УрГУПС, социология и психология управления (практикум, раздел 4(2))
Узнать стоимость этой работы
15.12.2017, 13:39

Тема 4.3. Психология управления конфликтами (4 часа)

Задание 1. В предложенной ситуации проанализируйте следующие элементы конфликта:

- конфликтную ситуацию;

- объект конфликта;

- участников конфликта;

- среду конфликта;

- переход конфликта из сферы деловых отношений в личностную сферу.

Ситуация 1. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая № 3.

Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа А. Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой № 3 выявили занижение калорийности пищи против нормы. Причиной этого может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано.

Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Е. Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. «Как вам не стыдно, – обрушилась она на А. Евдокимова, – использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая – ближайшая к управлению, и А. Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить – была занята – и попросила А. Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».

Задание 2. Технологии регулирования конфликта

Название

Основное содержание

Информационные

 

Коммуникативные

 

Социально-психологические

 

Организационные

 

Задание 3. Заполните таблицу «Алгоритм управления конфликтом»

Шаг

Содержание деятельности

Способы реализации

 

Изучение причин возникновения

конфликтов

 

 

Ограничение числа участников

 

 

Дополнительный анализ конфликта

с привлечением экспертов

 

 

Принятие решения

 

Контрольный тест.

Вариант 1.

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1) Под конфликтами в сфере управления понимают:

a) конфликт между субъектами и объектами управлений;

b) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;

c) конфликты между субъектами управления различных уровней;

d) конфликты между руководителем и подчиненными;

e) конфликты в процессе принятия управленческих решений.

2) Основным противоречием в сфере управления является:

a) противоречие подбора и постановки кадров;

b) противоречие делегирования полномочий;

c) противоречие, связанное с нарушением функций объектов управления;

d) противоречие карьеры;

e) противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий субъектов управления.

3) Формами проявления управленческих конфликтов являются:

a) дезорганизация, несогласие;

b) несогласие, напряженность;

c) дезорганизация, напряженность;

d) напряженность, кризис;

e) разногласие, напряженность.

4) Формами проявления управленческих конфликтов являются:

a) дезорганизация, кризис;

b) дезорганизация, разногласие;

c) несогласие, конфронтация;

d) напряженность, борьба;

e) разногласие, напряженность.

5) Формами проявления управленческих конфликтов являются:

a) конфронтация, напряженность;

b) кризис, конфронтация;

c) дезориентация, борьба;

d) разногласие, кризис;

e) дезорганизация, борьба.

6) Дезорганизация – это:

a) такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами;

b) отказ определенных субъектов управления или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения;

c) форма конфликта, которая затрагивает устои существующей системы управления;

d) форма конфликта, которая ведет к расколу и ликвидации существующей системы управления;

e) выход из подчинения нижестоящих субъектов управления или объектов управления.

7) Несогласие как форма управленческого конфликта – это:

a) возражение со стороны отдельных субъектов или объектов управления по поводу стиля управления;

b) отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм;

c) выход отдельных субъектов и объектов управления из существующей системы управления;

d) отказ от существующих принципов управления;

e) открытое предъявление претензий руководителю.

8) Напряженность как форма управленческого конфликта – это:

a) более острая форма управленческого конфликта, чем несогласие, которая характеризуется резким ростом сознательного нарушения в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления;

b) резкое обострение во взаимоотношениях между различными субъектами управления;

c) социально-психологический климат в аппарате управления;

d) нарушение принципа субординации в управлении;

e) открытое несогласие субъектов и объектов управления по поводу стиля управления вышестоящего субъекта управления.

9) Конфронтация как форма управленческого конфликта – это:

a) резкое обострение во взаимоотношениях между различными субъектами управления;

b) самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления;

c) открытое противоборство в различных звеньях системы управления, которое характеризуется поляризацией интересов;

d) кризис существующей системы управления;

e) борьба за руководящее место в организации.

10) В классификации управленческих конфликтов по источнику выделяют:

a) структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; конфликты планирования;

b) структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; ценностные конфликты;

c) структурные конфликты; конфликты планирования; конфликты контроля; конфликты организации;

d) ценностные конфликты; конфликты мотивации; конфликты планирования; конфликты контроля;

e) структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; конфликты мотивации.

Контрольный тест.

Вариант 2

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1) Управление конфликтами – это:

a) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

b) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

c) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

d) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

e) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

2) Содержание управления конфликтами включает:

a) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;

b) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;

c) прогнозирование; регулирование; разрешение;

d) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;

e) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.

3) Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

a) прогнозирования конфликта;

b) предупреждения конфликта;

c) стимулирования конфликта;

d) регулирования конфликта;

e) разрешения конфликта.

4) Институциализация конфликта – это:

a) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

b) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

c) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;

d) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

e) обращение к медиатору.

5) Легитимизация конфликта – это:

a) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

b) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

c) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

d) обращение к медиатору;

e) придание конфликту широкой огласки.

6) Принципами управления конфликтами являются:

a) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;

b) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;

c) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;

d) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;

e) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.

7) Кем из ученых разработана модель применения власти по разрешению конфликта:

a) К. Томасом и Р. Киллменом;

b) Х. Корнелиус и Ш. Фэйр;

c) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;

d) М. Дойг и Д. Скотт;

e) Р. Фишером и У. Юри.

8) Предпосылками разрешения конфликта являются:

a) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

b) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

c) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;

d) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;

e) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

9) Что относится к форме разрешения конфликта:

a) порицание, юмор, убеждение, уступка;

b) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

c) требования, критика, убеждение, юмор;

d) уступка, требования, убеждение, критика;

e) подчинение; примирение; убеждение, согласование.

10) Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

a) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);

b) прогнозирование; предупреждение (стимулирование) и регулирование;

c) только прогнозирование;

d) только предупреждение (стимулирование);

e) только регулирование.

 

Тема 4.4. Стресс и управление стрессом (2 часа)

Задание 1. Изменение в жизни человека как причина стресса.

Цель: проанализировать роль изменений в жизни человека.

Пояснения. Социальная регулировочная шкала отражает степень стрессового влияния различных событий на человека.

Степень влияния на человека изменений в жизни

Нерабочие события

Вес

Рабочие события

Вес

Смерть супруга

100

Увольнение

47

Развод

73

Уход на пенсию

45

Тюремное заключение

63

Деловая реорганизация

39

Смерть близких родственников

63

Изменение обязанностей

29

Свадьба

50

Проблемы с начальством

23

Смерть друга

37

Изменение условий работы

20

Жена начала/прекратила работать

26

 

 

Сила жизненного стресса связана с тем, как человек ищет информацию, чтобы справиться со стрессовым событием. Доказано, что когда человек испытывает сильный жизненный стресс, он ищет помощь вне работы: обращается к друзьям, идет на курсы повышения квалификации или меняет место работы. Когда человек испытывает рабочий стресс, он ищет помощь у коллег или руководства.

Задание 2. Проанализируйте данные. Предложите возможную стратегию выхода из стрессового состояния по каждому событию. Найдите позитивные моменты в каждом жизненном изменении.

Кейс «Работники компании GENERAL MOTORS (GM) вышли на забастовку с требованиями: «МЕНЬШЕ РАБОТЫ – МЕНЬШЕ ДЕНЕГ»

Цели:

1. Выявить потенциальные источники стресса в конкретной ситуации.

2. Проанализировать последствия стресса для работников и организации.

Ситуация. Все большее распространение получает «временная занятость», когда компании сокращают персонал, «выбрасывая людей на улицу». Это лишает работников уверенности в завтрашнем дне, получении стабильного заработка и определенного социального статуса. В этих условиях странно видеть колонны бастующих рабочих компании General Motors с лозунгами «Меньше работы – меньше денег».

В середине 90-х гг. компания значительно сократила численность занятых, передав часть их функций оставшимся работникам. Сверхурочная работа стала обязательной для подавляющей части персонала; продолжительность рабочей недели некоторых сотрудников доходила до 66 ч. Компании выгоднее было оплачивать сверхурочные работы, чем держать дополнительных работников. Заработки рабочих, находящихся на повременной системе оплаты, составляли в среднем 53 000 долл. в год. К тому же компания предоставляла им различные льготы на сумму около 35 000 долл.

Однако, несмотря на высокие заработки, работники испытывали чувство глубокой неудовлетворенности и усталости, которое со временем нарастало. Один из работников так описывал свои ощущения: «Складывается впечатление, будто единственное, что я делаю – это работаю, сплю и потом вновь возвращаюсь на работу».

Вопросы:

1. Какое отношение данная ситуация имеет к стрессу?

2. Каковы ее последствия:

- для организации;

- для работников.

3. Насколько данная ситуация характерна для российских организаций?

Задание 3. Кейс «Компания «Цитадель».

Цели:

1. Научиться выявлять источники и последствия стресса.

2. Научиться разрабатывать стратегию управления стрессом.

Ситуация. Компания «Цитадель» была создана в 1997 г. в одном из административных центров России и занималась ремонтно-строительными работами. Владимир Самойлов работал в компании с момента ее основания и считался хорошим плотником. Он был очень доволен своей работой, сам устанавливал свой распорядок дня, находил время для занятий спортом и общения с друзьями. Он любил ходить на стадион, «поболеть» за хоккеистов «Динамо», ездить с друзьями на рыбалку, а летом выезжать за город на грибной сезон. Однажды ему позвонила Елена Травкина, дочь бывшего владельца «Цитадели», который скончался от сердечного приступа полгода назад, и спросила, не хочет ли Владимир приобрести компанию в связи с тем, что она решила ее продать. Предложение было заманчивым: «Цитадели» принадлежало несколько зданий, оборудование, пять грузовиков, в ее штате было двадцать два сотрудника. Компания приносила прибыль.

Владимир очень хотел иметь собственную фирму. Он мог приобрести «Цитадель», так как его жена недавно унаследовала значительную сумму денег и искала место для надежного вложения капитала. Идея приобретения компании была достаточно привлекательной, он не боялся того, что новая работа потребует от него слишком больших усилий. Он не знал, будет ли счастлив в этой новой роли. Сможет ли oн ходить на хоккейные матчи? Будет ли у него достаточно времени для общения с друзьями? А походы за грибами? Владимир прекрасно помнил, что у Константина Травкина, прежнего владельца фирмы, никогда не было свободного времени: слишком много отнимала работа. Обсуждая вопрос приобретения компании со своей женой Ольгой, Владимир понял, что она очень боится потерять капитал, если у него ничего не получится и фирма не будет приносить прибыль. Они решили, что риск можно снизить, если найти партнера, который также вложил бы в компанию свои деньги. Владимир предложил своему старому другу Семену Тихонову, который работал плотником в другой компании, стать совладельцем «Цитадели». Владимир знал, что Семен очень хороший специалист. Он также знал, что Семен может одолжить деньги на покупку компании у своих родителей.

Семен принял предложение Владимира, и они решили начать заниматься реконструкцией зданий, а именно: делать надстройки к зданиям, строить дополнительные этажи и устанавливать окна со стеклопакетами. Они начали активный поиск новых клиентов, дали рекламу в местных газетах и распечатали рекламные брошюры, которые были распространены в городе и близлежащих пригородах. В это время стало развиваться ипотечное кредитование. Кроме того, индивидуальное жилищное строительство позволяло сократить налогообложение доходов. Стало популярным получение ссуд на строительство и модернизацию жилых домов, и многие жители города и пригородов могли теперь занять деньги в банках, чтобы обновить и усовершенствовать свои дома. Заказов было настолько много, что владельцы «Цитадели» не знали, как справляться со своими обязательствами перед клиентами.

Постепенно Владимир перешел на семидневную рабочую  неделю.  Он уже не успевал ходить на спортивные матчи, которые так любил смотреть. Летний отдых также был под вопросом. У него стали возникать личные проблемы. Одной из главных проблем был его партнер Семен, который не хотел работать так, как Владимир, и часто появлялся на работе очень поздно. Владимир подозревал, что Семену было тяжело подниматься по утрам, потому что он был любителем вечерних застолий. Возникли также проблемы с рабочими: некоторые плотники часто прогуливали работу, поэтому владельцам фирмы приходилось самим браться за работу. Проблемы с плотниками возникали потому, что, во-первых, они всегда могли найти работу в городе и, во-вторых, они могли заработать больше, работая от своего имени, а не от имени «Цитадели». Пути выхода из создавшейся ситуации Владимир и Семен видели по-разному. Владимир считал, что с плотниками, которые не выходили на работу, нужно обходиться строго, а Семен придерживался мнения, что никаких санкций за прогулы к ним применять не надо. Владимир чувствовал, что его на фирме недолюбливают, а Семен в глазах сотрудников был «хорошим парнем».

Ситуация со временем еще больше обострилась: несколько споров Семена с Владимиром привели к тому, что Семен захотел отделиться. Договор о создании компании содержал статью, в которой говорилось, что один из партнеров может уйти из компании, предложив оставшемуся партнеру выкупить свою долю. Владимир согласился выкупить долю Семена на следующих условиях: фиксированная выплата единовременно и определенная сумма ежегодно в течение десяти лет.

Когда об этом решении было объявлено рабочим, шесть плотников решили уволиться из «Цитадели» и начать свой собственный бизнес. Владимир был рад, так как считал, что оставшиеся работники, если ими управлять правильно, будут работать так же, как и все 22, которые были раньше. Кроме того, Владимир был уверен, что, если он будет действовать более решительно и выбирать только те проекты, которые, по его мнению, наиболее выгодны, то прибыль можно даже увеличить.

Однако нестабильность экономического развития привела к снижению спроса на индивидуальное жилищное строительство. За несколько месяцев процентные ставки возросли. Это означало, что объем заказов будет падать. Владимир же все еще должен был обеспечивать выплаты Семену по договору о партнерстве. Для того чтобы сократить расходы, Владимиру необходимо было сократить штаты. Как решить возникшую проблему? Все это сильно на него повлияло. Он заметил, что стал кричать на жену и детей, чего не делал раньше. У него постоянно было подавленное настроение. Владимир никак не мог принять правильное решение.

Вопросы:

1. Как изменились характер и содержание работы Владимира, после того как он стал владельцем компании?

2. С какими проблемами в отношениях с персоналом столкнулся Владимир?

3. Основываясь на реакции Владимира на различные проблемы, как бы вы описали его «теорию управления людьми»?

4. Какие опасности поджидают Владимира в результате возникшего стресса? Как ваш ответ связан с вашей собственной «теорией» управления стрессами?

5. В целом какие аспекты менеджмента и организационного поведения полезно было бы изучить Владимиру перед приобретением компании?

Задание 4. Выполните тест «Ваша психическая устойчивость»

Цель: проанализировать вашу модель поведения, узнать, насколько она позволяет вам избегать стрессов, нервных перегрузок.

Выберите высказывания, которые наиболее соответствуют вашему поведению.

1.

а) в работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в игре мне нравится риск, я люблю проявлять настойчивость;

б) если в игре я теряю несколько очков и если представитель (представительница) противоположного пола не отвечает на мои первые знаки внимания, то у меня тут же пропадает желание действовать, и я отступаю;

в) я всегда стараюсь избегать конфликтов и неприятных ситуаций.

2.

а) я работаю быстро, не люблю затягивать дела;

б) мне нужно, чтобы меня периодически подстегивали;

в) часто, придя вечером домой, я думаю о том, что сегодня было на работе.

3.

а) я разговариваю очень быстро и громко, перебиваю других, не слушаю чужого мнения;

б) к отказам я отношусь совершенно спокойно; в) мне бывает трудно выразить свои чувства.

4.

а) у меня большие цели в жизни, я хочу многого достичь; б) обычно я занимаю выжидательную позицию;

в) я ищу предлог увильнуть от работы.

5.

а) я быстро хожу, ем и пью;

б) если я что-то не успеваю сделать, то меня это не беспокоит; в) в проявлении чувств я сдержан(а).

6.

а) мне часто бывает скучно;

б) мне нравится ничего не делать, предаваться мечтам, созерцанию; в) я всегда стараюсь угодить желаниям других, час в ущерб своим

собственным.

Ключ к тесту

За ответ «а» – 6 очков, «б» – 4 очка, «в» – 2 очка.

36–65 очков. Вы человек очень неустойчивый к трудным жизненным ситуациям. Любая неудача воспринимается вами как личное оскорбление. Все, что вас не устраивает, вызывает сильный приток адреналина в кровь, и отходить от этого бывает тяжело. Есть серьезная опасность появления симптомов болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, заболевания кишечника. Должно быть, с вами очень трудно ужиться. Научитесь более спокойно воспринимать мир, даже если что-то в нем не так, как вы хотите. Поймите, что неудачи – это тоже опыт, который должен вас чему-то научить. Если вы изменитесь, то от этого будет лучше как вам самим, так и вашим близким.

20–34 очка. Вы достаточно спокойный, уравновешенный человек, обладающий вполне нормальной психологической устойчивостью. Если вы набрали немногим более 20 очков, то можно вам посоветовать терпимее относиться к окружающим. Это позволит достичь в жизни большего.

12–18 очков. Вы настолько боитесь неприятностей и бережете себя, что ваша бездеятельность может стать причиной стресса. Наверняка вы очень раздражаете ею близких. Побольше уверенности в себе и настойчивости! Составьте перечень своих положительных качеств и постепенно совершенствуйте каждое из них.

Задание 5. Выполнить тест «Воздействуют ли на вас повседневные неприятности».

В повседневной жизни бывает так, что причиной плохого настроения, ухудшения самочувствия являются, казалось бы, незначительные неприятные события. На первый взгляд, они не оставляют следа, но при систематическом повторении могут привести к серьезным осложнениям. Ниже приведены 9 ситуаций. Отметьте те из них, которые вызывают у вас неприятные ощущения.

1. Кто-то пристально наблюдает за вами.

2. Кто-то отвлекает вас, прерывает ход ваших мыслей.

3. Вы заняты серьезным делом, а окружающие постоянно дают вам советы.

4. Вам необходимо срочно переговорить по телефону, а нужный номер занят.

5. У вас интересная беседа с другом, а кто-то третий все время вмешивается в ваш разговор.

6. Кто-то из ваших коллег без причин повышает голос.

7. При рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнера.

8. Вам действует на нервы комбинация цветов, которые, на ваш взгляд, не подходят друг другу.

9. Вас раздражает общение с человеком, который знает вас лучше вас самого.

Оценка результатов. Если вы отметили более пяти ситуаций, это говорит о том, что повседневные неприятности бьют по вашим нервам, вызывая сильные отрицательные переживания. Постарайтесь относиться к подобным вещам более спокойно, не принимайте их близко к сердцу, иначе подобные скрытые стрессы могут сильно подорвать вашу психику.

Задание 6. Выполнить тест «Угрожает ли вам нервный срыв». Нервный срыв – возможное последствие стресса. Данный тест поможет вам проверить состояние вашей психики на сегодняшний день.

1) Тяжело ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

а)  да, всегда (3 очка);

б) очень часто (2 очка);

в) иногда (0 очков);

г) никогда (0 очков).

2) Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

а) да, всегда (5 очков);

б) иногда (2 очка);

в) очень редко (0 очков);

г) никогда (0 очков).

3) Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

а) очень часто (5 очков);

б) часто (4 очка); в) иногда (2 очка);

г) очень редко (0 очков);

д) никогда (0 очков).

4) Если у человека что-то не получается, возникает ли у вас желание сделать это вместо него?

а) да, всегда (5 очков);

б) очень часто (4 очка);

в) иногда (2 очка);

г) очень редко (0 очков);

д) никогда (0 очков).

5) Если вам что-то объясняют с излишними подробностями, можете ли вы перебить, не дослушав?

а) да, всегда (4 очка);

б) часто (3 очка);

в) в зависимости от обстоятельств (2 очка);

г) редко (1 очко);

д) нет (0 очков).

6) Сколько времени вы обычно уделяете себе вечером?

а) более 3 часов (0 очков);

б) 2–3 часа (0 очков);

в) 1–2 часа (0 очков);

г) меньше 1 часа (2 очка);

д) ни минуты (4 очка).

7) Можно ли о вас сказать, что вы вечно спешите?

а) да, это так (5 очков);

б) часто спешу (4 очка);

в) как и все (1 очко);

г) только в исключительных случаях (0 очков);

д) никогда (0 очков).

8) Бывает ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то далеко?

а) очень часто (5 очков);

б) часто (4 очка);

в) бывает (3 очка);

г) очень редко (0 очков);

д) никогда (0 очков).

9) Не кажется ли вам порой, что люди говорят о пустых и скучных вещах?

а) очень часто (5 очков);

б) часто (4 очка);

в) иногда (1 очко);

г) редко (0 очков);

д) никогда (0 очков).

10) Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?

а) да, всегда (3 очка);

б) часто (2 очка);

в) иногда (0 очков);

г) редко (0 очков);

д) никогда (0 очков).

11) Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?

а) да, всегда (5 очков);

б) часто (4 очка);

в) иногда (3 очка);

г) редко (1 очко);

д) никогда (0 очков).

12) Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

а) очень часто (4 очка);

б) часто (3 очка);

в) иногда (2 очка);

г) очень редко (1 очко);

д) никогда (0 очков).

13) Долго ли вы колеблетесь перед принятием важного решения?

а) всегда (3 очка);

б) очень часто (2 очка);

в) часто (1 очко);

г) очень редко (3 очка);

д) никогда (0 очков).

14) Любите ли вы давать советы?

а) да, всегда (4 очка);

б) очень часто (2 очка);

в) иногда (1 очко);

г) редко (0 очков);

д) никогда (0 очков).

15) Как вы говорите?

а) торопливо, скороговоркой (3 очка);

б) быстро (2 очка);

в) спокойно (0 очков);

г) медленно (0 очков);

д) важно (0 очков).

Ключ к тесту. Суммируйте результаты.

45–63 очков. У вас есть реальная опасность нервного срыва. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Нужно срочно что-то менять в своей жизни.

20–44 очка. Опасности пока нет, но во избежание ее советуем относиться к жизни спокойнее и уметь расслабляться внутренне, снимая напряжение.

До 19 очков. Вы умеете быть спокойным и уравновешенным. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимание на пустяки и не драматизировать неудачи.

0 очков. Если все ваши ответы искренни, то единственная опасность для вас на сегодняшний день – чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.

Задание 7. Ответьте на вопросы. Верно или неверно утверждение?

1. Все люди реагируют на стресс одинаково.

2. Стресс – это перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов.

3. Стресс создает проблемы как для работников, так и для организации.

4. Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

5. Как психологическое явление, стресс поддается управляющим воздействиям.

6. Человек без стрессов прожить не может.

7. Способы преодоления стресса индивидуальны.

8. Стрессовые ситуации могут стимулировать работу фирмы

Контрольный тест

1) Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям, выделите неправильный ответ:

a) подбор и расстановка приоритетов;

b) постановка конкретных и выполнимых задач;

c) взаимодействие и групповое принятие решений;

d) программы оздоровления работников.

2) Установите соответствие:

Стресс

Чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды

Дистресс

Стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса

Аустресс

Негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Фрустрация

Неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям

3) Г. Селье выделил стадию стресса:

a) мобилизации;

b) резистентности (адаптации);

c) истощения;

d) напряжения.

4) Работы … положили начало системному исследованию стресса:

a) Г. Селье;

b) Э. Мэйо;

c) А. Маслоу;

d) З. Фрейда.

5) Люди, которые более всех остальных подвержены стрессу, не умеющие адаптироваться к внешним событиям и не склонны менять свое поведение относятся к группе:

a) стрессонеустойчивых;

b) стрессотренируемых;

c) стрессотормозных;

d) стрессоустойчивых.

6) Установите соответствие:

Легко переносят регулярные, но нерезкие перемены. Они, как правило, соглашаются лишь на медленные постепенные изменения, а более резкое и интенсивное вмешательство приводит к нервному истощению и даже депрессиям

Стрессоустойчивые

Не умея менять свои принципы и установки, при возникновении критической ситуации не контролируют свои эмоции, сильно возбуждены, агрессивны

Стрессотормозные

Устойчивые в своих жизненных принципах и достаточно терпимые к внешним изменениям. Им проще перенести резкие, но быстрые перемены, чем целую серию мелких трансформаций

Стрессонеустойчивые

Максимально устойчивые к негативным проявлениям

Стрессотренируемые

7) Психогенные стрессоры вызывают эмоционально-психические реакции. К ним относятся:

a) ожидание боли;

b) боязнь смерти;

c) аттракция;

d) аффилиация.

8) Психологические симптомы стресса:

a) чувство неудовлетворенности;

b) беспокойство, тоска;

c) злоупотребление алкоголем;

d) неявка или опоздание на работу.

9) Физиологические симптомы стресса:

a) повышение кровяного давления;

b) панические атаки;

c) головные боли;

d) апатия.

10) Поведенческие симптомы стресса:

a) снижение производительности труда;

b) текучесть кадров;

c) раздражительность;

d) агрессивность.

11) Выделяют группы симптомов стресса:

a) когнитивные;

b) аффективные;

c) психологические;

d) поведенческие.

12) Снижение производительности труда относится к симптомам стресса:

a) поведенческим;

b) психологическим;

c) физиологическим;

d) биологическим.

13) Возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли относится к симптомам стресса:

a) биологическим;

b) поведенческим;

c) психологическим;

d) физиологическим.

14) К числу факторов, способствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

a) опыт работы;

b) степень агрессивности;

c) восприятие;

d) поддержка коллег.

15) К числу факторов, препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

a) опыт работы;

b) поддержка коллег, друзей и родственников;

c) активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

d) степень агрессивности.

16) К рекомендациям по управлению стрессом на уровне работника относятся:

a) умение правильно распределять свое время:

b) овладение навыками тренировки другими методами релаксации;

c) взаимодействие и групповое принятие решений;

d) составление списка наиболее приоритетных задач.

17) К рекомендациям по управлению стрессом на уровне организации относятся:

a) составление списка наиболее приоритетных задач;

b) подбор и расстановка кадров;

c) проектирование работ;

d) взаимодействие и групповое принятие решений.

18) Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы. Выбрать неправильный ответ:

a) внешние факторы;

b) внутренние факторы;

c) факторы, зависящие от организации;

d) факторы, зависящие от самого работника.

19) К внешним источникам стресса относятся:

a) увеличение безработицы;

b) вооруженные конфликты;

c) подбор и расстановка кадров;

d) неумение распределять время.

20) Вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы относятся к:

a) внешним факторам;

b) факторам, зависящим от организации;

c) факторам, зависящим от самого работника.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика