МГТУ, социология (рабочая тетрадь, модуль 2)
Узнать стоимость этой работы
17.04.2019, 10:33

МОДУЛЬ 2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Задание 1

Любое общество характеризуется рядом признаков. Назовите и опишите их.

Задание 2

Назовите и опишите основные сферы общественной жизни.

Задание 3

Определите, элементами чего выступают следующие явления:

 

Страна

Государство

Общество

Суд

 

 

 

Армия

 

 

 

Юридические законы

 

 

 

Население

 

 

 

Безработица

 

 

 

Международный договор

 

 

 

Географическое положение

 

 

 

Недра

 

 

 

Полезные ископаемые

 

 

 

Благосостояние

 

 

 

Валовый национальный продукт

 

 

 

Задание 4

Общество рассматривают как макросистему, которая включает совокупность подсистем. При социологическом анализе в основном изучают субъекты четырех уровней общности. Укажите какие.

Задание 5

Сопоставьте понятия и их описания

Аутопойетическая система

уровень общества в целом

Аномия

способность соотносить с собой свои элементы в процессе их организации и в элементарных операциях, то есть отличать себя от других

Легитимация новации

способна воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность.

Социетальный уровень

процесс закрепления различных типов социальной деятельности в виде социальных институтов

Самореференция

дезорганизация социальной жизни, при  которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль.

Институционализация

последний этап инновационного процесса, интериоризация новации

Задание 6

На рисунке изображен универсальный базис социальных систем Т. Парсонса.  Согласно подходу Т. Парсонса, социальная система образуется состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. «Согласно построениям Т. Парсонса, любая существующая в социуме система не может не иметь две основные ориентации, обозначаемые на схеме базиса осями. Первая ось: внешнее-внутреннее. Это значит, что все происходящие в системе процессы ориентируются на окружающую среду, либо на внутреннюю среду, либо связывают их между собой. Вторая присутствующая в базисе ось: инструментальное-консумоторное (продуктовое). Ее наличие означает, что происходящие в системе процессы ориентируются либо на долговременные, потенциальные, «инструментальные» потребности и цели, либо – на сиюминутные, актуальные, «продуктовые», либо связывают их между собой.

Квадранты образованного осями базиса трактуются как подпространства, которые заполняются подсистемами организации (предприятия), соответствующими четырем функциональным категориям: целедостижение, адаптация, интеграция и воспроизводство структуры. Полнота набора этих категорий обеспечивает, по Парсонсу возможность функционирования и развития организации (предприятия). Так, функцию целе-достижения обеспечивает политическая подсистема (аналог личности). Функцию адаптации – экономическая подсистема (аналог организма). Функцию интеграции – правовые институты и обычаи (корпоративная культура). Функцию воспроизводства – подсистема социализации, корпоративный университет (существующий в институционализированном либо в неформальном виде)». Приведите примеры социальных институтов и организаций, выполняющих эти функции.

Задание 7

Проф. А. Г. Эфендиев определяет социальную связь как взаимную зависимость, реализованную посредством взаимонаправленных социальных действий, то есть взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия. И, исходя из этого определения, выделяет основные элементы социальной связи. Назовите их.

Задание 8

Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия. Первые из них характеризуются кратковременностью и единичностью, другие же представляют собой систематические действия субъектов, направленные на партнеров и имеющие цель вызвать вполне определенную реакцию. Попробуйте, опираясь на это определить характер социальной связи в следующих примерах:

- обращение к прохожему с просьбой, сказать который сейчас час;

- ежедневное приветствие, обращенное к гардеробщику в организации;

- совершение покупки в магазине;

- обращение  к продавцу магазина бытовой техники с просьбой о помощи в выборе марки и модели необходимого Вам устройства;

- учебный процесс;

- общение с начальником;

- общение с родственником;

- общение в сети.

Задание 9

Р. Мертон, указывая на то, что социальные институты и другие части общества могут не только способствовать поддержанию социальной системы, но и вызывать негативные последствия, вводит понятие дисфункции. Несоответствие деятельности социального института характеру общественных потребностей ведет к снижению значения его служебной роли, что ведет к вырождению его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность,  т. е. деятельность, не направленную на достижение  рациональной цели. Приведите примеры дисфункций социальных институтов, существующих сейчас в России.

Задание 10

Н. Луман разработал оригинальную общую теорию социальных систем, согласно которой общество является системой, охватывающей все формы социальной коммуникации, а люди относятся к окружающей среде общества. Коммуникация предполагает наличие значений, а последние  - проведение различений. Система – это совокупность различений или значений в их символическом обобщении, например, в языке. Таким образом, по Луману общая теория социальных систем должна строиться на основе теории коммуникации.

Социальные системы являются сложными структурами потому, что они способны собирать информацию о самих себе и действовать на этой основе. Эта способность означает, что по мере развития социальные системы становятся все более независимыми и автономными. Опишите, как это происходит с помощью исторических примеров.

 

ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

Задание 1

Перечислите и опишите, дополняя схему, все известные Вам разновидности социальных общностей

 

Задание 2

Перечислите характеристики массовых и групповых общностей

Массовые общности

Групповые общности

 

 

 

 

Задание 3

Перечислите атрибутивные свойства, характерные для социальных групп:

Задание 4

Социальные группы можно классифицировать по разным основаниям. Напишите, какие типы социальных групп выделяют, руководствуясь следующими критериями:

характер контактов участников группы –

количество членов группы –

тип социальной связи (инструментальный или экспрессивный) –

значение для формирования жизненных ориентиров, ценностей –

принадлежность к группе –

аскриптивный (приписанный от рождения) признак –

степень институализированности взаимодействий внутри группы –

профессиональный признак –

Задание 5

Запишите все те социальные группы, к которым Вы принадлежите. Как принадлежность к этим группам определяет Ваше поведение?

Задание 6

Опишите основные характеристики малой группы:

Задание 7

В группе всегда есть человек, обладающий большим влиянием и авторитетом, чем остальные. За ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Это – лидер. Лидерские функции могут осуществляться по-разному в зависимости от характеристик группы, от стоящей перед группой задачи, от личностных особенностей. В соответствии с этим выделяют два типа лидеров: инструментальные и аффективные. Определите и обоснуйте, какой тип лидерства предпочтительнее в группе студентов,  в группе творческих работников, в отделении солдат, в команде хирургов, в преступной группировке и т.п.

Задание 8

Курт Левин выделил три основных стиля руководства. Какие стили он выделил? Приведите примеры, когда применение каждого из этих стилей наиболее оправдано.

Задание 9

Опишите понятия социальной фасилитации и социального манкирования. Приведите примеры.

Задание 10

Групповое мышление – процесс принятия решения в группах с чрезвычайно тесными связями. Членов этих групп настолько волнует вопрос достижения консенсуса, что это сказывается на их критических способностях. Назовите наиболее вероятные социальные условия, повышающие уровень группового мышления.

 

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Задание 1

Перечислите социальные институты

Задание 2

Дайте определение понятию «институционализация» и охарактеризуйте институциональный подход О.Конта

Задание 3

Установите соответствие между сферами жизнедеятельности общества и примерами социальных институтов, присущих именно этой сфере.

 

Сферы:

Политическая сфера жизнедеятельности

Духовная сфера жизнедеятельности

Социальная сфера жизнедеятельности

Примеры:

1). образование, система здравоохранения, система социального обеспечения;

2). учреждения системы образования, науки, театры, музеи;

3) государство, парламент, правительство, судебная система.

Задание 4

Проанализируйте высказывание Сенеки о том, что «Общество – это свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Можно ли социальные институты воспринимать как «свод камней»?

Задание 5

Семья как социальный институт входит в нормативную структуру общества и представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

Укажите основные функции семьи

Задание 6

 На ваш взгляд, какую роль в современном обществе играет институт брака?

Задание 7

Опишите как исторически меняется отношение к институту брака (на примере 2-3-х эпох).

Задание 8

Проанализируйте на одном из примеров (на выбор: социальный институт школы, армии, церкви) социальный институт по следующим его признакам:

Название социального института

Признак

Объяснение признака для выбранного социального института

выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

 

имеет определенную (более или менее формализованную) организацию

 

наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

 

наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

 

Задание 9

Заполните таблицу

Институт

Потребность

Норма

Статус, роль

Организация

армия

защита и нападение

устав, тактика, стратегия

военнослужащие

Вооруженные силы

образование

 

 

 

 

наука

 

 

 

 

семья

 

 

 

 

Задание 10

Укажите классификацию функций социальных институтов американского социолога Толкотта Парсонса и российского социолога Джорджа Ландберга, проанализируйте и сравните.

Джордж Ландберг

Толкотт Парсонс

Выводы:

 

ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Задание 1

Раскройте содержание понятия социальной организации через её характеристики по А.И. Пригожину:

1). «Определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.»

2). «Искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции»

3). «Определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов».

Задание 2

Укажите ключевой признак социальной организации по мнению А.И. Пригожина

Задание 3

Укажите авторов моделей социальной организации:

А. Социотехническая модель

1. М. Файоль, Л. Урвик

Б. Интеракционисткая модель

2. Т. Парсонс, Р. Мертон

В. Институциональная модель

3. Э. Мейо, Ф. Ротлесбергер

Г. Модель «организация – община»

4. Л. Зукер, Б. Ровен, Дж. Мейер

Д. Модель «естественной организации»

5. Ч. Барнард, Г. Саймон

Е. Модель «организация-машина»

6. Тавистокская школа

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

6

 

 

 

 

 

Задание 4

Этциони делит все организации на три класса по типу объединения их членов. Приведите примеры.

1). Добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе.

2). Принудительные организации, членами которых становятся путем принуждения.

3). Утилитарные организации, созданные для достижения общих и индивидуальных целей.

Задание 5

К основным элементам социальной организации относятся: социальная структура, цели и … (заполните следующую схему недостающими элементами).

Задание 6

Дайте определение корпоративной культуры организации:

Задание 7

В определении организационной (корпоративной культуры) существуют три направления:

А. корпоративная культура – это «продукт» естественного развития организации, возникающий при взаимодействии людей.

Б. корпоративная культура – это «искусственное» изобретение, возникающие в ходе рационального выбора людей.

В. Корпоративная культура – смешанный вид, возникающий как естественно-искусственная система.

Какой из подходов, на ваш взгляд, наиболее точен в определении природы организационной культуры и почему?

Задание 8

Представьте, что вы создаете свою компанию. Заполните схему, соответственно тому, как вы представляете проводимую в вашей организации корпоративную культуру.

Название организации

 

Направление деятельности

 

Численность

 

Миссия/цель организации с точки зрения общественной выгоды)

 

Цель компании, понимаемая и принимаемая всеми

 

Базовые ценности, определяющие работу каждого сотрудника и компании в целом

 

Стиль общения сотрудников организации

 

Рекламный девиз компании

 

Традиции компании

 

Задание 9

В корпоративной культуре существуют два уровня – это внешний (визуальный) уровень и внутренний (не визуальный).

К внешнему уровню относятся визуальные коды, форма одежды, символы, девизы, церемонии и фирменный стиль.

Укажите элементы внутреннего уровня корпоративной культуры.

Задание 10

По мнению А. Н. Занковского: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности».

Согласны ли вы с таким определением и что бы вы могли к нему добавить.

 

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Задание 1

Перечислите и опишите основные факторы социальных изменений

Задание 2

Опишите эволюционный подход к изучению социальных изменений.

Задание 3

Опишите циклический подход к изучению социальных изменений.

Задание 4

Опишите функциональный подход к изучению социальных изменений.

Задание 5

Опишите конфликтный подход к изучению социальных изменений.

Задание 6

Опишите концепцию столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

Задание 7

Опишите последствия модернизации в разных отраслях общественной жизни:

- в социальной (включая демографическую) –

- в экономической –

- в политической –

- в духовной –

Задание 8

Условно процесс самовоспроизводства общества можно представить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние социальной системы. Дополните схему, указав названия этих фаз.

Задание 9

Назовите и опишите стадии появления и распространения новации

 

Задание 10

Заполните таблицу «Основные черты традиционного и современного общества»

Основные черты

Традиционное общество

Современное общество

Доминирующий тип мотивации социального действия

 

 

Ведущие статусы, возможность социальной мобильности

 

 

Ролевой набор личности

 

 

Институциональная подсистема (насколько она дифференцирована, в какое количество социальных общностей включен индивид)

 

 

Нормативный порядок

 

 

Доминирующий способ легитимации

 

 

Способность общества к изменениям

 

 

 

ТЕСТЫ МОДУЛЬ 2

1. Установите соответствие в определении социальной организации следующих авторов:

1) К. Барнард;

2)  Марч и Г. Саймон;

3) Блау и У. Скотт;

4) Этциони.

а. организация - социальное объединение, конструированное для специфических целей. Основой является сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов.

б. организация - вид кооперации людей, которые отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Основой служат действия людей, их кооперации, необходимость достижения целей.

в. Организация - это распространенное сообщество людей во взаимодействии с центральной координирующей системой. Специфичность и координация внутри организации подобна сложному биологическому организму.

г.  основная характеристика сложившейся организации - ее формализация и наличие формальной структуры.

2. Понятия социальной организации до XX века применялось как синоним…

1) промышленной организации;

2) социальной группы;

3) социальной системы;

4) мануфактурного сообщества.

3. Классификация по какому признаку разделяет социальные организации на социетальные и локальные; жестко структурированные и менее жестко структурированные; административные и общественные; деловые и благотворительные; частные, акционерные, кооперативные, государственные и общественные?

1) Классификация по основанию;

2) классификация по типу целей;

3) классификация по форме собственности;

4) классификация по характеру деятельности.

4. Что означает «социетальный»?

1) Единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий;

2) относящийся к человеческому обществу и/или к человеческой интеракции в организациях, группах;

3) относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое;

4) собирательное понятие, характеризующее основные онтологические и методологические установки социолога.

5. Организация как вид кооперации людей, основой которой служат действия людей, их кооперации, необходимость достижения целей и которые отличаются от других социальных групп следующими качествами:

1) формализация и наличие формальной структуры;

2) координированность,  централизованность;

3) сознательно членство и сознательное действие членов организации;

4) сознательность, предсказуемость, целенаправленность.

6.  Проблема влияния технологии на структуру организации была исследована такими учеными, как Дж. Вудворд, Р. Дабин, А. Раис, Э Трист, Н. И. Лапин, В.Г. Подмарков, О.И. Шкаратан. Представителями какого подхода в социологии организации они являлись?

1) Технологического;

2) социотехнического;

3) антитехнического;

4) социогуманитарного.

7. По мнению какого автора существует несколько видов организационных целей? (цели-задания, цели-ориентации, цели-системы)

1) М. Вебер;

2) А.И. Пригожин;

3) А. Этциони;

4) Н.И. Лапин.

8. Установите соответствие между стадиями развития коллектива и процессами, характеризующими их:

1) стадия дифференциации

2) стадия первичного синтеза

3) стадия вторичного синтеза

а) знакомство и адаптация

б) возникновение общности интересов, целей и установок

в) появление лидеров и очерчивание функций людей

9. Функции … заключаются в привлечении сотрудников к участию в управлении, создании психологического комфорта и включении личности в общественную деятельность.

1) коллектива;

2) адаптации;

3) политической системы;

4) взаимодействия с окружающей внешней средой.

10. Выделите основные факторы, влияющие на все сферы деятельности организации по Ричарду Тертону (может быть несколько вариантов ответов):

1) роль государства и политической системы;

2) влияние рынка, роль экономики;

3) технология из внешнего окружения;

4) влияние социальных и культурных факторов.

11. Внешняя организационная среда включает в себя отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы или являющихся потребителями результатов ее деятельности, продукции или услуг. В связи с этим, появляется новая форма организации – это …

1) бюрократия;

2) связи с общественностью (Public relations);

3) иерархия;

4) формальная организация.

12. На чем основывается взаимосвязь между членами формальной группы?

1) Жесткие правила, регламент, положения;

2) отношение престижа и доверия;

3) разделение функций, фиксированное членство;

4) формирование единства интересов людей.

13. Укажите, кем впервые был введен в оборот термин «бюрократия» и в каком значении?

1) Макс Вебер, в  значении идеального типа управления организацией;

2) Ф. Харрисон и Р. Моран, вид корпоративной культуры;

3) Винсен де Гурнай, значение исполнительной власти в отрицательном смысле;

4) Р. Мертон, господство на основе знания.

14. Какому разделу социологической науки положила начало теория бюрократии Макса Вебера?

1) Социология культуры;

2) социология организации;

3) социология образования;

4) социология личности.

15. Какие формы бюрократии выделяет Макс Вебер?

1) Формальная и неформальная;

2) целостная и интегративная;

3) целенаправленная и целедостижимая;

4) частная и государственная.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика