В рамках дисциплины предполагается выполнение двух текстовых контрольных работ. Контрольная работа № 1 состоит из двух заданий (для получения зачета необходимо выполнить оба). Контрольная работа № 2 включает в себя одно задание.
Номер варианта указан в личном кабинете студента.
Контрольная работа № 1
Задание 1
После изучения темы «Понятие, предмет, метод и история развития сравнительного правоведения в мировой и российской юриспруденции» студентам рекомендуется выполнить задание № 1 – написать эссе на тему: «Сравнительное правоведение в моей деятельности и в практической работе юриста. Роль сравнительного правоведения в подготовке магистров».
Выполнение данной практической работы является первой частью контрольной работы № 1 по дисциплине «Сравнительное правоведение».
Требования к структуре и содержанию эссе
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Признаки эссе:
1. Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
При подготовке эссе важно включить в него свои размышления при ответе на следующие вопросы:
· Приходилось ли вам в вашей практике или в жизни прибегать к сравнительному правоведению?
· Чем может помочь сравнительное правоведение в практической деятельности юриста?
2. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Студентам при подготовке эссе важно представить индивидуальное мнение и соображение по исследуемому вопросу.
3. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический и иной характер.
При подготовке эссе необходимо учесть, что исследуемый материал и его представление должны иметь правовой характер.
4. В содержании эссе в первую очередь оценивается личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Требования к объему: 2 страницы.
Задание 2
После изучения темы «Религиозные и традиционные правовые семьи» студентам следует выполнить задание № 2 и прислать на проверку преподавателю отчет по контрольной работе и презентацию по теме согласно своему варианту. Выполнение данной практической работы является второй частью контрольной работы № 1.
Варианты тем отчета по контрольной работе и презентации
|
Номер
варианта
|
Тема
|
|
1
|
Сравнительное правоведение: предмет, различные подходы к его определению
|
|
2
|
Сравнительно-правовой метод – частно-научный метод юридической науки
|
|
3
|
История развития сравнительного правоведения как науки
|
|
4
|
Теория сравнительно-правового метода: содержание, значение и применение
|
|
5
|
Диахронное и синхронное сравнение: содержание, значение и применение
|
|
6
|
Сравнительное правоведение в России: этапы развития и представители
|
|
7
|
Функции сравнительного правоведения: научная, образовательная, практическая, международная унификация права
|
|
8
|
Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения
|
|
9
|
Правовая система и правовая семья: специфика дефиниций
|
|
10
|
Критерии классификации правовых систем
|
|
11
|
Учение о правовых семьях
|
|
12
|
Сравнительное правоведение и международное публичное право
|
|
13
|
Сравнительное правоведение и международное частное право
|
|
14
|
Общая характеристика романо-германской правовой семьи: понятие, формирование, структура, источники
|
|
15
|
Французская и германская правовые группы романо-германской правовой семьи: понятие, формирование, структура, источники
|
|
16
|
Правовые системы Скандинавских стран: развитие, унификация и гармонизации, особенности и источники
|
|
17
|
Правовые системы стран Латинской Америки: формирование, кодификация и источники, особенности
|
|
18
|
Социалистическое право как особый исторический тип права
|
|
19
|
Правовая система в СССР
|
|
20
|
Правовая система Великобритании
|
|
21
|
Формирование английского общего права
|
|
22
|
Прецедентное право Англии
|
|
23
|
Структура, источники, черты и основные группы английского общего права
|
|
24
|
Правовая система США: формирование, понятие и основные категории
|
|
25
|
Мусульманская правовая семья: понятие и распространение, основные мазхабы и источники
|
|
26
|
Индусское право: особенности классического права, влияние английского права, современное индусское право
|
|
27
|
Общая характеристика дальневосточного права
|
|
28
|
Правовая система КНР
|
|
29
|
Понятие смешанных правовых систем
|
|
30
|
История развития российской правовой системы: формирование и особенности
|
|
31
|
Особенности и основные этапы эволюции правовой системы РСФСР
|
|
32
|
Правовая система РФ и романо-германская правовая семья – соотношения
|
|
33
|
Источники российского права
|
|
34
|
Тенденции развития современного российского законодательства
|
|
35
|
Судебная система в США
|
|
36
|
Судебная система во Франции: основные принципы
|
|
37
|
Структура судов в Германии: сравнительная специфика
|
|
38
|
Англия: структура судов
|
|
39
|
Структура исполнительной и законодательной власти: сравнительный анализ американских и российских реалий
|
Требования к структуре и содержанию отчета по контрольной работе
Объем: от 5 до 7 страниц. Структура:
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· приложения (при необходимости).
Введение включает в себя постановку проблемы.
В основной части излагается суть вопроса. В логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы (выделенных, как правило, в подразделы) на основе самостоятельного изучения источников и привлечения исследовательской и иной литературы. В данной части важны поэтапный анализ и обобщения.
В заключении необходимо сделать собственные выводы по описываемой проблеме.
Контрольная работа № 2
Задание
Используя методы сравнительного правоведения, проведите компаративный (сравнительный) анализ.
Укажите в контрольной работе те методы, которые вы используете для сравнения, и отдельно в краткой форме опишите их (объясните, как они работают).
Объем работы – 2–3 страницы.
Варианты задания на контрольную работу
|
Номер
варианта
|
Задание
|
|
1
|
Реформа политической системы государства является частью политической платформы практически каждого политического лидера. В России наблюдается регулярное изменение подходов к содержанию структуры политической системы и роли каждого из ее элементов.
Проведите диахронное сравнение структуры политической системы
России советского и современного периодов развития
|
|
2
|
Экономика современных государств включает рыночные и государственные рычаги воздействия на возникающие экономические правоотношения. В зависимости от их соотношения в государстве формируется соответствующее законодательство.
На основе данных законодательства стран Европы, Азии, Америки
и Российской Федерации проведите синхронный анализ правового регулирования экономических отношений не менее чем в 5 странах
|
|
3
|
Источники права и подходы к их типологии в правовых системах различных государств являются одними из важнейших критериев формирования правовых семей.
Проведите синхронное сравнение источников права КНР, Индии, Японии, Великобритании, России, США
|
|
4
|
Одним из критериев типологии федеративных государств является степень децентрализации государственных функций между федеральным центром и субъектами государства.
Проведите синхронное сравнение текстов конституций на предмет разграничений полномочий между федеральным центром и субъектами следующих федеративных государств: Индия, ФРГ, США, Швейцария,
Российская Федерация
|
|
5
|
Глава государства в различных странах может быть единоличным и коллегиальным, занимать различное положение в системе органов государственной власти. В связи с этим наблюдаются и разнообразные функции глав различных государств.
Проведите синхронное сравнение функций глав следующих государств: США, Швейцария, Индия, Иран
|
|
6
|
В советский период развития России функции главы государства были поделены между разными государственными органами и руководителями. В настоящее время большинство функций сосредоточены у Президента РФ.
Проведите диахронное сравнение функций глав СССР и РФ
|
|
7
|
Объем функций главы государства зависит от его места в системе органов государственной власти. В президентских республиках функции главы государства более широкие по сравнению с парламентскими республиками, в которых большая роль отведена парламенту.
Проведите нормативное сравнение функций главы государства в США, ФРГ, Франции, Швейцарии, Иране, Российской Федерации
|
|
8
|
Страны мусульманской правовой семьи признают религиозные источники в качестве источников права, в этом заключается одна из особенностей данной правовой семьи.
Сравнить структуру источников религиозного права в государствах мусульманского, индусского и иудейского права и определить сферы общественной жизни, которые регулируются религиозным правом
|
|
9
|
Проведите сравнительный анализ уголовного права (система преступлений и наказаний) двух государств. Одно государство из группы романского права, другое – из группы германского права
|
|
10
|
Проведите сравнительный анализ уголовного права (система преступлений и наказаний) двух государств. Одно государство из романо-германской семьи, другое – из англосаксонской семьи
|
|
11
|
Проведите сравнительный анализ отрасли гражданского права двух государств. Одно государство из группы романского права, другое – из группы германского права
|
|
12
|
Проведите сравнительный анализ отрасли гражданского права двух государств. Одно государство из романо-германской семьи, другое – из группы англосаксонской семьи
|
|
13
|
Проведите сравнительный анализ семейного законодательства и особенностей регулирования семейных отношений двух государств. Одно государство из группы романского права, другое – из группы германского права
|
|
14
|
Проведите сравнительный анализ семейного законодательства и особенностей регулирования семейных отношений двух государств. Одно государство из романо-германской семьи, другое – из англосаксонской семьи
|
|
15
|
Проведите сравнительный анализ семейного законодательства и особенностей регулирования семейных отношений трех государств. Выберите по одному государству из групп мусульманского, индусского и иудейского права
|
|