БелЮИ МВД, теория государства и права (курсовая работа, 2017 год, темы 1-15)
19.02.2018, 11:24

Тема 1. Категориально-понятийный аппарат: понятие и значение

Примерный план:

Введение

1. Понятие категориально-понятийного аппарата юриспруденции и его особенности.

2. Виды понятий используемых в юридической науке.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение категориально-понятийного аппарата юриспруденции и охарактеризовать его значение в качестве познавательного инструментария общей теории государства и права. Разграничить значение таких категорий как «термин» и «дефиниция» в структуре понятия.

Второй вопрос предполагает рассмотрение существующих видов понятий юриспруденции. При это более подробно следует остановиться на статическом и динамическом понятийных рядах юридической науки. Необходимо иметь ввиду, что, что терминология, которой оперирует общая теория государства и права, а также законодательство весьма неоднородна, в связи с этим целесообразно охарактеризовать общеупотребительные, специально юридические и специальные неюридические термины, используемые юридической наукой.

 

Тема 2. Республиканская форма правления

Примерный план:

Введение

1. Понятие формы государственного правления.

2. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления.

3. Разновидности республиканской формы правления. Особенности республики в РФ.

Заключение

Методические рекомендации:

Первый вопрос предполагает необходимость определить понятие «форма государственного правления». Следует исходить их того, что под формой правления традиционно понимает способ организации верховной государственной власти. Покажите место формы правления в ряду других компонентов формы государства.

В рамках второго вопроса должно раскрыть особенности республики как разновидности формы правления. Акцент необходимо сделать на том, что республику отличает правовой статус главы государства: выборный порядок замещения должности, установление временных рамок нахождения в должности, наличие института юридической ответственности.

Третий вопрос включает в себя выделение основных разновидностей республиканской формы правления и анализ их родовых черт. Отдельно следует остановиться на специфике республиканской формы правления в современной России.

 

Тема 3. Права и свободы человека и гражданина как неотъемлемый элемент правового статуса личности

Примерный план:

Введение

1. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина.

2. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина.

3. Политические права и свободы человека и гражданина.

4. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

5. Права и свободы человека и гражданина в области экологии и культуры.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить содержание понятий «право», «свобода» и раскрыть их соотношение. Важно иметь в виду, что в совокупности нормы, регламентирующие основные права, свободы и обязанности, представляют собой самостоятельный правовой институт, занимающий приоритетное место в системе конституционного права любого государства. В этой связи следует раскрыть юридическую природу, (юридические свойства) прав и свобод. Также необходимо обосновать цели и научные критерии классификации основных прав и свобод. Рекомендуется провести сравнительный анализ имеющихся в юридической литературе различных научных подходов к решению проблемы классификации конституционных прав и свобод и попытаться выразить свою точку зрения по указанной проблематике.

Вопросы 2-5 плана однотипны по структуре ответа. Важно не только назвать конкретные виды прав и свобод, но и раскрыть их содержание. При этом уместно привести конкретные примеры из современной государственно-правовой практики, использовать фактический и статистический материалы.

 

Тема 4. Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Примерный план:

Введение

1. Задачи и принципы органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

2. Правовые формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

3. Организационные формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина

Заключение

Методические рекомендации:

При освещении первого вопроса плана необходимо определить роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, их задачи и принципы деятельности.

При рассмотрении второго вопроса плана необходимо дать характеристику правовым формам деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, таким как нормотворчество и правоприменение. Целесообразно показать особенности нормотворческого и правоприменительного процесса. Особое внимание при рассмотрении этого вопроса следует уделить методам деятельности органов внутренних дел, таким как убеждение и принуждение. В заключении необходимо дать оценку, как формам деятельности, так и методам.

В рамках третьего вопроса необходимо выделить организационные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина: внутриорганизационные и внешнеорганизационные.

 

Тема 5. Теория социального государства

Примерный план:

Введение

1. История становления теории социального государства.

2. Сущность и признаки социального государства.

3. Практика построения социального государства в России.

Заключение 

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса плана особое внимание следует уделить ученым, которые разрабатывали теорию социального государства и те черты, которые они считали присущими ему. Также необходимо охарактеризовать этапы становления социального государства, три модели современного социального государства: позитивное государство, собственно-социальное государство, государство благоденствия.

При освещении второго вопроса плана следует раскрыть сущность социального государства и качественные отличия, которые присущи социальному государству, такие как минимум социальных благ для каждого члена общества, социальная защита, социальная помощь, проведение государством политики социального компромисса.

В ходе раскрытия третьего вопроса плана необходимо отразить те изменения, которые произошли в социальной сфере в России с момента принятия Конституции РФ 1993 г., в частности закрепление РФ как социального государства, повышение минимального размера оплаты труда, монетизация льгот, развитие системы социальных служб, установление социально-экономических гарантий в целом.

 

Тема 6. Ведомственные нормативные правовые акты

Примерный план:

Введение

1. Понятие и особенности юридической природы ведомственного нормативного правового акта.

2. Классификация ведомственных нормативных правовых актов.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение понятию ведомственного нормативного правового акта как разновидности подзаконных актов, выделить его признаки, определить роль, место и значение в ряду других нормативных правовых актов.

Второй вопрос предполагает видовую характеристику ведомственных нормативных актов. Следует определить основные формы ведомственных актов (приказы, положения, наставления, инструкции и др.), показать их особенности, выстроить систему ведомственных актов.

Отдельное внимание должно посвящено нормативным актам, которые издаются МВД РФ.

 

Тема 7. Систематизация законодательства

Примерный план:

Введение

1. Понятие систематизации законодательства.

2. Кодификация законодательства: понятие и признаки. Виды кодифицированных актов.

3. Понятие и виды инкорпорации законодательства.

4. Нетипичные формы систематизации законодательства.

Заключение

Методические рекомендации:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть сущность систематизации законодательства. Следует обратить внимание на процесс развития систематизации в разные исторические периоды государства (на примере России). Определить формы правовой деятельности систематизации законодательства.

Отвечая на второй вопрос, следует учитывать, что кодификация - это форма правотворчества, в процессе которого составитель стремиться объединить и систематизировать действующие нормы, переработать их содержание, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующих сфер отношений. Ее результатом является новый сводный законодательный акт. Она представляет собой высшую форму правотворчества, обладающей рядом характерных черт, содержание которых необходимо раскрыть и на основании этих черт сформулировать содержание кодификации законодательства. В юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации, которые необходимо сопоставить и раскрыть их содержание.

При ответе на третий вопрос, необходимо учитывать, что инкорпорация представляет собой постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующей состоянии, обеспечивать его доступность, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о нормативных актах в их действующей редакции. Между тем, существует ее отличительная черта от кодификации и консолидации.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делиться на официальную, официозную и неофициальную. По характеру расположения материала все собрания законодательства разделяют на хронологические и систематические. Инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала: генеральную (полную) и частичную.

При ответе на четвертый вопрос следует обратить внимание на то, что в последнее время в правовой системе возникает потребность в ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создание своеобразных «блоков» законодательства. Одним из путей преодоления такой множественности представляет собой консолидация законодательства. На особенность, которой необходимо обратить внимание при ответе на четвертый вопрос.

 

Тема 8. Ведомственное нормотворчество

Примерный план:

Введение

1. Понятие и принципы ведомственного нормотворчества.

2. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти.

3. Структура и содержание ведомственного нормотворческого процесса.

Заключение

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать развернутое определение понятию «ведомственное нормотворчество» в контексте актуальности избранной темы, выделить его признаки, раскрыть содержание, определить роль и место ведомственного нормотворчества в механизме правового регулирования. Раскрыть его соотношение с правотворчеством в целом. Также необходимо проанализировать общие и специальные принципы ведомственного нормотворчества, сделав основной акцент на последних.

При ответе на второй вопрос необходимо объяснить, что понимается под нормотворческой компетенцией, раскрыть понятие непосредственной нормотворческой компетенции федеральных органов исполнительной власти, выделить и проанализировать особенности нормотворческой компетенции министерств и ведомств, раскрыть ее содержание. Особое внимание следует уделить нормативно-правовой основе и специфике нормотворческой компетенции МВД России.

В рамках третьего вопроса рекомендуется, в первую очередь, выявить особенности ведомственного нормотворческого процесса как вида юридического процесса. В основной части следует выделить стадии ведомственного нормотворческого процесса с подробным раскрытием содержания каждой из них. Отдельно рекомендуется остановиться на особенностях стадий нормотворческого процесса отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Тема 9. Правоприменительный процесс

Примерный план:

Введение

1. Сущность и роль правоприменения в системе форм реализации норм права.

2. Основные стадии правоприменительного процесса.

3. Особенности правоприменительной деятельности органов внутренних дел России

Заключение

Методические рекомендации:

В первом вопросе следует показать, что представляет собой правоприменение как особая форма реализации права. Целесообразно охарактеризовать основные черты (признаки) применения норм права, акцентировав внимание на то, что оно: (1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Во втором вопросе, следует выделить и раскрыть содержание стадий правоприменения: первая стадия - установление фактической основы юридического дела, вторая - установление юридической основы дела (выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению), третья - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

В рамках третьего вопроса необходимо показать специфику правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

 

Тема 10. Юридические факты

Примерный план:

Введение

1. Понятие юридического факта.

2. Классификация юридических фактов.

3. Фактические (юридические) составы.

Заключение

Методические рекомендации:

В рамках первого вопроса следует обратить внимание, что под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся юридическими не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Рекомендуется отразить различные подходы к определению понятия «юридические факты», выделить и раскрыть признаки юридических фактов, проанализировать взаимосвязь между юридическими фактами и нормами права, раскрыть роль юридических фактов в механизме правового регулирования.

При ответе на второй вопрос исследования необходимо показать значение деления юридических фактов на виды, дать развернутую их классификацию по различным основаниям, по характеру последствий, по волевому признаку, особое внимание, уделяя практическим примерам.

При рассмотрении третьего вопроса автору необходимо знать, что для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность. Совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой называют фактическим (юридическим) составом. Автору следует указать на значение юридических (фактических) составов, выделив их признаки, классифицировать по различным основаниям, подтверждая теоретические положения практическими примерами. Особое внимание следует уделить простым и  сложным фактическим составам в зависимости от отраслевой принадлежности.

 

Тема 11. Виды юридической ответственности

Примерный план:

Введение

1. Понятие, признаки и основные подходы к классификации юридической ответственности.

2. Юридическая ответственность в материальных отраслях права.

3. Особенности юридической ответственности в процессуальном праве.

Заключение

Методические рекомендации

При исследовании первого вопроса необходимо сформулировать понятие «юридической ответственности» как разновидности правового принуждения, определить её отличия от других видов социальной ответственности, выделив и охарактеризовав обязательные признаки юридической ответственности, определить ее разновидности.

Второй вопрос предполагает не только установление общих признаки юридической ответственности в материальных отраслях права, но и выявление особенностей уголовной, административной, гражданской, конституционной, международной правовой ответственности. Отдельное внимание следует уделить особенностям дисциплинарной и материальной ответственности.

В третьем вопросе необходимо выделить значение и специфику юридической ответственности в процессуальных отраслях права в целом, отметив особенности целей данного вида ответственности. Следует также проанализировать особенности гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной ответственности.

 

Тема 12. Понятие и сущность государства

Примерный план:

Введение

1. Плюрализм в понимании и определении государства.

2. Основные подходы к сущности государства.

3. Основные закономерности эволюции государства.

Заключение

Методические рекомендации:

В первом вопросе автору необходимо сформулировать понятие такого сложного политико-правового явления, как «государство», перечислить его основные признаки и раскрыть их.

При исследовании второго вопроса следует учитывать, что проблема выявления сущности государства относится к числу наиболее сложных и дискуссионных. Поэтому, прежде всего, необходимо определить содержание такой научной категории как сущность. Нужно исходить из того, что сущность явления это, то главное и необходимое в нем, что, в конечном счете, определяет его качество, роль и социальное предназначение. Далее целесообразно охарактеризовать особенности классового и общесоциального подходов в определении сущности данного явления.

Третий вопрос, призван раскрыть, каким образом видоизменялась сущность государства в ходе его эволюции от инструмента подавления и эксплуатации общества к партнерской модели взаимоотношений с социумом.

 

Тема 13. Цивилизационная типология государств

Примерный план:

Введение

1. Понятие и назначение типологии государства.

2. Особенности цивилизационного подхода к типологии государств.

3. Проблемы выделения типов государств в рамках цивилизационного подхода.

Заключение

Методические рекомендации:

Первый вопрос предполагает необходимость показать роль типологии в изучении государства, как эффективного инструмента познания сущности данного явления, закономерностей эволюции государственности. В рамках типологии происходит обобщение практически всех сторон государственной организации.

Второй вопрос призван раскрыть особенности цивилизационного подхода к типологии государства, его сильные и слабые стороны. Необходимо охарактеризовать основные научные школы, представители которых развивают данную концепцию (А.Тойнби, О. Шпенглер, У. Ростоу и др.).

Освещая третий вопрос, следует акцентировать внимание на проблемах выделения типов государства, которые существуют в рамках цивилизационной концепции, в части касающейся выбора критерия типизации.

 

Тема 14. Значение и роль принципов права

Примерный план:

Введение

1. Понятие и значение принципов права.

2. Классификация принципов права.

Заключение

Методические рекомендации:

При раскрытии первого вопроса необходимо обратить внимание на различные авторские определения термина «принципы права», которые предлагаются в учебной литературе. Следует уяснить и передать значение принципов права на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Так же надо учесть, что принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов.

Во втором вопросе следует раскрыть классификацию принципов права, учитывая, что выделяются общеправовые, межотраслевые и отраслевые. При рассмотрении того или иного видового ряда принципов права необходимо приводит примеры, которые должны быть подкреплены выдержками из нормативно-правовых актов. Так же здесь необходимо учитывать и способы закрепления принципов права в законодательстве – текстуальный и смысловой.

 

Тема 15. Нормативный договор в системе источников современного российского права

Примерный план:

Введение

1. Понятие, общая характеристика и основные подходы к классификации нормативных договоров.

2. Международные и конституционно-правовые нормативные договоры.

3. Особенности и теоретико-правовой анализ нормативных договоров в иных отраслях права.

Заключение

Методические рекомендации:

При исследовании первого вопроса следует проанализировать доктринальные подходы к институту и понятию нормативного договора в различных правовых системах современности, выделить и охарактеризовать общие признаки договора с нормативным содержанием, обратив особое внимание на субъектный состав, а также на системные связи нормативного договора с иными источниками права (преимущественно - с законами). Также необходимо обозначить роль нормативных договоров в федеративных, а также в международных отношениях.

Рассматривая юридическую природу международных договоров, необходимо уяснить, что они являются основными источниками международного права, выделить их классификации по различным основаниям. Следует обосновать особое значение международных договоров для национальных правовых систем с учётом нормативных положений, содержащихся в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. и конституциях Франции, ФРГ, Италии и других зарубежных стран.

 Отдельное внимание рекомендуется уделить договорам, заключаемым МВД России с аналогичными иностранными ведомствами по вопросам борьбы с преступностью.

При анализе конституционно-правовых нормативных договоров необходимо остановиться на своеобразии и значении Федеративного Договора 31 марта 1992 г., договоров между Российской Федерации и субъектами в её составе, а также субъектами Федерации между собой и с зарубежными партнёрами.

В четвёртом вопросе следует с позиции общей теории права определить и проанализировать отличительные черты договоров с нормативным содержанием как источников гражданского, трудового, административного права, выделить виды нормативных договоров в указанных отраслях.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика