БелЮИ МВД, теория государства и права (курсовая работа, 2014 год, темы 21-40)
Узнать стоимость этой работы
12.09.2014, 12:03

Тема 21. Акты главы государства как источник права

Примерный план:

Введение.

1. Понятие и общая характеристика актов главы государства.

2. Нормативные правовые акты главы государств.

3. Правоприменительные акты главы государства.

4. Особенности актов Президента Российской Федерации.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение понятию актов главы государства, выделить их признаки, определить роль, место и значение в правовой системе государства. Также следует обозначить и проанализировать основные подходы к классификации актов главы государства (в том числе, в зависимости от формы правления).

Второй вопрос предполагает анализ правовых актов президентов и монархов, направленных на нормативное регулирование общественных отношений с позиции их места и значения в системе источников права, специфики содержания и предметов правового регулирования. Особое внимание следует обратить на акты делегированного законодательства, свойственные правовым системам многих зарубежных стран.

При исследовании третьего вопроса необходимо определить роль и место главы государства (президента, монарха) в правоприменительном процессе, провести классификацию правоприменительных актов главы государства, проанализировать основания и процедурные особенности издания. Следует показать значение института контрассигнации (контрасигнатуры), характерного для многих парламентских республик и монархий, для оценки эффективности актов главы государства.

Уяснение последнего вопроса плана способствует пониманию места и роли в правовой системе России указов как основной разновидности издаваемых Президентом РФ правовых актов. Следует рассмотреть классификации указов Президента в зависимости от характера полномочий и от юридической значимости. Необходимо также определить правовую природу распоряжений главы государства. В заключении следует сделать обоснованный вывод о степени влияния правотворческой и правоприменительной деятельности Президента России на государственно-правовую сферу в целом.

Тема 22. Правотворчество

Примерный план:

Введение

1. Понятие и принципы правотворчества.

2. Виды и функции правотворчества.

3. Стадии правотворческого процесса.

Заключение

Методические рекомендации

При освещении первого вопроса следует рассмотреть понятие «правотворчество» в узком и широком смысле, провести различие между правотворчеством и законотворчеством. Выявить субъективные и объективные факторы влияющие на процесс правотворчества. Необходимо дать определение, что такое принцип правотворчества и раскрыть такие принципы как законность, гласность, демократизм, профессионализм, научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой, планомерность, своевременность и т д.

Раскрывая второй вопрос следует выделить виды правотворческой деятельности в зависимости от субъектного состава и по содержанию издаваемых каждым органом правотворчества нормативных правовых актов. Охарактеризовать основные направления деятельности по совершенствованию системы законодательства, такие как первичное урегулирование общественных отношений, модернизация законодательства, восполнение пробелов в законодательстве, систематизация законодательства.

Третий вопрос предполагает проведение теоретико-правового анализа содержания основных стадий правотворческого процесса в Российской Федерации. Следует отметить, что в юридической науке и практике вопрос о стадиях процесса правотворчества заменяется вопросом о стадиях законотворчества. При этом рассмотрению подлежат лишь стадии принятия. изменения или отмены законов. В таком случае речь идет не о процессе правотворчества, а о процессе законотворчества. Поэтому данный вопрос предполагает рассмотрение правотворческого процесса, т.е. процесса принятия, изменения или отмены различных нормативных актов, включающий в себя два этапа: подготовительный этап формирования права; этап непосредственного создания правовых норм. Данные этапы в свою очередь подразделяются на соответствующие стадии.

Тема 23. Юридическая техника

Примерный план:

Введение

1. Понятие и признаки юридической техники.

2. Структура и виды юридической техники.

3. Значение юридической техники для юриста.

Заключение

Методические рекомендации

При исследовании первого вопроса необходимо разобраться во множественности подходов к определению понятия «юридическая техника». Связи с этим следует обратиться к истории развития научных представлений о юридической технике, охарактеризовать ее основные черты. В первом вопросе также целесообразно раскрыть предмет и объект юридической техники.

Рассмотрение второго вопроса начинается с анализа структуры юридической техники. Затем освещается общая и отраслевая юридическая техника. Следует иметь ввиду, что множественность юридических документов, их большое разнообразие предопределяют неоднородность юридической техники, а значит - возможность выделения ее самостоятельных видов. Необходимо обратить внимание на классификацию юридической техники по сферам юридической деятельности, которая может быть разграничена на четыре большие раздела юридической техники: правоустановительная техника; правореализационная техника; интерпретационная техника; систематизационная техника.

Третий вопрос призван определить место юридической техники в сложном процессе становления высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции. Прежде всего, необходимо раскрыть роль юридической техники как комплекса теоретических знаний об основных приемах и средствах юридической техники, применяемых в подготовке нормативных и индивидуально-правовых актов, а также приобретение практических умений и навыков разработки и оформления таких документов и их интерпретации.

Тема 24. Пробелы в праве и способы их преодоления

Примерный план:

Введение   

1. Понятие пробела в праве в российском законодательстве.

2. Виды пробелов.

3. Способы преодоления пробелов.

Заключение

Методические рекомендации

В рамках первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что в правоприменительной практике довольно часто встречаются случаи, когда правоприменительный орган не может разрешить юридическое дело из-за отсутствия конкретных правовых норм или их частей, прямо регулирующих обстоятельства рассматриваемого дела. Такая ситуация означает наличие пробела в действующем праве. В русском языке слово «пробел» имеет два значения. В прямом смысле пробел определяется как пустое, незаполненное место, пропуск, в переносном - как упущение, недостаток. При этом упущение характеризуется как неисполнение должного, недосмотр, ошибка по потребности, а недостаток - как несовершенство, изъян, погрешность или неполное количество чего-либо.

Пробел в права - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве конкретных норм, необходимых для регулирования отношений, имеющих правовой характер. Пробелы в праве представляют собой негативное явление, которое снижает эффективность действия законодательства, создает определенные трудности в процессе правоприменения. Покажите объективные и субъективные причины пробелов в праве.

Раскрывая содержание второго вопроса, дайте видовую характеристику пробелов в праве. Обратите внимание на мнимые пробелы в законодательстве.

Третий вопрос предполагает анализ путей устранения пробелов в праве. Необходимо отметить, то пробел в праве может быть устранен путем создания компетентным органом нового нормативно-правового акта в процессе дополнительного законодательства. Восполнить же пробел можно с помощью аналогии. Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями, предметами.

В теории права различают два вида аналогии, или способа временного преодоления пробела: аналогия закона и аналогия права. Покажите их различия и приведите примеры из юридической практики.

Тема 25. Юридические коллизии, способы их разрешения

Примерный план:

Введение

1. Понятие и признаки юридических коллизий.

2. Виды юридических коллизий.

3. Способы разрешения юридических коллизий.

Заключение

Методические рекомендации

При исследовании первого вопроса необходимо иметь ввиду, что современное российское законодательство находится в стадии интенсивного формирования, вызванного сменой приоритетов государственно-правового развития страны. Одним из них является обеспечение полноты и качества правового регулирования общественных отношений. По этим причинам активно меняется содержание нормативных правовых актов, их формы и соотношение с другими источниками права. В системе права появляются разнородные противоречия, несогласованности и дефекты, которые принято называть коллизиями. Раскрывая данный вопрос необходимо определить понятие юридических коллизий, отграничить его от смежных категорий, таких, как например, конкуренция норм права. Проанализировать характерные признаки коллизионных норм права.

При рассмотрении второго вопроса следует учитывать, что научная классификация коллизий в праве определяется необходимостью их глубокого изучения, неоднородностью их конкретного содержания, рассредоточением по разным правовым актам. По этой причине в основу классификации коллизий должны быть положены, прежде всего, сферы общественных отношений, отражающие существенные свойства коллизий. Рассматривая данный вопрос необходимо провести научную классификацию коллизий норм права по общеприняты основаниям, в зависимости от свойства и особенности коллизий норм права, юридической силы коллидирующих норм, системы права и законодательства, объема правового регулирования норм права и.т.д.

Третий вопрос должен быть посвящен способам разрешения коллизий, к которым следует отнести: толкование, принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений или уточнений в действующие, судебное рассмотрение, систематизацию законодательства, создание согласительных комиссий, конституционное правосудие. Особое внимание следует уделить международным процедурам устранения конфликтов юридических норм.

Тема 26. Теория юридических отношений

Примерный план:

Введение

1. Понятие, признаки и виды правовых отношений.

2. Виды правовых отношений.

3. Структура правоотношений.

Заключение

Методические рекомендации

При исследовании первого вопроса необходимо уяснить, что правоотношения выступают как форма регулируемых правом общественных отношений, что они выступают как разнообразные связи, складываются между гражданами, их объединениями, возникают на основе юридических норм. Существенно важно то, что реальная жизнь, функционирование норм права проявляются именно в правоотношениях. Рекомендуется охарактеризовать понятие правоотношений в широком и узком смыслах, выделить и раскрыть их признаки.

Второй вопрос должен быть посвящен видам правоотношений, возникающих на основе норм права. В основу классификации коллизий должны быть положены, следующие основании: отраслевая принадлежность, субординации в правовом регулировании, субъекты и их количество,, основные функции права, распределение прав и обязанностей, по характеру обязанности, по степени определенности субъектов. Особое внимание следует уделить общим и конкретным правоотношениям и.т.д.

При рассмотрении второго вопроса следует проанализировать структуру правоотношения и элементы внутреннего строения (субъекты, объекты и содержание).

Анализируя такой элемент структуры правоотношений, как субъектов права необходимо раскрыть их обязательные и факультативные признаки проанализировать соотношение понятий «субъект права», «субъект правоотношений», «участник правоотношений», и рассмотреть подходы различных авторов к классификации субъектов права. Отдельно следует остановиться на теоретико-правовой характеристике индивидуальных и коллективных субъектах права, на государственных образованиях, а также на социальных общностях. Особое внимание следует уделить понятию и раскрыть признаки юридического лица, сформулированные в ст. 48 Гражданского кодекса РФ. Раскрывая данный вопрос необходимо иметь ввиду, что для того, чтобы стать участником правоотношений лица должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участниками правоотношения. Правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность, деликтоспособность Автору следует, всесторонне проанализировать данные свойства различных субъектов права, определив их понятие и виды. Отдельно необходимо остановиться на характеристике правосубъектности юридических лиц и проанализировать особенности правосубъектности государства как специфического участника правоотношений (применительно к различным отраслям права).

Характеризуя такой элемент правоотношения как содержание, следует иметь ввиду, что правоотношение есть общественная связь между лицами, которая характеризуется наличием у этих лиц субъективных прав и юридических обязанностей. Нужно обратить внимание на понятие и признаки субъективного права и юридической обязанности, знать структуру субъективного права и юридической обязанности.

Анализируя объекты правовых отношений, следует определить их понятие, обратив внимание на монистическую и плюралистическую теории. Далее следует дать подробную характеристику объектов правовых отношений.

Тема 27. Деформации правосознания

Примерный план:

Введение

1. Понятие, структура и виды правосознания.

2. Понятие и виды деформации правосознания.

3. Проблемы и пути преодоления деформаций правосознания правоприменителя.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо учесть, что поскольку право представляет собой социальное явление, то у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления, чувства, взгляды на право. Их совокупность и образует отношение людей к этому важному институту. В одних случаях люди боготворят право, возлагая именно на него свои надежды, в других, напротив, право ненавидят, доказывая его ненужность, неэффективность в решении конкретных проблем.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву.

Правосознание является областью человеческого сознания. Оно может принадлежать индивидам, социальным группам и обществу. Содержание правосознания составляют правовые знания, эмоции, установки, ценности, ценностные ориентации.

Современные юристы считают, что структурно правосознание включает в себя три элемента: правовую психологию, правовую идеологию и поведенческий компонент.

По содержанию и глубине осмысления права выделяют обыденное правосознание, профессиональное и научное. Первое понятие выражает массовые представления людей о праве, которые складываются на основе жизненного опыта, общей информации, которая поступает из газет, радио и телевидения. Профессиональное правосознание более глубокое. Оно складывается у профессиональных юристов, которые умеют грамотно толковать, применять нормы права. Понятия, убеждения юристов формируются на основе юридической практики, их носителями выступают ученые под влиянием науки. Научное правосознание выражается в концепциях, понятиях, которые складываются на основе исследования правовых конструкций и явлений в теории и практике.

Иногда основой классификации видового разнообра­зия правосознания выступает такой критерий, как субъект права. В этой связи выделяют индивидуальное и коллективное правосознание. Индивидуальное напрямую связано с конкретной личностью. Коллективное же может выражать представления, чувства отдельных групп людей или всего населения страны.

Правомерное поведение в обществе во многом определяется уровнем правосознания его членов. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя той основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие.

Через правовое сознание и благодаря ему законодатель осознает ценности культуры общества и отражает их в правовых актах. Нормативно-правовая форма придает правовым взглядам и ценностям государственно-властный характер, что определяет их активную роль в формировании правопорядка. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

При раскрытии второго вопроса, следует дать понятие деформации правосознания, учитывая, что деформация правового сознания - это сложное социально-правовое явление, представляющее собой результат взаимодействия общественного бытия с общественным сознанием, характеризующееся собственным генезисом, содержанием, формами и видами проявления, причинной обусловленностью.

Наиболее распространенными формами деформации правового сознания граждан в современной России, по мнению рядя отечественных ученых, являются: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Вам следует раскрыть обозначенные формы деформации.

При рассмотрении третьего вопроса, необходимо учитывать, что правильное установление причин и факторов, существование которых способствует деформации правосознания правоприменителей дает возможность разработать и осуществить эффективные меры по ее преодолению. В этой связи, перед автором стоит задача по выявлению этих причин и факторов. А уже в соответствии с ними определить пути преодоления и минимизации этого явления, в том числе не стесняясь выдвигать и свои авторские предложения. Между тем, наиболее полной представляется классификация, в которой выделяется три группы факторов, ведущих к профессиональной деформации правосознания:

1. Факторы, обусловленные спецификой правоприменительной деятельности (функциональными обязанностями и правами сотрудника правоприменителя, объектом профессиональной деятельности и др.).

2. Факторы личностного свойства, включающие определённые личностные особенности правоприменителя (например, повышенный самоконтроль, решительность и др.).

3. Факторы социально-психологического характера, под которыми подразумеваются социально-психологический климат, стиль руководства в коллективе, степень социально-психологической защищённости личности и т.д.

Тема 28. Правовая культура

Примерный план:

Введение

1. Понятие, структура и функции правовой культуры.

2. Виды правовой культуры.

3. Российская правовая культура на современном этапе.

Заключение

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос, обратите внимание на то, что знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовой культурой. Это понятие более широкое, ибо включает в себя не только представления о праве, эмоции и чувства о нем, но и важное правовое поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им в своих поступках.

На правовую культуру общества большое влияние оказывают уровень правосознания и активности людей, живущих в обществе, уровень развития права, юридической техники и самих правовых норм, уровень юридической деятельности в области правотворчества, правоприменения, толкования и т.д. Опыт, накопленный за многие годы в области права, передавался из поколения в поколение, обретя некий целенаправленный и закономерный процесс, что позволило говорить о правовом воспитании и правовом обучении людей.

Термин «правовая культура» употребляется в различных значениях. С одной стороны, правовая культура представляет собой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к праву. Это понимание основано на анализе содержательных аспектов правовой культуры. С другой стороны, правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правового регулирования. Это ценностное понимание правовой культуры. Именно в ценностном смысле термин «правовая культура» используется юридической наукой и практикой.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты:

- право и правосознание;

- правовые отношения и законность;

- правопорядок и правомерная деятельность субъектов.

Конечно, вышеназванные элементы правовой культуры пересекаются либо выступают составными частями других систем.

Особого внимания заслуживает функциональная сторона правовой культуры. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду две области деятельности: непосредственно в правовой сфере; неправого характера, но связанная со сферой действия права.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

При раскрытии второго вопроса, следует учитывать, что в зависимости от субъектов-носителей правовой культуры выделяют: правовую культуру личности, правовую культуру общества.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

При рассмотрении третьего вопроса, целесообразно рассмотреть особенности правовой культуры современного российского общества. Следует отразить характер правовой культуры правоприменителей, в том числе и сотрудников органов внутренних дел. Обратите внимание на проблемные стороны правовой культуры. Например, неуважительное отношение россиян к праву - формирует правовой нигилизм, который проявляется по-разному. Это может быть равнодушие или даже активное непринятие правовых установок. Юристы выделяют и другое явление - правовой идеализм, в рамках которого люди слишком возвеличивают роль права, полагая что только с его помощью, с помощью идеальных законов можно решить все проблемы общества.

Причины правового нигилизма кроются в юридическом невежестве, правовой невоспитанности людей. Большую роль в формировании правового нигилизма играет и простое незнание права.

Чтобы предотвратить распространение правового нигилизма, необходимо ориентировать граждан на правомерное поведение. А для этого требуется правовое воспитание. Оно является важнейшим средством формирования и изменения правового сознания и правовой культуры.

Тема 29. Законность и правопорядок в современной России

Примерный план:

Введение

1. Понятие, принципы и гарантии законности.

2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка.

3. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в современной России.

Заключение

Методические рекомендации

Законность вносит в наиболее важные сферы человеческого общежития определенную гармонию и обеспечивает дифференциацию граждан.

При ответе на первый вопрос необходимо акцентировать внимание на понятии законности. Какими основными признаками характеризуется законность, каковы основные требования законности. Законность призвана обеспечивать демократическое и гуманное развитие общества, основываясь на основополагающих началах, а именно: на принципах, содержание которых необходимо раскрыть. Для того чтобы правовые предписания не нарушались, необходимы соответствующие условия и определенный комплекс мер, которые обеспечили бы реализацию законности, т.е. гарантировать законность. Среди гарантий необходимо различать общие условия и специальные средства обеспечения законности.

При ответе на второй вопрос следует учитывать, что в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, который является целью правового регулирования общественных отношений. Необходимо дать определение правопорядка. В юридической литературе не всегда верно определяется соотношение правопорядка с общественным порядком, поэтому необходимо разъяснить какое из этих понятий является более широким и может быть использовано в качестве основного. Правопорядок представляет собой фактическое состояние урегулированных правовых отношений, поэтому категория «правопорядок» должна иметь определенные признаки, содержание которых следует определить. Государством принимаются специальные меры, которые призваны обеспечивать стабильность правопорядка в обществе. Определите основные гарантии, которые направлены на обеспечение правопорядка.

Отвечая на третий вопрос, следует учитывать, что законность - есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права, тогда как правопорядок представляет собой результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка. Определите факторы образующие правовую основу демократии, концентрирующей в себе положительные свойства правового регулирования общественных отношений. Целесообразно, прежде всего, рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка.

Тема 30. Теория правового поведения.

Примерный план:

Введение

1. Понятие и виды правового поведения.

2. Понятие, признаки, классификация и структура правомерного поведения.

3. Понятие, признаки и виды правонарушений.

4. Юридический состав правонарушения: понятие и характеристика элементов

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо иметь ввиду, что все поведение людей делится на: юридически безразличное и юридически значимое (правовое). Правовое – это поведение людей, урегулированное правом и порождающее юридические последствия. Необходимо дать понятие правового поведения и раскрыть его виды (правомерное, противоправное, объективно-противоправное и злоупотребление правом).

При ответе на второй вопрос следует обратиться к определению понятия «правомерное поведение», раскрыть его признаки, структуру (субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона). Классифицировать правомерное поведение по различным основаниям (в зависимости от характера правовых предписаний, по объективной стороне, по особенностям субъективной стороны)

При рассмотрении третьего вопроса рекомендуется раскрыть сущность правонарушения, дать определение указанного понятия, а так же раскрыть признаки, характеризующие правонарушение (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость). Дать классификацию правонарушений в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений и характера применяемых санкций.

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо раскрыть сущность, значение и элементы состава правонарушения (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона).

При рассмотрении субъекта правонарушения необходимо определить понятие и раскрыть содержание его признаков. Особое внимание следует обратить на возрастные критерии субъекта, дать понятие вменяемости и невменяемости и рассмотреть их критерии (медицинский и юридический).

При характеристике объекта правонарушение необходимо дать понятие и определить его значение, рассмотреть и проанализировать виды объектов правонарушения (общий, родовой, непосредственный).

Анализируя субъективную сторону правонарушения, автору необходимо раскрыть ее понятие, а также обязательные (вина) и факультативные (мотив, цель, эмоциональное состояние) признаки. Особое внимание следует уделить вине, раскрыв содержание ее форм (умышленной и неосторожной).

При характеристике объективной стороны следует ознакомиться с ее понятием, а также обязательными (деяние, наступившие общественно опасные последствия, причинная связь) и факультативными признаками (время, место, обстановка) определив их значение.

При характеристике элементов состава правонарушения необходимо приводить конкретные примеры из текущего законодательства и правоприменительной практики.

Тема 31. Правовая система общества: понятие, структура и классификация

Примерный план:

Введение

1. Понятие и структура правовой системы общества.

2. Классификация правовых систем общества.

3. Основные типы правовых систем общества.

Заключение

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо учитывать, что правовая картина мира состоит из множества существующих на современном этапе развития общества правовых систем, которые взаимосвязаны и оказывают в той или иной степени воздействие друг на друга. Понятия «право» и «правовая система» соотноситься как часть и целое, содержание которых необходимо раскрыть. Определите главные элементы структуры правовой системы.

Термин «тип» отображает юридический смысл понятия, обозначенного термином «семья». Целесообразность его введения обусловлена также необходимостью единого подхода к типологии, как государства, так и его правовой системы. Установление типов правовой системы осуществляется путем их классификации и типологии, а потому следует раскрыть содержание категории «тип» правовой системы. С учетом имеющихся точек зрения в юридической литературе по этой проблеме необходимо привести совокупность критериев, определяющих классификацию правовых систем, охарактеризовать их и дать классификацию основных типов и подтипов правовых систем.

В рамках третьего вопроса следует остановиться на особенностях англо-саксонской, романо-германской правовой семьи и семьи религиозного права. Прежде чем давать характеристику той или иной правовой семье (семье общего права), необходимо сначала определить понятие «правовая семья», выделить признаки правовой системы каждой указанной правовой семьи.

Тема 32. Романо-германская правовая семья

Примерный план:

Введение.

1. История становления и основные тенденции эволюции романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству.

2. Теоретические принципы романо-германской правовой семьи. Общие понятия и структура правовой системы. Рецепция римского частного права. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина.

3. Основные различия между романским и германским правом. Правовая система Германии и Франции: общее и особенное.

Заключение.

Методические рекомендации

В рамках первого вопроса приведите примеры национальных правовых систем, которые принято относить к романо-германской правовой семье, обозначив общее и особенное. Охарактеризуйте влияние римского права на правовую традицию стран континентальной Европы, проанализируйте процесс рецепции римского права (глоссаторы и постглоссаторы). Какова роль канонического (церковного) права в становлении романо-германской правовой семьи? Раскройте роль эпохи Возрождения и Просвещения в процессе генезиса национальных правовых систем стран континентальной Европы. Приведите примеры и дайте общую характеристику кодификации права в странах континентальной Европы.

При рассмотрении второго вопроса охарактеризуйте специфические черты романо-германской правовой семьи: (1) приоритет закона как основного источника права и (2) кодификация законодательства. Проанализируйте структуру системы права, состоящую из двух подсистем – публичного и частного права. Раскройте содержание понятий: «императивные» и «диспозитивные» нормы. Назовите основные отрасли права и критерии, лежащие в основе их классификации. Изложите иерархически выстроенную систему источников права и охарактеризуйте каждый из них.

Третий вопрос предполагает необходимость сравнить романскую и германскую правовые системы (на примере Франции и Германии), выявить общее и особенное между ними. Назовите исторические предпосылки формирования внутреннего разнообразия национальных правовых систем стран континентальной Европы. Проведите сравнительный анализ источников права в правовых системах Франции и Германии. Выделите основные тенденции эволюции современных правовых система стран континентальной Европы.

Тема 33. Англосаксонская правовая семья

Примерный план:

Введение.

1. История формирования англосаксонской правовой семьи.

2. Структура и источники права.

3. Правовая система Англии и США: общее и особенное. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.

Заключение.

Методические рекомендации

В рамках первого вопроса охарактеризуйте англосаксонскую правовую семью как совокупность разнообразных национальных правовых систем. Проследите основные этапы формирования данной правовой семьи, раскройте содержание понятий: «общего право» (common law) и «право справедливости» (law of equity). Проследите, как менялась роль суда в эволюции англо-саксонской правовой семьи. Каковы причины превалирования процессуального права над материальным?

Раскрывая второй вопрос, изложите иерархически выстроенную систему источников права англосаксонской правовой семьи, проанализируйте роль каждого из них (судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, принципы права). Охарактеризуйте роль процессуальной техники в создании и систематизации прецедентов в Англии и США. Каковы основные тенденции эволюции современной системы источников права стран, принадлежащих к англосаксонской правовой семье?

Проводя сравнительный анализ правовых систем Англии и США, необходимо иметь в виду не только исторические особенности взаимоотношений этих государств, но и традиции, сложившиеся в ходе развития их национальных правовых систем. Характеризуя правовую систему Англии, необходимо осветить следующие вопросы: эволюция представлений об отраслях права, соотношение закона и прецедента, «делегированное законодательство». Анализируя особенности правовой системы США, назовите основные направления влияния на неё английского права. Раскройте специфические черты американской правовой системы по следующим характеристикам: соотношение прецедента и законодательства как источников права, общефедеральное законодательство и законы штатов, роль кодификации и консолидации как форм систематизации права. Особое внимание обратите на место и роль судебной власти в американской правовой системе.

Тема 34. Религиозные правовые системы

Примерный план:

Введение.

1. Мусульманское право: история формирования, источники права.

2. Мусульманское право в светских и теократических государствах. Мусульманское право и народы России.

3. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия.

Заключение.

Методические рекомендации

В рамках первого вопроса проанализируйте основные черты мусульманского права как специфической правовой системы, тесно связанной с религией. Проследите основные этапы формирования мусульманского права и взаимодействия религиозно-этических и собственно-правовых начал в содержании его правовых норм. Рассмотрите Коран, Сунна, Иджма и Кияс как источники права. Назовите сферы религиозно-правового регулирования мусульманским правом, к важнейшим из которых относятся: отношения правоверных с Аллахом, взаимоотношения между людьми, связи между государством и религиозными конфессиями. Обратите внимание на специфическое понимание нормы права, заключающееся в признании её абсолютном характере. Проанализируйте систему отраслей права в мусульманском праве, обратив внимание на их существенное своеобразие.

При рассмотрении второго вопроса назовите страны, в которых традиционно присутствует мусульманское право и проследите его влияние на другие страны мира. Правовая доктрина как источник права в мусульманских странах. Проанализируйте роль принципов права, содержащихся в трудах авторитетных мусульманских юристов, в тесной связи с развитием как исламской религии, так и правовых систем мусульманских стран. Как меняется роль правового обычая и закона в правовых системах современных мусульманских государств? Охарактеризуйте особенности судебной системы в странах присутствия мусульманского права. Назовите народы России, которые придерживаются традиций мусульманского права. В чём заключаются особенности адаптации норм и принципов мусульманского права у этих народов? Охарактеризуйте наиболее характерные, на Ваш взгляд, альтернативы развития взаимоотношений между мусульманским правом и правовой системой России.

Раскрывая третий вопрос, назовите регионы мира, в которых традиционно распространено индусское право и объясните, чем это обусловлено. Давая общую характеристику индуистскому праву, обратите особое внимание на влияние на него мифологических и религиозных представлений, на его тесную связь с общинными традициями, варново-кастовой структурой общества. Охарактеризуйте источники индусского права, прокомментируйте влияние брахманизма и буддизма на процесс его эволюции. Проанализируйте соотношение правового обычая, закона и судебного прецедента в системе источников индусского права. Подводя итог, отметьте, какое влияние оказало английская правовая система на эволюцию индусского права в эпоху колониализма и каково место индусского право в правовой системе современной Индии.

Тема 35. Российская правовая система

Примерный план:

Введение

1. Понятие и общие закономерности развития правовой системы в России.

2. Становление романо-германской правовой системы и её влияние на российскую правовую систему.

3. Особенности правовой системы современной России.

Заключение

Методические рекомендации

Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать исторические и социально-культурные истоки российской правой системы, ее особенности и связь с правовыми системами мира.

Развитие российской правовой системы в 10-19 вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем на правах особой - евразийской - разновидности. При ответе на данный вопрос следует обратить внимание на то, в чем заключаются эти особенности.

Российская правовая система находится сегодня в ситуации глубоких структурных реформ. При ответе на данный вопрос следует указать стратегические цели развития российской политической системы и государственности, затем дать характеристику элементам правовой системы современной России: правовое сознание, правовая деятельность, нормативно-правовая подсистема правовой системы.

Тема 36. Правовая жизнь и ее формы

Примерный план:

Введение

1. Понятие и признаки правовой жизни.

2. Структура правовой жизни.

3. Основные формы правовой жизни.

4. Правовая жизнь как элемент правовой культуры.

Заключение

Методические рекомендации

Чтобы воплотиться в массу социальных отношений и действий, право в его строгом юридическом смысле должно быть приведено в действие. Но дело не столько в наличии механизмов действия права, сколько в том, что действующее право с его механизмами является элементом сложного общественного процесса, которое называется правовой жизнью. При ответе на первый вопрос необходимо дать понятие правовой жизни, классифицировать правовую жизнь по разным основаниям (в зависимости от предмета правового регулирования; в зависимости от характера; в зависимости от субъектов; в зависимости от органов государства, активно участвующих в ней; в зависимости от сферы проявления; в зависимости от степени соответствия норм права), раскрыть ее признаки, а также выяснить в чем же заключается специфика правовой жизни.

Для того, чтобы применение такой теоретической конструкции как правовая жизнь было наиболее результативным, она должна иметь более или менее определенные границы. Иными словами, должен быть известен показатель, в соответствии с которым те или иные явления признаются относящимися к правовой жизни или остающимися за ее пределами. Таким образом, одной из главных задач при исследовании категории правовой жизни является определение составляющих правовую жизнь элементов.

В рамках второго вопроса необходимо описать формальные характеристики правовой жизни, выделяющие ее из совокупности однородных явлений. Это предполагает раскрытие компонентного состава правовой жизни (элементы позитивной направленности и элементы негативной направленности), определение характера системообразующих связей и отношений между ними, установление обратных связей между правовой жизнью и ее средой.

Раскрывая содержание третьего вопроса необходимо уяснить, что правовая жизнь существует в двух формах – в реальной и идеальной. Следующим важным основанием для различения форм правовой жизни является степень и характер общности ее субъектов. С этой точки зрения, различаются общественная (общая для всех членов общества), групповая, индивидуальная и международная правовая жизнь. Кроме того, основные формы правовой жизни также различаются по степени конкретности форм обмена обязательствами, по степени ситуативности.

Раскрывая содержание четвертого вопроса необходимо дать общую характеристику правовой культуры. Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Кроме того, при раскрытии данного вопроса целесообразно рассмотреть особенности правовой культуры современного российского общества. Следует отразить характер правовой культуры правоприменителей, в том числе и сотрудников органов внутренних дел. Для того, чтобы определить, как соотносятся правовая культура и правовая жизнь, прежде всего, необходимо принять во внимание, что правовая культура вырастает из длительной, привычной, устойчивой по своим способам и формам правовой жизни общества или отдельных людей, она воплощает в себе результаты правовой жизни. Связь правовой культуры и правовой жизни носит сложный характер. С одной стороны, культура воплощает в себя результаты правовой жизни, складывается на ее основе. С другой стороны, специфика правовой жизни определяется существующей правовой культурой, ее формами.

Тема 37. Теория правового статуса личности

Примерный план:

Введение

1. Понятие, структура и виды правового статуса личности.

2. Принципы правового статуса личности

3. Общая характеристика структурных элементов правового статуса личности.

4. Развитие правового статуса личности на современном этапе

Заключение

Методические рекомендации

Правовой статус представляет систему эталонов, образцов, норм поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и одобряемых обществом. Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса. Правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, а так же другие социальные связи.

Отвечая на первый вопрос необходимо провести краткий ретроспективный анализ эволюции правового статуса личности в России, осветить две точки зрения по поводу соотношения понятий «правового статуса» и «правового положения», раскрыть виды правового статуса личности и элементы правового статуса.

При ответе на второй вопрос необходимо учесть, что при характеристике принципов раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции Российской Федерации. Однако следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время не обеспечивается в должной мере. Это объясняется сложностями переходного периода в становлении рыночной экономики, скудостью финансовых ресурсов государства, политической нестабильностью, трудностями переустройства общества.

Раскрывая содержание третьего вопроса необходимо осветить такие структурные элементы правового статуса личности как гражданство; права, свободы и обязанности человека и гражданина; гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Давая ответ на четвертый вопрос необходимо охарактеризовать роль государства в реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также тенденции развития правового статуса личности.

Тема 38. Механизм государственно-правового регулирования общественных отношений

Примерный план:

Введение

1. Понятие, признаки и стадии государственно-правового регулирования общественных отношений

2. Предмет, способы, методы и типы правового регулирования.

3. Понятие и элементы механизма правового регулирования.

Заключение

Методические рекомендации

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Правовое регулирование – сложное и тонкое дело. В нем используются многообразные способы, методы, приемы.

Государство обеспечивает жизнедеятельность общества как системы путем использования власти, а право — путем нормативного регулирования. Оно изначально призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором благодаря заключенным в нем принципам свободы и справедливости. Раскрывая содержание первого вопроса необходимо дать понятие правового регулирования, обозначить и раскрыть содержание его признаков, а также проанализировать различия между правовым регулированием и правовым воздействием. Особое внимание при раскрытии данного вопроса необходимо уделить стадиям государственно-правового регулирования общественных отношений, которые отражают последовательность юридического регулирования: регламентация общественных отношений; возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; реализацией прав и обязанностей; а также применение норм права (факультативная) стадия.

Давая ответ на второй вопрос необходимо уяснить, что на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования. Общественные отношения составляют предмет правового регулирования. Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. Способы правового регулирования — составные элементы упорядоченных общественных отношений: дозволение, обязывание (веление), запрет. Кроме способов правового регулирования выделяют его типы (режимы). различают два типа правового регулирования: общедозволительный и специально-разрешительный.

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет специфический механизм. В учебной и научной литературе даются различные дефиниции механизма правового регулирования. При раскрытии третьего вопроса необходимо выявить такое понимание механизма правового регулирования, которое представляется более предпочтительным. Кроме того, нужно обозначить и раскрыть основные признаки (черты) механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования образуют элементы, которые являются обязательными на отдельных его стадиях.

Тема 39. Проблемы формирования и развития гражданского общества и правового государства

Примерный план:

Введение.

1. Развитие идеи правовой государственности и гражданского общества в мировой и отечественной политико-правовой мысли.

2. Понятие и признаки (принципы) правового государства

3. Понятие, признаки и институты гражданского общества.

4. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.

Заключение.

Методические рекомендации

В рамках первого вопроса предполагается раскрытие причин недостаточного внимания институту правового государства и гражданского общества в российской политико-правовой мысли, изучить и обобщить взгляды современных российских учёных на гражданское общество и правовое государство.

Затем следует проследить историю становления институтов гражданского общества и правового государства, как в дореволюционный период, так и в Советской России, обратив особое внимание на вторую половину 80-х годов ХХ века.

В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо выявить и сравнить различные подходы к определению понятия «правового государства», обозначить и раскрыть основные постулаты теории современного правового государства.

При исследовании третьего вопроса необходимо выявить и сравнить различные подходы к определению понятия «гражданское общество», выстроить систему общих признаков гражданского общества на основе анализа экономической, политической, социальной, духовно-культурной сфер, раскрыть структуру гражданского общества и выделить его институты. Отдельно необходимо остановиться на соотношении понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Отвечая на последний вопрос темы, необходимо охарактеризовать современный этап развития гражданского общества и правового государства на основе анализа государственно-правовых реалий Российской Федерации. При этом следует проанализировать тенденции развития общественных объединений, влияние церкви на общественные процессы, роль новых институтов гражданского общества, таких как Общественная палата. В заключение целесообразно указать на причины, препятствующие формированию в России развитого гражданского общества.

Тема 40. Государство, право и глобальные проблемы человечества

Примерный план:

Введение

1. Общая характеристика глобальных проблем современности.

2. Государство, право и экология.

3. Демографическая политика государств.

4. Государство и право в решении проблемы международного общения.

Заключение

Методические рекомендации

Особенности современного мира заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, а с другой – пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями. Отвечая на первый вопрос необходимо определить, какие проблемы считаются глобальными проблемами человечества, т.е. относятся ко всем государствам и не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Целесообразно разделить глобальные проблемы на группы и предложить пути решения данных проблем.

Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является центральной проблемой человечества. В рамках рассмотрения второго вопроса необходимо выделить основные направления, по которым идет негативное влияние человека на окружающую среду: загрязнение атмосферы, загрязнение воды, загрязнение почвы, уничтожение животного и растительного мира. Кроме того важно обозначить основные направления государственно-правового воздействия на решение экологических проблем.

Раскрывая содержание третьего вопроса необходимо уделить внимание демографической политике государства. Рассматривая данный вопрос необходимо исследовать численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни), зависимость состава и движения населения от социально-экономических, духовно-культурных и иных факторов.

В последнем вопросе речь должна идти о роли международного права, международных правительственных и неправительственных организаций, различного рода союзах государств, соглашениях, пактах и т.д. Оптимизация самого процесса общения народов мира – это одна из глобальных проблем человечества.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика