НГУЭУ, история государства и права зарубежных стран (контрольная работа, 2011 год)
Узнать стоимость этой работы
09.09.2014, 16:12

Правила выбора варианта контрольной работы

Для выполнения контрольной работы необходимо выбрать один из вариантов, соответствующий последней цифре номера зачетной книжки студента.

Таблица выбора варианта контрольной работы

Номер варианта

контрольной работы

Последняя цифра номера зачетной книжки студента

(студенческого билета)

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

0

Структура итоговой контрольной работы

1.  Ситуационная (практическая) часть:

1.1.  Текст ситуационной (практической) задачи № 1;

1.2.  Ответ на задачу № 1;

1.3.  Текст ситуационной (практической) задачи № 2;

1.4.  Ответ на практическую задачу № 2.

2.  Тестовая часть:

2.1. Содержание 10 (десяти) тестовых заданий варианта (тексты вопросов) и ответ на каждое их заданий.

3.  Библиографический список.

Объѐм контрольной работы не должен превышать 10 страниц печатного текста на листе А4 (210х297мм), WORD, Times New Roman 14, интервал 1,5.

Поля: верхнее, левое, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.

При рукописном варианте – 15 стр. формата А4 или 16 тетрадных страниц, заполняемых с обеих сторон разборчивым почерком.

Варианты заданий

Вариант № 1

Ситуационные задачи:

1.   Укажите особенности варнового и кастового строя в Древней Индии. Какое влияние он оказал на развитие индийского государства и права?

2.   Сравните общественный и государственный строй у франков и англосаксов. Каковы основные черты варварского общества и государства?

Тестовые задания:

1.  Какая из каст считалась высшей в Древнем Египте: а) жрецов; б) торговцев;

в) чиновников?

2.  Допускают ли Законы Хаммурапи двоеженство: а) нет, оно запрещено;

б) разрешено только в случае бесплодия первой супруги; в) разрешено только в случае заболевания первой жены проказой?

3.  Какой орган мог судить царя (архагета) Спарты:

а) народное собрание (апелла); б) герусия; в) коллегия агатургов?

4.    Каким правом обладал афинский мужчина, обнаруживший супружескую измену:

а) правом убийства и жены, и ее любовника; б) правом убийства любовника жены;

в) он не обладал правом жизни и смерти в отношении виновных?

5.    Утрата какого статуса в Римской республике приводила к потере лицом только «собственного права»:

а) статуса гражданства; б) статуса свободы; в) статуса семьи?

6.  Чьи права защищал преторский интердикт в Древнем Риме:

а) только владеющего собственника вещи; б) только невладеющего собственника вещи;

в) владеющего несобственника (добросовестного владельца вещи)?

7.    Какой из сборников права варварских королевств был предназначен для римского населения:

а) Бревиарий Алариха; б) Баварская правда; в) Законы Этельберта?

8.  Как мог быть расторгнут вассально-ленный договор по французскому праву:

а) по взаимному согласию сторон; б) в одностороннем порядке; в) он нерасторжим?

9.    Какие новые полномочия предоставил французским Генеральным штатам Великий мартовский ордонанс 1357 г.:

а) право вотирования налогов; б) право сбора налогов;

в) право подавать советы монарху?

10.    Какой из указанных судов являлся самым высшим судом Английского королевства в XV в.:

а) Суд лорда-канцлера; б) Палата лордов парламента;

в) Суд королевской скамьи?

Вариант № 2

Ситуационные задачи:

1. В древности в Египте и в Двуречье сложились государства по типу восточной деспотии. Покажите особенности данной формы государства в этих регионах Древнего Востока, определите различия в государственном строе династического Египта и царств Месопотамии.

2. Важным элементом уголовного права варварских народов Раннего Средневековья была система композиций. Покажите ее значение для регулирования правоотношений того времени, основываясь на материалах Салической Правды и других варварских судебников.

Тестовые задания:

1. В какую эпоху династической истории Египта власть номархов была наиболее сильной:

а) в период Древнего царства; б) в период Среднего царства; в) в период Нового царства?

2.   В каком случае, по Законам Хаммурапи, допускался развод по инициативе жены:

а) в случае грубого обращения с ней супруга; б) в случае ложного обвинения жены в прелюбодеянии; в) в случае половой неспособности супруга?

3.    Как члены герусии могли повлиять на неугодное им решение народного собрания Спарты:

а) они могли его отменить; б) они могли проголосовать против этого решения;

в) они могли покинуть собрание, чтобы оно прекратило работу?

4. Какое уголовное наказание в афинском праве обозначалось термином «атимия»:

а) лишение свободы; б) денежный штраф;

в) лишение прав?

5. Кому было предоставлено гражданство по эдикту римского императора Каракаллы 212 г.:

а) всем жителям Италии; б) всем знатным жителям провинций;

в) всем свободным жителям империи?

6.    Какой из римских браков мог быть расторгнут, но только по инициативе мужа:

а) брак cum manu, возникший по истечении срока давности;

б) брак cum manu, совершенный путем религиозной церемонии;

в) брак sine manu?

7. Как наказывался по Салическому закону свободный франкский мужчина, заключивший брак с рабыней:

а) смертной казнью; б) обращением в рабство; в) штрафом?

8.  Что такое иммедиатизация:

а) превращение вассалов в сеньоров; б) превращение арьер-вассалов в вассалов;

в) превращение вассалов в арьер-вассалов?

9.  Что такое манор в средневековой Англии: а) поместье; б) надел крепостного крестьянина;

в) арендуемая земля?

10.    Как назывался закон английского короля, принятый с одобрения обеих палат парламента:

а) билль; б) статут;

в) ордонанс?

Вариант № 3

Ситуационные задачи:

1.  В III в. до н. э. в Китае возникло объединенное государство – империя Цинь. Какие новые черты появились в общественном и государственном строе в эту эпоху? Покажите перспективы развития китайского государства в дальнейшем.

2. Сопоставьте развитие государства во Франции и в Англии в период сеньориальной монархии. Как английским королям удалось провести государственную централизацию?

Тестовые задания:

1. Какое должностное лицо Древнего Египта наделялось правом возбуждать дела против высших сановников государства:

а) глава храмового кенбета; б) чати;

в) номарх?

2.  Какие функции древнеиндийский раджа уступал в пользу брахманов: а) командования армией; б) гражданского управления; в) законодательные?

3.  Каким из указанных прав не обладали метеки в Афинах:

а) правом законного брака с афинскими гражданами; б) правом покупки раба; в) правом служить в афинской армии?

4.  Кто такие пролетарии в Царском Риме: а) рабы; б) вольноотпущенники;

в) неимущие граждане?

5.  Определите высшее сословие в Римской империи: а) патриции; б) сенаторы; в) куриалы?

6.  Сколько стадий имел формулярный процесс по римскому праву: а) одну; б) две; в) три?

7.   За какое преступление свободного лица Салическая правда предусматривала наказание в виде смертной казни:

а) похищение женщины с целью заключения брака; б) совершение поджога и неявка в суд без уважительных причин; в) убийство чужого раба?

8.   Каким правом обладали родственники феодала в отношении проданного без их согласия имения во Франции:

а) правом инвеституры; б) правом сезины; в) правом ретракта?

9. В каком документе были зафиксированы результаты переписи земель и населения Англии при Вильгельме I Завоевателе:

а) в «Книге Страшного суда»; б) в «Великой ассизе»;

в) в «Большой книге приходов и расходов»?

10.  Какую роль играло Большое жюри присяжных в средневековом английском судопроизводстве:

а) оно решало вопрос об утверждении обвинительного акта и предании лица суду;

б) оно выносило вердикт о виновности подсудимого; в) оно принимало решение о назначении меры наказания?

Вариант № 4

Ситуационные задачи:

1. Чем города-государства Древней Греции отличаются от городов-государств Древней Месопотамии? Дайте характеристику государственного строя Афинского полиса.

2. Органом сословного представительства во Франции являлись Генеральные штаты. Укажите их состав, порядок созыва и формирования, определите полномочия данного органа. Чем Генеральные штаты отличаются от других сословно-представительных собраний в странах Западной Европы?

Тестовые задания:

1.  В пользу каких лиц можно было составлять завещания по египетскому праву Позднего царства:

а) только в пользу близких родственников; б) только в пользу родственников и соседей;

в) круг наследников по завещанию не ограничивался?

2.  К какому виду древнеиндийской юридической литературы принадлежали Законы Ману:

а) к дхармасутрам; б) к дхармашастрам; в) к артхашастрам?

3.  Где должны были предварительно готовиться дела для обсуждения в афинском народном собрании после реформы Солона:

а) в Ареопаге; б) в Совете 400; в) в гелиэе?

4.  Какой закон запретил продажу римских граждан в рабство за долги:

а) Закон Канулея 445 г. до н. э.; б) Закон Пѐтелия-Папирия 326 г. до н. э.;

в) Закон Гая Гракха 122 г. до н. э.?

5. Какая магистратура была необходима принцепсу Римской империи, чтобы производить чистки сената:

а) магистратура цензора; б) магистратура консула; в) магистратура претора?

6.  Что такое королевский банн во Франкском государстве эпохи Меровингов: а) право взимания налогов в казну; б) право отдавать приказания и налагать запреты;

в) право делегирования королевской власти?

7.  Кто такие соприсяжники по Салической правде:

а) соучастники преступления; б) свидетели доброй славы преступника; в) законные наследники земли?

8. В каком случае вассал обязан был оказывать финансовую помощь сеньору по французскому праву:

а) в случае отправления сеньора на войну в пределах Франции; б) в случае выкупа сеньора из плена;

в) в случае заключения брака его старшим сыном?

9.   Какое должностное лицо замещало нормандского короля в Англии, если он выезжал на континент:

а) сенешал; б) лорд-канцлер;

в) главный юстициарий?

10. Какой иск в средневековом английском праве позволил защищать неформальные устные договоры:

а) иск «о соглашении»; б) иск «о займе»;

в) иск «о принятом на себя»?

Вариант № 5

Ситуационные задачи:

1. Среди полисов Древней Греции особое положение занимала Спарта. В чем уникальность Спартанского государства? Попытайтесь определить форму правления в этом государстве.

2. Одним из действующих конституционных актов современной Великобритании является Великая Хартия вольностей 1215 г. Дайте свой анализ этому юридическому памятнику и определите его значение в правовых условиях XIII столетия.

Тестовые задания:

1.  Укажите основную цель наказаний в египетском уголовном праве: а) устрашение; б) возмещение ущерба; в) исправление?

2.  Какое наказание не применялось по уголовному праву Древней Индии к брахманам:

а) смертная казнь; б) штраф; в) изгнание?

3. К какому разряду по цензовой реформе Солона следовало отнести землевладельца, имевшего годовой доход от своего участка в 350 медимнов зерна:

а) к фетам; б) к зевгитам; в) к гиппеям?

4. Как называлась часть имущества, предоставленная господином своему рабу для ведения хозяйства:

а) нексум; б) пекулий;

в) ординарий?

5.  Что провозглашал Медиоланский эдикт римских императоров Константина и Лициния 313 г.:

а) запрет на исповедание христианской веры; б) свободу вероисповедания для христиан;

в) объявлял христианство государственной религией Римской империи?

6. Какой принцип назначения на графскую должность был установлен по эдикту франкского короля Хлотаря II 614 г.:

а) кандидат в графы должен иметь образование; б) он должен владеть землей во вверяемом округе; в) он должен быть приближен к королю?

7.  Какой вид ордалии известен по Салической правде:

а) испытание котелком; б) испытание крестом;

в) испытание взвешиванием?

8. Какую цель преследовало применение принципа майората в средневековой Франции:

а) передать земельные владения Католической церкви; б) предотвратить дробление родовых имений; в) лишить женщин наследственных прав на землю?

9.  Укажите местный судебный орган при нормандских королях в Англии:

а) Малая королевская курия; б) Собрание графства; в) Суд общих тяжб?

10. Как наказывались фелонии в средневековой Англии: а) смертной казнью и конфискацией имущества; б) тюремным заключением и штрафом; в) только штрафом?

Вариант № 6

Ситуационные задачи:

1. В середине VI в. до н. э. римский царь Сервий Туллий провел реформы, имевшие важные социальные и политические последствия. Покажите роль этих реформ в складывании римской государственности.

2. В XI–XII вв. в Европе произошла «папская революция». В чем она заключалась и каковы ее последствия для развития канонического права?

Тестовые задания:

1.  В каком случае приговор египетского суда не мог быть оспорен: а) если обвиняемый признал свою вину; б) если приговор был вынесен на основе оракула;

в) любое судебное решение считалось окончательным?

2.  Какой брак не поощрялся, но допускался в Древней Индии:

а) брак кшатрия и женщины из варны брахманов; б) брак брахмана и женщины из варны кшатриев; в) брак шудры и женщины из варны вайшьев?

3.  Кто ввел процедуру остракизма в Афинах: а) Писистрат;

б) Солон; в) Клисфен?

4.  Какие народные собрания в Древнем Риме возникли раньше других: а) центуриатные комиции; б) куриатные комиции; в) трибутные комиции?

5.  По какому закону Римской империи колоны были прикреплены к земле: а) по рескрипту императора Коммода, изданному между 180 и 183 гг.; б) по эдикту императора Диоклетиана, изданному в 301 г.; в) по конституции императора Константина Великого 332 г.?

6.  Чем являлся Генеральный сейм в эпоху Карла Великого:

а) собранием знати империи; б) советом министериалов;

в) съездом депутатов, избранных народом?

7.  Что такое компургация: а) форма залога;

б) способ доказывания на суде; в) особый вид наказания?

8.  Чем отличается высшая юстиция от низшей в средневековой Франции: а) правом назначения более высоких штрафов; б) исключительно правом вынесения смертного приговора;

в) высшая юстиция принадлежала только крупным сеньорам?

9.  Кем являлись присяжные в эпоху английского короля Генриха II:

а) свидетелями на суде; б) судьями;

в) исполнителями судебного приговора?

10. Что предполагало английское судебное разбирательство по обвинительному акту:

а) участие прокурора; б) участие присяжных;

в) участие одного судьи без присяжных?

Вариант № 7

Ситуационные задачи:

1. Античное общество в немалой степени зависело от использования рабского труда. Определите правовое положение рабов в античных государствах (на примере Афин и Рима).

2. В XIII в. на смену правовой школе глоссаторов пришла школа постглоссаторов. Покажите их различия и вклад этих школ в возрождение римского правового наследия.

Тестовые задания:

1.  В чем заключалась реформа общинных судов при царе Хаммурапи: а) их стало возглавлять назначенное царем лицо; б) вся судебная коллегия в общине стала назначаться царем;

в) общинные суды были полностью ликвидированы?

2.  Какая реформа была проведена Шан Яном в царстве Цинь (Китай, IV в. до н.э.):

а) отмена частной собственности на землю; б) введение системы общественных («колодезных») полей;

в) установление круговой поруки через систему десяти- и пятидворок?

3.  Какие судебные дела мог рассматривать афинский Ареопаг после реформы Эфиальта:

а) дела о неумышленных убийствах; б) дела о предумышленных убийствах; в) дела о разбоях?

4. Какие магистраты наблюдали за состоянием нравов в обществе развитой Римской республики:

а) народные трибуны; б) цензоры; в) эдилы?

5.  Укажите первый официальный сборник римского императорского законодательства:

а) Кодекс Грегориана; б) Кодекс Феодосия II; в) Кодекс Юстиниана I?

6.  Какие лица рассматривали судебные дела у франков при Меровингах:

а) рахинбурги; б) трибутарии; в) литы?

7.  Какая из перечисленных варварских правд появилась раньше остальных: а) Саксонская правда; б) Баварская правда в) Бургундская правда?

8. Как называлась наследственная пошлина, которую платил крепостной крестьянин во Франции:

а) шеваж; б) мэнморт; в) рельеф?

9.   Какой орган должен был ограничивать право короля на взимание «щитовых денег» по Великой Хартии вольностей 1215 г.:

а) общий совет королевства; б) комитет из 25 баронов;

в) комитет баронов с участием представителей рыцарства?

10.  Что такое право диспенсации папы римского:

а) право вводить новую норму церковного права взамен прежней нормы; б) право освобождать какое-либо лицо из-под действия нормы церковного закона; в) право налагать наказания по каноническому праву?

Вариант № 8

Ситуационные задачи:

1. Основу Римского государства в период республики составляли народные собрания, сенат и магистратуры. Дайте характеристику этим органам власти и управления. Как они взаимодействовали друг с другом?

2. Английское общее право эпохи Средневековья значительно отличалось от права континентальных стран Европы. Покажите его особые черты, дайте характеристику его источникам и основным институтам.

Тестовые задания:

1.  К какой категории лиц относились авилумы в Старовавилонском царстве: а) к свободным общинникам; б) к низшим царским служащим; в) к несвободным лицам?

2.  По какому принципу присваивались ранги знатности в империи Цинь (Китай, III в. до н. э.):

а) по происхождению; б) по заслугам перед правителем;

в) по знанию учения Конфуция?

3.  Какой из законов был принят в Афинах по инициативе Перикла:

а) закон о тирании; б) закон о гражданстве; в) закон о пенсиях?

4.  Какой орган в Римской республике обладал правом объявления войны: а) сенат; б) центуриатные комиции;

в) народный трибунат?

5.  Какой эдикт получил в Римской империи название «вечного»:

а) эдикт Юлиана; б) эдикт Тиберия; в) эдикт Клавдия?

6. Какое должностное лицо представляло особу франкского императора на суде:

а) центенарий; б) пфальцграф; в) маркграф?

7.  На каком принципе было основано действие Салической правды:

а) на принципе персональности права; б) на принципе территориальности права; в) на принципе единства права?

8. Какая должность в центральной администрации королевского домена во Франции перестала замещаться в конце XII в.:

а) коннетабля; б) канцлера; в) сенешала?

9. В пользу какого сословия были приняты в Англии Вестминстерские провизии 1259 г.:

а) в пользу пэров; б) в пользу рыцарей;

в) в пользу вилланов?

10. Назовите самый крупный по объему сборник глосс по римскому праву, составленный в XIII в.:

а) Сумма Плацентина; б) Глосса Аккурсия; в) Декрет Грациана?

Вариант № 9

Ситуационные задачи:

1. Определяя форму правления в ранней Римской империи, одни исследователи характеризуют ее как монархию, другие – как диархию. Насколько, на Ваш взгляд, правы те и другие? Дайте собственную оценку государственному строю принципата.

2. В эпоху развитого Средневековья в брачном праве стран Западной Европы господствовали нормы канонического права, однако применялись и нормы местного территориального права. Проведите сравнительный анализ этих норм в разных странах Западной Европы.

Тестовые задания:

1.  Как следовало поступить с рабом, привезенным в Старовавилонское царство из другой страны, если он оказался свободнорожденным вавилонянином (по Законам Хаммурапи):

а) оставить его в рабском состоянии; б) освободить за выкуп; в) освободить без выкупа?

2.  Какое ведомство возглавлял канцлер (первый министр) в империи Хань:

а) судебное; б) финансовое;

в) ведомство обрядов?

3.  Назовите высший апелляционный судебный орган в Аттике в классическую эпоху:

а) Совет 500; б) гелиэя; в) Суд эфетов?

4.  На какого магистрата в Риме не распространялось право интерцессии:

а) на консула; б) на народного трибуна; в) на диктатора?

5. Что такое владение в классическом римском праве:

а) пользование и распоряжение вещью по собственному усмотрению; б) извлечение плодов от вещи;

в) фактическое обладание вещью с намерением считать ее своей?

6. Что такое бенефиций у франков:

а) полная земельная собственность; б) условное держание земли, передающееся по наследству;

в) условное держание земли, не передающееся по наследству?

7. Какое лицо обладало «прямым правом собственности» на феод в средневековой Франции:

а) сеньор; б) вассал;

в) арьер-вассал?

8. Какое положение занимал Парижский парламент в государственной системе Франции XIII–XV вв.:

а) это орган сословного представительства; б) это высший судебный орган; в) это финансовое учреждение?

9. Какой из указанных английских парламентов получил название «Образцовый»:

а) парламент 1267 г.; б) парламент 1295 г.; в) парламент 1336 г.?

10. К какой школе изучения римского права принадлежал Бартоло де Сассоферрато:

а) к школе глоссаторов; б) к школе постглоссаторов; в) к школе гуманистов?

Вариант № 10

Ситуационные задачи:

1. Как Вы думаете, почему Восточная Римская империя (Византия) оказалась более прочным государственным образованием, чем Западная Римская империя? Дайте характеристику государственного строя Византии в ранний период (IV–VI вв.).

2. Начиная с XIII в. церковные суды, а за ними и светские судебные органы в Европе стали активно применять инквизиционный процесс. Покажите его особенности на примере канонического и светского процессуального права стран Западной Европы.

Тестовые задания:

1.  О каком преступлении вообще не говорится в Законах Хаммурапи: а) о прелюбодеянии; б) о грабеже;

в) о государственной измене?

2.  Кто такие периеки в Спарте:

а) чужеземцы на территории Лаконии; б) неполноправные коренные жители;

в) рабы, занимавшиеся в Спарте ремеслом?

3.  Какое средство обеспечения долговых обязательств перестало применяться в Афинах после издания законов Солона:

а) залог имущества; б) заклад личности должника; в) поручительство?

4.   Кто из высших магистратов Рима не обладал правом вынесения смертного приговора:

а) консул; б) претор; в) диктатор?

5.  На каких условиях передается вещь в римском договоре ссуды:

а) она отдается безвозмездно в собственность должнику; б) она отдается безвозмездно во временное пользование должнику;

в) она отдается во временное пользование должнику за вознаграждение ссудодателю?

6. Аналогом какого института римского права была коммендация в эпоху Раннего Средневековья:

а) института колоната; б) института патроната; в) института залога?

7. Нормы какого права регулировали отношения между феодалами на севере Франции:

а) нормы римского права; б) нормы городского права; в) нормы кутюмного права?

8.  Какие лица входили в состав третьего сословия во Франции в конце XV в.:

а) кюре; б) оруженосцы (экюйе);

в) цензитарии?

9. Какая социальная группа не была представлена в английском парламенте в XV в.:

а) горожане; б) копигольдеры;

в) фригольдеры?

10.  Какой метод исследования текстов по римскому праву применяли постглоссаторы:

а) метод дедукции; б) синхронистический метод;

в) метод историко-филологической критики?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика