СПбУ МВД, теория государства и права (курсовая работа, темы 21-44)
Узнать стоимость этой работы
11.09.2014, 19:07

Тема 21: Нормативно-правовой акт как основной источник права России.

План:

Введение.

1. Официальные источники права современной России.

2. Нормативно-правовой акт, как вид источников права: понятие, признаки, классификация.

3. Порядок  опубликования и пределы действия нормативно-правовых актов в современной России.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

В первом вопросе необходимо перечислить источники права, из числа которых подробно рассмотреть официально действующие на территории России. Кроме того, объяснить причины, почему иные источники права не обладают юридической силы в пределах российской юрисдикционной территории, а также определить их влияние на национальную правовую систему России.

Во втором вопросе необходимо подробно охарактеризовать нормативно-правовой акт, как один из основных видов источников права и обосновать его значение. Через характерные признаки (черты) раскрыть понятие нормативного акта. Провести классификацию нормативно-правовых актов России. Рассмотреть закон как вид нормативно-правового акта: понятие, признаки и виды, а также подзаконные акты: их понятие, признаки и виды. В этом вопросе следует уделить внимание достоинствам нормативно-правового акта.

В третьем вопросе необходимо показать правовую основу и порядок официального опубликования (обнародования) нормативно-правовых актов, их действие во времени, пространстве и по кругу лиц. Раскрывая содержание вопроса, обратите внимание на часть 3 ст. 15 Конституции России, а так же федеральный закон Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г., Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. " О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Они устанавливают дату принятия законов, срок их официального опубликования, источники опубликования, таким образом, определяют с какого времени нормативно-правовые акты вступают в юридическую силу и случаи прекращения (утраты силы) действия. Конституционный принцип обратной силы закона. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Понятие территории государства, её элементы. Действие нормативных актов на территории России и её субъектов. Рассматривая вопрос о действии нормативных актов по кругу лиц, определите категории адресатов на кого распространяется их действие.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 22: Теория юридических фактов. 

План:

Введение.

1. Понятие и признаки юридических фактов.

2. Классификация юридических фактов.

3. Юридические презумпции и фикции как юридические факты.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При изложении первого вопроса необходимо раскрыть понятие юридического факта в учебной и научной юридической литературе и сформировать систему признаков данного понятия.

Во втором вопросе необходимо классифицировать юридические факты по следующим критериям: по связи с волей участников правоотношения, по юридическим последствиям, по степени реальности фактического обстоятельства.

В рамках третьего вопроса следует раскрыть понятия «юридическая презумпция» и «юридическая фикция», указать на их роль в современном правовом регулировании, привести примеры их формулирования в современном законодательстве.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 23.  Законность в правовом государстве.

План

Введение.

1. Понятие законности: многообразие подходов.

2. Требования и гарантии законности.

3. Правозаконность как условие формирования правового государства.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса всесторонне проанализировать законность как фундаментальную категорию всей юридической науки и практики, учитывая три аспекта: а) правовой характер общественной жизни; б) всеобщее уважение закона и обязательное его исполнение всеми субъектами; в) реальное обеспечение прав, интересов граждан и охраны правопорядка от любого произвола.

При рассмотрении второго вопроса следует дать определение системы гарантий законности, всесторонне охарактеризовать общие и специально-юридические гарантии законности, обратив внимание на специфические гарантии законности в деятельности сотрудников ОВД МВД РФ.

При рассмотрении третьего вопроса обратить внимание на сущность, содержание категории «правозаконность», как условия формирования правового государства.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 24: Происхождение государства и права

План:

Введение.

1. Характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

2. Исторические предпосылки возникновения государства и права.

3. Общая характеристика теорий о происхождении государства и права.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует всесторонне охарактеризовать организацию, принципы функционирования социальной власти в первобытном обществе, сформулировать понятие «социальное регулирование».

При рассмотрении второго вопроса необходимо охарактеризовать географические, социальные, политические и экономические предпосылки возникновения государства и проанализировать три основных подхода к проблеме исторических предпосылок происхождения права (классовый, диалектико-социологический, антропологический).

При рассмотрении третьего вопроса рекомендуется исследовать и описать основные концепции происхождения государства (договорная, теологическая, теория насилия) и сущности права (естественно-правовая, классовая, психологическая, нормативистская, социологическая).

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 25: Правовая система современной России

План:

Введение.

1. Понятие и признаки правовой системы. Правовые системы и правовые семьи.

2. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

3. Специфика национальной правовой системы современной России.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие и перечислить признаки правовой системы, после чего провести сравнительный анализ феноменов «правовая система», «национальная правовая система» и «система права». Необходимо сформулировать понятие «правовая семья» и выделить основные критерии классификации основных правовых семей современности.

Приступая к изложению второго вопроса следует перечислить и коротко охарактеризовать предпосылки формирования романо-германской правовой семьи, а затем провести сравнительный анализ правовых систем государств относящихся к романо-германской семье (к примеру, сравнить правовые системы Франции, Германии, Италии).

В процессе изложения третьего вопроса необходимо провести анализ структуры и содержания национальной правовой системы современной России. При этом следует перечислить основные источники российского права, исследовать содержание механизмов правотворческой и правоприменительной деятельности, определить перспективные направления эволюции национальной правовой системы России в обозримом будущем.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 26: Теория правового государства: история и современность.

План

Введение.

1. Зарождение и развитие идеи правового государства.

2. Понятие и основные принципы правового государства.

3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как принцип правового государства в современной России.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса целесообразно проследить, как зарождались и развивались идеи правового государства начиная со времен античности, до их теоретической развитости в переходный от феодализма к капитализму период. Государственно-правовые идеи Солона, Пифагора, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля и др., концепции правовой государственности, разработанные в трудах Джона Локка, Шарля Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля и др.

Во втором вопросе необходимо дать определение правового государства, на основании его признаков: верховенства права, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности в правовом государстве, наличие гражданского общества.

При раскрытии третьего вопроса, следует показать отличие прав и свобод человека от прав и свобод гражданина, а также раскрыть необходимые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина закрепленные в Конституции РФ.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 27: Правовой статус личности

План

Введение.

1.  Понятие, структура и виды правового статуса личности.

2.  Принципы правового статуса личности.

3.  Классификация прав и свобод личности.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопросе следует проанализировать соотношения понятий «правовое положение личности» и «правовой статус личности» и  имеющиеся научные позиции. Далее следует раскрыть содержание следующих категорий:  субъективные права, свободы и обязанности личности; правовые норма, устанавливающие данный статус; правосубъектность; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего (статусного) типа.   Сформулировать свою позицию по вопросам обоснованности их  включения в структуру правового статуса личности. Завершить вопрос следует рассмотрением  видов правового статуса: общего (конституционного), специального (родового) и индивидуального статуса личности.

При рассмотрении второго вопроса раскрыть содержание основных принципов правового статуса личности: уважение достоинства личности;  права и свободы человека как высшая ценность: равенство всех перед законом и судом; признание, соблюдение и защита прав личности как обязанность государства; недопустимость отмены или умаления прав и свобод личности; непосредственное действие прав и свобод личности; допустимость ограничения прав личности в целях, установленных Конституцией РФ; запрет злоупотребления правами и свободами; равенство прав и обязанностей, сочетание общественных и личных интересов; гарантированность прав и обязанностей; признание международно-правовой защиты прав и свобод личности; динамизм правового статуса личности.

При рассмотрении  третьего вопроса  следует проанализировать  соотношения понятий: «естественные, неотчуждаемые права человека» и «права гражданина», «права личности» и «свободы личности». Далее следует дать  научную классификацию прав и свобод человека и гражданина. Следует обратить внимание на следующие основания классификации; по времени возникновения (три поколения прав); по правовому статусу субъекта (права человека и права гражданина); по содержания (личные, политические, социальные, экономические и культурные) и др.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 28: Правосознание и правовая культура.

План:

Введение.

1. Понятие, структура и виды правосознания.

2. Понятие, структура и виды правовой культуры.

3. Правосознание и правовая культура сотрудников ОВД.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует определить понятие «правосознание» и охарактеризовать его структурные элементы - правовую психологию и правовую идеологию.  Затем следует сконцентрировать внимание на выявлении критериев классификации правосознания и на основании выделенных критериев провести анализ видов правосознания. Изложение вопроса следует завершить кратким самостоятельным выводом.

При рассмотрении второго вопроса необходимо сформулировать определение понятия «правовая культура» и охарактеризовать его как элемент общей культуры. Далее следует раскрыть содержательные элементы правовой культуры  (правовые ценности, действующее законодательство, общественное правосознание, правомерное поведение). Затем необходимо рассмотреть виды правовой культуры: в зависимости от субъектов-носителей (правовая культура личности и правовая культура общества); по уровню осознания правовой действительности (обыденная правовая культура, профессиональная правовая культура). В заключении следует проанализировать соотношение понятий «правосознание» и «правовая культура» и сделать краткий самостоятельный вывод по данному вопросу.

В рамках третьего вопроса следует определить понятия и охарактеризовать роль правосознания и правовой культуры сотрудников ОВД в практической юридической деятельности. Необходимо подчеркнуть, что каждый сотрудник ОВД является носителем  как индивидуального, так и коллективного правосознания. Кроме того, сотрудникам ОВД присущ профессиональный уровень правосознания. Говоря о правовой культуре сотрудников ОВД, следует указать, что им должен быть приущ профессиональный уровень правовой культуры, предполагающий восприятие и оценку права с точки зрения его функциональной значимости и социальной эффективности. Далее необходимо указать факторы, влияющие на формирования профессионального правосознания и правовой культуры сотрудников ОВД и определить пути совершенствования правосознания и правовой культуры сотрудников ОВД как субъектов правоприменительной деятельности. Изложение вопроса следует завершить кратким самостоятельным выводом.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 29: Иерархия источников права в современной России.

План.

Введение.

1. Понятие и признаки источников права.

2. Виды формально-юридических источников права.

3. Нормативное правовое закрепление иерархии источников права в современном российском законодательстве.

4. Разрешение коллизий между источниками права по российскому законодательству.

Заключение.

Библиография.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует раскрыть содержание понятия «источник права» в идеальном, материальном и формально-юридическом смыслах и охарактеризовать признаки источников права.

При рассмотрении второго вопроса необходимо классифицировать источники права по характеру формально-юридического закрепления. Важно выделить как традиционные (типичные) источники права, так и указать на существование в конкретной исторической и политической ситуации

Рассматривая третий вопрос важно осуществить анализ действующего российского законодательства с позиции установления параметров определения юридической силы источников права. Особое внимание должно быть обращено на проблему соотношения внутреннего и международного права.

В рамках четвертого вопроса необходимо указать на возможные причины коллизии источников права, а также отразить возможные варианты действий правоприменителя по их преодолению.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 30: Система законодательства.

План:

Введение.

1. Система законодательства: понятие, признаки и структура.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Систематизация законодательства: понятие и виды.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса сначала необходимо сформулировать понятие системы в целом и определить понятие системы законодательства. Должна быть подчеркнута сущность системы законодательства как совокупности действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов. Охарактеризовать признаки системы законодательства, такие как публичность, объективность, формальность, иерархичность и т.д. Раскрыть вертикальное и горизонтальное деление системы законодательства.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на то, что система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. Необходимо определить понятие системы права и охарактеризовать ее элементы. Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – нормативно-правовой акт. Необходимо раскрыть то, что система права – это абстрактное, но объективное понятие, а система законодательства конкретное и субъективное. Нужно обратить внимание на то, что эти понятия соотносятся как содержание (система права) и форма (система законодательства).

При рассмотрении третьего вопроса сформулировать понятие систематизации законодательства, определить ее цели. Также необходимо охарактеризовать такие виды систематизации законодательства как кодификация, инкорпорация, консолидация и учет. Следует раскрыть виды кодификации и инкорпорации. Особое внимание должно быть обращено на приведение примеров указанных форм систематизации законодательства, в том числе и в рамках деятельности органов внутренних дел.

В заключении необходимо обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское   видение исследуемой проблематики.

Тема 31: Гражданское общество и государство.

План:

Введение.

1. Идейно-теоретические предпосылки формирования концепции гражданского общества в истории отечественной политико-правовой мысли.

2. Современные подходы к пониманию феномена гражданского общества.

3. Развитое гражданское общество как признак правового государства.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует коротко охарактеризовать идейно-теоретические предпосылки формирования концепции гражданского общества в истории отечественной политико-правовой мысли. Предлагается акцентировать внимание на изучении и сравнительном анализе взглядов на сущность гражданского общества, а также на проблему соотношения гражданского общества, государства, личности получивших отражение в работах выдающихся российских ученых XVII – начале XX вв.

Рассмотрение второго вопроса следует начать с формулировки определения гражданского общества и перечисления признаков его характеризующих. Предлагается обратить внимание на такие специфические признаки гражданского общества как: экономическая самостоятельность; приоритет корпоративных интересов по отношению к публичным (общегосударственным); возможность открытого (легального) воздействия на деятельность органов государственной власти в политической сфере (в том числе путем формирования официальной политической оппозиции).

При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на рассмотрении принципов взаимодействия гражданского общества и государства в современной России. В качестве таких принципов предлагается рассмотреть: конституционную законность; разделение властей; взаимную ответственность и взаимный контроль; гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 32: Разделение властей: история и современность.

План

Введение.

1.  Становление и развитие теории разделения властей.

2.  Юридическое содержание принципа разделения властей.

3.  Принцип разделения властей в конституционном строе России.

Заключение.

Список литература.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть  процессы зарождение и этапы развития теории разделения властей, а также современные интерпретации теории разделения властей. Следует изложить  идеи античных мыслителей (Платон, Аристотель,  Полибий  и др.) о разграничении государственных органов и их функций.  Более подробно раскрыть  основные положения теории разделения властей Дж. Локка и Ш.Л. Монтескьё. Завершить вопрос следует  анализом современных интерпретаций теории разделения властей в  западной и отечественной юридической науки.

При рассмотрении второго вопроса,  следует обратить внимание на следующие основные положения: разделение властей представляет собой разделение полномочий основных отраслей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – при сохранении единства государственной власти; все ветви власти должны находиться во взаимном равновесии для того, чтобы ни одна их ветвей власти не могла получить преобладание над другими и каждая из них была гарантирована от посягательств на ее самостоятельность со стороны других ветвей; наличие системы «сдержек и противовесов»; наличие реально действующего механизма разрешения противоречий, возникающих в повседневной практике между законодательной и исполнительной ветвями власти. Далее следует обратить внимание на специфические особенности реализации принципа разделения властей «по горизонтали» (между тремя указанными ветвями власти) в зависимости от видов форм республиканского правления (парламентская и президентская), а также разделение властей «по вертикали» в федеративных государствах между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

При рассмотрении третьего вопроса,  следует проанализировать особенности закрепления принципа разделения властей в Конституции РФ (ст.ст. 3, 10, 11, 80, 85, п.3 ст. 125,  а также ст. ст. 71,72 и 73). 

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 33: Теоретические аспекты ограничения правового статуса личности.

План:

Введение.

1. Понятие и структура правового статуса личности.

2. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Ограничение правового статуса личности: понятие и основания.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса сначала необходимо сформулировать понятие правового статуса личности, назвать и дать общую характеристику его структурных элементов. Следует охарактеризовать проблемы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, правосубъектности личности, института гражданства, гарантий обеспечения правового статуса личности, юридической ответственности личности. Осуществить классификацию прав и свобод человека и гражданина по содержанию (личные (гражданские), политические, социальные, экономические, культурные и экологические), по субъектному составу (индивидуальные и коллективные), по значению (основные и дополнительные) и т.д.

При рассмотрении второго вопроса основное внимание уделить проблеме гарантий обеспечения прав и свобод личности. При этом необходимо назвать основания, по которым осуществляется классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина. Одной из классификаций является выделение политических, экономических и собственно юридических гарантий, при этом последние делятся на государственные и международные, судебные и несудебные и т.д. Следует охарактеризовать эти виды гарантий, привести их примеры, в том числе определить место и роль ОВД в механизме защиты прав и свобод человека.

При рассмотрении третьего вопроса следует определить пределы вмешательства государства в сферу частных интересов, а также в сферу правового статуса личности. Затем необходимо перечислить и охарактеризовать основания для ограничения прав и свобод личности государством, при этом обратив внимание на то, что в соответствии с Конституцией РФ ряд прав и свобод человека и гражданина признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми и не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

В заключении необходимо обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское   видение исследуемой проблематики.

Тема 34: Правовой режим.

План:

Введение.

1. Понятие правового режима.

2. Структура правового режима.

3. Общая характеристика конкретного правового режима.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие правового режима на основании анализа точек зрения отечественных ученых.

При рассмотрении второго вопроса необходимо определить структуру правового режима как теоретической конструкции.

При рассмотрении третьего вопроса следует охарактеризовать нормативную правовую регламентацию одного из правовых режимов, характерных для отечественной правовой системы: режима контртеррористической операции, режима военного положения, режима чрезвычайного положения, режима государственной границы и т.п. При этом назвать вопрос следует с учетом избранного направления исследования. Например: «Общая характеристика правового режима военного положения» и т.п.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 35: Правовой прецедент как источник права.

План

Введение.

1. Понятие и особенности прецедента как формального источника права.

2. Особенности правового прецедента в системе романо-германского права.

3. Правовой прецедент в современной правовой системе России: теория и практика.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует дать определение правового прецедента и рассмотреть ее виды. Далее, следует раскрыть особенности  судебного прецедента как формального источника права. Особое внимание следует обратить на такие особенности, как: порождение судебного прецедента только судами высшей инстанции; нормативный характер, проявляющийся в содержании прецедента как общей нормы, носящей казуальный характер;  общеобязательный характер прецедента, как для нижестоящих судов, так и для всех иных государственных органов и должностных лиц; определенная связанность высших судебных инстанций своими собственными решениями; писаный характер прецедента; вторичный характер прецедента по сравнению с законом; направленность прецедента не только на более эффективное и квалифицированное рассмотрение судами конкретных дел, но и на устранение пробелов в праве и правовой неопределенности в законах и других нормативных правовых актах.

При рассмотрении второго вопроса следует раскрыть  специфические черты и особенности прецедентов романо-германского права по сравнению с прецедентами системы общего права.  Следует раскрыть следующие особенности: многозначность понятия прецедента; вторичный характер, по сравнению с  рядом других источников  романо-германской правовой семьи; двойственное положение правового прецедента среди источников права;  избирательный характер прецедента применительно к различным отраслям права; разнородность их правовой основы в разных странах и дифференцированный подход к признанию за ними юридической силы; технико-юридические особенности.

При рассмотрении третьего вопроса следует иметь в виду, что необходимость официального признания прецедента как формального источника права и проблемы его использования в отечественной юридической практике являются дискуссионными. Следует проанализировать  имеющиеся точки зрения сторонников и противников официального признания  судебного прецедента как источника права и выработать собственную позицию по рассматриваемому вопросу.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 36. Законодательный процесс:  понятие и стадии.

План

Введение.

1. Закон как источник права: понятие, признаки, виды.

2. Законодательный процесс: сущность и основные стадии.

3. Особенности законодательного процесса в унитарных и федеративных государствах.

4. Место референдума в законодательном процессе современных государств.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие закона, назвать его основные признаки, дать их общую характеристику. После чего следует сосредоточить внимание на многообразии видов российских законов и привести их классификацию, обязательно охарактеризовав виды законов, выделенные в зависимости от юридической силы, по способу принятия, по сфере действия, по предмету правового регулирования, в зависимости от времени действия. При этом необходимо привести не менее двух примеров каждого вида законов, действующих в современной России. Далее следует рассмотреть особенности классификации законов в зарубежных странах, особо обратив внимание на виды законов по способу принятия и в зависимости от субъекта, принимающего закон.

При рассмотрении второго вопроса следует, во-первых, определить, как соотносятся термины «правотворчество» и «законотворчество», «правотворческий процесс» и «законодательный процесс»; во-вторых, дать определение законодательного процесса; в-третьих, перечислить и охарактеризовать стадии законодательного процесса, четко выделив сущность каждой из них. Особое внимание следует уделить специфике законодательного процесса, касающегося конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов субъектов федерации.

При рассмотрении третьего вопроса следует охарактеризовать законодательный процесс в государствах с различной формой государственного устройства, выделив особенности законотворчества в унитарных государствах и федерациях. При этом необходимо привести, как минимум, по два примера, иллюстрирующих законодательный процесс в унитарных государствах, в современных федерациях и в субъектах федерации. Далее следует определить, как отличается количество стадий и их содержание в законодательных процессах, касающихся общегосударственных законов и касающихся законов субъектов федерации. Особое внимание необходимо уделить общей характеристике законодательного процесса в одном из субъектов Российской Федерации – городе федерального значения Санкт-Петербург.

При рассмотрении четвертого вопроса следует определить особенности законодательного процесса с использованием референдума. Для этого необходимо дать определение референдума, выделить стадии законодательного процесса с использованием референдума при принятии общегосударственного закона и при принятии закона субъекта федерации. При этом необходимо привести, как минимум, по два примера, иллюстрирующих законодательный процесс с использованием референдума по общегосударственным вопросам и законодательный процесс в субъекте федерации

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 37: Типология государств.

План:

Введение.

1. Критерии типологии государств.

2. Типы государств по формационному критерию.

3. Типы государств по цивилизационному критерию.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания.

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на проблему понимания категорий «типология» и «тип государства». Раскрыть понятия общественно-экономической формации и цивилизации как критериев, положенных в основу типологии.

При рассмотрении второго вопроса следует выделить и кратко охарактеризовать основные типы государств, соответствующие общественно-экономическим формациям (рабовладельческой, феодальной, буржуазной). Показать особенности социалистической экономической формации, в рамках которой формируется социалистическое государство – государство переходного периода. Объяснить, почему в условиях коммунистической формации государство утрачивает свою социальную значимость и постепенно отмирает.

При рассмотрении третьего вопроса, следует показать особенности государств восточной и западной цивилизаций, раскрыть внутренние противоречия в рамках этих цивилизаций. Необходимо сравнить современную конструкцию типологии «Восток»-«Запад» с подходами к типологии государств выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей (Н.Я. Данилевского, А.Н. Гумилева, А. Дж. Тойнби).

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 38. Гарантии реализации правового статуса личности.

План

Введение.

1. Правовой статус личности и гарантии его обеспечения.

2. Международные гарантии обеспечения правового статуса личности.

3. Гарантии обеспечения правового статуса личности регионального уровня.

4. Национальный уровень гарантий правового статуса личности.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует определиться с тем, что такое правовой статус личности. В назывном порядке перечислить виды правового статуса личности и виды прав и свобод человека и гражданина, которые определяют сущность правового статуса личности. Далее необходимо пояснить, что такое «обеспечение правового статуса личности», «охрана прав и свобод человека и гражданина», «защита прав и свобод человека и гражданина». При этом следует отметить, как соотносятся между собой права человека и права гражданина, а также как соотносятся между собой понятия «правовой статус личности», «права и свободы человека», «права и свободы гражданина Российской Федерации».

Далее необходимо раскрыть понятия «гарантии обеспечения правового статуса личности», «юридические гарантии обеспечения правового статуса личности». После чего следует охарактеризовать систему юридических гарантий правового статуса личности и перечислить ее уровни.

При рассмотрении второго вопроса следует охарактеризовать юридические гарантии обеспечения правового статуса личности международного уровня, обратив внимание то, что одной из черт правового государства является приоритет норм международного права над внутригосударственным законодательством. Необходимо охарактеризовать нормативные и организационные основы международных гарантий обеспечения правового статуса личности.

При рассмотрении третьего вопроса следует охарактеризовать юридические гарантии обеспечения правового статуса личности регионального уровня, обратив внимание прежде всего на наличие американской, африканской, азиатской, европейской и других региональных систем гарантий правового статуса личности. Далее необходимо охарактеризовать нормативные и организационные основы гарантий обеспечения правового статуса личности в Европе (из региональных систем именно она, в первую очередь, имеет отношение к реализации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации).

При рассмотрении четвертого вопроса следует охарактеризовать юридические гарантии обеспечения правового статуса личности национального (внутригосударственного) уровня, обратив внимание прежде всего на наличие гарантий реализации правового статуса личности и гарантий охраны правового статуса личности.

Далее необходимо дать общую характеристику нормативных и организационных основ гарантий обеспечения правового статуса личности в Российской Федерации. При этом особое внимание следует уделить вопросу о месте и роли полиции в системе обеспечения правового статуса личности в современной России.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 39. Правовые системы современности.

План

Введение.

1. Правовая система и правовая семья: понятия и их соотношение.

2. Классификация правовых систем современного мира.

3. Основные правовые системы современности: общая характеристика.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует проанализировать различные подходы к определению понятия правовой системы (национальной правовой системы) и перечислить признаки правовой системы. При этом нужно обратить внимание на соотношение понятий «правовая система» и «система права». Далее необходимо рассмотреть понятие «правовая семья» и определить, как соотносятся правовая система и правовая семья.

В процессе изложения второго вопроса следует рассмотреть различные подходы к классификации правовых систем современного мира: четко выделить критерии, на основе которых производится классификация, и перечислить правовые семьи, выделяемые в результате классификации различными авторами.

При рассмотрении третьего вопроса, следует охарактеризовать основные правовые семьи современного мира. Обязательно должны быть рассмотрены англо-саксонская (семья общего права) и романо-германская (семья континентального права) правовые семьи, семья мусульманского права. Необходимо отразить авторские представления о том, на каких основаниях к какой правовой семье относится правовая система современной России.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 40.  Правовые фикции.

План

Введение.

1. Понятие правовой фикции по российскому законодательству.

2. Виды правовых фикций.

3. Роль правовых фикций в юридическом процессе.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса на основе анализа различных источников проанализировать логическую природу, содержание и объем понятия правовая фикция, соотношение правовых фикций и сходных с ними явлений, условия возникновения юридических фикций, взгляды различных авторов  на это юридическое понятие, определив понятие юридической фикции по российскому законодательству.

При рассмотрении второго вопроса обратить внимание на критерии классификации юридических фикций, всесторонне рассмотрев их виды на конкретных примерах правоприменительной практики в различных отраслях законодательства.

При рассмотрении третьего вопроса обратить внимание на место и роль юридических фикций в механизме правового регулирования, определив социальное значение данных явлений, обоснование необходимости их использования в праве, тенденции и перспективы использования юридических фикций в правовом регулировании общественных отношений, опираясь на конкретные примеры юридической теории и практики.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 41: Государство и право: проблема соотношения

План:

Введение.

1. Государство и право: современное определение понятий.

2. Единство,  взаимодействие и различие государства и права.

3. Современные концепции соотношения государства и права.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса сначала необходимо сформулировать современные понятия «право» и «государство», раскрыть их сущность, охарактеризовать наиболее существенные признаки указанных категорий.

При рассмотрении второго вопроса, используя критерии: единство, взаимодействие и различие, установить зависимость между правом и государством в процессе их функционирования.

При рассмотрении третьего  вопроса основное внимание уделить двум теоретическим позициям по этой проблеме: этатистско-тоталитарной и либеральной концепциям.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 42: Нетрадиционные формы государства.

План

Введение

1.  Понятие и элементы формы государства.

2.  Нетрадиционные формы правления.

3.  Нетрадиционные формы территориального устройства.

4.  Нетрадиционные формы политического режима.

Заключение

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

В первом вопросе необходимо раскрыть понятие формы государства, многообразие научных подходов к этой категории. Необходимо соотнести такие проблемы, как признаки государства, его сущность, содержание и функции с – понятием форма государства. Кроме того проанализировать нетрадиционность и нетипичность применительно к форме государства.

Во втором вопросе необходимо раскрыть форму правления, многообразие подходов к этому вопросу, например, возможность выделения широкого и узкого смыслов этого понятия. Далее необходимо проанализировать критерии классификации формы правления и выделить нетрадиционные формы правления: империю, сословно-представительскую монархию, республиканскую монархию, монархическую республику, президентско-милитарную республика, суперпрезидентскую республику, теократическую республику, полупрезидентскую республику, полупарламентарную республику и др.

В третьем вопросе необходимо определить какое место среди элементов формы государства занимает территориальное (государственное) устройство. Далее необходимо раскрыть основные научные подходы к понятиям «территориальное устройство государства», «государственное устройство», «форма политико-территориальной организации государственной власти», «территориальное деление государства» и т.д. При классификации территориального устройства государства следует выделить основные и нетрадиционные его формы. В числе нетрадиционных форм государственного устройства следует проанализировать конфедерацию, содружества, союзы, регионалистское государство, кондомиумы и др.

При рассмотрении четвертого вопроса следует рассмотреть понятие политического режима, соотнести понятия политического и государственного режима, многообразие подходов к этому вопросу. Необходимо охарактеризовать виды политического режима, различные варианты классификации этого понятия. Например, выделяются следующие    виды политического режима: тоталитарный, жестко-авторитарный, авторитарно-демократический, демократически авторитарный, развернуто-демократический, анархо-демократический. Иногда классификацию режимов связывают с определенными типами государства (рабовладельческим, феодальным и т.д.). Выделить нетрадиционные виды и охарактеризовать их.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 43.  Пробелы в праве.

 

План

Введение.

1. Понятие пробела в праве.

2. Классификация пробелов в праве.

3. Средства устранения и преодоления пробелов в праве.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует уяснить, что собой представляет пробел в праве, каковы причины пробелов в праве, какие существуют в современном правоведении подходы к определению сущности и содержания данного  понятия.

При рассмотрении второго вопроса на основе анализа источников выявить критерии классификации пробелов в праве, охарактеризовать их виды, уяснить, что понимается под коллизией в праве, каковы их причины.

При рассмотрении третьего вопроса обратить внимание на то, какие средства устранения и преодоления пробелов в праве существуют в арсенале теоретиков и практиков юриспруденции и в чем их суть, всесторонне рассмотрев институт аналогии.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

Тема 44. Юридический процесс:  понятие, виды, стадии

План

Введение.

1. Понятие и признаки юридического процесса.

2. Юридические процессы: критерии их классификации и виды.

3. Стадии юридического процесса.

Заключение.

Список литературы.

Методические указания:

Во введении необходимо обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на смысл, вкладываемый юристами в понятия «процесс» и «процедура», на различные подходы к определению сущности юридического процесса. Далее следует перечислить и раскрыть признаки юридического процесса, обратив особое внимание на то, что юридический процесс является организационной формой деятельности, связанной с разбирательством юридического дела; формой деятельности, которая осуществляется исключительно уполномоченными на то органами государства, должностными лицами и иными субъектами; всегда выражается в совершении непосредственно операций с нормами права; результаты юридического процесса всегда закрепляются в соответствующих процессуальных документах, имеющих официальный характер и установленную законом форму; является правовой формой деятельности и обеспечивается целым рядом гарантий; является правовой формой деятельности, непосредственно связанной с использованием различных методов и средств юридической техники.

При рассмотрении второго вопроса следует прежде всего привести примеры конкретных юридических процессов (не менее десяти), которые имеют место в правовой действительности современного государства. С учетом широкого многообразия юридических процессов в реальной жизни следует привести их примеры из различных областей общественной жизни. Далее необходимо охарактеризовать имеющиеся в науке классификации юридических процессов и критерии, на основе которых эти классификации были осуществлены. После чего следует дать общую характеристику выделенным в результате классификации видам юридических процессов.

При рассмотрении третьего вопроса следует иметь в виду, что вопрос о стадиях юридического процесса в юридической науке решается неоднозначно. Для выявления динамических характеристик процессуальной деятельности достаточно выявит и описать стадии только двух юридических процессов, например, законотворчества и правоприменения.

В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика