Задание №4. SWOT-анализ и разработка стратегических направлений деятельности предприятия
Узнать стоимость этой работы
25.10.2013, 17:46

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ

Получить практические навыки проведения совместного анализа внешней и внутренней среды предприятия (на примере SWOT-анализа), по результатам анализа разработать стратегические направления деятельности предприятия.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. Оценить корпоративный профиль моделируемого предприятия, оценив степень воплощения и важности отдельных сильных и слабых сторон и рассчитав интегральный коэффициент.

2. Заполнить матрицу первичного стратегического анализа. Матрица первичного стратегического анализа предназначена для сопоставления сильных и слабых сторон моделируемого предприятия с возможностями и угрозами внешней среды. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:

v  какие сильные стороны позволят предприятию реализовать возможности;

v  какие сильные стороны предприятия позволят избежать негативного воздействия угроз или сгладят его;

v  какие слабые стороны предприятия не позволят реализовать возможности или станут существенным препятствием;

v  какие слабые стороны предприятия усугубят негативное воздействие угроз.

3. Разработать матрицу возможностей и матрицу угроз, оценив силу воздействия возможностей и угроз на деятельность предприятия,
а также вероятность их возникновения (все возможности и угрозы предприятия носят вероятностный характер).

4. Выявить 2-3 наиболее перспективные возможности, обосновать их значимость для дальнейших разработок. Указанные возможности могут быть положены в основу разработки стратегии предприятия.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Студенты формируют окончательный перечень сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз. Важно проверить его на непротиворечивость, поскольку рассматриваемое моделируемое предприятие объект – не реальный.

SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса, определении возможностей развития и достижения миссии предприятия в сложившихся рыночных условиях.

1. Оценка корпоративного профиля предприятия

Первый этап SWOT-анализа заключается в исследовании предприятия, его внутренней среды и характеристик, описывающих функционирование компании на рынке. Основой для оценки сильных и слабых сторон предприятия является анализ корпоративного профиля.

Корпоративный профиль – это совокупность характеристик предприятия, многоаспектно описывающих его деятельность, ресурсы, компетенции и прочее.

Оценки воплощения характеристик даются по 10-балльной системе (при этом оценка слабостей дается с отрицательным знаком, оценка сильных сторон – с положительным знаком).

По каждой из характеристик корпоративного профиля предприятия указывается весовой коэффициент, определяющий ее важность для формирования конкурентоспособности предприятия (вес задается в пределах от 0 (совершенно неважно) до 1 (абсолютно важно)).

На основе параметров «Оценка воплощения характеристик» (ОСh) и «Оценка важности характеристик» (ОV) определяется ранг каждой характеристики:

.

Ранг характеристики корпоративного профиля позволяет определить ее вклад в формирование конкурентоспособности предприятия с учетом значимости этой характеристики.

В заключение первого этапа SWOT-анализа проводится интегральная оценка корпоративного профиля предприятия, исходя из его сил и слабостей:

.

Если оценка корпоративного профиля OK отрицательна, то на предприятии преобладают слабости, положительна – преобладают
силы.

На основе результатов анализа микросреды и внутренней среды предприятия студенты должны определить сильные и слабые стороны, структурированные по основным типам входов деловых процессов предприятия. Фрагмент оценки корпоративного профиля представлен в приложении 4.1.

В зависимости от оценок воплощения и оценок важности характеристики корпоративного профиля могут быть разделены на четыре группы (рис. 4.1):

·  «высокоценные активы компании» – сильные стороны предприятия, характеризующиеся большой важностью для обеспечения успешности деятельности предприятия на рынке и значительным воплощением (правый верхний квадрант);

·  «бесполезные усилия» – сильные стороны предприятия, характеризующиеся высокой степенью воплощения, но недостаточно важные для обеспечения успеха предприятия на рынке (правый нижний квадрант);

·  «проблемы, требующие решения» – слабые стороны предприятия, отсутствие которых могло бы положительно сказаться на конкурентоспособности предприятия на рынке (левый верхний квадрант);

·      «балласт» – слабые стороны предприятия, не играющие большой роли в обеспечении конкурентоспособности предприятия (левый нижний квадрант).

Данный метод носит название анализа закрепления (один из методов BZB-анализа). Пользуясь анализом закрепления, студентам необходимо определить, в какую группу попадают силы и слабости предприятия, и выявить, каким характеристикам корпоративного профиля нужно уделить первостепенное внимание.

Рис.4.1. Анализ закрепления сильных и слабых сторон предприятия по кадровым ресурсам

На основании построенных графиков закрепления студенты должны сделать вывод о наиболее сильных сторонах деятельности предприятия, которые могут быть положены в основу разработки стратегии развития, и слабых сторонах, требующих немедленного устранения.

2. Разработка матрицы первичного стратегического анализа

Второй этап SWOT-анализа заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами предприятия. На этом этапе строится так называемая «сопоставительная матрица» (в разных источниках она представлена по-разному), основной смысл которой состоит в выявлении:

·   позволяют ли сильные стороны воспользоваться открывающимися возможностями с выгодой для предприятия (сильные стороны – возможности),

·   насколько слабые стороны «тормозят» развитие предприятия и не дают возможности использовать благоприятную ситуацию (слабые стороны – возможности),

·   способствуют ли сильные стороны защите от внешних угроз (сильные стороны – угрозы),

·    насколько слабые стороны делают предприятие уязвимым для внешнего неблагоприятного воздействия (слабые стороны – угрозы).

Схема сопоставительной матрицы SWOT-анализа представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сопоставительная матрица SWOT-анализа

Корреляционная SWOT-матрица

Внешняя среда

 

O – Возможности

T – Угрозы

СУММА

S – Сильные

стороны

1. Компетентность

    сотрудников

Х

 

Х

Х

 

Х

9

2. Обмен опытом между

    сотрудниками

Х

 

 

 

 

Х

5

6. Средняя заработная плата

 

 

 

Х

 

 

5

  18. Оснащенность рабочих

      мест

Х

 

Х

Х

 

Х

8

23. Качество услуг

Х

 

Х

Х

 

Х

10

Окончание табл. 4.1

Корреляционная SWOT-матрица

Внешняя среда

 

O – Возможности

T – Угрозы

СУММА

 

26. Понимание руководством

       важности долгосрочного

      взгляда на управление

 

 

Х

 

 

 

1

СУММА

14

 

16

19

 

16

 

W – Слабые

стороны

 1. Отсутствие системного

     управления бизнесом

Х

 

Х

Х

 

 

13

 4. Неравномерность загрузки

    персонала работой

 

 

 

 

 

 

4

  10. Отсутствие системы мотива-

        ции сотрудников

 

 

 

 

 

 

2

21. Большая сложность системы

      документооборота

 

 

 

 

 

 

2

43. Отсутствие системы

      стратегического управления

 

 

Х

Х

 

Х

8

СУММА

17

 

26

39

 

21

 

 

На основании результатов первичного стратегического анализа студенты должны сделать выводы.

3. Разработка матриц возможностей и угроз

Для исследования принимаются возможности и угрозы, способные оказать наибольшее влияние на деятельность предприятия (см. табл. 3.6).

Необходимо составить матрицы возможностей и угроз, примеры которых представлены в табл. 4.2 и 4.3.

Таблица 4.2

Матрица возможностей предприятия

ВОЗМОЖНОСТИ

Вероятность появления Pпоявл. в периоде

Краткосрочном (до 1 года)

Среднесрочном (от 1 до 5 лет)

Долгосрочном (более 5 лет)

1. Появление новых   заказчиков в различ ных отраслях промышленности

0,55

0,70

0,85

Окончание табл. 4.2

ВОЗМОЖНОСТИ

Вероятность появления Pпоявл. в периоде

Краткосрочном (до 1 года)

Среднесрочном (от 1 до

5 лет)

Долгосрочном (более

5 лет)

2. Проникновение

    в зоны влияния конкурентов

0,38

0,60

0,75

4. Налоговые льготы для проектных и изыскательских организаций

0,15

0,20

0,20

7. Выход и расширение деятельности на рынках стран ближнего зарубежья

0,25

0,40

0,55

 

Таблица 4.3

Матрица угроз предприятия

УГРОЗЫ

Вероятность появления Pпоявл. в периоде

Краткосрочном (до 1 года)

Среднесрочном (от 1 до 5 лет)

Долгосрочном (более 5 лет)

1. Активизация деятельности основных конкурентов в Сибирском регионе

0,45

0,60

0,75

3. Повышение требовательности со стороны сущест- вующих клиентов

0,55

0,65

0,80

8. Ужесточение условий получения ли-цензий

0,05

0,15

0,25

 

Для дальнейшего анализа выбираются возможности и угрозы, появление которых наиболее вероятно. Для долгосрочного периода порог вероятности принимаем на уровне 50 %.

4. Выбор наиболее перспективных возможностей предприятия

В основу разрабатываемой стратегии предприятия закладываются возможности, возникновение которых окажет наиболее существенное влияние на деятельность предприятия и вероятность возникновения которых достаточно высока. При этом моделируемое предприятие должно иметь как можно более полный перечень компетенций (сильных сторон), позволяющих реализовать представившиеся возможности (аналогично и перечень слабых сторон в отношении наиболее перспективных возможностей должен быть ограниченным).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика