БелЮИ МВД, теория государства и права (курсовая работа, 2017 год, темы 16-30)
19.02.2018, 11:23

Тема 16. Теория правового статуса личности

Примерный план:

Введение

1. Понятие, структура и виды правового статуса личности.

2. Принципы правового статуса личности

3. Общая характеристика структурных элементов правового статуса личности.

4. Развитие правового статуса личности на современном этапе

Заключение

Методические рекомендации:

Правовой статус представляет систему эталонов, образцов, норм поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и одобряемых обществом. Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса. Правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, а так же другие социальные связи.

Отвечая на первый вопрос необходимо провести краткий ретроспективный анализ эволюции правового статуса личности в России, осветить две точки зрения по поводу соотношения понятий «правового статуса» и «правового положения», раскрыть виды правового статуса личности и элементы правового статуса.

При ответе на второй вопрос необходимо учесть, что при характеристике принципов раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции Российской Федерации. Однако следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время не обеспечивается в должной мере. Это объясняется сложностями переходного периода в становлении рыночной экономики, скудостью финансовых ресурсов государства, политической нестабильностью, трудностями переустройства общества.

Раскрывая содержание третьего вопроса необходимо осветить такие структурные элементы правового статуса личности как гражданство; права, свободы и обязанности человека и гражданина; гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Давая ответ на четвертый вопрос необходимо охарактеризовать роль государства в реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также тенденции развития правового статуса личности.

 

Тема 17. Правовое регулирование и его механизм

Примерный план:

Введение

1. Понятие, признаки и стадии государственно-правового регулирования общественных отношений

2. Предмет, способы, методы и типы правового регулирования.

3. Понятие и элементы механизма правового регулирования.

Заключение

Методические рекомендации:

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Правовое регулирование – сложное и тонкое дело. В нем используются многообразные способы, методы, приемы.

Государство обеспечивает жизнедеятельность общества как системы путем использования власти, а право — путем нормативного регулирования. Оно изначально призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором благодаря заключенным в нем принципам свободы и справедливости. Раскрывая содержание первого вопроса необходимо дать понятие правового регулирования, обозначить и раскрыть содержание его признаков, а также проанализировать различия между правовым регулированием и правовым воздействием. Особое внимание при раскрытии данного вопроса необходимо уделить стадиям государственно-правового регулирования общественных отношений, которые отражают последовательность юридического регулирования: регламентация общественных отношений; возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; реализацией прав и обязанностей; а также применение норм права (факультативная) стадия.

Давая ответ на второй вопрос необходимо уяснить, что на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования. Общественные отношения составляют предмет правового регулирования. Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. Способы правового регулирования — составные элементы упорядоченных общественных отношений: дозволение, обязывание (веление), запрет. Кроме способов правового регулирования выделяют его типы (режимы). различают два типа правового регулирования: общедозволительный и специально-разрешительный.

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет специфический механизм. В учебной и научной литературе даются различные дефиниции механизма правового регулирования. При раскрытии третьего вопроса необходимо выявить такое понимание механизма правового регулирования, которое представляется более предпочтительным. Кроме того, нужно обозначить и раскрыть основные признаки (черты) механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования образуют элементы, которые являются обязательными на отдельных его стадиях.

 

Тема 18. Соотношение государства и права

Примерный план:

Введение

1. Методологические подходы к проблеме соотношения государства и права.

2. Воздействие государства на право. Юридическая политика государства.

3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом.

Заключение

Методические рекомендации:

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства. Поэтому при ответе на первый вопрос необходимо  выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса: этатистской (государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им); естественно-правовой теории (предполагает существование права до и независимо от государства; дуалистической (исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздей­ствие друг на друга); позитивистской (проповедует идею самоограничения государства); либерально-демократической (она обосновывает идею связанности государства правом).

При исследовании второго вопроса необходимо установить, как государство воздействует на право, а именно: в осуществлении правотворческой  и правоприменительной деятельности; обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности; оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям. Особое внимание должно быть уделено воздействию государства на право, которое выражается, в юридической политике. Юридическая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Юридическая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере.

При раскрытии содержания третьего вопроса следует отметить два главных направления воздействия права на государство:

- на внутреннюю организацию государства;

-  на деятельность государства.

Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государ­ственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства.

 

Тема 19. Понятие, причины и виды правонарушений

Примерный план:

Введение

1. Причины, условия и поводы правонарушений.

2. Понятие и признаки правонарушений.

3. Виды правонарушений.

4. Роль органов внутренних дел в профилактике правонарушений.

Заключение

Методические рекомендации:

При ответе на первый вопрос необходимо иметь в виду, что причина правонарушений – это негативное явление, их вызывающее. Причина правонарушений – это стремление лица удовлетворить или проявить противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции. Для успешной борьбы с правонарушениями  необходимо знать их причины. Условия правонарушений – это отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Условия правонарушений могут быть разнообразными, зависящими от конкретной социальной действительности (кризис власти, низкий уровень материальной жизни населения, низкий уровень правовой культуры граждан, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законодательства, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и др.).  Поводы – это отрицательные обстоятельства ситуативного характера, являющиеся толчком, стимулом для действия причины. Поводы провоцируют совершение правонарушений.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется раскрыть сущность правонарушения, дать определение указанного понятия, а так же раскрыть признаки, характеризующие правонарушение (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость).

При раскрытии третьего вопроса необходимо дать классификацию правонарушений в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений и характера применяемых санкций.

Раскрывая четвертый вопрос необходимо осветить роль органов внутренних дел в профилактике правонарушений. Выделяют прямые и косвенные меры борьбы с преступностью. К косвенным отнесены меры, которые направлены в целом на улучшение образа жизни населения, на решение социальных и экономических проблем, создание социальных программ и др. К прямым стратегиям отнесены следующие: уменьшение практических возможностей для совершения преступлений, воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением, вмешательство в кризисные ситуации, привлечение общественности к борьбе с преступностью, оказание помощи жертвам преступлений и др.

 

Тема 20. Правомерное поведение как цель государства и результат действия права

Примерный план:

Введение

1. Понятие и признаки правомерного поведения.

2. Структура правомерного поведения.

3. Виды правомерного поведения.

4. Правомерное поведение как важнейший фактор решения задач и функций государства и общества.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо иметь ввиду, что все поведение людей делится на: юридически безразличное и юридически значимое (правовое). Правовое – это поведение людей, урегулированное правом и порождающее юридические последствия. Правовое поведение подразделяется на правомерное и противоправное. Далее следует обратиться к определению понятия «правомерное поведение», раскрыть его признаки. В основе правомерного поведения лежат мотивы, которые могут быть весьма неоднородными – понимание общественного долга, подчинение личного интереса общественному, патриотические побуждения, забота о близких, страх перед наказанием, карьеристские соображения, эгоистические стремления и др.

Во втором вопросе необходимо раскрыть структуру правомерного поведения (субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона).

Раскрывая третий вопрос необходимо классифицировать правомерное поведение по различным основаниям (в зависимости от характера правовых предписаний – должное, возможное; по объективной стороне – выражается в действии и бездействии; по особенностям субъективной стороны – активное, обычное (привычное), пассивное (конформистское – его разновидность), маргинальное).

Характеризуя четвертый вопрос следует остановиться на причинах нестабильности поведения в нашем обществе (экономических, социальных, политических, идеологических, юридических), а также раскрыть значение правомерного поведения в решения задач и функций государства и общества.

 

Тема 21. Власть как общесоциальная категория

Примерный план:

Введение

1. Понятие и признаки власти.

2. Структура и виды власти.

3. Государственная власть: понятие и признаки.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо иметь в виду, что власть это явление социальное, которое присутствует везде – в семье, в производственных коллективах, в государстве. Раскрывая данный вопрос необходимо дать определение власти и раскрыть признаки власти.

Раскрывая второй вопрос необходимо охарактеризовать основные компоненты власти – субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы (механизм и способы взаимодействия субъекта и объекта). Кроме этого необходимо привести классификацию власти (экономическая власть, социальная власть, политическая власть).

В третьем вопросе необходимо охарактеризовать государственную власть, а именно сформулировать понятие и признаки государственной власти. Особое внимание нужно обратить на раскрытие таких признаков как легитимность и легальность государственной власти. Также нужно проанализировать различия политической и государственной власти.

 

Тема № 22. Реализация принципа разделения властей в механизме российского государства

Примерный план:

Введение

1. Разделение властей как принцип построения системы органов государственной власти.

2. Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне.

3. Особенности принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации.

Заключение

Методические рекомендации:

Первый вопрос предполагает выявление сущности принципа разделения властей в истории отечественной и зарубежной политико-правовой мысли, а также вариантов его закрепления в законодательстве различных государств в зависимости от формы правления.

При рассмотрении второго вопроса следует рассмотреть особенности разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в соответствии с нормативными предписаниями Конституции РФ 1993 г. Целесообразно также уяснить место таких органов, Центральная избирательная комиссия РФ, Счётная палата РФ, Прокуратура РФ в механизме «сдержек и противовесов».

Раскрывая третий вопрос, необходимо показать особенности формирования и деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Следует обратить внимание на роль конституционных (уставных) судов субъектов РФ в механизме разделения властей.

 

Тема 23. Система права и система законодательства

Примерный план:

Введение

1. Понятие и структурные элементы системы российского права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания структурирования права.

3. Система российского права и система российского законодательства.

Заключение

Методические рекомендации:

Право по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий, поэтому право должно представлять собой специфически-юридическую регулятивную систему или обладать свойством системности. Для выражения этого качества права используется категория «система права». Выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ на два вопроса: 1. из каких частей состоит право; 2. как эти части взаимосвязаны между собой. Система права представляет собой внутренне строение самого права, а потому имеет свои структурные элементы: норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут. При ответе на данный вопрос необходимо охарактеризовать данные элементы.

Для деления норм права на отрасли использует два критерия: предмет и метод правового регулирования. При ответе на второй вопрос следует охарактеризовать понятие «предмет правого регулирования», а также пояснить, почему данная категория не является единственным критерием деления права на отрасли. После чего перейти к характеристике второго критерия, а именно: метод правого регулирования и выделить основные методы.

При ответе на третий вопрос необходимо учитывать, что развитие совершенствования права непосредственно связанно с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в России. Одновременно происходит процесс изменения содержания права, обновления законодательства, а также осознания новой роли правовых явлений в жизни человека в обществе. В связи с изложенным выделяют тенденции, которым необходимо дать полную характеристику: 1) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования законодательства.

 

Тема 24. Состав (структура) правоотношения

Примерный план:

Введение

1. Понятие и элементы состава (структуры) правоотношений.

2. Состав (структура) правоотношений:

А) Субъекты правоотношений: понятие, юридические свойства, виды.

Б) Объекты правоотношений.

В) Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений.

Заключение

Методические рекомендации:

При исследовании первого вопроса необходимо уяснить, что правоотношения выступают как форма регулируемых правом общественных отношений, что они выступают как разнообразные связи, складываются между гражданами, их объединениями, возникают на основе юридических норм. Существенно важно то, что реальная жизнь, функционирование норм права проявляются именно в правоотношениях. Необходимо определить понятие состава (структуры) правоотношений и их элементный состав.

При рассмотрении второго вопроса следует проанализировать структуру правоотношения и элементы внутреннего строения (субъекты, объекты и содержание).

Анализируя такой элемент структуры правоотношений, как субъектов права необходимо раскрыть их обязательные и факультативные признаки проанализировать соотношение понятий «субъект права», «субъект правоотношений», «участник правоотношений», и рассмотреть подходы различных авторов к классификации субъектов права. Отдельно следует остановиться на теоретико-правовой характеристике индивидуальных и коллективных субъектах права, на государственных образованиях, а также на социальных общностях. Особое внимание следует уделить понятию и раскрыть признаки юридического лица, сформулированные в ст. 48 Гражданского кодекса РФ. Раскрывая данный вопрос необходимо иметь ввиду, что для того, чтобы стать участником правоотношений лица должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участниками правоотношения. Правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность, деликтоспособность Автору следует, всесторонне проанализировать данные свойства различных субъектов права, определив их понятие и виды. Отдельно необходимо остановиться на характеристике правосубъектности юридических лиц и проанализировать особенности правосубъектности государства как специфического участника правоотношений (применительно к различным отраслям права).

Характеризуя такой элемент правоотношения как содержание, следует иметь ввиду, что правоотношение есть общественная связь между лицами, которая характеризуется наличием у этих лиц субъективных прав и юридических обязанностей. Нужно обратить внимание на понятие и признаки субъективного права и юридической обязанности, знать структуру субъективного права и юридической обязанности.

Анализируя объекты правовых отношений, следует определить их понятие, обратив внимание на монистическую и плюралистическую теории. Далее следует дать подробную характеристику объектов правовых отношений.

 

Тема 25. Органы внутренних дел в механизме современного российского государства

Примерный план:

Введение

1. Правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел.

2. Основные направления деятельности органов внутренних дел.

3. Система органов внутренних дел.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо учитывать, что правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Органы внутренних дел в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

При освещении второго вопроса следует перечислить основные направления деятельности органов внутренних дел и дать их развернутую характеристику, обратив особое внимание на такие функции как, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах.

Третий вопрос предполагает исследование автором системы органов внутренних дел и ее структурных элементов, прежде всего, полиции, поскольку она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Именно полиция выполняет основной массив работы, связанный с реализацией правоохранительной функции государства.

 

Тема 26. Правотворчество органов внутренних дел

Примерный план:

Введение

1. Понятие и  принципы правотворческой деятельности органов внутренних дел.

2. Основные правила правотворческой деятельности органов внутренних дел.

3. Структура и содержание правотворческого процесса в органах внутренних дел.

Заключение

Методические рекомендации:

При раскрытии первого вопроса необходимо обратить внимание на различные авторские определения термина «правотворчество», которые предлагаются в научной и учебной литературе. Так же целесообразно отгранить его от смежных понятий, таких как нормотворчество, ведомственное нормотворчество, внутриведомственное поднормотворчество. ведомственное правотворчество и.т. д. Понятия, функции и способы, хотя и раскрывают основные направления исследуемой деятельности федеральных органов исполнительной власти, но не определяют в полной мере ее правовую природу, в связи с этим актуальной проблемой является определение основных принципы нормотворчества органов внутренних дел и рассмотрение их содержания. Необходимо раскрыть сущность следующих принципов правотворческой деятельности органов внутренних дел: законность, гуманизма, субординация, научность, демократизма, технического совершенства, профессионализма, гласности и.т.д.

При рассмотрении второго вопроса следует иметь ввиду, что важнейшей составной частью правотворческой деятельности органов внутренних дел являются такие проблемы, как правила и принципы логического построения нормативно-правовых актов, их стиль и используемый при его создании язык. Автору следует раскрыть теоретическую основу правотворческого процесса, а именно логику, стиль и язык нормативно-правового акта.  Особое внимании следует уделить техническим правилам создания нормативно-правового акта органа внутренних дел  среди которых следует выделить правила структурирования нормативно-правового акта, определяющие его внешний вид, внутреннюю систему и соотношение основных структурных единиц.

При рассмотрении третьего вопроса следует проанализировать следующие стадии (этапы), нормотворческого процесса в органах внутренних дел т: 1) сбор, изучение, анализ относящихся к регулируемому вопросу материалов; 2) разработка концепции нормативного акта; 3) составление плана-конспекта; 4) разработка первого варианта проекта; 5) доработка проекта с учетом поступивших замечаний и предложений; 6) комплексная оценка проекта и подготовка окончательного текста проекта; 7) визирование и согласование проекта нормативного акта; 8) представление проекта на подпись; 9) государственная регистрация ведомственных нормативных актов.

 

Тема 27. Правоохранительная функция государства

Примерный план:

Введение

1. Понятие и признаки функций государства.

2. Классификация функций государства.

3. Понятие правоохранительной функции государства.

Заключение

Методические рекомендации:

При ответе на первый вопрос необходимо дать понятие функции государства, охарактеризовать значение и объективный характер функций государства и их социальную природу. Раскрыть зависимость функций государства от его сущности и социального назначения в обществе.

При характеристике существующего многообразия классификаций функций государства необходимо уделить особое внимание делению функций на: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные направления деятельности государства. Следует более подробно остановиться на основных внутренних и внешних функциях современного российского государства.

В третьем вопросе предстоит раскрыть правовые элементы правоохранительной функции государства, сделав акцент на ключевой составляющей правоохраны - необходимости качественного и постоянного обеспечения законности и ее режима. Целесообразно перечислить и охарактеризовать признаки правоохранительной деятельности, а также сформулировать определение данной деятельности, и сделать выводы обобщающего характера.

 

Тема 28. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел

Примерный план:

Введение

1. Понятие, структура и виды правосознания.

2. Понятие, структура и функции правовой культуры.

3. Виды правовой культуры.

4. Особенности правосознания и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо учесть, что поскольку право представляет собой социальное явление, то у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления, чувства, взгляды на право. Их совокупность и образует отношение людей к этому важному институту. В одних случаях люди боготворят право, возлагая именно на него свои надежды, в других, напротив, право ненавидят, доказывая его ненужность, неэффективность в решении конкретных проблем.

Современные юристы считают, что структурно правосознание включает в себя три элемента: правовую психологию, правовую идеологию и поведенческий компонент.

По содержанию и глубине осмысления права выделяют обыденное правосознание, профессиональное и научное. Иногда основой классификации видового разнообразия правосознания выступает такой критерий, как субъект права. В этой связи выделяют индивидуальное и коллективное правосознание. Индивидуальное напрямую связано с конкретной личностью. Коллективное же может выражать представления, чувства отдельных групп людей или всего населения страны.

Правомерное поведение в обществе во многом определяется уровнем правосознания его членов. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя той основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие.

Через правовое сознание и благодаря ему законодатель осознает ценности культуры общества и отражает их в правовых актах. Нормативно-правовая форма придает правовым взглядам и ценностям государственно-властный характер, что определяет их активную роль в формировании правопорядка. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

Также следует коснуться понятия деформации правосознания, учитывая, что деформация правового сознания - это сложное социально-правовое явление, представляющее собой результат взаимодействия общественного бытия с общественным сознанием, характеризующееся собственным генезисом, содержанием, формами и видами проявления, причинной обусловленностью.

При ответе на вопрос, связанный с характеристикой правовой культуры обратите внимание на то, что знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовой культурой. Это понятие более широкое, ибо включает в себя не только представления о праве, эмоции и чувства о нем, но и важное правовое поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им в своих поступках.

Термин «правовая культура» употребляется в различных значениях. С одной стороны, правовая культура представляет собой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к праву. Это понимание основано на анализе содержательных аспектов правовой культуры. С другой стороны, правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правового регулирования. Это ценностное понимание правовой культуры. Именно в ценностном смысле термин «правовая культура» используется юридической наукой и практикой.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты:

- право и правосознание;

- правовые отношения и законность;

- правопорядок и правомерная деятельность субъектов.

Особого внимания заслуживает функциональная сторона правовой культуры. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду две области деятельности: непосредственно в правовой сфере; неправого характера, но связанная со сферой действия права.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

При раскрытии третьего вопроса, следует учитывать, что в зависимости от субъектов-носителей правовой культуры выделяют: правовую культуру личности, правовую культуру общества.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

При рассмотрении заключительного вопроса, целесообразно рассмотреть особенности правовой культуры современного российского общества. Следует отразить характер правовой культуры правоприменителей, в том числе и сотрудников органов внутренних дел. Обратите внимание на проблемные стороны правовой культуры. Например, неуважительное отношение россиян к праву - формирует правовой нигилизм, который проявляется по-разному. Это может быть равнодушие или даже активное непринятие правовых установок. Юристы выделяют и другое явление - правовой идеализм, в рамках которого люди слишком возвеличивают роль права, полагая что только с его помощью, с помощью идеальных законов можно решить все проблемы общества.

Необходимо также охарактеризовать:

1. Факторы, обусловленные спецификой правоприменительной деятельности (функциональными обязанностями и правами сотрудника правоприменителя, объектом профессиональной деятельности и др.).

2. Факторы личностного свойства, включающие определённые личностные особенности правоприменителя (например, повышенный самоконтроль, решительность и др.).

3. Факторы социально-психологического характера, под которыми подразумеваются социально-психологический климат, стиль руководства в коллективе, степень социально-психологической защищённости личности и т.д.

 

Тема 29. Государство, право и глобальные проблемы человечества

Примерный план:

Введение

1. Общая характеристика глобальных проблем современности.

2. Государство, право и экология.

3. Демографическая политика государств.

4. Государство и право в решении проблемы международного общения.

Заключение

Методические рекомендации:

Особенности современного мира заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, а с другой – пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями. Отвечая на первый вопрос необходимо определить, какие проблемы считаются глобальными проблемами человечества, т.е. относятся ко всем государствам и не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Целесообразно разделить глобальные проблемы на группы и предложить пути решения данных проблем.

Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является центральной проблемой человечества. В рамках рассмотрения второго вопроса необходимо выделить основные направления, по которым идет негативное влияние человека на окружающую среду: загрязнение атмосферы, загрязнение воды, загрязнение почвы, уничтожение животного и растительного мира. Кроме того важно обозначить основные направления государственно-правового воздействия на решение экологических проблем.

Раскрывая содержание третьего вопроса необходимо уделить внимание демографической политике государства. Рассматривая данный вопрос необходимо исследовать численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни), зависимость состава и движения населения от социально-экономических, духовно-культурных и иных факторов.

В последнем вопросе речь должна идти о роли международного права, международных правительственных и неправительственных организаций, различного рода союзах государств, соглашениях, пактах и т.д. Оптимизация самого процесса общения народов мира – это одна из глобальных проблем человечества.

 

Тема 30. Фомы и методы деятельности органов внутренних дел

Примерный план:

Введение

1. Понятие, основные черты и формы деятельности органов внутренних дел.

2 Принципы деятельности органов внутренних дел.

3 Понятие и виды методов деятельности органов внутренних дел.

Заключение

Методические рекомендации:

При ответе на первый вопрос необходимо иметь ввиду, что в деятельности органов внутренних дел в различной степени используются все основные формы охраны и защиты прав и свобод, используемые правоохранительными институтами и присущие аппарату государства в целом. Это могут быть как юридические (правовые) - правотворчество (правоустановление) и правоприменение (правоисполнение), так и организационные (неправовые), обусловленные присущими им профилактическими, техническими, пропагандистскими и проч. мерами воздействия. Эти формы конкретизируются и реализуются в определенных методах деятельности.

При характеристике второго вопроса необходимо описать основополагающие идеи и положения в соответствии с которыми осуществляется деятельность органов внутренних дел, уделив особое внимание такому основополагающему принципу как законность.

При освещении третьего вопроса «Понятие и виды методов деятельности органов внутренних дел» нужно учитывать, что деятельность органов внутренних дел осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей и их способность совершать целенаправленные действия. Приемы, средства и способы, которыми осуществляется воздействие, именуются методами деятельности. Деятельность органов внутренних дел осуществляется посредством различных методов. Множество методов обусловлено сложностью процессов в которых участвует Министерство внутренних дел Российской Федерации. Методы дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации общих целей данной деятельности. Правильное понимание единства и взаимной связи методов деятельности органов внутренних дел, их классификация крайне важны для познания их сущности и условий более эффективного их применения.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика