МГТУ, социология (рабочая тетрадь, модуль 1)
Узнать стоимость этой работы
17.04.2019, 10:34

МОДУЛЬ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Тема 1. Социология как наука. Основные этапы становления и развития социологии

Задание 1

Опишите проект социологии О. Конта и предпосылки его появления

Задание 2

Какой термин в социологии характеризуется как

1). назначение элемента системы по отношению к ней как целостности;

2). зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Ответ:

Задание 3

Установите соответствие между функциями социологии и их характеристиками

Ответ:

Задание 4

Заполните пустые графы таблицы  по методам социологии

Источник информации

Методы

Документальный

 

 

Наблюдение

Человек

 

Малая группа

 

 

Экспертный опрос

 

Эксперимент

Задание 5

Укажите роль и место контент-анализа в социологии? Дайте его определение. 

Задание 6

Объясните на примерах макросоциологический и микросоциологический подходы в социологии:

1). макросоциологический подход – это

2). Микросоциологический подход – это

Задание 7

Охарактеризуйте идею «естественного отбора» в общественной жизни

Г. Спенсера. Согласны ли вы с таким суждением?

Задание 8

Идея трех стадий интеллектуального развития человечества О. Конта. Укажите стадии и дайте краткую характеристику каждой с примерами.

Задание 9

Укажите представителей отечественной социологической мысли в соответствии с их взглядами.

Задание 10

Социокультурная динамика П. Сорокина включает в себя наличие трех культурных суперсистем.

Заполните таблицу, приведите примеры и обоснуйте их.

 

Чувственная

Идеационная

Идеальная

Реальность

 

 

 

Главные ценности

 

 

 

Способ удовлетворения потребностей

 

 

 

Пример

 

 

 

 

ТЕМА 2. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Задание 1

Известный канадский инженер Эдвард Крик утверждал: «Важную часть работы инженера составляют определение и оценка новых технических задач. <...> Инженер должен определить, как люди будут применять разработанные им приборы<...>. Он обязан также предвидеть тот эффект, который вызовет появление в продаже, например, механической зубной щётки. Таким образом, деятельность инженера в большой степени зависит от нужд общества, признания полезности его изобретений и того, как эти изобретения помогают людям. Эта заинтересованность вместе с экономической стороной деятельности инженера делают его работу не столь уже сугубо технической <...>, как предполагают непосвящённые».

Выберите любой технический проект из предметной области, связанной с Вашей специальностью, и, опираясь на размышления Э. Крика, опишите его нетехнические аспекты.

Задание 2

В одной из своих работ Ж. Эллюль анализирует интересный пример:

«Во Франции пропагандировали расширение телефонной сети. Удвоили в течение десяти лет число обладателей телефонов. Сегодня подключено к работе двадцать миллионов аппа­ратов. К несчастью для уровня управления, констатируется бедствен­ная ситуация: французы не звонят! Статистика на 1982 г. дает 1,3 соединений в день на один аппарат. Что явно незначительно, что же тогда, приостановились? Вовсе нет. Эту информацию убирают и тех­ники решают, что нужно достигнуть цифры в двадцать пять милли­онов аппаратов в 1985 г. То есть практически один аппарат на каж­дую семью. Но это будет означать новое снижение среднего уровня пользования телефоном. Тогда, чтобы компенсировать этот дефицит, выдвинули идею создавать ситуации, при которых французы будут вынуждены звонить. И это — один из важнейших мотивов создания системы, ради которой развернули усиленную международную про­паганду — телетель. Это предполагает комбинацию телефона, компь­ютера и телевизора (а чтобы развивать систему, предлагают бесплат­но снабжать столами для компьютеров). Благодаря этой системе вы можете одним телефонным звонком соединиться с номером телефона вашего корреспондента, получить расписание поездов и самолетов, узнать цены на рынке, программы кино и телевидения... Но нужно заставить пользователя эксплуатировать эту систему. И вот уже рас­сматривают очень серьезно вопрос о ликвидации печатных ежегод­ников—справочников телефонов, расписания железных дорог и дру­гой информации... Пользователь, следовательно, будет вынужден зво­нить по телефону, как только ему понадобиться какая—либо справка. И в это время средняя цифра использования телефона будет улуч­шаться. Будет оправдан неизбежный технический прогресс. Здесь мы как раз оказываемся в ситуации абсурда, диктуемого императивом использования наисовременнейших технических средств, в которых нет нужды».

Приведите какой-либо пример сформированной техническим прогрессом потребности и попробуйте описать процесс ее создания.

Задание 3

Манифест трансгуманиста.

Тело моё не имеет значения. Оно - лишь слабый и устаревающий интерфейс моего мозга с реальным миром. Его можно будет заменить металлом, пластиком и полупроводниками. Кому какое дело, питаюсь я органикой или электрическим током? До этого нет дела даже мне. Но пока тело моё незаменимо, я буду кормить и поить его, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке.

Мозг мой не имеет значения. Он - лишь медленная и устаревающая аппаратная платформа для моей психики. Его можно будет заменить набором интегральных схем. Кому какое дело, память моя - биохимия РНК или состояния триггеров? До этого нет дела даже мне. Но пока мозг мой незаменим, я буду беречь его и давать ему отдых, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке.

Психика моя не имеет значения. Она - лишь глючная и устаревающая ОС для обработки меметической информации. Её можно будет переписать с нуля на нормальных языках программирования. Кому какое дело, возбуждают меня округлые женские формы или строгие линии механизмов? До этого нет дела даже мне. Но пока психика моя незаменима, я буду радовать её общением и игрой, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке.

Кто же я?

Я - сосредоточие идей. Я - автомат по переработке данных в знания. Я - область взаимодействия метапрограммирования, либертарианства, трансгуманизма и сотен других сложных мемов. Остальное - лишь инструменты, которые, впрочем, частенько берут надо мной верх :-)

Для справки: «Трансгуманизм - это междисциплинарный подход к пониманию и оценке возможностей преодоления биологических ограничений посредством технологического прогресса, в том числе путем модификации и «апгрейда» человека».

Прокомментируйте этот манифест с точки зрения тех социальных изменений, которые потенциально возможны.  Хотели бы Вы «апгрейдить» свои тело и психику?

Считаете ли Вы, что синтез человека с техникой и продуктами инженерной деятельности – новая форма жизни и возможный путь развития человечества?

Задание 4

Очень часто появление технических инноваций приводит к серьезным социальным изменениям, создавая новые виды социальных отношений и социальной структуры. При этом одно изобретение может служить источником множества эффектов. Вот что об этом писал известный американский ученый Уильям Огборн: «…источником большинства современных социальных изменений, на сегодняшний день является материальная культура. Изменения в ней приводят к изменениям социальной организации и обычаев. Однако последние изменяются гораздо медленнее, и, следовательно, мы живем в период адаптации». Например, такую роль в современной культуре сыграло появление автомобиля. Он послужил становлению гигантской промышленности, сократил время передвижении, реорганизовал рыночные отношения, повлиял на человеческие ценности, создал условия для строительства дорог, приблизил к городам пригороды, изменил систему досуга и имел многие другие социальные последствия.

Приведите пример любого другого технического изобретения, повлекшего за собой серьезные социальные трансформации, и назовите и опишите их.

Задание 5

Хорошо известно, что структура любой системы представляет собой  организацию связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также собственно состав этих подсистем и элементов, каждому из которых обычно соответствует определенная функция. Разумеется, структура любой системы выстраивается в зависимости от тех задач, которые данная система решает. Одна и та же система может быть описана с помощью разных структурных моделей. Так, например, один из способов описания  структуры профессиональной культуры может быть таким: «В структуру профессиональной культуры включают: интеллектуальную культуру специалиста; способ соединения человека с технологией производства; модель трудового поведения; образцы, нормы, ценности общей культуры коллектива, отражённые в поведении эталонных групп. Инфраструктурой развития профессиональной культуры являются механизмы вовлечения, идентификации и институционализации индивидов занятых данной профессией. Исключительную роль в профессиональной культуре играет интеллектуальная культура личности; она обеспечивает гибкость мышления, а также адаптацию к изменяющимся условиям труда и жизни».

Постройте собственную модель (словарную или графическую) структуры инженерной культуры, опираясь на приведенный образец (можно добавлять другие элементы и показывать связи между ними).

Задание 6

Неотъемлемой характеристикой инженерной деятельности является ее творческий характер. Существуют разнообразные методики активизации творческого потенциала человека вообще и инженера, в частности. Первым этапом реализации подобных методик всегда выступает развитие творческого воображения и умения выходить за поставленные рамки.  В качестве тренировки этих характеристик решите задачу: «Один петербургский школьник случайно попал на остров, населенный свирепыми туземцами, его схватили и потащили к высокой гранитной скале, похожей на огромный, ростом в пять этажей, зуб.

Скала называлась «Зуб мудрости». К ней была приставлена деревянная лестница, верхняя ступенька которой, окрашенная в красный цвет, находилась как раз на уровне вершины скалы. Мальчику дали понять, что лестница должна стоять, опираясь на скалу, а он должен встать на красную ступеньку и спрыгнуть с нее.

Причем выполнить прыжок необходимо в традиционном спортивном костюме племени — юбочке из папоротниковых листьев и, разумеется, без всяких технических средств. Надо ли говорить, что весь грунт вокруг скалы был сплошь усыпан острыми камнями. Если спрыгнешь и не получишь ни одной царапины — отпустим, ухмылялся вождь туземцев, нет — съедим. Или с «Зуба» или на зубок, подумал школьник и попросил полчаса на размышление.

Как выполнить условия туземцев?».

Задание 7

Если описать социальное пространство с помощью системы координат высота-время, где «высота» будет описывать уровень социальной иерархии, а «время» - длительность достижения этого уровня, то любой социальный статус будет вписан в определенный фрагмент этого пространства (на рисунке изображен в виде заштрихованного прямоугольника). Попытайтесь построить все возможные траектории движения инженера в этом социальном пространстве.

Задание 8

Здесь представлено описание социальных характеристик интеллектуального слоя дореволюционной России: «Интеллектуальный слой дореволюционной России был сравнительно немногочисленным. По данным переписи 1897 г. (единственные данные единовременного учета) он насчитывал примерно 870 тыс. чел (2,7%) самодеятельного населения, в т.ч.: ученых и литераторов — 3296, художников, музыкантов, актеров — 18254, учителей и начальников учебных заведений — 79482, учителей ремесел и искусств — 7,9 тыс., частных преподавателей — 68173, гувернеров — 11 тыс., врачей и начальников лечебных учреждений (в т.ч. военных и зубных) — 18802, фельдшеров, фармацевтов, акушеров — 49460, ветеринаров — 2902, инженеров — 4010, офицеров, топографов и военных чиновников — 52471, чиновников гражданских ведомств — 151345, адвокатов, нотариусов и их служащих — 12473, служащих железных дорог и пароходных обществ — 23184, почтово-телеграфных служащих — 12827, служащих частных промышленных и сельскохозяйственных предприятий 204623. К этому числу следует прибавить образованную часть купечества и промышленных кругов, духовенство, неслужащих дворян, отставников и пенсионеров, а также студентов и учащихся средних учебных заведений.

<…>Качественный уровень этого слоя был, в общем, весьма высок, ибо система образования, сложившаяся в России к тому времени, в тех ее звеньях, которые непосредственно пополняли своими выпускниками наиболее квалифицированную часть интеллектуального слоя (гимназии и вузы), находилась на уровне лучших европейских образцов, а во многом и превосходила их. Дореволюционные русские инженеры, в частности, превосходили своих зарубежных коллег именно по уровню общей культуры, ибо в то время в России на это обращали серьезное внимание, не рассматривая инженерную специальность как узкое «ремесло».

<…>Материальное обеспечение интеллектуального слоя в целом было достаточно удовлетворительным. Во всяком случае, оно соответствовало тому месту в социальной иерархии, которое он занимал. Правда, связь «образованного сословия» с собственностью была незначительной, огромное большинство его членов не имело ни земельной, ни какой-либо иной недвижимой собственности. В начале ХХ в. даже среди той его части, которая занимала самое высокое положение на государственной службе (чины 1–4 классов), не имело собственности более 60%, среди офицеров не владели собственностью более 95%. Зато жалованье и доходы лиц умственного труда от своей профессиональной деятельности были довольно высоки, в несколько раз превышая доходы работников физического труда. По основным профессиональным группам имеются следующие данные:

Инженеры. В МПС (министерство путей сообщения) начальники линий получали 12–15 тыс. р. в год, начальники служб — 5,4–8, начальники телеграфа — 3,3–4,8 тыс. В горном ведомстве начальники получали 4–8 тыс., средние чины — 1,4–2,8 тыс. В частном секторе заработки могли сильно колебаться. Например, из инженер-механиков, выпускников Киевского политехнического института 31,5% получали 1–2 тыс. р. в год, 25,2% — 2–3 тыс., 27,9% — свыше 3 тыс.

