КемГУ, теория государства и права (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
06.04.2022, 14:03

Объем контрольной работы должен составлять 15–20 страниц текста.

Контрольная работа структурно должна включать в себя следующие компоненты:

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список использованных нормативных правовых актов и литературы.

6. Приложения (при необходимости).

Титульный лист является индивидуализирующим элементом выполненной студентом контрольной работы. На нем приводятся сведения, касающиеся его фамилии, имени, отчества, номера группы, в которой студент обучается, наименования факультета, кафедры, а также дисциплины, по которой выполняется контрольная работа.

Во введении контрольной работы кратко обозначается область исследования, определяется его предмет. Объем введения должен составлять 1–2 страницы текста.

Содержание основной части варьируется в зависимости от специфики изучаемого вопроса. При этом её объем должен составлять не менее 10 страниц текста. Формулируя ответ на теоретический вопрос, студент должен выявить круг доктринальных, нормативных и правоприменительных источников исследования, проанализировать их, изложить логические умозаключения, с целью демонстрации понимания сути исследуемой проблемы и умения находить пути её решения. Приводя авторские концепции, студент не должен изобиловать неаналитическим цитированием. Отсутствие в тексте ссылок на действующее законодательство, использование устаревших нормативных источников, а равно искажение смысла нормативных предписаний служит основанием для постановки отметки «не зачтено» с возвращением контрольной работы на доработку.

Примерная тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению по дисциплине «Теория государства и права»

При выборе темы контрольной работы порядковый номер варианта должен соответствовать последней цифре зачетной книжки (студенческого билета): если последний оканчивается цифрой 3, то выбирается вариант № 3, если номер  «зачетки» завершается 0, то студенты выбирают вариант № 10 и т.п.

Студент вправе после согласования с преподавателем, выполнить контрольную работу на другую тему. Более того, возможно «конструирование» и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные желания студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему государства и права. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные  в литературе вопросы юридической науки.

Вариант №1.

Государство: происхождение, понятие, признаки, сущность, типология.

Методические рекомендации

При первобытнообщинном (родовом) строе не было классов и государства. В доклассовом обществе господствовал так на­зываемый «первобытный коммунизм». Экономическую осно­ву родового строя составляла коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении про­дуктов труда. Особенности экономического строя первобытно­го общества, естественно, обусловили специфику общественной власти в данный период. В контрольной работе необходи­мо осветить структуру этой власти, дать краткую характерис­тику ее основных черт. Особое внимание следует обратить на то, что в родовой организации власть не была отделена от об­щества, а, напротив, принадлежала всему обществу.

Особое внимание студент должен обратить на три крупные общественные разделения труда и их последствия, приведшие к возникновению частной собственности и классов. Ибо государство возникает там, тогда и постольку, где и когда и поскольку классовые противоречия не могут быть объективно примирены.

От родовой организации государство отличается следующими  признаками. Во-первых, учреждение особой политической публичной власти, которая непосредственно с населением уже не совпадает. Во-вторых, разделение населения по территориальным единицам и осуществление особой публичной власти по территориальному признаку. При первобытнообщинном строе люди объединялись в родоплеменные организации по признаку родства, а потому территориальная организация общества была лишена государственных черт. В-третьих, образующие особый аппарат политической власти классового общества лица не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, но нуждаются в материальных средствах для их содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов. Студент должен раскрыть содержание этих признаков, отличающих государство от организаций обще­ственной власти доклассового общества.

Возникновение государства у разных народов имеет свои осо­бенности в зависимости от многих условий (социально-классо­вых, исторических, религиозных, географических, климатичес­ких, этно-культурных и т. д.), тех или иных внешних обстоя­тельств и т. п. Например, Ф. Энгельс рассматривал три основные формы происхождения государства: древнеафинскую, древне­римскую, древнегерманскую. В курсовом исследовании необхо­димо осветить специфику каждой из этих разновидностей. Также целесообразно охарактеризовать два основных пути возникновения государства – восточный (или азиатский) и западный (или европейский).

Освещая вопрос о сущности государства необходимо показать место государства в обществе, а также взаимосвязь государства с экономикой, проанализировать природу государства, его соци­альное назначение. Применительно к сущности государства нужно осветить вопрос о его функциях, дать определение основ­ных функций, показать основание их классификации с учетом современного состояния юридической науки. Также возможно проиллюстрировать этот вопрос освещением основных учений о сущности и путях развития государства (таких как: технократическая теория, теория элит, теория конвергенции, теория плюралистической демократии и пр.). Кроме того, будет уместен  анализ классового и общесоциального подходов к сущности государства.

Излагая материал о типологии государства, необходимо рассмотреть формационный подход к типологии государства (К.Маркс,Ф.Энгельс). Для этого раскрыть вопрос о понятии общественно-экономической формации, об исторических типах государства,  раскрыть зако­номерности развития и смены одного исторического типа государства другим. Особо следует обратить внимание на рассмотрение вопроса о соотношении типа и формы государства. Также следует остановиться на характеристике цивилизационного подхода к типологии государства (Тойнби, Ростоу, Данилевский, Тоффлер и пр.)

Вариант №2.

Механизм государства: понятие, структура.

Методические рекомендации

Следует дать понятие ме­ханизма государства и государственного органа, подчеркнуть значение государственного аппарата в осуществлении задач и функций государ­ства. Анализируя данный вопрос, студент должен обратить вни­мание на следующие особенности механизма государства.

Во-первых, он состоит из особого разряда людей, занимаю­щихся управлением. Во-вторых, он представляет собой систему государственных органов и учреждений, связанных иерархи­ческой подчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. В-третьих, для обеспе­чения своих властных велений он располагает необходимыми организационными средствами, непосредственными орудиями принуждения, соответствующими техническому уровню каж­дой эпохи.

Без организационно-материальных средств как «веществен­ных придатков» для принуждения к исполнению своих веле­ний не может обходиться ни одно государство. Не случайно в научной литературе механизм государства часто именуется государственной машиной или государственным аппаратом (целесообразно представить различные позиции, мнения со­временных авторов по вопросу о соотношении категорий «государственный механизм» и «государственный аппарат»).

При освещении вопроса о государственных органах, необходимо дать характеристику признаков органов государства, обратив особое внимание на следующие только ему присущие специфические особенности. Во-первых, орган государства как первичная клеточка государственного механизма состоит из особого разряда людей, которые выполняют управленческие функции. Во-вторых, орган государства наделен властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию, которая обычно закрепляется в нормативных правовых актах государства.

При рассмотрении основных принципов организации и деятельности органов современного Российского государства,  студент должен иметь в виду, что реформирование российского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему поиска более совершенной модели политической власти, ее устройства и функционирования. В условиях нарождающихся рыночных от­ношений, становления принципиально новой социальной струк­туры, выстраивается и новая политическая система, структура и институты которой по-иному связаны между собой. Поэтому сле­дует обратить самое пристальное внимание на основные принципы организации и деятельности аппарата современного государства.

Вариант №3.

Функции государства: понятие, содержание, классификации.

Методические рекомендации

Прежде всего, следует проанализировать по­нятие функций государства. При этом студент должен иметь в виду, что функции государства — это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность рас­членяется на виды. Они различаются характером объекта, не­посредственной цели, сил, материально-технических средств, методов и т. д.

Функции государства не являются в своей основе видами де­ятельности, присущими только государству. Наряду с государ­ством аналогичные виды деятельности могут осуществляться и негосударственными организациями. Так, например, все зве­нья политической системы общества имеют в основе аналогич­ные и, в конечном счете, общие функции.

Специфика функций государства состоит в том, что последнее в качестве органа политической власти придает им общеобяза­тельный характер. Функции государства характеризуются от­носительным постоянством. При этом, само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенно­сти функций определяются различными факторами, например, с учетом потребностей политического господства определенного класса в конкретную историческую эпоху и т. д.

Посредством функций государство реализует свое социаль­ное назначение. В них воплощается то, что есть государство для господствующего класса, тех или иных социальных групп и об­щества в целом. Отсюда сочетание классового и об­щественного (общесоциального) в функциях государств.

При написании контрольной работы следует иметь в виду, что государствам разных исторических типов присущи анало­гичные, с организационно-технической точки зрения (но не тождественные), функции. Такое сходство в функциях, проти­воположных по своей сущности государств, является объектив­ной предпосылкой как их ограниченного взаимовыгодного со­трудничества (возникает частичное временное совпадение неко­торых целей), так и противоборства между ними (образуются поприща борьбы).

Кроме этого стоит обратить внимание и на то, что к функци­ям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно. Понятие функции, в конечном итоге, не связано ни со степенью разви­тия, масштабами или «удельным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализиро­ванного звена в государственном аппарате. Достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством. Каждая Функция государства должна рассматриваться как элемент еди­ной системы функций, и вне системы понятие функции не имеет реального смысла.

В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциалъные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выра­женный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, госу­дарство выступает в качестве политической организации экономи­чески господствующего класса (классов). Оно обслуживает, в пер­вую очередь, интересы господствующего или доминирующего класса и применяет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда следует, что функции государ­ства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую клас­совую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где скла­дывается особая классовая напряженность, где достаточно ощути­мо политическое противоборство классов. При освещении вопроса студенту следует использовать конкретный исторический материал, иллюстрирующий функции государства.

Анализ вопроса о классификации функций государства предполагает краткую характерис­тику основных внутренних и внешних функций государства. Важно при этом исходить из того, что классификация функций государства может осуществляться по различным критериям (основаниям классификации) – по сфере осуществления, по времени действия, по значению и пр.

Также следует охарактеризовать правовые и организационные формы осуществления функций государства, а также основные методы их осуществления.

Вариант №4.

Право как нормативный регулятор общественных отношений

Методические рекомендации

Важным качеством любого общества является организован­ность, упорядоченность образующих социальную жизнь обще­ственных отношений, а значит, объективная необходимость их социального урегулирования. Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и их коллективов, давать им направление Функционирования и развития, вводить их в рамки, целенаправленно упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически кон­кретное общество требует строго определенной меры социально­го регулирования («не больше», «не меньше»). Эта мера зависит от требований данного экономического базиса, от этапа разви­тия общества, особенностей общественно-экономической фор­мации. Во-вторых, закономерной тенденцией развития соци­ального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных механизмов. В-третьих, по мере развития социальной жизни происходят изменения качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятив­ных механизмов.

При характеристике вопроса о месте права в системе социальных норм следует показать его взаимодействие с другими социальными регуляторами – обычаями, религией, моралью, корпоративными нормами и пр.

Следует уяс­нить, что вопрос о понятии и определении права всегда был од­ним из центральных в юридической науке. Так, борьбу против феодализма буржуазия вела под знаменем идей естественного права. К примеру, Г. Гроций считал правом поступок челове­ка, согласованный с естественной природой и справедливый, а Ж.-Ж. Руссо писал, что свобода есть следствие человеческой природы, поэтому существует естественное право, которое дик­туется природой человека, защищает свободу и равенство лю­дей как их неотъемлемые права. Естественное право неизмен­но, самостоятельно и, безусловно, в соответствии с ним должно строиться и позитивное право, создаваемое государством. Сущ­ность права — общечеловеческая справедливость, его источ­ник — природа человека, а цель — регулирование обществен­ных отношений, основанных на царстве разума.

Наряду с естественной школой права существуют и иные концепции правопонимания (или теории о сущности права), которые студенту необходимо охарактеризовать в данном разделе курсовой работы. К основным из них относятся: психологическая школа права (Л.Петражицкий), марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс), нормативизм (Г.Кельзен), социологическая школа права и др.

Право (по своему социальному назначению) — это регулирующий фактор, призванный обеспечить организованность, упо­рядоченность общественной жизни. Наряду с другими средствами регулирования общественной жизни право направлено на то, чтобы обеспечить развитие и функционирование всего социального организма в соответствии с экономическими и политическими закономерностями. С практической стороны право по своему социальному назначению выступает в качестве критерия правомерного и не' правомерного поведения людей.

Следует заметить, что в теории права различаются две тен­денции правопонимания. Во-первых, право рассматривается независимо (а иногда и в противопоставлении) относительно действующих законов и иных норм, принятых или санкциони­рованных государством: оно стоит над этим «позитивным пра­вом», служит критерием его правомерности. Во-вторых, поня­тие права ограничивается системой норм, соответствующих определенным признакам, закрепленных в законах или иных признаваемых государством формах. Соотношение права и за­кона становится, таким образом, критерием разграничения рассматриваемых тенденций. Студент (автор курсового иссле­дования) сам должен сделать свой выбор, отдавая предпочтение той или иной концепции.

При освещении вопроса о формах (источниках) права следует охарактеризовать те официальные способы, с помощью которых право оформляется и существует в виде общеобязательных правил поведения. Прежде всего, необходимо дать понятие форм (источников) права, а также осветить вопрос о  таких основных видах источников права как нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и пр. В качестве дополнительных видов форм (источников) права могут быть охарактеризованы: правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и пр. Желательно осветить вопрос об источниках права правовой системы современной России.

Вариант №5.

Норма права: понятие, признаки, виды

Методические рекомендации

Приступая к анализу темы, студент должен уяснить для себя ту истину, что определенные правила поведения, созда­ваемые людьми, являются объективно обусловленными по­требностями их совместной жизни и деятельности. На изве­стной, весьма ранней ступени развития общества, отмечал Ф. Энгельс, возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределе­ния и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.

Задача, которая ставится перед студентами, заключается в необходимости анализа юридичес­кой нормы как исходной клеточки всей системы права. В этой связи в процессе анализа студент должен обратить внимание на то, что юридические нормы должны отражать наиболее важные, зна­чимые для общества общественные отношения. Кроме того, юридическая норма представляет государственное от­ражение регулируемых отношений.

Студент должен исходить из того, что сущность правовой нормы, как наиболее глубинное ее свойство, совпадает с сущностью права в целом. При этом сле­дует иметь в виду, что сущность отдельной правовой нормы может выражаться не всегда столь очевидно, как сущность пра­ва в целом, а ее сущностные проявления ограничены определен­ным видом общественных отношений. Наконец, воплощением сущности юридической нормы являются ее содержание и структура (логическая, юридическая), а выражением и прояв­лением — функции.

Освещая вопрос о структуре правовой нормы, помимо характеристики таких ее структурных частей как гипотеза, диспозиция и санкция, следует проанализировать различные точки зрения, имеющиеся в юридической литературе по данному вопросу. Кроме того, целесообразно уделить внимание вопросу о соотношении номы права и статьи нормативного правового акта.

Классификация норм права может быть осуществлена по различным критериям (основаниям классификации) – по времени действия, по предмету правового регулирования, по назначению в правовой системе и пр. Называя те или иные виды норм права, студенту целесообразно приводить примеры.

Вариант №6.

Формы (источники) права.

При освещении вопроса о формах (источниках) права следует охарактеризовать те официальные способы, с помощью которых право оформляется и существует в виде общеобязательных правил поведения. Прежде всего, необходимо дать понятие форм (источников) права, а также осветить вопрос о  таких основных видах источников права как нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и пр. В качестве дополнительных видов форм (источников) права могут быть охарактеризованы: правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и пр. Желательно осветить вопрос об источниках права правовой системы современной России.

Освещая вопрос о нормативно-правовых актах, студент должен дать опре­деление нормативного акта. При этом следует обра­тить внимание на те общие признаки, которые свойственны нормативным актам, принимаемым государственными орга­нами, политическими и другими общественными организациями. Следует также выделить особенности норма­тивно-правовых актов, исходящих от имени государства, по сравнению с иными нормативными актами, действующими в обществе, дать определение понятия нормативно-правового акта, подчеркнуть специфический характер признаков, кото­рыми они отличаются от актов реализации норм права. Изло­жение данных вопросов желательно иллюстрировать конкрет­ными примерами.

При изложении вопроса о видах нормативно-правовых актов, необходимо подчеркнуть системный характер нормативно-правовых актов государства, дать характеристику отдельным видам нормативно-правовых актов с использованием научной, справочной литературы и кон­кретных нормативно-правовых актов, раскрыть содержание основных принципов их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Вариант №7.

Правовые отношения: понятие, структура, содержание, виды.

Методические рекомендации

Категория «правоотношения» — одна из ключевых в общей теории права. Решающая конститутивная черта правоотношения состоит в том, что оно выражает особую общественную связь между лицами, связь через их права и обязанности.

В реальной жизни нет субъективного права (как юридичес­кого явления), если оно не «право» по отношению к кому-либо, т. е. если оно так или иначе не связано с обязанностями. Нет и обязанности (как юридического явления), если ей не корреспондирует право требования. Право, не обеспеченное обязанностями, и обязанности, не подкрепленные правом тре­бования, превращаются в «юридический нуль». Следует также иметь в виду, что правоотношения опосредуют типичные, объективно необходимые взаимосвязи. Субъектами их высту­пают носители определенных социальных ролей: не гражданин Петров и гражданин Иванов, а кредитор и должник, следова­тель и подозреваемый. Учитывая это, говорить о правоотноше­нии как об индивидуализированной связи между лицами мож­но лишь с большой долей условности.

Проблема правоотношения сопрягается с бо­лее общей проблемой соотношения юридической нормы и пра­воотношения, а еще шире — права и закона. Для позитивист­ского правоотношения такой вопрос вообще не возникает. Право здесь сводится к закону, правоотношение к законоотношению. Просто решается проблема и взаимосвязи норм и отношений. Норма права регулирует поведение людей, и ре­зультатом этого регулирования является возникновение пра­воотношений.

Однако, следует обратить особое внимание на то, что нормы (законы) сами по себе не способны ни создать общественное от­ношение, ни придать ему новое качество. Иначе управлять со­циальными процессами было бы слишком просто. Генетически и логически правоотношения предшествуют закону, а не служат его реализацией. Закон (государство через закон) посредством адекватного, ясного и определенного формулирования уже объективно сложившихся правовых норм и отношений может лишь придать им необходимое для реализации официальное, общеобязательное и конкретизированное выражение. Если законодательство пытается привнести правовое регулирование в чуждые ему сферы, в лучшем случае оно останется лишь иллюзорным, в худшем - будет препятствовать нормальному развитию общественных отношений.

При изложении вопроса о структуре правоотношения нужно также раскрыть понятия субъективного права и юридической обязанности, а затем на примере конкретных правоотношений показать их необходимые элементы. Затем возможно кратко рассмотреть вопросы о субъектах, объектах правоотношений и юридических фактах (как необходимых предпосылках возникновения правоотношений).

Содержание вопроса о субъектах права должно включать форму­лировку понятия субъектов права и их классификацию. В част­ности, в современной литературе наиболее широко распростране­но подразделение субъектов на индивидуальных и коллективных (комплексных). Точнее, однако, говорить о физических лицах и организациях, ибо организация рассматривается не как опреде­ленный коллектив физических лиц, а именно, как организация, как особое, качественно иное образование, несводимое к просто­му суммированию входящих в нее людей.

Специально следует рассмотреть вопрос о правоспособности и дееспособности субъектов права: определить понятия право­способности и дееспособности и показать их соотношение, а так­же его особенности при характеристике правового положения организаций. Для иллюстрации соответствующих теоретичес­ких положений необходимы конкретные примеры.

Вариант №8.

Реализация права, его формы.

Методические рекомендации

Необходимо сформулиро­вать понятие и указать на важность правильной и эффективной реализации требований норм права. Затем следует рассмотреть основные формы реализации права (непосредственные – исполнение, соблюдение и использование и особая форма – применение права), используемые в процессе правового регулирования общественных отношений, дать их клас­сификацию на основе обоснования соответствующего критерия.

Следует определить понятие и раскрыть сущность примене­ния права как особой формы реализации норм права. При этом необходимо показать наличие различных точек зрения по вопро­су о круге субъектов, применяющих право.

При изложении ответа на вопрос о стадиях правоприменительного процесса должны быть раскрыты специфические особенности каждой стадии процес­са применения права и сформулированы требования законнос­ти, которые предъявляются к деятельности органов государства на каждой из стадий. Необходимо широко проиллюстрировать примерами из практики деятельность органов, применяющих право.

Ответ на вопрос об актах применения права предполагает раскрытие ос­новных черт, характеризующих акты применения права и их отличие от нормативных актов. Эти отличия следует показать на конкретных примерах. При этом должны быть сформулированы понятия нормативного акта и акта применения норм права. Завершается курсовое сочинение вопросом о видах актов применения права. Классификация актов применения права может быть осуществлена по различным критериям (основаниям классификации) – по внешней форме (акты-документы и акты-действия), по предмету правового регулирования, по субъектам правоприменительной деятельности и пр. Называя те или иные виды актов применения права, студенту целесообразно приводить примеры.

Вариант №9.

Юридическая ответственность: понятие, функции, основания, виды.

Методические рекомендации

Приступая к исследованию темы, студенту следует обратить внимание на то, что в комплексе средств, с помощью которых в обществе решаются задачи воспитания, важное место зани­мает юридическая ответственность. Она способна влиять на формирование у граждан позитивных потребностей, интере­сов, установок и ценностных ориентации. Социальное назна­чение ответственности состоит в воспитании людей в духе осоз­нанного и добровольного соблюдения правовых предписаний, в создании условий, обеспечивающих нормальное развитие об­щественных отношений, с одной стороны. С другой стороны, юридическая ответственность выступает в качестве важнейшей гарантии законности и правопорядка в обществе, т. е. как один   из важнейших факторов построения правового государства. Раскрывая содержание вопросов плана, студент должен проанализировать понятие и сущность юридической ответственности, ее соотношение с другими видами социальной ответственности. В этой связи стоит обратить внимание на то, что категория «юридическая ответственность» носит комплексный характер, она не может быть оторвана от понятия социальной ответственности и представляет собой диалектическую связь общего и особенного, наконец, юридическая ответственность имеет как позитивный, так и ретроспективный аспекты.

Для правильного осмысления природы юридической ответ­ственности студенту нужно обратиться к сущности права, что закономерно, так как юридическая ответственность — это пра­вовое явление.

В процессе дальнейшего раскрытия темы студент должен обратиться к анализу юридической ответственности  и ее соотношением с такими видами социальной ответственности, как моральная, экономи­ческая и политическая ответственность.

При  анализе вопроса о видах юридичес­кой ответственности помимо характеристики основных («классических») видов юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовная, административная, материальная и дисциплинарная) студенту целесообразно обратить свое внимание на дискуссию в юридической науке по вопросу появления новых видов юридической ответственности – таких как конституционная, налоговая, процессуальная и пр.

Вариант №10.

Правосознание как фактор демократизации общества и укрепления законности.

Методические рекомендации

Приступая к анализу темы контрольной работы, студент должен иметь в виду, что формирование гражданского обще­ства и правового государства, необходимость радикального по­вышения роли права в жизни общества нуждаются в соответ­ствующих духовных предпосылках, важнейшей из которых является уровень правосознания субъектов общественных отношений.

Сегодня значение и роль правового сознания заметно возрос­ли, оно становится одной из основных движущих сил обнов­ления нашего общества. В то же время характерным для него является переосмысление прошлого, отказ от догм и стерео­типов. Формирование правового сознания — необходимое ус­ловие дальнейшего совершенствования общественных отно­шений в политической, социально-экономической и духов­ной сферах.

Освещение вопроса о правосознании предполагает необходи­мость выяснения понятия, структуры и функций правосо­знания. В этой связи в работе следует проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания, его тесную связь с правом, так как право выступает своеобразной основой формирования правосознания. На базе действующего права, законодательства, в основном, вырабатываются идеи, те­ории, представления о его соответствии либо несоответствии уровню развития общественных отношений.

Анализируя функции правосознания, студенту следует об­ратить внимание на то, что в современных условиях они напол­няются новым содержанием в соответствии с потребностями со­вершенствования политических и социально-экономических институтов. В частности, следует рассмотреть следующие фун­кции правосознания: правообразующую, правоприменитель­ную, правового воспитания, формирования общественного со­знания. Полагаем, что в курсовом сочинении следует обратить внимание на анализ такой функции правосознания, как преодо­ление правового нигилизма. Правовой нигилизм — это состоя­ние общественного сознания, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Рассматривая вопрос о видах правосознания, студенту сле­дует иметь в виду, что правосознание является сложным соци­альным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, об­щесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций соци­ального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

Студенту следует об­ратить внимание на то, что правосознание представляет собой важную духовную предпосылку совершенствования демокра­тических институтов, так как без необходимых правовых зна­ний, ориентации, убеждений невозможно говорить о компетен­тном участии в преобразованиях, проводимых в стране. В этой связи студенту следует обратить внимание на роль правового сознания в развитии демократии и укреплении законности. Дело в том, что режим законности может существовать лишь в условиях реальной демократии, свободного выражения воли личности и различных социальных групп, их активного учас­тия в процессе правотворчества и применения права. Заверша­ется курсовое сочинение анализом системы мер правового вос­питания для повышения уровня правовой культуры и правово­го сознания.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика