ВИ ГПС, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
05.09.2014, 09:29

Задание на контрольную работу дается в 10 вариантах. Вариант определяется по последней цифре шифра, если шифр заканчивается на цифру «0», то выполняется 10 вариант.

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на первый слог:

1. скольких, 2. созыв, 3. договор;

б) ударение падает на последний слог:

1. звонишь, 2. блокировать, 3. средства;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. пресса, 2. бутерброд, 3. декан.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Интервью с актером близился к концу.

б) В их просторном холле висит красивая тюль.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные  в правильной падежной форме.

а) К 892 (учащийся) одной школы присоединились 932 (учащийся) другой.

б) Разность 965 и 79 равна 886.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) прецендент

1. Случай, имевший место ранее,

служащий примером или оправданием для других последующих

2. Неприятное происшествие

б) основанный на беспрекословном

подчинении власти

1. Авторитетный

2. Авторитарный

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) относящийся к дипломатии, дипломату:  дипломатический – дипломатичный;

б) жизнерадостный, верящий в будущее, в успех: оптимальный – оптимистичный.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы.

б) Мы должны думать о путях повышения эффекта производства и качества работы.

в) Исполнительская власть на местах должна активизировать свою работу.

Задание 7. Устраните речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.

б) Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове.

в) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.

г) В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.

д) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Большинство учителей и методистов (объединило, объединили) свои усилия в решении важной проблемы.

б) В соревнованиях (участвовал, участвовали) 31 гонщик.

в) Два (лучших, лучшие) спортсмена представляли наш университет на городских соревнованиях по легкой атлетике.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности.

б)  Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.

в) Летчик-космонавт был удостоен высокой наградой.

Задание 10. Исправьте  ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов) и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу.

б) Абитуриентами называют людей, поступающими в высшие учебные заведения.

в) Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Меня спросили, что не знаю ли я, где находится Главпочтамт.

б) Преподаватель спросил студента, какие трудности были у вас при подготовке к экзамену.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к официально-деловому стилю.

 1. совет                          11. жульничать

 2. монография              12. ранее

 3. тезис                           13. вода

 4. плясать                      14. аннотация

 5. случай                         15. домовладелец

 6. нетрудоспособность      16. политология

 7. мешанина                   17. местожительство

 8. просрочка                   18. тетрадь

 9. жульничать                 19. свидетель

10. окошко                        20. немножко

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на первый слог:

1. досуг, 2. маркетинг, 3. щавель; 

б) ударение падает на последний слог:

1. эксперт, 2. информировать, 3. искра;

в) перед [ э ] произносится твердый  согласный звук:

1. вексель, 2. тенденция, 3. музей.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) На ее окне висел красивый кашпо.

б) Эта французская шампунь рекламируется по центральному телевидению.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные в правильной падежной форме.

а) Появилась серия пособий с 6475 (чертеж).

б) Произведение 289 и 74 равно 21386.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) интерпретировать

1. Сглаживать различия, уравнивать

2. Толковать, разъяснять

б) нечто равноценное другому, полностью его заменяющее

 

1. Эквивалент

2. Суррогат

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) лицо, находящееся в командировке:  командировочный – командированный;

б) крайне точный, аккуратный в исполнении: пунктуальный – пунктуационный.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

б) Ученые успешно произвели раскопки города древних инков.

в) Такая планировка сроков выполнения работ оказалась преждевременной.

Задание 7. Устраните речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Местные аборигены радостно встретили путешественников.

б) Чаша его терпения наконец лопнула.

в) Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.

г) Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.

д) Это была храбрая мысль.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Большинство этих художников (было, были) мастерами цвета.

б) Никто, даже самые смелые и отчаянные, не (решился, решились) бы заночевать в лесу.                                                       

в) За три (последние, последних) года в учебных планах ничего не изменилось.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Из-за эффективного лечения больной быстро поправился.

б) Недалеки к истине те политики, которые доказывают о необходимости реформ.

в) Благодаря высокого профессионализма работников заказ был выполнен в срок.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков.

б) Он был преподавателем, имевший большой авторитет.

в) Так, готовясь к походу, проходили дни.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Он предложил, что давайте поедем в субботу за город.

б) Уезжая в Москву, Андрей обещал, что обязательно сообщу, как устроился.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к научному  стилю.

1. совет                           11. жульничать

 2. монография              12. ранее

 3. тезис                           13. вода

 4. плясать                      14. аннотация

 5. случай                         15. домовладелец

 6. нетрудоспособность     16. политология

 7. мешанина                   17. местожительство

 8. просрочка                   18. тетрадь

 9. жульничать                 19. свидетель

10. окошко                        20. немножко

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на первый слог:

1. каучук, 2. начать, 3. заговор;

б) ударение падает на последний слог:

1. экскурс, 2. газопровод, 3. хозяева;

в) перед [ э ] произносится твердый  согласный звук:

1.индексация, 2. текст, 3. декларация.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Такси подъехала через несколько минут.

б) Несколько дней назад он получил заказной бандероль.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные  в правильной падежной форме.

а) Из 892 (участник) съезда иногородних было 742 (человек).

б) Частное от деления 11781 на 63 равно 187.  

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

 а) интеграция

1. Объединение в единое целое каких-либо частей

2. Приведение к единообразию

б) обнаруживающий механическое соединение  разнородных элементов, точек зрения.

 

1. Эклектичный

2. Эзотерический

 Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) случайная ошибка при письме: отписка – описка;

б) перечисляющий события в их временной последовательности: хронический – хронологический.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

б) К концу года вы должны представить отчет о проделанной работе.

в) Многие наши фильмы получили большую признательность за рубежом.

Задание 7. Исправьте  речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.

б) Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.

в) Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках и характере.

г) Львиная часть работы была уже выполнена.

д) Поэма эта является пиком в творчестве поэта.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Образ моря, стихии, движения (прекрасен, прекрасны) в стихах Пушкина.

б) Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент – не (имеет, имеют) права нарушать Конституцию.                                                     

в) Поступили в продажу три (новые, новых) модели мониторов.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Благодаря мне ты опоздал на лекцию.

б) Об этих задачах неоднократно отмечал министр.

в) Согласно распоряжения заведующего отдела срок представления отчета истекает первого июня.

 Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) В книге описываются события, имеющие место в 19 веке.

б) Над водой склонились деревья, касающимися ветвями земли.

в) Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Когда я спросил брата, что какое твое любимое стихотворение Пушкина, он ответил, что затрудняюсь сказать.

б) Директор спросил рабочих, какие у вас были проблемы.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к разговорному  стилю.

 1. совет                              11. жульничать

 2. монография                  12. ранее

 3. тезис                               13. вода

 4. плясать                          14. аннотация

 5. случай                             15. домовладелец

 6. нетрудоспособность    16. политология

 7. мешанина                       17. местожительство

 8. просрочка                      18. тетрадь

 9. жульничать                     19. свидетель

10. окошко                           20. немножко

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на первый слог:

1. дефис, 2. туфля, 3. добыча;

б) ударение падает на последний слог:

1.правы , 2. баловать, 3. уведомить;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. компьютер, 2. шедевр, 3. академия.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Кофе готовилось недолго.

б) Большой мозоль на правой ноге причинял ему сильную боль.

 

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные) в правильной падежной форме.

а) Длина окружности равна 422 (сантиметр).

б) Сумма 842 и 68 равна 910.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

 а) коалиция

1. Союз на добровольческих началах для достижения определенных целей

2. Встреча на высшем уровне

б) вменять в вину, обвинять

 

1.Инкриминировать

2. Компилировать

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) вынесение неодобрения, вынесение приговора: осуждение – обсуждение;

б) бережливый при расходовании чего-либо: экономный – экономичный.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение.

б) Молодежь представлена самой себе, это принижает активность ребят.

в) Решимость его поступка удивила всех.

Задание 7. Исправьте речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Вскрытие рек еще больше увеличило уровень воды.

б) На этой–то вечеринке он и начал за ней флиртовать.

в) Он мне с апогеем рассказывал об этом.

г) Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай.

д) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Большинство книг (переиздано, переизданы).

б) Перевязочный материал, в частности вата, бинты, тампоны, жгуты, всегда (должен, должны) быть под рукой.

в) Четыре (наши, наших) студента претендуют на этот грант.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Школьники не посещали школу за счет сильных морозов.

б) Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров.

в) Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Решение, принимаемое в результате обсуждения данного вопроса, было занесено в протокол.

б) Я обнаружил тропинку, ведущей к морю.

в) Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть ее сегодня.

б) В приемной секретарь спросил, на который час вам назначена встреча.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к официально-деловому стилю.

1.     благодарить

2.     ввалиться

3.     жить

4.     здешний

5.     объявить благодарность

6.     контролировать

7.     обеспечивать

8.     обеспечение

9.     собрание

10.  паритет 

11.  осуществить контроль

12.  проживать

13.  прозябать

14.  сборище

15.  по истечении срока

16.  из-за

17.  в силу того что

18.  данный

19.  этот

20.  вышеизложенный

ВАРИАНТ 5

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на первый слог:

1. оптовый, 2. гербовый, 3. эксперт;

б) ударение падает на предпоследний слог:

1.бензопровод, 2. диспансер, 3. подростковый;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. декада, 2. термин, 3. купе.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Через несколько часов желе красиво застыл в бокале разноцветными слоями.

б) Поезд быстро проехал сквозь длинную туннель.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные в правильной падежной форме.

а) Прибыл поезд с 287 (экскурсант).

б) Разность 864 и 79 равна785.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) легитимный

1.Законный, надлежащий, должный

2. Общий, распространяющихся на всех

б) краткий и четкий в изложении своих мыслей

1.Локальный

2. Лаконичный

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) лицо, которому адресовано почтовое отправление (получатель): адресант – адресат;

б) производящий впечатление: эффективный – эффектный.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Модельеры и работники обувной и кожевенной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

б) Дерево было настолько большим, что его невозможно было охватить руками.

в) С большой раздражительностью встретил критику в свой адрес этот человек.

Задание 7. Исправьте речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Большая часть населения находится за чертой уровня бедности.

б) Став более взрослым, Онегин принимает участие на балах.

в) Автор не согласился с оценкой критики своего романа.

г) У нее были очень огромные глаза.

д) Техническим персоналом станции допущен ряд серьезных дефектов.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а)  В соревнованиях (участвует, участвуют) сто двадцать один спортсмен.

б) Современный кинематографический бомонд, особенно известные режиссеры, сценаристы, актеры (старается, стараются) не ссориться с властью.

 в) Двое мужчин оставили на скамейке три (подозрительные, подозрительных) свертка.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Из-за помощи товарищей я не отстал в учебе.

б) В очерке журналист описывает о жизни в деревне.

в) Обязанность комиссии – контролировать за ходом работ.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Большое значение в развитии физической активности школьников имеют систематически проведенные спартакиады.

б) После ремонта в комнату, оклеенной новыми обоями, было приятно войти.

в) Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Он сказал, что давайте лучше попробуем решить эту проблему сообща.

б) Девушка спросила его, любите ли вы читать книги.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к разговорному  стилю.

1.     благодарить

2.     ввалиться

3.     жить

4.     здешний

5.     объявить благодарность

6.     контролировать

7.     обеспечивать

8.     обеспечение

9.     собрание

10.  паритет 

11.  осуществить контроль

12.  проживать

13.  прозябать

14.  сборище

15.  по истечении срока

16.  из-за

17.  в силу того что

18.  данный

19.  этот

20.  вышеизложенный

ВАРИАНТ 6

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на первый слог:

1. квартал, 2. алкоголь, 3. искра;

б) ударение падает на предпоследний слог:

1.закупорить, 2. украинец, 3. феномен;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. бассейн, 2. тембр, 3. энергия.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Его алиби не подтвердилась.

б) Старую потрескавшуюся толь выбросили на свалку.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные в правильной падежной форме.

а) Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750.

б) Сумма 289 и 34 равна 323.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) кворум

 

 

1. Общее количество присутствующих на собрании;

2. Число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным

б) солидный, имеющий положительную репутацию

1. Респектабельный

2. Скрупулезный

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) относящийся к выборам, избираемый голосованием: выборный – выборочный;

б) человечный, проникнутый уважением к людям: гуманный – гуманитарный.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

б) Черные цвета вперемешку с бурыми и белыми полосками делают оперение селезня очень эффективным.

в) Болотистый ил является отличным удобрением.

Задание 7. Исправьте  речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Большое значение играет укрепление производственной дисциплины, необходимо широко пропагандировать безопасные методы труда.

б) Главное, на чем настаивали рабочие, -это на требовании повышения зарплаты.

в) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

г) Программы местного телевидения оставляют желать много лучшего.

д) Магазин ориентирован специально для школьников.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а)  Полдеревни (сбежалось, сбежались) посмотреть на бродячих артистов.

б) Никто из официальных представителей, не говоря о многочисленных журналистах и родственниках, не (знал, знали), когда приземлится самолет с нашими спортсменами.

в) Три (новые, новых) компьютера следует установить в классе как можно скорее.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Благодаря пожару были понесены большие убытки.

б) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению соревнований.

 в) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) В лесу, окутавшем бархатом ночи, был слышен каждый шорох.

б) Наша дача находится около лесочка, спускающемуся к озеру.

в) Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Я еще не решил, что буду ли я поступать в университет.

б) Генерал осведомился, не сын ли вы Андрея Петровича Гринева.

Задание 12. Из нижеприведенных слов выпишите те, которые по своей стилистической принадлежности являются нейтральными.

1.     благодарить

2.     ввалиться

3.     жить

4.   здешний

5.   объявить благодарность

6.     контролировать

7.     обеспечивать

8.     обеспечение

9.     собрание

10.  паритет 

11.  осуществить контроль

12.  проживать

13.  прозябать

14.  сборище

15.  по истечении срока

16.  из-за

17.  в силу того что

18.  данный

19.  этот

20.  вышеизложенный

ВАРИАНТ 7

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на первый слог:

1. давнишний, 2. досуг, 3. статуя;

б) ударение падает на предпоследний слог:

1. ходатайство, 2. украинский, 3. двоюродный;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. ателье, 2. брюнет, 3. темп.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) В дальнем углу стояла рояль, блики солнца отражались на ее зеркальной поверхности.

б) По широкому авеню двигалась карнавальная процессия.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные  в правильной падежной форме.

а) За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр).

б) Произведение 347 и 86 равно 29842.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) кредо

1. Точка зрения

2. Принципы, убеждения

б) устанавливать несомненность чего-либо, подтверждать

1. Констатировать

2. Компрометировать

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) совершаемый без принуждения: добровольческий – добровольный;

б) действующий осторожно: опасливый – опасный.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.

б) Сестра посоветовала ему обзавестись практической одеждой.

в) Соседний кот важно прошел на кухню.

Задание 7. Исправьте  речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Пьер целеустремленно стремится к намеченной цели.

б) Силясь побороть слабость, она шла вперед.

в) Юноша оказался в более лучшем положении.

г) В передаче «Доброе утро» я дебютирую впервые.

д) В нашем магазине вы можете приобрести памятные сувениры.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а)  Часть абитуриентов (оказалось, оказались) выпускниками столичных математических школ.

б) В 20-е годы некоторые серьезно полагали, что Пушкин, как и другие русские классики, (должен, должны) быть (сброшен, сброшены) с «корабля революции».

в) За последние годы в городе открыли три (современные, современных) прачечные.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Прошу предоставить мне отгул, вследствие предстоящего отъезда.

б) В своей речи оратор указал об этих недостатках.

в) Друзья успели предостеречь нас об опасности.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Кое-где в ложбинах еще видны остатки таявшего снега.

б) Только спустя год из письма сына родители узнали об инциденте, произошедшего еще летом.

в) Побывав на Кавказе, у Лермонтова появилось много друзей.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Проснувшись утром и увидев, что день обещает быть теплым и солнечным, Катя воскликнула, что давайте скорее побежим на речку.

б) К концу похода дети устали и честно признались, что не ждали мы таких трудностей.

Задание 12. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи.

Надо, необходимо, желательно, полезно, нелишне, невредно, хорошо бы, неплохо     бы, целесообразно, нужно.

Часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело.

Очень, совсем, совершенно, весьма, крайне.

Абсолютно, чрезвычайно, сугубо.

Коротенько, сжато, кратко, лаконично.

Раньше, ранее, прежде.

Даром, безвозмездно.

ВАРИАНТ 8

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на второй  слог:

1. манящий, 2. газированный , 3. исчерпать;

б) ударение падает на предпоследний слог:

1.ассиметрия, 2. трубопровод, 3.умерший;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. термос, 2. шоссе, 3. шинель.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Светлый кашне красиво оттенял его смуглую кожу.

б) Накинув на плечи старый шинель, она вышла на крыльцо.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные в правильной падежной форме.

а) Наша база находилась в 841 (километр) от города.

б) Частное от деления 29842 на 86 равно 347.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) паритет

 

1. Равные отношение, равновесие сторон

2. Преимущество одной из сторон

а) ограниченный определенным местом

1. Локальный

2. Лаконичный

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) хорошо различимый: отчетливый – отчетный;

б) относящийся к политике: политичный – политический.

Задание 6.  Исправьте  речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.

б) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у граждан.

в) Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

Задание 7. Исправьте речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Он крепко держит в руках штурвал руля.

б) Получить фиаско может каждый спортсмен.

в) Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением.

г) Проливной ливень заставил нас спрятаться.

д) Скрупулезное исследование автора имеет большую роль для современной науки.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Большинство (решило, решили) не дожидаться помощи, а двигаться в сторону населенного пункта.

б) Специалисты решили, что асбест, равно как и другие экологически сомнительные материалы, больше не (будет, будут) использоваться для внутренних отделочных работ.

 в) Две (наши, наших) студентки сейчас работают заграницей.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Благодаря снежным заносам движение было прервано.

б) Лектор оперировал с точными фактами.

в) У нового студента есть несомненный талант в изобретательском деле.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Горький - писатель, с детства  проникнувшийся сочувствием к своему народу.

б) Мы плыли в тумане, закрывший берег и море.

в) Открыв дверь, моим глазам предстала странная картина.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Он спросил, что увидимся ли мы еще раз.

б) Он обещал, что как только приеду, сразу позвоню.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к официально-деловому стилю.  

  1. распоряжение                         11. глухомань
  2. гипотеза                                  12. воспламениться
  3. протокол                                 13. в силу
  4. маршрутка                              14. напрямик
  5. свойство                                 15. конференция
  6. книжка                                   16. вышеупомянутый
  7. валентность                           17. потихоньку
  8. истец                                      18.аннотация
  9. деятельность                         19. доверенность
  10. барахлить                              20. весьма

ВАРИАНТ 9

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на второй слог:

1. задолго, 2. каталог, 3. бармен;

б) ударение падает на предпоследний слог:

3. гастрономия; нефтепровод, гражданство;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. диспансер, 2. бухгалтерия, 3. стресс.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Слишком узкий гортань данного вида птиц не позволяет им произносить подобные звуки.

б) Невозможно было рассмотреть черты лица сквозь черный вуаль на ее шляпе.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные  в правильной падежной форме.

 а) Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу.

 б) Сумма 261 и 86 равна 347.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) утилитарный

 

1. Имеющий практическое назначение, применение

2. Возникающий вследствие внутренних причин

б) богатый покровитель наук и искусств

1. Спонсор

2. Меценат

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) тайный, невидимый: скрытный – скрытый;

б) производящий выгодное впечатление: представительный – представительский.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) Не успел прозвенеть церковный колокол, как народ двинулся к городской площади.

б) Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране.

в) В квартире нужно было произвести ремонт.

Задание 7. Исправьте  речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Остается только поражаться тем, что такая «словесная» деятельность никого не смущает.

б) Врач выписал мне несколько процедур.

в) Он привык беречь каждую минуту времени.

г) Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.

д) Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Полгорода (осталось, остались) без света и газа.

б) Тысяча паломников ежегодно (отправляется, отправляются) в Мекку.

в) В ее шкафу висели две (новые, новых) шубы.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Вследствие объема запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно.

б) За покупки можно оплатить наличными.

в) Согласно приказа декана заведующая кафедры уехала в командировку.

Задание 10. Исправьте  ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Мы ехали по узкой дороге, проложившуюся  крестьянскими санями.

б) Сердце его билось ровно, как у человека, решившемуся на что-нибудь опасное, но необходимое.

в) Знакомясь с городом, нас удивила его архитектура.

Задание 11. Устраните ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Он сказал, что приходи пораньше.

б) Перед отъездом она обещала родителям, что  буду писать вам письма каждую неделю.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к научному  стилю.

  1. распоряжение                         11. глухомань
  2. гипотеза                                  12. воспламениться
  3. протокол                                 13. в силу
  4. маршрутка                              14. напрямик
  5. свойство                                 15. конференция
  6. книжка                                   16. вышеупомянутый
  7. валентность                           17. потихоньку
  8. истец                                      18.аннотация
  9. деятельность                         19. доверенность
  10. барахлить                              20. весьма

ВАРИАНТ 10

Задание 1. Укажите номера слов, в которых

а) ударение падает на второй  слог:

1. осмысление, 2. красивее, 3. углубить;

б) ударение падает на первый  слог:

1. столяр, 2. августовский, 3. завидно;

в) перед [ э ] произносится мягкий согласный звук:

1. прогресс, 2. тенденция, 3. кредо.

Задание 2.  Исправьте  ошибки, связанные с определением рода существительного.

а) Движение в этом  направлении перекрывала старая железнодорожная рельса, лежащая поперек дороги.

б) Друзья подарили нам на новоселье красивый бра.

Задание 3. Замените  цифры  соответствующими  числительными.   Раскройте  скобки,  употребив  существительные  в правильной падежной форме.

а) Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве.

б) Разность 347 и 86 равна 261.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) ортодоксальный

1. Обыкновенный

2. Следующий определенному учению, системе взглядов

б) всеобъемлющий, всеобщий

1. Тотальный

2. Тоталитарный

Задание 5.  Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному  лексическому значению.

а) вышедший из употребления: архаичный – архаический;

б) имеющий большую длину: длительный – длинный.

Задание 6.  Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) На собрании станичников царствовала полная неразбериха.

б) Испытание нового механизма производится в течение месяца.

в) Любой  поступок заслуживает осуждения.

Задание 7. Устраните речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.

б) Не нужно из этого факта строить проблему.

в) Мы не сошлись к общему решению.

г) Существуют слова, которые в разговоре я стараюсь не затрагивать.

д) Сегодня моим собеседником стал один из моих друзей.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Подсчитали, что для основных работ (потребуется, потребуются) две тонны цемента.

б) Деканат факультета, особенно заместитель декана и секретарь, строго (следит, следят) за посещаемостью.

в) За последний год в нашем городе построены три (новые, новых) школы.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Мы не могли прибыть туда благодаря сильной бури.

б) Приведенные примеры говорят за возможность широкого применения нового метода лечения.

в) Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов)  и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Передо мной сидел человек, слегка утомленный, привыкнувший ко всеобщему вниманию.

б) Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшему дубняком и кленом.

в) Возвращаясь домой, у него от усталости слипались глаза.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Она торопилась и сказала мне, что давай перенесем разговор на завтра.

б) Мама не раз говорила ему, что вечно ты все теряешь.

Задание 12Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к разговорному  стилю.

1.     распоряжение                         11. глухомань

2.     гипотеза                                  12. воспламениться

3.     протокол                                 13. в силу

4.     маршрутка                              14. напрямик

5.     свойство                                 15. конференция

6.     книжка                                   16. вышеупомянутый

7.     валентность                           17. потихоньку

8.     истец                                      18.аннотация

9.     деятельность                         19. доверенность

10.  барахлить                              20. весьма

Использовать только литературу, которая указана                                    

ЛИТЕРАТУРА

 а) основная литература:

1. Максимова В. И., Голубева А. В. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 356 с.

2. Лекант П.А. Современный русский язык. – М., Высшее образование «Дрофа», 2002. – 560 с.

3. Лемов А.В. Русский язык и культура речи. Подготовка к тестированию:   Учебное пособие. – М., «Высшая школа», 2004. – 264 с.

4. Давайте говорить правильно. Краткий словарь-справочник. Трудности грамматического управления в современном русском языке. – С-Пб.- М., изд. центр «Академия», 2004. – 176 с.

5. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного языка./ Под ред. Проскуряковой И.Г.– М.,  «Флинта-Наука», 2004. – 232 с.

б) дополнительная литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: Учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 540 с.

3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по рус. яз.: Рек. М-вом образования РФ в кач. учеб. пособия/ Вербицкая Л.А. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 239 с.

4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно!: Трудности современ. рус. произношения и ударения: Крат. Словарь-справ./ Л.А. Вербицкая, Н.В. Богданова, Г.Н. Скляревская. – СПб: Филологич. фак. СПбГУ, 2003. – 146 с.

5. Елистратов В.С. Словарь русского арго (материалы 1980-1990-х гг.): Ок.9000 слов идиоматич. выражений/ Елистратов В.С.; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Рус.слов., 2000. – 693 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологич. Выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: РАН; Ин-т рус. яз им. Виноградова, 2002. – 942 с.

7. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие/ Под. ред. Гойхмана О.Я. – М.: Инфра. М, 2002. – 190 с.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика