ТГАМЭУП, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
12.12.2014, 13:23

I. Орфоэпические нормы русского литературного языка

1. Расставьте ударения в следующих словах:

августовский

агент

агентство

алкоголь

анатом

асимметрия

баловаться

баловник

балованный

баловать

бармен

безудержный

боязнь

бюрократия

вероисповедание

втридешева

втридорога

гладильный

давнишний

девичий

о деньгах

джинсовый

диспансер

договор, договоры

договорный

донельзя

досуг

добыча

единовременный

жалюзи

жизнеобеспечение

завидно

завсегдатай

заговор

занятой (человек)

занятый(чем-нибудь)

закупорить

запломбировать

звонит

звонишь

зонты

иначе

индустрия

черпать

камбала

каталог

каучук

кашлянуть

квартал

кирзовый

кладовая

красивее

кружиться

кружится

кулинария

кухонный

ломота

маркетинг

маркетинговый

мастерски

меховой

мизерный

мусоропровод

мытарство

мышление

наголо (остричь)

наголо(держать шашки)

наискось

намерение

наотмашь

начался

началась

началось

начались

начат

начата

начато

начаты

начатый

некролог

новорожденный

нормировать

нормированный

обеспечение

обетованный

облегчить

ободрить

обострить

одновременно

опошлить

опошленный

оптовый

откупорить

осужденный

пасквиль

пиццерия

плесневеть

поднять

поднял

подняла

подняло

подняли

подростковый

поручни

порты, портами

поставщик

похороны,

на похоронах

предвосхитить

предвосхищать

премировать

премированный

премирование

приговор

пригубить

приданое

принудить

приобретение

продал

продала

продало

продали

пурпур

пурпурный

ракушка

римлянка

свекла

сирота, (мн.ч.) сироты

складчина

сливовый

соболезнование

сосредоточение

по средам

статуя

(денежные) средства таможня

танцовщица

тигровый

толика

торты

тотчас

тяжба

уведомить

уведомленный

углубить

украинский

умерший

упрочение

упростить

уставный

усугубить

феерия

феномен

хаос

хвоя

ходатайствовать

ходатайство

хозяева

холеный

шоферы,  шоферов

шрифта, шрифтами

щавель

щекотно

эксперт

 

2. а) Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), б) составьте с ними словосочетания, в)  укажите в них ударение:

Образец выполнения:

Проклятыйпроклятый

Проклятыйподвергшийся проклятию (проклятый народ);

проклятый ненавистный, проклинаемый (проклятый враг)

Броня – броня

бронировать – бронировать

видение – видение

морщить – морщить

острота – острота

искра – искра  

засоленный – засоленный

лавровый – лавровый 

ирис – ирис

   характерный – характерный

развитой – развитый -  развитый                       

языковой – языковый

недвижимый – недвижимый

переходной – переходный

3. Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах? Запишите слова в соответствующие графы таблицы.

Образец выполнения:

произносится только [чн]

произносится только [шн]

произносится и [чн], и [шн]

1. коричневый

1. друг сердечный

1…..

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочный, девичник, гречневый, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

4. В каких словах под ударением произносится [’о] ( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение каких слов допускает варианты?

Образец выполнения:

произносится [’о] ( «ё»)

произносится [’э] («е»)

произносится [’о] и [’э]

1. …

1. …

1. …

Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший,  платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка.

5. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и множественного числа, расставьте ударения:

Бант, бинт, герб, гуляш, дверь, жезл,  зонт, клок, созыв, торт, шарф, шрифт, порт.

 

2. Лексические нормы русского литературного языка

6. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы:

1. В чем отличие слов рынок и базар?

2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушаю

3. Как правильно: Мой отец – по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец – по профессии врач, а по специальности терапевт? Почему?

4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или  Завтра я не смогу к тебе прийти? Почему?

5. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама? Почему?

6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? Почему?

7. Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.

1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались подарку. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Большая  половина игры уже прошла. 

8. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

Образец выполнения:

Соответствуют языковой норме

Не соответствуют языковой норме

1. …

1. …

Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, коллеги по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии.

9. В данных ниже предложениях укажите виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

Образец выполнения:

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание (плеоназм: игнорировались – не принимались во внимание). –

а) Территориальные образования в недавнем прошлом просто игнорировались.

б) Территориальные образования в недавнем прошлом вообще не принимались во внимание.

1. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 2. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 3. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 4. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы.

10. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним словосочетание.

 Образец выполнения:

Командированный – командировочный

Командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист).

Командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы)

нетерпимый –  …

основание –  …

факт – …

бережный – …

методичный – …

одеть – …

усвоить – …

представить – …

проблемный – …

доходный – …    

искусно – …

заглавный – …

дипломат – дипломант – дипломник;

цветистый – цветной – цветочный – цветастый

каменистый – …

удачливый – …

иронический – …

злой –         …    

11. Исправьте ошибки,  допущенные в результате смешения паронимов:

1. Учитель принуждён был еще  раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочные должности. 4. Искусство влияет на рост культурности человека. 5. Главное для писателя – душевный мир человека. 6. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой.

12. а) Объясните значения заимствованных слов, б) составьте с каждым из них словосочетание.

Адаптация, адекватный, ажиотаж, альтруизм, апелляция, гипертрофированный, верификация, дайджест, дефолт, лояльный, одиозный, позитивный, регресс, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный, приоритет, филигранный, эксцентричный, консалтинг, конъюнктура, превентивный, толерантность, форс-мажор

 

3. Морфологические нормы

13. Укажите род данных ниже слов, подберите к ним определения.

Образец выполнения: Мышь (ж.р.) – серая мышь;

Рояль, бра, бандероль, картофель, кофе, рельс, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, евро, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, цунами, фойе, бюро, пари, жюри.

14. Подберите к существительным мужского рода существитель­ные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.

Агроном, адвокат, аспирант, врач, генерал, ди­ректор, доктор, доцент, защитник, инженер, кандидат, корректор, корреспондент, кон­дуктор, лаборант, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руково­дитель, следователь, судья, член-корреспондент, трак­торист, учитель, юбиляр.

15. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.  Укажите существительные, имеющие варианты. Расставьте в словах ударение.

Брелок, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инспектор, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, торт, шофер.

16.  От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Укажите существительные, имеющие варианты.

Амперы, апельсины, баклажаны, вафли, договоры, заморозки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, макароны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, чулки, цапли, шоферы, яблоки, ясли.

17. Поставьте существительные в творительном падеже множественного числа, укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику.

Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети, гвозди, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.

18. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. Это ещё более худший вариант решения проблемы. 3. Она выглядела сегодня ещё более красивее. 4. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 5. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.

19. Запишите предложения, заменяя цифры словами

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 974 тысяч тонн зерна. 2. Более 2300 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 369 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 622 (сантиметр). 5. Из 796 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. 478 сложить с 962. 9. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 495 миллионов.  

20. Вставьте пропущенные буквы, правильно согласуя  подлежащее и сказуемое.

1. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями отдельных районов. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке.  3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 5. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 6. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 7. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект.

 

4. Синтаксические нормы

21. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки и исправьте их.

1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Префект не может изменить этого решения. 3. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение.  4. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 5. Ваше предложение ни на чем не обосновано.  6. Преступник не раскаялся за содеянное.

22. Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже:

СОГЛАСНО (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).

СОГЛАСНО С (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).

БЛАГОДАРЯ (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).

ВОПРЕКИ (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).

23. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употребле­нии деепричастных оборотов.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муници­палитета, предлагается следующее. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо скажется на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.

24. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.

1. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 2. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 3. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа. 4. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика