ОГУ, теория государства и права (курсовая работа)
Узнать стоимость этой работы
12.10.2018, 13:01

План курсовой работы состоит из введения, основного текста и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью; формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяются цель работы и объект исследования, используемые методы, структура работы.

Основная часть курсовой работы содержит, как правило, три раздела. Разделы на подразделы в курсовой работе не разбиваются. Все разделы излагаются в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Обязательным является последовательное развитие основной темы на протяжении всей курсовой работы.

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, отображать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и предлагаемым направлениям совершенствования проблемы.

В конце работы должен быть дан список фактически использованных источников.

Возможны приложения. При необходимости в приложения включается вспомогательный материал (таблицы, схемы, графики), необходимый для полноты восприятия курсовой работы.

Методические указания по темам курсовых работ

Тема 1 Происхождение государства

При написании этой темы необходимо раскрыть следующие вопросы:

1 Основные черты организации первобытно-общинного строя

2 Социально-экономические предпосылки возникновения государства

3 Западный и восточный пути формирования государства

Раскрывая первый вопрос темы, студент должен иметь четкое представление об историческом процессе происхождения государства. Важно уяснить организацию первобытного общества, экономические отношения, институты его управления.

При рассмотрении второго вопроса следует определить причины и закономерности возникновения государства, раскрыть основные факторы, способствующие переходу от родового строя к государству.

Далее следует учесть, что процесс формирования государства у различных народов шел различными путями. Необходимо выделить два основных исторических пути формирования государства – западный и восточный и подробно охарактеризовать каждый из них. При характеристике западного пути возникновения государства следует учесть, что в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс выделил три формы возникновения государства на территории Европы, каждую из которых рассмотрел на примере Афин, Рима и древних германцев.

Тема 2 Происхождение права

1 Социальные нормы первобытного общества

2  Процесс формирования права

3  Первые письменные источники права

Студенту следует усвоить, что право возникло как результат объективной потребности усложнившегося общества, формировалось одновременно с государством, их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо.

Необходимо охарактеризовать социальные нормы первобытного общества и раскрыть исторический процесс формирования права, его основные пути, а также показать особенности формирования права в европейских государствах и на Востоке.

Тема 3 Гражданское общество

1 Развитие учения о гражданском обществе

2 Понятие, признаки и институты гражданского общества

3 Становление и развитие гражданского общества

При раскрытии первого вопроса темы необходимо обратить внимание на исторический процесс осмысления понятия гражданского общества, начиная с времен античности, эпохи Просвещения и до наших дней. Следует особое внимание уделить учению Канта и Гегеля о гражданском обществе. Необходимо подробнее остановиться на развитии учения о гражданском обществе в России.

Рассматривая второй вопрос темы, следует определить понятие гражданского общества, раскрыть его признаки и выделить структурные элементы. При этом следует учесть, что центральное место в гражданском обществе занимает человек, личность.

При рассмотрении третьего вопроса, студент должен раскрыть процесс формирования гражданского общества, учитывая, что отдельные его элементы существовали еще в античном мире, становление же в масштабе целых стран началось в Новое время. Необходимо выделить три этапа в развитии гражданского общества (XVI – XVII в.в., конец XVII – конец XIX в.в., XX в.) и раскрыть сущность каждого, а также показать процесс формирования гражданского общества в России до 1917 г., в Советский период, в настоящее время. Следует помнить, что формирование гражданского общества – процесс длительный, не завершенный окончательно ни в одной стране.

Тема 4 Понятие и сущность государства

1 Понятие государства

2  Основные признаки государства

3 Сущность государства

Раскрывая первый вопрос темы, необходимо учесть, что за всю историю развития государственности сложилось множество различных определений государства. Первые попытки дать определение государству были сделаны еще в период античности. Но сам термин «государство» появился лишь на пороге Нового времени, в  XV-XVI  веках,  будучи  введенным  в  научную  литературу  Н. Макиавелли. Студент должен усвоить, что в настоящее время выделяют следующие подходы к понятию государства: теологический, юридический, классический, социологический, легистский и кибернетический. Следует раскрыть содержание каждого из этих подходов.

Рассмотрев все подходы к понятию государства, исторический процесс формирования данного понятия, необходимо сформулировать понятие государства, опираясь на достижения современной российской юриспруденции.

Важное значение имеет рассмотрение специфических признаков государства, которые придают государству качественную определенность, обособляя его от других негосударственных образований. К этим признакам относятся следующие: территориальный принцип организации населения, наличие особой публичной власти, система займов и налогов, организация общественной жизни на правовых началах, государственный суверенитет.

Должны быть определены понятия «государственная территория», «публичная власть», «государственный суверенитет».

Следует уяснить, что суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Необходимо различать формальный и ограниченный суверенитет, а также то, что ограничение суверенитета может быть как принудительным, так и добровольным.

Проблема сущности государства – это проблема уяснения самой важной, определяющей его характеристики. Необходимо определить два основных подхода в раскрытии сущности государства – классовый и общесоциальный, и уяснить их содержание. В то же время не следует забывать, что любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальную миссию, сочетая в себе, таким образом, и классовое и общечеловеческое начало. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из них.

Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов, оказывающих непосредственное влияние на его сущность в конкретных исторических условиях развития отдельных стран, следует также иметь в виду религиозный фактор, национальный, географический и другие.

Студент должен иметь четкое представление о сущности современного Российского государства.

Тема 5 Государственная власть

1 Государственная власть как особая разновидность социальной власти

2 Единство государственной власти

3  Формы и методы осуществления государственной власти

Вопрос о власти – это коренной вопрос не только политики, но и реального существования государства.

Прежде всего, надо определить понятие, признаки и сущность социальной власти. Государственная власть является особой разновидностью власти социальной. Студент должен усвоить понятие государственной власти и определить те особенности, которые отличают ее от остальных видов власти, а также раскрыть процесс ее формирования. Следует обратить внимание на соотношение государственной власти и политической власти, подробно рассмотреть содержание властеотношений как особой разновидности общественных отношений, определить их субъекты и объекты.

Рассматривая свойства государственной власти, необходимо уделить серьезное внимание понятиям легитимности и легальности государственной власти, определить основания и основные формы легитимности.

При раскрытии второго вопроса следует учесть, что для государственной власти характерно единство и целостность, иначе государство не сможет выполнять свои задачи. При этом необходимо опираться на Конституцию Российской Федерации. Также следует раскрыть различные аспекты единства государственной власти. Во-первых, это социальное единство, во-вторых, это единство целей и направлений деятельности государственной власти, в-третьих, это организационно-правовое единство.

Раскрывая третий вопрос, следует помнить, что власть в государстве осуществляется в следующих формах: народом посредством выборов и проведения референдумов; через представительные государственные органы; через органы местного самоуправления. Государственная власть осуществляется посредством деятельности государственных органов – законодательных, исполнительных и судебных. Кроме того, государственная власть разделяется также по вертикали: между высшими и местными органами государства, между федеральными органами и органами субъектов Федерации.

Далее надо раскрыть методы осуществления государственной власти и показать, в каких случаях государственная власть использует метод убеждения, а в каких случаях метод принуждения, при этом учитывая, что метод принуждения может быть как правовым, так и неправовым.

Тема 6 Теория разделения властей

1 Формирование теории разделения властей

2 Понятие и сущность системы теории разделения властей

3 Механизмы обеспечения функционирования системы разделения властей

При раскрытии первого вопроса необходимо проследить процесс формирования теории разделения властей, как на Западе, обращая особое внимание на учения Дж. Локка и Ш. Монтескье, так и в России.

Рассматривая второй вопрос, следует усвоить, что при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти должны быть равнозначны, взаимоуравновешены. Если одна из трех ветвей власти оказывается приоритетной, то речь идет уже не о разделении властей, а о разделении компетенции между ними. Необходимо показать функционирование системы разделения властей в Российской Федерации.

Необходимо также рассмотреть механизмы обеспечения функционирования принципа разделения властей, особое внимание уделяя системе сдержек и противовесов и ее рычагам. При этом нельзя забывать, что единство и разделение властей не исключают друг друга, а являются взаимодополняющими.

Тема 7 Механизм государства

1 Понятие и структура механизма государства

2 Понятие, признаки и виды государственных органов

3 Система государственных органов Российской Федерации

При раскрытии первого вопроса следует усвоить, что механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов, практически осуществляющая государственную власть, задачи и функции государства. Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур, так и от отдельно взятых государственных органов.

Студент должен определить данные признаки, а также провести соотношение между механизмом государства и государственным аппаратом. Особое внимание следует уделить принципам организации и деятельности механизма государства. Они подразделяются на общие, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется только на отдельные звенья государственного механизма. В свою очередь, общие принципы подразделяются на конституционные принципы и принципы, закрепленные в законодательстве. Частные принципы проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Рассматривая второй вопрос темы, необходимо определить понятие государственного органа как структурного элемента государственного механизма и раскрыть его признаки. В своей совокупности государственные органы образуют единую систему, но различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. Разносторонность деятельности государственного механизма обуславливает значительное число государственных органов, которые классифицируются по различным критериям. Следует провести подробную классификацию государственных органов, опираясь на конкретные примеры.

Раскрывая третий вопрос темы, важно иметь четкое представление о системе органов законодательной, исполнительной и судебной властей, их назначении, специфике правового статуса, порядке образования.

Тема 8 Сущность и структура законодательной власти

1 Понятие и задачи законодательной власти

2 Законодательная власть в Российской Федерации

3 Законодательные органы власти субъектов федерации

При раскрытии первого вопроса следует дать общую характеристику законодательной власти как власти представительной, раскрыть ее назначение, правовой статус.

Раскрывая первый вопрос темы, важно иметь четкое представление о федеральной системе органов законодательной власти в России. При этом следует опираться на Конституцию РФ. Необходимо раскрыть структуру Федерального Собрания РФ, порядок образования его палат и их полномочия.

При рассмотрении третьего вопроса следует обратить внимание на органы законодательной власти субъектов федерации, в первую очередь, Оренбургской области.

Тема 9 Сущность и структура исполнительной власти

1 Понятие и признаки исполнительной власти

2 Система федеральных государственных органов исполнительной власти России

3 Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

При раскрытии первого вопроса следует дать общую характеристику исполнительной власти, раскрыть ее назначение, правовой статус.

Органы исполнительной власти – это государственные органы, призванные обеспечивать реализацию политики государства и исполнение законов, принятых его представительными учреждениями. Их деятельность носит подзаконный исполнительно-распорядительный характер. Следует уяснить признаки и формы исполнительной власти, а также структуру органов исполнительной власти.

При этом раскрытии второго вопроса необходимо четко представлять систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, порядок образования и полномочия Правительства Российской Федерации. При этом следует опираться на Конституцию Российской Федерации, федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

При рассмотрении третьего вопроса следует обратить внимание на органы исполнительной власти субъектов федерации, в первую очередь, Оренбургской области.

Тема 10 Понятие и сущность правового государства

1 История идей правовой государственности

2 Понятие и признаки правового государства

3 Формирование правового государства

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Необходимо проследить исторический процесс формирования идеи правового государства, начиная со знакомства с гуманистическими воззрениями философов Древней Греции, Рима, Китая, Индии, составившими ее фундамент. В период позднего феодализма идея правовой государственности была изложена Н. Макиавелли и Ж. Боденом. Значительный вклад в ее разработку был сделан мыслителями эпохи Просвещения (Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Дидро и др.). Философскую основу правового государства обосновал Кант. Следует также раскрыть значительный вклад в формирование теории правового государства, сделанный немецкими философами и юристами XIX в.

Необходимо обратиться и к формированию данной идеи в русской политико-правовой мысли дооктябрьского периода. Следует учесть, что после 1917 г. идеи правового государства в России были поглощены требованиями революционного правосознания, но до конца 20-х г.г. ставился и признавался вопрос о применимости к Советскому государству концепции правового государства. Лишь с конца 80-х г. г. XX в. начинается новый этап активного исследования проблем правовой государственности российскими учеными, на которые надо обратить особое внимание и иметь правильное представление об их содержании.

Раскрывая второй вопрос, следует дать определение правовому государству, при этом выделяя две стороны его сущности: содержательную и формально-юридическую. Необходимо определить основные признаки правового государства и раскрыть их: верховенство закона, реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности. При этом особое внимание нужно обратить на ответственность государства перед личностью и систему гарантий, исключающих административный произвол и обеспечивающих обязательность закона для государственной власти.

При рассмотрении третьего вопроса следует учесть, что правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические и культурные традиции. Рассматривая формирование правового государства, следует определить, какие условия необходимы для этого, выделить в историческом аспекте четыре этапа на пути к формированию правового государства, проанализировать этот процесс в России.

Тема 11 Социальное государство

1 Понятие и сущность социального государства

2 Признаки и функции социального государства

3 Формирование социального государства

Понятие социального государства возникло в XX в. вслед за идеей правового государства. Фактическое неравенство людей, противостояние различных социальных слоев общества обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики. Понятие социального государства связано, прежде всего, с изменением его внутренней политики, ее ориентированности на социальную защиту населения.

При рассмотрении сущности социального государства следует опираться, в первую очередь, на положение, сформулированное в п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, на Конституцию РФ.

Тема 12 Типология государства

1 Понятие типологии государства

2 Основные подходы к классификации типов государства

3 Характеристика основных типов государства

При рассмотрении первого вопроса следует дать определение типологии государств и определить ее значение. В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, определяются различные типы государства. Тип государства – это совокупность наиболее существенных черт, характерных для исторически обособленной группы государств.

Большое значение имеет проблема научной классификации государств, которая отражает логику их исторического развития и позволяет объединить в группы на основе определенных критериев. Необходимо раскрыть два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный, усвоить сущность каждого из этих подходов, определить их достоинства и недостатки. Кроме того, следует учесть, что существуют два основные направления цивилизационного подхода к типологии государств: теория локальной цивилизации (А. Тойнби) и теория «стадий экономического роста» (У. Ростоу), содержание которых также должно быть раскрыто, как и других нетрадиционных типологий государств. Желательно рассмотреть классификацию государств по видам государственного режима, по характеру взаимоотношений между государством и личностью, по источнику государственной власти.

Раскрывая содержание третьего вопроса, следует подробно остановиться на характеристике различных типов государств.

Тема 13 Форма государственного правления

1 Понятие и сущность формы государственного правления

2 Сущность монархии и ее виды

3 Общая характеристика республики и ее виды

4 Форма государственного правления России

Студент должен усвоить понятие формы государственного правления, определить, чем она характеризуется, выделить ее виды и подвиды.

Важно осмыслить историческую эволюцию, пройденную монархической формой правления, четко сформулировать понятие и основные признаки абсолютной, дуалистической и парламентарной монархии, определить различия между ними и отличительные черты конкретных монархий.

Следует также сформулировать понятие республиканской формы правления, определить ее юридические признаки и виды. Необходимо уяснить основные черты, особенности президентской и парламентской республик, различия между ними, их достоинства и недостатки. Заслуживает специального рассмотрения смешанная республика, сочетающая в себе черты как президентской, так и парламентской.

Кроме того, необходимо рассмотреть не только «классические» формы правления, но и те модификации, которые им свойственны в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Особое внимание надо обратить на форму правления современного Российского государства, проследить ее эволюцию.

Тема 14 Форма государственного устройства

1 Понятие и сущность формы государственного устройства

2 Унитарная форма государственного устройства

3 Федерация как форма государственного устройства

4 Форма государственного устройства России

Студент должен усвоить понятие формы государственного устройства, определить, чем она характеризуется, выделить ее виды.

Необходимо раскрыть общие признаки унитарной формы государственного устройства, обратить внимание на принципы территориального деления и его структуру, остановиться на видах территориальной автономии.

Следует также уяснить процесс образования федераций, общие для всех федераций черты, обратить внимание на виды федераций в зависимости от правового статуса субъектов федерации и от того, какие критерии положены в основу деления территории государства на субъекты.

Особое внимание следует уделить федеративному устройству России. Необходимо помнить, что существует также различные виды объединений государств.

Тема 15 Форма государственного режима

1 Понятие и сущность формы государственного режима

2 Демократический режим и его виды

3 Антидемократический режим и его виды

4 Государственный режим современной России

Студент должен усвоить понятие формы государственного режима, определить, чем он характеризуется, обратить внимание на соотношение государственного и политического режимов. Важно установить взаимоотношение между государственным режимом, формой правления и государственным устройством.

Изучая демократические и антидемократические режимы, желательно уяснить основные качества и черты, им присущие, и то, что на различных исторических этапах формировались различные государственные режимы. В настоящее время круг существующих видов государственного режима достаточно широк: от военно-диктаторского, авторитарного, до либерально-демократического и демократического. Особое внимание следует уделить государственному режиму современного российского государства.

Тема 16 Функции государства

1 Понятие, признаки и виды функций государства

2 Внешние и внутренние функции государства

3 Организационно-правовые формы осуществления функций государства

При рассмотрении первого вопроса необходимо сформулировать понятие функций государства и определить признаки, характеризующие функции государства, а также раскрыть соотношение функций государства с целями и задачами государства. При этом следует помнить, что с помощью своих функций государство решает стоящие перед ним задачи и достигает конкретной цели. Также функции государства нужно различать с функциями отдельных государственных органов.

Кроме того, следует помнить, что функции государства носят предметный, объективный характер и обусловлены взаимодействием общества и государства. Их содержание не остается неизменным на отдельных этапах развития государства, а определяется потребностями государства и общества, что необходимо показать в работе.

Существуют различные основания классификации функций государства. Так, по продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные; по правовым формам – на правотворческие, правоисполнительные и правоохранительные; по социальной значимости – на основные и вспомогательные; по сферам государственной деятельности – на внутренние и внешние. Все эти классификации необходимо раскрыть на конкретных примерах, наиболее подробно остановившись на внутренних и внешних функциях российского государства. Кроме того, необходимо показать эволюцию функций Российского государства, изменение их содержания.

Раскрывая содержание третьего вопроса, следует дать определение форм осуществления функций государства, выделить правовые и организационные формы и раскрыть их содержание.

Тема 17 Государство в политической системе общества

1 Понятие и структура политической системы

2 Роль государства в политической системе общества

3   Основные направления развития политической системы российского общества

При рассмотрении первого вопроса необходимо сформулировать понятие политической системы общества, а также усвоить, что она представляет собой диалектическое единство следующих сторон: институциональной, регулятивной, функциональной, идеологической и личностной. Кроме того, большое значение имеет объективная обусловленность политических явлений рядом факторов, на которых следует остановиться подробнее.

При рассмотрении структуры политической системы общества необходимо обратить внимание на различные подходы в исследовании политической системы; использовать структурно-функциональный подход, при этом выделяя следующие элементы политической системы общества: государство, политические партии, общественные объединения, органы местного самоуправления, граждане. Также следует провести соотношение политической системы общества с политической организацией общества, с учетом различных точек зрения.

При рассмотрении второго вопроса необходимо учесть, что государство занимает в политической системе общества особое центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Государство, как главная организующая сила общества, призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных элементов политической системы. Необходимо раскрыть роль государства в политической системе общества, а также рассмотреть взаимоотношения государства с другими ее элементами.

Раскрывая содержание третьего вопроса, следует показать развитие политической системы общества в современный период российского государства. При этом необходимо обратить внимание на назначение политических партий в обществе, тенденцию возрастания роли партий в современный период. Все большую роль в политической системе государств играют также различные общественные объединения некоммерческого характера, для них политическая деятельность не является основной целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов. Следует учесть, что в последнее время в состав политической системы включают и органы местного самоуправления. Также необходимо уяснить, что граждане принимают участие в политическом процессе как опосредованно, через различные элементы политической системы общества, так и непосредственно, путем голосования на референдуме, на выборах, участия в собраниях, митингах, демонстрациях, осуществляя права обращаться лично или коллегиально в государственные органы и органы местного самоуправления.

Тема 18 Правовой статус личности

1 Взаимодействие государства и личности

2 Понятие и структура правового статуса личности

3 Гарантии прав личности

При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить понятие личности, показать связь личности и государства, учитывая, что взаимоотношения личности и государства различны на разных этапах развития государства, раскрыть сущность различных моделей взаимоотношения государства и личности.

Связь и взаимодействие личности и государства находят выражение в правовом статусе личности. Классификация правовых статусов личности должна быть проведена по различным критериям, в первую очередь, по сфере действия. Также должна быть определена структура правового статуса, выделены все его элементы, учитывая, что основным элементом правового статуса являются права и обязанности, уяснены особенности и проблемы правового статуса граждан Российской Федерации.

Весьма важным является вопрос о гарантированности правового статуса личности. Надо различать гарантии, существующие и провозглашенные, уметь оценивать степень их эффективности, провести их классификацию. Гарантии подразделяются на общие, юридические и организационные. Должна быть раскрыта сущность каждого из этих видов гарантий.

Тема 19 Политические права и свободы

1 Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации

2 Правомерное ограничение политических прав и свобод человека

3 Система политических прав и свобод в современной России

Политические права – это возможности гражданина в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.

В работе следует сформулировать понятие политических прав и свобод граждан Российской Федерации, определить их место в системе конституционных прав и свобод, проанализировать российское законодательство о политических правах и свободах граждан и дать характеристику видового состава политических прав и свобод.

При этом следует опираться как на Конституцию Российской Федерации, так и на текущее законодательство.

Тема 20 Гражданские (личные) права и свободы

1 Гражданские права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации

2 Классификация гражданских прав и свобод

3 Система гражданских прав и свобод в современной России

При написании работы следует усвоить, что гражданские (личные) права –  это  возможности человека,  ограждающие от  незаконного  и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. В первую очередь, они получили закрепление в Конституции РФ.

По целевой направленности гражданские права подразделяются на права, направленные на индивидуализацию личности; права, направленные на обеспечение физической неприкосновенности личности; права, направленные на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов.

Необходимо раскрыть содержание гражданских (личных) прав человека в Российской Федерации.

Тема 21 Охрана и защита прав человека

1 Понятие прав человека

2 Защита прав человека на международном уровне

3 Охрана и защита прав и свобод человека в Российской Федерации

При рассмотрении первого вопроса необходимо четко представлять, что теория различает права человека, присущие индивиду как таковому, естественные права, и права гражданина, гарантированные государством. Соответственно этому сформулированы и две концепции в области прав человека – естественная и патерналистская. В настоящее время происходит все большее сближение прав человека и прав гражданина, естественные права человека признаны всеми демократическими государствами, поэтому следует показать международный характер прав человека.

Студент должен быть знаком с основными международными правовыми документами о правах человека и с законодательным закреплением прав в Российской Федерации. Следует также обратить внимание на вопросы неограниченности прав человека и возможности ограничения прав, а также на принципы равенства в правах, сочетания прав и обязанностей. Необходимо раскрыть систему международных органов защиты прав и свобод человека.

Следует обратить внимание на то, что охрана и защита прав человека осуществляется как на внутригосударственном, так и на международном уровнях и, исходя из этого, раскрыть различные формы и способы охраны и защиты прав человека.

Тема 22 Понятие и сущность права

1 Многообразие учений о праве

2 Понятие и признаки права

3 Принципы и функции права

Раскрывая содержание первого вопроса, следует обратить внимание на многообразие взглядов на сущность и социальную природу права. Раскрывая содержание различных концепций, следует наиболее подробно остановиться на теории естественного права, исторической школе права, психологической, нормативистской, социологической и классовой теориях.

При рассмотрении второго вопроса необходимо сформулировать понятие права, выделить и раскрыть его признаки, сущность. Кроме того, следует показать различия между правом в объективном смысле и субъективным правом.

Рассматривая третий вопрос темы, следует выделить и раскрыть общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права, приводя конкретные примеры.

Кроме того, должно быть сформулировано понятие функций права, проведено их деление на общесоциальные и собственно юридические. Наиболее подробно следует остановиться на регулятивной и правоохранительной функциях права.

Тема 23 Право в системе социальных норм

1 Понятие и признаки социальных норм

2 Основные виды социальных норм

3 Соотношение права и морали

Раскрывая содержание первого вопроса, следует обратить внимание на  то, что все действующие в обществе нормы подразделяются на социальные и технические. Необходимо выделить технико-юридические нормы, получившие закрепление в правовых актах. Следует сформулировать понятие социальных норм и выделить их признаки.

При рассмотрении второго вопроса необходимо провести классификацию социальных норм по различным критериям и кратко охарактеризовать основные виды социальных норм.

Рассматривая третий вопрос темы, необходимо рассмотреть соотношение права и морали в следующих аспектах: единство и различие, взаимодействие и противоречия.

Тема 24 Источники права

1 Понятие источников права

2 Виды источников права

3 Источники права Российской Федерации

Прежде всего, следует учесть, что понятие формы права тесно связано с понятием источника права, но не совпадает с ним.

При рассмотрении второго вопроса необходимо выделить и охарактеризовать основные виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт, религиозные тексты, научные доктрины.

При раскрытии содержания третьего вопроса темы необходимо рассмотреть источники права, используемые в Российской Федерации, как в прошлом, так и в современный период.

Тема 25 Нормативные правовые акты

1 Понятие и классификация нормативных правовых актов

2 Понятие, признаки и виды законов

3 Подзаконные акты

Прежде всего, сформулировав понятие нормативного правового акта, следует определить его основные признаки и провести классификацию нормативных правовых актов по различным критериям.

При раскрытии содержания второго вопроса темы необходимо дать определение закона как нормативного правового акта высшей юридической силы, определить признаки закона и выделить его основные виды по юридической силе, охарактеризовав каждый, приводя конкретные примеры.

Определив подзаконные нормативные правовые акты как изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие нормы права, нужно раскрыть их виды, начиная с указов Президента РФ и заканчивая локальными актами.

Тема 26 Нормы права

1 Понятие и признаки норм права

2 Структура правовой нормы

3 Виды правовых норм

Раскрывая содержание темы, необходимо сформулировать понятие правовых норм и определить признаки. При этом следует учитывать, что норма права обладает природной и социальной обусловленностью и имеет различные аспекты. Должно быть также уяснено, почему норма права является правилом общего характера.

Под структурой нормы права понимается упорядоченная совокупность необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Норма права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Необходимо дать определение каждому из этих трех элементов, определить их виды и раскрыть сущность, приводя конкретные примеры.

При рассмотрении третьего вопроса, прежде всего, должно быть обращено внимание на значение классификации правовых норм, а затем определены виды норм права, классифицирующихся по различным основаниям. Следует уяснить такие критерии классификации, как предмет и метод правового регулирования, функции норм права в механизме правового регулирования, сфера действия, характер воздействия норм права и т.д.

Тема 27 Система права Российской Федерации

1 Понятие системы права

2 Основания построения системы права

3 Элементы системы права

Раскрывая содержание темы, необходимо, прежде всего, сформулировать понятие системы права, определить ее характерные черты и провести отличие с правовой системой, соотносящейся с системой права как целое и часть.

При написании второго вопроса следует учесть, что в основе построения системы права лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования, сущность которых должна быть раскрыта. Также следует выделить основные методы правового регулирования, в первую очередь императивный и диспозитивный методы.

Основными элементами системы права являются: норма права как первичный элемент, отрасль права, подотрасль права и институт права. Необходимо определить каждый из элементов и подробно охарактеризовать их.

Тема 28 Система законодательства Российской Федерации

1 Понятие системы законодательства

2 Основания построения системы законодательства

3 Элементы системы законодательства

Раскрывая тему, необходимо, прежде всего, сформулировать понятие системы законодательства, определить ее характерные черты и провести соотношение с системой права, определив различия по нескольким основаниям.

При написании второго вопроса следует учесть, что выделяют вертикальное и горизонтальное строение системы законодательства. При этом в основе построения системы законодательства по горизонтали, в отличие от системы права, лежит только один критерий – предмет правового регулирования, в основу вертикального строения положена юридическая сила нормативных правовых актов.

Основными элементами системы законодательства являются: нормативный правовой акт как первичный элемент, отрасль законодательства, комплексная отрасль законодательства. Необходимо определить каждый из элементов и подробно охарактеризовать их, приводя конкретные примеры.

Тема 29 Правотворчество

1 Понятие правотворчества

2 Формы правотворчества

3 Стадии законотворчества

При раскрытии содержания темы следует учесть, что нормативные правовые акты появляются и включаются в действующее законодательство в результате сложной деятельности, которая называется правотворчеством.

Необходимо дать определение правотворчества, уяснить основные факторы, определяющие формирование права, выявить признаки правотворчества и раскрыть принципы правотворческой деятельности.

При написании второго вопроса должны быть определены основные формы правотворчества, прежде всего, присущие Российской Федерации, и подробно раскрыто содержание каждой из них.

Наиболее подробно следует рассмотреть законотворческий процесс и выделить основные его стадии. При этом должны быть определены субъекты права законодательной инициативы, раскрыт процесс разработки проекта закона и его официального обсуждения на чтениях Государственной Думы, а также выявлены отличия в принятии федерального закона и федерального конституционного закона. Заключительную стадию законотворческого процесса представляет официальное опубликование закона.

Тема 30 Правовые отношения

1 Понятие правоотношений

2 Структура и содержание правоотношений

3 Юридические факты

В обществе существует множество различных отношений: политические, экономические, национальные и др., в своей совокупности они образуют целостную систему общественных отношений, обеспечивающую функционирование и развитие государства. В тоже время каждое из них имеет свои особенности, так как регулирует особую сферу жизнедеятельности общества на основе конкретного вида социальных норм. Правовые отношения являются разновидностью социальных и регулируются правовыми нормами.

Раскрывая содержание темы, следует сформулировать понятие правоотношений и определить их признаки. Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках, которые необходимо раскрыть. Кроме того, следует провести классификацию правоотношений по различным критериям, прежде всего, по предмету правового регулирования, по характеру воздействия на общественные отношения, по степени определенности и т.д.

При рассмотрении второго вопроса, следует учесть, что юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. Необходимо сформулировать понятия субъективных прав и юридических обязанностей и определить, какие элементы они включают. Также в структуре правоотношений должны быть определены субъекты и объекты. Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими правами и обязанностями. Следует выделить виды субъектов правоотношений, при этом учитывая, что субъект правоотношений должен обладать правосубъектностью, элементы которой надо рассмотреть подробно, определяя момент возникновения и прекращения правоспособности и дееспособности.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Необходимо провести классификацию юридических фактов по характеру наступающих последствий и по волевому признаку, а также определить понятие юридического состава.

Тема 31 Реализация права

1 Понятие и сущность реализации права.

2 Основные формы реализации права.

3 Применение права как особая форма реализации права.

При раскрытии содержания темы следует обратить внимание на то, что принятие нормативного правового акта – это лишь предварительный этап правового регулирования. Главное же состоит в том, чтобы принятые нормы права осуществлялись на практике. Непосредственным результатом правового регулирования является реализация права. Реализация права – это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания правовых норм в фактическом поведении субъектов. Реализация права должна быть рассмотрена как процесс и как конечный результат.

Рассматривая второй вопрос, необходимо выделить формы реализации права и раскрыть их на конкретных примерах.

Далее следует обратить внимание на особую форму реализации права – применение права, сформулировать определение применения права, уяснить основания, обусловливающие необходимость применения права, выявить признаки применения права.

Тема 32 Применение права

1 Применение права как особая форма реализации права.

2 Основные стадии применения норм права

3 Понятие правоприменительного акта и его отличие от нормативных правовых актов

Рассматривая первый вопрос, необходимо сформулировать определение применения права, уяснить основания, обусловливающие необходимость применения права, выявить признаки применения права и раскрыть содержание основных требований, выдвигающихся к применению права.

Подробно должны быть рассмотрены стадии процесса применения норм права. Главной стадией применения права является решение дела, результатом которого является принятие правоприменительного акта.

Следует сформулировать понятие акта применения права, определить его особенности, структуру, и провести классификацию правоприменительных актов по различным критериям. Также должны быть выявлены общие черты и отличия правоприменительных актов и нормативных правовых актов.

Тема 33 Пробелы в праве и способы их преодоления

1 Понятие и сущность пробелов в праве

2 Аналогия закона

3 Аналогия права

При раскрытии первого вопроса необходимо дать определение пробелам в праве, выяснить причины их появления и способы устранения.

Рассматривая второй вопрос, следует раскрыть сущность такого способа преодоления пробелов в праве, как аналогия закона, и определить, в каких случаях этот способ применяется.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо дать характеристику аналогии права как способу преодоления пробелов в праве.

Тема 34 Толкование норм права

1 Толкование норм права: понятие и способы

2 Виды толкования норм права

3 Акты толкования норм права

При раскрытии первого вопроса необходимо дать определение толкования права, выяснить причины его необходимости, определить два направления толкования права. Кроме того, следует подробно раскрыть содержание основных способов толкования права, таких как грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический и др.

Рассматривая второй вопрос, следует учесть, что виды толкования права выделяют по двум критериям: по субъекту толкования и по объему толкования. Необходимо подробно раскрыть содержание официального и неофициального толкования права, их отличительные черты, а также виды и подвиды, приводя конкретные примеры.

Официальное толкование норм права завершается принятием акта толкования права – интерпретационного акта. Следует сформулировать понятие интерпретационного акта, определить как его общие признаки с нормативными правовыми актами, так и отличительные черты.

Тема 35 Правовое сознание и правовое воспитание

1 Понятие, структура и виды правового сознания.

2 Правовое воспитание

3 Правовая культура

Существуют различные формы общественного сознания: политическое, нравственное, религиозное и т.д. Правовое сознание является частью общественного сознания, отражающего юридическую действительность. При этом право и правосознание формируются в неразрывном единстве и тесно взаимосвязаны между собой. При рассмотрении первого вопроса темы необходимо сформулировать понятие правосознания, определить его элементы и раскрыть их содержание. Кроме того, должны быть выявлены виды правосознания и его основные функции.

Раскрывая содержание второго вопроса, следует сформулировать понятие правового воспитания, уяснить его цель, задачи и методы, а также раскрыть процесс правового воспитания.

Правовая культура как разновидность общей культуры рассматривается как в широком смысле, так и в узком. Необходимо раскрыть содержание правовой культуры, определить ее структуру, формы и уровни.

Тема 36 Правомерное поведение

1 Понятие правомерного поведения

2 Виды правомерного поведения и его структура

3 Формирование правовой активности личности

Отношения между людьми, существующие в обществе, складываются на основе двух разновидностей поведения: обусловленного различными социальными нормами, находящегося вне сферы правового регулирования, и юридически значимого, предусмотренного нормами права. При этом юридически значимое поведение может быть как правомерным, соответствующим предписаниям правовых норм, так и противоправным.

Необходимо сформулировать понятие правомерного поведения, раскрыть его признаки.

Правомерное поведение классифицируется по различным критериям.

Прежде всего, следует провести классификацию по социальной значимости, по форме внешнего проявления, по субъектам и по волевому признаку (мотивации).

Наиболее подробно необходимо рассмотреть процесс формирования правовой активности личности.

Тема 37 Правонарушение

1 Понятие и признаки правонарушения

2 Состав правонарушения

3 Виды правонарушений

Раскрывая содержание темы, прежде всего, следует сформулировать понятие правонарушения и определить его признаки.

Юридический состав правонарушения содержит четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Каждый из них должен быть подробно рассмотрен. Необходимо определить, кто является субъектом правонарушения, какие основания имеются для того, чтобы лицо могло быть признано неделиктоспособным. Определяя объект правонарушения, следует провести различие между ним и предметом правонарушения. Рассматривая объективную сторону правонарушения, надо выявить совокупность внешних признаков, характеризующих правонарушение, а также факультативные признаки. Основным признаком субъективной стороны правонарушения является вина. Различают две формы вины, которые необходимо рассмотреть подробно, определяя виды каждой, а также выявить факультативные признаки субъективной стороны.

При рассмотрении третьего вопроса следует учесть, что в зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Должны быть рассмотрены подробно как преступление, так и все виды проступков.

Тема 38 Юридическая ответственность

1 Понятие и признаки юридической ответственности

2 Виды юридической ответственности

3 Основания освобождения от юридической ответственности

Общество всегда реагирует на нарушение социальных норм, установленного порядка общественных отношений. При этом действуют различные формы социальной ответственности. Одной из форм социальной ответственности является ответственность юридическая, применяющаяся к лицам, совершившим правонарушения.

Рассматривая первый вопрос темы, необходимо сформулировать понятие юридической ответственности, раскрыть ее признаки и определить два основания юридической ответственности – нормативное и фактическое. Также должны быть рассмотрены функции и принципы юридической ответственности, соотношение юридической ответственности и наказания.

Юридическая ответственность классифицируется по различным основаниям: по содержанию санкций, по форме осуществления, по отраслевой принадлежности. Следует подробно остановиться на основных видах юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной. В настоящее время также выделяют конституционную ответственность, сущность которой должна быть раскрыта.

Раскрывая содержание третьего вопроса темы, необходимо определить, что означает освобождение от юридической ответственности и какие виды освобождения предусмотрены законодательством. От освобождения от юридической ответственности следует отличать обстоятельства, исключающие противоправность деяния.

Тема 39 Романо-германская правовая семья

1 Исторический процесс формирования романо-германской правовой семьи

2 Характерные черты романо-германской правовой семьи

3 Российская правовая система

Раскрывая содержание первого и второго вопросов, необходимо показать исторический процесс формирования романо-германской правовой семьи, определить ее основные правовые источники и характерные черты.

Рассматривая российскую правовую систему, необходимо раскрыть ее особенности в дореволюционное время, в социалистический период, а также показать процесс формирования и развития в настоящее время.

Тема 40 Англо-саксонская правовая семья

1 Исторический процесс формирования англо–саксонской правовой семьи

2 Характерные черты англо–саксонской правовой семьи

3 Характеристика современных англо-саксонских правовых систем

Раскрывая содержание первого и второго вопросов, необходимо показать исторический процесс формирования англо-саксонской правовой семьи, определить ее основные правовые источники и характерные черты.

Кроме того, в англо-саксонской правовой семье особо выделяется правовая система США, на особенности которой следует также обратить внимание.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика