БашГУ, история государства и права России (рабочая тетрадь)
Узнать стоимость этой работы
17.12.2020, 11:44

ЧАСТЬ 1.

ТЕМА 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО IX-XIV ВЕКА

1. Что говорит «Повесть временных лет» о том, как возникло государство у восточных славян? Изложите норманнскую теорию по версии Г.Ф. Миллера, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, Б.А. Рыбакова.

2. Изобразите в виде схемы систему сюзеренитета-вассалитета, сложившуюся в Древнерусском государстве. Почему система управления в Древнерусском государстве характеризовалась как дворцово-вотчинная система, десятичная система?

3. В Киеве ночью произошло преступление. В дом к боярину, при полном доме «боярских детей», залезли воры. Их поймали на месте преступления. Они украли коня. Как следует поступить с ворами, чтобы они понесли достойное наказание, и что это будет за наказание, в соответствии с «Русской правдой», Новгородской и Псковской судными грамотами. Как должен происходить суд над виновными? Рассмотрите виды наказания, если преступники были из:

А) холопов, челяди;

Б) смердов;

В) свободных людей

4. Правовая система Древнерусского государства регулировала нормы:

Гражданского права

Уголовного права

Уголовного и гражданского процесса

 

 

 

5. Тест

1. Формы собственности на землю в Киевской Руси:

А) личные участки земли;

Б) домен князя;

В) вотчина бояр;

Г) ничейная земля;

Д) общинные земли.

2. Какой титул киевского князя свидетельствовал о силе и независимости древнерусского государства в IX в.?

А) каган;

Б) хан;

В) король.

3. Какое историческое событие произошло на Руси в 862г., согласно «Повести временных лет»?

А) поляне отказались платить дань хазарам;

Б) призвание Рюрика с варягами в Новгород;

В) Олег «сел» на княжение в Киеве.

4. Форму общественных отношений славян в VII-VIII вв. можно определить как:

А) военную демократию;

Б) родоплеменные отношения;

В) рабовладельческие отношения;

Г) раннефеодальные отношения.

5. Назовите основные признаки «военной демократии» - формы общественных отношений в VII-VIII вв.:

А) равное участие мужчин и женщин в управлении родовой общины;

Б) участие мужчин племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения;

В) социальная дифференциация; разложение родоплеменных отношений;

Г) народное ополчение и социальная дифференциация.

6. Назовите дату принятия христианства Русью:

А) 988 г.;

Б) 867 г.;

В) 998 г.

7. Назовите первый законодательный акт в истории России.

А) Устав Владимира Мономаха;

Б) Русская правда Ярослава Мудрого;

В) Русская правда Ярославичей.

8. По форме правления Киевская Русь была:

А) феодальной республикой;

Б) абсолютной монархией;

В) раннефеодальной монархией;

Г) демократической республикой.

 

Тема 2. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ XIII-XV ВВ.

1. Татаро-монгольское иго на территории древнерусского государства заключалось в:

2. Тест

1. Кто из русских князей в середине XIII в. был инициатором создания антиордынского союза русских князей?

А) Александр Невский;

Б) Ярослав Всеволодович;

В) Даниил Галицкий.

2. Какие рыцарские ордена участвовали в расширении католической экспансии в Прибалтике и Северо-Западных землях Руси?

А) Орден Тамплиеров;

Б) Орден меченосцев;

В) Тевтонский орден;

Г) Ливонский орден;

Д) Мальтийский орден.

3. Дань, установленная Золотой Ордой для русских земель, называлась:

А) полюдье;

Б) выход;

В) урок;

Г) ясак.

4. В 1373 году произошло «розмирье» великого князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, потому что московский князь ….

А) отказался выплачивать дань в увеличенном размере;

Б) объявил о политической независимости;

В) из-за личной ссоры;

Г) заключил мирный договор с Золотой Ордой.

5. Первое антиордынское восстание произошло в ___ году в городе ____ . Его возглавил ___.

6. Ярлык на великое княжение первых получил

А) Александр Невский;

Б) Михаил Ярославович Тверской;

В) Ярослав Всеволодович;

Г) Иван Калита.

7. Столицей Золотой Орды стал город ….

А) Казань;

Б) Сарай;

В) Астрахань;

Г) Каракорум.

8. Что означает термин «басма»?

А) пластина, которую выдавали монгольские ханы как верительную грамоту;

Б) вид холодного оружия;

В) налог на торговлю, который платили русские земли Золотой Орде.

 

ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА XIII-XV ВВ.

1. При каких условиях Литва и Тверь могли бы одолеть Москву и объединить Восточную Европу? Почему Новгород, на тот период более богатый и многолюдный, не стал центром объединения русских земель?

Задание 2. Заполните таблицу «Государство в XIII –XV вв.

Территориальные изменения

Социальные группы населения

Изменения во дворцово-вотчинной системе управления

Административно-территориальное деление и местное управление

Новация в области судопроизводства и судебной системы

Церковные преобразования*

         1

      2

      3

           4

         5

        6

 

 

 

 

 

 

* Подсказка: перечисление преобразований необходимо начать с события, произошедшего в истории церкви в 1299 г.

Набор ответов

1. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву митрополитом Феогностом.

2. Приток населения в земли Северо-Восточной Руси.

3. Расширение феодального землевладения.

4. Появление частной собственности на землю.

5. Закрепление как юридической нормы наказания – смертной казни.

6. Выгодное торговое положение.

7. Распад родовой общины, ее имущественное расслоение.

8. Политический сепаратизм местных князей.

9. Разгром монголо-татарами «старых» крупных городов.

10. Применение «облихования».

11. Слабость и нерегулярность торговых связей.

12. Выгодное географическое положение Москвы в центре освоенного земледельческого района.

13. Образование племенных союзов.

14. Необходимость для феодалов оперативного подавления народных движений и восстаний.

15. Умелая политика династии московских князей.

16. Рост экономического могущества местных феодалов.

17. Удаленность от Золотой Орды.

18. Появление соседской общины.

19. Появление розыскного судопроизводства.

20. Ослабление роли Киева после набегов кочевников.

21. Законодательство регламентирует договор займа.

22. Существование двух категорий свидетелей – видоков и послухов

Набор ответов

1. Расширение поместного землевладения.

2. Потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных восстаний.

3. Необходимость ликвидации таможенных границ между княжествами для создания благоприятных условий для развития торговли.

4. «Наивный монархизм» крестьянства, вера в доброго князя (царя), защищающего интересы народа.

5. Необходимость борьбы за национальную независимость.

6. Дальновидная политика династии московских князей.

7. Потребность служилого дворянства в могущественном и богатом князе, раздающем поместья за службу.

8. Постепенное нарушение натуральности сельскохозяйственного производства.

9. Потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, способной ограничить произвол феодалов, способной обеспечить условия для обмена товарами, способной обеспечить независимость страны.

10. Углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства.

11. Превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву.

12. Превращение Московского княжества в общенациональный центр, поднявший знамя освободительной борьбы. Потребность феодалов в закреплении рабочих рук.

13. Необходимость введения единой денежной системы, единых мер веса, объема и длины для обеспечения благоприятных условий развития торговли.

14. Рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров.

3. Когда появилась государственная идеология «Москва - третий Рим»? Какие цели преследовал человек, придумавший эту идею? Почему до Ивана Грозного эта идея редко звучала на Руси?

4. Тест

1. Назовите альтернативный Москве центр объединения русских земель:

А) Новгород;

Б) Литва;

В) Тверь;

Г) Киев;

Д) Владимир.

2. Укажите, какие причины привели к:

А) образованию Древнерусского государства;

Б) распаду территории Киевской Руси;

В) укреплению и возвышению Московского княжества.

3. При Иване III был принят:

А) Судебник 1497г.;

Б) Судебник 1550г.;

В) Стоглав 1551г.;

Г) Соборное уложение 1649г.

4. Автором теории «Москва третий Рим» был:

А) Иов;

Б) Филофей;

В) Макарий;

Г) Сергей Радонежский.

5. Укажите, какие признаки, процессы и особенности характеризуют:

A) экономические;

Б) социальные;

B) политические предпосылки образования единого Русского государства в XV— первой трети XVI в.

 

ТЕМА 4. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

1. Составьте хронологическую таблицу «Этапы закрепощения крестьян XII–XVIII вв.»

Дата

Юрид. акт

Правитель

Мера

Категория крестьянства

     1

       2

              3

       4

                     5

 

 

 

 

 

2. В чем состояла сущность опричнины, и каковы ее итоги?

3. Заполните таблицу «Реформы в системе управления Российского единого государства, проведенные царской властью в XVI-XVII вв.».

Правитель

Реформы в сфере управления

Иван IV

(1533-1584)

 

Федор Иоаннович (1584-1598)

 

Борис Годунов (1598-1605)

 

Лжедмитрий I

(1605-1606)

 

Василий Шуйский (1607-1610)

 

«Семибоярщина» (1610-1613)

 

Михаил Федорович (1613-1645) Романов

 

Алексей Михайлович(1645-1676)

 

Федор Алексеевич (1676-1682)

 

Софья (период регентства 1682-1689)

 

4. Тест

1. Укажите, каким историческим термином называется:

а) крестьянин, купленный к заводу, мануфактуре;

б) смерд, попавший в зависимость от владельца земли за ссуду деньгами, зерном и др.;

в) налог, который платил каждый мужчина, принадлежавший к податным слоям населения;

г) работа крестьянина со своим инвентарем в барском хозяйстве;

д) время, когда запрещался уход крестьянина от феодала;

е) плата крестьянина продуктами или деньгами за правопользования землей, принадлежащей феодалу;

ж) время, в течение которого феодал мог искать и возвращать беглого крестьянина;

з) плата крестьянина за проживание на земле феодала;

и) время, когда крестьянин мог уйти от одного феодала к другому;

к) обезземеливание крестьянства, увеличение барской запашки за счет сокращения крестьянских наделов.

Ответы

1. Заповедный год.

2. Подушная подать.

3. Пожилое.

4. Месячина.

5. Урочные лета.

6. Барщина.

7. Оброк.

8. Юрьев день.

9. Закуп.

10.Посессионный.

2. Кто первым венчался на царствование в русском государстве?

А) Иван III;

Б) Василий III;

В) Иван IV.

3. Какие функции возлагались на Земский собор?

А) исполнительной власти вместо системы приказов;

Б) законосовещательного сословно-представительского учреждения;

В) учреждения церковной власти на местах;

Г) группы единомышленников царя.

4. Расположите в хронологической последовательности принятие законодательных актов, связанных с юридическим оформлением крепостного права.

1. Введение «заповедных» лет.

2. Запрещение крепостным крестьянам жаловаться на владельцев (помещиков).

3. Ограничение права перехода крестьянина от владельца (феодала) к владельцу двумя неделями в году.

4. Разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян в Сибирь.

5. Введение подушной подати.

6. Указ о 5-летнем сроке поиска беглых крестьян — введение «урочных лет».

7. Разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу.

8. Лишение крепостных крестьян всех имущественных и юридических прав, запрет перехода крестьян к новым владельцам, введение бессрочного поиска беглых и увезенных крестьян.

9. Введение 15-летнего срока поиска беглых крестьян.

 

ТЕМА 5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АБСОЛЮТИЗМА И ПРАВА В XVIII ВЕКЕ

1. Составьте схемы государственного управления, установленного Петром I (центральный аппарат, местное управление, административно-территориальное деление, судебная власть).

2. Заполните таблицу. «Изменения, произошедшие в политическом строе в XVIII веке»

Император

Принятые законодательные акты

Преобразование в структурах центральной власти

Изменения местного управления

Изменения в судоустройстве

          1

             2

            3

          4

             5

Екатерина I

 

 

 

 

Петр II Алексеевич

 

 

 

 

Анна Иоанновна

 

 

 

 

Иван VI при регентстве Анны Леопольдовны

 

 

 

 

Елизавета Петровна

 

 

 

 

Петр III Федорович

 

 

 

 

Екатерина II

 

 

 

 

Павел I

 

 

 

 

3. Почему годы правления Екатерины II назвали периодом просвещенного абсолютизма и «золотым веком» дворянства?

4. Тест

1. Почему часть русской знати и часть духовенства не приняли реформу патриарха Никона?

А) принятие греческого образца не согласовывалось с государственной идеологией «Москва - третий Рим»;

Б) слишком много было исправлений по католическому обряду;

В) реформу Никона не поддерживало православное духовенство других стран.

2.Расположите указанные события в хронологической последовательности:

А) разделение России на губернии;

Б) принятие «Табели о рангах»;

В) указы о прикреплении работников к заводам;

Г) учреждение Главного магистрата;

Д) учреждение Правительствующего Сената;

Е) учреждение первых коллегий;

Ж) Манифест о свободе предпринимательства;

З) отмена внутренних таможенных пошлин;

И) принятие указа «о единонаследии»;

К) Указ о разрешении помещикам ссылать крепостных крестьян в Сибирь;

Л) секуляризация церковных имуществ;

М) деятельность Уложенной Комиссии;

Н) провозглашение России империей.

3. Тип государства, установившейся при Петре I:

А) королевство;

Б) республика;

В) империя;

Г) федерация.

4. Россия стала империей:

А) в 1613 г., когда на троне утвердилась династия Романовых;

Б) с 1654 г., после воссоединения Украины и России;

В) после1 января1700г., когда празднование Нового года было перенесено с 1 сентября на 1 января и приурочено к провозглашению России империей;

Г) после заключения Ништадского мира, когда Петр I в 1721 г. был провозглашен императором;

Д) с 1547г., когда митрополит Марий разработал специальный ритуал венчания

Ивана IV на русский трон.

5. Свободу от обязательной службы и от выплаты налогов государству дворяне получили при:

А) Анне Иоанновне;

Б) Елизавете Петровне;

В) Екатерине II;

Г) Павле I .

 

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

1. Проведите сравнительный анализ программных документов Южного и Северного тайных обществ по следующим направлениям: название программы, автор программы, цель, крестьянский вопрос (вопрос о земле и крепостном праве), государственное устройство после переворота, демократические свободы, национальный вопрос. Какие из этих программных заявлений шли в унисон с решениями и задумками императора, а какие в разрез?

* Подсказка: рассмотрите управление (центральное и местное), судебную власть, образование, положение сословий, законотворчество, армию, развитие промышленности.

2. Придумайте три ситуации из жизни дворянина, купца и крестьянина так, чтобы решения их проблемы можно было найти в законодательстве того времени.

3. Тест

1. В результате государственных преобразований по замыслам Александра I Россия должна была превратиться:

а) из абсолютной монархии в республику;

б) из абсолютно монархии в просвещенную монархию;

в) из абсолютной монархии в конституционную монархию.

2. В первой половине XIX века административно Россия состояла из:

А) Наместничества – воеводства - уезда;

Б) Воеводства – провинции - района;

В) Генерал – губернаторства - губернаторства-уезда.

3. Кто первым разрабатывал:

А) проект учреждения Государственной думы;

Б) проект отмены крепостного права?

Набор ответов

А) Александр II;

Б) А.А. Аракчеев;

В) С.С. Уваров;

Г) М.М. Сперанский;

Д) П.И. Пестель;

4. Укажите какие процессы, мероприятия и события характеризуют внутреннюю политику: А) Александра I; Б) Николая I ?

Набор ответов

1. Публикация Полного собрания законов Российской империи.

2. «Эра либерализма».

3. Реформа государственных крестьян.

4. Создание Государственного Совета.

5. Расширение функций Собственной Его Императорского Величества канцелярии (С.Е.И.В. канцелярии).

6. Слияние корпуса жандармов с III отделением С.Е.И.В. канцелярии.

7. Издание указа о «вольных хлебопашцах».

8. Издание «чугунного» цензурного устава.

9. Регламентация взаимоотношений между помещиками и крестьянами – введение «инвентарей».

10. «Аракчеевщина».

11. Создание министерств.

12. Усиление бюрократизации и централизации государственного аппарата управления.

13. Создание военных поселений.

14. Введение сословия «почетных граждан».

15. Издание университетского устава, вводившего автономию высших учебных заведений.

16. Издание университетского устава, сократившего автономию высших учебных заведений.

 

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД «ВЕЛИКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ». ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА

1. Составьте опорный конспект вопроса «Великие реформы 1861-1874 гг.» (возможно применение схем, таблиц).

* Конспект должен содержать дату, событие, законодательные акты, их содержание.

2. Тест

1. Функция земств заключалась:

А) в осуществлении политической власти на местах;

Б) в выполнении полицейских и фискальных функций;

В) в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения.

2. Укажите, какие события, процессы и мероприятия относятся:

A) к первой четверти XVIII в.;

Б) ко второй четверти XVIII в.;

B) ко второй половине XVIII в.;

Г) к первой половинеXIX в.;

Д) ко второй половине XIX в.

Набор ответов

1. Ведение нового (юлианского календаря) в России.

2. Освобождение дворян от обязательной военной или гражданской службы – издание манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

3. Издание «Жалованной грамоты городам».

5. Отмена указа о единонаследии.

6. Сокращение обязательной службы дворян до 25 лет.

7. Распространение «месячины» в черноземных губерниях.

8. Созыв Уложенной Комиссии для составления нового свода законов Российской империи.

9. Введение подушной подати.

10. Присоединение Крыма к России.

11. Изменение системы центрального управления, введение коллегий вместо приказов.

12. Заговор «верховников».

13. Начало практики приписывания крестьян к заводам.

14. Проведение политики «просвещенного абсолютизма».

15. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

16. Складывание капиталистического уклада в промышленности.

17. Указ о «вольных хлебопашцах».

18. Начало промышленного переворота.

19. Перевод крестьян на обязательный выкуп.

20. Появление земских врачей, учителей.

21. Появление суда присяжных.

22. Создание русско-французского союза.

23. Создание Союза трех императоров.

 

ЧАСТЬ 2.

Тема 8. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В НАЧАЛЕ XX В.

1. Дайте определение терминам: «альтернатива»; «промышленная модернизация»; «конституционная монархия»; «дуалистическая монархия»; «буржуазная дума»; «рабочая курия»; «административная юстиция».

2. В 1892–1903 гг. пост министра финансов занимал С.Ю. Витте, много сделавший для экономического развития Российской Империи и прозванный «дедушкой русской индустрии». О некоторых важнейших принципах его политики дает представление доклад Николаю II за 1889 г. Ниже приводятся отрывки из этого документа. Прочитайте их и вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме: привоз из-за границы, протекционная система, приток иностранных капиталов, собственная промышленность, хлеб.

«Россия и по настоящее время остается еще страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, главным образом сельскохозяйственных произведений, преимущественно (1). Потребности свои в фабричных изделиях она в значительной степени покрывает (2). Экономические отношения России к Западной Европе вполне сходны с отношениями колониальных стран к своим метрополиям <…>. Но есть одно коренное отличие от положения колоний: Россия – политически независимая могущественная держава <…>.

Создание своей (3) есть коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей (4).

Но для развития промышленности нужны капиталы. Создавать их не в силах самое могущественное правительство.

(5) является, по глубокому убеждению министра финансов, единственным способом ускоренного развития нашей промышленности».

3. Определите, из каких документов взяты следующие цитаты и факты.

А. Основной закон (1892 г.);

Б. Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах (6 августа 1905 г);

В. Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.);

Г. Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу (11 декабря 1905 г.);

Д. Манифест 20 февраля 1906 г.;

Е. Манифест 9 июля 1906 г.;

Ж. Манифест _____3 июня 1907 г.

1) «Распуская нынешний состав Государственной Думы, Мы подтверждаем вместе с тем неизменное намерение Наше сохранить в силе самый закон об учреждении этого установлении…»;

2) «Предоставить участие в избрании выборщиков… рабочим в предприятиях фабрично-заводской промышленности»;

3) «Привлечь… к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав»;

4; Избирательное право получили 4 млн жителей империи из 143 млн;

5) «Император всероссийской есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает»;

6) «Государственная Дума учреждается для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений»;

7) «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»;

8) «Никакой закон не может воспринять силу без одобрения Государственной Думы»;

9) «Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрению ею, поступают в Государственный совет»;

10) «Изменения в порядке выборов могут быть проведены обычным законодательным путем… Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, довлеет право отметить оный и заменить его новым».

4. Определите компетенцию и способ формирования важнейших органов государственной власти и управления России в период третьеиюньской монархии (А – император; Б – Государственная Дума; В – Государственный совет; Г – Министерство внутренних дел):

1) контроль за работой исполнительной власти;

2) утверждение законов, принятых Государственной Думой и Государственным советом;

3) первоначальное рассмотрение и принятие законов;

4) рассмотрение законов, принятых Государственной Думой и Государственным советом;

5) непосредственное управление жизнью страны;

6) верховное руководство внешней и внутренней политикой;

7) созыв и роспуск Государственной Думы;

8) законодательные решения в перерывах заседаний Государственной Думы;

9) частично выборный орган государственной власти;

10) полностью выборный орган государственной власти.

5. Определите, в каких из приведенных ниже фрагментов отражены программные положения РСДРП (А), эсеров (Б), РСДРП и эсеров (В), кадетов (Г), октябристов (Д), «Союза русского народа» (Е).

1. Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом. «Народные представители избираются всеобщею равною, прямою и тайною подачей голосов» (1905 г.).

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанном на общем избирательном праве».

3. «Необходима незыблемость основных начал русской государственности».

4. «Созыв Учредительного собрания, свободно избранного всем народом» для «ликвидации самодержавия» и «установления демократической республики».

5. «По вопросу об изменении программы решено… Россия должна быть конституционной и парламентской монархией» (1906 г.).

6. «Необходимое условие социальной революции составляет диктатура пролетариата».

7. «Дума призвана оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ».

8. «Осуществление партийной программы предполагает полную победу рабочего класса и установление в случае надобности революционной диктатуры».

9. Термин «Учредительное собрание» означает собрание народных представителей с учредительными функциями…, а не собрание, облаченное _____всей «полнотой власти».

10. «Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом… может дать безусловные гарантии прочного правового порядка».

Вставленные слова подчеркивайте или выделяйте курсивом.

6. 3 июня 1907 г. появился Манифест Императора Николая II «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов Государственной Думы». В соответствии с Манифестом тогда же, 3 июня, были изданы: Указ о роспуске Думы и Указ об утверждении нового положения о выборах в Государственную Думу. Эти действия властей практически все политические партии расценили как государственный переворот.

Как можно обосновать это мнение? Возможные контраргументы.

7. Мясник Федор Быков, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ворвался в мечеть во время молитвы, сопровождая свои действия нецензурными выражениями в отношении происходящей церемонии и ислама в целом. Судом за это деяние ему была назначена пеня в 5 руб. Правомерно ли данное судебное решение по Уголовному Уложению 1903 г.?

8. В сентябре 1905 г. отставной титулярный советник Н. Липкин, проживающий в г. Ярославле, приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу, стоимость которой, по официальной оценке, составляла 14 тыс. рублей. После этого Липкин Н. обратился к местным властям с просьбой о включении его в список избирателей уездных землевладельцев, но получил отказ. Какие органы решали вопрос о включении в списки избирателей?

Правомерны ли действия по отношению к Липкину?

 

Тема 9. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ РОССИЙСКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ (1907 – февраль 1917 гг.)

1. Выберите правильный ответ.

1) Столыпинская аграрная реформа связана с событиями революции 1905–1907 гг., так как… (революция замедлила осуществление реформы; революция показала царизму отсутствие социальной базы в деревне; революция показала слабость общины).

2) Реализация столыпинской аграрной реформы началась… (накануне революции; в ходе революции; после третьеиюньского государственного переворота»).

3) Главной целью реформы было… (создание слоя собственников в деревне; повышение уровня сельскохозяйственного производства; укрепление общины).

4) Наиболее активно реформу поддерживали… (кадеты; трудовики; октябристы).

5) На местах реализация реформы возлагалась на… (дворянство; крестьянские комитеты; чиновников).

2. Ниже приведены фрагменты Указа, положившего начало осуществлению столыпинской аграрной реформы. Вместо чисел, заключенных в круглые скобки, вставьте пропущенные слова и словосочетания в подходящей грамматической форме (общество, домохозяин, надельная земля, личная собственность, общинное право, общинное владение).

«Каждый (1), владеющий (2) на (3), может во всякое время требовать укрепления за собой в (4) причитающиеся ему части из означенной земли».

«В (5), в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от (6) к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в (7) все участки земли, состоящие в его постоянном пользовании».

«Каждый (8), за коим укреплены участки (9), имеет право во всякое время требовать, чтобы (10) выделило ему взамен сих участков соответствующий участок, по возможности к одному месту».

Вставленные слова подчеркивайте или выделяйте курсивом.

3. Какие из перечисленных ниже мероприятий были осуществлены российским правительством в годы Первой мировой войны:

1) борьба против концентрации производства и капитала,

2) введение серебряной монеты,

3) введение продразверстки,

4) конфискация части помещичьих земель,

5) координация деятельности предприятий государственными органами,

6) национализация части предприятий,

7) создание Особого совещания,

8) рост объема госзаказов,

9) установление спецнадзора за крупными заводами,

10) установление максимума цен.

4. Определите, какие из перечисленных ниже положений характеризуют согласованную позицию Временного правительства и Петросовета, отраженную в «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» (А), а какие – отвергнутые Временным Правительством требования Петросовета (Б):

1) «полная и немедленная амнистия по всем делам политическим»,

2) «политическая свобода во всех формах»,

3) «устроение армии на началах самоуправления»,

4) «отмена всех сословных, вероисповедных и национальных организаций»,

5) «немедленная подготовка к созыву … Учредительного собрания»,

6) «замена полиции народной милицией»,

7) «немедленное введение демократической республики»,

8) «выборы в органы местного самоуправления»,

9) «неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революции»,

10) «устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами … при сохранении строгой воинской дисциплины».

 

Тема 10. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (октябрь 1917–1920 гг.)

1. Дайте пояснение к терминам «декрет», «комбеды», «федерация», «революционное правосознание», «классовый подход».

2. Выберите правильный ответ:

1) на выборах в Учредительное собрание одержали победу… (большевики, кадеты, эсеры, меньшевики);

2) председателем Учредительского собрания был избран… (В. Ленин, Я. Свердлов, В. Чернов);

3) главной причиной разногласий между большевиками и остальными депутатами Учредительного собрания были разные подходы к решению… (аграрного вопроса, вопроса о власти, рабочего вопроса);

4) Учредительное собрание провозгласило… (демократическую республику, диктатуру пролетариата, конституционную монархию);

5) разгон Учредительного собрания не вызвал политического взрыва в стране из-за… (отсутствия демократических традиций, всеобщей ненависти к эсерам и меньшевикам, неинформированности народа).

3. Прочитайте фрагменты «Декрета о земле», принятого II Съездом Советов. Вместо чисел вставьте пропущенные слова.

«Право (1) на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема».

«Вся земля отчуждается (2), обращается во всенародное достояние».

«Весь (3) конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины».

«Право пользования землею получают (4)».

Вставленные слова подчеркивайте или выделяйте курсивом.

4. Осужденный К. Вородов совершил уголовное преступление и местный народный суд назначил ему наказание – лишения свободы. К. Вородов написал апелляционную жалобу в вышестоящий суд. Подлежало ли рассмотрению и обжалованию жалобы в апелляционном порядке согласно Декрета «О суде № 1»?

5. 10 июля 1918 г. были арестованы священник Восторгов и епископ Ефремов за несоответствие пастырского долга. Правомерны ли действия советских органов, арестовавших священнослужителей согласно Конституции РСФСР 1918 г.?

6. Яков Овисенко вступил в брак с Ольгой Семиной. В браке ими были приобретены: шкаф трехдверный, комод красного дерева, два таза эмалированных, цинковая ванна, кровать с панцирной сеткой. Как будет разделено имущество в случае расторжения брака? (См. «Кодекс законов об актах гражданского состояния РСФСР 1918 гг.»)

7. В мае 1918 г. умер бывший купец И. Гридин, который владел имуществом на общую сумму в 20 тыс. рублей. Смогут ли его наследники претендовать на все имущество И. Гридина в полном объеме? Каким документом Советской власти регулировалось право наследования?

8. Гражданин Косорылов вступил в брак с гражданкой Ивановой. При регистрации брака он взял фамилию жены. Через два года супруги решили расторгнуть брак. Имеет ли право супруг сохранить за собой приобретенную в браке фамилию, если второй супруг против?

7. Федор Зеленко, состоящий в браке с Марией Осипец и имеющий с ней общего ребенка, получил иск от Зинаиды Федоровой об установлении его отцовства в отношении ее новорожденного ребенка. Допускал ли КЗАГС РСФСР такую ситуацию? Если да, то как она регулировалась?

См. «Кодекс законов об актах гражданского состояния РСФСР 1918 гг.» и КЗоТ.

 

Тема 11. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1921 – КОНЕЦ 20-х гг.)

1. Объясните значение слов: «хозрасчет», «тресты, биржи», «автономизация», «кодификация», «главкизм», «продразверстка», «приватизация», «продналог».

2. Какие формы землепользования определялись Земельным кодексом РСФСР 1922 г.? Допускалась ли аренда земли?

3. Какие виды собственности закреплялись ГК РСФСР 1922 г.? Какие объекты исключались из гражданского пользования?

4. Что понималось под преступлением по УК РСФСР 1922 г.? Каковы цели и виды наказания?

5. Ветеринар села Покровского был вызван к крестьянину единоличнику Селезневу по поводу болезни коровы. Осмотрев животное, врач определил ящур – заразное инфекционное заболевание. Местные жители, узнав о диагнозе, упросили ветеринара не сообщать властям о случае заболевания, так как весь личный скот подлежал бы уничтожению. Однако батрак Петренко сообщил в сельсовет.

Подлежал ли ветеринар ответственности по нормам УК РСФСР 1922 г.?

6. Шаман племени орочей за вознаграждение практиковал проведение магических обрядов, связанных с наведением порчи на людей.

Наказуемо ли такое деяние по нормам УК? 5.

7. Вдова купца Самохвала активно занималась приготовлением самогонки, которую сбывала своим знакомым за вознаграждение.

Наказуемо ли такое деяние по нормам УК?

8. Семен Яковлев, имеющий под опекой несовершеннолетнюю Варвару Охонько 14 лет, в течение трех месяцев принуждал ее оказывать услуги сексуального характера своим приятелям, получая за это деньги, продукты и промышленные товары.

Наказуемо ли такое деяние по нормам УК?

9. После смерти бывшего купца I гильдии Пафнутия Сирокузова остались дочь, два сына, престарелая мать и две тетки. Оценка наследственного имущества составила 22 тыс. руб.

Определите круг наследников по закону, а также размер наследственных долей по ГК РСФСР 1922 г.

 

Тема 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (1930-е – июнь 1941 гг.)

1. Укажите, какие полномочия принадлежали по Конституции СССР 1996 г. исключительно высшему органу власти СССР. Каковы гарантии суверенных прав союзных республик?

2. Какие из перечисленных ниже формулировок содержались в Конституции СССР 1936 г.?

1) «Граждане СССР имеют право на труд…, отдых…, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности… на образование».

2) «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

3) «Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся… производятся избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

4) «Граждане СССР имеют право создавать общественные организации и политические партии, отражающие их интересы».

5) «Не избирают и не могут быть избранными… лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли».

6) «Граждане СССР имеют право свободно покидать пределы СССР и возвращаться обратно».

7) «Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту».

8) «Гражданам СССР гарантируется законом свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и манифестаций».

9) «Антисоветская пропаганда и агитация запрещены и преследуются по закону».

3. На основе текстов Конституции СССР 1924 и 1936 гг. проведите сравнительный анализ Советского государства периода диктатуры пролетариата и Советского общенародного государства. При ответе делайте отсылки к номерам статей.

Оформите результат в таблице. Если указанная проблема не регулировалась нормами данной Конституции, в соответствующей ячейке таблицы поставьте прочерк.

Критерии сравнения

Конституция СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г.

1.Кем была принята данная Конституция, когда вступила в законную силу?

 

 

2. Охарактеризуйте внутреннюю структуру документа

 

 

3. Охарактеризуйте субъектный состав Союза ССР на момент принятия Конституции

 

 

4. Высший орган государственной власти, его компетенция

 

 

5. Охарактеризуйте порядок укомплектования высшего представительного органа и нормы представительства

 

 

6. Высший исполнительный орган, его компетенция

 

 

7. Определите вопросы исключительного ведения Союза ССР

 

 

8. Определите статус органа государственной безопасности, его поднадзорность

 

 

9. Охарактеризуйте правовой статус гражданина СССР

 

 

10. Охарактеризуйте принципы избирательного права

 

 

4. Летом 1934 г. народный суд Краснопольского района слушал дело тракториста Николаева, обвиненного во вредительской работе во время сева, ведущей к порче семенного урожая. Суд признал Николаева виновным.

Каким нормативным актом будет руководствоваться суд при определении меры наказания?

5. В ходе операции, проведенной сотрудниками уголовного розыска летом 1935 г. на Ярославском рынке г. Москвы, была задержана группа кустарей. У них была изъята мануфактура, костюмы и другие изделия, скупленные или полученные незаконным путем и предназначавшиеся для перепродажи.

Каким нормативным актом будет руководствоваться суд при вынесении приговора? Какую меру наказания он может применить к кустарям?

 

Тема 13. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (июнь 1941 – март 1953 гг.)

1. Приведите примеры, какие из советских законов довоенного времени получили широкое распространение в условиях войны.

2. Являлись ли чрезвычайные меры 1941-1945 гг. адекватными и необходимыми? Дайте свою оценку.

 

Тема 14. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В 1950–1980-х гг. ХХ в.

1. Составьте и проанализируйте таблицу.

Оценка социально-экономических реформ 50–80-х гг. в СССР

 

Хрущев Н.С.

Брежнев Л.И.

Андропов Ю.В.

Горбачев М.С.

Политические реформы

 

 

 

 

Экономические реформы

 

 

 

 

Социальные реформы

 

 

 

 

Культурные реформы

 

 

 

 

Результаты

 

 

 

 

 

Тема 15. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1. Дайте определение понятий: коррупция, перестройка, правовое государство, «война законов», приватизация, демонополизация, коллегиальное руководство, институт президентства, импичмент, модернизация, «шоковая терапия».

2. Назовите причины конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти России в 1993 г.

3. Выдающийся теоретик и историк В.Г. Нерсесянц (1938–2005 гг.) в духе философской парадоксальности сказал следующее: «Есть времена, когда некому нравиться и нечему слагать здравицы, но лишь в большие времена величья зреют семена».

К какому периоду российской истории вы отнесете эти строки? Обоснуйте свою точку зрения.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика