Тема 9 Проблемное поле философии техники
Узнать стоимость этой работы
04.11.2017, 10:35

Для работы с вопросами семинара «Философия техники» необходимо обратиться к дидактическому материалу «Гуманитарные аспекты философии и техники» (составители: Подгорных Л.Б., Ковыршина С.В.), где представлены необходимые для работы фрагменты текстов. Данное пособие можно найти в электронном читальном зале СибГИУ.

9.1 Прочитайте текст К. Митчема и ответьте на вопросы:

а) Каковы, по К. Митчему, исторические и философские предпосылки возникновения философии техники?

б) Почему гуманитарный подход в философии техники К. Митчем называет еще и герменевтической философией техники?

в) Почему инженерную традицию в философии техники называют еще и «парадигмой Бэкона Ф.»?

г) Сторонники технического подхода в философии техники часто критикуют гуманитарную философию техники за спекулятивность. Опровергните или подтвердите данную позицию.

д) Заполните таблицу, позволяющую сравнить инженерную и гуманитарную традиции философии техники (по К. Митчему)

Точки сравнения

Инженерная традиция

Гуманитарная традиция

1.Представители

 

 

2. Направленность внимания философов техники, характер исследуемых проблем

 

 

3.Специфика языка

 

 

4. Отношение к истине

 

 

5.Отношение к противоположной традиции

 

 

 

9.2 Познакомьтесь с работой В.М. Розина, посвященной диалогу технария и гуманитария о технике и ответьте на вопросы:

Розин В.М. Диалог технария и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления. // В.М. Розин. Философские науки. – 2004. – № 9, С.104 – 118.

Вопросы:

а) Сформулируйте тезисно позицию каждого из участников диалога – «технария» и «гуманитария» и в процессе сравнительного анализа определите их принципиальные расхождения.

б) Опишите основные проблемы образа жизни человека в техномире с позиций гуманитария и технария?

в) Сопоставьте размышления «технария» и «гуманитария» с идеями О. Шпенглера о судьбах машинной техники. Чьим идейным предшественником можно считать О. Шпенглера?

 

9.3 Один из литературных персонажей – сумасшедший механик у А. Платонова в «Чевенгуре» «бескорыстно любил паровозы, что с ужасом глядел, когда они едут…» Он считал, что людей много, машин мало; люди – живые и сами за себя постоят, а машина нежное, беззащитное, ломкое существо, чтобы на ней ездить исправно, нужно сначала жену бросить, все заботы из головы выкинуть, свой хлеб в олеонафт макать – вот тогда человека можно подпустить к машине, и то через 10 лет терпения». О каких проблемах философии техники здесь идет речь?

 

9.4 Многие авторы, относящиеся к гуманитарной традиции философии техники считают, что техническое устройство – от самого примитивного и незначительного до сложного и важного, всегда «сообщает» нам нечто не только о себе, но и о своих создателях и «пользователях».

Вопросы:

а) О чем говорит создание космической техники? Паровой машины? Пороха? Колеса? Приведите свои примеры.

б) Каковы фундаментальные черты техники как материального феномена? Как социального? Как культурного явления?

в) В чем проявляется социокультурная обусловленность развития техники?

г) Как связана техника с другими феноменами культуры – наукой, искусством, религией, моралью, политикой?

 

9.5 В изучении техники как сложного, многогранного явления выделяют 5 важнейших аспектов: инструментально-технологическое, природное, антропологическое, социальное и культурное измерения. Какие науки изучают каждый из этих аспектов и в чем суть поднимаемых в каждом измерении проблем?

 

9.6 Справедливо ли утверждение Б. Рассела о том, что «наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели».

Вопросы:

а) С чем связана амбивалентность отношений человека и техники: с одной стороны – любви, надежды, уверенности, а с другой – тревоги и страха перед ней?

б) Какие новые проблемы и ситуации в культуре ХХ1 века порождает современная техника?

в) Можно ли прогнозировать будущее техногенной цивилизации?

г) Почему в ХХ столетии взаимоотношение искусственной и естественной техникой среды превратилось в глобальную проблему?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика