РАНХиГС, муниципальное право России и зарубежных стран (практикум, г.Екатеринбург, темы 8-13)
Узнать стоимость этой работы
18.10.2016, 15:17

Тема 8. Система органов местного самоуправления

1. В г. Екатеринбурге находятся: муниципальная школа, городская больница, завод, администрация Ленинского района, театр, парикмахерская, районная администрация, районный отдел социальной защиты населения, министерство здравоохранения Свердловской области, городской комитет по управлению имуществом, администрация области, городская налоговая инспекция; комитет по управлению земельными отношениями,  городской муниципальный совет; контрольный орган муниципального образования, управление капитального строительства и благоустройства, городской фонд социальной поддержки малоимущих, правовой департамент.

Какие из названных организационных единиц являются органами исполнительной власти местного самоуправления, их структурными подразделениями? Какие из указанных вами органов согласно муниципальным актам Екатеринбурга реально существуют, а какие могли бы быть?

2. В одном из поселений представительный орган не обладал правами юридиче­ского лица. Депутаты объясняли подобную ситуацию тем, что все депутаты осу­ществляют свою деятельность в этом органе на непостоянной основе. Кроме того финанси­рование представительного органа осуществляется местной администрацией. Проанализируйте ситуацию. Возможна ли такая ситуация в рамках действующего законодательства?

3. Проектом устава городского округа закреплялось, что избирательная комиссия данного муниципального образования является муниципальным органом. Министерство юстиции, куда поступил проект устава для регистрации, отказало в его регистрации на том основании, что избирательная комиссия является органом местного самоуправления, а понятие «муниципальный орган» в законодательстве отсутствует. Депутаты городского округа настаивали на соответствии Устава федеральному законодательству.

Разрешите спор. В каком статусе действует избирательная комиссия муниципального образования?

4. Губернатор области издал указ «О создании ассоциации местного самоуправле­ния области». В ассоциацию согласно указу в обязательном порядке объединялись все муниципальные образования области. На первом собрании членов ассоциации, созванном областной администрацией, представителям местного самоуправления был предложен проект ее устава. В качестве основной задачи ассоциации являлось объединение усилий органов местного самоуправления области для реализации планов ее экономического и социального развития, оказание помощи и поддержки органам государственной власти. Председателем ассоциации по предложению гу­бернатора был избран его первый заместитель.

Оцените законность действий губернатора. Как законодательно закреплен порядок создания организаций межмуниципального сотрудничества?

5. П. 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают принятие планов и программ развития муниципального образования исключительно представительным органом муниципального образования. Нормами Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации… ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации была изложена в новой редакции и вступила в силу с 1 января 2009 года. Согласно п. 1 этой статьи долгосрочные целевые программы (подпрограммы) утверждаются местной администрацией муниципального образования. К компетенции какого же все-таки органа местного самоуправления относится утверждение с 1 января 2009 года долгосрочных муниципальных программ: представительного органа муниципального образования или местной администрации? Ответ обоснуйте.

6. При обсуждении проекта устава муниципального района на публичных слушаниях группой жителей было внесено следующее предложение: сформировать районный совет из представителей сельских советов, входящих в территорию района, избираемых депутатами сельских представительных органов из своего состава. Председателем районного совета по должности является представитель самого крупного сельского совета.

Проанализируйте указанную ситуацию. Каков порядок формирования представительного органа муниципального района?

7. На первой сессии Городской Думы, состоявшей из 35 депутатов, было приня­то решение образовать шесть постоянных комиссий. Для того чтобы состав комис­сий не был малочисленным, депутаты решили, что каждый из них может быть членом сразу нескольких постоянных комиссий. В целях повышения профессио­нализма и компетентности в работе постоянных комиссий в их состав были вклю­чены также по одному представителю от соответствующих структурных подраз­делений городской администрации. На этой же сессии была создана комиссия по проверке заявлений группы избирателей о фактах коррупции некоторых руково­дителей муниципальных образований.

Охарактеризуйте принятые Городской Думой решения с точки зрения соответст­вия их законодательству.

8. Представительный орган поселка решил заслушать отчет главы муниципально­го образования о его работе по управлению муниципальной собственностью. Од­нако глава муниципального образования отказался выступить с отчетом, мотиви­руя это следующим: он, как и депутаты, избран населением; в соответствии с уставом он председательствует на заседаниях представительного органа, за решение указанных вопросов отвечает один из его заместителей. Более того, глава муни­ципального образования утверждал, что он подконтролен исключительно населе­нию поселка.

Проанализируйте ситуацию.

9. Законодательный орган государственный власти субъекта Российской Федера­ции принял закон о типовых структурах местных администраций городского поселения, муниципального района, сельского поселения. В уставе одного из муниципальных образований закрепля­лась иная структура местной администрации. Регистрирующий орган отказал в ре­гистрации данного устава на том основании, что он противоречит закону субъекта Российской Федерации. Представительный орган данного муниципального обра­зования обратился с заявлением в суд. Проанализируйте указанную ситуацию.

10. Деятельность представительного органа муниципального образования укладывается в схему управленческого цикла: подготовка заседания представительного органа муниципального образования – заседание представительного органа, на котором принимаются конкретные решения – организация и контроль исполнения решений представительного органа муниципального образования.

Распределите перечисленные ниже действия по этапам управленческого цикла:

а) установление перечня вопросов, выносимых на обсуждение;

б) разработка проекта решения;

в) рассмотрение проекта решения;

г) избрание мандатной комиссии;

д) ведение протокола заседания представительного органа муниципального образования;

е) внесение предложений в повестку заседания представительного органа муниципального образования;

ж) признание полномочий депутатов представительного органа муниципального образования;

з) информирование депутатов о предстоящем заседании;

и) информирование населения о предстоящем заседании представительного органа муниципального образования;

к) проведение организационно-технических мероприятий по подготовке к заседанию;

л) подготовка содокладов постоянными комиссиями;

м) направление проекта решения на доработку;

н) голосование депутатов по определенному вопросу.

В каком акте регулируется деятельность представительного органа муниципального образования? Сравните перечисленные этапы с закрепленным порядком деятельности представительного органа Екатеринбурга и выделите общие и отличительные черты.

 

Тема 9. Правовые основы муниципальной службы

1. Глава администрации одной из областей премировал из бюджетов городов и районов области (являющихся муниципальными образованиями) ряд глав муниципальных образований и других муниципальных служащих за большую организаторскую работу по подготовке и проведению выборов в областной законодательный орган государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Соответствует ли решение главы областной администрации действующему федеральному законодательству?

2. В отношении гражданина Иванова, являющегося муниципальным служащим Управления образования местной администрации, его непосредственным начальником – руководителем Управления образования было установлено наличие конфликта интересов. Выяснилось это при проверке руководителем Распоряжения о порядке предоставления мест в  дошкольные образовательные учреждения, которое подготовил Иванов, и в которое были включены без достаточных на то оснований дети родственников Иванова. Руководитель принял решение об увольнении Иванова. Иванов с увольнением не согласен, так как утверждает, что для увольнения нет оснований. Разрешите спор. Как необходимо поступить в данном случае?

3. Иванов является муниципальным служащим, работает в контрольно-счетной палате муниципального района на должности заместителя председателя. Законами о муниципальной службе №25-ФЗ и о контрольно-счетных органах муниципального образования №6-ФЗ предусмотрены ограничения: муниципальные служащие, председатели, заместители, аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Ему предложили быть членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, и ее председателем при выборах в Государственную думу.

Может ли Иванов с учетом действующего законодательства при указанных выше обстоятельствах согласиться на предложение или нет.

4. Петров является начальником отдела муниципального образования (муниципальным служащим). 30 августа 2012 года ему исполнится 60 лет. Проблем со здоровьем у него нет. Но глава администрации уже напомнил Петрову, что в 60 лет мужчины выходят на пенсию и намекнул, что с 01 сентября 2012 года с ним больше не будут подписывать контракт, так как он уже пенсионер.  Сам же Петров хотел бы продолжить работать и дальше.  Разрешите ситуацию –  кто прав.  Могут ли Петрова «отправить на пенсию», не перезаключив с ним контракт? На каких основаниях продолжается муниципальная служба после 60 лет?

5. Сидорова является работником управления бухгалтерского учета и отчетности местной администрации, соответственно является муниципальным служащим. Ей предложили работать по совместительству в частной фирме бухгалтером. Кроме того ее сестра предложила ей выполнять работу по договору возмездного оказания услуг в муниципальном бюджетном образовательном учреждении. Может ли Сидорова согласиться на какое-то из поступивших ей предложений? Ответ обоснуйте.

6. Согласно части 1 статьи 9.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения…. Для решения вопроса о присвоении классного чина на государственной службе предусмотрен квалификационный экзамен. Существует ли у органов местного самоуправления обязанность всегда издавать положение об утверждении порядка сдачи квалификационного экзамена муниципальными служащими?

7. Согласно Регламента Думы городского поселения протокол заседания Думы ведет должностное лицо администрации поселения. Является ли правомерным требование главы поселения вменить обязанности секретаря для ведения протоколов заседаний одному из депутатов Думы, ссылаясь на то, что должностное лицо администрации является муниципальным служащим и в связи с этим не имеет право вести протоколы заседаний Думы городского поселения.

8. В конце года всем муниципальным служащим администрации и всем работникам муниципальных учреждений пришло письменное уведомление о снижении со следующего года их окладов по причине дефицита бюджета и сокращения расходов  на содержание органов местного самоуправления. Имеют ли право уменьшать оклады муниципальных служащих? Если да, то в каких случаях и кто?

9. Директор одного из муниципальных учреждений выразил желание заключить договор с акционерным обществом об оказании правовой помощи. Однако руко­водитель акционерного общества отказался заключать такой договор, мотивировав свой отказ тем, что директор возглавляет муниципальное учреждение и является муниципальным служащим. Дайте правовую оценку ситуации.

10. К какой категории относятся приведенные ниже должности:

- пресс-секретарь главы муниципального образования;

- депутат представительного органа муниципального образования;

- глава администрации Верх-Исетского района Екатеринбурга;

- начальник информационно-аналитического отдела администрации муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- помощник главы муниципального образования;

- директор муниципального унитарного предприятия;

- главный бухгалтер комитета по управлению городским имуществом администрации муниципального образования.

 

Тема 10. Финансово-экономическая основа местного самоуправления

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что муниципальная собственность предназначена для решения вопросов местного значения. Почему же тогда ст. 50 данного законодательного акта обязывает органы местного самоуправления отчуждать муниципальную собственность или перепрофилировать ее? Для каких иных целей может быть использовано муниципальное имущество?

2. После принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы оказания услуг гражданам в сфере специализированной медицинской помощи оказались в ведении органов государственной власти субъектов РФ, хотя прежде они находились в компетенции муниципальных властей. В этой связи центр «Кардиология» потерял статус городского медицинского учреждения. Глава города отказался передавать его на баланс области, заявив во всеуслышание, что «Кардиология» была городской, ею и останется. Дальше возник спор, переросший в громкое судебное дело. Кто, по вашему мнению, прав? Что делать с собственностью, если утрачены полномочия?

3. Среднестатистический бюджет муниципального образования состоит на 5% из местных налогов; на 40% из отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов; на 46 % от межбюджетных трансфертов; в остальном - от иных доходов местного бюджета. Вам предстоит пояснить, какие налоги являются местными; что представляют собой межбюджетные трансферты, привести их примеры. Назовите примеры федеральных и региональных налогов и сборов. Что, по вашему мнению, образует иные доходы местных бюджетов?

4. После появления в 2006 г. Федерального закона «Об автономных учреждениях» возник вопрос о том, кто является учредителем муниципальных автономных учреждений. Депутаты районной думы предпочитали, чтобы учредителем всех созданных в районе структур выступала только дума. Глава местной администрации настаивал, чтобы учредителем являлась администрация области: «Нам ни к чему эта обуза», - пояснял он. А вот начальник управления культуры был убежден, что только его ведомство должно учреждать новые муниципальные учреждения. Рассудите спор. Кто является собственником имущества, передаваемого муниципальным автономным учреждениям?

5. Вам поручена внеаудиторная работа, связанная с подготовкой проекта бюджета родного вам муниципального образования. Какие основные параметры бюджета вы должны отразить, и где? Проект, какого муниципального правового акта вы должны подготовить? Имейте в виду, что вы должны составить проект профицитного бюджета.

6. В редакцию столичной газеты пришло рассерженное письмо о фактах отчуждения муниципального имущества, сдачи его в аренду в одном из крупнейших муниципалитетов страны. По мнению автора, все это незаконные действия городских властей, которые вместо того, чтобы приумножать муниципальное имущество, только «разбазаривают» его. Что вы можете ответить автору письма с точки зрения законодательства? Допускается ли сдача муниципального имущества в аренду? Возможна ли приватизация имущества? Аргументируйте ответ.

7. В ответ на некоторые положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мэр крупного российского города заявил, что данный закон «наносит сильнейший удар по муниципальной экономике». Какие положения закона, по вашему мнению, он имел в виду?

8. Главы районных администраций в городе Екатеринбурге обратились в городскую думу и к главе города с просьбой позволить им сформировать самостоятельные бюджеты районов. «Будет городской и семь районных бюджетов, - рассудили они, - а общий бюджет города будем называть консолидированным». Дайте юридическую оценку данной инициативе. Существуют ли консолидированные бюджеты с точки зрения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? Дайте им определение.

9. Что вы понимаете под «отрицательным межбюджетным трансфертом» применительно к местному бюджету; «секвестром расходных обязательств»; «профицитом бюджета»; «муниципальным заданием»; «субсидией» местному бюджету»; «субвенцией»; «муниципальным долгом»; «собственными доходами местных бюджетов»? Каков процент отчислений бюджетам городских округов от налога на доходы физических лиц?         

10. Распространены случаи, когда судебные органы обязывают органы местного самоуправления представлять жилые помещения судьям, сотрудникам уголовно-исправительной системы, детям-сиротам, иным категориям граждан. Вправе ли муниципальные власти рассчитывать на компенсацию понесенных затрат из государственных бюджетов (федерального и региональных)?

11. Известно, что в процессе исполнения местного бюджета органы муниципальной власти могут пойти на сокращение собственных расходных обязательств (так называемое секвестирование бюджета). Подлежат ли секвестру все расходные обязательства или из этого есть исключения?

12. Начиная с 2011 года, некогда привычное и хорошо известное сметное финансирование учреждений было отменено. Что пришло ему на смену? Что такое муниципальное задание? Что такое субсидия? Проведите различие между дотацией, субсидией и субвенцией.  

 

Тема 11. Ответственность и контроль в системе местного самоуправления

1. Глава муниципального образования и начальник юридического отдела администрации муниципального образования систематически выезжали за границу за счет фирмы «Спектр», генеральный директор которой перед каждой командировкой передавал указанным лицам денежные средства в американских долларах. Дайте правовую оценку сложившейся ситуации. Какие правовые последствия могут следовать из нее?

2. Васянина, являясь муниципальным служащим в отделе образования, по совместительству работала учителем в школе с письменного согласия работодателя (руководитель отдела образования). Нагрузка была 2 часа в неделю во время основной деятельности, но это время Васянина отрабатывала дополнительно. Начальник отдела претензий к Васяниной не имела. Но глава администрации увидел в этом факт конфликта интересов и личную заинтересованность в том, что Васянина получает дополнительный доход и в том, что обе работы в одной сфере - образование. Комиссия по урегулированию конфликта интересов порекомендовала устранить это нарушение (уволиться из школы) и объявить выговор. Васянина считает, что закон «О муниципальной службе» она не нарушила. Что делать в этом случае? Можно ли обжаловать это решение и куда обращаться?  Дайте Васяниной подробную юридическую консультацию.

3. На встрече населения муниципального образования с главой данного муниципального образования ему был задан вопрос: почему все муниципальные служащие в конце финансового года представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а о главе муниципального образования такой информации нет. Дайте правовой ответ от имени главы муниципального образования. Должен или нет глава муниципального образования предоставлять такую информацию? 

4. Губернатор области своим распоряжением вынес дисциплинарное взыскание главе муниципального образования за систематическое нарушение закона, объявив ему строгий выговор. Кроме того, губернатор устно предупредил главу муниципального образования, что если тот в ближайшее время не исправит положение, то он вынужден будет отрешить его от должности. Правомерны ли действия губернатора?  Поясните, что можно сделать в описанной ситуации губернатору (в случае, если ему стали известны факты нарушения закона главой) и главе муниципального образования (в случае объявления ему строгого выговора губернатором).

5. В статьях 73, 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлен механизм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Некоторые ученые и практики негативно воспринимают такой подход, рассматривая его как вмешательство государства в дела местного самоуправления. Существует ли легальное объяснение подобному подходу? Каково ваше мнение по этому вопросу?

6. Представительный орган муниципального образования к началу финансового года не утвердил бюджет муниципального образования. Глава городского округа своим постановлением утвердил временный бюджет городского округа до утверждения основно­го бюджета представительным органом. Представительный орган принял решение обратиться в суд на указанные действия главы муниципального образования.

Проанализируйте ситуацию. Может ли глава или иное лицо контролировать процесс принятия бюджета городского округа или утверждать его сам? Несет ли представительный орган ответственность за неисполнение в срок своих обязанностей? Каким образом органы местного самоуправления должны действовать в новом финансовом году при отсутствии принятого бюджета?

7. Сотрудник одного из учреждений был избран депутатом в представительный орган муниципального образования.

Спустя некоторое время администрация учреждения решила уволить его за прогулы в соответствии с Трудовым кодексом.

Вправе ли работодатель сделать это? Если да, то когда и при каких условиях. Если нет, то почему. Можно ли к депутатам применять такую форму ответственности, как увольнение?

8. Мэр г. Жмеринка, избранный непосредственно населением на выборах, допускал неоднократные нарушения финансовой дисциплины. Нарушения были вскрыты в ходе проверок, проводимых контрольным управлением Президента Российской Федерации, и доведены до сведения Президента Российской Федерации. За допущенные нарушения финансовой дисциплины, несоблюдение норм действующего законодательства Президент своим указом освободил мэра г. Жмеринка от занимаемой должности.

Дайте анализ ситуации с учетом особенностей статуса мера. Какие меры  ответственности могут быть применены к мэру?

9. Прокурор, обнаружив незаконное решение Городской Думы, предложил отменить его на ближайшем заседании. Однако председатель думы с этим предложением не согласился. Тогда прокурор направил материалы в суд.

Проанализируйте ситуацию и решите дело. Дайте советы на будущее: как необходимо в рамках закона поступать в такой ситуации прокурору и Городской думе.

10. За невыполнение решений Городской Думы мэр города направил в административную комиссию материалы для привлечения к административной ответственности директора кирпичного завода, находящегося в частной собственности. Рассмотрев представленный материал, административная комиссия оштрафовала директора завода на 50 тыс. рублей.

Согласны ли вы с таким решением? Ответ обоснуйте.

 

Тема 12. Гарантии права на осуществление местного самоуправления. Судебная защита права на местное самоуправление

1. Правительство Свердловской области своим Постановлением отменило Постановление главы муниципального образования г. Екатеринбург, касающееся регулирования вопросов платы за землю на территории данного муниципального образования, считая его не соответствующим законодательству. Вопрос. Какие гарантии предусмотрены действующим федеральным законодательством относительно правовых актов органов местного самоуправления? Законно ли в данном случае поступило Правительство Свердловской области?

2. Губернатор области своим Указом делегировал муниципальным органам часть своих полномочий в области местного самоуправления, относящихся в соответствии с федеральным законодательством к компетенции субъекта РФ. Глава муниципального образования, расположенного на территории области, отказался выполнить это предписание, так как при передаче полномочий были нарушены требования законодательства: в том числе, гарантии финансово-экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления. Оцените законность и обоснованность действий губернатора и главы муниципального образования.

3. Областная дума разработала и утвердила типовые структуры органов местного самоуправления города, района и поселка. Данные структуры в качестве приложений вошли в Закон области «Об особенностях организации  местном самоуправления в данной области». Один из районных советов, а также Городская дума городского округа в своих уставах предусмотрели иную структуру  органов местного самоуправления, в том числе иную структуру местной администрации. Управление юстиции области отказало им в регистрации уставов на том основании, что они противоречат закону области. Депутаты районного совета обратились с иском в районный суд. Депутаты Городской думы оспорили решение Управления юстиции в прокуратуру. Какой из органов прав? Как должен быть решен данный вопрос в каждом случае?

4. Житель городского округа обратился в суд с заявлением о несоблюдении установленного порядка опубликования муниципальных правовых актов. По мнению данного жителя, порядок официального опубликования нормативных правовых актов представительного органа, затрагивающих права и обязанности граждан, должен определяться Уставом муниципального образования, а не отдельным решением представительного органа. В защиту своих доводов указанный житель заявил, что учрежденное официальное издание представительного органа выходит ограниченным тиражом, не распространяется по подписке, что делает опубликованные в нем акты недоступными для всеобщего сведения.

Проанализируйте ситуацию. Какому суду подсудно рассмотрение данного спора и в каком производстве? Каким, по Вашему мнению, должно быть решение суда?

5. Правозащитная организация обратилась в суд общей юрисдикции с заявлени­ем, в котором указала, что орган юстиции субъекта Российской Федерации не вправе регистрировать уставы муниципальных образований. В какой суд должна была обратиться организация? Каким должно быть, по Вашему мнению, решение суда?

6. Вновь избранный глава сельского поселения решил назначить заместителя главы администрации. Однако действующий заместитель главы администрации высказался против своего увольнения, так как предыдущий глава сельского поселения заключил с ним контракт бессрочно. Новый глава сельского поселения посчитал данное условие о бессрочности контракта нарушающим ФЗ «О муниципальной службе...» и своим распоряжением признал контракт недействительным, так как он был заключен в нарушение требований законодательства. Заместитель главы администрации с данным решением не согласился. Разрешите спор.

7. Комитет территориального общественного самоуправления обратился в представительный орган муниципального образования в порядке правотворческой инициативы с проектом Положения об озеленении улиц. Представительный орган ответил отказом на обращение комитета, мотивировав его тем, что в местном бюджете не предусмотрено финансирование подобного мероприятия.  Проанализируйте подобную ситуацию. Какие нарушения были допущены сторонами? Какие гарантии предусмотрены законодательством для института «правотворческой инициативы»? Как необходимо поступить обеим сторонам в рамках закона?

8. Представитель территориального общественного самоуправления обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию. В иске указывалось, что муниципальное унитарное предприятие от­ключает воду в дневное время в жилых домах, не предупреждая об этом жильцов и не пересчитывая оплату коммунальных услуг. Муниципальное унитарное пред­приятие объясняло свои действия тем, что в указанных домах проводится замена водопроводных труб, в связи с чем у жильцов не должно быть никаких претензий. Оплату же коммунальных услуг предприятие не пересчитывает, направляя ее на замену труб. Подробно определите в данной ситуации: кто будет являться сторонами иска, каким образом необходимо сформулировать исковые требования, в какой суд предъявляется данный иск.  Какое решение, по вашему мнению, должен принять суд?

9. Представительный орган муниципального образования не назначил выборы главы поселения в установленный срок. Избирательная комиссия поселения также пропустила указанный срок. Прокурор субъекта Федерации обратился в суд с за­явлением о назначении муниципальных выборов. Суд назначил выборы главы по­селения на второе воскресенье октября. Правомерны ли действия суда? Кто и как в такой ситуации должен назначать выборы?

10. В 2010 году Законодательное собрание Свердловской области приняло закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Свердловской области». В одной из статей закона закреплялось, что главное финансовое управление области направляет и координирует деятельность финансовых органов городов и районов; начальник главного финансового управления области назначает и освобождает от должности руководителей местных финансовых служб, устанавливает численный состав их работников, фонд оплаты труда, смету расходов.

В то же время в области принят и действует Устав области, который не противоречит Конституции РФ и закрепляет права органов местного самоуправления на определение своей структуры, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, право получения дотаций и субвенций. Устав области также закрепляет нормы, в соответствии с которыми полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты и ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти, а органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту.

Расценив норму областного закона как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, Екатеринбургская Городская Дума и администрация города Екатеринбурга обратились в суд с иском к Законодательному собранию области и губернатору области о признании указанной выше статьи закона Свердловской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» недействительной.

В какой суд следовало обращаться? Что является предметом спора? Входят ли невыборные органы в систему органов местного самоуправления? Решите дело.

 

Тема 13. Основные модели организации местного самоуправления в России и зарубежных странах 

1. Президент РФ В.В. Путин своим Постановлением назначил на постоянной основе 18 представителей Российской Федерации в Палату местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Губернатор Свердловской области, как и мэр Екатеринбурга, не вошли в их состав, хотя изъявляли свое желание как руководители достаточно крупных и важных в России субъекта и муниципального образования. Допустил ли Президент ошибки при назначении Представителей России в Совет Европы? Вправе ли губернатор Свердловской области и мэр Екатеринбурга являться такими представителями? Дайте аргументированный комментарий действий Президента, Губернатора и мэра.

2. По мнению ряда политиков, ученых на выбор населением организационной модели местного самоуправления в муниципальном образовании должны оказывать влияние ряд факторов (численность населения и др.) Однако на практике выбор модели местного самоуправления первоначально происходит подчас импульсивно в зависимости от субъективных представлений местных элит об их месте в системе муниципальной власти. В 2012 году смена модели местного самоуправления произошла и в Екатеринбурге. Как вы думаете, в чем были причины такой смены, в чем состояли основные изменения структуры органов местного самоуправления и какие факторы, на ваш взгляд, должны влиять на выбор той или иной организационной модели местного самоуправления в муниципальном образовании?  

3. Во французском варианте организации власти на местах мэр одновременно выполняет три функции: государственного служащего то есть представителя центральной власти, исполнителя решений муниципального совета и главы администрации коммуны. Не считаете ли вы, что данное положение французского законодательства нарушает основные принципы организации местного самоуправления – его самостоятельность и независимость. Ответ обоснуйте.

4. Прототипом первых муниципальных органов в США послужили британские формы управления городов и графств. Однако в настоящее время США отличается разнообразием форм и моделей местного самоуправления. В отличие от США в основу английской системы  и сегодня положена унифицированная схема организации муниципальной власти, свойственная всем территориям Соединенного Королевства. В чем вы видите причины того, что в настоящее время ни одна из форм местного самоуправления США не имеет полного аналога в современной Великобритании?

5. Представьте, что Вы являетесь законодателем и готовите свой законопроект об организации (или о реформировании) системы местного самоуправления в России. Используйте законодательство зарубежных стран, тем более что Россия не раз обращалась к опыту организации местного самоуправления других государств. Как вы его используете? Подумайте о вариантах стран с разными базовыми моделями местного самоуправления: англосаксонской, континентальной и смешанной. Что из их опыта можно включить в ваш законопроект?

6. Жители поселения приняли на местном референдуме Устав созданного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган соответствующего субъекта РФ с просьбой зарегистрировать данный устав. Законодательный орган отказал на том основании, что принятый устав в качестве единственного института местного самоуправления в поселении называл сельский сход, создание же иных органов местного самоуправления не предусматривалось. Представители жителей поселения доказывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Кто в данной ситуации прав и почему? Проанализируйте все возможные на практике варианты действия, учитывая возможные модели организации местного самоуправления в России.

7. Глава Администрации города Екатеринбурга внес в Городскую Думу проект Решения о внесении изменений и дополнений в Устав города Екатеринбурга.  В данном проекте было предложено:

А) Присвоить Екатеринбургу статус наукограда, так как город является городским округом, имеющим высокий научно-технический потенциал, с  достаточно большим числом научно-производственных комплексов, вузов.

Б) В соответствии с ФЗ-131 дополнить полномочия Главы Екатеринбурга правом отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

Проект решения городской Думы о внесении в Устав изменений и дополнений  за 3 недели до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав был  опубликован  на официальном сайте  Екатеринбургской городской думы.

В соответствии с требованиями федерального законодательства были проведены публичные слушания, результатом которых стало высказанное несогласие населения с указанными предложениями.

Однако муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав был принят на заседании Городской Думы в первоначальной редакции большинством голосов – из 30 присутствующих на заседании представительного органа депутатов «за» проголосовали 23 человека.

После этого муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав был отправлен в Законодательное собрание Свердловской области для проверки соответствия его федеральным законам, уставу и законам Свердловской области. В соответствии с требованием законодательства,  в тридцатидневный срок было принято решение о государственной регистрации Устава и сведения об этом были внесены в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Задание: осуществите полномочия соответствующего регистрирующего органа и составьте мотивированное решение об отказе в государственной регистрации изменений в Устав г. Екатеринбурга (дайте аргументированный, подробный со ссылками на нормативные акты ответ депутатам Городской думы с указанием на все допущенные ими нарушения действующего федерального и муниципального законодательства, а также установленного порядка принятия Устава).

8. Последние десятилетия организация государственной власти в России постоянно меняется, совершенствуется. Это, естественно, не может не отражаться на построении российской модели местного самоуправления. За последние десятилетия было принято два основных закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» - в 1995 и 2003 году.  Попробуйте на основе анализа положений данных актов выделить общие и отличительные черты в организации местного самоуправления в указанные периоды. По возможности, сделайте прогноз о дальнейших путях реформирования законодательства, а на его основе – и всей системы местного самоуправления.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика