Тема 5 (2) Бытие человека как философская проблема
Узнать стоимость этой работы
04.11.2017, 10:19

Коммуникабельность

Биолого психологические корни

Сначала мы определим основные черты личности в ее индивидуальном, конкретном и некоммуникабельном проявлении. Но эта некоммуникабельность, проявляясь в существе ограниченном, конечном, по словам Ортеги, "из глубин своего одиночества с меньшим томлением стремится к общению".

Создается впечатление, что человек познал свое "я" раньше, чем приобрел способность к познанию других людей.

Согласно этому первому опыту, полученному от внешнего мира, "я" как бы противостоит личностям и предметам и должно переступить границу, устанавливая общественные контакты. Общественная сущность, таким образом, представляется в виде хотя и важного, но все же дополнения к человеческой личности.

Человек никогда не рождается одиноким, заброшенным, чем-то случайным, возникшим из ничего. Нас всегда окружают другие, не являющиеся моим "я", находящиеся вне "я" и составляющие совокупность отношений, без которых "я" не могло бы естественно развиваться как личность.

Человек в отличие от животного не может выжить в одиночестве. Он не так силен, его ноги не так быстры, его зубы не так крепки, слух не так тонок, зрение не так остро, как у некоторых животных. Очевидно, он может существовать лишь в очень благоприятных условиях, которые и были предоставлены общественной жизнью.

Более того, люди связаны друг с другом не только внешне, когда "я" находится вне других, а другие вне "я"; все люди связаны и внутренне. Нашему образу жизни мы учимся у других.

Итак, начало и продолжение жизни для человека является чемто социальным, чем-то таким, что должно осуществляться в связи с другими. Поэтому Адлер считает чувство, которое он называет "чувством общности", первоначальным стремлением каждого человека. Человек не только стремится узнать других, но и хочет, чтобы другие его узнали.

Мы не считаем, что страх изначальное чувство, правильнее было бы сказать, что он вызывается одиночеством. Человек, чувствующий, что он исчез для других, стремится исчезнуть и для себя, и его истинное состояние не может быть ничем иным, кроме существования для смерти.

Общество и индивид

Каждый человек по своей природе является существом индивидуальным, конкретным и некоммуникабельным в самой своей индивидуальности; так мы утверждали сначала, приступая к исследованию личности. Но мы только что заявили, что по своей природе человек общителен. Нет ли в этом противоречия? Отнюдь: индивидуальный и социальный аспекты это экзистенциальные составляющие, укоренившиеся в личности.

Общество нужно строить исходя из человека, а не как нечто предварительно устроенное и навязанное ему извне. Общительность рождается из самой индивидуальности, поэтому она нисколько не противостоит ей, а, напротив, дополняет и совершенствует ее в силу своих возможностей.

Таким образом, мы не сталкиваемся с явной антиномией. Беря начало в личности, любое общество несет на себе отпечаток личного: оно, так сказать, персонализировано в своей основе. Оба аспекта социальный и индивидуальный обусловливают и ограничивают друг друга.

Нашей умеренной концепции противостоят как индивидуализм, так и коллективизм. Ни один из них не представляет нам человеческую личность в целом. Индивидуализм видит человека только в отношениях к самому себе. Коллективизм, со своей стороны, не видит человека, он видит лишь "общество". Первый искажает лицо человека, второй скрывает его.

Основным фактом человеческой экзистенции является не индивид как таковой и не коллектив как таковой. Оба они, рассматриваемые сами по себе, не более, чем абстракции. Индивид является фактором экзистенции в той мере, в которой он связан живыми отношениям с другими индивидами; коллектив является фактом экзистенции в той мере, в которой живые отношения сочетаются с живыми единствами отношений. Основным фактом человеческой экзистенции является человек вместе с другим человеком.

"Я"  и "ты"

Итак, именно здесь и заключено ядро экзистенциального определения человека: человек есть индивид, который в глубине своего существа чувствует необходимость свободных отношений с другими подобными ему существами. Посредством этих межличностных отношений человек учится познавать себя и других. Мы бы сказали, что основой человеческой экзистенции является отношение "я" и "ты". В свете этого межличностного отношения "я" к "ты" бледнеет устаревшая концепция человека как существа, изолированного в своей имманентности, или как "я", видящего в других противопоставленные ему объекты или другой чуждый субъект, познать который можно при помощи аналогии, сравнений и т.д. Таким образом, "другой" уже не выступает здесь только как "другой", а скорее является эмпирическим проявлением самого субъекта.

Из основ отношений "ты я" категорически и четко следует, что они ограничены пространственно временными координатами "здесь и теперь". Об этих ограничениях и пойдет речь в следующей главе.

"...Которое через свои пространственно – временные измерения..."

Если в конце предыдущей главы мы заявили, что человека можно в основном рассматривать как "существование с кем-то", то в главе пойдет речь о другой экзистенциальной характеристике человеческой личности: "существование в чем-то".

Мы имеем дело не просто с игрой слов. Эти два выражения в обобщенной, но верной форме, представляют нам бытие человека. Из глубин человеческого существа слышится голос, призывающий другого; и оттуда же доносятся требования того "где", в котором эти личные отношения станут возможны.

Это "существование в чем-то" может рассматриваться как "су-

ществование в пространстве" и "существование во времени".

Итак, пространство и время будут двумя факторами, обуславливающими как существование, так и деятельность экзистенциального человека.

Существование в пространстве

Следует сказать, что здесь мы не будем заниматься чисто геометрическим аспектом пространственного нахождения человека или аспектом пространственной отнесенности, которым интересуются космологические науки. Речь, скорее, пойдет о пространстве как о месте, "где" реализуется личность.

Личность и ее пространство

Речь пойдет о пространстве, в котором живёт человек, о его пространстве. Как уже отмечалось, мы неизолированные души, независимые в своей духовности: в своей экзистенциальной глубине мы несем отпечаток телесного. Поэтому пространство будет рассматриваться как еще одна экзистенциальная характеристика человеческой личности.

Рассуждая о жизненном пространстве, мы не стремимся утверждать, что жизнь сама по себе это пространственное измерение, скорее мы считаем, что постичь жизнь в ее настоящем и будущем можно только в связи с ее пространством.

Мы хотим сказать, что все поведение человека несет на себе отпечаток его окружения, пространства, заключающего его в определенную форму. Это не означает, что человек как предмет заключен в некий ящик, изначальная связь с пространством определяет его существование.

Человека нужно рассматривать не как вещь среди вещей, а как рациональный субъект, который в самом себе заключает отношение к миру и который поэтому можно охарактеризовать при помощи того, что называется "интенциональностью".

Итак, нас определяет не внешнее и не мировое пространство, а пространство потенциальное, то "здесь", которое необходимо "я" как субъекту.

Быть прикованным или населять?

Все мы находимся в этом "здесь", все осознаем нашу связь с пространством, в которое заключена наша жизнь.

Мы бы сказали, что прежде всего человек получает высшую актуальность своего существования, внедрение в сущность. Эта сущность самая сокровенная часть моего "я", лежащая в основе всего, чем я являюсь и чем могу быть; таким образом, он сам по себе не является чем-то внешним и агрессивным. То, что мы должны выйти за пределы нашего существования, не наказание, как считает Сартр. Если существовать в себе хорошо, то продолжать это существование значит развивать запас своих внутренних возможностей. Все зависит от того, какой стороне медали мы отдадим предпочтение.

"Жилища" человека

Тело это не только организм человека как субъекта, живущего в пространстве, но и само по себе пространство, первое истинно человеческое пространство. Тело в прямом смысле является "обиталищем" моего "я", через него я вступаю в связь с пространственным миром. Вместе с тем эту загадочную связь моего "я" и моего тела нелегко выразить при помощи понятий.

Пожалуй, наиболее отчетливо роль тела, как посредника, можно представить себе, следуя анализу Габриеля Марселя. Он спрашивает, как следует говорить: "я обладаю телом" или "я являюсь телом"? Марсель предпочитает говорить о "воплощении", "я воплощен в свое тело". Быть воплощенным не означает обладать телом или быть им, именно тело свидетельствует о духе, и в свою очередь дух воплощается в теле.

Дом представляется нам следующей формой пространства, определяющей человека. Отношение "человек – дом" может рассматриваться подобно отношению "человек – тело". Мы так же могли бы говорить об отождествлении человека с его домом. Не удивительно, что нападение на свой дом он считает нападением на себя. Человек воплощается в свой дом.

И, наконец, третьей, собственно человеческой формой пространства можно назвать его свободное пространство в целом. Здесь мы так же наблюдаем союз, аналогичный союзу человека с телом и домом.  Человек устанавливает сеть связей со всем, что его окружает в мире, и он не может не замечать своего окружения. В этом мире он должен существовать, жить в нем так же, как он живет в своем теле и в своем доме.

Пространство друг человека, а не тюрьма. Несмотря ни на  что мир гнездо, в котором можно чувствовать себя в безопасности.

Именно здесь кроется основное различие между пространством и временем. Время всегда рассматривается как проявление недолговечности и эфемерности всего земного.

Существование во времени

Личность и ее временность

Рассуждения о личности, как мы уже неоднократно заявляли, это рассуждения о чем-то конкретном, индивидуальном, существующем. Первое, что бросается в глаза даже до ее бытия, это начало ее бытия.

Прежде чем личность начала существовать, она была ничем, и в глубине ее телесного существа заложено начало ее будущего распада. Ей не принадлежит ни первое "до", ни последнее "после", только "сейчас", в котором она воплощена. Но человек это не только тело, но и душа, которая знает и любит. И если любовь безгранична, то безгранично и понимание, постигающее суть вещей. Время не принимается во внимание, потому что сущности находятся по ту сторону времени и пространства, они вечны и неизменны. Но так как тело и дух не изолированы, а дух реализуется через тело, служащее ему первым "жилищем", то все, постигаемое человеком, несет на себе отпечаток временности. Поэтому, вечное и неизменное не есть нечто, находящееся вне нас и непосредственно нам открытое в силу нашей способности к познанию, это нечто, находящееся вне нас и простирающее свои корни вплоть до временных "здесь" и "сейчас". Отдельная личность может полностью осуществить все то вневременное и бессмертное, которым она обладает; пользуясь временем, в которое живет, "ее" временем.

Историческое существо

Но время личности это не только то время, в котором она живет сейчас, но и время, в котором она жила. "Сейчас" не аморфное и безразличное время, оно несет на себе отпечаток всех предыдущих мгновений, благодаря которым оно стало возможным: оно воплощено во множество индивидов и жизненных моментов, оставивших на нем многочисленные нестираемые следы. Поэтому, как это ни парадоксально, можно утверждать, что мое время не является только моим.

Со временем происходит то же, что и с остальными экзистенциальными характеристиками человека. Они даются как нечто, присущее человеку, образующее одно целое с его существом, но ни об одной из них мы не можем безоговорочно утверждать: она -"моя", она принадлежит только мне.

Мы это история, только человек история в полном смысле слова. Природа не может ни иметь ее, ни быть ею. Несомненно, в природе тоже происходят перемены, она прогрессивно или регрессивно эволюционирует, испытывая на себе ход времени. Но здесь речь идет об однообразном чередовании событий, сменяющих друг друга в ранее определенном порядке. Ни одно из этих событий не может свернуть с навязанной ему дороги. Напрасно мы стали бы вопрошать природу о смысле происходящих в ней событий, она ничего о себе не знает. Только человек способен проникнуть в ее недра, чтобы шаг за шагом раскрывать тайну ее нескончаемой эволюции. Мы бы сказали, что природа неисторична.

Человек, вне всякого сомнения, историчен не только потому, что живет в истории, но и потому, что он ее творит. Ход времени оставляет на человеке след, отличный от следов, которыми время метит другие вещи; это не смутный, а ясный отпечаток, в котором отражается понимание. Знание, возникшее из прямого контакта с собственными действиями, обогащает и обусловливает последующие решения человека. Он осознает течение времени, но не чувствует себя намеренно связанным с ним, он может направлять его в ту или иную сторону, потому что в некотором смысле будущее находится в его руках. Только человеку дана эта власть свободно и сознательно творить собственную судьбу.

Узкая дорога жизни человека отмечена цепью времени, которая разрывается смертью. Человек с тоской глядит вслед исчезнувшему прошлому и встречает будущее вопреки своему желанию. Вот первое доказательство его историчности, но этого недостаточно. Жизнь животных и растений также ограничена во времени, но, разумеется, их нельзя назвать историческими существами. Их жизнь состоит из непрерывной цепи событий, подчиненных одной и той же цели безопасности. Все поступки человека, напротив, проблематичны, он сам выбирает будущее в настоящем.

И, наконец, человек может считать себя историческим существом, прежде всего потому, что в нем его история перекрещивается с историей других людей. "Находясь всегда внутри определенного исторического горизонта, пишет Коломер, человек при помощи своего свободного выбора способен изменять себя и одновременно исторический горизонт, в котором ему выпало жить, и, таким образом, эффективно участвовать в ходе истории".

Пространственно-временное измерение

Мы говорим о "здесь и теперь" как о составной части человеческой жизни. Как мы отмечали в предыдущей главе, "я" существует не само по себе, а в окружении других, которые с тем же правом могут говорить о своем времени и своем пространстве. Пространство и время реальности, распределенные между людьми.

Поэтому лучше сказать, что человек не существует, а сосуществует с себе подобными в том сплетении связей, из которых выткана любая человеческая жизнь. И именно в этом его нищета и богатство. Без других мы не достигнем полного развития, однако, другие часто отклоняют течение потока, ведущего к становлению личности.

Перечисляя "жилища" человека, мы назвали тело, дом и свободное пространство. Но тогда мы имели в виду неодушевленное "где" реализации личности; существует и другое, одушевленное "где", воплощающее человеческое существование. Это "где" общество, которое в свою очередь не является чем-то чисто пространственным, но сформировалось исторически и несет на себе динамический след всех людей, входящих и входивших в него. Этот отпечаток, к несчастью, должен чувствовать на своих плечах и современный человек в час своей общественной реализации. Пространственновременное измерение единственная дверь, через которую человеческая личность может выйти в мир своего существования. Для каждой жизни в отдельности оно представляется чем-то физическим, которое, хотим мы того или нет, навязывает нам свою реальность и заставляет с ним считаться.

Оно нам так знакомо, что трудно о нем размышлять. Но для того, чтобы как-то его понять, мы можем думать, что пространственновременное измерение как след человеческой реализации относится к сущности, которая проявляется перед отдельной личностью через "тело" и "душу", тесно соединенные в составляющую их реальность. Под "телом" мы подразумеваем общество, а под "душой" "культуру".

"...Проецирует себя в мир как образ бога"

Пространство и время координаты, образующие человеческое "где". Без пространства и времени невозможно развитие человеческой личности. Человек существо динамическое. Поэтому наша цель состоит в том, чтобы уточнить форму его деятельности, т.е. выяснить, что наиболее характерно для его проецирования в мир и в чем заключается его воплощение в мир.

Незавершенное существо

В отличие от философии экзистенциализма мы должны настаивать, что человек является не только существованием, но и сущностью. И именно эта сущность воплощается в мире.

Ни одно создание не может просто существовать. Все существуют определенным образом, ограничивая существование той или иной формой. Только бесконечное и единственное существо является существованием как таковым. Те существа, которые не заключают в самих себе условия абсолютного существования, должны считаться существами незавершенными, ограниченными, несовершенными.

Именно это и происходит с человеком как с существующей личностью. Истинная и радикальная конечность человека затрагивает его существование. Человек, утверждая себя в своем существовании, обязан мириться с множеством отрицаний. Человек является тем, чем он еще не стал, и как динамическое существо должен трудиться, чтобы раскрыть скрытые в нем возможности и найти дорогу, которая приведет его к абсолютному существу, к Богу.

Его проецирование в мир

Так как человек не заключает в своей глубине всего существования, он должен искать его даже выходя за пределы самого себя. Он должен проецировать себя вовне, пытаясь расчистить путь, идущий к более полному существованию и одновременно открывающий новые возможности.

Присущая человеку конечность становится основной причиной его неприспособленности к окружающей среде. Мы всегда можем приспособиться, но никогда не приспосабливаемся полностью. Вещи, с которыми мы сталкиваемся, никогда не приходятся нам "впору", они нуждаются в нашем преображающем усилии. Мы должны воплощаться в них, чтобы владеть ими. Словом, мы должны работать.

Работа, по определению Поля Рикера, это действие, посредством которого человек, с большим или меньшим усилием преодолевая сопротивление, добивается полезного результата, удовлетворяющего его потребности. Таким образом, работа это наша проекция на вещи с целью приспособить их к человеческим потребностям вообще.

Работа деятельность, присущая лишь человеку. Ни животные, ни чистый дух не работают. Работа занимает промежуточное положение между функциями чисто органическими и функциями духовными. В этом ее величие и в то же время слабость.

Удел человека на земле воздействовать на людей и на вещи, чтобы извлечь заключенную в них истину; истину, которую человек должен искать везде, где он трудится, следуя необратимому процессу эволюции, влекущему его вперед.

В нашем исследовании мы хотели совместить философский и теологический аспекты исследования человека. Последний вызван метафизическими выводами первого: человек не заключает в себе причину своего существования, он не может ее нам раскрыть. Тогда мы должны обратиться к источнику его появления. Все другие антропологические направления обречены на провал в силу ограниченности своих взглядов. Чтобы разрешить проблему человека, необходимо так или иначе приблизиться к бесконечному, встать рядом с Богом. Незавершенные и несовершенные, все же мы подобие Бога. Подобие не статическое, но обладающее тем же, что и у Бога, динамизмом. И так же, как Бог существует как абсолютное бытие, мы должны постоянно стремиться к более полному  существованию. Путь уже прочерчен. И только выйдя за пределы мира подобие увидит свой оригинал.

Итак, мы надеемся, что в конце нашего исследования мы можем принять то экзистенциальное определение, которое в качестве рабочей гипотезы было предложено вначале. Мы спросили: кто есть человек? Ответ будет таким: человек это существо, которое, занимая особое место среди животных, как индивид становится личностью в силу своей свободы и коммуникабельности и через свои пространственновременные измерения проецирует себя в мир как образ Бога.

Эспиноза С. Кто есть человек? Философская антропология// Это человек: Антология. / сост. П.С. Гуревич. М.: Высш. шк., 1995. С. 77 – 101.

Вопросы:

а) Как связана философская антропология с другими науками, такими как этика, психология, биология?

б) Сформируйте основные положения концепции происхождения человека Эспинозы, и сравните их с другими современными версиями антропогенеза. (См. тексты А.Н. Зубова, В.М. Розина).

в) Прочтите внимательно фрагменты текста Эспинозы, характеризующие проблему существования человека в пространстве и времени. Какие из аспектов проблемы имеют личностное значение конкретно для Вас?

г) Что, по сути, представляет собой экзистенциальное определение сущности человека Эспинозы и каково Ваше отношение к этому определению?

д) Дайте свое определение сущности человека.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика