ВГУИТ, социология (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
07.12.2017, 13:31

Тема контрольной работы выбирается по номеру шифра зачетной книжки студента. Последняя цифра обозначает два возможных варианта из 20 тем. Например: 1 – 1-я, или 11-я тема, 2 – 2-я, или 12-я тема, 3 – 3-я, или 13-я тема.

Общий объем работы должен быть 20-25 страниц.

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

ПЛАН

1. Сущность предмета социологии  и его динамика.

2. Структура социологии как науки и учебного предмета.

3. Современные социологические теории и законы.

4. Функции социологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При ответе на первый вопрос следует иметь в виду, что определений социологии как науки огромное множество. Социология изучает общество, но что и как она изучает в нем? Структурные элементы, изменения, устойчивые связи, человеческое поведение. Отвечая на вопрос, следует обратить внимание и на место социологии в системе наук,  отличия  от других областей знаний,  динамику предмета науки.

Структура науки разнообразна. Один из подходов  к структурированию социологии - выделение в ней общетеоретических проблем, теорий среднего уровня и социальных исследований. Другой подход – выделение макро- и микро- уровня социологического знания. Необходимо раскрыть суть этих подходов. Социология как учебный предмет чаще строится по проблемному принципу.

Познакомьтесь с основными, современными  макро и микро социологическими   теориями. Как они рассматривают связь экономических и социальных законов? Социология, как и любая наука, реализует все присущие науке функции: познавательную, мировоззренческую, прогностическую. Следует раскрыть, в чем они состоят, как могут быть конкретизированы и реализованы.

 

ТЕМА 2. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПЛАН

1. Методы получения и источники социальной информации.

2. Основные требования к организации и проведению социального исследования.

3. Генеральная совокупность и выборка как критерии объективного исследования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ

Социология использует для изучения общества методы: наблюдения, эксперимента, анализа документов, контент-анализа, опроса. Вам необходимо выяснить, что они собой представляют, чем отличаются, какие преимущества и недостатки имеют. Исследования включают в себя ряд этапов и на каждом из них необходимо соблюдать определенные требования. Первый этап включает в себя составление программы, выдвижение гипотез, определение выборки и метода сбора информации, пилотажное исследование. Что представляют собой эти элементы? Какие еще этапы проходит исследование?

Социальное исследование ставит своей целью изучение общества. Исследование должно быть максимально объективным. Перекос в генерации может иметь серьезные последствия, поэтому необходимо грамотно определяться с теми, кого мы будем исследовать. Объясните, что представляет собой генеральная совокупность и выборка, какие бывают выборки,  как они влияют на результат анализа.       

 

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

ПЛАН

1. Понятие системы, уровни социальных систем.

2. Определение  общества и его признаки.

3. Параметры общества как социальной системы.

4. Типы обществ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ

Существуют различные подходы к рассмотрению общества. Один из них системный.  Уровни социальных систем разнообразны. Особое место в общественном развитии играет сегодня мировая система. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, включающих в себя социальные связи, отношения и взаимодействия людей. Что представляют собой эти элементы? Дайте определение общества и проанализируйте его основные признаки. Общество как целостная система характеризуется такими параметрами как саморегуляция, открытость, информационность, иерархичность, детерминированность. Как Вы это понимаете? Раскройте сущность каждого параметра.

Социологи выдвинули ряд концепций, объясняющих развитие общества и прогнозирующих его будущее. Охарактеризуйте важнейшие из них: Ф. Тенниса, К. Маркса, Ленски, концепции индустриального и постиндустриального общества, концепции культурно–исторических типов.

 

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ПЛАН

1. Понятие социального института. Типы социальных институтов, их функции.

2. Социальная организация как компонент социального института. Малая группа и коллектив.

3. Социальный контроль, нормы и санкции. Общественное мнение как элемент социального института.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социальный институт - это устойчивая форма организации, совместной деятельности людей. Они создаются людьми для удовлетворения важнейших, жизненных потребностей, поэтому типологизировать их можно по сферам жизнедеятельности общества или по степени их важности (главные и не главные). Функции институтов – это их польза обществу. Каждый из институтов выполняет свои специальные функции, но все вместе институты позволяют воспроизводить общественные отношения, регулируют их и делают предсказуемым человеческое поведение.

Осуществляется этот процесс через людей, которые входят в соответствующие институты, организации, а также благодаря нормам и санкциям.

Организации как элемент институтов весьма  разнообразны. Необходимо дать определение организаций, показать их основные черты и принципы, на основе которых люди входят в организации.  Что представляет собой малая группа? Чем отличается коллектив?

Функционирование институтов не возможно без социального контроля. Дайте определение социального контроля, норм и санкций. Как они осуществляются. Чем отличается формальный и неформальный контроль. Какую роль играет общественное мнение?

 

ТЕМА 5.СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН

1. Изучение личности социологией.

2. Статус, роль, социализация личности. Социальный тип  личности.

3. Типы поведения. Девиантное поведение и его значение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социология рассматривает, прежде всего, личностные особенности человека, которые формируются в социальной среде. Личность отличается по своим параметрам от человека, индивида, индивидуальности. Структура личности многообразна. Она включает в себя психические, биологические, социальные составляющие. Общество может препятствовать развитию личности или стимулировать её реализацию. Отвечая на первый вопрос надо раскрыть названные составляющие.

Адаптация человека к обществу происходит через освоение статусов и ролей. Дайте определение статуса. Назовите основные виды статусов. Что представляет собой роль, ролевой набор? Как описать роль? Что такое социализация? Кто такие агенты социализации? Раскрытие этих проблем составят ответ на второй вопрос плана.

Описание типов демонстрируемого человеком поведения разнообразно. Одна из типологий выделяет конформное и девиантное поведения. Что они собой представляют? Каково соотношение этих разновидностей поведения. Сравните с типологией Р. Мертона. Насколько необходимо обществу девиантное поведение? Как социологи ( Э. Дюркгейм, Р. Мертон и другие) объясняют появление девиации в обществе.

 

ТЕМА 6 . СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ПЛАН

1. Культура как объект социального познания.

2. Основные компоненты культуры. Культурные универсалии.

3. Виды культур и их социальная направленность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Существует огромное множество определений культуры.  Все они, условно говоря, характеризуют культуру в широком или узком значении понятия. Дайте эти определения культуры. Объясните, чем занимается социология культуры в отличие от философии, социологии и других наук, изучающих культуру. Основными компонентами культуры служат нормы, ценности, символы и язык. Раскройте их содержание. Что представляют собой культурные универсалии, описанные Дж. Мердоком?

Виды культур могут быть выявлены по различным основаниям и функциям. Разберитесь в содержании понятий элитарная культура, народная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура, делинквентная культура, массовая культура, кич, материальная культура, духовная  культура и т. д.

 

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА,  СТРАТИФИКАЦИЯ И  МОБИЛЬНОСТЬ.

ПЛАН

1. Понятие социальной структуры общества. Социальные общности  и  группы.

2. Социальное неравенство и стратификация. Измерение социальной стратификации. Системы социальной стратификации.

3. Социальная мобильность её виды.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Существует определение социальной структуры общества в широком смысле слова, тогда речь идет о самых разнообразных группах, которые можно выделять в обществе по признаку нации, веры, полу, возрасту, профессии, партийной принадлежности и т. п. В узком смысле социальная структура это стратификация, в изучении которой преобладают марксистский и структурно-функциональный подходы. Информацию по вопросу найдете в работах В. В. Радаева, О. И. Шкаратана, Радугиных, Ю. Г. Волкова.

Измерение социальной стратификации осуществляется сегодня благодаря таким критериям как доход, власть, образование, престиж. Благодаря этим основаниям в обществе выделяют социальные группы, расположенные в вертикальном пространстве. Эти основания с точки зрения К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, А. Турэна и др. могут очень существенно отличаться по набору составляющих, их важности. Разберитесь в этих точках зрения.

Системы социальной стратификации могут быть открытыми и закрытыми. Они учитывают возможности, которые имеют члены общества для изменения своего социального статуса. К системам относятся: рабство, касты, кланы, сословия, классы. Чем они отличаются друг от друга? Дайте характеристику каждой из систем. Обратите внимание на различия в трактовке понятий класс и социальный слой.

В научный оборот понятие мобильности ввел П.А. Сорокин. Мобильность - это изменение индивидом или социальной группой позиции, занимаемой в обществе. Мобильность может быть индивидуальной и групповой. Она ориентирована горизонтально, вертикально (вверх или вниз). Кроме этого мобильность может быть межпоколенной и внутрипоколенной. Отвечая на первый вопрос необходимо охарактеризовать все эти виды мобильности.

 

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ

ПЛАН

1. Понятие социальной общности. Типы общностей.

2. Социальная группа, её особенности, виды социальных групп.

3. Квазигруппа. Виды квазигрупп.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

Разберитесь в типичных чертах, характерных для массовых групп. Образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, поклонников эстрадных звезд, болельщиков спортивных команд, членов любительских ассоциаций по интересам (например, филателистов) и т. д.

Массовые общности могут быть представлены в виде социальных агрегаций и социальных категорий.

Не однозначно решается вопрос о соотношении общности и группы. Однако в социологии более распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. Между ними есть существенные качественные различия. Группа рассматривается лишь как подкласс общностей и представляет собой групповую общность. Массовые общности при этом с группами не отождествляются.

Группа — это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.  Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности, контроля над ее деятельностью. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого ее члена с коллективом. Только в том случае, когда члены группы говорят о себе «Мы», формируется устойчивое членство группы и границы социального контроля.

Отличие квазигруппы являются спонтанность образования,  неустойчивость взаимодействий, отсутствие разнообразия во взаимодействиях, кратковременность совместных действий.

Охарактеризуйте основные виды квазигрупп: аудиторию, толпу и социальный  круг.

 

ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

ПЛАН

1. Семья как объект социологии.

2. Основные направления динамики современной семьи. Влияние новых социально-экономических отношений в России на  институт семьи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Прежде всего, необходимо разобраться с самим понятием семья, дать ей определение и рассмотреть основные типы. Раскройте сущность социологического подхода к семье как социальному институту, выполняющему вполне определенные функции, к малой группе. Важно показать теоретический и прикладной уровни социологии семьи.

Новая экономическая ситуация в стране приводит к откладыванию брака, увеличивает разницу в возрасте супругов, сокращает время, отведенное семье для воспроизводства поколений, увеличивает количество разводов. Поясните эти изменения и приведите другие тенденции. Сделайте вывод о состоянии семьи как института и малой группы.

 

ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

ПЛАН

1. Теория социальных изменений. Социальный прогресс.

2. Виды социальных изменений.

3. Социальные движения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основными подходами к изучению социальных изменений являются эволюционный, циклический, функциональный, конфликтологический. Рассматривая 1 вопрос, необходимо раскрыть их основное содержание. Все они отражают восхождение к более сложным формам общественной жизни, т. е. знаменуют прогрессивный процесс.

Основными видами социальных изменений служат революция и реформа. Что они собой представляют, чем отличаются, в каких условиях происходят? Для понимания происходящих в современном мире процессов, необходимо разобраться в понятиях «модернизация», «глобализация».

Социальные движения отражают активное вмешательство людей в процессы социальных изменений. Эти движения отличаются по идеологическим принципам, методам, участникам, роли и т. п. Охарактеризуйте некоторые из них.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика