МГТУ, социология (рабочая тетрадь, модуль 3)
Узнать стоимость этой работы
17.04.2019, 10:34

МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Задание 1

Дайте определение социальной общности.

Задание 2

Назовите отличительные особенности массовой общности от групповой общности.

Задание 3

Заполните таблицу.

Виды социальных общностей

Критерии выделения социальных общностей

Признаки общностей

Классы (страты)

 

 

Профессиональные общности

 

 

Отраслевые общности

 

 

Этнонациональные

 

 

Региональные

 

 

Демографические

 

 

Территориальные

 

 

Расовые группы

 

 

Производственные коллективы

 

 

Семья

 

 

Задание 4

В Индии существует восточная модель стратификационной системы, основанная на разделении людей по кастам. Укажите названия индийских каст и дайте краткую характеристику каждой.

Задание 5

Приведите примеры таких типов социальной группы, как

1) большая группа;

2) малая группа;

3) вторичная группа;

4) первичная группа.

Задание 6

На ваш взгляд, почему М. Вебер выделил три социальных ресурса, порождающих социальную стратификацию? Объясните каждый из них.

Престиж

 

Собственность

 

Власть

 

Задание 7

При изучении социальной мобильности различают интрагенерационную мобильность (перемещение в пределах одного поколения к другому) и интергенерационную мобильность (перемещение при переходе от одного поколения к другому).

Дайте краткую характеристику данным понятиям.

Задание 8

Как вы думаете, какой тип социальной мобильности (высокая и низкая социальная мобильность) присущ Соединенным Штатам Америке и Индии? Обоснуйте свой ответ.

Задание 9

Определите, к какому виду объема - совокупный объем или дифференцированный - относятся следующие факты и почему?

1) В индустриальном обществе две трети населения мобильны.

2) Существует статистика, что 37% детей рабочих стали служащими.

Задание 10

Подумайте над темой социальной мобильности ученых в рамках таких понятий как научная эмиграция и миграция, патологическая мобильность. Как вы думаете, социальная мобильность ученых в СССР отличается от их социальной мобильности в 1990-е годы и в наше время?

 

ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Задание 1

Дополните классификацию конфликтов:

1) Личностный конфликт

2)                  

3)                  

4) Конфликт принадлежности

5) Конфликт с внешней средой

Задание 2

Опишите основные стадии и особенности протекания конфликта

Задание 3

Согласно типологии социальных конфликтов, существуют политические конфликты, социально-экономические конфликты и национально-этнические конфликты. Приведите примеры следующих видов конфликтов:

- конфликт между ветвями власти

- конфликт между политическими партиями и движениями

- социально-экономический конфликт

- национально-этнические конфликты

Задание 4

Установите соответствие и дайте краткую характеристику каждой концепции социального конфликта.

Концепция

Автор

Содержание

концепция позитивно-функционального конфликта

 

 

общая теория конфликта

 

 

конфликтная модель общества

 

 

Авторы: К. Боулдинг, Л. Козер, Р. Дарендорф

Задание 5

Назовите типы причин социальных конфликтов.

Задание 6

Проанализируйте роль социальных конфликтов в обществе.

Задание 7

Проанализируйте на примере любого социального конфликта элементы содержания конфликтной ситуации

Конфликт

 

Описание конфликта

 

Участники конфликта

 

Предмет конфликта

 

Объект конфликта

 

Микро- и макросреда

 

Задание 8

Соотнести причины социальных конфликтов с их характеристиками.

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

 

 

Задание 9

Сила участника конфликта представляет собой способность оппонента воплотить свою идею вопреки воле других членов взаимодействия. К ресурсам силы участника конфликта относятся:

- физическая сила и технические средства для насильственного разрешения конфликта;

- информационно-цивилизационное разрешение конфликта, благодаря сбору фактов, документов, анализу материалов о самом конфликте и своем оппоненте с целью своей победы;

- социальный статус, который выражается в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти и т.д.);

- остальные ресурсы (средства, территория, предел времени, число приверженцев).

На ваш взгляд, какие ресурсы эффективнее всего использовать в разрешении социального конфликта и почему?

Задание 10

Придумайте пример социальной рекламы, которая бы рассказывала о мирных методах разрешения социального конфликта.

Темы на выбор: «взрослые-дети», «богатые-бедные», «власть-общество», «мужчина-женщина».

 

ТЕМА 11. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Задание 1

Проанализируйте определение молодежи В.Т. Лисовского и И.С. Кона. Попробуйте на их основе дать свое определение.

В.Т. Лисовский: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

И.С. Кон: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Ваше определение:

Задание 2

Проанализируйте, какое влияние и почему на становление личности молодого человека оказывают следующие факторы:

1) Образовательная система

2) Государственная идеология и политика

3) Средства массовой информации

4) Межличностные отношения

5) Культура

6) Ценностные ориентиры

Задание 3

На основе факторов, влияющих на становление личности из Задания №2, создайте свою шкалу по степени их влияния на социализацию молодежи.

Задание 4

Назовите 7-10 жизненных ценностей. Расставьте их по степени важности для вас.

1.                   

 

2.                   

 

3.                   

 

4.                   

 

5.                   

 

6.                   

 

7.                   

 

Задание 5

Субъекты общественной молодежной политики – политические партии, общественные объединения, хозяйственные организации (корпорации) и конфессиональные объединения молодежи.  Какой субъект молодежной политики, на ваш взгляд, действует наиболее эффективно и почему?

Задание 6

«На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры в поддержку своей позиции.

Задание 7

По данным кадровых агентств, на 2012 год среди молодежи самыми востребованными профессиями являются:

Менеджер по туризму

Специалист по рекламе и связи с общественностью

Инженеры-экологи

Менеджеры по организации корпоративных праздников и мероприятий

Работники в сфере маркетинговых и финансовых исследований

Менеджеры по управлению персоналом

Сотрудники в сфере оценки финансовых рисков

Какая тенденция прослеживается в выборе профессии современной молодежи? Какие перспективы ждут представителей инженерных профессий?

Задание 8

С какими проблемами при трудоустройстве сталкивается выпускник вуза? В какой сфере и почему вы хотели ли работать?

Задание 9

Представьте, что вы создаете молодежного движение в России. Разработайте его концепцию по следующим направлениям:

Название

 

Число участников

 

Основная идея

 

Программа движения

 

Цели

 

Атрибутика

 

Методы участия в жизни страны

 

Наличие иерархии

 

Задание 10

Как вы думаете, почему в современной России молодежь практически разделилась на две части – одни участвуют в молодежных политических партиях, ведут активную митинговую деятельность. Другие – подчеркнуто, индифферентны к такого рода активности? Какие тенденции ждут молодежь в ближайшем будущем?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика