НГУЭУ, проблемы современного общества (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
13.02.2024, 11:32

Таблица выбора варианта контрольной работы

Номер варианта

Последняя цифра номера зачетной книжки магистранта

Вариант №1

0

Вариант №2

9

Вариант №3

8

Вариант №4

7

Вариант №5

6

Вариант №6

5

Вариант №7

4

Вариант №8

3

Вариант №9

2

Вариант №10

1

Структура контрольной работы.

1. Титульный лист.

2. Теоретическая часть.

2.1. Текст теоретического задания.

2.2. Ответ на теоретическое задание.

3. Практическая часть.

3.1. Текст ситуационного задания.

3.2. Ответ на ситуационное задание.

4. Список литературы, используемый для написания контрольной работы.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1.

Теоретическое задание.

Информационная революция: перспективы, опасности, пределы виртуализации и цифровизации.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует раскрыть механизмы влияния современных информационно-коммуникационных технологий на формирование картины мира человека XXI века, его самоидентификацию и восприятие окружающей социальной реальности. Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы:

1. Каковы ключевые характеристики произошедшей информационной революции?

2. Виртуальная реальность – это симуляция реальной социальной жизни или ее новая грань?

3. В чем выражается влияние виртуализации социальной активности людей на общественные процессы и институты?

4. Как развиваются онлайн-сообщества и каково их влияние на традиционные формы социального взаимодействия?

5. Какова роль СМИ в современном мире?

Ситуационное задание.

Томаш Седлачек в работе «Экономика добра и зла: в поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит» задает вопрос: «У щитовой рекламы есть и ценность, и цена, в то время как прекрасный пейзаж (который она может заслонить) имеет лишь ценность. И что же делать? Как найти равновесие?». Исследуйте ответ автора книги и аргументированно сформулируйте вариант ответа, наиболее близкий вашим убеждениям.

 

Вариант 2.

Теоретическое задание.

Урбанизация и проблемы современного города.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует выявить основные причины урбанистических процессов, происходящих в современном мире, дать им общую характеристику и предложить свой взгляд на решение проблем города. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В чем причины возникновения феномена урбанизации?

2. Каковы основные характеристики глобального (мирового) города?

3. Почему для современных городов актуальны проблемы экологии, дефицита ресурсов, социального неравенства?

4. Как транснациональная миграция влияет на развитие городов?

5. Каковы издержки социально-экономической структуры современных агломераций и можно ли их преодолеть?

Ситуационное задание.

Маршалл Маклюэн в книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» выделяет горячие и холодные средства современной коммуникации. Он буквально утверждает, что «есть основной принцип, отличающий такое горячее средство коммуникации, как радио, от такого холодного средства, как телефон, или такое горячее средство коммуникации, как кино, от такого холодного средства, как телевидение». На основании каких характеристик происходит данное деление средств коммуникации? В чем его смысл?

 

Вариант №3.

Теоретическое задание.

Проблема гендерного неравенства в современном обществе.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует раскрыть суть проблем обеспечения гендерного равенства в морали, праве, экономике, политике и общественной практике в целом. При рассмотрении данной проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Почему во взаимодействии людей в публичном пространстве проявляются гендерные различия?

2. Должны ли гендерные особенности определять профессию, доступ к власти и большой политике, регламентировать требования, предъявляемые человеку обществом?

3. Диктует ли гендерное положение человека модели поведения в брачно-семейных отношениях?

4. Влияет ли гендер на условия, предлагаемые на рынке труда и возможность карьерного роста?

5. Существуют ли способы ликвидации гендерного неравенства в семье и обществе? Как преодолеть гендерные стереотипы?

Ситуационное задание.

Джейн Джекобс в книге «Смерть и жизнь больших американских городов» описала случай, произошедший в одном из жилых массивов Нью-Йорка в 1958 году. Там накануне Нового года установили три праздничные ёлки. «Главная из них, высокая, стройная и настолько громоздкая, что её с трудом привезли, была водружена на внутренней «улице» массива – в благоустроенной центральной торгово-прогулочной зоне. Две другие ёлки, примерно в человеческий рост и нетяжелые, установили на маленьких площадках по углам массива, где он примыкает к оживлённой авеню и к столь же оживлённым поперечным улицам старого города. В первую же ночь большая ёлка и все висевшие на ней украшения были украдены. А две маленькие со всеми игрушками и лампочками, напротив, оставались нетронутыми, пока их не убрали после Нового года». Почему так произошло и какие требования, по мнению автора, должны соблюдаться, чтобы улица большого города оставалась безопасной? Работают ли они, по вашему мнению, в реалиях современного мегаполиса?

 

Вариант 4.

Теоретическое задание.

Потребление как доминирующий социальный процесс.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует раскрыть суть общества потребления, его ключевые характеристики и основные подходы к его изучению. При изложении этой проблемы магистрант должен ответить на следующие вопросы:

1. Какие особенности в современном обществе приобретает феномен потребления с экономических, социальных и культурных позиций?

2. Как формируется и какое значение имеет идентичность потребителя?

3. Какие атрибуты пространства для потребления наиболее востребованы сегодня? Какие потребительские практики порождают серьезные последствия?

4. Бренды, тренды и гламур – стиль жизни или способ поддерживать индустрию роскоши?

5. Приводит ли культ потребления к дегуманизации общества? Произошла ли смена ценностей?

Ситуационное задание.

Исследователи гендерного неравенства указывают на феномены профессиональной гендерной сегрегации. Так, за последнее столетие произошла тотальная феминизация профессии учитель. Например, по данным Статистической комиссии ООН женщины доминируют среди учителей начальной школы во всех регионах земного шара за исключением Африки. Каковы причины этого явления? Приведите примеры других профессий, подвергшихся гендерной сегрегации, сформулируйте ваше отношение по данному вопросу.

 

Вариант 5.

Теоретическое задание.

Роль социальных сетей в жизни современного общества.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует раскрыть сетевой взгляд на организацию современного общества, исследовать противоречия, опасности и возможности, порождаемые социальными сетями. При изложении этой темы необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Почему социальная организация по принципу сети является востребованной? Каковы ее ключевые характеристики?

2. Какие основные направления исследования феноменов сетевой природы сложились в науках об обществе и человеке?

3. Какие проблемы порождает сетевое общество?

4. Как глобальная паутина изменила социальное пространство?

5. Возможно ли контролировать сеть интернет?

Ситуационное задание.

В книге «Общество потребления» Жан Бодрийяр, рассуждая о гаджетах, задает вопрос: где кончается Полезное и начинается Неполезное? В контексте этого вопроса «всякое производство и расход за пределами жесткого выживания могут быть оценены как расточительство». Расточительство же названо им «противоречивое изобилие». Почему? Можно ли, опираясь на представления Бодрийяра, провести грань между полезными и неполезными современными гаджетами?

 

Вариант 6.

Теоретическое задание.

Глобализация как многоаспектный процесс трансформации современного общества.

Методические указания к теоретическому заданию.

При написании контрольной работы следует раскрыть суть глобализации как мировой взаимосвязанности, взаимопроникновения и взаимозависимости всех ключевых аспектов современной жизни. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В чем суть глобализации и каковы ее основные причины?

2. Какие основные направления исследования глобализации сложились на современном этапе?

3. Глобализация приводит к  культурной унификации или, напротив, стимулирует разнообразие и толерантность?

4.  Что такое глокализация? Каковы основные идеи в рамках концепции глокализации?

5. Почему все чаще ставятся под сомнение и оспариваются идеи глобальной экономики, глобальной культуры и глобальной цивилизации?

Ситуационное задание.

Американский социолог Чарльз Кадушин в книге «Понимание социальных сетей: теории, концепции и выводы» рассуждает: «Социальные сайты в сети имеют глубокие последствия. Пусть число «друзей» у вас в вашем профиле скромное – 100. Если ни один из них не является другом другого, то в два шага у вас есть доступ к 10 000 человек (100 раз по 100), которые также могут связаться с вами. В три шага удалены от вас 1000000 (100 раз по 10000). Вскоре весь мир является потенциальным другом, к счастью или к несчастью. Неудивительно, что к вам в друзья добавляются люди, о многих из которых вы никогда раньше не слышали». Можно ли, основываясь на достижениях анализа социальных сетей, утверждать, что каждый из этих людей откликнется на вашу просьбу о помощи? Кто, согласно исследованию другого теоретика анализа социальных сетей Марка Грановеттера «Сила слабых связей», с большей вероятностью вам поможет, например, в поиске работы и почему?

 

Вариант 7.

Теоретическое задание.

Нарушение устоявшегося социального порядка: пандемия COVID-2019.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует выявить основные социальные проблемы, потрясшие мир в связи с пандемией COVID-2019, а также проанализировать новые социальные практики солидарности, участия и взаимопомощи, выработанные в критической для общества ситуации. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В чем заключаются социальные, экономические, политические, культурные особенности пандемического кризиса?

2. Каковы краткосрочные и долгосрочные последствия «отключения» многих областей общественной жизни?

3. Какие социальные проблемы обнажила пандемия COVID-2019?

4. Как и почему сформировались новые практики солидарности? Как солидарность реализовывалась на различных уровнях (индивидуальном, коллективном, государственном; местном, национальном, транснациональном, международном)?

5. Чем, по вашему мнению, порождаются конфликты на фоне политической и социальной динамики, вызванной столкновением с вирусом (сторонники и противники вакцинации; соблюдающие и игнорирующие правила и т.п.)?

Ситуационное задание.

Иммануил Валлерстайн в статье «Глобализация или переходный период?» писал о том, что утверждение доказанной глобализации есть «громадная ошибка современной действительности». Благодаря этому утверждению мы «неправильно понимаем тот исторический переломный период, во время которого мы живем». В чем же, по мнению Валлерстайна, состоит заблуждение и как следует понимать глобализацию «правильно»?

 

Вариант 8.

Теоретическое задание.

Трансформация семьи как социального института.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует проанализировать тенденцию расширения представлений о семье, изменение ее функций в обществе и влияние происходящих процессов на социальную жизнь. При написании контрольной работы по данной теме необходимо ответить на следующие вопросы.

1. В чем заключается роль семьи для развития современного общества?

2. Как взаимосвязана семья с моралью, религией, правом?

3. Влияют ли социальные роли, отношения собственности, хозяйственная деятельность, условия повседневного, бытового существования в семье на ее место и функции в обществе?

4. Как за полвека изменились семейные ценности, представления современных людей относительно института семьи?

5. Влияет ли распространение альтернативных видов брачно-семейных отношений (конкубинат (сожительство), гостевой, однополый, сознательно бездетный браки) на состояние современного общества?

Ситуационное задание.

Социологи, предложившие «теорию разбитых окон», Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг задались вопросом: что чаще всего пугает людей в общественных местах? «Многих граждан, конечно, в первую очередь пугает преступность, особенно преступление, связанное с внезапным, жестоким нападением незнакомца. Этот риск очень реален, как в Ньюарке, так и во многих крупных городах. Но мы склонны не обращать внимания или забывать о другом источнике страха – страхе быть побеспокоенным беспорядочными людьми. Не жестокие люди, и не обязательно преступники, но люди с дурной репутацией, вспыльчивые или непредсказуемые: попрошайки, пьяницы, наркоманы, буйные подростки, проститутки, бездельники, психически неуравновешенные»… Опасно ли отсутствие порядка в городской среде и связан ли беспорядок с криминальной картиной, складывающейся в большом городе?

 

Вариант 9.

Теоретическое задание.

Миграционный кризис в современном мире: причины и последствия.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует выявить политические, культурные, социально-экономические истоки миграционных процессов, происходящих в современном мире, определить их воздействие на основные сферы жизни общества. Для раскрытия данной темы магистрант должен ответить на следующие вопросы:

1. Как и благодаря чему изменилась мобильность людей за последние сто лет?

2. Каковы ключевые характеристики современной миграции?

3. Почему международная миграция стала дестабилизирующей общественной проблемой?

4. Почему возник глобальный дискурс, криминализирующий мигрантов и беженцев?

5. Как миграционные процессы отражаются на национальной культуре и определяют государственную политику? Каковы позитивные последствия миграции?

Ситуационное задание.

В книге «Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры)» Алексей Николаевич Ильин рассуждает: «Мода и реклама – явления, давно известные человечеству. Они существовали всегда, на разных этапах развития общества, просто раньше, несмотря на их существование внутри культурных традиций, им практически не уделяли никакого внимания. Однако само отсутствие понятий «мода» и «реклама» внутри научного языка совсем не указывало на отсутствие таковых тенденций внутри человеческой культуры. В последнее время рекламе как виду профессиональной деятельности придается огромное значение; например, в университетах открываются такие специальности, как реклама и PR». Возникает вопрос: почему эти явления приобрели новый статус и как мода и реклама связаны с массовой культурой?

 

Вариант 10.

Теоретическое задание.

Массовая культура как трансформация духовной сферы общества.

Методические указания к теоретическому заданию.

В контрольной работе следует проанализировать феномен массовой культуры, истоки ее появления, расцвета и господства в современном обществе. Необходимо определить характеристики массовой культуры, порождаемые ей проблемы и особенности формируемого массового сознания. Для раскрытия данной темы магистрант должен ответить на следующие вопросы:

1. Что понимается под массовой культурой и каковы причины ее возникновения в ХХ веке? Противопоставлена ли массовая культура высокой (элитарной) культуре?

2. Каковы основные характеристики «человека массовой культуры»?

3. Что отличает продукт массовой культуры и как он встроен в общество потребления?

4. Можно ли рассматривать массовую культуру как особое коммуникационное поле?

5. Способна ли  массовая культура выстраивать диалог национальных культур и организовывать циркуляцию смыслов?

Ситуационное задание.

На основании исследования старшего научного сотрудника УрО РАН Михаила Сергеевича Каменских «Мигранты и стереотипы о мигрантах в общественном пространстве российского мегаполиса» можно утверждать, что местные жители склонны к завышению масштабов миграции. В разы преувеличивается численность мигрантов, их роль на рынке труда и в региональной экономике в целом. Объясните, что повлияло на установление этого общественного стереотипа?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика