Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
08.01.2018, 11:51 | |
Кейс-задание 1 Кейс - задание выполняется по вариантам. Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии: Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Д) Вариант 2 - для студентов (фамилии с Е до К) Вариант 3 - для студентов (фамилии с Л до Р) Вариант 4 - для студентов (фамилии с С до Ц) Вариант 5 - для студентов (фамилии с Ч до Я)
Вариант 1 Ситуация 1 Изучите основные понятия социальной педагогики: Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции. Социальная организация - общность людей, складывающаяся в систему отношений и деятельности для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия. Государственная поддержка - это система законодательных и социально- экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни. Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальный институт», «Социальная организация», «Социальная защита населения» и др. понятия, дополните их определениями других авторов. 2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий. Ситуация 2 Отрывок из художественного произведения: «В нашем классе учился Валька Швец, генеральский сынок. Он, в общем, был добрый малый, но чем-то выделялся в общей среде. Его кожа имела какой-то редкий в то время цвет: кровь с молоком с изрядной добавкой не сходящего всю зиму южного загара. Он приходил в школу в начищенных ботинках, в синем бостоновом костюме. Учился сносно, но без интереса. К учителям и наукам Швец относился чуть свысока, словно знал еще что-то, чего не знали учителя, что не было написано в учебниках. Как-то на уроке истории, скучая, Швец, выковыривал красивым ножиком пробки из парты, заделанные в дырки от сучков. Тамара Петровна усекла в свое классическое - из времен бестужевских курсов - пенсне это черное Валькино дело. Урок прервала, подошла ближе к Швецу. Он поднял на нее свои невинные, длинными ресницами опушенные глаза, ни капельки не смутился» Вопросы и задания: 1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, описанных в художественной литературе. Выберите лучший вариант. 2. В чем заключается острота ситуации или конфликта? Ситуация 3 Процесс познания и образования всегда опосредован менталитетом того региона и поселения, в которых расположена школа и где проживает семья учащегося. В значительной мере им опосредован и сам процесс общения учителя и учащихся как самостоятельных субъектов культуры. Полноправность и несмешанность сознания учителя и ученика определяется не только несоответствием их жизненного опыта, но и другими способами формирования их ценностных ориентаций. Мировоззрение учителя формируется на основе усвоения соответствующих основ наук, ценностей мировой и национальной культуры в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе. Ценностные ориентации школьников складываются в результате отражения мировоззрения родителей, воспитателей детских садов, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной местности, города, селения (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. - Минск, 2002. - С. 232). Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением, что на формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние менталитет той местности, в которой она проживает? 2. Приходилось ли вам в период обучения сталкиваться с несоответствием жизненного опыта, с другими ценностными ориентациями своих педагогов? 3. Что и (или) кто оказали влияние на формирование ваших ценностных ориентаций? Оцените роль педагогов в данном процессе.
Вариант 2 Ситуация 1 Изучите основные понятия социальной педагогики: Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальная поддержка», «Социальное страхование», «Социальная защита населения» и др. понятия, дополните их определениями других авторов. 2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий. Ситуация 2 Отрывок из художественного произведения: (Г. Горышин «Любовь к литературе»). «В следующий раз, когда в класс вошла Нина Петровна (учительница химии), я тут же достал из сумки большую пробку и, когда начался урок, воткнул ее себе в ухо. Раздался, ясно-понятно, смех. Учительница смотрит на меня, я смотрю на учительницу. Она спрашивает: - Антонов, что у тебя торчит из уха? - Пробка, - отвечаю я. - Зачем она торчит у тебя из уха? - Затем, что про меня говорят, что слова у меня влетают в одно ухо, а в другое вылетают, - отвечаю я вежливо. - Так вот, чтобы, влетая в одно ухо, они не вылетали бы из другого, я и придумал это приспособление». Вопросы и задания: 1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, описанных в художественной литературе. Выберите лучший вариант. 2. В чем заключается острота ситуации или конфликта? Ситуация 3 Стрежневой составляющей процесса формирования человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности является система ценностных ориентаций. Вырабатываемая в процессе жизнедеятельности человека, она локализуется в структуре внутреннего мира как в особой форме, констатируя двуплановость человеческого поведения (оппозиция «как надо и как есть»). Сама система ценностей иерархизирована, и в результате каждый поступок является выражением определенного способа разрешения противоречия мотивов (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. - С. 94). Вопросы и задания: 1. Разработайте педагогическую ситуацию, отражающую «двуплановость» поведения учителя, подчеркивающую расхождения между «как надо и как есть». Оцените ситуацию с позиций собственного опыта ученичества. 2. Часто ли вам приходилось сталкиваться с учителями, у которых декларируемые ценности расходились с реальным поведением?
Вариант 3 Ситуация 1 Изучите основные понятия социальной педагогики: Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления). Забота - это особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. Забота реализуется в форме физического ухода, психологического комфорта и духовного контакта. Отсутствие заботы ведет к асоциальности ребенка. Под социальным развитием понимается активное вхождение ребенка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего окружения. Социальная педагогика, прежде всего, обращается к вопросам проблемной социализации, которая находит наиболее полное выражение в социальном сиротстве. Социальное сиротство - особое явление, характеризующееся физическим и духовным разрывом отношений между родителями и детьми. К социальным сиротам относят детей из семей алкоголиков и наркоманов; детей-беглецов или детей без определенного места жительства; детей, родители которых лишены родительских прав; детей - жертв насилия (физическое, психическое, моральное) и эксплуатации; детей-инвалидов, от которых отказались родители. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальное воспитание», «Социальное сиротство», «Социальное развитие» и др. понятия, дополните их определениями других авторов. 2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий. Ситуация 2 Отрывок из художественного произведения: (В. Медведев «Клоун Иа»). 3) «На третий день приношу из дома длинный черный халат, надеваю его перед уроком на себя. Сажусь в этом халате на плечи толстяка Толи Фокина, что сидит на последней парте, пряча его лицо и плечи под полы халата. Еще до входа учительницы в классе раздается такой взрыв смеха, который отбрасывает ее метра на три от двери в коридор, но вот она заходит, боязливо, правда, но все-таки заходит в класс. Смотрит на парту, где я сижу, - меня нет. Облегченно вздыхает. Проходит к столу. Начинает перекличку. Очередь доходит до меня. Я отвечаю: «Здесь!» Нина Петровна вздрагивает, смотрит в угол, откуда исходит звук моего голоса. Я сижу длинный, как баскетболист, сложив руки на груди. Все от смеха начинают просто хрюкать. - Что это такое? - чуть ли не кричит Нина Петровна. - Я вырос, - отвечаю я с серьезной миной, - вы меня покритиковали за то, что я не расту. И вот я отреагировал на вашу критику!» Вопросы и задания: 1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, описанных в художественной литературе. Выберите лучший вариант. 2. В чем заключается острота ситуации или конфликта? Ситуация 3 Процесс познания и образования всегда опосредован менталитетом того региона и поселения, в которых расположена школа и где проживает семья учащегося. В значительной мере им опосредован и сам процесс общения учителя и учащихся как самостоятельных субъектов культуры. Полноправность и несмешанность сознания учителя и ученика определяется не только несоответствием их жизненного опыта, но и другими способами формирования их ценностных ориентаций. Мировоззрение учителя формируется на основе усвоения соответствующих основ наук, ценностей мировой и национальной культуры в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе. Ценностные ориентации школьников складываются в результате отражения мировоззрения родителей, воспитателей детских садов, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной местности, города, селения (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. - Минск, 2002. - С. 232). Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением, что на формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние менталитет той местности, в которой она проживает? 2. Приходилось ли вам в период обучения сталкиваться с несоответствием жизненного опыта, с другими ценностными ориентациями своих педагогов? 3. Что и (или) кто оказали влияние на формирование ваших ценностных ориентаций? Оцените роль социальных педагогов в данном процессе.
Вариант 4 Ситуация 1 Изучите основные понятия социальной педагогики: Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социально-педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон. Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Социальная поддержка (Общее и свободное значение) - все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни. Посредничество - одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальное взаимодействие», «Социальная защита», «Социальная поддержка» и др. понятия, дополните их определениями других авторов. 2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий. Ситуация 2 - учитель читает рассказ про кошку - дети стали мяукать... - ученик у доски не знает урока... - учитель вошел в класс первый раз - все дети гудят... - дети, несмотря на запреты, курят в туалете - входит учитель… Вопросы и задания: 1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, Выберите лучший вариант. 2. В чем заключается острота ситуации или конфликта? Ситуация 3 Проблема ценностных ориентаций современного педагога не утрачивает своей актуальности. Моделируя систему ценностных ориентаций учителя в новых условиях общественной жизни, В. Г.Воронцова представила их следующим образом: 1. Ориентация на социальную активность: - гражданская смелость, внутренняя свобода; - осознание проблемы, ситуации, их критическая оценка; - терпимость к сложности структуры общества; - готовность к диалогу (способность к компромиссам, терпимость к конфликтам); - ответственность за общество, детей, за собственную деятельность. 2. Ориентация на профессиональную активность: - высокий уровень образованности и профессиональной компетентности; - наличие педагогической концепции (педагогического кредо) как факт культуры личности учителя; - овладение новыми методическим приемами как путь повышения педагогического мастерства; - демократический стиль общения с детьми и коллегами; - способность к самооценке с гуманистических позиций. 3. Ориентация на целостное гуманитарное образование: - осознание общечеловеческих ценностей личности; - способность к моделированию гуманистической образовательной среды в педагогический практике; - приобщение к гуманитарной культуре, освоение гуманитарного знания; - использование ценностей культуры в реальной деятельности; - способность к экспертизе собственной деятельности (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. - Тула, 2006. - С. 59 - 60). Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с предложенной В. Г. Воронцовой моделью? 2. Какими ценностными ориентациями вы бы дополнили данную модель? 3. Используя материал задачи, постройте схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.
Вариант 5 Ситуация 1 Изучите основные понятия социальной педагогики: Термин «методика» (от греч. слова methodike - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) - один из самых масштабных в педагогической науке и относится к педагогике по организации учебно-воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих. Прием - устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Методы могут рассматриваться как определенное сочетание, совокупность различных приемов. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «методика», «методы», «прием» и др. понятия, дополните их определениями других авторов. 2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий. Ситуация 2 Ситуации для анализа: - учитель требует от ученика дневник, а он отказывается дать -.. - ученик на уроке нагрубил учителю... - педагоги и родительский комитет обсуждают поведение и успеваемость ученика... - учитель сел на стул, а он был измазан учениками... - дочь директора не выполнила домашнее задание.. Вопросы и задания: 1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций? 2. Выберите лучший вариант. Ситуация 3 Рассмотрите методы работы социального педагога: Среди социально-педагогических методов, особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Их цель - сформировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Поощрение направлено на подкрепление положительных действий и поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение - удовлетворение, наказание - неудовлетворенность и стыд). Вопросы и задания: Покажите на примере использование методов поощрения и наказания в деятельности социального педагога. | |