| Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
| 27.11.2025, 20:42 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для написания домашней контрольной работы необходимо выбрать одну из 35 тем, предложенных в пособии, ориентируясь на первую букву своей фамилии. В таблице приведены номера контрольных работ, соответствующие первой букве фамилии. Например, студент Антонов должен выбрать одну из предложенных тем: или 1, или 7, или 15, или 22, или 29, или 35. Таблица для выбора темы контрольной работы.
Объем работы — от 10 до 20 страниц (шрифт — 14, междустрочный интервал — 1,5). Тема 1 Социология как наука 1. Обратитесь к приведенному выше отрывку и ответьте на следующие вопросы. Что общего между наукой социологией и наукой физиологией? Какую классификацию наук предложил О. Конт? Каково место социологии в этой классификации? Какие закономерности открыла наука социология? 2. Что изучает наука социология? Каковы ее объект и предмет? Приведите три примера, иллюстрирующие объект и предмет изучения в социологии. 3. Перечислите функции социологии. Приведите конкретные примеры, раскрывающие эти функции. 4. Назовите основные уровни социологического знания. В чем особенности этих уровней? Приведите примеры, демонстрирующие различия между уровнями. 5. Напишите эссе на тему «Социология в нашей жизни». Тема 2 Классики зарубежной социологии 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. На какие причины возникновения альтруистического суицида указывает автор? Согласны ли вы, что современное российское общество нуждается в большой группе людей, готовых принести себя в жертву ради державы? Обоснуйте свой ответ. 2. Процессы урбанизации в Европе, в том числе Северной Европе, повлияли на развитие социологической науки. Назовите не менее трех причин данного влияния. 3. Ч. Р. Миллс указывал на то, что его современники сидят на грантах и всячески заискивают перед грантодателями. Как вы считаете, должна ли социологическая наука быть независимой от финансирования со стороны кого бы то ни было? Обоснуйте свой ответ. 4. Дайте определение позитивизма и укажите причины его появления. 5. Напишите эссе на тему «Промышленность и социология: повлияла ли промышленность на развитие социологии в XIX в.?». Тема 3 История социологии в России 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Согласно автору, налог для несостоятельных граждан — это негативное явление? В некоторых странах введены прогрессивные шкалы налогообложения доходов. В России работает плоская шкала налогообложения доходов. Согласны ли вы с тем, чтобы в России налог взимался пропорционально состоятельности плательщиков (по принципу «богатые платят больше, а бедные меньше»)? Обоснуйте свой ответ. 2. Почему в Советской России были под запретом ряд наук, включая социологию? Назовите не менее трех причин. 3. Почему в царской России проводилось множество исследований, посвященных проблемам крестьянства? Почему крестьянский вопрос был наиболее острым из всех проблем Российской империи? Приведите примеры. 4. В середине ХХ в. в Советском Союзе наступила «оттепель». Социология переживала возрождение. Подумайте, по каким причинам социологические исследования могли быть полезны советским руководителям в то время. Обоснуйте свой ответ. 5. Напишите эссе на тему «Философский пароход». Тема 4 Социология общества 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Как вы понимаете фразу: «Главным источником развития производства станет знание, а не материальный ресурс»? Дайте пояснение и приведите примеры. Что означает термин «симулятивные потребности»? Приведите примеры. В чем, на ваш взгляд, будет проявляться неравенство способностей и талантов? 2. Как устроено общество? Приведите три теории, раскрывающие его строение. 3. Каковы характеристики современного информационного общества? Как они проявляются в повседневной жизни человека? 4. Кто такие антиглобалисты? Каковы цели их деятельности? 5. Напишите эссе на тему «Как я понимаю глобализацию и ее последствия». Тема 5 Информационное общество. Цифровое общество 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Какие трансформации произошли в России с переходом к информационному обществу? Согласны ли вы с мнением авторов о том, что технические специальности сегодня не столь востребованы абитуриентами? Какие противоречия развития информационного общества в России подразумевают авторы? 2. Найдите пять сообщений в социальных сетях, новостных порталах, официальных страницах и сайтах организаций, в том числе СМИ, которые включают стереотипы, и опишите их. Могут быть выбраны стереотипы: гендерные, профессиональные, возрастные, связанные с предубеждением (например, число 13), образовательные — по одному сообщению с каждым видом стереотипа. Раскройте значение стереотипизации для современного цифрового общества. 3. Назовите основные отличия информационного общества от индустриального. Приведите примеры из нашей истории. 4. Рассмотрите модели информационного общества, предложенные М. Кастельсом и описанные в материалах для студентов по ссылке: https://studref.com/328341/ekonomika/modeli_informatsionnogo_obschestva/. Дайте им характеристику и заполните таблицу. Характеристика моделей информационного общества в разных странах
5. Напишите эссе на тему «Как диджитализация изменила систему образования». Тема 6 1. Прочитайте пример. Можно ли считать перечень глобальных угроз, представленный автором, исчерпывающим? Обусловлены ли глобальные проблемы изменениями в сознании и поведении личности? Можно ли глобально противостоять таким угрозам? 2. Что вы знаете о движении антиглобалистов? Какие идеи и принципы они выдвигают и отстаивают? Согласны ли вы с ними? 3. Как может быть связано будущее социальное развитие с развитием экологического сознания и ростом экологической культуры? 4. Насколько Россия участвует в глобализации? Какие глобальные угрозы наполняются за счет усилий, производимых в России? Как этим угрозам оказывается противодействие? 5. Напишите эссе на тему «Человек, природа, техногенное будущее». Тема 7 Социальный институт: понятие, типология, структура и функции 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Каковы причины возникновения современного узкоспециализированного образования? Поддерживаете ли вы такой подход в системе образования? Согласны ли вы с тем, что в современной России необходимо сделать акцент на техническое образование и ограничить гуманитарное образование? Обоснуйте свой ответ. 2. По каким критериям образование можно отнести к социальному институту? Назовите не менее трех критериев. 3. Высшее образование оказывает крайне противоречивое воздействие на людей, могут быть как положительные влияния, так и отрицательные. Составьте таблицу из 3−4 таких противоречий. 4. Дайте определение онлайн-образования и укажите причины его появления в современном обществе. 5. Напишите эссе на тему «Дистанционное образование: плюсы и минусы». Тема 8 Политическая социология 1.Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Объясните зависимость между социально-демографическими характеристиками индивида и уровнем его политической активности. Почему представители одних социальных групп интересуются политикой, а другие — нет? Можно ли распространить указанные выводы на российское общество? Приведите примеры. 2.Как называется раздел социологии, изучающий комплекс проблем, связанных с поведением населения в избирательных кампаниях? 3.Существует ли связь между высокой явкой на избирательные участки и типом политического режима? Каким термином обозначается уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы? 4.Какие темы представляют интерес для социологов в период избирательной кампании? Какие методы сбора информации они применяют? 5.Напишите эссе на тему «Влияние политических мифов на общественное мнение в период избирательной кампании». Тема 9 Экономическая социология. Социология труда 1. Ознакомьтесь с примером. Согласны ли вы с теорией М. Вебера о влиянии религии и культуры на отношение к труду и материальным ценностям? Обоснуйте свой ответ. 2. Как вы понимаете концепт экономически рационального человека? (В том числе, воспользуйтесь идеями, предложенными в примере.) 3. Посмотрите доклад о денежно-кредитной политике на сайте Центробанка РФ (https://www.cbr.ru/publ/ddcp/). Соотнесите данные с уровнем средней заработной платы в вашем регионе. Сделайте выводы. 4. Соберите информацию об одной из моделей экономической культуры зарубежных стран (ценностная основа, отношение к закону и письменному праву, включенность в общую культуру, основные нормы в повседневности, труде, отношение к деньгам и т. д.) на выбор: ‒ американская экономическая культура; ‒ центральноевропейская экономическая культура; ‒ североевропейская экономическая культура; ‒ восточноевропейская экономическая культура. 5. Напишите эссе на тему «Функции денег в современном обществе». Тема 10 Предприниматели как социальная группа 1. Внимательно прочитайте отрывок из примера. Как вы считаете, насколько успешно идет развитие предпринимательства в России в настоящее время? Согласны ли вы с тем, что для предпринимателей созданы благоприятные условия ведения бизнеса? 2. Какие ограничения для ведения предпринимательской деятельности вы можете назвать? Какие из них могут быть отнесены к социально-экономическим, какие — к социально-психологическим, какие — к социально-культурным? 3. Й. Шумпетер наделял предпринимателей как представителей инновационного типа личности особыми качествами. Назовите их и решите, какие из них возможно сформировать 4. Вернер Зомбарт одним из первых обратил внимание на феномен предпринимательства: «Хозяйственный дух — это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование». Предприниматель — это тот, кто завоевывает, организует и торгует. А как бы вы охарактеризовали предпринимательский дух (предпринимательскую жилку)? Какие качества помимо хозяйственного духа характеризуют предпринимателя? Заполните таблицу. Качества предпринимателя
5. Напишите эссе на тему «Качества предпринимателя: что важно развивать». Тема 11 Образование как социальный институт 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Какие недостатки проводимой реформы в образовании выделяет автор? Согласны ли вы с этим? Какие позитивные черты проводимой в сфере образования реформы вы можете назвать? 2. Какие элементы формируют институт образования? Дайте развернутый ответ. 3. Перечислите уровни образования и назовите виды образовательных учреждений. 4. Дайте характеристику дистанционного образования. Определите плюсы и минусы дистанционного образования. 5. Напишите эссе на тему «Образование как канал социальной мобильности». Тема 12 Религия как социальный институт 1. Прочитайте пример и ответьте на следующие вопросы. С чем связано повышение роли церкви в современном российском обществе? Какие особенности религиозности современных россиян отмечают исследователи? Как вы оцениваете эти особенности? 2. Охарактеризуйте ценности и нормы, регулирующие поведение людей внутри религиозных институтов. 3. Исследователи религиозного поведения отмечают, что если в прошлом приобщение к вере происходило через механизм «наследования веры», то сегодня индивидуальный выбор превратился в решающий фактор религиозной жизни. Поясните данное положение. 4. Охарактеризуйте изменения в отношениях религии с государством в РФ, происшедшие со времени окончания советского периода. 5. Напишите эссе на тему «Позитивные и негативные функции религии в обществе». Тема 13 1. Прочитайте пример. Согласны ли вы с мнением автора о месте российской бюрократии в структуре российского общества? О каких полюсах в структуре общества в контексте бюрократии говорит автор? Действительно ли существует такое положение вещей? Аргументируйте свою позицию. 2. Ответьте на вопросы мини-теста по теории бюрократии М. Вебера. 2.1. Что такое бюрократическая организация по М. Веберу? а.) идеальный тип рациональной организации; б) организация, основанная на мздоимстве; в) нерациональная организация; г) рациональная организация. 2.2. Какой тип господства доминирует в бюрократической организации? а) рациональный; б) легальный; в) ценностный; г) аффективный; д) харизматический; е) традиционный. 2.3. Какие черты бюрократической организации выделяет М. Вебер (можете выбрать несколько подходящих вариантов)? а) максимальное разделение труда; б) рационализация трудовых операций; в) иерархичность структуры; г) деятельность индивидов в организации регулируется системой абстрактных правил; д) линейно-функциональная структура управления; е) руководитель управляет аппаратом в духе формальной безличности; ж) служба в бюрократической организации основывается на соответствии технической квалификации занимаемой должности; з) структура организации максимально устойчива к изменениям; и) руководство основывается на харизматическом лидерстве. 2.4. Дайте определение бюрократии (можете выбрать несколько подходящих вариантов): а) социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе; б) должностные лица, выполняющие свои обязанности формально, в ущерб делу; формалисты, волокитчики; в) одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата; г) «профессиональное заболевание» работников государственного аппарата; д) система управления, осуществляемая аппаратом, состоящим по преимуществу из чиновников, наделенных властью и привилегиями. 3. Постарайтесь объяснить, в чем заключается «железный закон олигархии», предложенный Р. Михельсом. 4. Подготовьте эссе на тему «Чиновник и бюрократ: одно и то же?». Тема 14 Социальная стратификация: понятие и критерии выделения страт 1. Обратитесь к примеру первому и ответьте на следующие вопросы. По каким основаниям можно проводить деление населения на социальные слои? Назовите не менее трех оснований. Обоснуйте свой ответ. 2. По каким критериям население относится к слою бедных? Назовите не менее трех критериев. 3. Есть выражение «лучше быть первым в местечке, чем последним в городе». Объясните его суть, а также обоснуйте ваше отношение к ситуации, когда человек боится терять прежний социальный статус в связи с переездом, миграцией. 4. Дайте определение джентрификации и укажите причины ее появления. 5. Напишите эссе на тему «Богатые и нищие: проблема или выдумка?». Тема 15 Социальная мобильность: сущность, виды, роль в обществе 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Проанализируйте взгляды Питирима Сорокина на социальную мобильность. Что подразумевает такая характеристика общества, как открытость? Чем отличается продвижение наверх в закрытых и открытых обществах? Можно ли занять высокие статусные позиции, первоначально их не имея? 2. Какие специальные эмпирические методы разработаны для измерения мобильности? 3. Какие социальные группы в России за последние десятилетия совершили социальное восхождение? 4. Что означает понятие «дауншифтинг» и как оно связано с социальной мобильностью? 5. Напишите эссе на тему «Что необходимо мне для успешного продвижения наверх?». Тема 16 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. На какие причины появления работающих студентов указывают авторы? Согласны ли вы с тем, что образование как форма услуг в нашей стране воспринимается (в основном) негативно? Обоснуйте свой ответ. 2. В России сокращается численность молодежи, увеличивается численность пожилых (предпенсионеров и пенсионеров). Назовите плюсы и минусы данного социального феномена. 3. Одна чиновница в Свердловской области высказалась о том, что государство ничего не должно молодым. Понятно, что это «ляп» в речи общественного деятеля. Выскажите ваше мнение о возможности полного сворачивания молодежной политики со стороны нашего правительства. К каким негативным и позитивным последствиям это может привести? Обоснуйте ваш ответ. 4. Дайте обоснование тому, почему молодежь чаще других групп попадает под влияние таких негативных девиаций, как наркомания, алкоголизм, правонарушения. 5. Напишите эссе на тему «Студенты: работать и учиться одновременно?». Тема 17 Социальное неравенство и его анализ в социологии 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Какой аргумент сторонников свободной рыночной экономики критикует автор? Как оценивает и какими аргументами подтверждает автор глубину социального неравенства в современном обществе? 2. В классическом варианте теории глобализации «мир-система» утверждалось, что неравенство представляется в терминах разрыва между уровнями доходов в странах ядра глобальной экономики и ее периферии и полупериферии. В одном из социологических исследований выявлено, что 600 самых экономически успешных городов мира концентрируют 22 % мирового населения, а обеспечивают более 50 % мирового ВВП (McKinsey Global Institute, 2011 г.). Какое изменение в формулировке понятий «ядро» и «периферия» можно предложить на основании этих данных, как сегодня изменились пространственные границы социального неравенства? В чем суть нового понимания социального неравенства и теории глобализации? 3. Какие коэффициенты используются для анализа социального неравенства? Какие особенности неравенства характеризует каждый коэффициент? 4. Каково содержание и связь с проблемой социального неравенства понятия депривации? 5. Напишите эссе на тему «Влияние социального неравенства на макроэкономические процессы». Тема 18 Социальная стратификация современного российского общества 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Как оценивает автор уровень неравенства в российском обществе в сравнении с другими странами? Как автор видит связь экономического, политического развития и социального неравенства? 2. Считается, что богатые выполняют в обществе позитивные, прогрессивные функции — их деньги работают в экономике страны, их потребление подталкивает развитие экономики страны, их стандарты жизни выступают образцом для менее обеспеченных. Относится ли это к богатым в России? 3. Что такое «прожиточный минимум» и чем данное понятие отличается от «потребительской корзины»? Каковы они 4. Социологические исследования выявили факт, что если о важности равенства всех граждан перед законом в 1998 г. говорили 54 % россиян, то сегодня — уже 70 %. Из-за чего, по вашему мнению, так изменилась позиция населения? Аргументируйте ответ. 5. Напишите эссе на тему «Моя семья в системе социальной стратификации». Тема 19 Маргинальность как социальное явление 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Можно ли назвать жителей фавел вокруг крупных городов Бразилии маргиналами? Какую роль в экономическом развитии страны они сыграли? 2. Выделяют следующие виды маргинальности: экономическую, политическую, социальную, религиозную. В чем проявляется каждый из этих видов? Конкретизируйте ответ примерами из жизни современного российского общества. 3. Какие из перечисленных социальных слоев можно отнести к маргинальным: богатые; средний класс; мигранты; студенты; жители городов; жители деревень; безработный, у которого нет работы уже два месяца; бедные; самоубийцы; нищие; малые народы Крайнего севера; бездомные? Обоснуйте свой выбор по каждой социальной группе. 4. К каким социальным последствиям приводит наличие в обществе большого количества маргиналов? 5. Напишите эссе на тему «Влияние миграционных процессов на маргинализацию». Тема 20 Средний класс и его роль в социальной структуре современного общества 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Какие функции и какие риски среднего класса выделяют авторы? Приведите примеры. 2. Из каждой пары утверждений выберите ту, которая соответствует взглядам среднего класса: 2.1. а) свобода — то, без чего жизнь теряет смысл; б) главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна; 2.2. а) на интересную работу можно потратить значительную часть жизни; б) главное в работе — это то, сколько за нее платят.Обоснуйте свой выбор. 3. В социологии есть два понятия: средние слои и средний класс. Они тождественны или нет? Аргументируйте свой ответ. 4. Проанализируйте связь между такими социальными слоями, как прекариат и средний класс. 5. Напишите эссе на тему «Я и моя семья — часть среднего класса?». Тема 21 Прекариат как социальная группа 1. Ознакомьтесь с примером. Согласны ли вы с выводами автора относительно особенностей прекариата? Кто в социологии предложил термин «солидарность» для анализа социального развития? Что о солидарности и прекариате говорит автор? 2. Какие характеристики студентов как социальной группы позволяют отнести их к прекариату? А какие противоречия не свидетельствуют в пользу этого? 3. Как социальная политика государства связана с развитием групп прекариата в обществе? 4. Изучите понятие «аутстаффинг». Насколько данный феномен распространен в современном российском обществе? Как вы считаете, что мотивирует людей на подобного рода отношения с работодателем? 5. Подготовьте эссе на тему «Чем опасен прекариат для общества и личности?». Тема 22 Социология личности. Социализация личности 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Какой параметр находится в основе типологии личности Д. Рисмена? Как меняется социальный тип личности при переходе к обществу цифровых технологий? Какие характеристики личности соответствуют традиционному обществу и современному? 2. Какие социальные типологии личности сложились в социологической науке? Кто их авторы? 3. В чем состоит различие психологических и социологических концепций личности? 4. В чем, на ваш взгляд, заключается социальная компетентность личности? 5. Напишите эссе на тему «Социологический автопортрет». Тема 23 Интернет и его роль в жизни общества 1. Прочитайте пример. Выразите свое мнение в отношении влияния социальных сетей на своих пользователей. Согласны ли вы с мнением автора о разных типах социальных сетей и, соответственно, разном влиянии на целевую аудиторию? Обоснуйте свой ответ. Как можно сделать виртуальные сообщества более безопасными с социально-психологической точки зрения? 2. Кажется вполне вероятным, что Интернет вездесущ. Однако и по сей день сохранились общества, в которых его нет, как нет и представления о нем, аттитьюдов и установок, поведения и жаргона, связанного с ним. В то же время в развитых обществах возникает и поддерживается движение за отказ от Интернета. Попробуйте смоделировать будущее общество без Интернета, например, после глобальной катастрофы, связанной с использованием электричества. Возможно ли существование такого мира? Каковы положительные и негативные функции Интернета в современном обществе? 3. Интернет и семейные отношения: опишите, как повлияло распространение глобальной виртуальной сети на социальные роли и социальные взаимодействия внутри семьи. 4. Интернет и образование: опишите, как повлияло появление и распространение Интернета на институт образования. 5. Напишите эссе на тему «Я и Интернет: история отношений». Тема 24 Гендерная социология 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Почему для различных обществ необходимо наличие мужских и женских форм поведения? Что будет, если создать единую форму поведения? Согласны ли вы с тем, что современная система образования в России (во многих случаях) не учитывает гендерный аспект? Обоснуйте свой ответ. 2. Чем отличаются понятия «гендер» и «пол»? Почему выделили отдельный термин «гендер»? 3. Какова роль процессов эмансипации в обществе? Приведите не менее двух-трех примеров. 4. Дайте определение феминизма и укажите причины появления данного явления. 5. Напишите эссе на тему «Мужчина и женщина: различия в социальных статусах». Тема 25 Шоу-бизнес и мода как социальные феномены 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы.Какие социальные группы можно выделить в шоу-бизнесе, анализируя данный пример? Каковы интересы этих групп? Как группы взаимодействуют друг с другом, на каких основаниях? Какие группы можно еще добавить, если рассматривать шоу-бизнес как социальный институт? 2. Чем деятельность певца в шоу-бизнесе отличается от деятельности певца в классическом оперном театре? Назовите не менее трех отличий. 3. Мода на «тело» меняется со временем. Какой была эта мода в прошлом? Какова она сегодня? 4. Какие социальные функции выполняет современный шоу-бизнес в обществе? Выделите и раскройте не менее пяти функций. 5. Напишите эссе на тему «Влияние шоу-бизнеса на социализацию молодежи». Тема 26 Социальные отклонения и социальный контроль 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы.Какую особенность девиантного поведения демонстрирует данный отрывок? Как вы считаете, кем же были эти беглецы — девиантами или героями? 2. Какие формы нравственных и правовых отклонений наблюдаются в современном обществе? Приведите примеры. 3. В чем состоит основное отличие социологического подхода к изучению социальных отклонений от других подходов? 4. В чем состоит концепция «навешивания ярлыков»? Какие последствия могут иметь для индивида первичное и вторичное отклонения? 5. Напишите эссе на тему «Мое отношение к теории Чезаре Ломброзо». Тема 27 Наркомания и проституция как виды девиантного поведения 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Чем объясняется преобладание среди наркоманов подростков в возрасте 13−17 лет? Каким образом структурные изменения наркорынка отражаются на предпочтениях наркозависимых? В чем опасность наркомании для индивида и для 2. Почему распространение наркотиков считается латентным социальным процессом? 3. Что вам известно о политике российских властей в области профилактики аддиктивного поведения? 4. Существует ли связь между алкоголизмом и наркоманией? Обоснуйте свой ответ. 5. Напишите эссе на тему «Мое отношение к наркозависимому поведению подростков». Тема 28 Суициды как тип девиантного поведения 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Суицид — болезнь или результат влияния внешних факторов? Чем объясняется неодинаковое количество суицидов в разные исторические периоды развития общества? Является ли общим законом соотношение между экономическим состоянием страны и процентом самоубийств? 2. Можно ли понять, что человек готов свести счеты с жизнью? Если да, то по каким признакам? 3. Какие факторы несоциального порядка влияют на самоубийства? 4. Какими методами сбора информации ученые исследовали феномен самоубийства в истории социологии? 5. Напишите эссе на тему «Мои размышления о суициде как протестной форме поведения». Тема 29 Семья как социальный институт 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. В чем заключается описанная в тексте трансформация брака? Что означает понятие «межрегиональная семья»? Какие факторы приводят к ее появлению? Как это явление воздействует на стабильность семейных отношений? 2. Усилился ли в науке интерес к проблемам брака и семьи? Приведите статистику по количеству научных публикаций по этой теме за последнее десятилетие. Дайте оценку выявленной тенденции. 3. Брак и семья — в чем разница? 4. Какова современная оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет»? 5. Напишите эссе на тему «Образ современной семьи в средствах массовой информации». Тема 30 Демографическая ситуация в современной России 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Что означает используемый автором термин «гендерный разрыв»? Каким является гендерный разрыв в других странах? Какие причины объясняют большой гендерный разрыв в нашей стране? 2. Что более существенно для принятия решения о рождении детей: возраст и здоровье или материальное положение? Обоснуйте свой ответ. 3. Как ориентация на карьеру у женщин влияет на рождение детей? 4. Если в семье только один ребенок, то как это влияет на его социализацию? Перечислите плюсы и минусы однодетной семьи. 5. Напишите эссе на тему «Как нужно жить, чтобы жить долго?». Тема 31 Стабильность семьи и ее распад 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Как влияют на стабильность семьи две формы взаимоотношений («лидерство плюс партнерство» и «господство и подчинение»)? Какая форма доминировала в дореволюционной России? Были ли в дореволюционной России браки более стабильными? Что автор понимает под «гласными» предписаниями 2. Насколько серьезно сегодня стоит проблема стабильности семьи в нашей стране? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение. Почему распад семей расценивается государством как негативное явление? 3. Какие факторы способствуют укреплению семейных отношений (приведите примеры на уровне государственной политики, на уровне политики местной власти, на уровне семьи)? 4. Всегда ли браки заключались по любви? Является ли любовь фактором, действующим в направлении стабильности семьи? 5. Напишите эссе на тему «Если бы развод коснулся меня… Проблемы и трудности развода». Тема 32 Социология поселений 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. На какие причины возникновения города указывает автор? Какие причины приведут к его упадку? Согласны ли вы с выводом автора? Обоснуйте свой ответ. 2. По каким критериям поселение относится к типу «город»? Назовите не менее трех критериев. 3. Крупный город является очень противоречивой социокультурной средой, в которой наряду с положительными тенденциями существуют и отрицательные. Составьте таблицу из 3−5 таких противоречий. 4. Дайте определение агломерации и укажите причины появления агломераций. 5. Напишите эссе на тему «Где лучше жить: в городе или деревне?». Тема 33 Социологическое исследование, его основные виды и этапы 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Почему некоторые социологи говорят о необходимости нового понимания термина «эмпирическая социология»? Какие новые методы сегодня активно использует эмпирическая социология? Какой «методный» недостаток отечественной социологии отмечает автор? 2. Сформулируйте цель и задачи исследования для темы «Отношение молодежи к труду». 3. Функцией программы исследования не является: а) методологическая; б) аксиологическая; в) организационная; г) методическая. 4. Какая из приведенных далее формулировок является примером социальных проблем, которые могут стать темой для социологического исследования: «Экологическая ситуация в городе» или «Отношение горожан к экологической ситуации 5. Напишите эссе на тему «Виды выборки». Тема 34 Опросные методы в социологии 1. Прочитайте пример и ответьте на следующие вопросы. Какие виды исследователей выделяет автор? Каким опросным методам они соответствуют? Какие особенности опросных методов, в частности интервью, служат основанием для предъявления социальным наукам обвинения в субъективности их методов? 2. Используя правила составления, разработайте социологическую анкету из 8−12 вопросов для изучения расслоения коллективов (трудового или студенческого) по этническому признаку. Выявите в анкете, сколько этнических групп представлено в коллективе, как давно они проживают в нашем регионе и насколько удовлетворены межнациональными отношениями в коллективе. 3. Найдите ошибки в приведенных ниже социологических вопросах. Определите также, каков вид каждого опроса по структуре и форме. 3.1. Оцените свою работу: а) работа интересная и хорошо оплачиваемая; б) работа интересная, но малооплачиваемая; в) работа не интересная, но хорошо оплачиваемая; 3.2. Собираетесь ли вы принять участие в предстоящих выборах? а. Да, обязательно. б. Возможно. в. Нет, ведь выборы должны быть честными. г. Иное. 4. Тема анкетного опроса — «Удовлетворенность студентов учебой в вузе». Сформулируйте обращение 5. Напишите эссе на тему «Возможности использования социологических методов в деятельности по получаемой Вами в вузе профессии». Тема 35 Наблюдение и анализ документов как социологические методы 1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Дайте определение метода go-along и укажите причины возникновения данного метода в социологической науке. Каковы познавательные преимущества и ограничения этого метода? Обоснуйте свой ответ. 2. По каким критериям можно наблюдать поведение людей в общественном транспорте? Назовите не менее трех критериев. 3. Крупный город является очень противоречивой социокультурной средой, в которой рядом с положительными тенденциями существуют и отрицательные. Назовите не менее пяти-шести мест в знакомом для вас крупном городе, где есть такие социальные противоречия (например, соседствует богатство одних граждан и нищета других). 4. Подумайте, возможно ли по внешности или иным атрибутам индивида определить его приблизительный социальный статус. Обоснуйте ваш ответ. 5. Напишите эссе на тему «Городское граффити». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
