НГАУ, конституционное право России (рабочая тетрадь)
Узнать стоимость этой работы
22.11.2025, 15:13

Практическое занятие №1.

Общая характеристика Конституционного права Российской Федерации как отрасли права

Задание 1.

Существуют различные подходы к определению предмета конституцион­ного права. В частности, эти подходы отражены в таких суждениях:

1) «Главное содержание объекта регулирования и предмета конституционного права – это гарантии обеспечения в обществе фундаментальной свободы, а также разграничение сфер индивида и пределов действия государственной власти»;

2) «Конституционное право изучает политическую власть и политический режим в государстве».

Поясните, какой из подходов (естественно-правовой или позитивистский) был использован в каждом из определений. Почему вы так думаете? Как вы считаете, какое из определений более полно отражает предмет конституционного права?

Задание 2.

Какие способы правового регулирования (предписания, дозволения, за­преты, стимулирование, гарантирование) закреплены в следующих нормах Конституции РФ: ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 32, ч. 3 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 40, ч. 2 ст. 43, ч. 3 ст. 50, ч. 1 и 4 ст.78, ч. 2 ст. 85, ч. 2 ст. 87, ч. 3 ст. 90, ч. 2 ст. 107, ч. 1-5 ст. 109?

Задание 3.

Найдите в Конституции РФ, других законах и иных нормативных право­вых актах правовые нормы:

1) декларативные;

2) императивные;

3) диспозитивные;

1) нормы-дефиниции;

2) нормы-принципы, нормы-цели;

3) отсылочные и бланкетные.

Задание 4.

Найдите в тексте Конституции РФ нормы, имеющие учредительный ха­рактер для других отраслей российского права (гражданского, трудового, эко­логического, земельного, процессуального, жилищного и др).

Задание 5.

Заполните таблицу 1.

Таблица 1 - Сравнительные признаки федерального и федерального кон­ституционного закона

Признаки

Федеральный закон

Федеральный конститу­ционный закон

Общее

 

 

Особенное

 

 

Тест.

1) В отрасли конституционного права доминирует метод:

а) императивный;

б) диспозитивный;

в) формально-юридический;

г) метод конкретных социологических исследований;

2) Конституционное право как учебная дисциплина – это:

а) совокупность норм права регулирующих наиболее важные общественные отношения;

б) совокупность идей, учений и взглядов на предмет конституционного права;

в) совокупность знаний об отрасли конституционного права, а также истории, закономерностях развития данной отрасли;

г) совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

3) Конституционное право, как отрасль права – это:

а) совокупность норм права регулирующих наиболее важные общественные отношения;

б) совокупность идей, учений и взглядов на предмет конституционного права;

в) определённая совокупность знаний, передаваемых студентам;

г) возможность человека поступать определенным образом в рамках конституционных предписаний;

4) Конституционно-правовые отношения в РФ – это, в частности, отно­шения между:

а) государством и гражданином по поводу осуществления государ­ственной власти;

б) гражданами и профсоюзными организациями;

а) государственными органами и их должностными лицами;

г) судами различных инстанций.

5) Укажите роль конституционного права в системе отраслей российского права:

а) в условиях рыночной экономики конституционное право занимает однопорядковое место с гражданским, финансовым, предпринимательским и другими отраслями права;

б) конституционное право в современных условиях занимает место вслед за уголовным, административным, трудовым и другими отраслями права, тесно связанными со сферой человеческих отношений;

в) конституционное право занимает центральное место в системе отраслей российского права;

г) конституционное право занимает важное место в системе отраслей российского права;

Контрольные вопросы

1) Каков круг общественных отношений, составляющих предмет конституционно-правового регулирования (на основе различных научных подходов).

2) Каковы отличительные черты метода конституционно-правового регулирования Функции мастера заполнения?

3) В чем проявляется особое место, системообразующая роль конституционного права в правовой системе России?

4) Дайте понятие «правовая норма», «конституционная норма» и «конституционно-правовая норма», в чем заключается их соотношение?

5) В чем заключаются отличительные черты конституционно-правовых норм?

6) Какова структура конституционно-правового отношения?

 

Практическое занятие №2.

Конституционно-правовая ответственность

Задание 1.

Определите соотношение и взаимосвязь конституционно-правовой ответственности с иными видами юридической ответственности.

Задание 2.

Определите понятие конституционного правонарушения (деликта) как основания возникновения конституционно-правовой ответственности, проведите анализ особенностей его состава и определение критериев классификации конституционных правонарушений.

Задание 3 .

Заполните таблицу 2.

Таблица 2 - Конституционно-правовая ответственность

Виды конституционно-­правовой ответственно­сти

Субъекты конституционно­-правовой ответственно­сти

Основания конституционно­-правовой ответственно­сти

 

 

 

Задание 4.

Определите и выпишите из Конституции РФ и других источников кон­ституционного (государственного) права России 6-7 норм, в структуру которых входят санкции.

Задание 5.

Из ниже перечисленного выбрать меры конституционно-правовой ответ­ственности и обосновать свое решение:

1) роспуск Государственной Думы в случае троекратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) прекращение полномочий члена Совета Федерации в связи с неодно­кратными неявками на заседания палаты;

3) решение об отмене гражданства РФ на основании приобретения его с использованием заведомо ложных сведений и фальшивых документов;

4) отставка судьи Конституционного Суда РФ за высказывание особого мнения при вынесении решения по делу;

5) прекращение полномочий члена Совета Федерации по мотивам несо­гласия органа, избравшего (назначившего) данное лицо, с позицией, занятой членом Совета Федерации по тем или иным вопросам или законопроектам;

6) отрешение Президента РФ от должности в случае совершения им тяж­кого преступления;

7) не избрание депутата на второй срок в связи с утратой доверия избира­телей;

8) отстранение от должности главы субъекта РФ в связи с изданием им неконституционного правового акта, признанного таковым судом;

9) отставка Правительства РФ в связи с ведением убыточной экономиче­ской политики, приведшей страну к глубокому финансовому кризису;

10) лишение избирательных прав лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда.

Тест.

1) Конституционно-правовая ответственность – это...

а) обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами;

б) обеспеченные государственным принуждением неблагоприятные для правонарушителя последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения им его обязанностей, повлекших нарушение гражданских прав другого лица, которые выражаются в возложении на правонарушителя имущественных санкций, направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы;

в) обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения);

г) обязанность работника подчиниться наложенному взысканию при установленном и документально зафиксированном факте нарушения дисциплины основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка;

2) Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают:

а) избирательные объединения;

б) работники;

в) должностные лица;

г) индивидуальные предприниматели;

3) Признаки конституционно-правовой ответственности:

а) устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения, а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

б) наступает только при наличии вины;

в) носит имущественный характер, то есть нацелена на имущественную сферу должника;

г) применяется по требования потерпевшей стороны;

4) Фальсификация итогов референдума – это нарушение закона, за кото­рое предусмотрена:

а) уголовная ответственность;

б) административная ответственность;

в) гражданско-правовая ответственность;

г) дисциплинарная ответственность;

5) Конституционно-правовая ответственность – это вид ответственности:

а) политической;

б) социальной;

в) юридической;

г) экономической.

Контрольные вопросы

1) Сформирован или же находится только в стадии становления институт конституционно-правовой ответственности?

2) Каково влияние конституционно-правовой ответственности на обеспе­чение стабильности конституционного строя, охрану и защиту Конституции?

3) Какова структура, элементный состав конституционно-правовой ответ­ственности, основания ее возникновения, специфика субъектов этой ответ­ственности?

4) Каков механизм реализации этого вида юридической ответственности?

5) Каковы цели, задачи, функции, содержание конституционно-правовой ответственности?

6) Какова роль конституционно-правовой ответственности в становлении правовой государственности и цивилизованного гражданского общества, демократии и конституционализма.

 

Практическое занятие №3.

Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации

Задание 1.

Какое из приведенных определений конституции наиболее полно отражает содержание и форму действующей Конституции РФ:

1) Конституция - действительное выражение расстановки сил в классовой борьбе, оформленное в системе выборов, представительных учреждений, зако­нов (В. И. Ленин);

2) Конституция - основной закон государства, выражающий волю народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий их в интересах важнейшие начала общественного строя и государственной ор­ганизации соответствующей страны (С. А. Авакьян).

Приведите свое определение Конституции.

Задание 2.

Заполните таблицу 3.

Таблица 3 – Основные черты Конституции РФ

Основные черты Конституции РФ

Характеристика

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Постройте алгоритм изменения Конституции РФ (пересмотра и внесения в нее поправок).

Задание 4.

Ознакомьтесь с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1- ФКЗ (с изм. и доп.) «О Конституционном Суде РФ». Укажите условия, при которых граждане РФ могут обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ.

Тест.

1) Конституции РФ устанавливаются:

а) конкретные виды ответственности за совершение преступлений;

б) правила осуществления договора купли продажи имущества;

в) нормы общего характера, являющиеся основой для правовых ин­ститутов;

г) все ответы неверны.

2) Конституция РФ состоит из:

а) преамбулы и двух разделов;

б) двух разделов;

в) девяти глав;

г) четырёх разделов.

3) Конституция РФ принята от имени:

а) многонационального народа России;

б) парламента России;

в) правительства России;

г) правильного ответа нет.

4) Ни один акт не может противоречить Конституции РФ. Этот признак именуется:

а) учредительный характер;

б) высшая юридическая сила;

в) прямое действие;

г) особый характер защиты.

5) Конституцию от всех других федеральных законов отличает

а) высшая юридическая сила;

б) обязательность для всех граждан;

в) государственная обеспеченность;

г) нормативно-правовой характер.

Контрольные вопросы

1) Что включает в себя понятие конституции?

2) Какова основные черты Конституции РФ?

3) Каковы юридические свойства Конституции РФ?

4) Что включают в себя структура Конституции РФ?

5) Для чего необходим структурный анализ конституции?

 

Практическое занятие №4.

История развития Конституции Российской Федерации

Задание 1.

Заполните таблицу 4.

Таблица 4 - Сравнительный анализ Конституции РСФСР 1978 и Консти­туции РФ 1993 г.

 

Конституция РСФСР 1978 г. (в редакции от 9, 10 декабря 1992 г.)

Конституция РФ 1993 г.

Структура

 

 

Основные принципы

 

 

Система прав, свобод и обязанностей человека и их гарантий

 

 

Институты демократии

 

 

Система органов государственной власти

 

 

Порядок принятия и изменения Конституции

 

 

Наличие органов конституционного контроля

 

 

Способ принятия

 

 

Задание 2.

Найдите в тексте Конституции РФ положения, измененные после ее при­нятия.

Задание 3.

Определите, из какой российской Конституции дано извлечение: «Изменение и дополнение Конституции ... производит Съезд народных депутатов ... законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов.

В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов».

Тесты.

1) Конституция СССР и РСФСР 1918-1925 гг. установили:

а) демократический строй;

б) тоталитарный строй;

в) Систему Советов;

г) разделений властей;

2) Конституции СССР и РСФСР 1936-1978 гг. означали:

а) упразднение тоталитаризма;

б) сохранение тоталитарного строя;

в) сохранение социальных ограничений в избирательном праве;

г) введение местного самоуправления;

3) После начала перестройки и распада СССР в Конституцию РСФСР были внесены изменения, зафиксировавшие происходившие в стране социально-экономические и политические изменения.

а) водится пост президента РСФСР;

б) вместо руководящей роли Коммунистической партии предусмат­ривались многопартийность и политический плюрализм;

в) отменены прямые выборы;

г) была разрешена денежная эмиссия;

4) Первым действующим конституционным актом на территории Российской империи являлась:

а) Конституция для Ионических островов 1804 года;

б) Тырновская Конституция Болгарии 1879 года;

в) Конституция Царства Польского 1815 года;

г) Конституция Венгерской Советской Республики 1919 года;

5) Какое количество Конституций насчитывает история Российской Федерации?

а) три;

б) четыре;

в) пять;

г) шесть.

Контрольные вопросы

1) Что такое конституционализм?

2) Каковы критерии периодизации, а также основные периоды и этапы конституционного развития России?

3) Какие документы, принятые в царской России явились отправной точ­кой практической конституционализации нашей страны?

4) Какие основные поправки были внесены в Конституцию РСФР 1978 г.?

 

Практическое занятие №7.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации

Задание 1.

Проанализируйте одно из конституционных прав или свобод (на выбор), используя следующие критерии:

– возможности поведения субъекта, заключенные в содержании права (свободы);

– характеристика данного права (свободы) в советских либо зарубежных конституциях, а также в международно-правовых актах;

– место конституционного права (свободы) в системе основных прав и свобод человека и гражданина;

– субъекты права (свободы): определенный коллектив или отдельный индивид;

– способы охраны и защиты права (свободы).

Задание 2.

Решить ситуационные задачи.

1. Глава г. Курайкино Свердловской области ввел на территорию данного муниципального образования, чрезвычайное положение в связи с экологической катастрофой, произошедшей на нефтеперерабатывающем заводе. Руководствуясь Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», ответьте на поставленные вопросы:

Вправе ли глава муниципального образования вводить чрезвычайное положение в данном случае? В каком порядке в России может вводиться чрезвычайное или военное положение, и какие ограничения прав и свобод личности предусматриваются в связи с этим в федеральных конституционных законах?

2. Родственники тяжело больного пациента, находящегося в коме, обратились к главному врачу больницы с просьбой об эвтаназии. К заявлению прилагалось заключение консилиума ведущих специалистов медицины о безнадежном положении здоровья пациента. Главный врач в просьбе заявителей отказал.

Ссылаясь на нормы Конституции РФ и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ответьте, правомерен ли отказ.

3. Гражданин РФ Стариков обратился в Министерство обороны РФ с просьбой предоставить ему информацию о чрезвычайном происшествии на космодроме «Плесецк», в результате которого произошла утечка радиоактивных материалов, и окружающей природной среде был нанесен ущерб. В обосновании своей просьбы гражданин пояснил, что проживает на расстоянии 30 км от космодрома и беспокоится за состояние здоровья своей семьи. Министерство обороны РФ отказало в просьбе Стародубцева со ссылкой на то, что данная информация является государственной тайной.

Ссылаясь на Конституцию РФ, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об охране окружающей среды» и «О государственной тайне», ответьте, правомерен ли отказ гражданину?

4. Гражданину РФ Титову, которому было предъявлено обвинение в совершении шпионажа (ст. 275 УК РФ), следователем было отказано в допуске адвокату Махнову в качестве защитника Титова. Следователь мотивировал свое решение отсутствием у последнего специального допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Проанализируйте Конституцию РФ, Закон РФ «О государственной тайне», Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 года № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В. Н. Синцова, В. Н. Бугрова и А. К. Никитина» и сформулируйте ответ на следующий вопрос:

Правомерен ли отказ следователя?

Тест.

1. К общим конституционным обязанностям относится:

а. бережное отношение к природным богатствам страны

б. забота о сохранении исторического и культурного наследия

в. получение основного общего образования

г. все перечисленное

2. К общим конституционным обязанностям относится:

а. сохранение памятников культуры, природы

б. сохранение природы и окружающей среды

в. уважение прав и свобод других лиц

г. все перечисленное

3. К общим конституционным обязанностям относится:

а. воинская обязанность

б. забота о детях и нетрудоспособных родителях

в. плата законно установленных налогов и сборов

г. соблюдение Конституции РФ и федеральных законов

д. все перечисленное

4. ______конституционные обязанности - круг обязанностей адресован конкретным категориям населения.

5. К конкретным конституционным обязанностям относится:

а. воинская обязанность

б. забота о детях и нетрудоспособных родителях

в. плата законно установленных налогов и сборов

г. все перечисленное

6. Выберите неверный вариант ответа. К конкретным конституционным обязанностям относится:

а. воинская обязанность

б. забота о детях и нетрудоспособных родителях

в. плата законно установленных налогов и сборов

г. получение основного общего образования

д. все перечисленное

7. ______прав человека - это основополагающие начала, обеспечивающие единство феномена прав человека и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости.

8. К принципам прав человека относится:

а. демократия

б. нравственный и глобальный гуманизм

в. равноправие

г. все перечисленное

9. К принципам прав человека относится:

а. свобода прав человека

б. солидарность прав человека

в. справедливость

г. все перечисленное

10. К принципам прав человека не относится:

а. судебная защита

б. толерантность (терпимость)

в. уважение человеческого достоинства

г. все варианты ответа верные

11. К конституционным принципам прав человека относится:

а. всеобщность

б. гарантированность и защищенность государством

в. неотчуждаемость

г. все перечисленное

12. К конституционным принципам прав человека не относится:

а. запрет обратной силы закона

б. непосредственное действие

в. равенство всех перед законом

г.  все варианты ответа верные

Контрольные вопросы

1. Какие основания и порядок приобретения гражданства Вам известны?

2. Перечислите известные Вам основания прекращение гражданства.

3. Каков порядок решения дел о гражданстве?

4. Каков правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации?

5. Каково правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации?

6. Каким образом осуществляется охрана прав и свобод и обеспечение соблюдения обязанностей граждан Российской Федерации?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика