МосУ МВД, социология (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
10.09.2014, 14:13

Каждый вариант включает в себя структурный план работы, состоящий из двух теоретических вопросов – по одному вопросу из области общей социологической теории и одному вопросу из области практики прикладных (эмпирических) социологических исследований, проблемного задания и списка необходимого минимума литературы, которую может использовать обучаемый при ответе на поставленные в плане работы вопросы.

Выбор конкретного варианта темы контрольной работы осуществляется слушателями по первой букве фамилии согласно следующей схеме:

Первая буква фамилии

А

Б

В

Г

Д

Номер

варианта

1

2

3

4

5

Первая буква фамилии

Е, Ё

Ж

З

И, Й

К

Номер

варианта

6

7

8

9

10

Первая буква фамилии

Л

М

Н

О

П

Номер

варианта

11

12

13

14

15

Первая буква фамилии

Р

С

Т

У

Ф

Номер

варианта

16

17

18

19

20

Первая буква фамилии

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Номер

варианта

21

22

23

24

25

Первая буква фамилии

Э

Ю

Я

Номер

варианта

26

27

28

Выполненная в черновом варианте контрольная работа аккуратно, разборчивым почерком переписывается обучаемым от руки в школьной ученической тетради объёмом 18 листов, либо распечатывается с помощью компьютера или пишущей машинки на отдельных листах формата А-4 через один интервал. Объём содержательной части контрольной работы (введение, основная часть, заключение, исключая страницы с планом и списком литературы), выполненной с использованием печатной техники, составляет не менее 10 и не более 15 страниц в объеме формата А-4, отпечатанных четырнадцатым кеглем шрифта «Times New Roman».

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

Вариант 1

Вопрос 1. Предмет, структура и функции современной социологии.

Вопрос 2. Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования.

Проблемное задание. В своей контрольной работе по вопросу о возможности использовании социологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников ОВД слушатель факультета заочного и вечернего обучения Алексей Викторович Аникин написал, что сотрудники органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей применяют не социологические знания, а социальную психологию и этнопсихологию. Согласны ли Вы с данным утверждением? Какова Ваша собственная точка зрения на указанную проблему? Используете ли лично Вы социологические знания в своей профессиональной деятельности? Если «да», то в какой степени, если «нет», то почему? Ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами.

 

Вариант 2

Вопрос 1. Системный подход к изучению общественной жизни. Общество как социокультурная система. Основные сферы общественной жизни.

Вопрос 2. Программа эмпирического социологического исследования: понятие, основные структурные компоненты, общие требования.

Проблемное задание. На XII Всемирном социологическом конгрессе (1990 г.) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории крупного немецкого социолога Макса Вебера о двух типах общества — традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу "делай так, как делали до тебя". В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения. В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают. К какому типу общества, по Вашему мнению, — традиционному, модернистскому, постмодернистскому, либо какому-то другому — относится современное российское общество? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 3

Вопрос 1. Социальная структура общества и её основные элементы.

Вопрос 2. Измерение в эмпирическом социологическом исследовании

Проблемное задание. В чём состоят специфические особенности сотрудников органов внутренних дел как социально-профессиональной группы? Является ли указанная группа целостным социальным образованием, или в её составе можно выделить ряд более специфических социально-профессиональных групп? Каковы специфические социально-профессиональные особенности той деятельности, которой занимаетесь лично Вы сами? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.

 

Вариант 4

Вопрос 1. Понятие социальной связи. Социальное действие: элементы и основные виды.

Вопрос 2. Общая характеристика метода наблюдения в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Опишите свой статусный набор. Какие Ваши статусы относятся к основным, какие – к второстепенным? Какой статус с Вашей точки зрения является для Вас главным? Свой ответ, пожалуйста, поясните.

 

Вариант 5

Вопрос 1. Понятие, виды и основные показатели социальной мобильности.

Вопрос 2. Общая характеристика метода изучения документов в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Сотрудник Иванов родился и жил в сельской местности. После прохождения срочной службы в рядах Вооружённых сил решил остаться в городе и поступил на службу в органы внутренних дел рядовым сотрудником роты ППС. После поступления на заочную форму обучения в юридический ВУЗ, желая иметь больше свободного времени для учёбы, с должности сотрудника роты ППС перешёл на равнозначную должность сотрудником в отдел вневедомственной охраны. После окончания обучения и получения диплома перешёл на работу в уголовный розыск, где был назначен на офицерскую должность. По окончании службы и выходу на пенсию в связи с достижением предельного возраста, установленного Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», оставил городскую квартиру взрослым детям и уехал обратно в деревню. К каким типам социальной мобильности относятся все вышеуказанные перемещения? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 6

Вопрос 1. Понятие социальной группы. Типология социальных групп.

Вопрос 2. Общая характеристика методики анкетирования в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Опишите Ваш личный ролевой набор. Исполнение каких ролей для Вас является обязательным, а каких – желательным, какие роли Вы исполняете постоянно, а какие - эпизодически? Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать сотрудник органов внутренних дел, чтобы соответствовать ролевым ожиданиям, предъявляемым обществом к личности человека, исполняющего служебные обязанности по охране законности и правопорядка? Свой ответ подкрепите, пожалуйста, аргументами.

 

Вариант 7

Вопрос 1. Виды социально-территориальных общностей и типы поселений. Урбанизация как социальный процесс.

Вопрос 2. Общая характеристика методик почтового и телефонного опросов в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. В чем, по Вашему мнению, состоит влияние процесса урбанизации на характер деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению противоправной деятельности? Возможно ли с точки зрения социологии осуществление правоохранительной деятельности в городе и в сельской местности одинаковыми методами? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 8

Вопрос 1. Понятие этнической общности. Исторические типы этнических сообществ.

Вопрос 2. Общая характеристика методики интервьюирования в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Охарактеризуйте себя как представителя этнической общности. Какие признаки позволяют Вам утверждать, что Вы принадлежите именно к данной этнической общности? Каких, по Вашему мнению, признаков в этническом самоопределении современного человека больше – социальных или психологических?

 

Вариант 9

Вопрос 1. Сущность, признаки и основные виды социальных институтов.

Вопрос 2. Общая характеристика метода тестирования в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Сторонники многочисленных теорий упразднения или постепенного отмирания государства утверждают, что в обществе будущего потребность в специализированных органах, осуществляющих на профессиональной основе охрану и обеспечение общественного порядка, отпадёт, а правоохранительная деятельность станет добровольной гражданской обязанностью всех членов общества. Каково Ваше отношение к указанной точке зрения? Чем обусловлено существование института правоохранительных органов в качестве неотъемлемого элемента социальной системы? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 10

Вопрос 1. Понятие социальной организации. Типология социальных организаций.

Вопрос 2. Общая характеристика метода экспертной оценки в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Дайте характеристику тому органу, подразделению или службе, в которой Вы работаете сами, как социальной организации. Совпадают ли, по Вашему мнению, индивидуальные цели Ваших коллег с официально декларируемыми целями организации, в работе которой Вы принимаете непосредственное участие? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 11 

Вопрос 1. Понятие, структура, виды и мотивация социальной деятельности.

Вопрос 2. Общая характеристика метода эксперимента в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Смысл профессиональных обязанностей и суть профессиональной деятельности нижнего чина городской полиции будочника Мымрецова – героя очерка русского писателя и публициста второй половины XIX века Глеба Ивановича Успенского «Будка» состояли «в том, чтобы, во-первых, "тащить", а во-вторых, "не пущать"; тащил он обыкновенно туда, куда решительно не желали попасть, а не пускал туда, куда этого смертельно желали». Отвечает ли, по Вашему мнению, деятельность Мымрецова социальному предназначению правоохранительных органов? В чём, по Вашему мнению, заключаются социальные особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в современном обществе? Какие бы меры предприняли лично Вы для повышения её социальной эффективности? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 12

Вопрос 1. Понятие и основные виды социальных отношений.

Вопрос 2. Характеристика методики контент-анализа в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Какое место в системе социальных отношений в современном российском обществе занимают правоохранительные органы? Насколько социально значимо место органов правопорядка Российской Федерации в регулировании реально существующих отношений в нашем обществе в настоящий момент, если по данным социологических опросов доля граждан, видящих в правоохранительных органах гаранта реализации своих законных прав и безусловного обеспечения личной безопасности и значимых интересов, имеет устойчивую тенденцию к снижению, а более половины населения не обращается в ОВД по поводу преступных посягательств, совершённых в его отношении, не веря в возможность получения действенной помощи или рассчитывая на собственные силы? В чём, по Вашему мнению, причины подобных негативных настроений? Как можно преломить вышеуказанную тенденцию? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 13

Вопрос 1. Социологическое понимание культуры. Основные компоненты и типы культуры. Понятия «субкультура» и «контркультура».

Вопрос 2. Общая характеристика этапов эмпирического социологического исследования.

Проблемное задание. В 1997 году слушатель заочной формы обучения Юридического института МВД России Евгения Юрьевна Логинова в ходе написания контрольной работы по теме «Социология культуры» опросила несколько сотрудников своего Управления по вопросу о состоянии культуры современной России. Определённых фиксированных вопросов задано не было, люди затрагивали темы, которые были им ближе, касались проблем, с которыми они сталкивались лично. Какой метод использовала данный слушатель для сбора первичной социологической информации? Попробуйте и Вы так же опросить по теме состояния культуры в современной России несколько своих сослуживцев, друзей или родственников. Полученные ответы попытайтесь обобщить и проанализировать.

 

Вариант 14

Вопрос 1. Понятие общественного сознания, структура и формы общественного сознания.

Вопрос 2. Общая характеристика метода опроса в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Говоря о силе общественного мнения, публицисты часто ссылаются на хрестоматийно известные строки из поэмы «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина, вложившего в уста своего героя – по стечению обстоятельств, предка поэта – следующие слова:

«Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением; да! мнением народным».

Общеизвестно, что в последние годы общественное мнение о деятельности органов внутренних дел было, мягко говоря, неблагосклонным по отношению к органам внутренних дел и людям, работающим в этой системе. В тоже время в пункте 6 главы 8 Федерального закона «О полиции» прямо говорится, что общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности органов внутренних дел. Чем руководствовался, по Вашему мнению, законодатель, внося подобную новацию в закон? Может ли общественное мнение быть критерием оценки деятельности органов внутренних дел? Какие каналы выражения общественного мнения Вам известны? Какие из них, на Ваш взгляд, обладают наибольшей эффективностью? Свою точку зрения обоснуйте.

 

Вариант 15

Вопрос 1. Понятие социального порядка. Социальные нормы и ценности.

Вопрос 2. Количественные и качественные методы сбора информации в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. В подъезде многоквартирного дома проживают: на первом этаже – супруги Ниловы с маленькими детьми, на втором этаже – многодетная семья Цветаевых с бабушкой и дедушкой по линии матери и тёткой по линии отца, на третьем этаже – гражданка Ковалёва, в одиночку воспитывающая несовершеннолетнего сына. К каким типам семьи относятся вышеперечисленные семьи? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 16

Вопрос 1. Социальная дезорганизация и отклоняющееся поведение. Преступность как вид социального отклонения.

Вопрос 2. Особенности построения процедуры и этапы изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел.

Проблемное задание. В трёх находящихся по соседству домах живут три подростка. Один из них ничем не интересуется, никуда не ходит, а целыми днями играет на скрипке, и достиг в этом деле такого совершенства, что стал лауреатом международного конкурса юных скрипачей, организованного фондом Спивакова. Другой является завсегдатаем местной дискотеки, курит, пьёт и нецензурно ругается в общественных местах. А третий украл у соседа скрипку, подаренную Спиваковым, и пытался сбыть её на местном «блошином» рынке, но вовремя был остановлен сотрудниками ОВД, обслуживающего данную территорию. К каким типам социальной девиации относятся все три вышеперечисленных примера отклоняющегося поведения? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 17

Вопрос 1. Социальный контроль, его функции, структура и механизмы.

Вопрос 2. Гипотеза в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» в уста одного из героев этого произведения вложил следующие слова о порядках, утвердившихся в России после крестьянской реформы 1861 года:

Усадьбы переводятся.

Взамен их распложаются

Питейные дома:

Поят народ распущенный,

Зовут на службы земские,

Сажают, учат грамоте …

Нужна ему она!

На всей тебе, Русь-матушка,

Как клейма на преступнике,

Как на коне тавро

Два слова нацарапано:

«На вынос» и «Распивочно»…

Как термином обозначается в социологии процесс роста пьянства и широкого распространения иных социальных отклонений? Какие меры социального контроля по недопущению пьянства, наркомании и других разновидностей социальных отклонений предпринимаются сегодня в российском обществе? Какие социальные институты принимают в этом участие? Что сделали бы лично Вы, если бы от Вас зависело принятие управленческих решений, в сфере социального контроля за недопущением распространения пьянства, алкоголизма и наркомании? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 18

Вопрос 1. Понятие массовой коммуникации. Результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание. СМИ как социальный институт.

Вопрос 2. Общая характеристика инструментария эмпирического социологического исследования и основные требования к нему.

Проблемное задание. Представьте, что Вы – руководитель социологического исследования по теме «Деятельность участковых уполномоченных органов внутренних дел Российской Федерации». У кого и какими методами Вы собирали бы информацию по указанной проблеме? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 19

Вопрос 1. Стихийное и регулируемое в обществе. Сущность и содержание, функции и этапы социального управления.

Вопрос 2. Понятие и виды выборки в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. Дайте развёрнутую характеристику органам внутренних дел как социальному институту. К какому более общему виду социальных институтов, по Вашему мнению, относятся органы внутренних дел? В чём, по Вашему мнению, состоят управленческие функции ОВД в процессе реализации повседневных задач, а в чём их особенности в условиях социального кризиса? Свой ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами.

 

Вариант 20

Вопрос 1. Сущность, классификация и стадии протекания социальных конфликтов.

Вопрос 2. Общая характеристика подготовительного этапа эмпирического социологического исследования.

Проблемное задание. Отвечая на семинаре на вопрос о способах разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов, слушатель Белова особую надежду возложила на экономическую заинтересованность всех народов в укреплении и развитии хозяйственных связей. Такое заключение вызвало возражение слушателя Антонова: «В налаживании межнациональных отношений рынок — плохой помощник. По данным социологических исследований, большинство коренного населения в российских городах неприязненно относится к наплыву «гастарбайтеров» и засилью «южан» на рынках. Кое-где местные жители требуют их выдворения. Так что рыночные отношения не улучшают, а ухудшают и обостряют ситуацию». Какова Ваша точка зрения на указанную проблему? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 21

Вопрос 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке.

Вопрос 2. Общая характеристика оперативного (полевого) этапа эмпирического социологического исследования.

Проблемное задание. Существует ли, по Вашему мнению, проблема соотношения социальных и профессиональных требований к личности сотрудника органов внутренних дел? Если – «да», то каковы, на Ваш взгляд, пути решения указанной проблемы? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 22

Вопрос 1. Содержание процессов социализации личности. Стадии, способы и средства социализации личности. Сущность процессов ресоциализации и десоциализации индивидов.

Вопрос 2. Общая характеристика методов обработки и интерпретации данных в эмпирическом социологическом исследовании.

Проблемное задание. В социологии существует понятие «агент социализации». Раскройте содержание указанного понятия. На примере своей собственной биографии проанализируйте, пожалуйста, какие социальные группы и социальные институты являлись агентами социализации по отношению к Вам:

А) в детском возрасте;

Б) в подростковый и юношеский период;

В) в период наступления зрелости.

 

Вариант 23 

Вопрос 1. Семья как социальный институт и социальная группа, функции семьи. Исторические типы семьи и формы брака.

Вопрос 2. Формы и методы изучения и учёта общественного мнения органами внутренних дел.

Проблемное задание. В обществах традиционного типа вплоть до недавнего времени выбор будущего супруга при создании новой семьи обычно определяли не любовь и романтические увлечения, а социальные, экономические и конфессиональные предпочтения. Изменилась ли ситуация в настоящее время? В чём, по Вашему мнению, состоит в данный момент влияние семьи на формирование личности и повседневную профессиональную деятельность сотрудника органов внутренних дел? Всегда ли это влияние имеет позитивный/негативный характер? Свой ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами.

 

Вариант 24

Вопрос 1. Народонаселение и его структура. Демографические и миграционные процессы: понятия и типы.

Вопрос 2. Социальная инженерия в эмпирической социологии.

Проблемное задание. На Казанском вокзале у кассы пригородных поездов в очереди за билетами стоят вынужденный переселенец из Казахстана Жабин, едущий в Люберцы к новому постоянному месту жительства, житель молдавского села Кодряну, приехавший на зиму в Россию на заработки, профессор Кириллов, приезжающий каждый день в Москву из Коломны читать лекции, и менеджер Климкин, приглашённый товарищами на охоту в Шатуру. К каким типам миграции относятся перемещения всех четырёх вышеуказанных лиц? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 25

Вопрос 1. Понятие социального процесса. Виды социальных процессов.

Вопрос 2. Виды эмпирического исследования в социологии.

Проблемное задание. В чём, по Вашему мнению, заключается влияние социальных процессов на эффективность деятельности органов внутренних дел? Влияние каких социальных процессов в современном российском обществе на деятельность органов внутренних дел наиболее ощутимо? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 26

Вопрос 1. Понятие социальной стабильности и социальных изменений. Понятие и типы социального развития.

Вопрос 2. Социометрия в эмпирических социологических исследованиях.

Проблемное задание. Каковы, на Ваш взгляд, тенденции эволюции правоохранительной системы в современном российском обществе? Насколько эти тенденции соответствуют потребностям развития всего российского общества в целом? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 27

Вопрос 1. Понятие, причины появления и разновидности социальных движений. Социальные движения в современной России.

Вопрос 2. Сущность эмпирического подхода к познанию социальных явлений и процессов.

Проблемное задание. Юлиан Семёнов в романе «Экспансия – I» утверждал, что настоящий разведчик должен уметь найти общий язык с четырьмя людьми, сидящими за одним столом: богачом и нищим, святой и проституткой. А какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать настоящий социолог? Есть ли общие черты в работе разведчика, социолога и полицейского? А в чём состоит различие этих специальностей? Какие ограничения накладывает на социолога его профессиональная деятельность?

 

Вариант 28

Вопрос 1. Сущность прогнозирования в социологии. Виды и методы социального прогнозирования.

Вопрос 2. Правовые и этические основы проведения эмпирических социологических исследований.

Проблемное задание. Каковы, на Ваш взгляд, возможности использования социального прогнозирования в деятельности правоохранительных органов? Для решения каких проблем, стоящих перед правоохранительными органами, будут необходимы результаты подобного прогнозирования? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика