ТОГУ, правоведение (контрольная работа, 2017 год, варианты 1-10)
29.11.2017, 17:26

Студент имеет право выбрать любую тему, так, чтобы последняя цифра номера зачетной книжки совпадала с последней цифрой номера темы в предложенном списке тем. Например, номер зачетной книжки 8540126 – выбор осуществляется из тем – 6, 16. Например, номер зачетной книжки 8540120 – выбор осуществляется из тем – 10, 20.

Контрольная работа состоит из трех вопросов:

1. Теоретический вопрос.

2. Решение задачи-ситуации.

3. Вопрос по правовым основам профессиональной деятельности. Вопрос выбирается из перечня, закрепленного за соответствующим направлением подготовки (специальностью). Третий вопрос делается только один!!!!

 

Тематика контрольных работ

Вариант 1

1. Понятие, признаки, социальное назначение государства. Функции государства. Теории происхождения государства.

2. Практико-ориентированное задание – составление завещания.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Для ответа на первый вопрос варианта необходимо обратиться к теории государства и права. Вам необходимо изучить существующие трактовки государства, как современные, так и используемые в различные исторические периоды. Подробную характеристику следует дать следующим признакам государства: публичной власти, территориальному принципу организации населения, государственному суверенитету, займам и налогам, праву как универсальному социальному регулятору. Стоит обратить внимание на плюрализм точек зрения по вопросу определения сущности и происхождения государства, объяснимый наличием позитивистского и цивилизационного подходов. Социальное назначение государства состоит в том, что это единственная организация, призванная представлять общие интересы населения. Проявляется и конкретизируется данное назначение в функциях государства. Классифицировать функции государства рекомендуется в зависимости от различных критериев: исходя из структуры органов государства (общегосударственные, отраслевые, межотраслевые, отдельных органов и должностных лиц); из направленности – внутренние и внешние; из содержания государства, особенностей момента и среды (поддержание мира, международное сотрудничество и т.д.); из особенностей политического властвования; из критерия продолжительности и основательности реализации. Раскрывая вопрос теоретических представлений о государства, следует изучить суть наиболее известных из них, проанализировать сильные и слабые стороны данных доктрин, знать имена ученых – их основателей и последователей. Так, необходимо иметь представление о патриархальной, теократической, договорной, органической, психологической, классовой (экономической), теории насилия и других.

Для выполнения второго задания, необходимо изучить основы наследственного права. Для этого Вам следует обратиться к третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации, специализированной литературе, снабженной комментариями. Вам надлежит исследовать трактовку понятия наследства, перечислить объекты, не могущие входить в состав наследства, очертить круг субъектов, призываемых к наследству. Характеризуя режим наследования по завещания, нужно изучить условия совершения завещания (полная дееспособность, личное совершение, единоличное распоряжение, односторонний характер завещания как сделки, свобода и тайна завещания); правила, касающиеся формы и порядка составления завещания; процедуру исполнения завещания и круг исполнителей. Также рекомендуется ознакомиться с типовыми образцами завещаний и, опираясь на один из них, составить завещание от собственного лица.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 2

1. Форма государства (форма государственного правления, форма государственного устройства, политический режим)

2. Практико-ориентированное задание – составление брачного договора.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Для ответа на первый вопрос варианта необходимо обратиться к теории государства и права. Следует знать понятие и характеристики формы правления как одного из элементов государства, уметь определять общие черты монархической и республиканской форм правления, а также особенности дуалистической и парламентарной монархии, парламентской и президентской республик. Под формой государственного устройства понимают способ территориальной организации государства. Вы должны различать унитарное и федеративное государство, знать их признаки, характеристики территориальных и национальных федераций. Рекомендуется обратить внимание на такую форму, как конфедерация, выявить ее отличительные черты и проанализировать специфику. Термин «политический режим» понимают в узком (как совокупность приемов и способов государственного руководства) и широком смыслах (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни). Вам необходимо учитывать, что на ту или иную разновидность режима оказывает влияние множество факторов (сущность, форма государства, уровень и стандарты жизни, исторические традиции). Изучая вопрос, следует иметь ввиду, что на разных исторических этапах формируются разные режимы (например, для рабовладельческой эпохи характерны деспотические, аристократические, олигархические режимы. В новое и новейшее время существовали либеральный, буржуазно- демократический, военно-полицейский, марионеточный и др.) Согласно современной позиции все режимы принято делить на демократические и антидемократические. Вам рекомендуется изучить типичные признаки данных разновидностей. Кроме того, целесообразно изучить классификацию, основанную на делении режимов на деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либеральный, демократический.

Составить целостное представление о договорном режиме супружеского имущества помогут статьи Семейного кодекса Российской Федерации, специальная литература по семейному законодательству. В контрольной работе надо отразить условия заключения брачного договора, его содержание (т.е. те условия, в которых стороны устанавливают правовой режим супружеского имущества), перечислить условия, включение которых в брачный договор недопустимо, а также основания, при наличии которых брачный договор признается недействительным. Также рекомендуется ознакомиться с типовыми образцами брачных договоров и, опираясь на один из них, составить авторский брачный договор.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 3

1. Право и социальные нормы. Источники (формы) права.

2. Практико-ориентированное задание – составление трудового договора.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Для получения полного представления о праве как социальном феномене Вам следует изучить множественность подходов, многообразие трактовок данного понятия, даваемых представителями различных школ и направлений. Придерживаясь традиционно нормативистских позиций, необходимо уметь характеризовать право как систему общеобязательных норм, правил поведения, установленных государством и санкционированных им, обеспеченных принудительной силой государства. Также необходимо раскрыть его такие признаки, как общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность исполнения принудительной силой, многократность применения и др. Социальные нормы есть определенные правила поведения людей в обществе, выражающие объективную потребность общества в упорядочении его отношений. Вам необходимо знать и уметь различать технические нормы, нормы обычаев и традиций, нормы морали, нравственные нормы, религиозные, корпоративные, этики и эстетики, правовые нормы. В работе необходимо отразить общие черты социальных регуляторов, например, зависимость от времени, места, условий, обстоятельств; нацеленность на поддержание общественного порядка; отражение общественных интересов и неотделимость от людей как их носителей; эталонность (стандартность) поведения; общий характер, рассчитанный на неограниченное число типичных случаев. Право отлично от других социальных регуляторов. Вам необходимо уметь анализировать и доказывать следующие отличия:

- право – государственный регулятор общественных отношений

- связано с государством и обеспечивается государственным принуждением

- отличается формальной определенностью, имеет свойства системности и структурности

- регламентирует действия людей с помощью предписаний, дозволений и запретов

- осуществляется в виде соблюдения, исполнения, использования и применения

- обладает всеобщностью, универсальностью, постоянством и непрерывностью действия

- отражает волю и интересы законодателя

- в субъективном смысле представляет собой меру свободы человека – ее социально-правовое притязания и официально признанные возможности.

Источники права – одна из существенных тем теории права. Вам следует ознакомиться с широким трактованием источников права (человеческое общество, общественные материальные и духовные потребности) и узким (способ выражения и оформления права). Далее необходимо дать развернутую характеристику, анализ типичных черт и особенностей таких источников, как правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор. Похвально знание и неосновных источников – акта референдума, правовой доктрины, общих принципов права и др.

При подготовке ответа на второй вопрос варианта, целесообразно ознакомиться в целом с Трудовым кодексом Российской Федерации, комментариями к нему, материалами учебников по трудовому праву. Одним из объектов правовой регламентации трудовых правоотношений является трудовой договор. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить надлежащие условия труда, а работник обязуется выполнить лично определенную трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Вам необходимо изучить основные и специфические признаки трудового договора. Под содержанием договора понимают совокупность его условий. Надо знать, что относится к условиям, установленным законодательством, к условиям, определяемым соглашением сторон; понимать и различать обязательные и дополнительные условия. Также рекомендуется ознакомиться с типовыми образцами трудовых договоров и, опираясь на один из них,  составить авторский трудовой договор.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 4

1. Законность, правопорядок, общественный порядок: понятие, значение, взаимосвязь. Правосознание и правовая культура.

2. Практико-ориентированное задание – решение задачи-ситуации трудовому праву.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Законность есть строгое неуклонное соблюдение норм правового закона всеми субъектами правовой жизни. Единая сущность режима законности проявляется в виде принципа, метода, режима. Вам рекомендуется исследовать различные подходы к трактованию термина «законность», осветить ее основные принципы и характеристики (верховенство, единство, целесообразность, реальность и т.д.). Ответ на вопрос будет неполным без обозначения функций (гармонизация правовой жизни, ферментация, консолидация, гуманизм) и гарантий законности. Под гарантиями понимают меры общего и специально-юридического характера, с помощью которых обеспечивается строгое и неуклонное соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений. Видов гарантий множество – юридические, материальные, политические, социальные, социально- психологические, духовно-нравственные. Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Общественный порядок – реально складывающийся социальный режим, система общественных связей, урегулированная как юридическими, так и неправовыми нормами. В работе следует отразить основные признаки правопорядка, принципы, структуру, классифицировать его по видам (территории, сфере правового регулирования, по отраслям права, степени строгости оформления, сложности). Правосознание – одна из форм общественного сознания, совокупность сложившихся взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку с точки зрения справедливости, существующей в обществе. Вам следует изучить базовые структурные компоненты правосознания – правовую идеологию и правовую психологию, а также виды правосознания. По субъектному составу оно подразделяется на общественное, индивидуальное, групповое; по особенностям содержания – на обыденное, научное, профессиональное. Целесообразно отразить в работе и иные типологии правосознания. Правовая культура – это знание и понимание права, следование ему. Рекомендуется изучение наиболее важных средств ее повышения, к которым можно отнести правовое воспитание, правовое образование, правовую агитацию, правовую пропаганду.

Второй вопрос варианта – решение задачи.

Задача

Организация приняла в мае на работу нового сотрудника, установив ему испытательный срок один месяц. Во время многочисленных майских праздников сотрудник не работал, следовательно, оценить его профессиональные качества руководство организации не смогло. Дайте правовой анализ ситуации и ответьте на следующие вопросы. Все ли дни майских праздников вошли в испытательный срок? Вправе ли организация продлить испытательный срок, установленный при заключении трудового договора? Какое решение будет правомерным, если сотрудник болел во время испытательного срока и фактически отсутствовал на работе?

Для решения вышеизложенной задачи-ситуации Вам необходимо ознакомиться с соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации и, на их основе, представить развернутое решение данного задания.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 5

1. Правоохранительные органы Российской Федерации: понятие, система, виды.

2. Практико-ориентированное задание – решение задачи-ситуации по трудовому праву.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Реальностью сегодняшнего времени является структурное реформирование правоохранительной системы нашего государства. Упразднение органов, слияние ряда структур, изменение и перераспределение компетенции и полномочий наблюдается особенно отчетливо в сфере правоохраны. Для получения полного представления о сути вопроса необходимо обратиться к материалам конституционного права России, а также к содержанию дисциплины «Правоохранительные органы». Категорией, объединяющей органы в систему, является правоохранительная деятельность.  В работе рекомендуется дать ее понятие, признаки, задачи и основные направления деятельности, перечислить органы, составляющие правоохранительную систему нашего государства. Также необходимо более подробно осветить правовую регламентацию деятельности, компетенцию, функциональные характеристики одного из этих органов по выбору (например, полиции, судов, прокуратуры и др.)

Второй вопрос варианта – решение задачи. Условие приведено далее.

Задача

Грузчик Н., работающий по графику, пришел в состоянии сильного алкогольного опьянения на рабочее место в свой выходной. В объяснительной он написал, что забыл личную вещь (телефон) на работе. Вправе ли работодатель уволить Иванова за появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения?

Для решения данной задачи-ситуации Вам необходимо ознакомиться с соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации и, на их основе, представить развернутое решение данного задания.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 6

1. Правонарушение: понятие, состав, виды. Теоретико-правовая характеристика юридической ответственности.

2. Практико-ориентированное задание – решение задачи-ситуации по трудовому праву.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Правонарушение – одна из главных тем теории права. Под правонарушением понимают юридический факт, представляющий собой виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, являющийся основанием юридической ответственности. Существует множество трактовок данного понятия, Вам рекомендуется ознакомиться с определениями различных юридических школ, осветить следующие признаки правонарушения: противоправность (формальный признак), общественный вред (материальный признак), виновность (психологический признак), наказуемость. Нарушения классифицируются по различным основаниям: по степени общественной опасности; по сферам общественной жизни; видам нарушений норм; объекту посягательства, юридическим последствиям. Более обширные классификации включают в качестве отдельных видов конституционное, процессуальные, трудовые, семейные, экологические и другие нарушения. Юридическая ответственность – правоотношение между государством и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение (ретроспективный подход к юридической ответственности). Под ней также понимают меру государственного принуждения и обязанность субъекта претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные правовыми нормами, за правонарушение в случае его совершения (перспективный подход к юридической ответственности). Помимо уяснения различных трактовок юридической ответственности в работе необходимо отразить ее признаки (например, связь с нормами права, установленными государством; существование и реализация в рамках правоотношений; возникновение только в связи с совершением правонарушения; опора на государственное принуждение; возложение только в соответствии с определенной законом процессуальной формой; связь с общественным осуждением). Ответ на вопрос не будет полным без освещения видов юридической ответственности. По видам правонарушений различают уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную ответственность; по органам государства – ответственность, налагаемую законодательными органами, исполнительно-распорядительными, судебными юрисдикционными и другими; по форме осуществления – ответственность, налагаемую в судебном и административном порядке; по характеру – функциональную и персональную ответственность.

Второй вопрос варианта – решение задачи. Условие приведено далее.

Задача

У сотрудницы Н. организации заканчивается отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Правомерно ли продление этого отпуска до достижения ребенком возраста четырех с половиной лет? Какие выплаты предусмотрены сотруднице за пределами трехлетнего срока нахождения в отпуске по уходу за ребенком? Может ли работодатель предусмотреть подобное продление отпуска в коллективном или трудовом договоре?

Вам необходимо ознакомиться с соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации и, на их основе, представить развернутое решение данного задания.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 7

1. Конституция России – понятие, юридические свойства. Этапы конституционного развития России. Теоретико-правовые характеристики конституционного строя Российской Федерации.

2. Практико-ориентированное задание – решение задачи-ситуации по трудовому праву.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Знание Конституции – неотъемлемая черта человека, обладающего высокой правовой культурой. При ответе на первый вопрос варианта следует уяснить, в чем заключается учредительный, основополагающий характер Конституции, каковы ее юридические свойства (верховенство, высшая юридическая сила, центр правовой системы, особая правовая охрана конституционных норм). Следует осветить правовые основания стабильности Конституции. Далее рекомендуется подробно охарактеризовать общие черты и особенности всех конституций нашего государства: Конституции РСФСР 1918 года, 1925, 1937, 1978 годов. Необходимо обозначить особенности базиса и идеологии, которые обусловили классовый характер конституций, основополагающее значение идей научного коммунизма и руководящую роль КПСС, государственную и колхозно-кооперативную собственность в качестве основы экономической системы РСФСР, закрепление планового хозяйства. Конституционный строй современной России – такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства. В работе необходимо представить классификацию принципов конституционного строя. К первой группе принципов можно отнести основы организации государственной власти (народовластие, верховенство права, принцип разделения властей, государственный суверенитет). Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и гражданина (признание и утверждение прав человека и гражданина высшей ценностью; их соблюдение и защита – обязанность государства). Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества (идеологический и политический плюрализм, светский характер государства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие различных форм собственности, социальный характер государства).

Второй вопрос варианта – решение задачи. Условие приведено далее.

Задача

Сотрудник организации Н. заявил о своем желании ходить в ежегодный оплачиваемый отпуск только в летние месяцы, мотивируя свое желание наличием двух несовершеннолетних детей. Обязан ли работодатель предоставлять ему отпуск только в удобное для него время? Подтвердите свой ответ ссылками на нормы закона.

Вам необходимо ознакомиться с соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации и, на их основе, представить развернутое решение данного задания.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 8

1. Правовой статус личности. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Практико-ориентированное задание – решение задачи-ситуации по трудовому праву.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Правой статус личности – гарантированная государством система прав, свобод и обязанностей, которые нашли четкое правовое закрепление в юридических нормах. В работе рекомендуется дать основные черты этого понятия. Они состоят в следующем:

- права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными.

- они охраняются государством, их реализация обеспечивается как государством, так и самими гражданами.

- права, свободы и обязанности гарантированы в интересах общества и каждой отдельной личности.

- они выступают как единая система, содержание которой расширяется по мере гуманизации и демократизации общественных отношений.

- права, свободы и обязанности на всех этапах формирования правового государства являются необходимым условием и предпосылкой всестороннего и гармоничного развития личности.

- характеризуются единством.

Целесообразно указать в работе и конституционные характеристики прав и свобод человека и гражданина – непосредственное действие, полноту, неотчуждаемость и запрет на их незаконное ограничение, гарантированность, соответствие международным актам о правах человека. Классификаций основных прав и свобод человека и гражданина множество. Наиболее распространенные типологии делят данную систему на ряд групп: гражданские (личные) права и свободы; политические права и свободы, экономические, социальные и культурные. Основываясь на нормах Конституции, Вам надлежит дать краткую юридическую характеристику данных групп, раскрыть содержание конкретных прав и свобод. Приветствуется составление авторской классификации.

Второй вопрос варианта – решение задачи. Условие приведено далее.

Задача

Работающий в Крыму гражданин Н. обратился к юрисконсульту с вопросом: Какова продолжительность отпуска крымских работников? Изменилась ли продолжительность отпуска для этой категории в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе России нового субъекта? Как бы вы ответили на данный вопрос? Аргументируйте свой ответ ссылками на нормативные источники.

Вам необходимо ознакомиться с соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации и, на их основе, представить развернутое решение данного задания.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 9

1. Федеративное устройство Российской Федерации.

2. Практико-ориентированное задание – решение задачи-ситуации по конституционному праву.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Федерация – одна из разновидностей государственного устройства. В работе надлежит дать характеристику РФ как суверенному, федеративному государству, состоящему из равноправных субъектов, осветить конституционные принципы федеративного устройства России – государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, принцип равноправия и самоопределения народов. Помимо определения юридической сущности названных принципов целесообразно исследовать проблематику

Федерализма. Компетенцию Российской Федерации, вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами необходимо осветить после изучения соответствующих статей Конституции. Также в работе следует отразить тенденции укрупнения субъектов, законодательную регламентацию процедуры вхождения в состав России новых субъектов. Целесообразно также классифицировать субъекты нашего государства по различным основаниям, проанализировать имеющиеся типологии и представить авторское видение на современный федерализм России.

Второй вопрос варианта – решение задачи. Условие приведено далее.

Задача

Президент Российской Федерации вернул без подписания принятый Государственной Думой Федеральный закон “О запрете научных исследований в области генной инженерии” в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума преодолела вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.

1. Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности?

2. Обязан ли Президент в любом случае подписывать закон, если его вето преодолено Государственной Думой?

Вам необходимо ознакомиться с соответствующими нормами Основного закона Российской Федерации, федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами по теме, и, на их основе, представить развернутое решение данного задания.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.

 

Вариант 10

1. Механизм (аппарат) государства. Государственные органы Российской Федерации.

2. Практико-ориентированное задание – решение задачи-ситуации по конституционному праву.

3. Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Методические указания

Механизм государства – эта система государственных органов, учреждений, организаций, посредством которых реализуются государственная власть и управление, обеспечивается функционирование государства. Вам необходимо привести в работе различные варианты трактовок понятия «механизм государства», указать и раскрыть черты аппарата государства; основные элементы структуры государственного механизма; принципы его организации и деятельности. Под органом государства понимают структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции и наделенное для их выполнения соответствующей компетенцией. Вам следует знать и уметь раскрывать содержание следующих признаков органа государства:

- составляет часть государственного аппарата;

- действует на основе законодательства;

- имеет конституционно-правовой статус;

- может иметь сложную структуру;

- издает обязательные к исполнению правовые акты;

- имеет ресурсы (материальные, финансовые, кадровые);

- функционирует в строго установленном порядке;

- обладает государственно-властными полномочиями.

Существует множество классификаций органов государства. В зависимости от оснований среди них различают следующие: по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные); по форме реализации государственной деятельности (представительные, исполнительно- распорядительные, контрольно-надзорные); по иерархии (федеральные, органы субъектов РФ, местные); по времени функционирования (постоянные, временные, чрезвычайные); по порядку осуществления компетенции (коллегиальные, единоличные); по правовым формам деятельности (правотворческие, правоприменительные, правоохранительные); по характеру компетенции (общая и специальная); по порядку образования, по характеру подчиненности, по срокам полномочий, по источнику финансирования и т.д. Помимо общетеоретических моментов необходимо знать важнейшие структурные элементы различных ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Второй вопрос варианта – решение задачи. Условие приведено далее.

Задача

Представитель Президента РФ в Поволжском федеральном округе потребовал от руководителя одного из деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия государства), находящегося на территории Астраханской области, допустить назначенную Полномочным Представителем комиссию к обследованию производственных помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых сведений, составляющих коммерческую тайну.

Правомерен ли отказ? Какие права предоставлены полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах?

Вам необходимо ознакомиться с соответствующими нормами Основного закона Российской Федерации, федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами по теме, и, на их основе, представить развернутое решение данного задания.

Третий вопрос варианта носит индивидуализированный характер и зависит от конкретного профиля/специализации обучающегося. В предлагаемых перечнях вопросах Вам необходимо выбрать один (тематика вопросов составлена с целью изучения правовых аспектов профессиональной деятельности), ознакомиться с нормативными источниками и дать ответ на вопрос.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика