Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Русский язык и культура речи |
12.12.2014, 13:23 | ||||||||||||||||||||||||||
I. Орфоэпические нормы русского литературного языка 1. Расставьте ударения в следующих словах:
2. а) Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), б) составьте с ними словосочетания, в) укажите в них ударение: Образец выполнения: Проклятый – проклятый Проклятый – подвергшийся проклятию (проклятый народ); проклятый – ненавистный, проклинаемый (проклятый враг)
3. Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах? Запишите слова в соответствующие графы таблицы. Образец выполнения:
Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочный, девичник, гречневый, перечница, спичечный, к шапочному разбору. 4. В каких словах под ударением произносится [’о] ( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение каких слов допускает варианты? Образец выполнения:
Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший, платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка. 5. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и множественного числа, расставьте ударения: Бант, бинт, герб, гуляш, дверь, жезл, зонт, клок, созыв, торт, шарф, шрифт, порт.
2. Лексические нормы русского литературного языка 6. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы: 1. В чем отличие слов рынок и базар? 2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушаю? 3. Как правильно: Мой отец – по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец – по профессии врач, а по специальности терапевт? Почему? 4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогу к тебе прийти? Почему? 5. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама? Почему? 6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? Почему? 7. Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения. 1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались подарку. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Большая половина игры уже прошла. 8. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.) Образец выполнения:
Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, коллеги по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии. 9. В данных ниже предложениях укажите виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить. Образец выполнения: 1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание (плеоназм: игнорировались – не принимались во внимание). – а) Территориальные образования в недавнем прошлом просто игнорировались. б) Территориальные образования в недавнем прошлом вообще не принимались во внимание. 1. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 2. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 3. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 4. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 10. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним словосочетание. Образец выполнения: Командированный – командировочный Командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист). Командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы)
11. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов: 1. Учитель принуждён был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочные должности. 4. Искусство влияет на рост культурности человека. 5. Главное для писателя – душевный мир человека. 6. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой. 12. а) Объясните значения заимствованных слов, б) составьте с каждым из них словосочетание. Адаптация, адекватный, ажиотаж, альтруизм, апелляция, гипертрофированный, верификация, дайджест, дефолт, лояльный, одиозный, позитивный, регресс, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный, приоритет, филигранный, эксцентричный, консалтинг, конъюнктура, превентивный, толерантность, форс-мажор
3. Морфологические нормы 13. Укажите род данных ниже слов, подберите к ним определения. Образец выполнения: Мышь (ж.р.) – серая мышь; Рояль, бра, бандероль, картофель, кофе, рельс, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, евро, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, цунами, фойе, бюро, пари, жюри. 14. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет. Агроном, адвокат, аспирант, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, кандидат, корректор, корреспондент, кондуктор, лаборант, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр. 15. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Укажите существительные, имеющие варианты. Расставьте в словах ударение. Брелок, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инспектор, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, торт, шофер. 16. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Укажите существительные, имеющие варианты. Амперы, апельсины, баклажаны, вафли, договоры, заморозки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, макароны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, чулки, цапли, шоферы, яблоки, ясли. 17. Поставьте существительные в творительном падеже множественного числа, укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику. Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети, гвозди, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи. 18. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения. 1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 3. Она выглядела сегодня ещё более красивее. 4. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 5. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 19. Запишите предложения, заменяя цифры словами 1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 974 тысяч тонн зерна. 2. Более 2300 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 369 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 622 (сантиметр). 5. Из 796 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. 478 сложить с 962. 9. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 495 миллионов. 20. Вставьте пропущенные буквы, правильно согласуя подлежащее и сказуемое. 1. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями отдельных районов. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 5. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 6. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 7. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект.
4. Синтаксические нормы 21. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки и исправьте их. 1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Префект не может изменить этого решения. 3. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 4. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 5. Ваше предложение ни на чем не обосновано. 6. Преступник не раскаялся за содеянное. 22. Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже: СОГЛАСНО (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). СОГЛАСНО С (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). БЛАГОДАРЯ (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). ВОПРЕКИ (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). 23. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. 1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо скажется на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 24. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их. 1. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 2. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 3. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа. 4. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий. | ||||||||||||||||||||||||||