МУ им. С.Ю. Витте, конституционное право (рейтинговая работа, часть 1, 2023 год)
Узнать стоимость этой работы
04.03.2024, 13:08

Методические рекомендации по решению задач:

Все задачи решаются только на основании тех условий, которые прямо в них сформулированы. Важнейшим этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление.  Необходимо ознакомиться с материалами, относящимися к теме. Решение многих задач требует знания решений высших судебных органов, как общего порядка, так и по конкретным делам, иных подзаконных актов.

Решения задач выполняются письменно. Необходимо дать развернутый, исчерпывающий ответ на все поставленные в задаче вопросы. При ответе на вопросы следует ссылаться на соответствующие нормы права, указывать номера статей и их краткие положения.

Решение каждой задачи должно быть мотивированным, то есть содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует, иметь ссылки на актуальные и действующие нормативные правовые акты.

Методические рекомендации по выполнению заданий на составление алгоритмов:

В заданиях, где требуется назвать алгоритм действий для субъекта правоотношений, студенту следует учесть, что алгоритм – это понятное и точное описание конкретных последовательных действий, направленных на достижение определенной цели или результата. Другими словами, набор инструкций (со ссылками на действующие нормы права), описывающих последовательность действий исполнителя, а также возможные варианты (при их наличии) действий исполнителя.

Методические рекомендации при ответах на теоретические вопросы:

Ответы на задания должны быть полными, без орфографических и иных ошибок. При выполнении заданий студент должен продемонстрировать умение анализировать, а не просто переписывать действующие правовые акты и/или литературу (учебники, монографии, научные статьи) за последние 3-5 лет. При ответе на вопрос оценивается логика и последовательность рассуждений студента, наличие аргументации своей позиции, наличие ссылок на указанные в конкретном задании мнение ученых и/или статьи законов, сайты органов власти, судебную практику и т.д.

Методические рекомендации по подготовке презентации:

Презентация готовиться студентом в программе PowerPoint. Во время создания презентации обучающими должны использоваться фото, картинки по тематике слайда. Выбор количества слайдов на усмотрение студента, но не менее 8-10. В презентации на слайдах должны быть отражены следующие моменты: наименование темы, ее актуальность для современной юридической науки и практики, нормативно-правовые акты по теме, раскрыты основные термины и понятия; приведен и кратко раскрыт минимум один пример из судебной и/или правоприменительной практики по теме. А также в презентацию в обязательном порядке должны быть включены 2-3 схемы/таблицы, раскрывающие основное содержание вопроса. Должен соблюдаться единый стиль оформления (фон слайда, заголовки, шрифт – единые во всей презентации). Текст должен быть выровнен, не наползать на рисунки.

Методические рекомендации по составлению сравнительных таблиц:

Требования к содержанию таблицы: точность всех данных, однородность сопоставляемых данных, логичность; краткость и четкость заголовков. Когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам, то таблица должна строится следующим образом: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Горизонтальное и вертикальное положение элементов можно поменять местами с учетом объема материала.  Этапы составления сравнительной таблицы: 1) выделить существенные признаки, по которым целесообразно провести сопоставление; 2) сформулировать их в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы; 3) в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения; 4) формулируется частный вывод о сходстве и/или различии сравниваемых объектах; 5) итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе под таблицей.

Методические рекомендации по составлению правоприменительного (процессуального) документа.

При раскрытии данного задания студент должен определиться с видом процессуального документа, исходя из характера задания; его соответствующей принадлежности,  в чьей компетенции, каков характер правоприменительного ( процессуального) документа; выявить логику его разработки, обсуждения и принятия путем выделения отдельных этапов (процедур), условия и порядок принятия и его реквизиты. В конце задания представить статусное положение правоприменительного акта, его классификацию.

Выбор варианта контрольной работы определяется начальной буквой фамилии студента.

 

Задания для выполнения рейтинговой (контрольной) работы

Вариант 1 (А-Г)

1. Раскройте понятия конституционное право, как отрасль права; как наука и как учебная дисциплина.  Представьте характеристику отраслеообразующим критериям конституционного права – предмет, методы, источники. При этом определения раскрыть со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники.

2. На основе Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»» ФЗ от 31 мая 2002 г. (базовая ред.) №62 -ФЗ» ответьте на следующие вопросы:

- Каковы основные подходы к оценке понятий «гражданство», двойное гражданство», «иностранный гражданин», «общий порядок приобретения или прекращения гражданства РФ», «упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства РФ»?

- Назовите и раскройте основные принципы гражданства РФ;

- Раскройте содержание оснований приобретения и прекращения гражданства РФ.

При ответе на вопросы обязательно указывать номера и пункты статей Конституции РФ и ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

3. Со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники дайте развернутый ответ (не более 5 страниц) на вопрос: Характеристика основных источников конституционного права.

Вариант 2 (Д-Ж)

1. Используя материалы официальных страниц органов власти, а также материалы судебной/правоприменительной практики, статистические данные дайте толкование нормы ст. 33 Конституции РФ и раскройте порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Используя научную литературу, нормативные акты и источники в сети Интернет, проанализируйте точки зрения (не менее 2-3 по каждому понятию) разных авторов и законодателя на определение понятий: «единая система публичной власти», «публичная власть», «муниципальная власть», «местное самоуправление», «местное управление».

3. Используя информационно-правовую систему «Консультант Плюс», иные информационные источники составьте список действующих нормативно-правовых актов (не менее 10) по теме «Источники конституционного права на федеральном уровне». Форма представления информации в списке: «О нормативно-правовых актах федеральных органов государственной власти как источниках конституционного права»

Вариант 3 (З-Л)

1. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме «Виды основ конституционного строя».

2. Составьте сравнительную таблицу система норм конституционного права. Для этого сравните нормы конституционного права (с указанием примеров норм права) по следующим основаниям:

а) по функциональной роли; б) по способу воздействия на субъекты права; в) по характеру регулируемых отношений; г) по методу правового регулирования; д) по времени действия; е) по действию в пространстве; ж) по юридической силе

3. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации подготовить презентацию по вопросу «Конституционно-правовые институты».

Вариант 4 (М-О)

1. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации решить задачу: «Администрация одного из районов обязала всех граждан, имеющих скважины для пользования водой, приобрести лицензии. Граждане, считая, что действия администрации нарушают законодательство о недрах, а также права граждан обратились за разъяснением в юридическую консультацию. Дайте официальную консультацию от имени юриста со ссылками на действующие нормы права. Законны ли требования Администрации? Ответ обоснуйте.

2. Составьте процессуальный документ. За три дня до выборов главы субъекта РФ гражданин Иванов А.А., посетив избирательный участок по месту жительства, высказал просьбу ознакомиться со списком избирателей. В ответ на просьбу избирателя член участковой избирательной комиссии отказал в такой возможности, сославшись на рекомендации территориальной избирательной комиссии. Суть задания: оцените данную ситуацию и если есть основания в соответствии с высказанными предложениями в разделе «общие сведения»–подготовьте вариант правоприменительного (процессуального) акта во исполнение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, выделите основные этапы (процедуры), представьте соответствующие обоснования и оценку данному процессуальному документу.

3. Приведите примеры не менее пяти примеров конституционного правоотношения, определите элементы каждого (субъекты, объект, содержание). Назовите основные виды субъектов конституционных правоотношений.

Вариант 5 (П-С)

1. Приведите примеры, свидетельствующие о:

а) о ведущем положении конституционного права в системе российского права;

б) об основополагающем положении и характере норм конституционного права;

в) о взаимосвязи конституционного права  с другими отраслями российского права- какими и что является основанием для их взаимодействия.

Дайте характеристики / определения со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники.

2. На основе Конституции Российской Федерации; а также других нормативных правовых актов – источников конституционного права приведите примеры и дайте соответствующую характеристику: 

- материальных и процессуальных норм;

- управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм;

- императивных и диспозитивных норм.

При ответе на задания обязательно указывать номера и пункты статей Конституции РФ и иных нормативных правовых актов.

3. Со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники дайте развернутый ответ (не более 5 страниц) на вопрос: Конституционно-правовой статус личности: понятие и содержание.

Вариант 6 (Т-Ф)

1. Используя материалы официальных страниц органов государственной власти, а также материалы правоприменительной практики, статистические данные дайте толкование нормы ст. 7 Конституции РФ и раскройте сущность и статус Российской Федерации как социального государства.

2. Используя научную литературу, нормативные акты и источники в сети Интернет, проанализируйте точки зрения (не менее 2-3 по каждому понятию) разных авторов и законодателя на определение понятий и их соотношение: «виды конституций», «писанные и неписанные конституции», «октроированные и неоктроированные конституции», «гибкие и жесткие конституции», «юридические и фактические конституции», «реальные и фиктивные конституции».

3. Используя информационно-правовую систему «Консультант Плюс», иные информационные источники составьте список действующих нормативно-правовых актов (не менее 10) по теме «Источники конституционного права (на региональном и муниципальном уровне)». Форма представления информации в списке: «О нормативно-правовых актах – источниках конституционного права на уровне субъекта РФ и муниципальном уровне (можно на примере конкретного субъекта РФ и муниципального образования)»

Вариант 7 (Х-Ч)

1. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме «Виды субъектов Российской Федерации и их правовое положение».

2. Составьте сравнительную таблицу по теме: «Основные этапы конституционного развития России», положив в основу анализ структуры и содержания отечественных конституций. Для данного сравнения рекомендуются следующие показатели:

а) этап конституционного развития б) причины принятия конституции  в) каким органом и когда принята конституция  г) структура конституции д) содержание конституции  е) значение конституции

Покажите, в чем схожи и чем отличаются данные конституции?

3. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации подготовить презентацию по вопросу «Принципы федеративного устройства России».

Вариант 8 (Ш-Э)

1. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации решите проблему – причины, этапы и основные процедуры, общая характеристика процесса, связанного с обновлением Конституции РФ (2020 г.) Проанализируйте характер конституционных поправок, выделив основные группы (виды) норм -новелл. Дайте общую правовую оценку данному событию для состояния и перспектив развития конституционного права.

2. Составьте процессуальный документ. Депутат районного совета решили упразднить одну из постоянных комиссий совета и на очередном заседании внесли изменения в устав района (муниципального образования) - источника конституционного права в части, касающейся системы постоянных комиссий. На этом же заседании депутат Николаев Н.Н.  был освобожден от должности председателя постоянной комиссии в связи с ее ликвидацией. Считая данное решение районного совета незаконным, депутат Николаев Н.Н. обратился с жалобой в районную прокуратуру. От имени прокурора подготовьте соответствующий процессуальный документ –развернутый ответ на жалобу депутата. При этом обоснуйте – каков порядок внесения и дополнений в устав муниципального образования (источник конституционного права), а также вступления их в силу?

3. Раскройте содержание основных функций конституционного права путем  заполнения сравнительной таблицы по основаниям:

- наименование функции;

- содержание функции;

- статьи Конституции РФ, где нашла закрепление соответствующая функция;

- основные направления (воздействия) функции на характер общественных отношений;

Вариант 9 (Ю-Я)

1. Приведите аргументы, доказывающие формы и способы реализации норм конституционного права. Назовите особенности структуры и специфику реализации норм конституционного права.  Дайте соответствующие характеристики со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники.

2. Раскройте содержание и проиллюстрируйте на конкретных примерах конституционные основы народовластия. Определите, в каких статьях Конституции РФ и нормативных правовых актах закреплены основы народовластия, дайте им соответствующее обоснование.

3. Раскройте содержание категории «права человека», одной из ключевых категорий в системе конституционного права; проведите сравнительный анализ данной категории по следующим основаниям:

а) в зависимости от источника (характера) происхождения;

б) в зависимости от субъекта реализации;

в) в зависимости от приоритета;

г) в зависимости от сферы жизнедеятельности;

д) по месту в правовом статусе личности, их статусного положения.

Приведите примеры норм, где отражены соответствующие виды «прав человека».



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика