В рамках дисциплины предполагается выполнение двух текстовых контрольных работ. Контрольная работа № 1 состоит из двух заданий (для получения зачета необходимо выполнить оба). Контрольная работа № 2 включает в себя одно задание. 
Номер варианта указан в личном кабинете студента. 
Контрольная работа № 1 
Задание 1 
После изучения темы «Понятие, предмет, метод и история развития сравнительного правоведения в мировой и российской юриспруденции» студентам рекомендуется выполнить задание № 1 – написать эссе на тему: «Сравнительное правоведение в моей деятельности и в практической работе юриста. Роль сравнительного правоведения в подготовке магистров». 
Выполнение данной практической работы является первой частью контрольной работы № 1 по дисциплине «Сравнительное правоведение». 
Требования к структуре и содержанию эссе 
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. 
Признаки эссе: 
1. Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. 
При подготовке эссе важно включить в него свои размышления при ответе на следующие вопросы: 
· Приходилось ли вам в вашей практике или в жизни прибегать к сравнительному правоведению? 
· Чем может помочь сравнительное правоведение в практической деятельности юриста? 
2. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. 
Студентам при подготовке эссе важно представить индивидуальное мнение и соображение по исследуемому вопросу. 
3. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический и иной характер. 
При подготовке эссе необходимо учесть, что исследуемый материал и его представление должны иметь правовой характер. 
4. В содержании эссе в первую очередь оценивается личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. 
Требования к объему: 2 страницы. 
  
Задание 2 
После изучения темы «Религиозные и традиционные правовые семьи» студентам следует выполнить задание № 2 и прислать на проверку преподавателю отчет по контрольной работе и презентацию по теме согласно своему варианту. Выполнение данной практической работы является второй частью контрольной работы № 1. 
Варианты тем отчета по контрольной работе и презентации 
 
 
 | 
  Номер 
 варианта 
  | 
 
  Тема 
  | 
  
 
 | 
  1 
  | 
 
  Сравнительное правоведение: предмет, различные подходы к его определению 
  | 
  
 
 | 
  2 
  | 
 
  Сравнительно-правовой метод – частно-научный метод юридической науки 
  | 
  
 
 | 
  3 
  | 
 
  История развития сравнительного правоведения как науки 
  | 
  
 
 | 
  4 
  | 
 
  Теория сравнительно-правового метода: содержание, значение и применение 
  | 
  
 
 | 
  5 
  | 
 
  Диахронное и синхронное сравнение: содержание, значение и применение 
  | 
  
 
 | 
  6 
  | 
 
  Сравнительное правоведение в России: этапы развития и представители 
  | 
  
 
 | 
  7 
  | 
 
  Функции сравнительного правоведения: научная, образовательная, практическая, международная унификация права 
  | 
  
 
 | 
  8 
  | 
 
  Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения 
  | 
  
 
 | 
  9 
  | 
 
  Правовая система и правовая семья: специфика дефиниций 
  | 
  
 
 | 
  10 
  | 
 
  Критерии классификации правовых систем 
  | 
  
 
 | 
  11 
  | 
 
  Учение о правовых семьях 
  | 
  
 
 | 
  12 
  | 
 
  Сравнительное правоведение и международное публичное право 
  | 
  
 
 | 
  13 
  | 
 
  Сравнительное правоведение и международное частное право 
  | 
  
 
 | 
  14 
  | 
 
  Общая характеристика романо-германской правовой семьи: понятие, формирование, структура, источники 
  | 
  
 
 | 
  15 
  | 
 
  Французская и германская правовые группы романо-германской правовой семьи: понятие, формирование, структура, источники 
  | 
  
 
 | 
  16 
  | 
 
  Правовые системы Скандинавских стран: развитие, унификация и гармонизации, особенности и источники 
  | 
  
 
 | 
  17 
  | 
 
  Правовые системы стран Латинской Америки: формирование, кодификация и источники, особенности 
  | 
  
 
 | 
  18 
  | 
 
  Социалистическое право как особый исторический тип права 
  | 
  
 
 | 
  19 
  | 
 
  Правовая система в СССР 
  | 
  
 
 | 
  20 
  | 
 
  Правовая система Великобритании 
  | 
  
 
 | 
  21 
  | 
 
  Формирование английского общего права 
  | 
  
 
 | 
  22 
  | 
 
  Прецедентное право Англии 
  | 
  
 
 | 
  23 
  | 
 
  Структура, источники, черты и основные группы английского общего права 
  | 
  
 
 | 
  24 
  | 
 
  Правовая система США: формирование, понятие и основные категории 
  | 
  
 
 | 
  25 
  | 
 
  Мусульманская правовая семья: понятие и распространение, основные мазхабы и источники 
  | 
  
 
 | 
  26 
  | 
 
  Индусское право: особенности классического права, влияние английского права, современное индусское право 
  | 
  
 
 | 
  27 
  | 
 
  Общая характеристика дальневосточного права 
  | 
  
 
 | 
  28 
  | 
 
  Правовая система КНР 
  | 
  
 
 | 
  29 
  | 
 
  Понятие смешанных правовых систем 
  | 
  
 
 | 
  30 
  | 
 
  История развития российской правовой системы: формирование и особенности 
  | 
  
 
 | 
  31 
  | 
 
  Особенности и основные этапы эволюции правовой системы РСФСР 
  | 
  
 
 | 
  32 
  | 
 
  Правовая система РФ и романо-германская правовая семья – соотношения 
  | 
  
 
 | 
  33 
  | 
 
  Источники российского права 
  | 
  
 
 | 
  34 
  | 
 
  Тенденции развития современного российского законодательства 
  | 
  
 
 | 
  35 
  | 
 
  Судебная система в США 
  | 
  
 
 | 
  36 
  | 
 
  Судебная система во Франции: основные принципы 
  | 
  
 
 | 
  37 
  | 
 
  Структура судов в Германии: сравнительная специфика 
  | 
  
 
 | 
  38 
  | 
 
  Англия: структура судов 
  | 
  
 
 | 
  39 
  | 
 
  Структура исполнительной и законодательной власти: сравнительный анализ американских и российских реалий 
  | 
  
 
 
Требования к структуре и содержанию отчета по контрольной работе 
Объем: от 5 до 7 страниц. Структура: 
· введение; 
· основная часть; 
· заключение; 
· приложения (при необходимости). 
Введение включает в себя постановку проблемы. 
В основной части излагается суть вопроса. В логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы (выделенных, как правило, в подразделы) на основе самостоятельного изучения источников и привлечения исследовательской и иной литературы. В данной части важны поэтапный анализ и обобщения. 
В заключении необходимо сделать собственные выводы по описываемой проблеме. 
  
Контрольная работа № 2 
Задание 
Используя методы сравнительного правоведения, проведите компаративный (сравнительный) анализ. 
Укажите в контрольной работе те методы, которые вы используете для сравнения, и отдельно в краткой форме опишите их (объясните, как они работают). 
Объем работы – 2–3 страницы. 
Варианты задания на контрольную работу 
 
 
 | 
  Номер 
 варианта 
  | 
 
  Задание 
  | 
  
 
 | 
  1 
  | 
 
  Реформа политической системы государства является частью политической платформы практически каждого политического лидера. В России наблюдается регулярное изменение подходов к содержанию структуры политической системы и роли каждого из ее элементов. 
 Проведите диахронное сравнение структуры политической системы 
 России советского и современного периодов развития 
  | 
  
 
 | 
  2 
  | 
 
  Экономика современных государств включает рыночные и государственные рычаги воздействия на возникающие экономические правоотношения. В зависимости от их соотношения в государстве формируется соответствующее законодательство. 
 На основе данных законодательства стран Европы, Азии, Америки 
 и Российской Федерации проведите синхронный анализ правового регулирования экономических отношений не менее чем в 5 странах 
  | 
  
 
 | 
  3 
  | 
 
  Источники права и подходы к их типологии в правовых системах различных государств являются одними из важнейших критериев формирования правовых семей. 
 Проведите синхронное сравнение источников права КНР, Индии, Японии, Великобритании, России, США 
  | 
  
 
 | 
  4 
  | 
 
  Одним из критериев типологии федеративных государств является степень децентрализации государственных функций между федеральным центром и субъектами государства. 
 Проведите синхронное сравнение текстов конституций на предмет разграничений полномочий между федеральным центром и субъектами следующих федеративных государств: Индия, ФРГ, США, Швейцария, 
 Российская Федерация 
  | 
  
 
 | 
  5 
  | 
 
  Глава государства в различных странах может быть единоличным и коллегиальным, занимать различное положение в системе органов государственной власти. В связи с этим наблюдаются и разнообразные функции глав различных государств. 
 Проведите синхронное сравнение функций глав следующих государств: США, Швейцария, Индия, Иран 
  | 
  
 
 | 
  6 
  | 
 
  В советский период развития России функции главы государства были поделены между разными государственными органами и руководителями. В настоящее время большинство функций сосредоточены у Президента РФ. 
 Проведите диахронное сравнение функций глав СССР и РФ 
  | 
  
 
 | 
  7 
  | 
 
  Объем функций главы государства зависит от его места в системе органов государственной власти. В президентских республиках функции главы государства более широкие по сравнению с парламентскими республиками, в которых большая роль отведена парламенту. 
 Проведите нормативное сравнение функций главы государства в США, ФРГ, Франции, Швейцарии, Иране, Российской Федерации 
  | 
  
 
 | 
  8 
  | 
 
  Страны мусульманской правовой семьи признают религиозные источники в качестве источников права, в этом заключается одна из особенностей данной правовой семьи. 
 Сравнить структуру источников религиозного права в государствах мусульманского, индусского и иудейского права и определить сферы общественной жизни, которые регулируются религиозным правом 
  | 
  
 
 | 
  9 
  | 
 
  Проведите сравнительный анализ уголовного права (система преступлений и наказаний) двух государств. Одно государство из группы романского права, другое – из группы германского права 
  | 
  
 
 | 
  10 
  | 
 
  Проведите сравнительный анализ уголовного права (система преступлений и наказаний) двух государств. Одно государство из романо-германской семьи, другое – из англосаксонской семьи 
  | 
  
 
 | 
  11 
  | 
 
  Проведите сравнительный анализ отрасли гражданского права двух государств. Одно государство из группы романского права, другое – из группы германского права 
  | 
  
 
 | 
  12 
  | 
 
  Проведите сравнительный анализ отрасли гражданского права двух государств. Одно государство из романо-германской семьи, другое – из группы англосаксонской семьи 
  | 
  
 
 | 
  13 
  | 
 
  Проведите сравнительный анализ семейного законодательства и особенностей регулирования семейных отношений двух государств. Одно государство из группы романского права, другое – из группы германского права 
  | 
  
 
 | 
  14 
  | 
 
  Проведите сравнительный анализ семейного законодательства и особенностей регулирования семейных отношений двух государств. Одно государство из романо-германской семьи, другое – из англосаксонской семьи 
  | 
  
 
 | 
  15 
  | 
 
  Проведите сравнительный анализ семейного законодательства и особенностей регулирования семейных отношений трех государств. Выберите по одному государству из групп мусульманского, индусского и иудейского права 
  | 
  
 
 
   |