Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Теория государства и права |
06.04.2022, 14:03 | |
Объем контрольной работы должен составлять 15–20 страниц текста. Контрольная работа структурно должна включать в себя следующие компоненты: 1. Титульный лист. 2. Введение. 3. Основная часть. 4. Заключение. 5. Список использованных нормативных правовых актов и литературы. 6. Приложения (при необходимости). Титульный лист является индивидуализирующим элементом выполненной студентом контрольной работы. На нем приводятся сведения, касающиеся его фамилии, имени, отчества, номера группы, в которой студент обучается, наименования факультета, кафедры, а также дисциплины, по которой выполняется контрольная работа. Во введении контрольной работы кратко обозначается область исследования, определяется его предмет. Объем введения должен составлять 1–2 страницы текста. Содержание основной части варьируется в зависимости от специфики изучаемого вопроса. При этом её объем должен составлять не менее 10 страниц текста. Формулируя ответ на теоретический вопрос, студент должен выявить круг доктринальных, нормативных и правоприменительных источников исследования, проанализировать их, изложить логические умозаключения, с целью демонстрации понимания сути исследуемой проблемы и умения находить пути её решения. Приводя авторские концепции, студент не должен изобиловать неаналитическим цитированием. Отсутствие в тексте ссылок на действующее законодательство, использование устаревших нормативных источников, а равно искажение смысла нормативных предписаний служит основанием для постановки отметки «не зачтено» с возвращением контрольной работы на доработку. Примерная тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению по дисциплине «Теория государства и права» При выборе темы контрольной работы порядковый номер варианта должен соответствовать последней цифре зачетной книжки (студенческого билета): если последний оканчивается цифрой 3, то выбирается вариант № 3, если номер «зачетки» завершается 0, то студенты выбирают вариант № 10 и т.п. Студент вправе после согласования с преподавателем, выполнить контрольную работу на другую тему. Более того, возможно «конструирование» и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные желания студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему государства и права. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической науки. Вариант №1. Государство: происхождение, понятие, признаки, сущность, типология. Методические рекомендации При первобытнообщинном (родовом) строе не было классов и государства. В доклассовом обществе господствовал так называемый «первобытный коммунизм». Экономическую основу родового строя составляла коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении продуктов труда. Особенности экономического строя первобытного общества, естественно, обусловили специфику общественной власти в данный период. В контрольной работе необходимо осветить структуру этой власти, дать краткую характеристику ее основных черт. Особое внимание следует обратить на то, что в родовой организации власть не была отделена от общества, а, напротив, принадлежала всему обществу. Особое внимание студент должен обратить на три крупные общественные разделения труда и их последствия, приведшие к возникновению частной собственности и классов. Ибо государство возникает там, тогда и постольку, где и когда и поскольку классовые противоречия не могут быть объективно примирены. От родовой организации государство отличается следующими признаками. Во-первых, учреждение особой политической публичной власти, которая непосредственно с населением уже не совпадает. Во-вторых, разделение населения по территориальным единицам и осуществление особой публичной власти по территориальному признаку. При первобытнообщинном строе люди объединялись в родоплеменные организации по признаку родства, а потому территориальная организация общества была лишена государственных черт. В-третьих, образующие особый аппарат политической власти классового общества лица не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, но нуждаются в материальных средствах для их содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов. Студент должен раскрыть содержание этих признаков, отличающих государство от организаций общественной власти доклассового общества. Возникновение государства у разных народов имеет свои особенности в зависимости от многих условий (социально-классовых, исторических, религиозных, географических, климатических, этно-культурных и т. д.), тех или иных внешних обстоятельств и т. п. Например, Ф. Энгельс рассматривал три основные формы происхождения государства: древнеафинскую, древнеримскую, древнегерманскую. В курсовом исследовании необходимо осветить специфику каждой из этих разновидностей. Также целесообразно охарактеризовать два основных пути возникновения государства – восточный (или азиатский) и западный (или европейский). Освещая вопрос о сущности государства необходимо показать место государства в обществе, а также взаимосвязь государства с экономикой, проанализировать природу государства, его социальное назначение. Применительно к сущности государства нужно осветить вопрос о его функциях, дать определение основных функций, показать основание их классификации с учетом современного состояния юридической науки. Также возможно проиллюстрировать этот вопрос освещением основных учений о сущности и путях развития государства (таких как: технократическая теория, теория элит, теория конвергенции, теория плюралистической демократии и пр.). Кроме того, будет уместен анализ классового и общесоциального подходов к сущности государства. Излагая материал о типологии государства, необходимо рассмотреть формационный подход к типологии государства (К.Маркс,Ф.Энгельс). Для этого раскрыть вопрос о понятии общественно-экономической формации, об исторических типах государства, раскрыть закономерности развития и смены одного исторического типа государства другим. Особо следует обратить внимание на рассмотрение вопроса о соотношении типа и формы государства. Также следует остановиться на характеристике цивилизационного подхода к типологии государства (Тойнби, Ростоу, Данилевский, Тоффлер и пр.) Вариант №2. Механизм государства: понятие, структура. Методические рекомендации Следует дать понятие механизма государства и государственного органа, подчеркнуть значение государственного аппарата в осуществлении задач и функций государства. Анализируя данный вопрос, студент должен обратить внимание на следующие особенности механизма государства. Во-первых, он состоит из особого разряда людей, занимающихся управлением. Во-вторых, он представляет собой систему государственных органов и учреждений, связанных иерархической подчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. В-третьих, для обеспечения своих властных велений он располагает необходимыми организационными средствами, непосредственными орудиями принуждения, соответствующими техническому уровню каждой эпохи. Без организационно-материальных средств как «вещественных придатков» для принуждения к исполнению своих велений не может обходиться ни одно государство. Не случайно в научной литературе механизм государства часто именуется государственной машиной или государственным аппаратом (целесообразно представить различные позиции, мнения современных авторов по вопросу о соотношении категорий «государственный механизм» и «государственный аппарат»). При освещении вопроса о государственных органах, необходимо дать характеристику признаков органов государства, обратив особое внимание на следующие только ему присущие специфические особенности. Во-первых, орган государства как первичная клеточка государственного механизма состоит из особого разряда людей, которые выполняют управленческие функции. Во-вторых, орган государства наделен властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию, которая обычно закрепляется в нормативных правовых актах государства. При рассмотрении основных принципов организации и деятельности органов современного Российского государства, студент должен иметь в виду, что реформирование российского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему поиска более совершенной модели политической власти, ее устройства и функционирования. В условиях нарождающихся рыночных отношений, становления принципиально новой социальной структуры, выстраивается и новая политическая система, структура и институты которой по-иному связаны между собой. Поэтому следует обратить самое пристальное внимание на основные принципы организации и деятельности аппарата современного государства. Вариант №3. Функции государства: понятие, содержание, классификации. Методические рекомендации Прежде всего, следует проанализировать понятие функций государства. При этом студент должен иметь в виду, что функции государства — это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность расчленяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели, сил, материально-технических средств, методов и т. д. Функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущими только государству. Наряду с государством аналогичные виды деятельности могут осуществляться и негосударственными организациями. Так, например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогичные и, в конечном счете, общие функции. Специфика функций государства состоит в том, что последнее в качестве органа политической власти придает им общеобязательный характер. Функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом, само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенности функций определяются различными факторами, например, с учетом потребностей политического господства определенного класса в конкретную историческую эпоху и т. д. Посредством функций государство реализует свое социальное назначение. В них воплощается то, что есть государство для господствующего класса, тех или иных социальных групп и общества в целом. Отсюда сочетание классового и общественного (общесоциального) в функциях государств. При написании контрольной работы следует иметь в виду, что государствам разных исторических типов присущи аналогичные, с организационно-технической точки зрения (но не тождественные), функции. Такое сходство в функциях, противоположных по своей сущности государств, является объективной предпосылкой как их ограниченного взаимовыгодного сотрудничества (возникает частичное временное совпадение некоторых целей), так и противоборства между ними (образуются поприща борьбы). Кроме этого стоит обратить внимание и на то, что к функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно. Понятие функции, в конечном итоге, не связано ни со степенью развития, масштабами или «удельным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате. Достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством. Каждая Функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, и вне системы понятие функции не имеет реального смысла. В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциалъные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает, в первую очередь, интересы господствующего или доминирующего класса и применяет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда следует, что функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где достаточно ощутимо политическое противоборство классов. При освещении вопроса студенту следует использовать конкретный исторический материал, иллюстрирующий функции государства. Анализ вопроса о классификации функций государства предполагает краткую характеристику основных внутренних и внешних функций государства. Важно при этом исходить из того, что классификация функций государства может осуществляться по различным критериям (основаниям классификации) – по сфере осуществления, по времени действия, по значению и пр. Также следует охарактеризовать правовые и организационные формы осуществления функций государства, а также основные методы их осуществления. Вариант №4. Право как нормативный регулятор общественных отношений Методические рекомендации Важным качеством любого общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, объективная необходимость их социального урегулирования. Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и их коллективов, давать им направление Функционирования и развития, вводить их в рамки, целенаправленно упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования («не больше», «не меньше»). Эта мера зависит от требований данного экономического базиса, от этапа развития общества, особенностей общественно-экономической формации. Во-вторых, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных механизмов. В-третьих, по мере развития социальной жизни происходят изменения качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятивных механизмов. При характеристике вопроса о месте права в системе социальных норм следует показать его взаимодействие с другими социальными регуляторами – обычаями, религией, моралью, корпоративными нормами и пр. Следует уяснить, что вопрос о понятии и определении права всегда был одним из центральных в юридической науке. Так, борьбу против феодализма буржуазия вела под знаменем идей естественного права. К примеру, Г. Гроций считал правом поступок человека, согласованный с естественной природой и справедливый, а Ж.-Ж. Руссо писал, что свобода есть следствие человеческой природы, поэтому существует естественное право, которое диктуется природой человека, защищает свободу и равенство людей как их неотъемлемые права. Естественное право неизменно, самостоятельно и, безусловно, в соответствии с ним должно строиться и позитивное право, создаваемое государством. Сущность права — общечеловеческая справедливость, его источник — природа человека, а цель — регулирование общественных отношений, основанных на царстве разума. Наряду с естественной школой права существуют и иные концепции правопонимания (или теории о сущности права), которые студенту необходимо охарактеризовать в данном разделе курсовой работы. К основным из них относятся: психологическая школа права (Л.Петражицкий), марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс), нормативизм (Г.Кельзен), социологическая школа права и др. Право (по своему социальному назначению) — это регулирующий фактор, призванный обеспечить организованность, упорядоченность общественной жизни. Наряду с другими средствами регулирования общественной жизни право направлено на то, чтобы обеспечить развитие и функционирование всего социального организма в соответствии с экономическими и политическими закономерностями. С практической стороны право по своему социальному назначению выступает в качестве критерия правомерного и не' правомерного поведения людей. Следует заметить, что в теории права различаются две тенденции правопонимания. Во-первых, право рассматривается независимо (а иногда и в противопоставлении) относительно действующих законов и иных норм, принятых или санкционированных государством: оно стоит над этим «позитивным правом», служит критерием его правомерности. Во-вторых, понятие права ограничивается системой норм, соответствующих определенным признакам, закрепленных в законах или иных признаваемых государством формах. Соотношение права и закона становится, таким образом, критерием разграничения рассматриваемых тенденций. Студент (автор курсового исследования) сам должен сделать свой выбор, отдавая предпочтение той или иной концепции. При освещении вопроса о формах (источниках) права следует охарактеризовать те официальные способы, с помощью которых право оформляется и существует в виде общеобязательных правил поведения. Прежде всего, необходимо дать понятие форм (источников) права, а также осветить вопрос о таких основных видах источников права как нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и пр. В качестве дополнительных видов форм (источников) права могут быть охарактеризованы: правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и пр. Желательно осветить вопрос об источниках права правовой системы современной России. Вариант №5. Норма права: понятие, признаки, виды Методические рекомендации Приступая к анализу темы, студент должен уяснить для себя ту истину, что определенные правила поведения, создаваемые людьми, являются объективно обусловленными потребностями их совместной жизни и деятельности. На известной, весьма ранней ступени развития общества, отмечал Ф. Энгельс, возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Задача, которая ставится перед студентами, заключается в необходимости анализа юридической нормы как исходной клеточки всей системы права. В этой связи в процессе анализа студент должен обратить внимание на то, что юридические нормы должны отражать наиболее важные, значимые для общества общественные отношения. Кроме того, юридическая норма представляет государственное отражение регулируемых отношений. Студент должен исходить из того, что сущность правовой нормы, как наиболее глубинное ее свойство, совпадает с сущностью права в целом. При этом следует иметь в виду, что сущность отдельной правовой нормы может выражаться не всегда столь очевидно, как сущность права в целом, а ее сущностные проявления ограничены определенным видом общественных отношений. Наконец, воплощением сущности юридической нормы являются ее содержание и структура (логическая, юридическая), а выражением и проявлением — функции. Освещая вопрос о структуре правовой нормы, помимо характеристики таких ее структурных частей как гипотеза, диспозиция и санкция, следует проанализировать различные точки зрения, имеющиеся в юридической литературе по данному вопросу. Кроме того, целесообразно уделить внимание вопросу о соотношении номы права и статьи нормативного правового акта. Классификация норм права может быть осуществлена по различным критериям (основаниям классификации) – по времени действия, по предмету правового регулирования, по назначению в правовой системе и пр. Называя те или иные виды норм права, студенту целесообразно приводить примеры. Вариант №6. Формы (источники) права. При освещении вопроса о формах (источниках) права следует охарактеризовать те официальные способы, с помощью которых право оформляется и существует в виде общеобязательных правил поведения. Прежде всего, необходимо дать понятие форм (источников) права, а также осветить вопрос о таких основных видах источников права как нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и пр. В качестве дополнительных видов форм (источников) права могут быть охарактеризованы: правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и пр. Желательно осветить вопрос об источниках права правовой системы современной России. Освещая вопрос о нормативно-правовых актах, студент должен дать определение нормативного акта. При этом следует обратить внимание на те общие признаки, которые свойственны нормативным актам, принимаемым государственными органами, политическими и другими общественными организациями. Следует также выделить особенности нормативно-правовых актов, исходящих от имени государства, по сравнению с иными нормативными актами, действующими в обществе, дать определение понятия нормативно-правового акта, подчеркнуть специфический характер признаков, которыми они отличаются от актов реализации норм права. Изложение данных вопросов желательно иллюстрировать конкретными примерами. При изложении вопроса о видах нормативно-правовых актов, необходимо подчеркнуть системный характер нормативно-правовых актов государства, дать характеристику отдельным видам нормативно-правовых актов с использованием научной, справочной литературы и конкретных нормативно-правовых актов, раскрыть содержание основных принципов их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вариант №7. Правовые отношения: понятие, структура, содержание, виды. Методические рекомендации Категория «правоотношения» — одна из ключевых в общей теории права. Решающая конститутивная черта правоотношения состоит в том, что оно выражает особую общественную связь между лицами, связь через их права и обязанности. В реальной жизни нет субъективного права (как юридического явления), если оно не «право» по отношению к кому-либо, т. е. если оно так или иначе не связано с обязанностями. Нет и обязанности (как юридического явления), если ей не корреспондирует право требования. Право, не обеспеченное обязанностями, и обязанности, не подкрепленные правом требования, превращаются в «юридический нуль». Следует также иметь в виду, что правоотношения опосредуют типичные, объективно необходимые взаимосвязи. Субъектами их выступают носители определенных социальных ролей: не гражданин Петров и гражданин Иванов, а кредитор и должник, следователь и подозреваемый. Учитывая это, говорить о правоотношении как об индивидуализированной связи между лицами можно лишь с большой долей условности. Проблема правоотношения сопрягается с более общей проблемой соотношения юридической нормы и правоотношения, а еще шире — права и закона. Для позитивистского правоотношения такой вопрос вообще не возникает. Право здесь сводится к закону, правоотношение к законоотношению. Просто решается проблема и взаимосвязи норм и отношений. Норма права регулирует поведение людей, и результатом этого регулирования является возникновение правоотношений. Однако, следует обратить особое внимание на то, что нормы (законы) сами по себе не способны ни создать общественное отношение, ни придать ему новое качество. Иначе управлять социальными процессами было бы слишком просто. Генетически и логически правоотношения предшествуют закону, а не служат его реализацией. Закон (государство через закон) посредством адекватного, ясного и определенного формулирования уже объективно сложившихся правовых норм и отношений может лишь придать им необходимое для реализации официальное, общеобязательное и конкретизированное выражение. Если законодательство пытается привнести правовое регулирование в чуждые ему сферы, в лучшем случае оно останется лишь иллюзорным, в худшем - будет препятствовать нормальному развитию общественных отношений. При изложении вопроса о структуре правоотношения нужно также раскрыть понятия субъективного права и юридической обязанности, а затем на примере конкретных правоотношений показать их необходимые элементы. Затем возможно кратко рассмотреть вопросы о субъектах, объектах правоотношений и юридических фактах (как необходимых предпосылках возникновения правоотношений). Содержание вопроса о субъектах права должно включать формулировку понятия субъектов права и их классификацию. В частности, в современной литературе наиболее широко распространено подразделение субъектов на индивидуальных и коллективных (комплексных). Точнее, однако, говорить о физических лицах и организациях, ибо организация рассматривается не как определенный коллектив физических лиц, а именно, как организация, как особое, качественно иное образование, несводимое к простому суммированию входящих в нее людей. Специально следует рассмотреть вопрос о правоспособности и дееспособности субъектов права: определить понятия правоспособности и дееспособности и показать их соотношение, а также его особенности при характеристике правового положения организаций. Для иллюстрации соответствующих теоретических положений необходимы конкретные примеры. Вариант №8. Реализация права, его формы. Методические рекомендации Необходимо сформулировать понятие и указать на важность правильной и эффективной реализации требований норм права. Затем следует рассмотреть основные формы реализации права (непосредственные – исполнение, соблюдение и использование и особая форма – применение права), используемые в процессе правового регулирования общественных отношений, дать их классификацию на основе обоснования соответствующего критерия. Следует определить понятие и раскрыть сущность применения права как особой формы реализации норм права. При этом необходимо показать наличие различных точек зрения по вопросу о круге субъектов, применяющих право. При изложении ответа на вопрос о стадиях правоприменительного процесса должны быть раскрыты специфические особенности каждой стадии процесса применения права и сформулированы требования законности, которые предъявляются к деятельности органов государства на каждой из стадий. Необходимо широко проиллюстрировать примерами из практики деятельность органов, применяющих право. Ответ на вопрос об актах применения права предполагает раскрытие основных черт, характеризующих акты применения права и их отличие от нормативных актов. Эти отличия следует показать на конкретных примерах. При этом должны быть сформулированы понятия нормативного акта и акта применения норм права. Завершается курсовое сочинение вопросом о видах актов применения права. Классификация актов применения права может быть осуществлена по различным критериям (основаниям классификации) – по внешней форме (акты-документы и акты-действия), по предмету правового регулирования, по субъектам правоприменительной деятельности и пр. Называя те или иные виды актов применения права, студенту целесообразно приводить примеры. Вариант №9. Юридическая ответственность: понятие, функции, основания, виды. Методические рекомендации Приступая к исследованию темы, студенту следует обратить внимание на то, что в комплексе средств, с помощью которых в обществе решаются задачи воспитания, важное место занимает юридическая ответственность. Она способна влиять на формирование у граждан позитивных потребностей, интересов, установок и ценностных ориентации. Социальное назначение ответственности состоит в воспитании людей в духе осознанного и добровольного соблюдения правовых предписаний, в создании условий, обеспечивающих нормальное развитие общественных отношений, с одной стороны. С другой стороны, юридическая ответственность выступает в качестве важнейшей гарантии законности и правопорядка в обществе, т. е. как один из важнейших факторов построения правового государства. Раскрывая содержание вопросов плана, студент должен проанализировать понятие и сущность юридической ответственности, ее соотношение с другими видами социальной ответственности. В этой связи стоит обратить внимание на то, что категория «юридическая ответственность» носит комплексный характер, она не может быть оторвана от понятия социальной ответственности и представляет собой диалектическую связь общего и особенного, наконец, юридическая ответственность имеет как позитивный, так и ретроспективный аспекты. Для правильного осмысления природы юридической ответственности студенту нужно обратиться к сущности права, что закономерно, так как юридическая ответственность — это правовое явление. В процессе дальнейшего раскрытия темы студент должен обратиться к анализу юридической ответственности и ее соотношением с такими видами социальной ответственности, как моральная, экономическая и политическая ответственность. При анализе вопроса о видах юридической ответственности помимо характеристики основных («классических») видов юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовная, административная, материальная и дисциплинарная) студенту целесообразно обратить свое внимание на дискуссию в юридической науке по вопросу появления новых видов юридической ответственности – таких как конституционная, налоговая, процессуальная и пр. Вариант №10. Правосознание как фактор демократизации общества и укрепления законности. Методические рекомендации Приступая к анализу темы контрольной работы, студент должен иметь в виду, что формирование гражданского общества и правового государства, необходимость радикального повышения роли права в жизни общества нуждаются в соответствующих духовных предпосылках, важнейшей из которых является уровень правосознания субъектов общественных отношений. Сегодня значение и роль правового сознания заметно возросли, оно становится одной из основных движущих сил обновления нашего общества. В то же время характерным для него является переосмысление прошлого, отказ от догм и стереотипов. Формирование правового сознания — необходимое условие дальнейшего совершенствования общественных отношений в политической, социально-экономической и духовной сферах. Освещение вопроса о правосознании предполагает необходимость выяснения понятия, структуры и функций правосознания. В этой связи в работе следует проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания, его тесную связь с правом, так как право выступает своеобразной основой формирования правосознания. На базе действующего права, законодательства, в основном, вырабатываются идеи, теории, представления о его соответствии либо несоответствии уровню развития общественных отношений. Анализируя функции правосознания, студенту следует обратить внимание на то, что в современных условиях они наполняются новым содержанием в соответствии с потребностями совершенствования политических и социально-экономических институтов. В частности, следует рассмотреть следующие функции правосознания: правообразующую, правоприменительную, правового воспитания, формирования общественного сознания. Полагаем, что в курсовом сочинении следует обратить внимание на анализ такой функции правосознания, как преодоление правового нигилизма. Правовой нигилизм — это состояние общественного сознания, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Рассматривая вопрос о видах правосознания, студенту следует иметь в виду, что правосознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное. Студенту следует обратить внимание на то, что правосознание представляет собой важную духовную предпосылку совершенствования демократических институтов, так как без необходимых правовых знаний, ориентации, убеждений невозможно говорить о компетентном участии в преобразованиях, проводимых в стране. В этой связи студенту следует обратить внимание на роль правового сознания в развитии демократии и укреплении законности. Дело в том, что режим законности может существовать лишь в условиях реальной демократии, свободного выражения воли личности и различных социальных групп, их активного участия в процессе правотворчества и применения права. Завершается курсовое сочинение анализом системы мер правового воспитания для повышения уровня правовой культуры и правового сознания. | |