<…>В целом же в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 р. в год заработок лиц интеллектуальных профессий составлял 1058 р. (технического персонала — 1462 р.)».

Опишите социальные характеристики современного инженера. Что изменилось? Каковы на Ваш взгляд причины этих изменений?

Задание 9

Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС

Общие положения

Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС в России (далее – Кодекс) определяет основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений специалистов инженерных профессий, основанные на традиционных нравственных ценностях, истории и традициях советских и российских инженеров.

Использование высокого нравственного потенциала в деле формирования духовно богатой и высокопрофессиональной личности российского Инженера АТЭС должно стать основой его активной гражданской позиции, утверждению истинной ценности инженерной деятельности, умножению авторитета российского инженерного образования.

Базовые принципы профессиональной этики исходят из того, что свободный, творческий труд на благо человека, стремление к новаторству – дело чести и достоинства российских инженеров, главный мотив их профессиональной деятельности.

Основываясь на базовых нравственных принципах, уважая достижения прежних поколений, российский Инженер АТЭС нацелен на совершенствование существующих и поиск принципиально новых инженерных решений. Открытия, изобретения, рационализаторская деятельность, создание принципиально новой техники и технологий, внедрение инноваций с учетом нравственной составляющей – основа практической деятельности российского Инженера АТЭС.

Базовые принципы профессиональной этики

Российский Инженер АТЭС должен:

справедливо, вежливо, честно и добросовестно относиться к клиентам и работодателям, поддерживать конфиденциальность и избегать конфликтов,

 морально поощрять коллег и конструктивно относиться к справедливой критике,

беспристрастно работать со всеми клиентами и коллегами, не зависимо от расовой принадлежности, религиозных взглядов, возраста, психических и умственных способностей, супружеского и семейного статуса и национального происхождения,

 публиковать свой практический опыт, позволять делать это своим сотрудникам.

Российский Инженер АТЭС не должен:

 преподносить свой практический опыт так, чтобы снизить доверие общества к инженерной профессии или пошатнуть ее репутацию,

 публично высказывать мнения об инженерном проекте до тех пор, пока не будет полной информации о фактах, относящихся к нему,

 прямо или косвенно, преднамеренно или опрометчивого вредить профессиональной репутации, перспективам или работе другого российского Инженера АТЭС,

 использовать инженерную продукцию или процессы в коммерческой рекламе,

 принимать вознаграждение за услуги без ведома и одобрения работодателя,

 принимать торговую комиссию, скидки, непрямые платежи или другое вознаграждение за любую профессиональную инженерную деятельность,

 использовать конфиденциальную информацию в целях извлечения собственной выгоды,

 принимать участие в реализации инженерного проекта или решать научно-техническую задачу, если проект или задача может нанести ущерб обществу и/или окружающей среде (даже если это соответствует требованиям заказчика, руководства и желанию коллег).

 Профессиональному инженеру следует:

 осуществлять постоянный поиск достоверных фактов, даже если он сопряжен с какими-либо трудностями, для установления и защиты истины как основной цели познания,

 уважать созидательный труд своих коллег,

 критически оценивать собственные результаты и достижения, противодействовать любым попыткам присвоения результатов труда других,

 рассматривать любую проблему или ситуацию в перспективе и с учетом всех ее социальных, экологических и иных последствий для общества,

 уметь выделять гражданские и этические аспекты проблем, связанных с поиском новых знаний, инженерных решений, которые на первый взгляд представляются исключительно техническими,

 иметь готовность к творческому общению с представителями смежных профессий,

 стремится свести до минимума связанные с применением техники отрицательные воздействия на человека, общество и окружающую среду,

 отрицать консерватизм и застой в творческой деятельности,

 повышать престиж российского Инженера АТЭС.

Базовые нравственные ценности

 Базовые нравственные ценности российского Инженера АТЭС – это:

 коллективизм и товарищество в организации инженерной деятельности, развитие профессионального и общечеловеческого общения, обеспечение разумной свободы обмена научно-технической информацией, опытом, поиск и поддержка молодых талантливых специалистов, содействие их адаптации на производстве, интерес к новейшим достижениям научно-технического прогресса,

 развитие на взаимовыгодной основе научно-технического сотрудничества с зарубежными коллегами, активное изучение и применение зарубежного опыта, открытий, технологий и новейших разработок,

 гуманность как одно из проявлений профессиональной деятельности, выраженное в создании условий, необходимых для творчества, эргономичности технических решений, заботе о безопасности и росте технической вооруженности труда, технологичности новых устройств и процессов, расширении удельного веса автоматизированных рабочих мест, необходимых для высокопроизводительного труда,

 эффективность научно-технической деятельности, преодоление затратной экономики, целевая направленность при решении научно-технических задач, способствующих снижению себестоимости продукции, ресурсосбережению и ресурсоэффективности, росту производительности труда,

 добросовестность, которая заключается, прежде всего, в исключении небрежного труда при выявлении несоответствий установленным правилам и реалиям, новым фактам, новым условиям, стремление добиваться официального, законного изменения устаревших норм деятельности,

 настойчивость в доведении новых инженерных решений до их реализации, в поиске истины, в разрешении сложных проблем,

 стремление к постоянному повышению профессиональной квалификации, обогащению знаний, приобретению профессиональных умений и компетенций, овладению современной компьютерной культурой, как необходимому условию освоения новейших методов познания, проектирования, разработки экономически грамотных, научно обоснованных технических решений, организации труда и управления, повышению общей культуры поведения и общения,

 активное просветительство, борьба с невежеством, некомпетентностью, технофобией, повышение технической культуры работников,

 организованность и дисциплинированность в мышлении и поступках,

 ответственность за выполнение взятых обязательств, реализацию своих идей и последствия инженерной деятельности, открытое признание ошибок.

Проанализируйте этический кодекс одной из наиболее влиятельных инженерных общественных организаций России. Проанализируйте с его помощью любой крупный технический проект (строительство атомных электростанций, разработка военной техники, вмешательство в биологическую природу человека и др.). Опишите возможные иные способы реализации этого проекта с учетом требований этического кодекса инженеров.

 

ТЕМА 3. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Задание 1

Укажите общее и отличия между теоретическими и эмпирическими социологическими исследованиями. На ваш взгляд, они противостоят друг другу или дополняют?

Теоретические исследования

Эмпирические исследования

Общее

 

 

Различия

 

 

Задание 2

Охарактеризуйте этапы эмпирического исследования

Задание 3

Раскройте содержание пяти основных характеристик производственной проблемы.

1. Сущность или содержание

2. Организационное или физическое нахождение

3. Владение проблемой

4. Абсолютная и относительная величина

5. Временные рамки

Задание 4

Придумайте любую производственную проблему и проанализируйте её по пяти основным характеристикам, которые были рассмотрены в Задании 3:

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 5

Дайте определение программе социологического исследования.

Задание 6

Составьте программу исследования по придуманной вами проблеме, которая будут включать

1) цели и задачи исследования;

2) предмет и объект исследования;

3) гипотеза исследования.

Задание 7

Как вы думаете, какую роль играют эмпирические социологические исследования при анализе молодежных проблем?

Задание 8

Укажите сферы применения эмпирических социологических исследований

Задание 9

Укажите верный ответ и объясните его.

Проведение эмпирического социологического исследования необходимо для

1). полной информации, которая отражает все основные стороны изучаемого процесса;

2). надежной и достоверной информации, защищенной от искажения;

3). репрезентативной информации.

Ответ:

Задание 10

Укажите факторы, которые влияют на объем выборочной совокупности.

Задание 11

Заполните схему различий между «массовыми» и «экспертными» исследованиями. Приведите примеры.

«Массовые исследования»

«Экспертные исследования»

 

 

Задание 12

Установите соответствие

А. Исследования, которые проводятся по единой программе и регулярно замеряют изменения социального объекта во времени.

Б. Исследования, используемые для того, чтобы описать и сгруппировать структурные элементы исследуемого объекта.

В. Исследование, которое решает задачу уточнения границы обследуемой совокупности.

Г. Исследование, целью которого является качество инструментария сбора первичных данных до проведения массового опроса.

Д. Исследование, основной задачей которого является установление причинной связи между характеристиками изучаемого явления.

Варианты ответов:

1. Разведывательное

2. Описательное

3. Аналитическое

4. Пилотажное

5. Мониторинговое

6. Экспериментальное

7. Разведывательное

8. Точечное

Ответ: А -, Б -, В -, Г - , Д -           .

Задание 13

Охарактеризуйте понятие выборки в социологическом исследовании, его основные характеристики.

 

ТЕСТ МОДУЛЬ 1

1. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:

1) эмпиричность;

2) передаваемость;

3) нормативность;

4) обобщающий характер.

2. Социология — это наука о поведении:

1) групп, состоящих из небольшого числа людей;

2) личности в обществе;

3) больших социальных групп;

4) людей в своей семье.

3. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:

1) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;

2) психология, приложенная к большим и малым группам людей;

3) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;

4) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.

4. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

1) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом;

3) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;

4) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.

5. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:

1) симпатия;

2) капитал;

3) статус;

4) чувство.

6. Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу:

1) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию;

2) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы;

3) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление;

4) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

7. С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:

1) понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;

2) общество — самая большая группа из всех объединений людей, проживающих на данной территории;

3) если какое-либо объединение пополняет свою численность преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями, то оно обязательно называется обществом;

4) обществом называется такое объединение людей, которое является частью какой-либо более крупной системы.

8. С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:

1) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой;

2) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;

3) древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;

4) общество возникает на определенной стадии развития государства.

9. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. XX в. — вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 90-е гг. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно:

1) сокращение рождаемости — это следствие ухудшения экологической обстановки в стране;

2) причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;

3) сокращение рождаемости — следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;

4) причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детству.

10. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть — к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.

10.1. Элита — это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

10.2. Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя — инновационное.

10.3. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

10.4. Кадровым рабочим человек становится обычно к 30 годам.

10.5. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

10.6. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

11. Термин «социология» появился:

1) в начале XX в.;

2) в конце XVIII в.;

3) в первой половине XIX в.;

4) в античности.

12. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:

1) Георг Зиммель;

2) Огюст Конт;

3) Герберт Спенсер;

4) Чарльз Хортон Кули.

13. Центральным понятием «понимающей социологии» Макса Вебера является:

1) социальный факт;

2) закон интеллектуальной эволюции;

3) социальное действие;

4) способ производства.

14. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

1) отрицании основных принципов негативизма;

2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.

15. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:

1) Герберт Спенсер;

2) Эмиль Дюркгейм;

3) Макс Вебер;

4) Карл Маркс.

16.Понятие «закрытый вопрос» означает:

1) вопрос, предполагающий закрытие проблемы;

2) вопрос, на который не существует ответа;

3) вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов, из которых предстоит выбрать только один;

4) вопрос, ответ на который ясен с самого начала.

17. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает:

1) вопрос, который не получил ответа;

2) вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов;

3) вопрос, сформулированный предубежденным образом;

4) вопрос, на который можно ответить как угодно.

18. Контент-анализ — это:

1) один из способов обработки данных, полученных в ходе экспресс-опроса;

2) процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные;

3) один из способов анализа результатов социального эксперимента;

4) чтение текста с последующим подсчетом символов.

19. Самым распространенным методом сбора социальной информации является:

1) наблюдение;

2) анализ документов;

3) опрос;

4) эксперимент.

20. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:

1) условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем;

2) наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности;

3) исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников;

4) исследователь определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, явления должны быть включены в наблюдение.

21. Как известно, в зависимости от источника первичной социологической информации и методов ее сбора выделяют следующие типы исследований:

1) опрос;

2) наблюдение;

3) анализ документов;

4) эксперимент.

Укажите, какие из приведенных выше типов исследований будут использовать следующие источники информации.

21.1 Патефонные пластинки начала века;

21.2 Сравнение результатов успеваемости студенческой группы, прошедшей обучение по специальной методике, с данными такой же группы, не прошедшей обучения;

21.3 Непосредственное участие социолога в работе рабочей бригады;

21.4 Беседы с родителями учеников об условиях, в которых они готовят уроки.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика