Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Конституционное право |
23.04.2024, 07:58 | |
Методические рекомендации по решению задач: Все задачи решаются только на основании тех условий, которые прямо в них сформулированы. Важнейшим этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. Необходимо ознакомиться с материалами, относящимися к теме. Решение многих задач требует знания решений высших судебных органов, как общего порядка, так и по конкретным делам, иных подзаконных актов. Решения задач выполняются письменно. Необходимо дать развернутый, исчерпывающий ответ на все поставленные в задаче вопросы. При ответе на вопросы следует ссылаться на соответствующие нормы права, указывать номера статей и их краткие положения. Решение каждой задачи должно быть мотивированным, то есть содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует, иметь ссылки на актуальные и действующие нормативные правовые акты. Методические рекомендации по выполнению заданий на составление алгоритмов: В заданиях, где требуется назвать алгоритм действий для субъекта правоотношений, студенту следует учесть, что алгоритм – это понятное и точное описание конкретных последовательных действий, направленных на достижение определенной цели или результата. Другими словами, набор инструкций (со ссылками на действующие нормы права), описывающих последовательность действий исполнителя, а также возможные варианты (при их наличии) действий исполнителя. Методические рекомендации при ответах на теоретические вопросы: Ответы на задания должны быть полными, без орфографических и иных ошибок. При выполнении заданий студент должен продемонстрировать умение анализировать, а не просто переписывать действующие правовые акты и/или литературу (учебники, монографии, научные статьи) за последние 3-5 лет. При ответе на вопрос оценивается логика и последовательность рассуждений студента, наличие аргументации своей позиции, наличие ссылок на указанные в конкретном задании мнение ученых и/или статьи законов, сайты органов власти, судебную практику и т.д. Методические рекомендации по подготовке презентации: Презентация готовиться студентом в программе PowerPoint. Во время создания презентации обучающими должны использоваться фото, картинки по тематике слайда. Выбор количества слайдов на усмотрение студента, но не менее 8-10. В презентации на слайдах должны быть отражены следующие моменты: наименование темы, ее актуальность для современной юридической науки и практики, нормативно-правовые акты по теме, раскрыты основные термины и понятия; приведен и кратко раскрыт минимум один пример из судебной и/или правоприменительной практики по теме. А также в презентацию в обязательном порядке должны быть включены 2-3 схемы/таблицы, раскрывающие основное содержание вопроса. Должен соблюдаться единый стиль оформления (фон слайда, заголовки, шрифт – единые во всей презентации). Текст должен быть выровнен, не наползать на рисунки. Методические рекомендации по составлению сравнительных таблиц: Требования к содержанию таблицы: точность всех данных, однородность сопоставляемых данных, логичность; краткость и четкость заголовков. Когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам, то таблица должна строится следующим образом: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Горизонтальное и вертикальное положение элементов можно поменять местами с учетом объема материала. Этапы составления сравнительной таблицы: 1) выделить существенные признаки, по которым целесообразно провести сопоставление; 2) сформулировать их в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы; 3) в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения; 4) формулируется частный вывод о сходстве и/или различии сравниваемых объектах; 5) итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе под таблицей. Методические рекомендации по составлению правоприменительного (процессуального) документа. При раскрытии данного задания студент должен определиться с видом процессуального документа, исходя из характера задания; его соответствующей принадлежности, в чьей компетенции, каков характер правоприменительного ( процессуального) документа; выявить логику его разработки, обсуждения и принятия путем выделения отдельных этапов (процедур), условия и порядок принятия и его реквизиты. В конце задания представить статусное положение правоприменительного акта, его классификацию. Выбор варианта контрольной работы определяется начальной буквой фамилии студента. Задания для выполнения рейтинговой (контрольной) работы Вариант 1 (А-Г) 1. Раскройте и соотнесите понятия «избирательное право», «избирательный процесс» и «избирательная система». Каково положение избирательного права в системе конституционного права: основные подходы в науке конституционного права. Дайте определения со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники. 2. На основе анализа норм главы 4 Конституции РФ определите и раскройте содержание правового статуса Президента РФ, ответьте на следующие вопросы: - Каковы основные черты правового статуса Президента РФ? - Раскройте основные полномочия главы государства, выделив в их содержании ряд групп полномочий; - Раскройте содержание новелл в статусе Президента РФ по итогам обновленной Конституции РФ (2020) При ответе на вопросы обязательно указывать номера и пункты статей Конституции РФ. 3. Со ссылками/сносками на нормы Конституции РФ, регламенты палат Федерального Собрания РФ/научные/учебные источники дайте развернутый ответ (не более 5 страниц) на вопрос: Конституционно-правовой статус Федерального Собрания: парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органы страны Вариант 2 (Д-Ж) 1. Анализируя главы 4-6 Конституции РФ раскройте характер и основные направления взаимодействия Президента РФ с высшими органами государственной власти – с палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думой и Советом Федерации и Правительством РФ. Обоснуйте свою точку зрения ссылками на конкретные статьи и нормы текста Конституции РФ. 2. Используя научную литературу, нормативные акты и источники в сети Интернет, проанализируйте точки зрения (не менее 3-5 по каждому понятию) разных авторов и законодателя на определение понятий «публичная власть», «государственная власть», «муниципальная власть», «местное самоуправление», «местное управление», «единая система публичной власти». В своем ответе используйте ссылки на Конституцию РФ. 3. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме: «Конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», выделив такие основания как: состав и порядок формирования, структура палаты, полномочия палаты, организация деятельности и соответствующий порядок прекращения полномочий. Вариант 3 (З-Л) 1. Анализируя статьи Конституции РФ ч.3 ст.3; ч.2ст.32, ч.2 ст. 130, ст.81, ст. 96 раскройте конституционно-правовую природу выборов. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме «Виды выборов» в соответствии с принятыми в научной и учебной литературе основаниями/критериями дать характеристику видов выборов по избирательному законодательству РФ. 2. Составьте сравнительную таблицу положений главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления от 06 октября 2003 года. Для этого сравните следующие показатели: а) правовой статус / положение местного самоуправления б) формы осуществления местного самоуправления в) принципы местного самоуправления г) основы местного самоуправления д) структура местного самоуправления е) гарантии местного самоуправления 3. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации подготовить презентацию по вопросу «Структура аппарата Президента РФ и его назначение». Вариант 4 (М-О) 1. Проведите сравнительный анализ текста главы 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура» в прежней и обновленной редакции Основного закона государства и обоснуйте - какие изменения содержатся по вопросу: «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации». Рекомендуется выделить ряд конкретных критериев / оснований для сравнительного анализа и обоснование изменений со ссылками на конкретные нормы главы 8 Конституции РФ. 2. Используя потенциал главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» и ФЗ №131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составьте процессуальный документ. По инициативе жителей сельского поселения Сосновка, в пределах территории которого проживает 95 человек, обладающих избирательным правом, был проведен сход граждан по одному из вопросов местного значения – строительство колодца с чистой, приспособленной ля питьевого употребления, водой. В ходе схода приняли участие большинство жителей сельского поселения, депутат муниципального собрания, заместитель руководителя главы местной администрации. По итогам схода граждан единогласно было принято решение о строительстве столь необходимого для жизни населения данного сельского поселения объекта водоснабжения – колодца. Суть задания, в соответствии с высказанными предложениями в разделе «общие сведения» – подготовить вариант правоприменительного (процессуального) акта во исполнение решения граждан, принятого на сходе граждан и выделить основные этапы (процедуры), представить соответствующие обоснования и дать оценку данному процессуальному документу. 3. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме: «Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», выделив такие основания как: состав и порядок формирования, структура палаты, полномочия палаты, организация деятельности и соответствующий порядок прекращения полномочий Вариант 5 (П-С) 1. Раскройте и соотнесите понятия «объективное избирательное право», «субъективное избирательное право», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «материальные нормы избирательного права», «процессуальные нормы избирательного права». Дайте характеристики / определения со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники. 2. На основе норм Конституции РФ, регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации, иных нормативных правовых актов раскройте в виде таблицы / схемы «Конституционно-правовой статус парламентариев Федерального Собрания РФ», выделив такие критерии как: 1) порядок формирования / избрания; 2) требования к кандидату; 3) срок полномочий, условия вступления в должность / начало полномочий; 4) компетенция / полномочия; 5) гарантии; 6) ограничения, обязательства; 6) какие акты определяют статус; 7) досрочное прекращение полномочий; 8) конституционная ответственность. При ответе на задания обязательно указывать номера и пункты статей Конституции РФ, ФЗ и иных нормативных правовых актов. 3. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации подготовить презентацию по вопросу: «Полномочия Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти». Вариант 6 (Т-Ф) 1.Анализируя источники избирательного права, а также используя материалы официальных страниц органов государственной власти, избирательных комиссий, а также материалы правоприменительной практики, статистические данные раскройте содержание и характер требований принципов избирательного права - принцип всеобщего избирательного права; принцип равного избирательного права; принцип прямых выборов; принцип тайного голосования; принцип альтернативных выборов –с указанием – где, в каких нормах, каких нормативно-правовых актов эти принципы закреплены и по возможности оценить их обеспеченность в современной избирательной практике. 2. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме: «Прекращение полномочий Президента Российской Федерации», выделив основания и соответствующий порядок прекращения полномочий. 3. Используя нормы Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, информационно-правовую систему «Консультант Плюс», иные информационные источники составьте логическую схему по теме «Законодательный процесс в Российской Федерации». При этом в содержании ответа в виде схемы выделить основные стадии законодательного процесса, подкрепив их анализ ссылками на статьи 104-108 Конституции РФ и регламентов палат Федерального Собрания Вариант 7 (Х-Ч) 1. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме «Стадии избирательного процесса (на примере выборов Президента Российской Федерации)». 2. Составьте сравнительную таблицу положений прежней редакции и обновленной редакции Конституции РФ по вопросу: «Порядок формирования состава Правительства РФ». Раскройте состав Правительства РФ и организационные основы его деятельности по реализации Правительством его полномочий? 3. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации подготовить презентацию по вопросу «Принципы местного самоуправления и особенности их реализации в практике местного самоуправления» (на основе норм главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» и ФЗ-№131 от 06 октября 1993 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Вариант 8 (Ш-Э) 1. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации решить задачу: «В селе Сосновка – административном центре Сосновского сельского поселения был построен крупный деревообрабатывающий комплекс, в связи с чем численность жителей села намного увеличилась за счет работников комплекса, приехавших из других мест. Директор комплекса обратился в администрацию района с заявлением о придании селу статуса рабочего поселка, выходе его из состава сельсовета и преобразовании в самостоятельное муниципальное образование – сельское муниципальное образование. К заявлению директора были приложены подписи 10% жителей села в поддержку данного предложения. Дайте обоснование данному примеру. Анализируя ст. главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление и ст. 24 ФЗ- №131, оцените перспективы инициативы директора деревообрабатывающего комплекса. Каков возможный вариант решения данной ситуации? Ответ обоснуйте. 2. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме «Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации». При составлении таблицы используйте ссылки на статьи главы 6 Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» ФКЗ -№04 от 06 ноября 2020 года. В содержании таблицы выделить следующие показатели: 1) место в системе органов государственной власти; 2) состав Правительства; 3) порядок формирования Правительства РФ; 4) полномочия; 5) организационные формы деятельности и принимаемые акты; 6) ответственность; основания и порядок прекращения полномочий Правительства РФ. Содержание таблицы /схемы аргументируйте ссылками на соответствующие статьи Конституции и ФКЗ. 3. Соблюдая указанные в разделе «общие сведения» методические рекомендации подготовить презентацию по вопросу: «Конституционно-правовой статус Конституционного суда Российской Федерации». Использовать потенциал главы 7 Конституции и ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» Вариант 9 (Ю-Я) 1. Раскройте сущность и содержание «мажоритарной избирательной системы», «избирательной системы пропорционального представительства» и «смешанной избирательной системы». Проведите сравнительный анализ данных избирательных систем по ряду критериев: 1) примеры выборов, где применяется соответствующая избирательная система; 2) принципы организации и особенности избирательной системы; 3) позитивные и негативные стороны избирательной системы; 4) особенности подведения итогов выборов в рамках соответствующей избирательной системы. Дайте соответствующие характеристики со ссылками/сносками на действующие нормы права/научные/учебные источники. 2. Раскройте содержание и проиллюстрируйте на конкретных примерах «Полномочия Президента РФ в сфере конкретизации правового статуса личности». Определите, в каких статьях Конституции РФ и иных нормативных правовых актах закреплены полномочия главы государства в области правового положения личности. 3. Составьте подробную и развернутую таблицу/схему по теме «Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации». В таблице указать: 1) основание прекращение полномочий; 2) порядок прекращения полномочий; 3) изменения в соответствии с обновленной Конституцией РФ. При анализе темы ссылаться на соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 06 ноября 2020 года «О Правительстве Российской Федерации» ФКЗ-№04 | |