МУ им. С.Ю. Витте, методика организации посредничества между личностью и соц. институтами (кейс-задания)
08.01.2018, 11:51

Кейс-задание 1

Кейс - задание выполняется по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 - для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 - для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 - для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 - для студентов (фамилии с Ч до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Изучите основные понятия социальной педагогики:

Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Социальная организация - общность людей, складывающаяся в систему отношений и деятельности для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия.

Государственная поддержка - это система законодательных и социально- экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальный институт», «Социальная организация», «Социальная защита населения» и др. понятия, дополните их определениями других авторов.

2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

Ситуация 2

Отрывок из художественного произведения:

«В нашем классе учился Валька Швец, генеральский сынок. Он, в общем, был добрый малый, но чем-то выделялся в общей среде. Его кожа имела какой-то редкий в то время цвет: кровь с молоком с изрядной добавкой не сходящего всю зиму южного загара. Он приходил в школу в начищенных ботинках, в синем бостоновом костюме. Учился сносно, но без интереса. К учителям и наукам Швец относился чуть свысока, словно знал еще что-то, чего не знали учителя, что не было написано в учебниках.

Как-то на уроке истории, скучая, Швец, выковыривал красивым ножиком пробки из парты, заделанные в дырки от сучков. Тамара Петровна усекла в свое классическое - из времен бестужевских курсов - пенсне это черное Валькино дело. Урок прервала, подошла ближе к Швецу. Он поднял на нее свои невинные, длинными ресницами опушенные глаза, ни капельки не смутился»

Вопросы и задания:

1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, описанных в художественной литературе. Выберите лучший вариант.

2. В чем заключается острота ситуации или конфликта?

Ситуация 3

Процесс познания и образования всегда опосредован менталитетом того региона и поселения, в которых расположена школа и где проживает семья учащегося. В значительной мере им опосредован и сам процесс общения учителя и учащихся как самостоятельных субъектов культуры. Полноправность и несмешанность сознания учителя и ученика определяется не только несоответствием их жизненного опыта, но и другими способами формирования их ценностных ориентаций. Мировоззрение учителя формируется на основе усвоения соответствующих основ наук, ценностей мировой и национальной культуры в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе. Ценностные ориентации школьников складываются в результате отражения мировоззрения родителей, воспитателей детских садов, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной местности, города, селения (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. - Минск, 2002. - С. 232).

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с мнением, что на формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние менталитет той местности, в которой она проживает?

2. Приходилось ли вам в период обучения сталкиваться с несоответствием жизненного опыта, с другими ценностными ориентациями своих педагогов?

3. Что и (или) кто оказали влияние на формирование ваших ценностных ориентаций? Оцените роль педагогов в данном процессе.

 

Вариант 2

Ситуация 1

Изучите основные понятия социальной педагогики:

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальная поддержка», «Социальное страхование», «Социальная защита населения» и др. понятия, дополните их определениями других авторов.

2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

Ситуация 2

Отрывок из художественного произведения:

(Г. Горышин «Любовь к литературе»).

«В следующий раз, когда в класс вошла Нина Петровна (учительница  химии), я тут же достал из сумки большую пробку и, когда начался урок, воткнул ее себе в ухо. Раздался, ясно-понятно, смех. Учительница смотрит на меня, я смотрю на учительницу. Она спрашивает:

- Антонов, что у тебя торчит из уха?

- Пробка, - отвечаю я.

- Зачем она торчит у тебя из уха?

- Затем, что про меня говорят, что слова у меня влетают в одно ухо, а в другое вылетают, - отвечаю я вежливо. - Так вот, чтобы, влетая в одно ухо, они не вылетали бы из другого, я и придумал это приспособление».

Вопросы и задания:

1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, описанных в художественной литературе. Выберите лучший вариант.

2. В чем заключается острота ситуации или конфликта?

Ситуация 3

Стрежневой составляющей процесса формирования человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности является система ценностных ориентаций. Вырабатываемая в процессе жизнедеятельности человека, она локализуется в структуре внутреннего мира как в особой форме, констатируя двуплановость человеческого поведения (оппозиция «как надо и как есть»). Сама система ценностей иерархизирована, и в результате каждый поступок является выражением определенного способа разрешения противоречия мотивов (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. - С. 94).

Вопросы и задания:

1. Разработайте педагогическую ситуацию, отражающую «двуплановость» поведения учителя, подчеркивающую расхождения между «как надо и как есть». Оцените ситуацию с позиций собственного опыта ученичества.

2. Часто ли вам приходилось сталкиваться с учителями, у которых декларируемые ценности расходились с реальным поведением?

 

Вариант 3

Ситуация 1

Изучите основные понятия социальной педагогики:

Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

Забота - это особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. Забота реализуется в форме физического ухода, психологического комфорта и духовного контакта. Отсутствие заботы ведет к асоциальности ребенка.

Под социальным развитием понимается активное вхождение ребенка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего окружения.

Социальная педагогика, прежде всего, обращается к вопросам проблемной социализации, которая находит наиболее полное выражение в социальном сиротстве.

Социальное сиротство - особое явление, характеризующееся физическим и духовным разрывом отношений между родителями и детьми. К социальным сиротам относят детей из семей алкоголиков и наркоманов; детей-беглецов или детей без определенного места жительства; детей, родители которых лишены родительских прав; детей - жертв насилия (физическое, психическое, моральное) и эксплуатации; детей-инвалидов, от которых отказались родители.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальное воспитание», «Социальное сиротство», «Социальное развитие» и др. понятия, дополните их определениями других авторов.

2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

Ситуация 2

Отрывок из художественного произведения:

(В. Медведев «Клоун Иа»).

3) «На третий день приношу из дома длинный черный халат, надеваю его перед уроком на себя. Сажусь в этом халате на плечи толстяка Толи Фокина, что сидит на последней парте, пряча его лицо и плечи под полы халата. Еще до входа учительницы в классе раздается такой взрыв смеха, который отбрасывает ее метра на три от двери в коридор, но вот она заходит, боязливо, правда, но все-таки заходит в класс. Смотрит на парту, где я сижу, - меня нет. Облегченно вздыхает. Проходит к столу. Начинает перекличку. Очередь доходит до меня. Я отвечаю: «Здесь!» Нина Петровна вздрагивает, смотрит в угол, откуда исходит звук моего голоса. Я сижу длинный, как баскетболист, сложив руки на груди. Все от смеха начинают просто хрюкать.

- Что это такое? - чуть ли не кричит Нина Петровна.

- Я вырос, - отвечаю я с серьезной миной, - вы меня покритиковали за то, что я не расту. И вот я отреагировал на вашу критику!»

Вопросы и задания:

1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, описанных в художественной литературе. Выберите лучший вариант.

2. В чем заключается острота ситуации или конфликта?

Ситуация 3

Процесс познания и образования всегда опосредован менталитетом того региона и поселения, в которых расположена школа и где проживает семья учащегося. В значительной мере им опосредован и сам процесс общения учителя и учащихся как самостоятельных субъектов культуры. Полноправность и несмешанность сознания учителя и ученика определяется не только несоответствием их жизненного опыта, но и другими способами формирования их ценностных ориентаций. Мировоззрение учителя формируется на основе усвоения соответствующих основ наук, ценностей мировой и национальной культуры в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе. Ценностные ориентации школьников складываются в результате отражения мировоззрения родителей, воспитателей детских садов, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной местности, города, селения (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. - Минск, 2002. - С. 232).

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с мнением, что на формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние менталитет той местности, в которой она проживает?

2. Приходилось ли вам в период обучения сталкиваться с несоответствием жизненного опыта, с другими ценностными ориентациями своих педагогов?

3. Что и (или) кто оказали влияние на формирование ваших ценностных ориентаций? Оцените роль социальных педагогов в данном процессе.

 

Вариант 4

Ситуация 1

Изучите основные понятия социальной педагогики:

Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социально-педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной  сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон.

Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.

Социальная поддержка (Общее и свободное значение) - все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни.

Посредничество - одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальное взаимодействие», «Социальная защита», «Социальная поддержка» и др. понятия, дополните их определениями других авторов.

2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

Ситуация 2

- учитель читает рассказ про кошку - дети стали мяукать...

- ученик у доски не знает урока...

- учитель вошел в класс первый раз - все дети гудят...

- дети, несмотря на запреты, курят в туалете - входит учитель…

Вопросы и задания:

1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, Выберите лучший вариант.

2. В чем заключается острота ситуации или конфликта?

Ситуация 3

Проблема ценностных ориентаций современного педагога не утрачивает своей актуальности. Моделируя систему ценностных ориентаций учителя в новых условиях общественной жизни, В. Г.Воронцова представила их следующим образом:

1. Ориентация на социальную активность:

- гражданская смелость, внутренняя свобода;

- осознание проблемы, ситуации, их критическая оценка;

- терпимость к сложности структуры общества;

- готовность к диалогу (способность к компромиссам, терпимость к конфликтам);

- ответственность за общество, детей, за собственную деятельность.

2. Ориентация на профессиональную активность:

- высокий уровень образованности и профессиональной компетентности;

- наличие педагогической концепции (педагогического кредо) как факт культуры личности учителя;

- овладение новыми методическим приемами как путь повышения педагогического мастерства;

- демократический стиль общения с детьми и коллегами;

- способность к самооценке с гуманистических позиций.

3. Ориентация на целостное гуманитарное образование:

- осознание общечеловеческих ценностей личности;

- способность к моделированию гуманистической образовательной среды в педагогический практике;

- приобщение к гуманитарной культуре, освоение гуманитарного знания;

- использование ценностей культуры в реальной деятельности;

- способность к экспертизе собственной деятельности (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. - Тула, 2006. - С. 59 - 60).

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с предложенной В. Г. Воронцовой моделью?

2. Какими ценностными ориентациями вы бы дополнили данную модель?

3. Используя материал задачи, постройте схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.

 

Вариант 5

Ситуация 1

Изучите основные понятия социальной педагогики:

Термин «методика» (от греч. слова methodike - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) - один из самых масштабных в педагогической науке и относится к педагогике по организации учебно-воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих.

Прием - устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие.

Методы могут рассматриваться как определенное сочетание, совокупность различных приемов. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.).

В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «методика», «методы», «прием» и др. понятия, дополните их определениями других авторов.

2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

Ситуация 2

Ситуации для анализа:

- учитель требует от ученика дневник, а он отказывается дать -..

- ученик на уроке нагрубил учителю...

- педагоги и родительский комитет обсуждают поведение и успеваемость ученика...

- учитель сел на стул, а он был измазан учениками...

- дочь директора не выполнила домашнее задание..

Вопросы и задания:

1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций?

2. Выберите лучший вариант.

Ситуация 3

Рассмотрите методы работы социального педагога:

Среди социально-педагогических методов, особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Их цель - сформировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Поощрение направлено на подкрепление положительных  действий и поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение - удовлетворение, наказание - неудовлетворенность и стыд).

Вопросы и задания:

Покажите на примере использование методов поощрения и наказания в деятельности социального педагога.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика