Тема 1 Мировоззренческая сущность философии и проблема её самоопределения
Узнать стоимость этой работы
04.11.2017, 09:33

1.1 Познакомьтесь с фрагментами текстов А.А. Радугина, А.Г. Спиркина, А.Н. Чанышева (1. Радугин А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Центр, 2005. – С. 12 -22. 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов

/ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики,2008. - С. 15 – 21. 3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 3 – 33) и заполните предлагаемую Вам таблицу. Определите, позиция какого автора Вам наиболее близка.

 

А.А. Радугин

А.Г. Спиркин

А.Н. Чанышев

Определение понятия «Мировоз-

зрение»

 

 

 

Структура

 

 

 

Типы, виды, формы

 

 

 

 

1.2 Прочитайте следующий отрывок из работы И. Канта и ответьте на вопросы:

«…Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет необходимости искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их пред собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с миром над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности.

Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами), я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира. По крайней мере это яснее можно видеть, чем этот закон, из целесообразного назначения моего существования, которое не ограничено условиями и границами этой жизни. Этим можно, с одной стороны, предотвратить заблуждения еще грубого, неискушенного суждения, с другой стороны, предотвратить взлеты гения, которые... без всякого методического исследования и знания природы обещают мнимые сокровища и растрачивают сокровища настоящие. Одним словом, наука (критически исследуемая и методически поставленная) — это узкие ворота, которые ведут к учению мудрости, если под этим понимают не только то, что делают, но и то, что должно служить путеводной нитью для учителей, чтобы верно и четко проложить дорогу к мудрости, по которой каждый должен идти, и предохранять других от ложных путей; хранительницей науки всегда должна оставаться философия. В утонченных изысканиях ее публика не принимает никакого участия, но должна проявлять интерес к ее учениям, которые могут ей стать совершенно понятными только после подобной разработки».

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр.соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 500-502.

Вопросы:

а) Как Вы считаете, почему И. Кант, противопоставляет «жизнь космоса» и внутреннюю жизнь личности и одновременно сопоставляет два типа этих столь различных процессов в их значении для мыслящего человека?

б) Что, по-вашему, могло бы заполнить промежуток между звездным небом и моральным законом? Как вы думаете, есть ли вещи и суждения, совершенно посторонние одному из этих миров?

в) Почему потрясает человека созерцание звездного неба?

г) Кто первый, по-вашему мнению, дал созвездиям названия «овна», «быка», «тельца», «стрельца», «девы»: мореплаватель, полководец, сухопутный путешественник, пастух. Аргументируйте свою точку зрения.

д) Как вы полагаете, сколько небесных объектов видит космонавт, оказавшийся за пределами земной атмосферы? Больше или меньше, чем сельский житель, житель города, астроном, вооруженный специальными приборами?

е) Чем, по-вашему, поражает созерцание звездного неба: порядком, красотой, многообразием, бесконечностью, повторяемостью, загадочностью? Попытайтесь аргументировать свою точку зрения.

ж) Почему, на ваш взгляд, моральный закон открывает личности особую «жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира»? Почему этот закон возвышает человека как мыслящее существо? Какие поступки в ваших глазах принижают это значение? Приведите и прокомментируйте примеры из истории об известной жизни. Что, по-вашему, общего в этих разных вариантах принижения достоинства человека?

 

1.3 Прочтите следующий отрывок из работы И. Ильина и ответьте на вопросы:

«...Философия как познавательное творчество есть в особом и углубленном смысле внутреннее делание и притом такое внутреннее делание, предмет которого, — и по сложности, и по значительности своей, и по неуловимости своей для какой бы то ни было внешней и механической проверки, — требует особой напряженной душевнодуховной культуры, особой остроты и чуткости теоретической совести, особой чистоты ока и воли. Философия, как никакая другая наука, стоит перед последними, самыми углубленными и утонченными и притом самыми духовно-значительными проблемами; утверждать что-либо в этой сфере — есть дерзание, и философ, больше, чем ктонибудь, должен помнить о размерах своей ответственности».

Ильин И. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923 // Ильин И. Собр. соч. в 10 томах. М., 1994. Т. 3. С. 22-23.

Вопросы:

а) Как связана приводимая характеристика философии с «самосознанием» личности? Что такое, на ваш взгляд, «внутреннее делание»? Как вы полагаете, что нужно для того, чтобы оно состоялось: деньги, комфорт, благополучие и счастье, неудовлетворенность собой, внутренняя тревога? Сознание личной ответственности за использование «дара жизни», за счастье жить?..

б) Почему, на ваш взгляд, работа человека над собой требует известного уровня духовной культуры?

в) Что, по-вашему, имеет ввиду автор под «особой остротой и чуткостью теоретической совести»? Можете ли вы сказать, как проявлялись эти качества в творчестве известных вам мыслителей?

г) Что означает в вашем понимании «особая чистота ока и воли»?

д) Известны ли вам примеры из истории прошлого или современной общественной жизни, характеризующие несоответствие между словами и делами людей, претендующих на роль властителей дум? Какие уроки можно извлечь из этих примеров?

 

1.4 Предлагаем вам познакомиться с суждениями другого русского мыслителя XX в. Н.А. Бердяева и выполнить следующие задания:

«Во всяком случае, одно несомненно: философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо. Предрассудок думать, что познание всегда рационально и что нерациональное не есть познание.

Через чувства мы познаем гораздо больше, чем через интеллект. Замечательно, что познанию помогает не только любовь и симпатия, но иногда также ненависть и вражда. Вся оценочная сторона познания - эмоционально-сердечная. Оценке же принадлежит огромная роль в философском познании. Без оценки не познается Смысл. Познание Смысла прежде всего сердечное. В познании философском познается целостное существо человека. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Признание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь не есть отрицание разума.

Дело идет о восстановлении целостности самого разума, который в средние века, несмотря на интеллектуализм схоластики, был более целостен, так что интеллект часто обозначал дух. Философия должна не отрицать разум, а раскрыть противоречия разума и имманентно обнаружить границы его. Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей, философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования. Но это предполагает, что сам познающий философ несет в себе опыт о противоречиях человеческого существования. Опыт человеческого существования в его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и волевой».

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 230-240.

Задания:

а) Выделите в тексте ключевые слова. Сформулируйте коротко основную мысль содержания фрагмента.

б) Согласны ли вы с мнением Н.А. Бердяева, что «вся оценочная сторона познания - эмоционально-сердечная»? Объясните свое видение проблемы.

в) Поясните мысль философа о том, что «критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе»?

г) Разделяете ли вы точку зрения Н.А. Бердяева на то, что «осознание духом смысла человеческого существования» предполагает наличие у познающего философа «опыта о противоречиях человеческого существования»? Распространяется ли эта способность на «нефилософов»?

д) Сравните размышления Н.А. Бердяева и И.А. Ильина. Определите их общность и различия.

 

1.6 Проанализировав таблицу «Мировоззрение», выполните задания:

а) Приведите конкретные примеры взаимосвязи основных элементов мировоззрения.

б) Опишите динамику его формирования.

в) Назовите особенности каждого из исторических типов мировоззрения.

 

1.7 Приведите примеры политических, экономических и социально–культурных мифов XXI века и определите их степень влияния на общество.

1.8 Используя материал из хрестоматий по философии, выпишите в хронологическом порядке 10 определений философии. Какое из них, на ваш взгляд, является более точным?

1.9 Познакомьтесь с фрагментами текстов Платона, Р. Декарта и А. Уайтхеда. Ответьте на вопросы:

а) В чем их точки зрения на роль философии и философов в обществе совпадают и в чем расходятся?

б) Оправдано ли, на ваш взгляд то, что Рене Декарт придавал столь большое значение философии? Почему?

в) Ощущается ли в нашем обществе нехватка философского отношения к жизни?

г) В чем, на ваш взгляд, проявляется этот дефицит? Чем, по вашему мнению, вытеснена философия из духовной жизни современной России? Аргументируйте свои позиции.

1.9.1 «Вот теперь я и пойду навстречу тому, что мы уподобили крупнейшей волне; это будет высказано, хотя бы меня всего, словно рокочущей волной, обдало насмешками и бесславием. Смотри же, что я собираюсь сказать.

- Говори.

- Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. Вот почему я так долго не решался говорить, - я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие. Тут Главкон сказал:

Сократ, ты метнул в нас такие слово и мысль, что теперь, того и жди, на тебя набросятся очень многие, и причем неплохие, люди: скинув с себя верхнюю одежду, совсем обнаженные, они схватятся за первое попавшееся оружие, готовые на все; и, если ты не отразишь их натиск своими доводами и обратишься в бегство, они с издевкой подвергнут тебя наказанию».

Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. С. 227-228.

1.9.2 По мнению Декарта, каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; а потому для государства нет большего блага, как иметь истинных философов.

1.9.3 «Поведение всего сообщества находится под определяющим влиянием делового духа. Великое общество - это такое общество, в котором его деловые люди понимают высокое назначение своей деятельности. Низкое поведение следует за низкими мыслями; после недолгого разгула вседозволенности низкое поведение приводит к падению уровня жизни. Возвышенность сообщества как с качественной, так и с количественной стороны является первым условием процветания, жизнеспособности, постоянного и преобладающего доверия. Греческий философ, положивший начало всем нашим самым прекрасным идеям, заканчивал свой наиболее изумительный диалог мыслью о том, что идеальное государство наступит только тогда, когда им будут править философы. Сегодня, в эпоху демократии, государством управляют обычные граждане, с самыми различными призваниями. Поэтому демократическое общество не достигнет успеха до тех пор, пока общее образование не даст людям философского мировоззрения».

Уайтхед А.Н. Приключения идей // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 496.

 

1.10 Современный отечественный философ М. Мамардашвили определял важность приобщения к философии следующим образом:

«...Если философ идет нам навстречу, то и мы должны идти к философу; мы можем встретиться только в точке обоюдного движения. А если я не пошел, сижу, схватившись за голову, над текстом, ничего  не получится. Только придя в движение и пройдя свою половину пути, мы получаем шанс встретиться с философией - в смысле возможности научиться тому, что умели другие, а я нет, но я тоже пережил, хотя и не знал, что это так называется, и, более того, не знал, что об этом так можно говорить».

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 24.

Вопросы:

а) Найдите в тексте ключевые слова. Разделяете ли вы точку зрения автора?

б) Как вы понимаете мысль о том, что осваивающему философию нужно «пройти свою половину пути»?

в) Почему изучение философии предполагает, согласно М. Мамардашвили, «встречное» движение обучающегося и философского текста? Достаточно ли для изучения философии только интеллектуальных усилий?

г) Как вы думаете, какую роль играет в освоении философии эмоциональная сфера человека? Какое место занимает в этом процессе мир человеческих ценностей?

 

1.11 приведите 10 примеров философских вопросов, основываясь на материале истории философии, отражающем специфику античности, стредневековья, нового и новейшего времени. Почему Ф.Энгельс назвал основным вопросом философии – «Вопрос об отношении мышления к бытию», Ф.Бэкон просто вопросом – «Почему». Каковы основания называть философские вопросы вечными?

 

1.12 Нет ни одного философа в истории философии, который бы не попытался определить акт философствования через свое личное видение. Проанализируйте каждое из этих суждений и дополните их тремя новыми, отражающими специфику акта философствования.

Ж. Лакруа: «Философствовать – значит универсализировать духовный опыт, переводя его термины, доступные для всех».

М.Хайдеггер: «Философия есть философствование… Она требует, чтобы смотрели не в сторону от неё, но добывали её из неё самой».

Х. Ортега – и – Гассет: «Философствовать – искать целостность мира, завершать её в Универсуме и строить для части целостность, где она могла бы вместиться и успокоиться».

Аристотель: «Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой–нибудь пользы».

 

1.13 Заполните таблицу и сформулируйте свой вывод о границах философского знания:

 

Философия

Наука

Искусство

Религия

Предмет

 

 

 

 

Сущность

 

 

 

 

Время возникновения

 

 

 

 

Функции

 

 

 

 

Роль в обществе

 

 

 

 

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика