Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Теория государства и права |
25.04.2019, 11:16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплект заданий для контрольной работы Контрольная работа №1 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что такое наука? что является предметом науки теории государства и права? что такое методология и метод науки? какая связь между предметом и методом науки? какие методы присущи теории государства и права? 2. Покажите связь теории государства и права и истории государства и права. 3. Дайте характеристику метода сравнительного правоведения. Контрольная работа №2 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что такое общество? в чем необходимость власти и социальных норм в обществе? каково значение и последствия неолитической революции? 2. Назовите основные причины возникновения права. 3. Законспектируйте главу IX работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». 4. Заполните таблицу:
5. Укажите одну из теорий, объясняющих процесс зарождения государства, которую Вы считаете наиболее убедительной и выпишете в тетрадь аргументы в ее защиту. В другом случае попытайтесь сформулировать собственную позицию по вопросу о происхождении государства. Обоснуйте свой ответ историческими данными. 6. Назовите особенности образования древнерусского государства. Контрольная работа №3 1. Составьте синквейн о государстве. 2. Дайте ответы на следующие вопросы: как соотносятся понятия «публичная власть», «политическая власть» и «государственная власть»? как соотносятся суверенитет государства и суверенитет народа? 3. Что такое институты прямой демократии? Назовите их. 4. Назовите отличительные черты тоталитаризма и авторитаризма. 5. Какому типу общества, а соответственно и государства, относится Российская Федерация согласно концепции американского социолога Даниэля Белла? Аргументируйте свой ответ. Контрольная работа №4 1. Объясните объективный характер функций государства. 2. Составьте схему функций государства с учетом их классификации. 3. Сравните и обдумайте следующий материал: Из учебника Теория государства и права / Под ред. проф. С.С. Алексеева. М., 1985. С. 196-197. «Функции Советского социалистического государства определяются задачами и целями, стоящими перед ним на том или ином этапе развития… Основные функции общенародного государства: Внутренние: хозяйственно-организаторская; регулирования меры труда и потребления; охраны и преумножения социалистической собственности; культурно-воспитательная; охраны социалистического правопорядка, прав и свобод граждан; оказания социальных услуг членам общества; охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Внешние: борьбы за мир и мирное сосуществование; защиты социалистического Отечества; братского сотрудничества и взаимопомощи со странами социализма; сотрудничество со странами, освободившими от колониальной зависимости» Из учебника Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002. С. 60-62. «Основные внутренние функции современного Российского государства: Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правового порядка; экономическая, налогообложения; социальная; экологическая, культурная. Основные внешние функции современного Российского государства: оборона страны; обеспечение международного мира и безопасности; сотрудничество с другими государствами» Назовите факторы, обусловившие изменения функций Российского государства. 4. Спрогнозируйте последствия отказа государства от выполнения социальной функции. Контрольная работа №5 1. Назовите существующие в научной литературе точки зрения относительно соотношения «механизма государства» и «государственного аппарата» 2. Охарактеризуйте три основные модели построения государственного аппарата: моноцефальную, монотеократическую и централизовано-сегментарную. 3. Проведите классификацию по всем основаниями следующих органов государства: Государственная Дума РФ, Конституционный Суд РФ; Президент РФ; Правительство РФ; Министерство иностранных дел; Совет народных депутатов Камчатской области; 4. Какую роль в «системе сдержек и противовесов» играет делегированное законотворчество. 5. На основании положений глав 4-7 Конституции Российской Федерации заполните таблицу: Система «сдержек и противовесов» в России:
Контрольная работа №6 1. Дайте ответы на следующие вопросы: какие факторы определяют существования в том или ином государстве конкретной формы правления? для какой формы правления характерная такая система как министериализм (система кабинетов)? при какой форме правления имеет место контрассигнация? что такое сецессия? 2. Чем отличается президентско-монистическая республика от суперпрезидентской? 3. Заполните таблицу:
4. В чем отличие федерации США от Российской Федерации? 5. Назовите известные вам виды союзов государств. 6. Пользуясь справочной литературой, определите форму правления и форму государственного устройства: а) Бразилии; б) Израиля; г) Колумбии; д) Бельгии; е) Китая; ж) Марокко; з) Саудовской Аравии; и) Украины; к) Свазиленда. Контрольная работа №7 1. Дайте ответы на следующие вопросы: как соотносятся понятия «политическая система общества», «политическая организация», «государство»? с какой целью законодатель выделяет организационные формы общественных объединений? кто такие учредители, члены и участники общественных объединений? 2. По всем основаниям классифицируйте следующие политические партии Российской Федерации: Коммунистическая партия Российской Федерации; Единая Россия; Либерально-демократическая партия России. 3. Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Какое влияние оказывает политическая система общества на другие сферы общественной жизни – экономическую, социальную, культурную?» Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами. Контрольная работа №8 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что такое объективное право, субъективное право, естественное право? в чем социальное назначение права? в чем суть интегрального (интергративного) понимания права? 2. Подготовьте синквейн о праве. 3. Приведите несколько определений современных российских ученых. Выберете определение, которое Вам больше всего понравилось. Обоснуйте свой выбор. 4. Заполните таблицу:
5. Какие обще-социальные принципы права закреплены в Конституции Российской Федерации. 6. Какие факторы оказывают влияние на правовую систему государства. Контрольная работа №9 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что такое права человека и чем они отличаются от свобод? какие существуют концепции взаимосвязи государства и права? 2. Согласны ли Вы с утверждением: «Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него». Аргументируйте свой ответ. 3. Можно ли назвать гражданским современное российское общество? Обоснуйте свой ответ. 4. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь. Какими аргументами власть оправдывала это пренебрежение? 5. Как Вы считаете, должны ли существовать ограничения прав и свобод человека? Если да, то в каких случаях. 6. Используя тексты Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, заполните таблицу, указав конкретные статьи названных документов:
Контрольная работа №10 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что такое социальное регулирование? в чем отличия нормативного от ненормативного регулирования? каковы особенности автономного и гетерономного регулирования? 2. Напишите эссе, отразив в нем свое отношение к высказыванию римских юристов: «Право есть искусство добра и справедливости». 3. Заполните таблицу:
Контрольная работа №11 1. Дайте ответы на следующие вопросы: в чем особенности правосознания как формы общественного сознания? что означает стереотипное правосознание? каковы, по Вашему мнению, причины распространения правового нигилизма в сознании российского общества в 1990-х годах? 2. Известный русский философ И.А. Ильин писал: «Без правосознания нет субъекта права, а есть лишь одно трагикомическое недоразумение – духовно пустой человек, которому напрасно предоставляются права живого духа. Тогда и право оказывается пустым словом и жизненным недоразумением; и правопорядок становится фиктивным, а государственная форма обречена на разложение и гибель» (Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4.). Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ. 3. Законспектируйте статью: Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // LEXRUSSICA (Научные труды МГЮА). 2004. № 2. 4. Подберите материал из средств массовой информации о проблемах правосознания и правовой культуры российского общества/ Контрольная работа №12 1. Дайте ответы на следующие вопросы: как соотносятся понятия «норма права», «правовая норма», «юридическая норма»? в чем отличие логической нормы от нормы-предписания? в чем отличие специальных и специализированных норм? что такое кумулятивная гипотеза, диспозиция или санкция? что такое абстрактное и казуальное изложение гипотез и диспозиций? 2. Подберите из действующего законодательства нормы, поясните их структуру, а также укажите способ изложения в статьях закона. 3. Приведите по одному примеру из законодательства с указанием № статьи и реквизитов нормативного правового акта следующие виды норм: декларативную, дефинитивную, оперативную, коллизионную. 4. Заполните таблицу «Виды норм права», подобрав на каждый вид по два примера из законодательства (с указанием наименования и реквизитов нормативно-правового акта, номера статьи, части, пункта; с цитированием подходящего в качестве примера фрагмента статьи):
Контрольная работа №13 1. Дайте ответы на следующие вопросы: как соотносятся понятия «источник» и «форма» права? какое значение имеет правовой обычай для формирования и развития права в современных государствах? Проиллюстрируйте свой ответ примерами. какими способами производится государственное санкционирование обычая? что означает ретроактивность закона? 2. Назовите достоинства нормативно-правового акта как источника права. 3. Назовите источники права в Российской Федерации. 4. Дайте характеристику следующим источникам права: судебный прецедент, нормативный договор, правосознание, принципы права, правовая доктрина. 5. Напишите эссе, отразив в нем свое отношение к высказыванию известного римского политического деятеля Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, что быть свободными». Контрольная работа №14 1. Дайте ответы на следующие вопросы: как соотносятся понятия «правообразование», «правотворчество» и «законотворчество»? какие способы правотворчества существуют в Российской Федерации? в чем роль систематизации законодательства? 2. Назовите функции правотворчества. 3. Перечислите и охарактеризуйте принципы правотворчества. 4. Дайте характеристику следующих средств юридической техники: нормативное построение, юридическая конструкция, отраслевая типизация. 5. Назовите стадии законотворческого процесса в Российской Федерации. 7. Дайте ответы на следующие вопросы: как соотносятся понятия «право», «система права» и «правовая система»? как соотносятся система права и система законодательства? 8. Заполните таблицу «Отрасли российского права»:
9. Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Ряд ученых называют комплексные отрасли права «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своего предмета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отраслями законодательства». Согласны ли Вы с их точкой зрения? Ответ обоснуйте». Контрольная работа №15 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что такое правосубъектность? какие виды правосубъектности Вам известны? как соотносятся понятия «субъект права» и «субъект правоотношения»? как соотносятся понятия «объект права» и «объект правоотношения»? Контрольная работа №16 1. кто такое юридические состояния? 2. Подберите примеры на все известные Вам классификации юридических фактов? 3. Схематично покажите связь нормы права, юридических фактов и правового отношения. Контрольная работа №17 1. Дайте ответы на следующие вопросы: возможна ли реализация права вне правоотношений? в каких случаях возникает необходимость применения права? в каких случаях недопустимо применение аналогии? что такое субсидиарное применение права? какую роль в правоприменении играют правовые аксиомы, презумпции, фикции и преюдициальные факты? 2. Охарактеризуйте функцию индивидуального регулирования, присущую применению права. 3. Письменно приведите не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права, и, опираясь на нормы соответствующего законодательства, укажите круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций. 4. Назовите отличительные черты акта применения права от нормативного правового акта. Контрольная работа №18 1. Дайте ответы на следующие вопросы: чем объясняется необходимость толкования норм права? какова роль официального и неофициального толкования в юридической практике? как соотносятся официальное толкование права и правотворчество? 2. Охарактеризуйте взаимосвязь толкования и применения права. 3. К какому виду юридического толкования относятся: а) рекомендации адвоката клиенту по вопросам наследования; б) разъяснение о подоходном налоге в инструкции; в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебному расследованию; г) разъяснение Судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела; д) разъяснение, данное правительством Москвы по поводу принятого им постановления. 4. Ознакомьтесь с несколькими Постановлениями Конституционного Суда РФ, Постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Из текстов указанных документов выберите фрагменты, которые являются примерами различным способов толкования. По результатам работы заполните таблицу:
5. Назовите отличительные черты интерпретационного акта от нормативного правового и правоприменительного акта. Контрольная работа №19 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что такое юридически значимое поведение? что такое конформистское поведение? что такое состав правонарушения? 2. В юридической литературе правомерное поведение рассматривают как многофакторное явление. Перечислите те факторы, которые, по Вашему мнению, определяют правомерное поведение человека. 3. Один из видов правомерного поведения ученые называют «ненадежным». Как Вы думаете, какой именно? Обоснуйте свой ответ. 4. Назовите критерии разграничения преступлений и проступков. Контрольная работа №20 1. Дайте ответы на следующие вопросы: что означает позитивная и негативная социальная ответственность? чем юридическая ответственность отличается от иных видов социальной ответственности? что такое общая превенция и частная превенция? 2. Законспектируйте статью: Вопленко Н.Н. Дискуссионные вопросы содержания и сущности юридической ответственности // Вестник СГАП. 2006. № 1. 3. Перечислите основания юридической ответственности. 4. Почему уголовная ответственность в сравнении с иными видами юридической ответственности обладает наибольшей степенью репрессивности? С каким юридическим фактом связано ее возникновение? 5. Назовите основания, исключающие юридическую ответственность, и основания, освобождающие от юридической ответственности. 6. Возьмите Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях и выпишите из них статьи, перечисляющие соответственно меры уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственности. Контрольная работа №21 1. Дайте ответы на следующие вопросы: как соотносятся понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование»? что такое правовые средства? какое значение в механизме правового регулирования имеют правоприменительные акты? как соотносятся понятия «льгота» и «привилегия»? 2. На конкретном примере покажите действие механизма правового регулирования. 3. Назовите виды правовых средств и приведете примеры.
Кейс-задачи Ситуация 1 По утверждению некоторых теоретиков права — право, подобно языку, складывается постепенно в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Определите, к какой школе права могло бы относиться подобное утверждение. Ситуация 2 Руководитель одного из авиаконцернов продолжал эксплуатировать самолет после полной выработки его ресурса, чем грубо нарушил правила эксплуатации воздушного транспорта. Определите, к какому виду норм относятся правила эксплуатации воздушного транспорта, к какой системе норм относится этот вид. Ситуация 3 Любое развитое государство издает нормативно-правовые акты, которые регулируют развитие производства, отношения распределений и употреблений, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. п. Определите, какой вид норм регулируют указанные отношения и к какой системе норм они относятся. Ситуация 4 Мировые религии — иудаизм, буддизм, ислам — оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Так, например, в «Моисеевых законах» содержится требование почитать своих родителей, установлена обязанность трудиться в течение шести дней, отдыхать — на седьмой, запрещается убийство, воровство, лжесвидетельство. Определите, какие виды норм регулируют правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека и выполняемые под воздействием веры и чувств. К какой системе норм относится этот вид? Ситуация 5 Уголовно-правовые отношения в Российской Федерации регулируются Уголовным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 1997 г. Определите, как взаимодействуют нормы права и морали в указанном законе. Ситуация 6 Житель Чечни Мулзаев совершил убийство другого жителя Чечни Мовсаева и был задержан сотрудниками чеченской милиции. Начальнику РОВД Мулзаев заявил, что его тэйп объявил кровную месть тэйпу Мовсаева, поэтому он и совершил убийство. После этого объяснения Мулзаев был отпущен. Исходя из данной ситуации, определите, как влияют обычаи на нормы права. Определите, прав ли был начальник РОВД, отпустив Мулзаева. Ситуация 7 Судьей было рассмотрено дело о краже трех овец обвиняемым П. у фермера К. В ходе судебного разбирательства судья, выслушав обе стороны, постановил, что ГТ. должен выплатить К. стоимость трех овец и отработать на ферме К. в течение трех месяцев. Определите, к какой концепции правопонимания может быть отнесена эта ситуация. Ситуация 8 В ст. 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Определите, каким способом правового регулирования регулируются общественные отношения в данной статье. Ситуация 9 В ч. 1 ст. 89 УК РФ сказано: «При назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 Уголовного кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц». Определите способ изложения правовой нормы в статье и вид нормы по кругу субъектов. Ситуация 10 В п. 2 ст. 34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Определите способ правового регулирования. Ситуация 11 В столице республики Н был проведен многотысячный митинг. Народ требовал у правительства республики проведения референдума за суверенитет и выход из состава государства. Референдум был проведен. По результатам референдума республика получала статус независимого суверенного государства. Определите в данной ситуации взаимодействие права и политики. Ситуация 12 Постановлением правительства Н-ской области было установлено, что на работу на предприятия, учреждения, организации могут приниматься только лица, имеющие городскую либо областную прописку. Определите, какой принцип права нарушен данным нормативным актом. Ситуация 13 Гражданин Анциферов, получив повестку, прибыл в военкомат и попросил заменить несение военной службы альтернативной гражданской службой, так как он является глубоко верующим человеком и пацифистом. Определите, какой элемент структуры правового регулирования описан в ситуации. Ситуация 14 Согласно Конституции РФ, ст. 31: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Определите структурные части данной статьи. Ситуация 15 Уголовный кодекс РФ, ст. 161: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет». Выделите структурные части статьи. Ситуация 16 В Гражданском кодексе РФ в главе 23, §2 (неустойка) содержатся ст. 330 (понятие неустойки), ст. 331 (форма соглашения о неустойке), ст. 332 (законная неустойка), ст. 333 (уменьшение неустойки). В ч. 1 ст. 330 сказано: «Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения». Классифицируйте указанную правовую норму (ст. 330 ГК РФ) по характеру содержания и по сфере действия. Ситуация 17 Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (ч. 1 ст. 611 ГК РФ). Определите гипотезу, укажите ее вид по степени определенности, а также назовите диспозицию и ее вид по юридической направленности. Ситуация 18 Староверова и Окопова связывали дружеские отношения на протяжении многих лет. Являясь соседями по садовым участкам, Окопов помогал Староверову в строительстве дачного дома. Староверов с целью отблагодарить друга преподнес Окопову в подарок автомагнитолу. Определите, вступали ли Окопов и Староверов в правоотношения. Ситуация 19 Гражданин С. отказался оплатить проезд на городском транспорте, предъявив контролеру удостоверение сотрудника милиции. Однако контролер потребовал плату, обосновывая требование тем, что вышло распоряжение местных властей о том, что все льготы при пользовании городским транспортом отменяются в связи с тем, что предприятия горавтотранспорта оказались убыточными, и проезд обязаны оплачивать все, даже сотрудники милиции. Тем не менее гражданин С, ссылаясь на льготы, закрепленные Федеральным законом, оплату производить не стал. Кто прав в данной ситуации? Ситуация 20 При разрешении конкретной юридической ситуации правоприменительный орган обнаружил две фактически действующие нормы регулирования противоречия. Одни правила разрешения противоречий устанавливались международным договором Российской Федерации, другие — гражданским законодательством. Как устраняется такое положение? Пояснения к заданию (при необходимости) – соответствие решения сформулированным в задании вопросам (адекватность проблеме и практике); – оригинальность подхода (новаторство, креативность); – применимость решения на практике; – глубина проработанности проблемы (обоснованность и комплексность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование сложностей). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||