НА МВД, криминология (практикум)
23.09.2018, 14:45

Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции. Организация и проведение криминологического исследования.

Задание 1.

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядам на преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других пред­ставителей просветительно-гуманистического направления;

в) криминологическим идеям русских ученых (А.И. Радищева, М.В. Духовского, И.Я. Фойницкого, Д.А. Дриля).

г) развитию криминологии в 70-90 г. XX века.

Задание 2.

Дайте характеристику антропологического (биологического) направления в крими­нологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Выскажите собственное отношение к антропологической теории  Ч. Ломброзо. Что Вы знаете о современных биопсихологических теориях преступ­ности?

Задание 3.

Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности?

Задание 4.

Что вы знаете о профессоре В.С. Устинове? Какой вклад внес В.С. Устинов  в развитие криминологии? Назовите сферу его научных интересов и его основные труды?

Задание 5.

Расскажите о состоянии криминологической науки в России на современном этапе. Назовите ученых-криминологов, которые работают на современном этапе и их основные работы?

Задание 6.

Дайте  развернутую характеристику отраслям криминологии:

· Семейной

· Пенитенциарной

· Экономической

· Политической

· Военной

· Виктимологии

Задание 7.

С какой юридической дисциплиной наиболее тесно взаимодействует криминология? Что общего и отличительного между ними?

С какой гуманитарной дисциплиной тесно связана криминология? Ответ обоснуйте.

Задание 8.

Составьте кроссворд по теме № 1, используя основные категории и понятия, используемые в рамках изучаемой темы.

Задание 9.

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности следственных подразделений ОВД и других служб и подразделений ОВД.

 

Тема 2. Преступность и ее основные характеристики. Негативные социальные явления, связанные с преступностью.

Задание 1. Состояние преступности в Белгородской области с 2011 по 2015 г. характеризуется следующими данными:

2013год

2014 год

2015 год

2016 год

2017год

13997

13451

13601

13324

14478

На основании этих данных определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 2013 году) и цепным способом:

- абсолютный прирост;

- темп роста;

- темп прироста.

При помощи графического способа составьте диаграмму, отражающую изменение состояния преступности в Белгородской области с 2013 г. по 2017 г.г.

Задание 2.

Определите коэффициенты интенсивности и активности преступности, если известно, что:

- в Ульяновской области в 2017 году:

зарегистрировано 16312 преступлений;

проживает - 1 млн. 297 тыс. человек,

из них в возрасте 14 лет и старше 979 тыс. человек.

- в Самарской области в 2017 году:

зарегистрировано 60212 преступлений;

проживает - 3 млн. 201 тыс. человек,

из них в возрасте 14 лет и старше - 2 млн. 445 тыс. человек.

Сравните уровень преступности в этих регионах. Где он выше?

Задание 3.

Определите коэффициенты интенсивности и активности преступности, если известно, что:

- в Ярославской области в 2017 году:

зарегистрировано 17212 преступлений;

проживает - 1 млн. 279 тыс. человек,

из них в возрасте 14 лет и старше 812 тыс. человек.

- в Республике Коми в 2017 году:

зарегистрировано 17437 преступлений;

проживает - 880712 человек,

из них в возрасте 14 лет и старше - 579089 человек.

Сравните уровень преступности в этих регионах. Где он выше?

Задание 4.

На основании отчетных данных за 2016 и 2017 гг. в Амурской области было зарегистрировано следующее количество преступлений:

 

2016 год

2017 год

Всего

16425

17089

из них:

 

 

умышленных убийств

212

222

изнасилований

164

169

краж

8231

8011

грабежей

3116

2912

разбоев

961

911

хулиганств

997

814

Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений.

При помощи графического способа составьте диаграмму, отражающую изменение состояния преступности и ее отдельных видов в Амурской области с 2016 по 2017 г.г.

Задание 5.

Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий г. Нижнего Новгорода, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными:

- в строительной организации ООО «Рассвет» с численностью рабочих и служащих 523 чел. совершили преступления и были привлечены к уголовной ответственности 4 чел; к административной ответственности за совершение различных проступков – 20 чел,  в том числе служащих – 3 чел;

- в другой строительной организации ООО «Ключ» с численностью рабочих и служащих 613 чел. за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности, соответственно, 423 чел, в том числе служащих 5 чел;

- на механическом заводе ОАО «Термотехник» с численностью рабочих и служащих 1000 чел. к уголовной ответственности привлечено 2 чел; к административной – 10 чел., в том числе служащих – 1 чел.

Задание 6.

Ознакомьтесь со статистическими данными о зарегистрированных преступлениях на территории РФ за 2016-2017 год (http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports).

Назовите виды и категории преступлений по которым наблюдается снижение и рост количества зарегистрированных преступлений.

Составьте диаграммы, которые характеризуют динамику зарегистрированных преступлений экономической направленности с 2011 г. по 2015 г.

Задание 7.

Что понимается под «географией» (территориальной) изменчивостью преступности.

Приведите примеры нескольких (5-7) регионов Российской Федерации, в которых их особенности (месторасположение, наличие крупных предприятий, миграционные процессы и т.д.) влияют на преобладание определенных видов и групп преступлений.

Ответ аргументируйте.

Задание 8.

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. В чем состоят особенности состояния преступности в Японии?

2. В чем состоят особенности состояния преступности в Объединенных Арабских Эмиратах?

3. В чем состоят особенности состояния преступности в Саудовской Аравии?

4. В чем состоят особенности состояния преступности в Ватикане?

5. В чем состоят особенности состояния преступности в ЮАР?

6. Как сократить уровень латентной преступности?

7. Дайте характеристику преступлениям внутри семьи?

8. Дайте характеристику преступлениям против семьи и несовершеннолетних?

9. Дайте криминологическую характеристику детоубийства?

10. В чем состоят особенности предупреждения преступлений в сфере семьи?

11. Состояние преступности в дореволюционной России?

12. Состояние преступности в Советском Союзе?

13. Состояние преступности в современной России?

14. Преступность в Нижегородской области и других субъектах РФ?

Задание 9.

Опишите особенности состояния преступности в зарубежных странах (на примере 5-7 стран)?

Практическое задание:

Задание 1.

На основании приведенных данных о количестве проживающих жителей в районах г. Нижнего Новгорода, о количестве зарегистрированных преступлениях в 2017 году, рассчитайте уровень преступности в каждом районе города. Сравните уровень преступности в районах г. Нижнего Новгорода.  Где он выше? Постройте диаграммы (графики), показывающие уровень преступности в районах г. Нижнего Новгорода

Район

АВТ.

КАН.

ЛЕН.

МОС

НИЖ

ПРИОК.

СОВ.

СОРМ

Население, тыс. чел.

305

1161

158

138

131

99

153

174

Общее кол-во преступлений

10222

5921

5751

3118

6101

2885

3971

5899

Кол-во общеугол. преступлений

9632

5371

5327

2813

4844

2623

3592

5585

Задание 2.

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему:

дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата; влечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или места службы; похищение человека; подмена ребенка.

Задание 3.

На основании отчетных данных рассчитайте для каждого года удельный вес указанных видов преступлений, совершенных в Кировской области. При помощи графического способа составьте диаграмму, отражающую изменение состояния преступности в регионе с 2016 по 2017 г.

 

2016 год

2017 год

Всего преступлений

34764

37442

из них:

 

 

Угонов транспортных средств

254

279

Краж

11588

9765

Тяжкого вреда здоровью

358

359

Мошенничеств

2332

2627

Разбоев

1274

1367

Задание 4.

Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе:

а) применительно к преступлениям против личности;

б) преступлениям против собственности;

в) преступлениям в сфере экономической деятельности.

Задание 5.

Составьте анкету для опроса граждан с целью выяснения уровня преступности в регионе.

Задание 6.

В республике Татарстан проживает - 3786 тыс. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 2230 тыс.), в 2017 году было совершено 51568 преступлений.

В республике Мордовия проживает - 834 тыс. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 400 тыс.), в 2017 году было совершено 7810 преступлений.

Необходимо рассчитать коэффициент преступности для обоих регионов. Сравнить уровень преступности в регионах.

Задание 7.

Назовите страны, в которых низкий и высокий уровень преступности (8-10 стран). Назовите факторы, которые влияют на уровень преступности в этих странах.

 

Тема 3. Детерминанты преступности

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Характеристика причинного комплекса преступности в России.

2. Причины преступности и их классификация.

3. Понятие и классификация условий, способствующих совершению преступлений.

4. Зарубежные социологические теории причин преступности.

5. Зарубежные антропологические теории причин преступности.

 

Тема 4. Личность преступника.

Задание 1.

На основании самостоятельно подобранной фабулы уголовного дела, сформулируйте портрет личности преступника (на основе социально-демографических, нравственно-психологических и уголовно-правовых признаков).

Задание 2.

На основании изучения справочной информации, составьте портрет личности преступников:

1) Пичушкина Александра Юрьевича («Битцевский маньяк»).

2) Жукова Владимира Сергеевича («Нижегородский Чикатило»).

3) Муханкина Владимира Анатольевича («Ленин»).

4) Чикатило Андрея Романовича.

5) Оноприенко Анатолия Юрьевича.

6) Помазуна Сергея.

7) Евсюкова Тихона Андреевича.

Задание 3.

Изучите высказывания ученых по поводу снижения возраста уголовной ответственности в России в условиях омоложения преступности. Какую точку зрения поддерживаете Вы. Ответ обоснуйте.

1. Михаил Викторович Виноградов психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор.  «Преступность сейчас резко помолодела. В школах есть и убийства, и изнасилования, и истязания. В подмосковных Озерах девятилетний мальчик убил отчима, отравив его какой-то смесью. Ему девять лет. Куда его девать? У нас даже колоний таких нет. На Тишинской площади тринадцатилетний школьник убил своего одноклассника, чтобы показать всем, что он умеет убивать. К сожалению, я могу назвать множество таких трагических случаев. Количество преступлений, которые совершают дети, с каждым годом увеличивается. В Америке долго решали, что делать с 13-летней девочкой, которая совершила серию тяжких преступлений: посадить ее на электрический стул или дать ей пожизненное? Дали пожизненное. Мы сегодня совершенно утратили понимание того, что творится в молодежной и детской среде. Я видел по телевизору кадры, где группа подростков избивает девочку, стараясь ногами попасть по лицу. И все прекрасно осознают, что делают и что им ничего за это не будет. Вот в чем трагедия. У них четко сформировано понятие безответственности за преступление. Ну что будет - оштрафуют родителей, и все. Поэтому я убежден, 13 лет для уголовной ответственности - это мало, 12 лет тот самый предел, который должен быть.

2. Павел Алексеевич Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: Предлагаемое депутатами понижение возраста уголовной ответственности до 12 лет и отмена для несовершеннолетних верхнего предела уголовного наказания в 10 лет меры нерезультативные. «Да, подростковая преступность у нас катастрофически молодеет: уже появились 6-летние убийцы. К тому же отмечают нарастающую жестокость, с которой совершаются «малолетние» преступления. При этом ежегодно около 100 тысяч ребят, преступивших закон, остаются безнаказанными из-за своего малого возраста. Но даже если закон позволит давать 12-летнему убийце пожизненный срок, общую ситуацию этим не исправить.

Мы рубим по головам и в поисках решения проблемы многое не принимаем в расчет. Например, что сегодня происходит замедление темпов развития как мальчиков, так и девочек. Инфантильность у 30 процентов старшеклассников. А среди детей, растущих в неблагополучных семьях, доля страдающих инфантилизмом, нарушениями психологического развития еще выше - до 80 процентов. Сегодня наши подростки достигают психофизиологической зрелости к 18 - 20 годам. То есть только в этом возрасте они достигают той функциональной зрелости мозга, которая позволяет им осознавать в полной мере характер совершаемых поступков. И, соответственно, предвидеть все возможные последствия и меру собственной вины и ответственности за них.

Тем, кто выступает за ужесточение уголовного закона в отношении несовершеннолетних, думаю, нелишне все это знать и помнить. Как и то, что на сегодняшний день в стране нет реальных механизмов помощи оступившимся детям. Существующая система профилактики правонарушений несовершеннолетних неэффективна и не удерживает подростка, который впервые преступил закон или еще только «готов» это сделать, от следующего, часто рокового криминального шага. Нет у нас и действенной системы исправления и психологической реабилитации малолетних преступников. Можно принять предлагаемый сегодня закон и посадить всех несовершеннолетних правонарушителей, но это не решит проблемы. Понижая возраст уголовной ответственности, мы расписываемся в собственном бессилии».

Задание 4. На основании изучения статистических данных о зарегистрированных преступлениях на территории РФ за 2017 год, составьте портрет современного преступника, с учетом социально-демографических, нравственно-психологических и уголовно-правовых признаков.

Задание 5.

Проанализируйте криминологический портрет личности преступника на 2017 год, составленный Михаилом Викторовичем Виноградовым, психиатром-криминалистом, доктором медицинских наук, профессором. Выскажите собственное отношение. С какими выводами М.В. Виноградова Вы согласны, с какими нет. Какими элементами данный криминологический портрет личности преступника, по Вашему мнению может быть дополнен?

Среднестатистический преступник, исходя из выводов Михаила Виноградова, – это, конечно же, мужчина со средним (редко – высшим) образованием, в возрасте от 30 до 50 лет. Однако нужно оговориться, что если речь идет о детской преступности, тот тут дело обстоит ровным счетом наоборот и в большинстве своем малолетними преступниками являются девочки-подростки. Причины этого тревожного явления лежат на поверхности: зависть к наиболее успешным в школе и симпатичным сверстницам и подругам, которые имеют состоятельных родителей и ни в чем себе не отказывают.

Что же касается семейного положения, то среднестатистический преступник, как правило, женат и даже в большинстве своем имеет детей. А то, что он идет на преступление, обусловлено семейными неурядицами, ссорами, финансовыми проблемами, когда денег на содержание большой семьи катастрофически не хватает и стесненными жилищными условиями, в следствии которых вспыхивают скандалы, которые зачастую и приводят к убийствам на бытовой почве.

В массовом сознании, как правило, грабитель, насильник и убийца – это законченный психопат и шизофреник. На самом деле это не так, считает известный психиатр и утверждает, что личности с отклонениями в психике в большинстве своем погружены в свой внутренний, не слишком гармонично устроенный мир и весьма редко хватают нож или топор, чтоб идти на улицу грабить прохожих. Как утверждает известный психиатр-криминалист:

Среди преступников практически нет шизофреников. Они заняты своими проблемами, своими голосами, звучащими в голове. Конечно, бывают отдельные исключения. А в целом среди психически больных людей агрессивных вплоть до преступного поведения личностей крайне мало.

Прогноз профессора Виноградова относительно того, что преступник, уже совершивший одно преступление, будет и в дальнейшем вступать в конфликт с законом, был очевиден: в 2014 году это будет рецидивист. Как утверждает известный психиатр, на 100 процентов.

Криминологический портрет преступника в 2017 году по материалам психиатра, профессора М.В. Виноградова.

Пол: мужской.

Средний возраст: от 30 до 50 лет.

Образование: среднее (школа).

Социальное положение (место работы): не работает.

Семейное положение: как правило женат и даже может иметь детей.

Психологическое состояние: отклонений нет.

Возможность рецидива: все тяжкие насильственные преступления рецидивны на 100 процентов.

Задание 6.

Составьте криминологическую характеристику (портрет) личности преступника:

а) профессионального;

б) рецидивного;

в) организованного;

г) насильственного;

д) корыстного;

е) неосторожного.

с учетом социально-демографических, нравственно-психологических, уголовно-правовых признаков структуры личности преступника.

 

Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения.

Задание 1

Проанализируйте роль семьи в формировании личности в целом, и в формировании предрасположенности к противоправному поведению.

Задание 2

Проанализируйте роль школы в формировании личности; имеются ли в школьном воспитании человека предпосылки для того, чтобы впоследствии индивид мог стать на путь противоправного поведения.

Задание 3

Проанализируйте роль трудового коллектива в дальнейшем формировании личности; какие условия, складывающиеся в трудовом коллективе, могут способствовать противоправному поведению индивида.

Задание 4.

Ознакомьтесь в сети Интернет с описанием совершенных преступлений Александром Пичушкиным (Битцевским маньяком).

Ответьте на следующие вопросы:

1. Установите мотивацию и условия, облегчающие совершение преступлений.

2. Назовите условия неблагоприятного формирования личности А. Пичушкина.

Задание 5.

Раскройте содержание микро и макро среды в формировании личности преступника (влияние средств массовой информации, исправительных учреждений, армии)? Какова их роль в формировании личности преступника?

Задание 6.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу и выполните следующие задания:

а) укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления;

б) разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного; 

в) оцените роль в совершенном Е. преступлении его личностных свойств и ситуации;

Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его машину оставил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо «отблагодарить» его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда машину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжелый вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля.

Девочка не пострадала, работниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака «Осторожно, дети!» Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины – 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана.

В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.

По материалам личного дела было установлено, что Е. проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды привлекался к административной ответственности.

Три года назад по заявлению жены о фактах его пьянства и сквернословии в семье поведение Е. рассматривалось по месту работы. По свидетельству жены, он час то пьянствовал, так как имел «лишние» деньги. Заработанную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задание 7.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» В. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. Они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия, знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел ввиду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 года, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекаясь к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному  признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако, был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртовыми напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся».

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекая к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы с В. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: «Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что «плохо лежит», а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал «работать» не по мелочам, а по-настоящему».

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

 

Тема 6. Виктимология

Задание 1.

Составьте памятку (перечень мероприятий) по виктимологической профилактике:

- квартирных краж;

- грабежей;

- разбойных нападений;

- изнасилований;

- карманных краж.

Задание 2.

Самостоятельно найдите фабулу уголовного дела, в которой идет описание жертвы преступления?

Проведите виктимологический анализ совершенного преступления.

Определите роль жертвы в механизме преступного поведения?

Какие меры профилактики можно применять в подобных ситуациях?

 

Тема 7.  Предупреждение преступлений. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности.

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Теория предупреждения преступности.

2. Система и субъекты предупреждения преступлений.

3. Организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений.

4. Виды и значение прогнозов.

5. Планирование предупреждения преступлений.

 

Тема 8. Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи. Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности.

Задание 1.

Изучите передовой  опыт субъектов РФ (5-7) в деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Разделите меры, используемые в регионах на меры общесоциальной и специальной профилактики.

Задание 2.

Изучите состояние преступности несовершеннолетних в России в период с 2015 по 2017 год. Проанализируйте динамику преступности. Составьте диаграммы, характеризующие состояние преступности несовершеннолетних в России.

Задание 3.

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1) Почему преступность несовершеннолетних считается индикатором состояния общества?

2) Как сказывается на преступности несовершеннолетних социальное расслоение в обществе.

3) «Состояние молодежной преступности в современной России – показатель глубочайшей социальной дезорганизации и аномии». Проанализируйте преступность несовершеннолетних с точки зрения теории социальной дезорганизации Дюркгейма и теории аномии Мертона.

4) Раскройте содержание специально-криминологических мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

5) Перечислите субъекты, занимающиеся данной профилактикой и основные их функции. Какие приемы воздействия на преступность несовершеннолетних эффективны  в настоящее время?

6) Проанализируйте положения Закона Нижегородской области № 23-З от 9 марта 2010 года «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области». Назовите положительные и отрицательные стороны закона.

Задание 4.

Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:

- учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.);

- работающие на производстве;

- неработающие и неучащиеся.

Задание 5.

Какие из названных преступлений наиболее часто совершают­ся несовершеннолетними преступниками (свой ответ аргументируйте):

- кража;

- изнасилование;

- карманная кража;

- убийство;

- квартирная кража;

- неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения (угон):

- применение насилия в отношении представителя власти;

- мошенничество;

- дача взятки.

Задание 6. На территории Сормовского района г. Нижнего Новгорода в апреле 2017 года наблюдалось резкое увеличение числа грабежей и разбойных нападений, совершенных в вечернее время в отношении женщин организованными преступными группами.

Составьте перечень виктимологических мероприятий (памятку), адресованных гражданам, направленных на предупреждение грабежей и разбойных нападений. Информация должна быть представлена в доступной и наглядной форме.

Задание 7.

На основании изучения  самостоятельно подготовленной фабулы, в которой идет описание совершения преступлений членами организованной преступной группы, перечислите причины и условия, способствующие совершению данных преступлений, сформируйте портрет личности преступников, проведите виктимологический анализ, разработайте перечень мероприятий, направленных на предупреждение подобных преступлений.

 

Тема 9. Криминология рецидивной и профессиональной преступности. Криминология насильственной преступности. Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией. Криминология неосторожной преступности.

Задание 1.

Говорков А.Н., будучи осужден за кражу (первое преступление) к 6 годам лишения свободы и отбывая наказание в колонии совершил повторное преступление – убийство (после отбытия 4 лет наказания).

Укажите, какие известные Вам виды рецидива имеют место в описанном случае. Ответ обоснуйте.

Задание 2.

Прочтите описание преступления. Исследуйте личность преступника, причины и условия преступного поведения. Проведите виктимологический анализ преступления. Укажите, какие известные Вам виды рецидива имеют место в описанном случае. Ответ обоснуйте.

С., ранее отбывавший наказание за грабеж (9 лет лишения свободы), после первого года с момента освобождения совершил кражу из магазина. Его внимание привлекли спиртные напитки и продукты питания (сыр, колбаса, ветчина). Увозил похищенное на санках.

По дороге С заметил полицейский патруль. Возможность убежать была, но ему жаль было бросать два ящика водки и «закуску».

Спрятав в рукаве нож, С притворился пьяным.

Когда работники полиции подошли к нему, он шатался, говорил бессвязные слова, улыбался.

- Ты где это взял?

- Нашел.

- Давай, топай своей дорогой. Мы это отвезем в бюро находок.

С прикинулся, что не понимает, о чем речь. Запел песню, стал пританцовывать. Первому сотруднику полиции он нанес удар ножом в спину. Второй попытался достать пистолет, но тоже получил удар ножом в сердце.

С забрал оба пистолета, столкнул трупы с дорожки в сугроб, присыпал их снегом и повез санки домой.

Задание 3.

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: 

· В чем состоит связь рецидивной и профессиональной преступности?

· Охарактеризуйте неформальные законы и принципы тюремного общения.

· Назовите основные специализации мошенников, профессиональных нищих, профессиональных убийц (киллеров),

· Каково предназначение наколок, кличек, жаргона, воровского общака.

· Опишите термин «воры в законе». Какие неформальные нормы поведения характерны для этой категории преступников. В чем отличие  между« старыми» и «новыми» «ворами в законе»?

Задание 4.

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. В чем отличие татуировок от наколок?

2. Чем отличаются женские  наколки от мужских?

3. Опишите термин «воры в законе». Какие неформальные нормы поведения характерны для этой категории преступников. В чем отличие  между« старыми» и «новыми» «ворами в законе»?

4. По какому принципу строится иерархия в «полицейских зонах»?

Задание 5.

Перечислите наиболее эффективные меры предупреждения рецидивной преступности, которые применяются в РФ, а также в зарубежных странах?

Задание 6.

На основании самостоятельно подготовленной фабулы уголовного дела по насильственной преступности, перечислите причины и условия, способствующие совершению преступления, сформулируйте «портрет» личности преступника, проведите виктимологический анализ, сформулируйте меры, направленные на предупреждение подобных преступлений.

Задание 7. Изучите статистику дорожно-транспортных происшествий в России и в зарубежных странах, оцените динамику.

Назовите причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений в сфере безопасности дорожного движения.

Разработайте меры предупреждения неосторожных преступлений в сфере безопасности дорожного движения.

Задание 8. Перечислите наиболее эффективные меры предупреждения дорожно-транспортных происшествий, применяемые в зарубежных странах?

Задание 9. Разработайте перечень мероприятий (памятку), направленных на предупреждение бытового насилия, преступлений, связанных с незаконной миграцией.

 

Тема 10. Криминология преступности в сфере экономики. Криминологическое обеспечение национальной безопасности России. Криминология преступности в мегаполисах. Международное сотрудничество в предупреждении преступности.

Задание 1.

Разработайте перечень мероприятий, направленных на предупреждение:

Фальшивомонетничества, экономических преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства, в сфере потребительского рынка, в сфере недвижимости и страхования, в сфере лесопромышленного комплекса.

Задание 2.                         

На основании изучения самостоятельно подобранной фабулы уголовного дела по экономической преступности, проанализируйте личность преступника, назовите причины и условия, способствовавшие совершению преступления? Какие меры предупреждения подобных преступлений необходимо использовать на практике?

Задание 3.

Изучите и опишите передовой опыт субъектов РФ, а также ряда зарубежных стран в деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых в лесопромышленном комплексе.

Задание 4.

Назовите преступления, которые чаще всего совершаются в условиях мегаполисов. Разработайте перечень мероприятий, направленных на предупреждение преступлений в крупных городах, выделив в нем разделы общесоциальной, специально-криминологической и индивидуальной профилактики.

Задание 5.

Назовите наиболее эффективные формы международного сотрудничества государств по предупреждению преступлений? Приведите примеры.

Задание 6.

На основании самостоятельно подготовленной фабулы уголовного дела в которой идет описание совершенного преступления в мегаполисе, перечислите причины и условия, способствующие совершению преступления, сформулируйте «портрет» личности преступника, проведите виктимологический анализ, сформулируйте меры, направленные на предупреждение подобных преступлений.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика