НГУЭУ, социология (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
10.11.2016, 11:36

Структура контрольной работы

Внутренним стандартом университета установлена следующая структура контрольной работы дисциплины «Социология», которая должна быть соблюдена студентом при написании контрольной работы:

1. Ситуационная (практическая) часть:

1.1. Текст ситуационной (практической) задачи  № 1.

1.2. Ответ на задачу  № 1.

1.3. Текст ситуационной (практической) задачи  № 2.

1.4. Ответ на практическую задачу № 2.

2. Тестовая часть:

2.1. Содержание 10 (десяти) тестовых заданий варианта (тексты вопросов) и ответ на каждое их заданий.

3. Библиографический список.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант №1

1. Ситуационная (практическая) часть.

1.1. Ситуационная задача №1.

Генеральная совокупность составляет 1300 респондентов. Какой способ опроса необходимо использовать, чтобы получить репрезентативные  результаты. Ответ аргументируйте.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

Выделяют несколько типов обществ: аграрное, индустриальное, постиндустриальное. К какому из них относится Россия на современном этапе? Может ли она относиться сразу к нескольким типам? Ответ аргументируйте, используя социологическую литературу.

 

2. Тестовая часть.

1. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

1) макросоциология;

2) микросоциология.

Определения:

А) уровень социологического анализа, ориентированный на изучение непосредственного взаимодействия между людьми в повседневных изменчивых социальных обстоятельствах;

Б) уровень социологического анализа, ориентированный на изучение устойчивых социальных структур и длительных временных процессов.

Ответ: 1) соответствует       , 2) соответствует         .

 

2. Обращаясь к предыстории социологии, определите, являются ли корректными следующие высказывания:

А) В античности понятия “общество” и “государство” не различались и употреблялись в качестве синонимов.

Б) Только в Новое время социология возникает как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты и научные методы.

В) Аристотель считал, что частная собственность развращает людей.

Г) По мнению Аристотеля, общество процветает тогда, когда средний класс многочисленнее других.

Ответ: А -        , Б -       , В-        , Г -         

(Указываете - “ДА”, если суждение верно, “НЕТ”, если суждение неверно).

 

3. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных: Кто ввел в социологию понятие “идеальный тип”?

А) К.Маркс.

Б) Р.Мертон.

В) М.Вебер.

Г) Ф. Теннис.

 

4. Как в теории социального действия Т.Парсонса называется процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды?

А) идентификация

Б) социальное научение

В) имитация

Г) социализация.

 

5. Какое из определений гражданского общества наиболее точно отражает его специфику?

А) Общество граждан одного государства.

Б) Экономический базис государства.

В) Часть общества, наиболее активно участвующая в политическое  жизни.

Г) Неополитическая сфера, образуемая совокупностью добровольных ассоциаций, через которые реализуются социальные, экономические, духовные интересы индивидов независимо от государства.

 

6. Личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих норм и традиций, называются:

А) девианты;

Б) диссиденты;

В) маргиналы;

Г) люмпены.

 

7. Чем обусловлена необходимость социализации:

А) биологической конституцией человека;

Б) социальными причинами;

В) ни тем, ни другим;

Г) и биологическими, и социальными причинами.

 

8. Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются:

А) профессиями;

Б) ролями;

В) нравами;

Г) нормами.

 

9. Что из следующего не является элементом культуры:

А) природная среда;

Б) язык;

В) ценности;

Г) нормы.

 

10. Назовите верные суждения среди перечисленных:

А) в настоящее время большинство социологов дает биологическое объяснение девиации;

Б) ритуализм предполагает отрицание целей общества, но признание законных средств их достижения;

В) инновация предполагает признание целей общества, но отрицание законных средств их достижения;

Г) использование шпаргалки на экзамене является делинквентным поведением.

Ответ: А -        , Б -       , В-        , Г -          

(Указываете - “ДА”, если суждение верно, “НЕТ”, если суждение неверно).

 

Вариант №2

1. Ситуационная (практическая) часть

1.1. Ситуационная задача №1.

В России за последние 10 лет произошли существенные изменения в  экономике, политике, социальной жизни. Оцените эти изменения, опираясь на то, что российское общество представляет собой целостную систему. Иными словами, за основу возьмите тему «Общество как система».

 

1.2. Ситуационная задача №2.

У такого социального института, как образование, имеются явные и латентные функции. Проанализируйте обе группы функций. Укажите, какие дисфункции имеют место в этом социальном институте в связи с введением ЕГЭ (единого государственного экзамена) в средней школе. Ответ обоснуйте, опираясь на данные социологических исследований, опубликованных в различных источниках, в том числе в журнале «Социологические исследования».

 

2. Тестовая часть.

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Что является предметом социологии:

А) Общество.

Б) Социальная обусловленность явлений.

В) Человек.

Г) Социальные группы.

 

2. Кто является автором концепции социологического воображения:

А) Жан Бодрийяр.

Б) Чарльз Райт Миллс.

В) Эмиль Дюркгейм.

Г) Питирим Сорокин.

 

3. Какое из приведенных ниже утверждений о ценностях неверно:

А) конфликты между ценностями способствуют социальным изменениям;

Б) ценности меняются по мере изменения социальных обстоятельств;

В) все ценности группы или общества должны быть согласованы между собой;

Г) в ценностях находят отражение простые повседневные действия, например, посещение магазинов или детские игры.

 

4.  К какому типу парадигм относится феноменологическая социология:

А) макросоциологическим;

Б) микросоциологическим;

В) интегративным.

 

5. Что означает понятие “выборка” в социологии?

А) Выбор части генеральной совокупности, подвергаемой опросу.

Б) Выбор социологом исследуемой проблемы.

В) Выбор целей и задач социологического исследования.

Г) Выбор метода социологического исследования.

 

6. Что означает понятие “социальный контроль” в социологии?

А) Надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства.

Б) Подавление инакомыслия в обществе.

В) Механизм саморегуляции в социальных системах.

Г) Всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации.

 

7. Установите соответствие между названиями социальных групп и их характеристиками:

Типы групп:

1) формальная группа;

2) референтная группа;

3) малая группа; Характеристики группы:

А) малочисленная группа индивидов, которые объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении;

Б) социальная группа, члены которой занимают определенное положение и выполняют строго определенные функции в соответствии с официальными правилами организации и социальными институтами;

В) группа, которая является образцом, эталоном для личности или иных социальных групп;

Ответ: 1) соответствует       ,  2) соответствует         , 3) соответствует                      

 

8. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Какой социальный институт является наиболее важным для первичной социализации:

А) школа;

Б) армия;

В) семья;

Г) сверстники.

 

9. Последовательность действий, придающих определенную эмоциональную окраску наиболее значимым событиям в жизни человека – это:

А) норма;

Б) ритуал;

В) традиция;

Г) обычай;

 

10. Какая из данных тенденций относится к глобализации?

А) Развитие национальных государств.

Б) Развитие массовой культуры.

В) Расширение промышленного производства.

Г) Развитие транснациональных корпораций.

 

Вариант №3

1. Ситуационная (практическая) часть

1.1. Ситуационная задача №1.

На уровне здравого смысла мы делим факты на: а) биологические (сон, еда, дыхание), б) психологические (любовь, наслаждение, ненависть), в) социологические. Приведите 5 примеров социологических фактов. Ответ аргументируйте, используя социологические теории.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

В макросоциологии существует теория конфликта. Проанализируйте, почему теория конфликта не объясняет, каким образом общество сохраняет свою целосность и функционирует, несмотря на постоянные изменения. Ответ аргументируйте.

 

2. Тестовая часть.

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Кому из социологов принадлежит идея, что предмет социологии составляют социальные факты:

А) П. А. Сорокину.

Б) М. Веберу.

В) К. Марксу.

Г) Э. Дюркгейму.

 

2. Отношения какого типа образуют, согласно теории К. Маркса, “базис” общества:

А) политические

Б) производственные

В) правовые

Г) классовые

 

3. Кто развивал концепцию “понимающей социологии”:

А) М.Вебер.

Б) Э.Дюркгейм

В) К. Маркс.

Г) Г.Спенсер.

 

4. Социолог изучает роль образования и религии в интеграции общества. К какой парадигме относится его теория:

А) конфликтной;

Б) структурному функционализму;

В) символическому интеракционизму;

Г) феноменологии?

 

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

1)  социализация,

2) ресоциализация,

3) роль,

4) статус.

Определения:

А) процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения;

Б) позиция индивида или группы в рамках социальной структуры;

В) процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества;

Г) ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, соответствующее определенному статусу.

 

6. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Какое из нижеприведенных положений соответствует теории зеркального “Я”:

А)  “Я” – это мои представления о себе;

Б)  “Я” – это совокупность представлений о других;

В)   “Я”- это совокупность представлений о собственном    образе в глазах других;

Г)  “Я” -  это зеркало для других?

 

7. Какие вопросы в анкете для проведения социологического вопроса называются “закрытыми”:

А) вопросы, на которые респондент уже дал ответы;

Б) вопросы, ответы на которые нужно выбрать из фиксированных наборов вариантов;

В) вопросы, ответы на которые даются анонимно;

Г) вопросы, которые не содержат каких-либо вариантов ответа?

 

8. В каком обществе сословная система социальной стратификации уступает место классовой:

А) индустриальном;

Б) постиндустриальном;

В) доиндустриальном;

Г) информационном ?

 

9. Какой из перечисленных статусов НЕ относится к аскриптивному:

А) русский;

Б) мужчина;

В) сын академика;

Г) студент?

 

10. В каком обществе главную роль в формировании социальных норм играют семья и религия:

А) первобытном;

Б) традиционном:

В) модернистском:

Г) постмодернистском?

 

Вариант № 4

1. Ситуационная (практическая) часть.

1.1. Ситуационная задача №1.

В социологии переменные подразделяются на два вида: независимые и зависимые переменные. Независимые – это те, на изменение которых никто и ничто не влияет; зависимые переменные – это те, на изменение которых влияют другие переменные. Оцените, какие из приведенных ниже являются зависимыми, а какие – независимыми? Переменные: принадлежность к социальному классу, доход, возраст, пол, здоровье, посещение лекции, национальность.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

Ученые установили, что с увеличением дохода семьи увеличиваются размеры жилья. Укажите, что также увеличивается. Ответ аргументируйте, приведите данные социологических исследований, опубликованных в научных журналах, в журнале «Социологические исследования».

 

2. Тестовая часть.

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина:

А) в первой половине XX в.;

Б) в первой трети XIX в.;

В) в последней трети XIX в.;

Г) в эпоху Просвещения?

 

2. Установите соответствие:

Кому из социологов:

1) М.Веберу,

2) Э. Дюркгейму,

3) Т.Парсонсу принадлежат следующие определения общества?

А) Общество – это надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях.

Б) Общество  –  это  взаимодействие  людей,  являющееся  продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий.

В) Общество – это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

Ответ: 1) соответствует       , 2) соответствует         , 3) соответствует        .

 

3. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Средний класс в современном западном обществе составляет:

А) 10%.

Б) 60%.

В) 30%.

Г) 100%.

 

4. Что НЕ относится к формальному социальному контролю:

А) насмешки;

Б) суд;

В) места заключения;

Г)  психиатрические больницы.

 

5. Какое из нижеперечисленных положений НЕ соответствует теории конфликта:

А) все процессы в обществе связаны с экономическими;

Б) в обществе не должно быть борьбы, она отклонение от нормы;

В) для общества характернее движение и развитие, чем стабильность  и эволюционность;

Г) развитие общества происходит в процессе преодоления противоречий.

 

6. Какой метод социологического исследования используется, если изучается мнение людей по поводу чего-либо:

А) эксперимент;

Б) изучение документов;

В) контент-анализ;

Г) опрос.

 

7. В похоронной процессии кто-то вдруг разражается веселым смехом. Этому человеку делают замечание, потому что он нарушил:

А) традицию;

Б) норму;

В) закон;

Г) ценность.

 

8. Как в социологии определяется понятие “прогресс”:

А) улучшение жизни людей в результате роста ВВП.

Б) совершенствование техники

В) развитие общества в направлении более совершенного устройства.

Г) любые изменения, происходящие в обществе.

 

9.  В предложении пропущено слово. Впишите его, чтобы высказывание стало истинным:

“Неодинаковый доступ к ресурсам в соответствии с социальным статусом характеризует социальное        ”.

 

10. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Изменение социального статуса в системе социальной стратификации называется:

А) социализацией;

Б) социальным контролем;

В) социальной мобильностью;

Г) социальной депривацией.

 

Вариант № 5

1. Ситуационная (практическая) часть.

1.1. Ситуационная задача №1.

В России в 80-90-е годы массовое распространение получили военно- патриотические клубы. Молодые мужчины восстанавливали одежду, воинское искусство, традиции, обычаи и образ жизни своих далеких  предков.  Кроме того, произошло возрождение казачества, которое в прежние времена  охраняло рубежи родины. Сегодня казаки стремятся выполнять те же функции. В этих направлениях соединились и патриотизм, и демонстративное поведение, и стремление разнообразить свою жизнь. Дайте социологический анализ этому явлению.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

В результате исследования, проведенного Национальным центром по контролю за заболеваниями в Атланте (штат Джорджия, США) установлено, что афроамериканцы в возрасте от 35 до 54 лет умирают в 2,5 раза чаще, чем белые американцы в той же возрастной группе. Менее состоятельным людям, к которым чаще относятся афроамериканцы, затруднен доступ к медицинским услугам. Социологические исследования в России также выявили неодинаковую степень доступности получения медицинской помощи. Каким группам российского населения затруднен доступ к получению медицинской помощи? Влияет ли национальность на уровень жизни и доступ к медицинским услугам в России?

 

2. Тестовая часть.

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Что такое парадигма в науке:

А) господствующая в научном сообществе теория;

Б) принятый в научном сообществе способ постановки и решения исследовательских проблем;

В) универсальная теория;

Г) система представлений об исходных принципах и способах социологического исследования.

 

2. Назовите автора работы “Протестантская этика и дух капитализма”

А) О.Конт;

Б) М.Вебер;

В) Г. Зиммель;

Г) Ю. Хабермас.

 

3. Интегрированный показатель положения личности в обществе, в системе общественных связей и отношений – это:

А) социальный престиж;

Б) социальный статус;

В) ранг;

Г) социальная роль.

 

4. Что из перечисленного НЕ относится к функциям образования как социального института:

А) Формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, идеалов, господствующих в данном обществе.

Б) Воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти.

В).Социальное и культурное изменение.

Г).Укрепление социального неравенства.

 

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

1)  неравенство;

2) стратификация;

3) класс?

Определения:

А. Социальная группа, имеющие неодинаковый по сравнению с другими доступ к богатству, власти и неодинаковый статус.

Б. Различие в доступе к важнейшим социальным благам.

В. Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.

Ответ: 1) соответствует       ,  2) соответствует         , 3) соответствует              

 

6. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Кто из социологов является автором работы “ Курс позитивной философии”:

А) К.Маркс;

Б) М.Вебер;

В) Э.Дюркгейм;

Г) О.Конт.

 

7. Американский социолог, указавший на функции (адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание образца) и соответствующие им подсистемы общества – экономическую, политическую, социальную и культурную:

А) Э.Дюркгейм;

Б). Т. Парсонс;

В)  Р.Парк;

Г) Дж. Ритцер.

 

8. К методам сбора первичной социологической информации НЕ относится:

А) наблюдение;

Б) опрос;

В) анализ документов;

Г) слухи.

 

9. Что из перечисленного НЕ относится к классификации социальных групп:

А) формальные и неформальные;

Б) первичные и вторичные;

В) естественные и лабораторные;

Г) традиционные и современные.

 

10. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия:

1) традиционное общество;

2) современное общество;

3) постиндустриальное общество.

Определения:

А) Общество, характерными чертами которого являются готовность к изменению, развитию; социальная мобильность; рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивидов, рационализм и индивидуализм.

Б) Общество, характерными чертами которого являются высокая структурная  устойчивость, доминирующий аскриптивный статус  индивидов и групп, регламентация социального поведения предписаниями и запретами.

В) Общество, характеризующееся господством информационных технологий, основанных на переработке научных данных.

Ответ: 1) соответствует        ,  2) соответствует         , 3) соответствует   

 

Вариант № 6

1. Ситуационная (практическая) часть.

1.1. Ситуационная задача №1.

Зарубежные специалисты считают, что общество становится открытым только  в периоды бурной индустриализации и революции. Обоснуйте эту  точку зрения.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Можно предположить, что за чертой бедности окажется больше людей. Однако в богатых странах выше, чем в бедных странах, и уровень жизни населения. Проанализируйте, в каких странах больше бедных людей – в богатых или бедных. Ответ обоснуйте.

 

2. Тестовая часть.

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

А) В эпоху Возрождения.

Б) В первой трети 19 века.

В) В последней трети 19 века.

Г) В первой половине 20 века.

 

2. Наиболее активно социология формировалась в рамках:

А) истории;

Б) антропологии;

В) культурологи;

Г) философии.

 

3. Кто из российских социологов предложил следующее определение социологии: “ Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия” ?

А) М.М. Ковалевский;

Б) В.А. Ядов;

В) П.А. Сорокин;

Г) Е.В. де Роберти.

 

4. Кто из социологов считал, что социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше?

А) Н.Я. Данилевский;

Б) О. Шпенглер;

В) Г. Спенсер;

Г) А. Тойнби.

 

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

1) социальная система,

2) социальное действие,

3) социальный институт.

Определения:

А) Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и “ожидание” другого человека.

Б) Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое.

В) Устойчивая стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо фундаментальной потребности.

Ответ: 1) соответствует       ,  2) соответствует         , 3) соответствует       .

 

6. Назовите, к какому статусу:

1) аскриптивному (предписанному);

2) достигаемому  относятся следующие позиции:

А) олимпийский чемпион;  Д) инженер;

Б) студент;  Е) женщина;

В) дочь кинозвезды;  Ж) миллиардер;

Г) безработный;  З) сын акадкмика.

Ответ:  А ) соответствует        , Б) соответствует        , В соответствует              и Т.Д.

 

7. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Термины “я - сам” и “я – меня ” предложил:

А) Дж. Г. Мид;

Б) З. Фрейд;

В) Ч. Кули;

Г) Ж. Пиаже.

 

8. Кто из перечисленных авторов подчеркивает, что классовая борьба выступает источником социального развития?

А) Р.Дарендорф;

Б) М.Вебер;

В) К.Маркс;

Г) Г.Спенсер;

 

9. Индекс социальной позиции (социально-экономической) включает:

А) этническую принадлежность;

Б) вероисповедание;

В) уровень дохода;

Г) политические убеждения.

 

10. Какая стратификационная система является наиболее открытой?

А) Кастовая

Б) Сословная.

В) Классовая.

Г) Рабство.

 

Вариант № 7

1. Ситуационная (практическая) часть.

1.1. Ситуационная задача №1.

В древнем Риме вначале все рабы ходили бритыми, а их хозяева – бородатыми. Но сицилийские цирюльники произвели техническую революцию. Бритье стало приятным занятием. Ситуация резко изменилась: хозяева стали бриться, а рабы носить бороды. Дайте социологический анализ произошедшим переменам.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

Ниже перечислены действия и артефакты: домашнее задание, медицинская справка, паспорт, проездной билет, заседание правительства, телефон, часы, компьютер, телевизор, ценники на товары. Оцените, что из перечисленного выступает средством социального контроля?

 

2. Тестовая часть

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Кто определял естественное состояние человеческого общества как “войну всех против всех”:

А) Т.Гоббс;

Б) Дж. Локк;

В) Н. Макиавелли;

Г) Платон?

 

2. Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э.Дюркгейма:

А) структурно-функциональный анализ;

Б) конфликтная социология;

В) герменевтическая социология;

Г) леворадикальная социология?

 

3. Какое из суждений НЕВЕРНО с позиции теории социального действия М. Вебера:

А) осмысленность действия, ориентация на других – обязательное условие социального действия;

Б) традиционное действие является абсолютно рациональным;

В) действие, осуществляемое во имя веры в какие-либо идеалы, является ценностнорациональным;

Г) когда индивид четко понимает свою цель и средства ее достижения,  его действие носит целерациональный характер.

 

4. Понятие, предназначенное для обозначения последствий любого социального института, которое способствует целостности и сохранению равновесия общества:

А) функция;

Б) дисфункция;

В) девиация;

Г) имитация?

 

5. В чем заключается сущность контент-анализа как метода сбора социологической информации:

А) в подсчете того, как в некотором информационном массиве представлены интересующие исследователя смысловые единицы;

Б) отражает степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению;

В) распространение и накопление информации о результатах исследования;

Г) в исследовании тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени.

 

6. Какое из приведенных ниже положений можно рассматривать как ценность:

А) автомобилистам не следует нарушать правила дорожного движения;

Б) пешеходы должны быть внимательны при переходе улицы;

В) студенты не должны писать на партах в учебном помещении;

Г) социальная жизнь – это сотрудничество?

 

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия:

1) социальная структура;

2) социальная система;

3) латентные функции;

4) институционализация.

Определения:

А) процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями;

Б) система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами;

В) определенный способ связи взаимодействующих индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих  определенные социальные функции;

Г) непредусмотренные и потому неизвестные функции.

 

8. Установить соответствие, каким из нижеперечисленных теорий соответствуют модели, которые лежат в основании этих теорий:

Модели:

1) модель линейного времени;

2) модель циклического времени.

Теории:

А) Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

Б) Концепция исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.

В) Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

Г)  Закон “ трех стадий” О. Конта.

Ответ  :  А  соответствует        ,  Б  соответствует    ,  В  соответствует        ,  Г соответствует            .

 

9. Вставьте слово, которое, по Вашему мнению, является правильным ответом.

“Интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его интеграции в систему общественных отношений – это          ”.

 

10.Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Стремление различных конфессий к сотрудничеству и взаимопониманию называется:

А) секуляризацией;

Б)  экуменизмом;

В) деноминацией;

Г) либерализацией?

 

Вариант № 8

1. Ситуационная (практическая) часть

1.1. Ситуационная задача №1.

В Японии и Латинской Америке деловые люди легче идут на контакт с седовласыми. В США, напротив, предпочтение отдается молодым. Каким образом обстоят дела в России? Как можно объяснить поведение в Японии, США? Ответ аргументируйте.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

Характеризуя поэта Андрея Белого, философ Н.Бердяев писал: «У этой очень яркой индивидуальности твердое ядро личности было утеряно… Это, между прочим, выражалось в страшной неверности, в его склонности к предательству» (Н.Бердяев. Самопознание. – М., 1991. – С.175). Что подразумевал Н.Бердяев, говоря о личности, и об индивидуальности? Ответ обоснуйте.

 

2. Тестовая часть

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Когда произошло зарождение социологии как науки?

А) В XVIII столетии

Б) В эпоху позднего Средневековья

В) В 30-х годах XIX века.

Г) В период античности.

 

2. Назовите раздел социологии, который изучает совокупность процессов функционирования, изменения  и развития общества и его социальных структур:

А) социальная дивергенция;

Б) социальная динамика;

В) макросоциология;

Г) социальная статика.

 

3. Э.Дюркгейм сформулировал понятие аномии. Какой, по-Вашему мнению, тип общества соответствует этому понятию?

А) Общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей;

Б) Традиционное общество;

В) Индустриальное общество;

Г) Общество с тоталитарным строем.

 

4. Когда действия людей принимают характер социальных (по М.Веберу)?

А) когда они носят индивидуальный характер;

Б) в любом случае человеческие действия носят социальный характер;

В) когда они носят осознанный характер и воздействуют прямо или опосредованно на других людей;

Г) когда их действия оказывают большое влияние на развитие общества.

 

5. М.Вебер выделил три основных компонента неравенства. Что из перечисленного является лишним?

А) Власть.

Б) Богатство.

В) Престиж.

Г) Репутация.

 

6. Назовите немецкого социолога – создателя современной теории социальных систем, который рассматривает специфику общества на основе понятия “ коммуникация” ?

А) Н.Луман.

Б) Ю. Хабермас.

В) Г. Зиммель.

Г) К. Мангейм.

 

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

А) социализация;

Б) институционализация;

В) социальная организация.

Определения:

1. Процесс образования социального института.

2. Система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами.

3. Способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Ответ: А соответствует, Б соответствует, В соответствует         .

 

8. Найдите соответствие между основными принципами (характеристиками) “идеального типа” бюрократии и их описанием:

Принципы:

А) специализация;

Б) иерархия;

В) должность;

Г) безличность;

Д) компетентность.

Описание принципов:

1) Работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях дается письменный отчет.

2) Каждому подразделению вменяются определенные обязанности и ответственность.

3) Основной вид деятельности, дающий жалованье и перспективу регулярного повышения по службе.

4) Отбор чиновников на основе способностей, получение необходимой подготовки.

5) Каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству.

Ответ: А) соответствует     , Б) соответствует     , В) соответствует            И Т.Д.

 

9. Найдите наиболее корректный вариант ответа из четырех предложенных. Увеличение доли среднего класса в обществе способствует:

А) росту численности работающих;

Б) повышению квалификации работников;

В) устойчивости и стабильности общества;

Г) повышению рождаемости.

 

10. Выберите правильное суждение о традиционном обществе:

А) Оно может быть также названо открытым обществом.

Б) Его основу составляет наследственная власть, правление старейшин.

В) Для него характерна секуляризация религии.

Г) В нем наблюдается доминирование в мировоззрении рационализма и индивидуализма.

 

Вариант № 9

1. Сит уационная (практ ическая) част ь.

1.1. Ситуационная задача №1.

В 90-е годы ХХ века многие россияне начали скупать акции, часто рискуя последними сбережениями. Никто не проверял ни документов акционерных обществ, ни отчетности. Со временем многие из них закрылись, а руководство скрылось, захватив деньги вкладчиков. Оцените поведение вкладывающих деньги россиян, а также поведение руководства.

 

1.2. Ситуационная задача №2.

Основываясь на теории М.Вебера, объясните, почему в советские времена часть людей вступала в ряды комсомола и оставалась долгое время, даже если им это не нравилось.

 

2. Тестовая часть

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

В чем состояли методологические особенности социологии как науки в период ее становления?

А) В применении методологии логики к изучению общества.

Б) В применении вненаучных методов к изучению общества.

В) В применении методологии точных и естественных наук.

Г) В применении специфической социологической методологии.

 

2. В XX в. центр мировой социологической мысли переместился:

А) в Россию;

Б) в США;

В) в Германию;

Г) в Польшу?

 

3. Социальное неравенство – это:

А) случайное явление;

Б) непременный атрибут любого общества;

В) исторически приходящее явление;

Г) вероятностное явление?

 

4. Наличие социального контроля в обществе предполагает :

А) принуждение людей к правовому поведению;

Б) социальный порядок и нормативное поведение людей;

В) осуждение негативного поведения;

Г) воспитание людей.

 

5. Что характерно для взрослого человека по сравнению с ребенком:

А) большее количество статусов и меньшее количество ролей;

Б) меньшее количество статусов и большее количество ролей;

В) большее количество и статусов, и ролей;

Г) взрослые и дети имеют одинаковое количество и статусов, и ролей?

 

6. Если в ходе социологического исследования осуществляется поиск исследовательских проблем, то такое исследование называется:

А) пилотажное;

Б) описательное;

В) разведывательное;

Г) экспериментальное.

 

7. Установите соответствие, кто из социологов является автором теорий:

Социолог:         Теория:

А) О.Конт          1) Концепция идеальных типов;

Б) К. Маркс       2) Концепция общественно- экономических формаций;

В) М.Вебер       3)   Закон трех стадий интеллектуального развития общества

Г) П.Сорокин    4) Теория социальной мобильности

 

8. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности – это:

А) паника;

Б) погром;

В) массовая истерия;

Г) демонстрация.

 

9. Повышение работника организации в должности является примером:

А) нисходящей мобильности;

Б) горизонтальной мобильности;

В) структурной мобильности;

Г) восходящей мобильности?

 

10. Чиновник, занимающий высокий государственный пост, но отказывающийся от служебной машины, демонстрирует :

А) высокую идентификацию с социальным статусом;

Б) дистанцирование от роли;

В) низкую идентификацию с социальным статусом;

Г) сокращение межстатусной дистанции?

 

Вариант № 10

1. Ситуационная (практическая) часть.

1.1. Ситуационная задача №1.

Известно, что появившиеся в конце 60-х годов «хиппи» были радикально настроены по отношению к существующему строю и пассивно выступали против ценностей буржуазного общества. Однако через 20 лет они  превратились в умеренных и законопослушных граждан: врачей, учителей, биржевых маклеров. Объясните произошедшие перемены с социологической точки зрения. Дайте развернутый ответ с привлечением литературы.

 

1.2.  Ситуационная задача №2.

Научный прогресс – составная часть глобального прогресса общества. Есть две  точки  зрения,  как  происходит  прогресс:

1. Наука движется вперед пропорционально сумме накопленных знаний.

2. Наука то продвигается, то стоит на месте, то отступает, так как часто теряет или пересматривает накопленные знания.

Обоснуйте, какая точка зрения верна. Ответ аргументируйте.

 

2. Тестовая часть.

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Кто из социологов является автором теории структурации?

А) Н.Луман

Б) Т.Парсонс

В) Ю.Хабермас

Г) Э.Гидденс

 

2. Какая теоретическая модель представляет общество как систему?

А) Феноменологическая.

Б) Маркситская.

В) Интеракционистская.

Г) Все, указанные выше.

 

3. Какую функцию выполняют в современном обществе институт выборов?

А) селекция политической элиты;

Б) оптимизация управления;

В) легитимация власти;

Г) осуществление власти.

 

4. Какое из перечисленных социальных движений относится к традиционному по своим целям и задачам?

А) Рабочее.

Б) Феминистское.

В) Молодежное.

Г) Экологическое.

 

5. Установите соответствие между названиями работ и их авторами:

Авторы:                             Названия работ:

А) П.А. Сорокин         1)О разделении общественного труда.

Метод социологии.

Б) О.Шпенглер          2) Социальная и культурная динамика.

В) Н.Я. Данилевский    3) Закат Европы.

Г) Э.Дюркгейм          4) Россия и Европа.

 

6. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Идейное, общественно-политическое течение, рассматривающее Россию как особую цивилизацию, соединяющую западную и восточную культуры:

А) Славянофильство.

Б) Евразийство.

В) Мессианство.

Г) Конвенционализм.

 

7. Установите соответствие, какие из предложенных объяснений неравенства и стратификации принадлежат ученым:

Ученые-авторы:

1) К. Маркс;

2) М. Вебер;

3) Э. Дюркгейм;

4) Р. Дарендорф

Объяснение неравенства и стратификации:

А) Неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют самые способные. Оно – естественный способ выживания общества.

Б) Неравенство является результатом неодинакового положения людей по отношению к собственности на средства производства.

В) Неравенство вызвано не экономическими, а властными отношениями.

Г) Неравенство определяется неодинаковыми возможностями получения доходов, нахождения у власти (принадлежность к какой-либо партии) и статусной позицией.

Ответ:  1)  соответствует       ,  2)  соответствует      ,  3)  соответствует            ,  4) соответствует          .

 

8. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Классификацию девиантных поступков, определение пяти способов адаптации индивида к условиям, существующим в обществе (конформизм, инновация ритуализм и т.д.), установил:

А) Э.Дюркгейм;

Б) Р.Мертон;

В) Ч. Ломброзо;

Г) У.Шелдон.

 

9. Кого можно отнести к маргиналам?

А) Военнослужащих;

Б) Эмигрантов;

В)  Студентов;

Г) Пенсионеров.

 

10. Представители одного этноса, рассеянные по миру, представляют собой:

А) страту;

Б) категорию;

В) социальную группу;

Г) общество.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика