СИБУП, конституционное право (курсовая работа, темы 1-20)
19.09.2017, 09:58

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1.Конституционализм как политико-юридическая доктрина.

2.Конституция как политический и юридический документ.

3.Толкование Конституции РФ как способ преодоления ее несовершенства.

4.Проблемные вопросы теории и практики конституционной ответственности.

5.Дискуссионные вопросы определения предмета конституционного права.

6. Иерархия источников права и система конституционного права.

7.Место и роль решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе.

8.Политический плюрализм и многопартийность и гарантии их реализации в законодательстве РФ.

9.Конституционные институты непосредственной демократии.

10.Разделение властей: идея и ее конституционное оформление.

11.Основные положения современной доктрины прав человека и гражданина и их отражение в Конституции РФ.

12.Развитие законодательства о гражданстве РФ на основе Конституции РФ 1993 года.

13.Конституционное право граждан на свободу совести.

14.Конституционное право граждан на информацию.

15.Конституционное право граждан на объединение.

16.Конституционное право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства

17.Конституционные обязанности граждан РФ.

18.Правовое регулирование национальных отношений в РФ.

19.Российский федерализм: возникновение и развитие.

20.Теория и практика федерального принуждения (вмешательства) в России.

21.Автономные округа: история образования и эволюция правового статуса.

22.Правовое регулирование избирательной системы РФ.

23.Избирательные правонарушения и ответственность в избирательном праве

24.Конституционный статус  Президента РФ.

25.Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

26.Юридическая природа мандата депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

27.Конституционный статус Правительства РФ.

28.Парламентский уполномоченный по правам человека в РФ в системе  субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина.

29.Проблемы и перспективы развития системы судов РФ и системы судов субъектов РФ на современном этапе.

30.Правовой статус прокуратуры РФ.

31..Система органов государственной власти Красноярского края.

32.Обеспечение разделения властей в системе органов государственной власти Красноярского края.

33.Регламент Законодательного Собрания Красноярского края.

34.Основы правового статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

35.Высшее должностное лицо Красноярского края

36.Организация местного самоуправления в  Красноярском крае.

37.Законодательный процесс в Законодательном Собрании Красноярского края.

38.Объединение субъектов Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации.

 

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема 1. Конституционализм как политико-юридическая доктрина

Примерный план

Введение

1.Понятие конституционализма, история его зарождения

2.Основные положения  конституционализма

3.Этапы формирования конституционализма в России

Заключение

Литература

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать понятие конституционализма, рассмотреть подходы к его определению, привести взгляды разных ученых на понятие конституционализма, выделить в них общее и особенное, а также охарактеризовать истоки зарождения конституционализма, время, место, причины.

Второй вопрос предполагает анализ основных положений доктрины конституционализма: народовластие, политический режим, права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, верховенство права, особая охрана конституции. Как связаны цели конституционализма - верховенство конституции, защита прав и свобод человека и гражданина, ограничение власти, с формой государственного устройства, государственного правления и политическим режимом.

В третьей части работы необходимо представить становление конституционализма в России применительно к основным этапам конституционного развития.

 

Тема 2. Конституция как политический и юридический документ

Примерный план

Введение

1.Понятие и сущность конституции

2.Юридические свойства конституции

3.Политическое значение конституции

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе необходимо проанализировать научные подходы к понятию конституции, ее сущности. В частности, понятие конституции раскрываются через общие черты, которые характеризуют ее как особый правовой документ. Сущность конституции следует рассматривать через анализ  причин возникновения конституции,  через отражение тех субъектов,  волю или интересы которых она отражает на определенном этапе ее принятия.

Второй вопрос предполагает характеристику конституции как правового документа. Студент должен показать особенности нормативной природы Конституции, ее особые учредительные и программные свойства. Далее следует остановиться на вопросе  верховенства Конституции в правовой системе Российского государства, ее высшей юридической силе, прямом действии конституционных норм. Конституция РФ относится к жестким конституциям, существует особый, сложный порядок ее пересмотра, внесения поправок, принятия. Здесь же  следует определить место конституции в системе правовых актов, ее соотношение с международно-правовыми актами, анализ понятия «основной закон».

В третьей части работы необходимо охарактеризовать значение конституции для общественных отношений, их закрепления и развития, влияние на политическую систему общества, соотношение политических сил.

 

Тема 3.Толкование Конституции РФ как способ преодоления ее несовершенства

Примерный план

Введение

1.Понятие, цели и виды толкования правового акта.

2.Теоретические вопросы толкования Конституции РФ. Особенности толкования Конституции РФ.

3.Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ: его значение для толкования Конституции РФ.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос работы посвящается понятию института толкования правового акта (виды, способы толкования, их особенности, отличия). Выделить в качестве субъекта толкования Конституционный Суд РФ, особенность конституционного судопроизводства.

Во втором вопросе необходимо остановиться на том, имеет ли место нормативное определение понятия «толкование Конституции РФ». Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ с точки зрения способов толкования Конституции РФ. Охарактеризовать правовую природу решений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ. Оценить мнение ряда ученых, которые относят правовые позиции Конституционного Суда РФ к источникам права.  Здесь же следует выделить особенности  толкования Конституции РФ (особенности конституционного производства).

В третьей части работы следует дать понятие «особому мнению» судей Конституционного Суда РФ, раскрыть юридическое значение особого мнения, его научную и познавательную ценность.

 

Тема 4. Проблемные вопросы теории и практики конституционной ответственности

Примерный план

Введение.

1.Понятие, признаки и функции конституционно-правовой ответственности

2.Основания конституционно-правовой ответственности

3.Субъекты конституционно-правовой ответственности

4.Конституционно-правовые санкции

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе работы следует дать характеристику конституционно-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности, при этом следует различать  конституционную ответственность и ответственность за нарушение конституционных норм (за нарушение конституционных норм могут наступать и другие виды ответственности).  Здесь же необходимо выделить особенность конституционной ответственности, негативный и ретроспективный аспекты конституционной ответственности,  обозначить основные функции. Поскольку перечисленные вопросы в науке носят спорный характер, логично будет указать на неоднозначность подходов к характеристике конституционно-правовой ответственности.

Во втором разделе работы  предполагается перечисление оснований конституционно-правовой ответственности и краткая характеристика каждого из них.

В третьем вопросе дается анализ субъектов конституционно-правовой ответственности: их классификация (индивидуальные и коллективные), выделение такого субъекта как государство в целом,  двойственная природа субъектов конституционно-правовой ответственности, когда некоторые из них могут,  как нести ответственность, так и привлекать к ней. Особенности деликтоспособности органов власти.

В четвертом вопросе необходимо проанализировать своеобразие конституционно-правовых санкций,  разнообразие процедуры привлечения к ответственности.

 

Тема 5. Дискуссионные вопросы определения предмета конституционного права

Примерный план

Введение

1.Понятие и предмет конституционного права. Место  конституционного права в правовой системе России

2.Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты

3.Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе необходимо дать понятие предмета как одного из критериев разграничения отраслей права, назвать основные правоотношения, регулирование которых осуществляет конституционное право. Особое внимание следует уделить многообразию точек зрения по данному вопросу, сущности научных дискуссий о предмете конституционного (государственного) права,  как связан предмет конституционного права с его названием (конституционное или государственное), оценить предложения ряда авторов о выделении из конституционного права, так называемого «избирательного права», «парламентского права».

Во втором вопросе  следует остановиться на характеристике конституционно-правовых отношений: структура (субъекты, содержание, объект), особенности конституционно-правовых отношений, их виды, классификация.

В третьем вопросе раскрываются конституционно-правовые нормы и институты, их разновидности.

При освещении второго и третьего вопросов необходимо учитывать тему курсовой работы, уделяя главное внимание дискуссионности и многообразию подходов к характеристике как конституционно-правовых отношений, так и норм и институтов конституционного права, не ограничиваясь их простым перечислением.

 

Тема 6. Иерархия источников права и система конституционного права

Примерный план

Введение

1.Источники конституционного права и их виды

2.Конституция РФ как основной источник конституционного права РФ

3.Место законодательных актов субъекта Российской Федерации в иерархии источников конституционного права

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе курсовой работы следует назвать источники конституционного права, определить место юридического источника в правовой иерархии с использованием двух критериев (материального и формального), дать характеристику видов. Особое внимание необходимо уделить таким источникам конституционного права как декларация, федеративный договор,  конституционные (органические) законы. Здесь же следует оценить мнение ряда ученых об отнесении к источникам права правовых позиций Конституционного Суда РФ. Какую роль для правовой системы РФ играют решения Европейского Суда по правам человека, можно ли их отнести к источникам права.

Второй вопрос должен быть посвящен  Конституции РФ как источнику конституционного права, соотношению норм Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Является ли Конституция РФ основным законом РФ, как принято считать, либо она – особый правовой акт, отличный от законов, со своим наименованием.

В третьем  вопросе следует  определить место законодательных актов субъекта РФ в иерархии правовых актов РФ. В частности, показать юридическую силу закона субъекта РФ, принятого в соответствии со ст. 73 Конституции РФ.

 

Тема 7. Место и роль решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе

Примерный план

Введение

1.Юридическая природа решений Европейского Суда по правам человека

2.Влияние прецедентов толкования Европейского Суда по правам человека на российское право

3.Проблемы применения и исполнения решений Европейского Суда по правам человека

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе необходимо дать общую характеристику Европейскому Суду по правам человека (ЕСПЧ), охарактеризовать обязательства, которые взяла на себя Россия, признавая юрисдикцию ЕСПЧ. Здесь же необходимо раскрыть виды решений, которые принимает ЕСПЧ, ответить на вопросы: по каким вопросам и кто может обратиться в ЕСПЧ, юридические сила решения ЕСПЧ,  последствия  его неисполнения.

При подготовке ко второму вопросу необходимо ознакомиться с рядом решений ЕСПЧ, проследить  практику их исполнения и применения. Особенно обратить внимание на  решения ЕСПЧ, в которых дается правовая оценка законов РФ с точки зрения соответствия их общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. Здесь же следует привести примеры совершенствования российского законодательства на основе решений ЕСПЧ.

В третьем вопросе предполагается отразить дискуссии по спорным  с точки зрения отечественной судебной практики и науки решениям ЕСПЧ. Здесь же на основе изучения научных публикаций следует выделить и дать оценку основным проблемам, связанным с  применением и исполнением решений ЕСПЧ.

 

Тема 8. Политический плюрализм и многопартийность и гарантии их реализации в законодательстве РФ

Примерный план

Введение

1.Понятие и признаки политического плюрализма

2.Идеологическое многообразие

3.Многопартийность

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе курсовой работы следует дать характеристику политическому плюрализму, который отражает процесс осуществления власти при взаимодействии нескольких или  множества субъектов политических отношений; дать понятие плюрализма, раскрыть  его признаки, показать связь политического плюрализма с демократией. Одна из частей первого вопроса должна быть посвящена истории возникновения и развития многопартийности в России.

Второй вопрос работы  посвящается идеологическому многообразию. Понятие идеологии. Политические взгляды, политические теории, их виды. Политическая идеология и политические партии. Государственная политика и политическая идеология.

Третий раздел работы посвящается политическим партиям. Следует дать понятие и выделить на основе законодательства признаки политической партии, отразить их роль в развитии демократии. Охарактеризовать виды политических партий, выделить политические партии, действующие в России, назвать их роль в решении социальных задач, в организации и проведении политических выборов, определении внутренней и внешней политики государства, формировании политической элиты.

 

Тема 9. Конституционные институты непосредственной демократии

Примерный план

Введение

1.Единство представительной и прямой демократии

2.Нормативно-правовая база прямой (непосредственной) демократии

3.Проблемы проведения  референдума

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе раскрываются понятия прямой и  представительной демократии, дается  общая характеристика конституционных форм прямой (непосредственной) и представительной демократии. Особое внимание следует уделить анализу конституционных форм осуществления народовластия в РФ, обосновать единство непосредственных и представительных форм осуществления народовластия. В основу понятия «непосредственной демократии» легли идеи прямого правления народа, его руководства собственной жизнью, самоуправления и самоорганизации в общественных и государственных делах. В одних случаях это выражение воли народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер/. т. е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо (так называемый императивный референдум, выборы, отзыв народом избранных им представителей, принятие решений по ряду вопросов на собраниях в микрорайонах городов, на сходах в сельских населенных пунктах). В других случаях воля народа носит так называемый консультативный характер (опрос народа, консультативный референдум, обсуждение проектов актов, народные инициативы, петиции и др.).  Студенту предоставляется возможность выразить собственное мнение о том, какие масштабы непосредственной демократии они видят в РФ, и как должны соотноситься правление народа и правление органов власти. При рассмотрении понятия «представительная демократия», студентам следует исходить из того, что в систему народного представительства можно включать все органы и всех лиц, которые избраны народом и должны представляют его интересы, хотя эти органы и лица могут осуществлять функции власти.  Здесь должны быть названы все органы публичной власти  (государственной власти и власти местного самоуправления), которые формируются путем выборов.

Во втором вопросе должны быть названы нормативно-правовые акты, регламентирующие правила проведения референдумов на всех уровнях (федеральном, уровне субъекта РФ, местном уровне). Необходимо  выявить, в чем суть и назначение референдумов в РФ. Надо разобраться с понятиями: референдум, опрос, плебисцит; императивный и консультативный референдумы; референдум и народное обсуждение законопроектов, референдум и народная инициатива. Далее раскрыть основополагающие правила проведения всех референдумов (принципы, круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум, обязательность и юридическая сила решений, принятых на референдуме).

Третий вопрос посвящен проблемам проведения референдума. Необходимо проанализировать законодательство, посвященное референдуму с точки зрения сложности процедуры выдвижения инициативы проведения референдума, расширения  круга вопросов, не подлежащих вынесению на референдум, неоднозначности толкования норм, характеризующих предмет референдума. Для оценки правовых норм необходимо ознакомиться с постановлениями  Конституционного Суда РФ, рекомендованных к данной теме.

 

Тема 10. Разделение властей: идея и ее конституционное оформление

Примерный план

Введение

1.Понятие и содержание принципа разделения властей

2.Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей в Российской Федерации

3.Разделение властей и единство государственной власти в РФ

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе дается понятие принципа разделения властей и раскрывается  его содержание как принципа сдержек и противовесов. Следует назвать имена ученых, которые ввели и исследовали данный принцип, охарактеризовали его назначение и роль в организации и осуществлении власти. Здесь же необходимо указать, когда названный принцип получил конституционное закрепление в РФ.

Второй вопрос должен быть посвящен законодательному закреплению принципа разделения властей в РФ. Какие конкретно правила, связанные с порядком работы законодательной, исполнительной и судебной власти, направлены на сдерживание каждой из них, могут служить средством, препятствующим сосредоточению всей полноты власти в одних руках. Конкретные примеры могут быть взяты как из деятельности федеральной государственной власти, так и из практики органов государственной власти субъектов РФ.

Третий вопрос направлен на характеристику практической реализации принципа разделения властей в деятельности государственных органов власти.  Здесь следует  отразить проблемы реализации принципа,  указать на признаки нарушения принципа,  способы их преодоления.

 

Тема 11. Основные положения современной доктрины прав человека и гражданина и их отражение в Конституции РФ

Примерный план

Введение

1.Естественно-правовая теория правового статуса личности

2.Содержание и система конституционных прав и свобод человека и гражданина.

3.Конституционно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе работы необходимо остановиться на характеристике  естественно-правовой доктрины правового статуса личности, в основе которой лежат положения о том, что человека, его права и свободы являются высшей ценностью, основные права и свободы носят естественный неотчуждаемый характер. В основу идеи названной теории положены труды философов-просветителей 17-18 вв. Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ф.А. Вольтера, Ж.Ж. Руссо. В этой части работы следует выделить основные положения теории, дать общую характеристику ее эволюции, сравнить с доктриной «суперсуверенности государства», которая провозглашает производность прав и свобод от государства.

Во втором вопросе должна быть раскрыта система конституционных прав и свобод человека и гражданина, дана их классификация, выделены основные принципы правового статуса личности, закрепленные в Конституции РФ.

Третий вопрос должен дать ответ на вопрос о понятии гарантий прав и свобод личности, их видах (правовые (юридические), политические, экономические). Подробнее необходимо остановиться на правовых конституционных гарантиях: общие конституционные гарантии (статьи 45,46,48 часть 2, 52-55 Конституции РФ;  конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2 Конституции РФ; специальные конституционные гарантии отдельных прав и свобод (статьи 17 часть 3, 24 часть 2, 34 часть 2, 41 часть 3, 42, 43 часть 2, 57).

 

Тема 12. Развитие законодательства о гражданстве РФ на основе Конституции РФ 1993 года

Примерный план

Введение

1.Понятие и принципы гражданства

2.Эволюция российского законодательства о гражданстве

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе работы необходимо дать понятие гражданства РФ. Закрепленное в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», сравнить это понятие с тем, которое до принятия Конституции РФ использовалось в научной литературе. Следует также раскрыть правовое содержание данного понятия (устойчивая, правовая связь лица с государством, наличие взаимных прав и обязанностей). Здесь же необходимо охарактеризовать основные  принципы гражданства (единое и равное гражданство, не зависит напрямую от факта проживания в РФ, устойчивость правоотношений, невозможность лишения, невозможность высылки за пределы государства и невозможность выдачи другому государству; право на защиту и покровительство со стороны РФ; брак не изменяет автоматически гражданство супругов).

Второй вопрос посвящается исследованию законодательства о гражданстве РФ в динамике. Необходимо сравнить Закон РФ о гражданстве 1991 года (его либерализм в части приема в гражданство РФ) и Федеральный закон о гражданстве 2002 годов в части  оснований приобретения гражданства (правила упрощенной процедуры и субъекты, подпадающие по нее), проанализировать поправки законодательства о гражданстве, направленные на расширение круга субъектов приобретения гражданства РФ по упрощенной процедуре.

 

Тема 13. Конституционное право граждан на свободу совести

Примерный план

Введение

1.Понятие свободы совести

2.Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации

3.Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе темы необходимо дать понятие свободы совести. Отграничить его от другого понятия – свобода вероисповедания. Выделить и дать характеристику  основным элементам свободы совести (право исповедовать любую религию, право менять религию, право не исповедовать никакую религию, равенство перед законом всех граждан, независимо от отношения к религии, право на религиозное образование, право пропаганды религии и другие).

Во втором вопросе следует охарактеризовать свободу совести по времени возникновения (первое поколение), по содержанию (личные права и свободы),  раскрыть  содержание правовых норм, направленных на защиту свободы совести и содержащихся в Конституции РФ, Международном пакте о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека, а также   Федеральном  законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Здесь же следует осветить тему о гарантиях свободы совести.

В третьем вопросе студент дает понятие религиозного объединения, освещает взаимодействие  государства и религиозных  объединений в части образования последних, их регистрации, контрольных функций со стороны государства, пределах такого контроля. Возможность запрета на отдельные виды или продукты религиозной деятельности  и ликвидации религиозного объединения. 

 

Тема 14. Конституционное право граждан на информацию

Примерный план

Введение

1.Понятие права граждан на информацию

2.Нормативное содержание права на информации

3.Ограничение права на информацию

4.Гарантии права граждан на информацию

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе темы следует дать понятие права на информацию. Поскольку данное право впервые зафиксированы в Конституции РФ 1993 года,  необходимо  назвать международные документы, предусматривающие это право, ответить на вопрос, в какой мере национальное законодательство обеспечивает в этой части право граждан на информацию.

Во втором вопросе студент должен выделить  конституционные нормы, относящиеся к данному праву. Этот вопрос представляет определенную сложность, поскольку из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным (в том числе: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29); право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42); свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В связи с этим, для характеристики вопроса недостаточно простого их перечисления. Можно предложить классифицировать конституционные нормы, относящиеся к праву на информацию, на группы – право на получение информации, право на защиту информации, право на распространение информации.

В третьем вопросе студент освещает правовое содержание норм, связанных с ограничением права на информацию. Необходимо сделать акцент на том, что ограничение прав граждан возможно исключительно в соответствии со ст. 55 Конституции РФ. Здесь студент должен выделить основания и цели ограничений права граждан на информацию.

Четвертый вопрос может быть выделен в самостоятельную часть плана либо гарантии права на информацию могут быть освещены в части второй плана. Основное внимание должно быть уделено правовым (юридическим) гарантиям – общие и специальные.

 

Тема 15. Конституционное право граждан на объединение

Примерный план

Введение

1.Понятие права граждан на объединение

2.Нормативное содержание права граждан на объединение

3.Ограничение права на объединение. Ликвидация общественного объединения

4.Гарантии права граждан на объединение

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе необходимо дать понятие общественному объединению, указать  виды общественных объединений. Раскрыть содержание права граждан на объединение, как оно может быть реализовано, кто имеет право на объединение. Отдельно следует дать характеристику такому объединению как политическая партия.

Во втором вопросе  необходимо проанализировать право граждан на объединение на основе международных документов и законодательства РФ: право на образование общественного объединения, право на вступление в уже образованное общественное объединение, право на беспрепятственный выход из общественного объединения, право воздерживаться от вступления в общественное объединение.

Третий вопрос должен быть посвящен вопросам ограничения права граждан на объединение, в каких случаях закон запрещает создание объединения, каковы пределы контроля за деятельностью общественных объединений со стороны государства, в каких случаях и по какой процедуре может быть ликвидировано общественное объединение.

В четвертом вопросе освящаются гарантии права граждан на объединение в качестве самостоятельной части плана либо они могут быть рассмотрены во втором вопросе плана.  Рассматривая гарантии права граждан на объединение, следует  оценить их эффективность на основе практики, проиллюстрировав ее примерами. 

 

Тема 16. Конституционное право граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства

Примерный план

Введение

1.Понятие права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и  жительства

2.Нормативное содержание права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и  жительства

3.Ограничение права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе плана дается понятие права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства. Здесь следует разделить понятия «место пребывания» и «место жительства». Место и значение данного права в современной доктрине прав и свобод человека и гражданина.

Во втором вопросе необходимо, опираясь на международные правовые акты и законодательство РФ, раскрыть содержание права: что такое регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства, чем данный институт отличается от института «прописки», который существовал в советское время, особенности регистрации для отдельных категорий граждан. Для более глубокого понимания конституционного права необходимо ознакомиться с постановлением Конституционного Суда от 02.02.1998 года № 4-П, в котором оцениваются  нормы подзаконного акта на предмет соответствия конституционным положениям о свободе передвижения и выбору места пребывания и жительства. 

В третьем вопросе необходимо дать характеристику ограничениям свободы передвижения и выбору места пребывания и места жительства: какими актами установлены ограничения, для каких субъектов,  на каких территориях, цели ограничения.

 

Тема 17. Конституционные обязанности граждан РФ

Примерный план

Введение

1.Понятие конституционных обязанностей граждан

2 Нормативное содержание конституционных обязанностей граждан

3.Ответственность за уклонение от конституционных обязанностей граждан

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе необходимо дать понятие конституционных обязанностей как части правового статуса личности. Также следует классифицировать конституционные обязанности на всеобщие, независящие от конкретного статуса  человека, например, статьи 15 (соблюдение Конституции РФ), 57 (платить законно установленные налоги),  58 (сохранять природу и окружающую среду) и другие и специальные, связанные с конкретным статусом личности,  например, статьи 38 и 43 (обязанности родителей и в отношении родителей) и другие, связанные с должностным статусом. Здесь же следует выделить обязательства-запреты. 

Во втором вопросе на основе анализа  российского законодательства дать характеристику  нормативному содержанию конституционных обязанностей, в чем они проявляются, каков механизм их исполнения. Здесь же следует разделить обязанности по субъектам – какие обязанности предусмотрены для всех, а какие – только для граждан РФ.

В третьем вопросе необходимо основной акцент сделать на конституционной ответственности за неисполнение конституционных обязанностей. В чем особенности такой ответственности: по субъектам, основаниям, санкциям, процедуре привлечения.

 

Тема 18 Правовое регулирование национальных отношений в РФ

Примерный план

Введение

1.Понятие национальных отношений

2.Государственно-территориальное устройство как способ решения национального вопроса

3.Правовые гарантии защита коренных малочисленных народов

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе курсовой работы следует дать понятие национальных отношений,  этноса, нации, народа, народности. Ознакомившись со Стратегией государственной национальной политики на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 года № 1666, необходимо выделить  цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики. Давая характеристику национальных отношений в современной России, следует обозначить основные проблемы этих отношений.

Во втором вопросе необходимо дать характеристику государственно-территориального устройства России, в частности, таких ее частей как субъекты РФ, образованные на основе национального компонента (республики, автономная область, автономные округа).  В чем особенность данных субъектов, как развивался их статус. Оценить многообразие концепций о самоопределении народов. Право на выход субъекта РФ из состава РФ (сецессия). Что такое национально-культурная автономия, как она реализуется в РФ.

В третьем вопросе следует дать понятие коренных малочисленных народов: какие критерии установил федеральный законодатель для отнесения гражданина к этой категории народов. Какие преференции устанавливает законодатель для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Назначение реестра коренных малочисленных народов. Понятие исконной среды обитания коренных малочисленных народов, ведения  традиционного образа жизни.

 

Тема 19. Российский федерализм: возникновение и развитие

Примерный план

Введение

1.Понятие федерализма, история его зарождения в России

2.Особенность российского федерализма на современном этапе

3.Проблемы российского федерализма

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе плана следует назвать основные признаки федерализма, дать характеристику основных этапов его развития в России,  отразить  правовую регламентацию федерализма на различных этапах его становления и развития.  Ответить на вопрос -  как развивался принцип равенства (неравенства)  субъектов. Виды субъектов РФ (общее и особенное).

Во втором вопросе плана необходимо  проанализировать научные точки зрения по вопросу о характере российского федерализма, его конституционном характере. Следует дать оценку договорной составляющей российского федерализма. Для того, чтобы отразить спорность различных подходов к характеристике российского федерализма, необходимо ознакомиться с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П и Особыми мнениями к нему  по вопросу о суверенитете субъектов РФ, их праве на гражданство республик в составе РФ,  на выход из состава РФ. Как соотносится запрет на выход из состава РФ его субъектов и  общепризнанные международные нормы о праве наций на самоопределение.

В третьем вопросе плана раскрываются проблемы российского федерализма, которые выделяет современная наука: реальность принципа равенства субъектов РФ; тенденции централизации и угроза самостоятельности субъектов РФ, сепаратизм. Имеет ли правовое содержание конституционное положение – «изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ»?  Сложносоставные субъекты РФ – политический компромисс или реальная правовая конструкция.?

 

Тема 20. Теория и практика федерального принуждения (вмешательства) в России

Примерный план

Введение

1.Понятие и виды федерального принуждения (вмешательства) по законодательству РФ

2.Федеральное вмешательство как средство преодоления чрезвычайной ситуации

3.Федерально вмешательство как последствие незаконной деятельности органов власти субъектов РФ

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе необходимо дать понятие федерального принуждения (вмешательства). Ответить на вопрос, насколько данный институт соответствует принципу федерализма.  Используется ли указанный институт в зарубежных странах. Основные причины его введения. Охарактеризовать виды федерального вмешательства в зависимости от оснований его применения. В какой степени данный институт конкурирует  с принципами самостоятельности субъекта РФ в вопросах реализации компетенции его органами власти,  избирательного права.

Во втором вопросе раскрыть виды федерального вмешательства в условиях чрезвычайного положения. В каких случаях оно наступает? Какими средствами располагают по закону федеральные органы власти для реализации вмешательства? Являются ли такие меры императивными или реализация федеральными органами власти полномочий органов государственной власти субъекта – усмотрение РФ? Какими актами устанавливается федеральное вмешательство?

В третьем вопросе  следует рассмотреть основания и виды федерального вмешательства в случаях незаконной деятельности органов государственной власти субъекта РФ.    Можно ли рассматривать данный институт как форму юридической ответственности субъекта РФ и в каких случаях. Может ли быть оспорено решение органов государственной власти РФ по использованию института федерального вмешательства? Какие полномочия органов государственной власти субъекта РФ не могут осуществляться федеральными органами власти?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика