ВолгГТУ, социология (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
24.04.2019, 09:41

Номер темы контрольной работы конкретного студента находится на пересечении столбца, где указаны буквы, и строки, где указаны цифры (см. табл. 3. 1). Буква должна соответствовать первой букве фамилии студента, цифра – это последняя цифра в номере зачетной книжки этого студента.

Определение номера темы контрольной работы

Последняя цифра

номера зачетной книжки

Начальная буква фамилии студента

А, Е, Л, Р, Х, Э

Б, Ж, М, С, Ц, Ю

В, З, Н, Т, Ч, Я

Г, И, О, У, Ш

Д, К, П, Ф, Щ

0

7

34

27

11

6

1

8

16

18

20

25

2

22

9

12

35

5

3

11

18

4

23

31

4

29

21

1

37

4

5

8

11

33

2

12

6

23

13

28

30

3

7

31

15

7

14

10

8

24

36

19

23

15

9

9

32

17

10

26

Контрольная работа должна иметь:

титульный лист, который является первой страницей работы (образец оформления см. прилож. 1);

содержание (см. прилож. 2);

введение (см. прилож. 3);

основную часть;

заключение (см. прилож. 4);

список использованной литературы (см. прилож. 5);

приложения (если они имеются в работе; образец оформления см. оформление приложений к данному учебному пособию).

Темы контрольных работ

Тема 1. Социальное неравенство в обществе и его социокультурные предпосылки

План работы:

Введение

1. Социальное неравенство: определение понятия и его история.

2. Общественное мнение о социальном неравенстве в современном российском обществе.

Заключение

Методические советы

Во введении в эту тему надо показать, что для российского общества социальный раскол, делящий общество на богатых и бедных, успешных и неуспешных, «вписавшихся» и «не вписавшихся» в новые условия хозяйствования, является одной из наиболее острых проблем, требующих своего разрешения.

В первом вопросе следует обратиться к истории развития теорий социального неравенства, раскрыть понятия «социальное неравенство» и «социальная стратификация», описать современные виды социального неравенства (такие как бедность, депривация и др.).

Во втором вопросе необходимо обратиться к результатам социологических исследований, характеризующих состояние общественного мнения по поводу того, как воспринимается существующее социальное неравенство населением страны (или региона), насколько, по мнению населения, социальное неравенство легитимно и справедливо.

Подводя итоги в заключении, в качестве вывода оцените уровень социального неравенства в стране (или регионе), опишите тенденции развития данного феномена.

Тема 2. Российский город в условиях социально-экономической трансформации

План работы:

Введение

1. Российский город как объект исследования.

2. Социально-экономическая ситуация и условия жизни в Волгограде в восприятии ее жителей.

Заключение

Методические советы

Во введении обоснуйте объективность процесса урбанизации в стране и влияние данного процесса на все социокультурное пространство страны (региона).

В первом вопросе опишите основные отечественные и зарубежные практики исследования городов, сформулируйте основные социально-экономические аспекты развития городов.

Раскрывая второй вопрос, на основе данных социологических исследований укажите, как социально-экономическая ситуация в Волгограде оценивается его жителями.

В заключении перечислите основные проблемы российского города и оценку этих проблем общественным мнением.

Тема 3.Мировая система и процессы глобализации

План работы:

Введение

1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

2. Процессы глобализации.

Заключение

Методические советы

Введение в эту тему должно содержать постановку проблемы о взаимосвязанности всех социальных процессов в сфере политики и экономики, которые протекают в отдельных странах, что ведет к унификации обществ и необходимости сотрудничества при решении проблем.

В первом вопросе следует уделить особое внимание теоретическим аспектам теорий мировых систем, изложите основные идеи о мировых системах с опорой на работы И. Валлерстайна.

Во втором вопросе обратите внимание, что процессы глобализации носят противоречивый характер. Приведите примеры, которые подчеркнут неоднозначность глобализации, расскажите о движении антиглобалистов, сошлитесь на данные прикладных социологических исследований.

Подводя итоги, сформулируйте выводы о целостности мировой системы и взаимосвязанности процессов, протекающих в ней.

Тема 4.Социология труда как одна из теорий «среднего уровня»

План работы:

Введение

1. Место теорий «среднего уровня» в структуре социологического знания.

2. Предмет, цели и основные понятия социологии труда.

Заключение

Методические советы

Введение в эту тему предполагает обоснование взаимосвязанности  всех уровней социального знания. Покажите, каким образом связаны между собой различные отрасли социологии.

В первом вопросе следует раскрыть структуру социологического знания, укажите на связь уровней социологии, обозначьте место и роль теорий среднего уровня, подчеркните значение этих теорий. Предложите возможный подход к классификации теорий среднего уровня.

Раскрывая второй вопрос, необходимо четко указать объект, предмет отрасли, чтобы была понятна специфика социологического подхода к изучению труда, наряду с другими науками, исследующими труд. Дайте определения социальных понятий, разработанных социологией труда, поскольку они подчеркивают специфичность и глубину знания, получаемого социологией о сфере трудовых отношений.

В заключении кратко сформулируйте специфику социологического подхода к изучению труда.

Тема 5. Социология медицины как одна из теорий «среднего уровня»

План работы:

Введение

1. Место теорий «среднего уровня» в структуре социологического знания.

2. Предмет, цели и основные понятия социологии медицины.

Заключение

Методические советы

Введение в эту тему предполагает обоснование взаимосвязанности  всех уровней социального знания. Покажите значение теорий среднего радиуса действия в формировании общесоциологического знания, а также в решении практических задач и проблем.

В первом вопросе следует указать связь уровней социологии, подчеркните значение теорий среднего уровня, предложите возможный подход к их классификации.

Во втором вопросе представьте материал так, чтобы была понятна специфика понимания социологами проблем медицины, наряду с отраслями медицинского знания, экономики медицины. Приведите примеры исследований в области социологии медицины, опишите их результаты. При подборе примеров ориентируйтесь на работы за последние 3 года.

В заключении кратко сформулируйте специфику социологического подхода к изучению сферы здравоохранения.

Тема 6. Новые медиа в социальном взаимодействии

План работы:

Введение

1. Социальное взаимодействие: возможные подходы к изучению.

2. Мобильный телефон как средство социального взаимодействия. Заключение

Методические советы

Во введении покажите актуальность рассмотрения новых медиа (цифровых средств коммуникации) с точки зрения тех изменений, которые они вносят в быт и повседневные практики человека.

В первом вопросе опишите подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению социального взаимодействия.

Раскрывая второй вопрос, опишите социальный эффект мобильного телефона социальную проницаемость, гиперкоординацию и подвижность. Приведите данные социологических исследований о распространенности мобильных телефонов среди населения.

В заключении сформулируйте вывод о том, что мобильный телефон оказался разработкой практически для всех социальных групп, обеспечивая социальное взаимодействие в обществе.

Тема 7. Социология как наука об обществе

План работы:

Введение

1. Предмет социологии. Специфика социологического знания.

2. Структура социологии.

Заключение

Методические советы

Введение в эту тему должно содержать постановку проблемы о правомерности выделения социологии в самостоятельную область гуманитарного знания.

В первом вопросе следует показать научные дискуссии в определении предмета социологии. Особое внимание нужно уделить проблеме социологической истины.

Раскрывая второй вопрос, необходимо раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность теории и эмпирии в социологии на примере конкретного социологического исследования по любой из отраслей социологии.

Подводя итоги в заключении, сформулируйте в качестве вывода определение социологии, выделите её основные особенности.

Тема 8. Социология личности

План работы: Введение

1. Личность как субъект и объект деятельности и общественных отношений. Социализация личности.

2. Изменение социальной роли личности в процессе социально-экономической и политической переориентации российского общества.

Заключение

Методические советы

Во введении следует отметить основные проблемы, на решении которых сосредоточена социология личности и возрастание роли личности в настоящее время.

В первом вопросе подчеркните диалектику биологического и социального в человеке. Рассмотрите структуру личности и процесс социализации.

Во втором вопросе покажите, как изменились процессы социализации в России в постсоветский период, какие наиболее важные проблемы социализации обозначились в данный период.

В заключении обозначьте пути решения проблем социализации, проявившихся в процессах социализации в постсоветский период.

Тема 9. Политическая социология в современном российском обществе

План работы:

Введение

1. Политическая социология современного российского общества, ее структура.

2. Политические процессы, происходящие в современном российском обществе.

Заключение

Методические советы

Во введение следует дать определение политической социологии, её сущности, отметить социальную обусловленность этой отрасли как отражение интересов определенных социальных слоев.

В первом вопросе надо охарактеризовать политическую систему современного российского общества, её структуру, определить отдельные элементы политической системы. Особое внимание рекомендуется уделить соотношению понятий «общество» и «государство», социальным институтам законодательной, исполнительной и судебной властей, функциях, осуществляемых государством.

Во втором вопросе необходимо обозначить основные социально-политические проблемы, присущие современному российскому обществу. Проиллюстрируйте свой ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении следует подвести итоги уже сказанному и выразить собственное мнение о возможных путях социально-политического развития нашего общества.

Тема 10. Гражданское общество и правовое государство: принципы взаимосвязи и механизм функционирования

План работы:

Введение

1. Становление правового государства в нашей стране.

2. Начало развития гражданского общества. Личность и государство.

Заключение

Методические советы

Во введении расскажите о тех изменениях, которые произошли за последние годы в нашей стране и привели к необходимости построения правового государства.

В первом вопросе дайте определение правового государства его социальной и политической сущности, структуры, функций. Покажите, какой политический режим соответствует правовому государству. Раскройте процесс становления правового государства в нашем обществе: ликвидация тоталитарного режима, переход к президентской форме власти и многопартийной системе, дифференциация законодательной, исполнительной и судебной властей, борьба с бюрократией и коррупцией, и т. п.

Во втором вопросе оцените развитость институтов гражданского общества в России с помощью данных конкретных социологических исследований или статистических данных.

В заключении рекомендуем сделать собственный вывод о возможностях построения у нас правового государства и гражданского общества в России.

Тема 11. Семья и брак в современном российском обществе.

План работы:

Введение

1. Семья как первичная социальная группа и элемент социальной структуры современного общества.

2. Особенности семейных отношений в современном российском обществе.

Заключение

Методические советы

Во введении раскройте понятие семьи как социального института, основанного на браке и выполняющего определённые социальные функции.

В первом вопросе плана следует раскрыть основы образования семьи, её социальную сущность, функции, формы и виды семейных отношений.

Во втором вопросе дайте оценку семейно-брачных отношений в современном российском обществе на примере социологического исследования, покажите трудности и противоречия в современных семьях.

В заключении раскройте вопрос о перспективах развития семейных отношений в нашей стране.

Тема 12. Социально-этнические образования, нации и межнациональные отношения в современном обществе

План работы:

Введение

1. Национальный вопрос: его содержание и принципы реализации.

2. Межнациональные отношения в российском обществе и потенциал национальной политики.

Заключение

Методические советы

Во введении назовите проблемы национальных отношений, изучаемые социологией. Покажите место и роль социально-этнических образований в социальной структуре общества, их возникновение и развитие.

В первом вопросе раскройте национальный вопрос, его содержание, основные принципы реализации.

Во втором вопросе следует дать характеристику современного состояния межнациональных отношений в нашей стране на примерах социологических исследований. Подчеркните, какие проблемы составляют содержание национального вопроса в современном российском обществе, назовите причины такой ситуации и возможности совершенствования национальной политики.

В заключении покажите необходимость строгого учёта национального фактора в системе общественных отношений, недопустимость национализма и шовинизма в обществе.

Тема 13. Культура российского общества: современные ценности и образцы поведения

План работы:

Введение

1. Культура, её сущность и особенности формирования.

2. Ценности россиян в XXI веке.

Заключение

Методические советы

Во введении опишите круг проблем, изучаемых социологией культуры. В первом вопросе обратите внимание на различные определения «культуры», среди которых «культура» — это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы. Рассмотрите этапы становления и развития духовной культуры российского общества.

Во втором вопросе отразите нынешнее состояние российской культуры с помощью данных социологических исследований ценностей различных социальных общностей, используйте эмпирические и/или статистические данные.

В заключении подчеркните приоритетность общечеловеческих ценностей в развитии духовной и нравственной культуры в условиях переориентации российского общества.

Тема 14. Социология образа жизни, свободного времени и досуга

План работы:

Введение

1. Содержание категории «образ жизни» и ее структура.

2. Значение свободного времени в жизни современного общества.

Заключение

Методические советы

Попытайтесь дать определение понятия «образ жизни». Рассмотрите его как социологическую категорию. Подчеркните, что образ жизни имеет свою специфику в зависимости от ряда условии. Все это должно быть кратко сказано во введении.

При рассмотрении первого вопроса опишите общие, особенные, отдельные условия, предопределяющие образ жизни населения: социально-экономические, социально-политические, географические. На образ жизни оказывают влияние тип поселения, уровень комфортности жилья, обычаи, традиции населения, географическая сфера, уровень развития производительных сил, занятость личности. Раскройте содержание понятий «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни» и установите особенности этих понятий.

Чтобы изложить второй вопрос, рассмотрите структуру свободного времени, установите различие понятий «свободное время», «досуг». Какие виды досуга предпочитают россияне? Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении изложите свои взгляды по вопросу о том, надо ли стремиться к формированию универсального образа жизни и нужно ли менять баланс между рабочим временем и досугом населения?

Тема 15. Социология общественного мнения

План работы:

Введение

1. Социальная природа и сущность общественного мнения, его функции.

2. Каналы формирования и выражения общественного мнения. Заключение

Методические советы

Во вводной части работы очень коротко изложите историю возникновения категории «общественное мнение», соотношение общественного мнения и общественного сознания.

В первом вопросе подчеркните, что общественное мнение — это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Проанализируйте характерные, для общественного мнения функции: экспрессивная, консультативная, директивная. Определите объект и субъект общественного мнения.

Второй вопрос темы предполагает анализ механизма возникновения общественного мнения, проблемы манипуляции общественным мнением, границы этих манипуляций на примере конкретных социологических исследований.

В заключении подчеркните роль средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Тема 16. Социально-территориальные общности. Город и деревня: их взаимосвязи и тенденции развития

План работы:

Введение

1. Город и деревня – основные формы поселенческих структур.

2. Основные направления и виды миграции в современных условиях.

Заключение

Методические советы

Во введении обозначьте роль расселения и миграции в современном обществе.

В первом вопросе проследите историю расселения и влияние географической среды и трудовой деятельности на этот процесс. При анализе процесса появления городов, урбанизации населения не забудьте сказать о противоречиях, что стояли и стоят на этом пути.

При изложении второго вопроса обратите внимание на появление новых форм миграции (беженцы и пр.) и изменение направления потоков миграции. Оцените миграционные потоки на территории России, нашего региона, проблемы, порождаемые миграцией на основе статистических и / или эмпирических данных.

В заключении можете изложить свои предложения по совершенствованию образа жизни горожанина или жителя деревни, по снижению интенсивности миграционных потоков на территории страны.

Тема 17. Социальная роль интеллигенции в российском обществе

План работы:

Введение

1. Структура и функции интеллигенции.

2. Научно-техническая интеллигенция как социально-профессиональная группа.

Заключение

Методические советы

Во введении дайте определение интеллигенции, попробуйте обозначить исторические корни появления данного термина.

В первом вопросе постарайтесь дать ответ на вопрос: Интеллигенция – это слой специалистов или духовная элита общества? Покажите, что в структуре интеллигенции могут быть выделены разные группы по следующим  основаниям:  а) занятия  умственным  или  физически  трудом;   б) работающие по найму или люди свободных профессий; в) по статусу образования; г) по значению прикладного знания. Обратите внимание на особенности формирования интеллигенции в советский период.

Во втором вопросе на примере эмпирических данных покажите границы научно-технической интеллигенции в структуре интеллигенции российского общества, структуру и функции этой социально-профессиональной группы.

В заключении дайте оценку той роли, которую играет российская интеллигенция в развитии общества.

Тема 18. Научно-педагогическая интеллигенция как социально-профессиональная группа

План работы:

Введение

1. Научно-педагогическая интеллигенция: понятие, сущность.

2. Вклад вузовской интеллигенции в социально-экономическое развитие региона.

Заключение

Методические советы

Во введении обоснуйте актуальность исследований, связанных с изучением вузовской интеллигенции. Обратите внимание на особое место, отводимое научно-педагогической интеллигенции в социально-экономических преобразованиях общества.

В первом вопросе раскройте понятие «научно-педагогическая интеллигенция», покажите состав, границы этой группы в структуре населения российского общества, структуру и функции этой социальной группы.

Во втором вопросе определите вклад научно-педагогической интеллигенции в развитие какой-либо локальной территории, региона, приведите статистические данные по численному составу вузовской интеллигенции, ее качественные характеристики. Сошлитесь на эмпирические данные.

В заключении дайте оценку той роли, которую играет научно-педагогическая интеллигенция в развитии региона (общества в целом).

Тема 19. Наркомания и ее социальный вред

План работы:

Введение

1. Девиантное поведение и формы его проявления.

2. Наркомания как форма негативного девиантного поведения.

Заключение

Методические советы

Во введении определите место наркомании в ряду других видов отклоняющегося (девиантного) поведения, обратите внимание на то, что в последнее время наркомания стала относительно массовым устойчивым социальным явлением.

В первом вопросе раскройте содержание понятия «девиантное поведение», опишите возможные причины и формы его проявления. Дайте определение наркомании как одной из форм девиантного поведения. Перечислите основные социальные причины и факторы, способствующие формированию предрасположенности личности к наркомании

Во втором вопросе с опорой на статистические и / или эмпирические данные опишите ситуацию в Волгограде (Волгоградской области), характеризующую состояние с наркоманией.

В заключении сформулируйте и обоснуйте вывод о том, что наркомания является социальной проблемой, сформулируйте предложения, направленные на уменьшение распространенности наркомании, особенно среди молодежи.

Тема 20. Алкоголизм и его социальные последствия

План работы:

Введение

1. Алкоголизм как форма негативного девиантного поведения.

2. Алкоголизм как социальная проблема.

Заключение

Методические советы

Во введении разведите понятия «пьянство» и «алкоголизм», дайте определение алкоголизму, покажите его место в ряду других видов девиантого (отклоняющегося) поведения.

В первом вопросе перечислите социальные причины и факторы, способствующие формированию предрасположенности личности к алкоголизму, покажите формы его проявления, приведите данные об уровне алкоголизации населения, объясните, чем опасна ранняя алкоголизация. Обратите внимание на такой феномен, который обозначается термином «пивной алкоголизм».

Во втором вопросе опишите ситуацию в Волгограде (Волгоградской области), характеризующую состояние с алкоголизмом населения. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными. Назовите негативные последствия алкоголизма для социума в целом.

В заключении сформулируйте и обоснуйте вывод о том, что алкоголизм является социальной проблемой, предложите меры по уменьшению распространенности алкоголизма среди населения, особенно среди молодежи.

Тема 21. Общество и социальные институты

План работы:

Введение

1. Понятие социального института. Процесс институционализации и развития институтов.

2.  Признаки, свойства, типы и функции социальных институтов.

Заключение

Методические советы

Во введении раскройте значение социальных институтов как инструментов социализации и регулирования социальных отношений в обществе. В первом вопросе обратите внимание на многообразие понятий социального института, дайте определение, отражающее ваше понимание социального института. Раскройте процесс институционализации, покажите, что современное российское общество, трансформируясь со временем, теряет ряд социальных институтов, а ряд институтов, проходя институционализацию, появляются, приведите примеры.

Во втором вопросе определите понятие функций, целей и задач социальных институтов, выделите и проанализируйте в первую очередь наиболее важные среди них. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении сделайте вывод о том что, социальные институты – это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества. Дайте перечень тех институтов российского общества, с развитием которых Вы связываете будущее нашей страны.

Тема 22. Социальная структура общества.

План работы:

Введение

1.  Понятие социальной структуры общества и социального неравенства.

2. Социальная структура современного российского общества как система групп и слоев.

Заключение

Методические советы

Во введении раскройте понятие «структуры» как относительно стабильных отношений, которые господствуют между обществом как целым «организмом» и его частями, и понятие «функции» как характера взаимодействия различных частей в процессе жизнедеятельности общества.

В первом вопросе важно раскрыть понятие социальной структуры общества, содержание основных подходов в изучении социальной структуры, представить социальное неравенство как характеристика относительного положения отдельных личностей и социальных групп.

Во втором вопросе приведите структуру населения России, Волгограда (Волгоградской области), дайте свой комментарий соотношения численности слоев, их границам, и т. д. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении сделайте вывод о том, что строение общества – это ключ к пониманию его устройства. Оцените социальную структуру региона.

Тема 23. Социальная стратификация и социальная мобильность

План работы:

Введение

1. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

2. Типы стратификационных систем.

Заключение

Методические советы

Во введении, основываясь на понятиях социальной структуры общества и социального неравенства, рассмотрите понятия «социальной стратификации» и «социальной мобильности».

В первом вопросе раскройте основное содержание теории социальной стратификации и социальной мобильности. Оцените вклад П. А. Сорокина в разработку данной теории.

Во втором вопросе подчеркните, что существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. Приведите наиболее распространенные типы стратификационных систем, покажите их достоинства и недостатки. Ответьте на вопросы: Как бы Вы определили стратификационную систему современного российского общества? Какие типы стратификационных систем представлены наиболее ярко? Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении акцентируйте внимание на том, что в обществе разворачивается символическая борьба за понимание принципов и границ социальной дифференциации. Оцените состояние стратификационной системы российского общества.

Тема 24. Личность и общество

План работы:

Введение

1. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. Понятие «социализации» личности, ее уровни и формы.

2. Социальный статус и социальные роли.

Заключение

Методические советы

Во введении раскройте характер взаимодействия общества и личности как диалектического процесса, в котором среда формирует человека и посредством воспитания – целенаправленного воздействия общества, и посредством стихийного воздействия на личность социальных явлений и процессов.

В первом вопросе, следует раскрыть понятие природы человека, соотношение природного и биологического в формировании социальных качеств человека, рассмотреть процесс социализации, определить основные детерминанты социализации выделить основные возрастные этапы, кризисы социализации.

Во втором вопросе раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль», покажите их взаимосвязь. Опишите свои статусы и те роли, которые вы исполняете наиболее часто. Дайте характеристику этим статусам и ролям. Приведите примеры.

В заключении сделайте акцент на значимость социальных взаимодействий человека и общества в процессах социализации для становления и развития личности, самоуважения человека в различных сферах жизнедеятельности, покажите важность формирования человека как гражданина.

Тема 25. Личность и общность

План работы:

Введение

1. Понятие и основные признаки социальных общностей. Типология социальных общностей.

3. Понятие «социальная группа». Классификация групп.

Заключение

Методические советы

Во введении коротко представьте относительно стабильные формы организации совместной жизни индивидов на основе социальных интересов и взаимодействий, подчеркните значимость общностей для каждого человека.

В первом вопросе сформулируйте ключевые определения темы, опишите основные признаки и функции социальных общностей, покажите многообразие социальных общностей, приведите примеры, четко выделяя основания для их классификации.

Во втором вопросе при определении понятия «социальная группа» необходимо указать на особенности данной категории, отличающие его от социальной общности. Поясните различия в терминах, подкрепите эти пояснения примерами. Отметьте, какое значение играют социальные группы в социальной структуре общества. Опишите, к каким социальным группам принадлежите Вы лично, какую роль играют эти группы в становлении  Вас как личности и специалиста (профессионала). Приведите примеры.

В заключении необходимо обозначить роль социальных групп в жизни каждого человека, который является членом значительного количества социальных групп. Оцените роль группы в становлении личности.

Тема 26. Социальные процессы как объект изучения социологии

План работы:

Введение

1. Социальный процесс: понятие и виды.

2. Социальные движения. Социальные реформы и революции.

Заключение

Методические советы

Во введении покажите взаимосвязь всех социальных процессов, противоречивость двух основных состояний общества – согласия и конфликта; покажите, что бурные социально-политические события конца XX века, делают изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки.

В первом вопросе покажите, что социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных действий и взаимодействий, дайте определение понятия социального процесса и рассмотрите его возможные виды.

Во втором вопросе укажите, что социальные движения понимаются как усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Дайте классификацию социальных движений, обратите особое внимание на такие типы движений как реформы и революции, проиллюстрируйте примерами из отечественного опыта. Какие социальные движения действуют на территории Волгоградской области (Волгограда)? Дайте их характеристику.

В заключении подчеркните, что развитие общества – сложное, многомерное и крайне противоречивое явление, состоящее из разнонаправленных или циклических процессов (трансформаций).

Тема 27. Власть как социальный институт

План работы:

Введение

1. Понятие социального института, его признаки, свойства, типы и функции.

2. Социальный институт власти. Типы власти.

Заключение

Методические советы

Во введении отметьте, что власть – это политический механизм самоорганизации общества, призванный создавать оптимальные условия для жизнедеятельности этого общества.

В первом вопросе дайте определение социального института, функций, целей и задач социальных институтов, выделите и проанализируйте в первую очередь наиболее важные среди них.

Во втором вопросе опишите власть как социальный институт, обозначьте его цель, задачи, функции, свойства и т. д. Приведите примеры реальной реализации функций в условиях российской практики. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из прикладных исследований.

В заключении сделайте вывод о значимости в нашей жизни такого социального института как власть, покажите его место и роль в ряду других социальных институтов, покажите отношение населения к институтам власти.

Тема 28. Основные виды конфликтов: проблемы и классификация

План работы:

Введение

1. Понятие, виды и функции конфликтов.

2. Способы разрешения конфликтов.

Заключение

Методические советы

Во введении напомните, что среди социологических теорий важное место занимает теория социальных конфликтов: концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера, конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа, общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.

В первом вопросе дайте определение конфликта, раскройте его функции (позитивные и негативные), покажите его виды. Порассуждайте о соотношении двух состояний общества: конфликт и согласие.

Во втором вопросе проанализируйте возможные способы разрешения конфликтов. Приведите конкретные примеры разрешения конфликтных ситуаций в отечественной практике (на уровне страны, региона и т. д.). Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и эмпирические данные исследований, выполненных в нашем регионе.

В заключении сделайте вывод о том, что общество как интегральная многоуровневая совокупность взаимодействующих социальных субъектов характеризуется различной степенью проявления согласия и конфликта.

Тема 29. Религия как институт культуры

План работы:

Введение

1. Социология религии в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера.

2. Структура и функции религии.

Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на то, что развитие культуры неразрывно связано с религией и социология религии как самостоятельное направление зародилась в рамках социологии в конце XIX века, дайте определение религии и опишите круг проблем, изучением которых в настоящее время занимается социология религии.

В первом вопросе раскройте основные положения социологии религии в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера. В случае необходимости, обратитесь к работам и других классиков.

Во втором вопросе перечислите основные элементы, которые выделяются в структуре религии, и те функции, которые она выполняет в обществе. Опишите, как функции, выполняемые религией в обществе, максимально полно реализуются конфессиями, расположенными на территории Волгоградской области (Волгограда), какова представленность этих конфессий в нашем регионе. Оцените влияние церкви на состояние современного российского общества.

В заключении подчеркните, что в истории социологии можно выделить два подхода в осмыслении роли религии: 1) негативный – отрицание религии и ее критика; 2) позитивный – признание пользы и необходимости религии.

Тема 30. Религиозная идентичность в современной России

План работы:

Введение

1. Религия как социальный институт.

2. Религиозная идентичность как персональный портрет человека современного общества.

Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на возросший интерес к исследованию идентичности вообще и религиозной в частности, поскольку именно тема идентичности – это тема, наиболее реагирующая на политические перемены в стране и в мире в целом.

В первом вопросе раскройте понятие религии, как одного из основных социальных институтов, обслуживающих потребности общества.

Во втором вопросе представьте религиозную ситуацию, складывающуюся на территории нашего региона, посмотрите на соотношение конфессий, численность верующих, разделяющих взгляды той или иной религии, и т. д. Приведите примеры социологических исследований, проиллюстрируйте ответ эмпирическими данными исследований.

В заключении подчеркните, что религия играет важную роль в обществе, призвана удовлетворять конкретные потребности человека. Оцените религиозную ситуацию в нашем регионе.

Тема 31. Глобальные проблемы современного общества

План работы:

Введение

1. Глобальные проблемы современности.

2. Влияние проблем мирового сообщества на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Заключение Методические советы

Во введении обратите внимание на взаимосвязанность всех социальных процессов, которые протекают в отдельных странах, взаимозависимость в сфере политики и экономики, что ведет к унификации обществ и необходимости сотрудничества при решении возникающих проблем.

В первом вопросе раскройте понятие «глобализация», перечислите основные глобальные проблемы современности, дайте их характеристику. Приведите конкретные примеры из мировой практики.

Во втором вопросе покажите, как влияют проблемы отношений России с другими странами на социально-экономическом развитии региона. Оцените соотношение проявления глобальных и локальных проблем на уровне региона. Проиллюстрируйте свой ответ ссылками на результаты социологических исследований, выполненных в Волгоградской области (Волгограде).

В заключении подчеркните, глобальные проблемы – это проблемы, которые характерны для всей мировой системы, а не являются проблемами отдельных ее частей.

Тема 32. Место России в мировом сообществе

План работы:

Введение

1. Мировое сообщество: понятие, сущность.

2. Место России в мировом сообществе.

Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на взаимосвязанность всех социальных процессов, которые протекают в отдельных странах, взаимозависимость в сфере политики и экономики, что ведет к унификации обществ и необходимости сотрудничества при решении возникающих проблем.

В первом вопросе раскройте понятие «мировое сообщество», покажите его социетальный характер. Опишите структуру мирового сообщества по И. Валлерстайну, рассмотрев «ядро», «полупериферию» и «периферию» мировой системы. Рассмотрите три разновидности,«исторических систем», которые он назвал мини-системами, мировыми империями и мировыми хозяйствами. Дайте характеристику каждой форме исторических систем

Во втором вопросе, опираясь на положения теории И. Валлерстайна, определите место России в мировом сообществе. Определите дальнейшие перспективы нашей страны. Подтвердите свою позицию ссылками на результаты социологических исследований, доступных публичному анализу.

В заключении, сформулируйте вывод о неоднозначности положения России в мировой системе, богатстве потенциала и степени его реализованности.

Тема 33. Социальный институт образования: оценка состояния, тенденции развития

План работы:

Введение

1. Образование как один из основных социальных институтов общества.

2. Оценка состояния института образования. Перспективы развития системы образования в современном российском обществе.

Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на то, что институт образования играет одну из важнейших ролей в развитии общества, социализации ее членов, поддержании ценностно-нормативной системы.

В первом вопросе раскройте основные положения теории социальных институтов, дайте характеристику системе образования как одному из социальных институтов общества.

Во втором вопросе оцените состояние современного института образования. Прокомментируйте свою оценку примерами, ссылками на результаты социологических исследований. Определите перспективы развития системы образования в современном российском обществе.

В заключении укажите основные тенденции развития как системы образования, как объекта подобного рода исследований.

Тема 34. Социальная стратификация, ее исторические типы, теории

План работы:

Введение

1. Теория социальной стратификации.

2. Исторические типы стратификационных систем.

Заключение

Методические советы

Во введении рассмотрите понятие «социальной стратификации».

В первом вопросе раскройте основное содержание теории социальной стратификации. Оцените вклад П. А. Сорокина в разработку данной теории.

Во втором вопросе подчеркните, что существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. Опишите типы стратификационных систем, которые встречались в истории человечества, покажите их достоинства и недостатки. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении, резюмируя материал, обозначьте, черты каких исторических типов стратификационных систем можно обнаружить в современном российском обществе.

Тема 35. Концепции социального прогресса (Г. Спенсер, К. Маркс)

План работы:

Введение

1. Социальные изменения в обществе. Представления Г. Спенсера и   К. Маркса о динамике социального развития. Критерии прогресса в их теориях.

2. Значимость критериев социального прогресса для описания динамики современного общества.

Заключение

Методические советы

Во введении укажите, что общество является динамической системой, изменение в которой происходит под воздействием целого ряда факторов, как внутренней, так и внешней природы.

В первом вопросе раскройте основные положения теории социальных изменений, приведите определения «прогресса» и «регресса», укажите, в чем проявляется та или иная направленность трансформации общества. Представьте подходы Г. Спенсера и К. Маркса, обозначьте, какие факторы социальных изменений являются в их понимании наиболее важными.

Во втором вопросе, опираясь на выделенные учеными критерии прогресса, оцените состояние современного общества. Используя данные социологических исследований, статистические показатели обоснуйте прогрессивность или регрессивность развития России.

В заключении укажите основное направление динамики социальных изменений в российском обществе, его позитивные тенденции и проблемы.

Тема 36. Мировое сообщество и мировая система: участники и структура.

План работы:

Введение

1. Определение мировой системы и мирового сообщества в терминах И. Валлерстайна.

2. Страны, региональные объединения стран, международные организации, транснациональные корпорации как участники мировой системы и характер их взаимодействий.

Заключение

Методические советы

Во введении необходимо подчеркнуть, что в современном обществе происходит усиление интеграционных тенденций, формируется единая глобальная экономика, благодаря современным средствам коммуникации облегчается взаимодействие между жителями разных стран, представителями разных культур и национальностей.

В первом вопросе необходимо обратиться к теории И Валлерстайна, описывающего разные типы мировых сообществ, такие как мини-системы, мировые империи, мировые хозяйства. Укажите на возможность применения системного подхода к изучению мирового сообщества. Дайте классификацию подсистем мировой системы по И. Валлерстайну – ядро, периферия, полупериферия.

Во втором вопросе, опираясь на представленную в первой части работы теорию, покажите, какое место в мировой системе занимают разные участники – отдельные страны, объединения стран, транснациональные корпорации. Особое внимание уделите месту России в мировом сообществе

В заключении отметьте роль глобальных процессов в обществе, укажите основные тенденции включения России в общемировые изменения.

Тема 37. Сетевое общество в информационную эпоху

План работы:

Введение

1. Концепция сетевого общества М. Кастельса. Роль информационных технологий в современном обществе.

2. Оценка возможности перехода России к сетевому обществу через уровень развития информационных технологий.

Заключение

Методические советы

Во введении уделите внимание современным тенденциям в развитии средств коммуникации, популярности Интернета, социальных сетей, мобильной связи, банковском обслуживании и т.д.

В первом вопросе раскройте основные положения теории сетевого общества, укажите основные признаки, выделяемые М. Кастельсом, обозначьте степень выраженности этих признаков.

Во втором вопросе оцените перспективы России в переходе к сетевому обществу, опираясь на данные социологических исследований, статистики о доступности Интернета, его стоимости для жителей страны, наличии компьютеров в школах, семьях, популярности удаленной работы среди россиян и т.д.

Завершая работу, укажите основные перспективы развития России как современного информационного сетевого общества, проблемы, выявленные вами в ходе анализа.

Тема 38. Концепции социального прогресса (Б. Белл, О. Тоффлер)

План работы:

Введение

1. Социальные изменения в обществе. Представления Д. Белла и О. Тоффлера о динамике социального развития. Критерии прогресса в их теориях.

2. Значимость критериев социального прогресса для описания динамики современного общества.

Заключение

Методические советы

Во введении укажите, что общество является динамической системой, изменение в которой происходит под воздействием целого ряда факторов, как внутренней, так и внешней природы.

В первом вопросе раскройте основные положения теории социальных изменений, приведите определения «прогресса» и «регресса», укажите, в чем проявляется та или иная направленность трансформации общества. Представьте подходы Д. Белла и О. Тоффлера, обозначьте, какие факторы социальных изменений являются в их понимании наиболее важными.

Во втором вопросе, опираясь на выделенные учеными критерии прогресса, оцените состояние современного общества. Используя данные социологических исследований, статистические показатели обоснуйте прогрессивность или регрессивность развития России.

В заключении укажите основное направление динамики социальных изменений в российском обществе, его позитивные тенденции и проблемы.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика