СахГУ, конституционное право (контрольная работа, 2025 год)
Узнать стоимость этой работы
20.11.2025, 12:42

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант № 1

1. Человек, его права и свободы как высшая ценность конституционного строя.

2. Понятие избирательной системы и избирательного права.

3. Практическое задание.

Заявителю решением суда отказано в удовлетворении жалобы о признании недействительной нормы Конституции субъекта Российской Федерации о том, что президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции Российской Федерации о том, что государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык, как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Дайте разъяснение, обосновано ли решение суда. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 2

1. Понятие и содержание основ конституционного строя Российской Федерации.

2. Принципы избирательного права.

3. Практическое задание.

Законом субъекта Российской Федерации установлено, что при осуществлении отдельных полномочий органа государственной власти, которыми наделен орган местного самоуправления, этот орган местного самоуправления использует печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Дайте разъяснение, противоречит ли указанная норма ФКЗ от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 3

1. Понятие, сущность, функции конституции.

2. Источники избирательного права.

3. Практическое задание.

После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии попросил членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.

Дайте разъяснение, нарушены ли требования закона. Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках? Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 4

1. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды. Конституционно- правовые институты. Система конституционного права Российской Федерации.

2. Понятие общественных объединений, их организационно-правовые формы.

3. Практическое задание.

Территориальной избирательной комиссией не была обеспечена доставка избирательных бюллетеней на некоторые избирательные участки. В результате на этих участках смогли проголосовать только 10% избирателей, и выборы были признаны не состоявшимися.

Вышестоящая избирательная комиссия обратилась в суд с требованием о расформировании территориальной комиссии.

Дайте разъяснение, есть ли основания для принятия решения о расформировании. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 5

1. Источники конституционного права Российской Федерации.

2. Охрана Конституции Российской Федерации. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в охране Конституции Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Правительство Российской Федерации приняло решение о порядке осуществления компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию до 1991 года.

Дайте разъяснение, какие положения Конституции Российской Федерации обязывали Правительство принять такое решение. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 6

1. Конституционная реформа в Российской Федерации.

2. Экономические основы конституционного строя.

3. Практическое задание.

Смирнов Александр Иванович решил принять участие в выборах Президента Российской Федерации, явился на избирательный участок по месту регистрации и, предоставив паспорт гражданина РФ, ожидал выдачи избирательного бюллетеня. Но член участковой избирательной комиссии, сверяя паспортные данные Смирнова со списком избирателей, отказал ему в выдаче бюллетеня.

При каких обстоятельствах действия члена УИК являются правомерными, а при каких – неправомерными, если отказ был мотивирован по следующим основаниям:

- Смирнову А.И. на момент проведения выборов исполнилось 17 лет;

- Смирнов А.И. достиг возраста 18 лет, но имеет лишь основное общее образование. Дайте правовую оценку каждой ситуации. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 7

1. Порядок организации и проведения выборов. Избирательные комиссии. Избирательные округа и избирательные участки.

2. Понятие гражданства Российской Федерации. Гражданство как правовой институт. Принципы гражданства Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Ивлев Петр Сергеевич изъявил желание воспользоваться активным избирательным правом и принять участие в выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации – отдать свой голос за кандидата Сидорова С.С. Но самостоятельно идти на избирательный участок не захотел. В связи с этим, попросил своего друга Глушкова Константина Петровича проголосовать за него. Для этого, он передал ему свой паспорт и записку с текстом «Разрешаю получить бюллетень от моего имени. 25.01.24. Подпись: Ивлев». Глушков отправился в УИК с паспортом и запиской от Ивлева.

Реализует ли Ивлев Петр Сергеевич, таким образом, свое право? Как должен поступить член УИК в данной ситуации? Нарушается ли какой-либо принцип избирательного права? Дайте правовую оценку ситуации. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 8

1. Выдвижение и регистрация списков кандидатов, гарантии деятельности кандидатов.

2. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Бывший гражданин Казахстана Мамедов приобрел в установленном порядке гражданство Российской Федерации, при этом его супруга, проживающая вместе с ним, является лицом без гражданства.

Дайте разъяснение, имеет ли право на приобретение гражданства Российской Федерации их совместный 14-летний ребенок. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 9

1. Приобретение гражданства по рождению. Приобретение гражданства в результате приема в общем и упрощенном порядке.

2. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

3. Практическое задание.

Депутат Ярославской Областной думы, являющийся ответчиком по делу о разводе, явился в суд.

Дайте разъяснение, возникают ли в данном случае конституционно-правовые отношения. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 10

1. Понятие референдума, предмет и виды референдумов.

2. Конституционные обязанности человека и гражданина.

3. Практическое задание.

Норма ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

Дайте разъяснение, к какой отрасли права относится данная норма. Назовите структурные элементы данной нормы. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 11

1. Понятие и структура основ правового статуса личности в Российской Федерации.

2. Основания прекращения гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства.

3. Практическое задание.

ч. 2 ст. 85 Конституции Российской Федерации гласит: «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом»;

ч. 1 ст. 93 Конституции Российской Федерации гласит: «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения»; ч. 1 ст. 109 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации»

Дайте разъяснение, какие структурные элементы норм конституционного права здесь отражены. Ответ обоснуйте.

Вариант № 12

1. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, гражданство недееспособных лиц.

2. Конституционные принципы правосудия. Судебная система.

3. Практическое задание.

После трехкратного отклонения предложенной кандидатуры на должность председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена палатой российского парламента.

Проанализируйте действия Президента Российской Федерации и Государственной Думы с точки зрения положения Конституции Российской Федерации. Ответ обоснуйте.

Вариант № 13

1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве, их компетенция.

2. Общие принципы проведения референдума.

3. Практическое задание.

Гражданин Ж., являющийся ответчиком в судебном процессе по делу о разводе, обратился в вышестоящую инстанцию с жалобой на то, что в ходе судебного разбирательства по его вопросу судопроизводство осуществлялось не на русском языке, а на государственном языке республики, на территории которой осуществлялось судопроизводство.

Дайте разъяснение, возможно ли осуществление судопроизводства и делопроизводства в суде, находящимся на территории республики в составе Российской Федерации на государственном языке данного субъекта. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 14

1. Понятие прав человека и прав гражданина.

2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации: исключительные и совместные.

3.  Практическое задание.

М. является гражданином Российской Федерации и Таджикистана. В Республике Таджикистан он проходил альтернативную гражданскую службу. После этого он прибыл в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и, зарегистрировавшись в установленном порядке в городе N, через один месяц получил повестку о призыве на военную службу в Вооружённые силы Российской Федерации.

Дайте разъяснение, правомерно ли действие военкомата. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 15

1. Принципы правового статуса личности.

2. Правовой статус Президента Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Иностранный гражданин М., проживающий в Калининградской области, написал заявление в муниципальную школу с просьбой принять его сына в первый класс. Директор школы отказала ему, обосновав это двумя причинами. Во-первых, М. не гражданин Российской Федерации, а школа муниципальная, поэтому на бесплатной основе в ней могут учиться только дети граждан Российской Федерации, а во-вторых, его сын плохо знает русский язык и не сможет наравне с другими учениками осваивать учебную программу.

Дайте разъяснение, нарушает ли директор школы Конституцию Российской Федерации. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 16

1. Международно-правовые акты о правах человека и их значение для России.

2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Практическое задание.

Государственная Дума Российской Федерации отклонила предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации.

Дайте разъяснение, какие конституционно-правовые отношения возникают из данного юридического факта. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 17

1. Понятие конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их классификация.

2. Виды и статус субъектов Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Студент 1 курса юридического факультета университета Иванов предложил создать политическую партию, ссылаясь на ст. 11 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ.

Дайте разъяснение, кому принадлежит право создания политической партии и в каком порядке она создается. Применив правовые нормы, дайте правовую оценку данному предложению.

Вариант № 18

1. Правительство Российской Федерации: состав и порядок его формирования.

2. Система прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации «Гражданин Российской Федерации может  иметь  гражданство  иностранного  государства  (двойное  гражданство)…»;

«Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства…».

Дайте разъяснение, есть ли исключения из общего правила. Если да, то приведите примеры соответствующих правовых норм. Ответ обоснуйте.

Вариант № 19

1. Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина.

2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, компетенция.

3. Практическое задание.

Гражданка Белова, которая родом из Крыма, вышла замуж за гражданина Котова, проживающего в г. Жуковский Московской области, получила паспорт и зарегистрировалась у мужа. Белова имеет ребенка в возрасте 13 лет от первого брака и хочет также его зарегистрировать в квартире мужа. Однако в Федеральной миграционной службе, куда обратилась Белова для решения вопроса, в регистрации ребенка отказали и ответили что, если у ребенка нет гражданства, то его нельзя зарегистрировать.

Дайте правовую оценку ситуации. Определите характер правовых отношений и элементы их  структуры. Проанализируйте  юридические  факты,  лежащие  в  основе  данных правоотношений. Ответ обоснуйте.

Вариант № 20

1. Политические права граждан Российской Федерации.

2. Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации. Структура, порядок образования Парламента Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Судье Конституционного Суда РФ после его выступления на съезде одной из политических партий предложили войти в ее руководящий орган и принять участие в кампании по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Дайте правовую оценку ситуации. Дайте разъяснение, каким образом судья Конституционного Суда РФ может реализовать свое конституционное право на объединение. Ответ обоснуйте.

Вариант № 21

1. Совет Федерации: структура и компетенция, порядок работы.

2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Беглый бывший сотрудник ЦРУ Эдвард С. получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации 1 августа 2013 г. сроком на один год, а 9 лет спустя – получил гражданство Российской Федерации.

Дайте разъяснение, на каком основании ему было предоставлено временное убежище, и на каких условиях он получил гражданство Российской Федерации. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 22

1. Государственная Дума: структура и компетенция. Основные формы работы. Законодательный процесс.

2. Социально-экономические, культурные права и свободы человека и гражданина.

3. Практическое задание.

В поддержку кандидата было собрано необходимое количество подписей. Подписи были приняты избирательной комиссией, и кандидат был зарегистрирован. Однако через 10 дней после регистрации в избирательную комиссию поступила жалоба на то, что ряд подписных листов оформлен с нарушениями. После этого избирательная комиссия снова вернулась к проверке подписных листов и приняла решение о снятии кандидата с регистрации.

Дайте правовую оценку ситуации. Дайте разъяснение, законны ли действия комиссии. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 23

1. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

2. Компетенция Правительства Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Родители 16-летней Марины заставляют ее каждый вечер читать Библию и по воскресеньям ходить с ними в церковь на службу.

Дайте разъяснение, нарушают ли родители ее конституционные права. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 24

1. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

2. Защита основных прав и свобод. Деятельность государственных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека.

3. Практическое задание.

Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства N, обратился в полномочный орган государства N с заявлением об отказе от гражданства, так как решил вступить в российское гражданство.

Дайте разъяснение, при каких условиях Джон может вступить в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 25

1. Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина.

2. Понятие и принципы федеративного устройства.

3. Практическое задание.

40-летний гражданин М. подал заявление о приёме в гражданство Российской Федерации. Однако в этом ему было отказано.

Дайте разъяснение, что могло послужить причиной отказа. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 26

1. Государственные органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. Понятие и система местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Группа предпринимателей обратилась с письмом к Президенту Российской Федерации, в котором просила его назначить всероссийский референдум по вопросу об изменении системы федеральных налогов и сборов, поскольку действующие налоги и сборы, по их мнению, тормозят развитие экономических отношений.

Дайте разъяснение, вправе ли Президент пойти на встречу предпринимателям и назначить указанный референдум. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 27

1. Глава субъекта Федерации: правовой статус, компетенция.

2. Становление и развитие института референдума в Российской Федерации.

3. Практическое задание.

Гражданин Казахстана Т., отбывающий наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести на территории Российской Федерации в одном из исправительных учреждений Ленинградской области, обратился с заявлением в компетентные органы России о приеме в гражданство Российской Федерации. Мотивировал он это тем, что его супруга является гражданкой России, а также тем, что он зарегистрирован и проживает в течение последних десяти лет в г. Санкт-Петербурге.

Дайте разъяснение, могут ли компетентные органы удовлетворить заявление гражданина. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 28

1. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме.

2. Основные этапы развития Конституций СССР и России.

3. Практическое задание.

Между студентами юридического факультета университета Смирновым и Назаровым возник спор, в каких правоотношениях состоят между собой:

а) университет и преподаватели; б) университет и студенты.

Смирнов со ссылкой на статьи 37 и 43 Конституции Российской Федерации полагал, что речь должна идти о конституционно-правовых отношениях. Назаров же считал, что в первом случае складываются трудовые, а во втором – административно-правовые отношения.

Дайте разъяснение, кто прав в споре и почему. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 29

1. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: состав, принципы и организационные основы деятельности.

3. Практическое задание.

Между Российской Федерацией и Республикой Крым был заключен договор, согласно которому Республика Крым принималась в Российскую Федерацию.

Дайте разъяснение, возникают ли в данном случае конституционно-правовые отношения. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.

Вариант № 30

1. Предупреждение и противодействие коррупции в сфере судебной деятельности.

2. Создание общественных объединений, политических партий, их реорганизация и ликвидация.

3. Практическое задание.

На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложения об изменении ст. 12 Конституции Российской Федерации. Это предложение было принято на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы простым большинством голосов депутатов Федерального Собрания.

Дайте разъяснение, какие статьи Конституции Российской Федерации нарушены в данном случае. Обоснуйте ответ, опираясь на правовые нормы.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика