил Евсеичу, что теперь уж не будет такого клева, как прежде, но он успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы, что озеро велико, так что клев будет не хуже прежнего.

12. Найдите в предложении фразеологизм.

13. Выпишите наречие, в котором все согласные мягкие.

14. Выпишите из предложения составное глагольное сказуемое.

 

2 вариант

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. В каком слове звуков меньше, чем букв.

1)

семья

2)

июль

3)

пение

4)

сшить

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1)

растень…це

2)

цветы ув…дают

3)

мешоч…к

4)

ребенок разв…вается

3. В каком ряду во всех словах пишется одна буква -Н-?

1)

волосы не расчеса…ы

2)

соломе…ый

3)

поноше…ый

4)

балова…ый

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1)

(не)женка

 

2)

систематически (не)доедать

 

3)

(не)заплатив

 

4)

(не)кого спросить

 

5. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1)

Достичь совершенства в работе __ большое счастье.

 

2)

Падающая звезда __ как добрая примета.

 

3)

Вдохновение __ не селёдка, которую можно засолить на долгие годы.

 

4)

Он __ верный друг и надёжный товарищ.

 

 

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-8 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.

6. Определите тип сказуемого в данных предложениях.

1) Мы не сможем выступить на концерте

A) простое глагольное сказуемое

2) Наталья Алексеевна была молодым врачом

B) составное глагольное сказуемое

3) Девочка перестала плакать

C) составное именное сказуемое

4) Мы крепко привязали наши палатки

 

7. Соотнесите фразеологизмы и их значения

1) в два счёта

A) весь день

2) от зари до зари

B) вдоволь, без ограничения

3) ни к селу ни к городу

C) очень быстро

4) сколько душе угодно

D) некстати, невпопад

8. Соотнесите предложение и его характеристику (знаки препинания расставлены).

1) Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море.

A) Простое предложение с уточняющими членами.

2) Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

B) Простое предложение с причастным оборотом.

3) Часа три длилась беседа, неторопливая, разнообразная, живая.

C) Простое предложение с однородными членами.

4) На севере, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака.

D) Простое предложение с деепричастным оборотом.

9. Сопоставьте термины и их определения.

Определение

Термин

1) Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности. Например: бирюк – волк, баз – двор, цай – чай, шибко – сильно.

A) архаизмы

2) Свойственные многим профессиям экспрессивно переосмысленные слова и выражения, взятые из общего оборота. Например: пневмония – медицинское название воспаления лёгких, чайник – начинающий пользователь.

B) неологизмы

3) Слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий в результате развития науки, техники. Например: компьютер, принтер, модем.

C) диалектизмы

4) Слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным причинам были вытеснены из активного употребления другими словами. Например: ветрило (сущ.) – парус, заморский (прил.) – иностранный; кои (местоимение) – который; сей (местоимение) – этот; поелику (союз) – потому что и др.

D) профессионализмы

 

В заданиях 9-11 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу буквы (цифры) выбранных ответов (без пробелов и других символов).

10. Приведённые ниже сочетания расположите в такой последовательности, чтобы получилось известное высказывание В.И. Даля о русском языке. В таблицу ответов запишите цепочку порядковых номеров:

1) если не дадут ему выработаться из своего сока и корня

2) язык не пойдёт в ногу с образованием

3) перебродить на своих дрожжах

4) не будет отвечать современным потребностям

11. Расположите предложения по мере увеличения в них количества пропущенных запятых (знаки препинания не расставлены).

1)

Небо то всё закрывалось облаками то очищалось на мгновенье.

2)

Осень бесспорно красивое время года. Во-первых багряные и золотые листья расстилаются по земле и оживляют лес во-вторых осенью обилие овощей и фруктов.

3)

Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться когда на улице раздался крик извозчика ругавшего свою лошадь.

4)

Над заливом не замёрзшим с осени с криком носились чайки.

 

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 12-14 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки.

Внимательно прочитайте предложения и выполните задания №12–14.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью! Сквозь обнажённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве.

12. Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне.

13. Выпишите прилагательное в краткой форме.

14. Выпишите из текста страдательное причастие прошедшего времени.

 

3 вариант

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. В каком слове звуков меньше, чем букв.

1)

стоять

2)

обезьяна

3)

ёжик

4)

биться

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1)

б…тонировать

2)

уед…нённый

3)

бл…стать

4)

выч…тать

3. В каком ряду во всех словах пишется одна буква -Н-?

1)

со…ый

2)

решё…ый

3)

лебеди…ый

4)

пусты…ый

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1)

(не)доумевая

2)

(не)к(кому) обратиться

3)

(не)откуда ждать помощи

4)

(не)годующий

5. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1)

После засухи земля __ как камень.

2)

Душа человека __ есть самый сложный и самый нежный музыкальный инструмент.

3)

Лучший способ сохранить память о добрых делах __ повторять их.

4)

Ты __ отзвук забытого гимна в моей тёмной и дикой судьбе.

 

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-8 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.

6. Определите тип сказуемого в данных предложениях.

1) Конькобежцы готовятся участвовать в областном розыгрыше.

A) простое глагольное сказуемое

2) За воротами послышался шум машины.

B) составное глагольное сказуемое

3) Горький был великий писатель.

C) составное именное сказуемое

4) Я должен был признать свои ошибки.

 

7. Соотнесите фразеологизмы и их значения

1) от всей души

A) вылечить

2) падать духом

B) обмануть

3) поднять на ноги

C) искренне

4) поймать на удочку

D) отчаиваться, унывать

8. Соотнесите предложение и его характеристику (знаки препинания расставлены).

1) Ветер крепчал, сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

A) Простое предложение с уточняющими членами.

2) Послышался звонкий, какой-то улыбающийся голос.

B) Простое предложение с причастным оборотом.

3) Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на много километров.

C) Простое предложение с однородными членами.

4) Внизу, в тумане, глухо шумел лес.

D) Простое предложение с деепричастным оборотом.

9. Сопоставьте термины и их определения.

Определение

Термин

1) Слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным причинам были вытеснены из активного употребления другими словами. Например: очи (сущ.) – глаза, чело (сущ.) – лоб, внимать (глаг.) – слушать, ибо (союз) – потому что и др.

A) жаргонизмы

2) Слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например: кафтан, городовой, верста, приказчик, челобитная.

B) историзмы

3) Слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий в результате развития науки, техники. Например: вебинар, спонсор, аудиоконференция.

C) архаизмы

4) Слова, употребляющиеся той или иной социальной группой. Например: липовый – фальшивый, тачка – машина, предки – родители.

D) неологизмы

 

В заданиях 9-11 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу буквы (цифры) выбранных ответов (без пробелов и других символов).

10. Приведённые ниже сочетания расположите в такой последовательности, чтобы получилось известное высказывание К.Г. Паустовского о русском языке. В таблицу ответов запишите цепочку порядковых номеров:

1) и язык иностранный, но не прежде.

2) то есть родной язык

3) мы в состоянии будем в возможном же совершенстве

4) лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал

11. Расположите предложения по мере увеличения в них количества пропущенных запятых (знаки препинания не расставлены).

1)

Хотя брат любил Лизу и своих детей тоска в глазах не унималась даже когда он сидел в кругу друзей пел приятным баритоном расточая сокровенные нашептывания жене детям этому дому и своей судьбе.

2)

Девушку охватила если не досада то явное недовольство собой.

3)

Я чувствовал что у меня в душе происходит что-то неладное и боялся что выражение моего лица может выдать меня.

4)

Комнатные цветы оттого что их полили источали сильный и влажный запах.

 

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 12-14 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки.

Внимательно прочитайте предложение и выполните задания №12–14.

Миновав приднестровские болота, мы вышли в долину и пересекли небольшую, но глубокую речонку, которую без риска не перейдешь вброд, вскоре мы очутились в зарослях тростника, и нам пришлось идти медленно, чтобы не пораниться об острые стебли.

12. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.

13. Выпишите деепричастие.

14. Выпишите из предложения составное глагольное сказуемое.

 

2. После положительной оценки за контрольные работы студент выполняет сочинения для экзаменационную работу.

Экзаменационная работа представляет собой написание сочинения. Тему сочинения обучающийся выбирает из списка самостоятельно.

1. Сочинение – вид письменной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)

Сочинение по литературному произведению – это знание текста, мысли и грамотность.

Сочинение – это индивидуальная работа обучающегося, а не переписывание готового текста из Интернета! В случае плагиата работа будет возвращена на исправление с неудовлетворительной оценкой.

2. Композиция сочинения:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой.

Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Все части сочинения должны быть логически взаимосвязаны, каждая предыдущая часть плавно переходит в следующую.

3. Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
  • представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению обучающегося («как вы понимаете смысл названия…»);
  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»).

4. Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;
  • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть –  это проверка того, насколько верно понята тема.

5. Задача заключения –  подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

  • короткой, но емкой;
  • органически связана с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.

Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.

Требования к написанию сочинения:

1. Рекомендуемое количество – слов от 350 до 450 слов.

2. Отсутствие плагиата. В случае плагиата работа будет возвращена с неудовлетворительной оценкой.

3. Соответствие критериям, перечисленным ниже.

Критерии оценивания сочинения:

1. Соответствие теме.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Обучающийся рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, критерий считается невыполненным.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

Обучающийся строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, критерий считается невыполненным.

3. Композиция.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Обучающийся аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

4. Если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, критерий считается невыполненным. Качество речи.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения, критерий считается невыполненным.

5. Грамотность.

Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося.

Если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов), критерий считается невыполненным.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика