ГУ-УНПК, социология (контрольная работа №1)
Узнать стоимость этой работы
19.09.2014, 13:26

Вариант № 1

1. Какие науки и по каким признакам Вы относите к общественным? Разработайте модель-схему иерархии наук в исследовании проблем “социального”, выделив при этом место социологии. Сформулируйте Вашу точку зрения, опираясь на конкретные примеры.

2. Характер общества и власти любой цивилизационной социальной структуры определяют общественные связи и принципы взаимодействия людей, а также состояние социальной стабильности. Достижение этого осуществляется различными путями. По утверждению Т. Парсонса: “порядок должен иметь тенденцию к самоподдержанию, которая в общем виде выражена в понятии равновесия”.

Проанализируйте, различаются ли, если да, то чем именно, подходы Т. Парсонса и Л. Козера к сущностным основам общественной жизни?

Примечание:

1. Настоящее задание прикладывается к выполненной контрольной работе.

2. В конце работы приводится список использованной литературы.

3. Работа должна быть подписана и указана дата ее выполнения.

Вариант № 2

1. Реконструируйте положение Т. Парсонса ( американского социолога-теоретика) в развернутый тезис-обоснование: “... в наши дни в центр научных интересов начинает перемещаться социология.” ( Американская социология /Под ред. Т. Парсонса. - М. , 1972. - 378с.)

2. Используя следующее положение: “Государство - социально-политический феномен, имеющий отличительные характеристики, специфические функции, формы правления и устройства, политический режим”, докажите необходимость и целесообразность наличия данного социального института в обществе, если его цели совпадают с потребностями и интересами бюрократии. Для обоснования Ваших выводов воспользуйтесь концепцией М. Вебера.

Вариант № 3

1. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

2. Сформулируйте основные положения марксистского направления в социологии России конца XIX века - начала XX века. Какой вклад внес российский марксизм в общесоциологическую теорию развития общества?

Вариант № 4

1. Ученые считают, что высокий уровень развития науки позволяет ей в перспективе стать материальной силой общества. Как Вы считаете, имеет ли социология такую возможность? Если да, то изменятся ли, в таком случае, её функция и роль в системе научного познания мира.

2. М.М. Ковалевский считал, что социология должна отвлекаться от случайных событий и “раскрыть причину покоя и движение человеческого общества , устойчивости и развития, порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой”.

Используя данный тезис, раскройте основной смысл социологической концепции М.М. Ковалевского. Обоснуйте причины неприятия им отдельных положений марксизма.

Вариант № 5

1. Как Вы понимаете сущностный смысл терминов “чистоты” и “объективности” применительно к социологической информации? На основании Ваших  обоснованных выводов проанализируйте мнения ученых:

* “... Социолог, напротив, должен прямо сказать: желаю познать отношения, существующие между обществом и его членами, но кроме познания я желаю еще осуществления таких-то и таких-то моих идеалов, посильное определение которых при сем прилагаю”(Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Спб., 1909. Т. 3. С. 406).

* “Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных факторов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных представлений” (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 446).  “ В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность,  необходимо постоянно иметь в виду ее отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. (Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С.624).

2. Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод.

Вариант № 6

1. Используя метод наблюдения, проведите разведывательное социологическое исследование в целях анализа эффективности всех форм получения высшего образования в современный период в России. В соответствии с этим разработайте программу сбора первичной информации, сформулируйте методологию изучения проблемы и последовательность анализа эмпирических материалов. На основании полученных результатов оформите Ваши предложения по совершенствованию системы дистанционного (заочного) обучения. (Используйте учебное пособие по “Социологии”).

2. Проанализируйте, почему из учения В.И. Ленина в современных условиях делаются прямо противоположные выводы:

· учение В. И. Ленина гуманистично, в его основе - идея свободы личности;

· учение В.И. Ленина антигуманно, в нем - истоки подавления личности, тоталитаризма?

Вариант № 7

1. Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования  по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение

2. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

Вариант № 8

1. М Вебер, разрабатывая научную теорию социологии, писал: “В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду её отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”.

Как Вы понимаете данное утверждение? Почему социология М. Вебера называется “понимающей социологией”? Какой смысл он вкладывал в категорию “идеальный тип” и как это понятие соотносится с объективной реальностью?

2. Социальный прогресс является важной проблемой для социологии. Например, М.М. Ковалевский не раз повторял, что “без идеи прогресса не может быть и социологии”. Содержание прогресса он связывает с “ростом человеческой солидарности”. Э. Дюркгейм в сущность понятия “солидарность” вкладывает иное значение.

Сформулируйте представление Э. Дюркгейма о “солидарности”, на основе конкретных примеров выделите её типы и их характерные черты.

С кем из авторов Вы согласны в определении ключевого свойства “солидарности”, или у Вас есть своя позиция по этому вопросу?

Вариант № 9

1. Знакомясь с историей развития социальных учений, Вы, безусловно, столкнулись с тем, что концепции разных мыслителей по одной и той же проблеме  огут быть диаметрально противоположными.

К примеру, Т. Гоббс считает естественным состоянием - антиобщественное  явление “война всех против всех”, поскольку каждому имманентно присуща “абсолютная свобода”. Отсюда - организация общества, государства - вынужденная необходимость; общественный договор - спасение от взаимоуничтожения. Данное положение Гоббса как “естественное состояние” Шефтсбери называет “противоестественным состоянием”, утверждая, что “человек по природе - существо общественное” и общество- “неизбежно и естественно для него”. Противоречат ли, на Ваш взгляд, указанные выше точки зрения двух ученых или они дополняют друг друга? Прокомментируйте  и сделайте вывод о возможности существования  аналогичных ситуаций.

2. Прокомментируйте следующее положение Мангейма, касающееся задачи социологического знания: “Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Верно, что мыслить способен только индивид. Нет такой метафизической сущности, которая, подобно некоему духу, мыслит, возвышаясь над отдельными индивидами, и чьи идеи индивид просто воспроизводит. Однако неверно было бы вывести из этого умозаключение, что все идеи и чувства, движущие индивидом, коренятся только в нем самом и могут быть адекватно объяснены только на основе его жизненного опыта”.

Вариант № 10

1. О. Конту принадлежит честь стать родоначальником социологии. Он ввел в научный оборот само понятие “социология”. Обоснуйте вывод Р. Арона о том, что О. Конт является философом в социологии и социологом в философии.

2. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, которые связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Процессы, протекающие в общностях, могут иметь как конструктивное, интегрирующее значение, так и деструктивное, разрушающее. Словом, это живое образование социума, одним из которых является элита.

Дайте сравнительную характеристику существующим различным теориям элит.: ( В. Парето, Х. Ортега-и-Гассет , меритократический подход и др.).

Прокомментируйте данный тезис В. Парето и осуществите в его контексте анализ современных российских элитарных социальных слоев.: “Всякая элита, не готовая сражаться в защиту своего положения, находится в полном упадке, ей ничего не остается, кроме как уступить свое место другой элите, обладающей мужеством, которого ей недостает. Если элита воображает, будто провозглашенные ею гуманные принципы применят к ней самой, это чистая мечтательность...”.

Вариант № 11

1. Проанализируйте мнения Дж. Стюарта Милля по поводу индивидуального: “В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены”  и Г. Тарда о массовых социально-психологических феноменах: “ ... так называемое “социальное давление” только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося её крыльям воздуха”.

 Как эти позиции ученых, с Вашей точки зрения, можно использовать в объяснении приоритетов человеческой субъективности и массовизации социальных действий. Попытайтесь с помощью “механизма подражания” (Г. Тарда) объяснить существование в обществе общественного мнения, обычаев и моды.

2. Ч. Райт Миллс в книге “Властвующая элита” отмечает структурный антагонизм между классами, управляющими и управляемыми, властвующей элитой и простым народом.

Обоснуйте, почему ученый сосредоточил внимание именно на этих социальных общностях? Либо он их считает регулятором общественных процессов, либо он отдает им приоритет в связи с социальными отношениями и взаимодействиями, либо здесь присутствует иная основа?

Вариант № 12

1. Конт и Г. Спенсер известны прежде всего как ученые, принадлежащие к позитивистской социологии, направленной на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.

Сформулируйте три главные предпосылки, на которых основывается позитивный подход в социологии.

Объясните, почему общую исследовательскую позицию О. Конта можно охарактеризовать как “социологизм”, а позицию Г. Спенсера  -  как “индивидуализм”?

2. Осуществите сравнительный анализ механизмов социального действия в концепциях М. Вебера и Т. Парсонса. Выразите Ваше понимание вопроса с помощью таблицы.

Вариант № 13

1. Обосновывая  происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он доказал с помощью эмпирических обобщений, что оно представляет собой сложный развивающийся социальный организм.

Выделите на основании концепции Г. Спенсера четыре сходства и четыре различия общества и биологического организма, представив их в виде таблицы.

2. Р. Дарендорф рассуждая о “конфликтной модели общества”, основанной на положениях:

· каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;

· несогласие и конфликт вездесущи;

· любой элемент общества одинаково способствует его интеграции и изменениям;

· всякое общество основано на насилии одних элементов над другими,

делает вывод о генетической сущности общественных противоречий.

В соответствии с перечисленными обоснованиями изменения и развития общества в контексте разработанной им модели приведите факты из современной российской действительности. Докажите необходимость их существования и выделите при этом случайные элементы, трансформирующие цивилизационные процессы.

Вариант № 14

1. Подтвердите примерами из зарубежной и отечественной научной и художественной литературы высказывания Лестора Френка Уорда: “Все великие движения в истории предваряются и сопровождаются прежде всего сильными чувствами”; “... чистого интереса никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места большинство”.

2. Опираясь на материал по социологии, разгадайте Венгерский кроссворд. Учтите, при этом: слова в кроссворде не пересекаются, располагаются в горизонтальном и вертикальном направлениях и ломаются. В скобках указано количество букв в слове. Из оставшихся букв составьте слово-пароль относящееся к данной теме.

У

Л

Ь

Т

С

Т

Ь

Ц

А

Б

Щ

Н

О

К

Л

Р

У

О

Н

О

И

Р

О

Ц

Ф

С

Я

А

Н

И

М

А

Л

Ь

Е

Л

Е

Ь

Т

Н

О

Т

Р

А

С

Е

Н

О

Д

О

Х

А

А

Ц

И

Е

М

С

Е

Е

Е

А

Б

И

Р

Т

П

Я

Д

И

К

Ч

И

С

В

О

З

М

Д

А

Ч

Е

М

А

Я

Н

А

Г

И

Т

А

А

Н

А

Н

И

Е

С

Ч

О

Р

Ч

Е

Р

Я

З

Т

Ь

Н

Е

Ц

Е

Й

И

К

С

Я

Л

Ь

С

О

Н

К

С

Л

О

Г

О

С

И

Е

С

К

А

Ч

И

И

О

В

Е

К

П

Т

М

З

Ь

М

Н

Л

М

В

Т

С

Д

О

А

М

И

Т

С

О

О

В

Б

Ю

Р

О

К

Р

ЗАДАНИЕ

1. Тип воли, выделенный Ф. Тённисом (12).

2. Одна из категорий, рассматриваемых Ф. Теннисом (8).

3. С чем связан идеал развития личности в концепции Ф. Тенниса (7).

Вариант № 15

1. Раскройте смысл тезиса Г. Спенсера: “Не мешайте естественному ходу вещей”.

Сможете ли Вы обосновать полученные Вами выводы, если сопоставите их с реформационными процессами, происходящими сегодня в России?

2. Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод.

Вариант № 16

1. Опираясь на материал по социологии, разгадайте Венгерский кроссворд. Учтите,  при этом: слова в кроссворде не пересекаются, располагаются в горизонтальном и вертикальном направлениях и ломаются. В скобках указано количество букв в слове. Из оставшихся букв составьте слово-пароль относящееся к данной теме.

Е

З

И

С

В

Н

П

В

Д

О

С

О

Ц

Л

Е

И

Р

Т

О

С

Е

Н

Ь

Л

А

И

И

Т

А

У

С

Б

З

Й

Ы

Д

Д

И

Г

Е

О

Л

Д

Л

Е

С

Г

Н

И

Д

А

К

Е

Н

Ь

Н

И

О

И

А

Т

У

И

З

И

Л

Е

И

Л

У

К

О

Н

А

Р

Н

А

М

И

Г

О

Е

К

Т

Н

И

Л

Р

Е

Т

Л

С

Н

Н

Я

И

Н

М

З

А

П

Л

С

Е

О

Е

Ж

Е

Л

А

Н

Е

С

М

О

Т

Р

В

Е

Ц

И

О

Н

Е

З

И

Л

У

Г

Е

Н

И

Ю

Л

И

И

Г

Н

В

Я

А

Р

П

А

Р

Д

О

В

З

Я

А

И

Т

К

Т

С

Ж

А

О

П

Э

М

Т

Я

А

Н

Т

А

Б

ЗАДАНИЕ

1. Кто впервые ввел термин “социология”?(4)

2. Какой наукой является социология по О. Конту? (11)

3. Теорию какого типа общества разработал О. Конт? (14)

4. Процессы общественной жизни в социологии изучает  ... (8)

5. Представителем какой научной социологической школы является Г. Спенсер?(10)

6. Базисное понятие социологии Г. Спенсера. (12)

7. Социологическое понятие, используемое Г. Спенсером для объяснения функциональной роли государства в обеспечении подчинения составляющих частей целому. (12)

8. Представитель психологической концепции в западноевропейской социологии. (5)

9. Основной психологический фактор в концепции Г. Тарда. (10)

10. Сознательная сторона эволюции цивилизации по Л. Уорду. (7)

11. Спонтанное развитие стихийных сил в общественной теории Л. Уорда. (7)

12. Имя ученого, являющегося автором “Динамической социологии”. (6)

13. Социолог, представитель американского эволюционно-психологического направления. (8)

14. Понятие, введенное Ф. Гиддингсом для определения класса, живущего за счет общества. (8)

15. Источник первичной социальной силы по Л. ”орду .(7)

16. Тип общества по Г. Спенсеру. (7)

17. Ученый, представитель американской психологической концепции. (4)

18. Ученый, представитель психологического направления в социологии Италии.(6)

19. Понятие, характеризующее “множество лиц, собравшихся в одно время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием”. (5)

2. “Человеческие страсти пасуют только перед лицом нравственной силы, которую они уважают. При недостаточности авторитета подобного рода господствует право сильного, и явное или скрытое состояние войны неизбежно становится хроническим, в то время как иногда экономические факторы играли второстепенную роль, теперь они выдвинулись на первый план. Все более и более заметно, как отступают перед ними военные, административные, религиозные факторы. Одна лишь наука в состоянии соперничать с ними, да и она ныне престижна только в той мере, в какой в состоянии обслуживать практику, т.е. по большей части - сферу экономики. Вот почему не без основания можно считать, что наши общества являются или склонны стать по существу индустриальными. Форма деятельности, занявшая столь важное место в общественной жизни, не может, очевидно, остаться до такой степени неупорядоченной без того, чтобы не привести к самым глубоким потрясениям. Именно это источник всеобщей деморализации”.

Используя сравнительный анализ теоретического вывода Э. Дюркгейма и реальных процессов, происходящих в современной России, аргументируйте перспективы и тенденции социально-экономического реформирования отечественных общественных отношений.

Вариант № 17

1. Проанализируйте с экономической и социологической точки зрения фрагменты из книги Г. Зиммеля “Философия денег”: “В денежных делах все люди равноценны, но не потому, что ценен каждый, а потому, что ни один не обладает ценностью, а только деньги”. “Безразличие, с которым они предаются всякому новому употреблению, легкость, с которой они покидают любого субъекта, ибо поистине не связаны ни с одним ни с другим; исключающая всякое сердечное движение, вещность, свойственная им как чистым средствам, - все это заставляет провести роковую аналогию между деньгами и проституцией”.

На основе полученных Вами выводов и личного опыта сделайте заключение: какую роль играют деньги в “чистоте” деловых и межличностных отношений? Исходя из анализа структуры общества, раскройте сущность категорий “социальный институт” и “социальная организация”. При этом обоснуйте их функциональную роль в регулировании общественной жизни и гармоничных отношений между индивидом и обществом. Подтверждает ли, сделанные Вами выводы, тезис:  “Человек - мера всех вещей”?

2. Поясните различия в толковании понятий “коллективное сознание рода” (Г. Гиддингс) и “коллективное сознание” (Э. Дюркгейм), выделив при этом в характеристике их сущностное общее и специфическое частное.

Вариант № 18

1. Особенности возникновения и развития социологической мысли в России предопределили её основные направления, в частности: географический детерминизм, психологическое, субъективистское, марксистское и другие школы. Одной из важнейших характеристик социологических концепций является их теоретико-практический смысл.

Обоснуйте целесообразность такого подхода к исследованию социальных явлений и процессов. Представьте в виде схемы эволюцию социологической науки в России в контексте социальной реальности.

2. Сопоставьте следующие высказывания, определите собственную позицию по сущностному содержанию понятия “общество”:

· Г. Фрира  - “Явление, именуемое “общество”, изучаемое социологией, не есть множественность родственных и структурных форм, которые идентично повторяются и которые поэтому можно было бы рассматривать вне конкретных исторических ситуаций и подвергнуть систематизации в качестве чистых форм. Явление “общество” скорее представляет собой необратимую последовательность тотальных ситуаций, через которые движется поток исторической жизни”.

· Г. Спенсер - “Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие...” Общество - “композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов”.

· Э. Дюркгейм - “...общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность..., наделенную своими особыми свойствами”.

· П. А. Сорокин - “Общество или коллективное единство, как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы не взаимодействующих индивидов...”.

· Х. Ортега-и-Гассет - “Общество есть всегда динамическое единство двух факторов: меньшинства и масс”.

· Э. Шилза - “Главным фактором, создающим и сохраняющим общество, является центральная власть, согласие и “территориальная целостность”.

Противоречат ли, на Ваш взгляд, эти определения общества, данные вышеназванными учёными, или они дополняют друг друга?

Вариант № 19

1. Развитие российской социологии шло в русле критического овладения социальными теориями школ Запада с привнесением в них субъективных воззрений ученых. Вследствие этого национальные особенности существенно повлияли на основные социологические парадигмы.

Охарактеризуйте психологическую школу российской социологии, сформулируйте её основные черты и в связи с этим сделайте сравнительный анализ с концепциями психологических школ Запада, выделив при этом общее и специфическое.

2. Согласны ли Вы с В. Парето: “История - кладбище аристократий”; “История обществ есть большей частью история преемственности аристократий”?

Почему в основе развития исторического процесса у В. Парето лежит один социальный слой? Раскройте сущность его “теории элит”.

Вариант № 20

1. В чём суть субъективистского направления в социологии, особенно социологии народничества? Соотнесите психологическую и субъективистскую концепции в русской социологии.

Какой сущностный смысл вложил Н.К. Михайловский в тезис: “Великие люди - люди будущего”?

2. По словам Т. Парсонса, социальная система - это процесс взаимодополнительного действия двух или более действующих лиц, в котором каждый соответствует ожиданиям другого (или других) таким образом, что реакции другого на действия “Я” являются позитивными санкциями, служащими поддержанию имеющихся у него нужд - расположений, и потому исполнению имеющихся у него ожиданий.

Как Вы думаете, что имел в виду Т. Парсонс, сделав данный вывод: эффективные социальные контакты или результативный социальный контроль? Обоснуйте функции социального контроля, и в каких формах он может быть реализован?

Вариант № 21

1. Какие науки и по каким признакам Вы относите к общественным? Разработайте модель-схему иерархии наук в исследовании проблем “социального”, выделив при этом место социологии. Сформулируйте Вашу точку зрения, опираясь на конкретные примеры.

2. Характер общества и власти любой цивилизационной социальной структуры определяют общественные связи и принципы взаимодействия людей, а также состояние социальной стабильности. Достижение этого осуществляется различными путями. По утверждению Т. Парсонса: “порядок должен иметь тенденцию к самоподдержанию, которая в общем виде выражена в понятии равновесия”.

Проанализируйте, различаются ли, если да, то чем именно, подходы Т. Парсонса и Л. Козера к сущностным основам общественной жизни?

Вариант № 22

1. Реконструируйте положение Т. Парсонса ( американского социолога-теоретика) в развернутый тезис-обоснование: “... в наши дни в центр научных интересов начинает перемещаться социология.” ( Американская социология /Под ред. Т. Парсонса. - М., 1972. - 378с.)

2. Используя следующее положение: “Государство - социально-политический феномен, имеющий отличительные характеристики, специфические функции, формы правления и устройства, политический режим”, докажите необходимость и целесообразность наличия данного социального института в обществе, если его цели совпадают с потребностями и интересами бюрократии. Для обоснования Ваших выводов воспользуйтесь концепцией М. Вебера.

Вариант № 23

1. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

2. Сформулируйте основные положения марксистского направления в социологии России конца XIX века - начала XX века. Какой вклад внес российский марксизм в общесоциологическую теорию развития общества?

Вариант № 24

1. Ученые считают, что высокий уровень развития науки позволяет ей в перспективе стать материальной силой общества. Как Вы считаете, имеет ли социология такую возможность? Если да, то изменятся ли, в таком случае, её функция и роль в системе научного познания мира.

2. М.М. Ковалевский считал, что социология должна отвлекаться от случайных событий и “раскрыть причину покоя и движение человеческого общества , устойчивости и развития, порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой”.

Используя данный тезис, раскройте основной смысл социологической концепции М.М. Ковалевского. Обоснуйте причины неприятия им отдельных положений марксизма.

Вариант № 25

1. Как Вы понимаете сущностный смысл терминов “чистоты” и “объективности” применительно к социологической информации? На основании Ваших  обоснованных выводов проанализируйте мнения ученых:

* “... Социолог, напротив, должен прямо сказать: желаю познать отношения, существующие между обществом и его членами, но кроме познания я желаю еще осуществления таких-то и таких-то моих идеалов, посильное определение которых при сем прилагаю”(Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Спб., 1909. Т. 3. С. 406).

* “Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных факторов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных представлений” (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 446).  “ В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность,  необходимо постоянно иметь в виду ее отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. (Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С.624).

2. Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод.

Вариант № 26

1. Используя метод наблюдения, проведите разведывательное социологическое исследование в целях анализа эффективности всех форм получения высшего образования в современный период в России. В соответствии с этим разработайте программу сбора первичной информации, сформулируйте методологию изучения проблемы и последовательность анализа эмпирических материалов. На основании полученных результатов оформите Ваши предложения по совершенствованию системы дистанционного (заочного) обучения. (Используйте учебное пособие по “Социологии”).

2. Проанализируйте, почему из учения В.И. Ленина в современных условиях делаются прямо противоположные выводы:

· учение В. И. Ленина гуманистично, в его основе - идея свободы личности;

· учение В.И. Ленина антигуманно, в нем - истоки подавления личности, тоталитаризма?

Вариант № 27

1. Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования  по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение

2. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

Вариант № 28

1. М Вебер, разрабатывая научную теорию социологии, писал: “В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду её отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”.

Как Вы понимаете данное утверждение? Почему социология М. Вебера называется “понимающей социологией”? Какой смысл он вкладывал в категорию “идеальный тип” и как это понятие соотносится с объективной реальностью?

2. Социальный прогресс является важной проблемой для социологии. Например, М.М. Ковалевский не раз повторял, что “без идеи прогресса не может быть и социологии”. Содержание прогресса он связывает с “ростом человеческой солидарности”. Э. Дюркгейм в сущность понятия “солидарность” вкладывает иное значение.

Сформулируйте представление Э. Дюркгейма о “солидарности”, на основе конкретных примеров выделите её типы и их характерные черты.

С кем из авторов Вы согласны в определении ключевого свойства “солидарности”, или у Вас есть своя позиция по этому вопросу?

Вариант № 29

1. Знакомясь с историей развития социальных учений, Вы, безусловно, столкнулись с тем, что концепции разных мыслителей по одной и той же проблеме  огут быть диаметрально противоположными.

К примеру, Т. Гоббс считает естественным состоянием - антиобщественное  явление “война всех против всех”, поскольку каждому имманентно присуща “абсолютная свобода”. Отсюда - организация общества, государства - вынужденная необходимость; общественный договор - спасение от взаимоуничтожения. Данное положение Гоббса как “естественное состояние” Шефтсбери называет “противоестественным состоянием”, утверждая, что “человек по природе - существо общественное” и общество- “неизбежно и естественно для него”. Противоречат ли, на Ваш взгляд, указанные выше точки зрения двух ученых или они дополняют друг друга? Прокомментируйте  и сделайте вывод о возможности существования  аналогичных ситуаций.

2. Прокомментируйте следующее положение Мангейма, касающееся задачи социологического знания: “Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Верно, что мыслить способен только индивид. Нет такой метафизической сущности, которая, подобно некоему духу, мыслит, возвышаясь над отдельными индивидами, и чьи идеи индивид просто воспроизводит. Однако неверно было бы вывести из этого умозаключение, что все идеи и чувства, движущие индивидом, коренятся только в нем самом и могут быть адекватно объяснены только на основе его жизненного опыта”.

Вариант № 30

1. О. Конту принадлежит честь стать родоначальником социологии. Он ввел в научный оборот само понятие “социология”. Обоснуйте вывод Р. Арона о том, что О. Конт является философом в социологии и социологом в философии.

2. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, которые связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Процессы, протекающие в общностях, могут иметь как конструктивное, интегрирующее значение, так и деструктивное, разрушающее. Словом, это живое образование социума, одним из которых является элита.

Дайте сравнительную характеристику существующим различным теориям элит.: ( В. Парето, Х. Ортега-и-Гассет , меритократический подход и др.).

Прокомментируйте данный тезис В. Парето и осуществите в его контексте анализ современных российских элитарных социальных слоев.: “Всякая элита, не готовая сражаться в защиту своего положения, находится в полном упадке, ей ничего не остается, кроме как уступить свое место другой элите, обладающей мужеством, которого ей недостает. Если элита воображает, будто провозглашенные ею гуманные принципы применят к ней самой, это чистая мечтательность...”.

Вариант № 31

1. Какие науки и по каким признакам Вы относите к общественным? Разработайте модель-схему иерархии наук в исследовании проблем “социального”, выделив при этом место социологии. Сформулируйте Вашу точку зрения, опираясь на конкретные примеры.

2. Характер общества и власти любой цивилизационной социальной структуры определяют общественные связи и принципы взаимодействия людей, а также состояние социальной стабильности. Достижение этого осуществляется различными путями. По утверждению Т. Парсонса: “порядок должен иметь тенденцию к самоподдержанию, которая в общем виде выражена в понятии равновесия”.

Проанализируйте, различаются ли, если да, то чем именно, подходы Т. Парсонса и Л. Козера к сущностным основам общественной жизни?

Вариант № 32

1. Реконструируйте положение Т. Парсонса ( американского социолога-теоретика) в развернутый тезис-обоснование: “... в наши дни в центр научных интересов начинает перемещаться социология.” ( Американская социология /Под ред. Т. Парсонса. - М., 1972. - 378с.)

2. Используя следующее положение: “Государство - социально-политический феномен, имеющий отличительные характеристики, специфические функции, формы правления и устройства, политический режим”, докажите необходимость и целесообразность наличия данного социального института в обществе, если его цели совпадают с потребностями и интересами бюрократии. Для обоснования Ваших выводов воспользуйтесь концепцией М. Вебера.

Вариант № 33

1. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

2. Сформулируйте основные положения марксистского направления в социологии России конца XIX века - начала XX века. Какой вклад внес российский марксизм в общесоциологическую теорию развития общества?

Вариант № 34

1. Ученые считают, что высокий уровень развития науки позволяет ей в перспективе стать материальной силой общества. Как Вы считаете, имеет ли социология такую возможность? Если да, то изменятся ли, в таком случае, её функция и роль в системе научного познания мира.

2. М.М. Ковалевский считал, что социология должна отвлекаться от случайных событий и “раскрыть причину покоя и движение человеческого общества , устойчивости и развития, порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой”.

Используя данный тезис, раскройте основной смысл социологической концепции М.М. Ковалевского. Обоснуйте причины неприятия им отдельных положений марксизма.

Вариант № 35

1. Как Вы понимаете сущностный смысл терминов “чистоты” и “объективности” применительно к социологической информации? На основании Ваших  обоснованных выводов проанализируйте мнения ученых:

* “... Социолог, напротив, должен прямо сказать: желаю познать отношения, существующие между обществом и его членами, но кроме познания я желаю еще осуществления таких-то и таких-то моих идеалов, посильное определение которых при сем прилагаю”(Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Спб., 1909. Т. 3. С. 406).

* “Следовательно, когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных факторов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных представлений” (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 446).  “ В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность,  необходимо постоянно иметь в виду ее отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”. (Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С.624).

2. Прокомментируйте утверждение Э. Дюркгейма: “Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами” и докажите наличие каких основных параметров общественного развития позволило ему сделать данный вывод.

Вариант № 36

1. Используя метод наблюдения, проведите разведывательное социологическое исследование в целях анализа эффективности всех форм получения высшего образования в современный период в России. В соответствии с этим разработайте программу сбора первичной информации, сформулируйте методологию изучения проблемы и последовательность анализа эмпирических материалов. На основании полученных результатов оформите Ваши предложения по совершенствованию системы дистанционного (заочного) обучения. (Используйте учебное пособие по “Социологии”).

2. Проанализируйте, почему из учения В.И. Ленина в современных условиях делаются прямо противоположные выводы:

· учение В. И. Ленина гуманистично, в его основе - идея свободы личности;

· учение В.И. Ленина антигуманно, в нем - истоки подавления личности, тоталитаризма?

Вариант № 37

1. Разработайте программу и на ее основе сформируйте пакет документов, с помощью которых можно составить анкету для проведения социологического исследования  по проблеме “Свободное время студента”. Используйте приложение

2. Объясните, по каким сущностным критериям отличаются “предмет”, “объект”, “субъект” в социологии, философии и социальной психологии? Аргументируйте ответ с помощью сравнительного сопоставления.

Вариант № 38

1. М Вебер, разрабатывая научную теорию социологии, писал: “В социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду её отклонение от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии”.

Как Вы понимаете данное утверждение? Почему социология М. Вебера называется “понимающей социологией”? Какой смысл он вкладывал в категорию “идеальный тип” и как это понятие соотносится с объективной реальностью?

2. Социальный прогресс является важной проблемой для социологии. Например, М.М. Ковалевский не раз повторял, что “без идеи прогресса не может быть и социологии”. Содержание прогресса он связывает с “ростом человеческой солидарности”. Э. Дюркгейм в сущность понятия “солидарность” вкладывает иное значение.

Сформулируйте представление Э. Дюркгейма о “солидарности”, на основе конкретных примеров выделите её типы и их характерные черты.

С кем из авторов Вы согласны в определении ключевого свойства “солидарности”, или у Вас есть своя позиция по этому вопросу?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика