ВЮТ, теория государства и права (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
20.11.2015, 10:17

ВАРИАНТ № 1

Теоретический вопрос: «Происхождение государства, его сущность и типология»

Примерный план

1. Этапы и причины происхождения государства

2. Основные теории происхождения государства

3. Понятие и признаки государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства

4. Типология государства

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, необходимо указать на то, что период существования первобытного общества был самым длительным по времени этапом в истории человечества. Следует раскрыть основные признаки, которыми характеризовалась организация власти такого общества, постепенно переходя к причинам, которые послужили толчком к первому этапу возникновения государства. Рекомендуется проследить все этапы происхождения государства – от неолитической революции вплоть до появления публичной власти.

При ответе на второй вопрос необходимо дать краткую характеристику основным теория происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, материалистической, органической, ирригационной, психологической, теории насилия. Для этого достаточно изложить суть самой теории, назвать ее сторонников.

Продолжая развивать данную тему, студент должен перечислить признаки государства, которые отличают его от других организаций общества (политических партий, общественных объединений и т.д.). Исходя из указанных признаков, рекомендуется сформулировать общее понятие государства. Говоря о сущности государства, следует исходить из того, что наука представляет различные подходы к указанному вопросу. При рассмотрении сущности государства следует учитывать, во-первых, то, что государство – это особая организация власти, во-вторых, чьи интересы обслуживает данная власть. Отсюда следует выделить общесоциальное и классовое начало в сущности государства. Закончить ответ на данный вопрос надо выводом о том, в чем же состоит социальное назначение (роль) государства в обществе.

Далее необходимо дать определение типа государства и назвать факторы, определяющие тип государства. При этом следует отметить, что типология государства осуществляется с позиций двух подходов: формационного и цивилизационного и указать, в чем заключается особенность каждого из этих подходов. Затем надо отразить сущность рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического типов государства и привести конкретные исторические примеры, когда существовало каждое из этих государств.

2. Практические задания:

2.1. Определите, идеи каких теорий происхождения государства выражают следующие высказывания и события:

1. Франция XIX в. Наполеон Бонапарт говорит министрам: «Мы завоевываем территории и устанавливаем свой порядок. Ему должны следовать местные жители, как непреложному закону».

2. В XVIII в. до н.э. царь Хаммурапи на базальтовом столбе написал основные законы, которым должны подчиняться люди. Эти законы следовало исполнять всеми, ибо они дарованы богом, как и сама государственная власть.

3. Россия 1917 г. В.И. Ленин выступает на митинге перед большевиками: «Буржуазия была господствующей силой и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочий и крестьянин. Значит, его воле должны все подчиняться мы не будем делать поблажек бывшим богачам, жандармам и священникам. Наша воля – закон»

4. Из послания апостола Павла к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога …»

5. Д. Дидро писал: «Люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой и предаваться страстям, то положение каждого человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно. Они осознали, что каждому человеку надо поступиться частью своей независимости в пользу государства, чтобы выжить».

6. Е. Дюригн считал, что «… во все времена племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителя, платить им подати. Первые государства образуются из племен, объединенных актом завоевания».

7. Из учебника по Истории СССР: «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов. Поскольку государство возникло при столкновении классов, то оно должно выражать волю политически господствующего класса и обладает средствами для эксплуатации угнетенных…»

8. Лилиенфельд считал, что государство развивается подобно животному организму, растет путём интеграции его составных частей. При этом правительство осуществляет функции головного мозга, а торговля выполняет функцию функции кровообращения.

9. Древнегреческие ученые полагали, что лишь отеческая забота царя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В ϲʙᴏю очередь, глава государства должен (как ϶ᴛᴏ принято в семье) заботиться о своих детях (о подданных). Глава государства (монарх) будет отцом по отношению к ϲʙᴏим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

10. По мнению этого ученого: «Эффективное управление оросительными работами требует создания организационной системы, включающей в себя либо все население страны, либо, по меньшей мере, его наиболее активную часть. В результате те, кто контролирует эту систему, обладают уникальными возможностями для достижения высшей политической власти».

2.2. Заполните таблицу: «Власть и нормы поведения в первобытном обществе и в государстве»:

Вопросы сравнения

Первобытное общество

Государство

1. Принцип организации власти

 

 

2. Принадлежность власти

 

 

3. Регулирование поведения членов общества

 

 

4. Способ ведения хозяйства

 

 

5. Наличие системы налогов и сборов

 

 

 

ВАРИАНТ № 2

Теоретический вопрос: «Функции государства».

Примерный план

1. Понятие и классификация функций государства

2. Внутренние и внешние функции государства

3. Формы осуществления функций государства

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, студент должен раскрыть понятие функций государства и их классификацию, показать, что с помощью функций государства обеспечивается решение основных задач, стоящих перед государством на определенном этапе его развития.

При осуществлении классификации функций государства, следует указывать критерии, положенные в основу каждой классификации, а также приводить примеры функций каждого вида.

Далее необходимо охарактеризовать внутренние функции современного Российского государства: экономическую, экологическую, культурную, функцию социальной защиты, функцию охраны прав и свобод человека, функцию налогообложения, и внешние функции: функцию обороны страны, функцию поддержания мирового порядка, функцию сотрудничества с другими странами. При этом рекомендуется отразить проявление данных государственных функций в политических событиях, экономических и социальных изменениях, происходящих в России в последние годы.

Необходимо также назвать формы осуществления функций, особо подчеркнуть роль правовых форм и привести примеры их осуществления. Целесообразно сопроводить текстовый ответ схематичным изображением форм осуществления функций государства

2. Практические задания.

2.1. Определите, какие функции государства проявляются в следующих событиях:

Святослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он вел обширную торговлю с Волжской Болгарией и Хазарией, устанавливал правила расчетов с заезжими купцами.

В 998 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, приказал всячески поддерживать православную культуру, православные праздники и обычаи.

В XVII в. Россия вела постоянные войны. Денег в казне не хватало, поэтому в 1646 г. был сильно увеличен налог на соль.

В 1719 г. Петром I была опубликована Берг-привилегия (указ), позволявшая заниматься поиском полезных ископаемых.

В первые же дни после октябрьского вооруженного восстания Совет народных Комиссаров столкнулся с попытками свержения Советской власти. В 1917 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

На рубеже 20-30 гг. XX в. руководство СССР приняло курс на ускорение индивидуального развития страны. V Всесоюзный съезд Советов утвердил первый пятилетний план, который предусматривал приоритетное развитие тяжелой промышленности.

22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали на СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня создается Ставка Главного командования. 30 июня был образован государственный Комитет Обороны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти.

В начале 90-х годов в РФ был впервые принят закон, предусматривающий выплату денежного пособия женщинам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком.

Уставом о воинской повинности 1874 г. предусматривалась воинская повинность всего мужского населения страны без различия сословий. Общий срок службы в сухопутных войсках равнялся 15 годам, во флоте – 10 годам.

В 1986 г. между Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым и Президентом США Р. Рейганом был заключен договор о ликвидации ракет малой и средней дальности.

2.2. Покажите на конкретных примерах, с помощью каких форм государство реализует функции:

а) социальной защиты населения;

б) налогообложения;

в) международного сотрудничества.

Образец изложения ответа:

Функция переписи населения осуществляется через следующие формы:

- Правотворческая деятельность: был приняты нормативно-правовые акты, регулирующий проведение переписи населения в 2010 году (например, Федеральный закон «О всероссийской переписи населения» от 25.01.2002 г., Постановление Правительства РФ «Об организации всероссийской переписи населения» от 23.12.2009 и др.).

- Правоприменительная деятельность: практическая реализация переписи населения была возложена на Госкомстат России и его территориальные органы, которые разработали образцы форм переписных листов, методику и порядок проведения переписи, они же подводили окончательные итоги переписи.

- Правоохранительная деятельность: контроль за проведением переписи осуществляли правоохранительные органы. Так, в ходе проведения переписи были обнаружены факты, когда переписчики работали без оплаты своего труда, а их заработок забирали инструкторы. За подобные действия правонарушители были привлечены к ответственности.

- Регламентирующая деятельность: Вся территория страны разбита на переписные участки. На перепись было привлечено более 600 тысяч человек в качестве инструкторов и переписчиков, с которыми территориальные органы государственной статистики заключали договоры подряда.

- Хозяйственная деятельность: были напечатаны переписные листы, выделены деньги на оплату труда переписчиков и их инструкторов, каждому переписчику выдано специальное удостоверение.

- Идеологическая деятельность: до начала переписи с населением велась разъяснительная работа, вывешивались плакаты и социальная реклама, призывающие людей участвовать в переписи, разъяснялась необходимость такого участия.

 

ВАРИАНТ № 3

Теоретический вопрос: «Формы государства».

Примерный план

1. Понятие формы государства и ее элементы

2. Формы правления

3. Формы государственного устройства

4. Политический режим

Методические указания

Ответ на вопрос предлагается начать с определения формы государства и составляющих ее элементов. Целесообразно сопроводить текстовый ответ схематичным изображением структуры формы государства.

При характеристике формы правления необходимо остановиться на особенностях монархии и республики, отразить признаки, присущие каждой из данных форм и привести примеры монархических и республиканских государств. Требуется провести четкое разграничение между абсолютной и ограниченной монархией, указав также разновидности ограниченной монархии и проведя отличие между ними.

Характеризуя республики, следует отметить основной критерий, в соответствии с которым выделяют президентские, парламентские и смешанные формы республиканского правления. Студент также должен указать особенность формы правления в современной России.

При характеристике форм государственного устройства следует четко отметить признаки, присущие унитарному государству, федерации и конфедерации. Необходимо выделить существующие принципы построения федеративных государств, обратив при этом особое внимание на особенности формы государственного устройства Российской Федерации. Студент должен также раскрыть понятие «право сецессии» и указать, предусмотрено ли это право действующей Конституцией РФ.

В заключение предлагается рассмотреть разновидности политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического, указав их признаки и примеры прошлых и современных государств, в которых существовал каждый их указанных режимов. При этом рекомендуется сделать вывод о том, насколько современная Россия отвечает признакам демократического государства.

2. Практические задания:

2.1.  Определите форму правления в указанных государствах:

У вавилонского царя было много забот по управлению страной. Он должен был надзирать за высшими чиновниками, рассматривать планы строительства крупных сооружений в сельском хозяйстве, издавать указы и распоряжения, принимать послов и лиц, приносящих дань. Царь располагал обширным штатом придворных, которых он, по своему усмотрению мог карать и миловать.

В XVIII в. Швеция стояла на пороге раздела – в шведском парламенте действовали партии, за солидное вознаграждение интриговавшие в пользу иностранных держав. Король не имел фактических никаких привилегий, кроме второго дополнительного голоса в парламенте.

В Италии конца 19 в. король Георг III, пользуясь правом «вето», в очередной раз не утвердил закон о порядке престолонаследования. Сформированное им правительство полностью поддерживало позицию короля. В конечном итоге, оппозиционно настроенные члены парламента, покидают свои рабочие места. Король принимает решение о роспуске парламента.

В Германии середины ХХ в. на пост канцлера от коллегии выборщиков был выдвинут Р. Кауфман. Для осуществления активной внешней политики он должен был сначала заручиться согласием парламента.  В 1967 г. в Парламенте к власти приходит оппозиционная партия, которая выносит вотум недоверия действующему Правительству и канцлеру и отправляет их в отставку.

В Бразилии прошли всенародные выборы Президента страны. С приходом к власти он сформировал и возглавил свое правительство.  Но уже через год он был обвинен в совершении преступления и отрешении Парламентом от должности.

Глава государства Камерун – Президент. Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством во главе с Премьер-министром. Президент назначает Премьер-министра и других членов правительства с одобрения Парламента (Национального собрания). Правительство несет ответственность как перед главой государства, так и перед Национальным собранием.

В государстве Лихтенштейн законодательная власть принадлежит Ландтагу (однопалатному парламенту). Исполнительная власть возложена на Правительство. Глава государства – Князь. Он открывает и закрывает заседания Ландтага и вправе распустить его по собственной инициативе. Ни одно из решений парламента не может принять силу закона без согласия главы государства, в то же время сам Князь при чрезвычайных обстоятельствах может издавать указы с силой закона без согласия парламента и Премьер-министра.

Законодательную власть в Португалии осуществляет однопалатный парламент (Ассамблея Республики). Полномочия парламента обширны: он самостоятельно определяет повестку дня, решает вопрос об использовании контролирует деятельность Правительства, вправе ознакомиться с его программой, выразить ему доверие или порицание. Главой государства является Президент. Он обладает правом вето, которое парламент может отклонить абсолютным большинством голосов. Правительство ответственно перед парламентом.

Политическая структура государства Оман — султанат. Вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит Султану, который является главой государства, Премьер-министром, верховным главнокомандующим вооруженными силами, занимает посты министра иностранных дел, обороны и финансов. Помимо этого, Султан также является верховным судьей и высшим духовным лицом страны.

Законодательная власть в Израиле принадлежит однопалатному парламенту Кнессету. Кнессет практически не имеет ограничений, поскольку на принятые им законы не может быть наложено вето. Кнессет также имеет широкие полномочия по руководству и надзору за действиями Правительства. Президент исполняет в основном церемониальные функции. Израильский Президент не имеет права вето.

2.2. Заполните таблицу:

Вопросы для сравнения

Унитарное государство

Федеративное государство

Конфедеративное государство

1. Система законодательства

 

 

 

2. Система органов государственной власти

 

 

 

3. Система налогов и сборов

 

 

 

4. Вооруженные силы

 

 

 

5. Денежная единица

 

 

 

6. Государственная символика

 

 

 

7. Право сецессии у субъектов государства

 

 

 

 

ВАРИАНТ № 4

Теоретический вопрос: «Механизм государства».

Примерный план

1. Понятие и структура государственного механизма.

2. Принципы организации и деятельности государственного механизма.

3. Классификация государственных органов.

4. Теория разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, необходимо раскрыть понятие государственного механизма и перечислить элементы, входящие в его состав. Особо следует отметить, что в современной юридической науке нет однозначного подхода к  соотношению понятий «механизм государства» и «аппарат государства», отразив при этом суть проблемы.  

При изложении вопроса о принципах организации и деятельности государственных органов, необходимо не только перечислить, но и раскрыть содержание этих принципов.

Рассматривая систему органов государства, следует дать понятие государственного органа, указать его основные признаки, перечислить и кратко охарактеризовать все виды государственных органов. Особо следует отразить основные положения теории разделения властей, а также  функции и виды государственных органов, относящихся к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти. Завершить ответ на теоретически вопрос следует описанием системы «сдержек и противовесов» в теории разделения властей.

2. Практические задания:

2.1. Определите виды указанных государственных органов по каждой из известных Вам классификаций: Конституционный Суд РФ; Президент РФ; Правительство Воронежской области; Государственная Дума РФ; Президент республики Дагестан. 

Образец изложения ответа:

Определим вид такого государственного органа, как Министерство внутренних дел РФ, по каждой из известных нам классификаций:

- по ветви власти: орган исполнительной власти;

- по порядку формирования: назначаемый орган;

- по территории его деятельности: орган федерального уровня власти;

- по срокам его деятельности: постоянно действующий орган;

- по способу принятия решений: единоначальный орган;

- по характеру компетенции: орган специальной компетенции.

2.2. Используя Конституцию РФ, подберите примеры того, как работает система «сдержек и противовесов». Например:

«1. Влияние исполнительной ветви власти на законодательную проявляется через право «вето» Президента на законы Парламента.

2. Влияние Законодательной власти на Судебную проявляется через…

3. Судебная власть может ограничить исполнительную власть путем … и т.д.»

 

ВАРИАНТ № 5

Теоретический вопрос: «Право в системе социальных норм. Сущность и социальная ценность права».

Примерный план

1. Понятие и виды современных социальных норм.

2. Понятие и признаки права. Сущность права.

3. Функции и принципы права.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, необходимо раскрыть понятие социальных норм и указать на их отличие от технических норм; перечислить и дать характеристику следующих социальных норм: правовых, моральных, религиозных, этических, корпоративных, а также обычаев. Затем студент должен отразить соотношение и взаимодействие норм права и иных социальных норм на примере норм морали.

При раскрытии вопроса о понятии права необходимо помнить, что право многозначное понятие, употребляемое в различных смыслах. Приводя несколько различных определений права,  следует различать понимание права в субъективном и объективном смысле. Далее необходимо назвать и раскрыть признаки права.

Наука представляет различные подходы к сущности права. При рассмотрении сущности права следует учитывать, во-первых, то, что право есть регулятор отношений, во-вторых, чьи интересы обслуживает данный регулятор. Отсюда следует выделить общесоциальное и классовое начало в сущности права.  В заключение надо сделать выводом о том, в чем же состоит социальное назначение (роль) права в обществе.

Далее следует перечислить основные функции права и раскрыть содержание каждого из них. Следует исходить из того, что функции права делятся на общественные и юридические. Уделить особое внимание необходимо юридическим функциям права: регулятивной и охранительной, показав на конкретных примерах как осуществляются данные функции права. Характеризуя принципы права, студент должен уделить внимание, прежде всего, общеправовым (общеотраслевым) принципам права, а характеристику отраслевых и межотраслевых принципов достаточно ограничить лишь их примерами.

2.  Практические задания:

2.1. Определите, к какому виду норм относятся следующие правила поведения:

Одна из десяти христианских заповедей предписывает: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились твои дни».

У племен, живущих на берегах озера Таганьика, встречающиеся хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.

В учредительных документах общества любителей-рыболовов предусмотрена обязанность каждого члена уплачивать ежемесячные взносы и посещать общие собрания.

Наши предки испокон веков осуждали людей, не способных отвечать за свои поступки. «Если ты что-то обещал, необходимо обязательно выполнить это. Иначе – лучше не обещать вовсе», - говорили они.

Известная в России в XVI в. книга «Домострой» гласила: «Вежливость является одной их самых привлекательных особенностей характера человека»

В соответствии с Конституцией РФ, «осуществление прав и свобод одного человека не должно нарушать права и свободы других лиц».

В древней Греции люди особо почитали Афину – богиню войны.  Ей молились за успешное завершение военных походов, победу в бою,  жизнь и здоровье воинов.

В обществе признается общепринятым правило, в соответствии с которым мужчина, прежде чем подавать руку для приветствия, обязан снять перчатку. Женщина же вправе ответить на рукопожатие, не снимая перчатки.

Всеобщая Декларация прав и свобод человека гласит: « Каждый имеет право исповедовать любу. Религию, принимать участие в богослужении, отправлении религиозных и культовых обрядов».

Устав Воронежского юридического техникума предусматривает обязанность студентов не совершать действий, наносящих ущерб интересам, имуществу и престижу техникума.

2.2. Заполните таблицу: «Сравнительный анализ права и иных социальных норм»

 

Норма права

Нормы морали

Нормы

обычая

Нормы корпоративные

Время возникновения

 

 

 

 

Процесс формирования

 

 

 

 

Сфера регулирования

 

 

 

 

Степень обязательности

 

 

 

 

Форма закрепления

 

 

 

 

Особенности реализации

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ № 6

Теоретический вопрос: «Формы (источники) права».

Примерный план

1. Понятие форм (источников) права.

2. Классификация нормативных актов по юридической силе.

3. Пределы действия нормативных актов.

Методические указания

Изучая вопрос об источниках права, имейте в виду наличие двух терминов «форма» и «источник» права». Следует дать понятие и указать на отличие указанных правовых категорий. Существуют четыре основные формы права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт, нормативный договор, который отличается от  индивидуального договора (например, трудового договора, договора подряда). Некоторые ученые  называют также юридическую доктрину и общеправовые принципы права. 

Уделите особое внимание характеристике нормативно-правового акта, дайте его понятие и назовите его признаки и виды (законы и подзаконные акты, указы, постановления и др.). При характеристике видов нормативных актов требуется четко указать, что положено в основу их классификации, особое внимание обратить на классификацию нормативных актов по их юридической силе, указав на верховенство законов среди других нормативных актов. При этом необходимо выделить особое значение Конституции, как основного закона государства. Помимо перечисления видов и признаков закона, следует выделить также виды подзаконных нормативных актов.

Студент должен рассмотреть порядок вступления в силу и прекращения действия различных нормативных актов, особенности их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, раскрыть понятие «обратная сила закона».

2. Практические задания:

2.1. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы:

Федеральный закон РФ «О мировых судьях»;

Закон Московской области «О порядке назначения на должность мировых судей Московской области»;

Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи органами внутренних дел РФ служебного оружия судьям»;

Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ»;

Конституция РФ;

Указ Президента РФ «О повышении должностных окладов судей Российской Федерации и работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»;

Приказ Минюста РФ «О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов»;

Распоряжение Главы администрации г. Омска «О финансировании укрепления материально-технической базы судов г. Омска».

2.1. Решите задачу:

Администрацией г. Воронежа было принято и опубликовано местное постановление о снижении цен на хлебобулочные изделия за счет дотаций. При проверке в одном из магазинов было установлено, что цены на эти продукты не снижены. Директор объяснил ситуацию тем, что после принятия постановления не прошло еще 10 дней, а значит, оно не вступило в силу. Кроме того, в соседнем райцентре цены также были не снижены (райцентр входит в состав Воронежской области).

Прав ли директор магазина? Будет ли распространяться действие данного постановления на соседний райцентр? Когда вступают в силу постановления такого характера?

 

ВАРИАНТ № 7

Теоретический вопрос: «Нормы права».

Примерный план

1. Понятие и признаки норм права.

2. Классификация правовых норм.

3. Структура правовой нормы.

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

Методические указания

В ответе на первый вопрос целесообразно разъяснить смысловое понятие термина «норма». Следует сформулировать определение правовой нормы и особо выделить ее отличительные признаки.

Ответ о видах правовых норм должен содержать основания их классификации и характеристику каждого вида норм. Следует рассказать о классификации правовых норм по предмету правового регулирования, по методу правового регулирования, по их содержанию, по их действию в пространстве, в зависимости от действия по кругу лиц, по их роли в регулировании общественных отношений. Необходимо уделить внимание характеристике специализированных норм (норм-принципов, дефинитивных, коллизионных, декларативных, оперативных норм).

При ответе на второй вопрос студент должен раскрыть структуру правовой нормы, дать понятие и рассказать о видах гипотезы, санкции и диспозиции, подкрепляя теорию соответствующими примерами из правовых норм.

В заключении нужно перечислить способы изложения нормы права в статье нормативного акта и сделать вывод о соотношении этих двух понятий.

2. Практические задания:

2.1. Определите вид следующих правовых норм по всем известным вам классификациям:

Ст. 616 Гражданского Кодекса РФ: «Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет капитальный ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды».

Статья 97 Конституции РФ: «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах»

Ст. 31 Конституции: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»

Ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства».

Ст. 116 Уголовного Кодекса РФ: «Нанесение побоев наказывается арестом на срок до 3-х месяцев»

Образец изложения ответа:

Проклассифицируем норму из Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».

- по предмету правового регулирования: норма конституционного права;

- в зависимости от их содержания – материальная норма;

- методу правового регулирования – императивная норма;

- по действию в пространстве: норма общего действия;

- в зависимости от действия по кругу лиц -  общая норма;

- по их роли в регулировании общественных отношений – регулятивная норма, управомочивающая.

2.2. Найдите структурные элементы (гипотезу, санкцию и диспозицию) в следующих нормах права. 

«Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы» (ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях»)

«Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст.15 Конституции РФ):

«Мошенничество, совершенное организованной группой,- наказывается  лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с  конфискацией имущества». (ст. УК РФ)

Образец изложения ответа:

Статья 59 Конституции РФ: «Гражданин РФ имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой…» – это простая диспозиция. «…если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы» - это простая гипотеза.

Данная норма права является регулятивной, поэтому она не содержит санкции.

Статья 12.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

«Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час…» – это простая диспозиция «…влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев» – это альтернативная, относительно определенная санкция.

Данная норма права является охранительной, поэтому она не содержит гипотезы.

 

ВАРИАНТ № 8

Теоретический вопрос: «Система права и система законодательства».

Примерный план

1. Понятие системы права и ее элементы.

2. Предмет и метод правового регулирования. Частное и публичное право.

3. Система законодательства и ее соотношение с системой права.

Методические указания

Ответ на второй вопрос предлагается начать с указания на такой признак права, как системность и отражения его сути и значения, после чего следует раскрыть понятие «системы права». При этом необходимо подчеркнуть, что «система права»  и «система законодательства» понятия не тождественные и пояснить, в чем их отличие. 

Рекомендуется дать понятие каждого элемента системы права, приводя примеры правовых отраслей, подотраслей, институтов и норм. При этом следует выделить виды отраслей права: базовые, специальные и комплексные, а также указать на специфику общей и особенной частей,  которые выделяют в каждой правовой отрасли. 

Студент должен подчеркнуть, что критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Необходимо дать понятие каждого из этих критериев, и указать на то, какой из них имеет первостепенное значение при делении правовых норм по отраслям и почему. Следует также  перечислить основные методы правового регулирования. Далее студент должен изложить суть деления права на частное и публичное, провести четкое разграничение между указанными сферами права, привести примеры частно-правовых и публично-правовых отраслей соответственно.

Закончить ответ на второй вопрос следует выводом о том, что система права и система законодательства не тождественные понятия. Необходимо указать на возможные способы соотношения указанных систем. 

2. Практические задания:

1. Характеристика основных отраслей Российского права Охарактеризуйте следующие отрасли российского права. Заполните таблицу. 

Название отрасли права

Предмет

правового

регулирования

Метод

правового

регулирования

Основные источники отрасли

1. Конституционное право

 

 

 

2. Административное право

 

 

 

3. Уголовное право

 

 

 

4. Гражданское право

 

 

 

5. Трудовое право

 

 

 

6. Право социального обеспечения

 

 

 

2. Определите, к каким элементам системы права относятся следующие отрасли, подотрасли и институты.  Впишите их в таблицу: семейное право, наследственное право, дарение, амнистия, налоговое право, экологическое право, гражданско-процессуальное право, избирательное право, необходимая оборона, пенсии по старости, право социального обеспечения, охрана труда, бюджетное право, пособие по нетрудоспособности, теория государства и права, криминалистика, бухгалтерский учет, наследование по завещанию, заработная плата, предпринимательское право, брак:

Отрасли

права

Подотрасли

права

Институты

права

Не является

элементом

системы права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ № 9

Теоретический вопрос: «Правоотношения».

Примерный план

1. Понятие и виды правоотношений.

2. Субъекты и объекты правоотношений.

3. Содержание правоотношений.

4. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Методические указания

Ответ необходимо начать с определения понятия правоотношения и перечисления его признаков. Перечисляя виды правоотношений, необходимо указывать основания их классификации и приводить примеры соответствующих правоотношений. Отдельно следует остановить на классификации, в основу которой положен признак определенности участников правоотношений. 

Далее следует указать на то, что правоотношение имеет сложную по составу структуру и перечислить его элементы: субъект, объект и содержание, после чего перейти к характеристике каждого элемента в отдельности.

Необходимо перечислить круг субъектов правоотношений, выделив особое положение среди них государства, раскрыть понятие правоспособности и дееспособности субъектов.

Раскрывая вопрос об объектах правоотношений, следует провести разграничение между понятиями «объект правоотношения» и «объект права», а также ответить на вопрос о том, является ли человек объектом правоотношений.

При характеристике содержания правоотношений следует раскрыть признаки каждого из его элементов: субъективного права и юридической обязанности и подчеркнуть взаимосвязь этих понятий. Особого внимания требует анализ юридических фактов. Студент должен дать их определение и классификацию, приводя конкретные примеры различных видов юридических фактов. В заключение нужно дать понятие и привести примеры фактического состава.

2. Практические задания:

2.1. Определите, какие из перечисленных ниже общественных отношений относятся к разряду правовых. Выделите структурные элементы (субъекты, объекты, содержание)  каждого правоотношения и определите его вид:

ООО «Надежда» заключило договор купли-продажи с АО «Заря», по которому за определенную сумму денег АО «Заря» должно продать 3 тонны шерсти ООО «Надежда».

При устройстве на работу на нефтеперерабатывающий завод Власов заключил трудовое соглашение с указанным предприятием.

Правоохранительными органами был задержан на месте преступления гражданин Петров, в результате чего ему было предъявлено обвинение.

Поэт Марков сочинил новую поэму и прочел из нее отрывок на одном из творческих вечеров.

Иванова и Федорова связывали дружеские отношения на протяжении многих лет. Но в результате размолвки, произошедшей на Дне рождения Иванова, друзья на долгое время рассорились не перестали поддерживать отношения.

При выполнении своих трудовых обязанностей на производстве Иванов получил травму ноги, в результате чего он стал инвалидом I группы. Иванов обратился в суд с исковым заявлением к предприятию с требованием возмещения причиненного вреда.

Гражданин Смирнов достиг пенсионного возраста и обратился в органы Пенсионного фонда РФ за назначением ему страховой пенсии по старости.

Николаева получила уведомление о необходимости уплаты транспортного налога. Налог был уплачен ею в установленные сроки.

Образец изложения ответа:

1. Данное общественное отношение является правовым, т.к. отношения купли-продажи урегулированы нормами Гражданского законодательства. Вид данного правоотношения:

- По отраслевому признаку – это гражданское правоотношение (урегулировано нормами Гражданского права);

- По характеру воздействия – это регулятивные правоотношения (связанные с правомерным поведением его участников);

- По степени определенности участников правоотношений – это относительные правоотношения, (т.к. его участники четко определены).

Субъектами данного правоотношения являются юридические лица: продавец АО «Заря», покупатель – ООО «Надежда».

Объектом выступает материальное благо – 3 тонны шерсти

Содержание данного правоотношения – это права и обязанности продавца и покупателя: ООО «Надежда» обязано уплатить за товар установленную цену, АО «Заря» обязано передать товар покупателю; при этом покупатель вправе требовать передачи товара установленного качества, а продавец имеет право требовать перечисления платы в установленные сроки.

2. Определите вид перечисленных ниже юридических фактов: увольнение с работы; убийство человека; заключение договора купли-продажи квартиры; затопление дома при наводнении; обнаружение клада; вступление в брак; рождение ребенка; нарушение правил дорожного движения; наступление пенсионного возраста; вынесение приговора судом.

Образец изложения ответа:

увольнение с работы – это: 

 - действие, поскольку напрямую зависит от воли и сознания человека;

- правомерное действие, поскольку само увольнения не нарушает норм права;

- юридический акт, поскольку увольнение совершается с целью прекратить трудовые правоотношения, т.е.  повлечь правовые последствия.

 

ВАРИАНТ № 10

Теоретический вопрос: «Правонарушение и юридическая ответственность».

Примерный план

1. Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений.

2. Состав правонарушения.

3. Понятие, функции и принципы юридической ответственности.

4. Виды юридической ответственности.

Методические указания

Ответ следует начать с понятия правонарушения и выделения его признаков. Характеризуя виды правонарушений, особое внимание рекомендуется уделить преступлению, как правонарушению, обладающему наивысшей степенью общественной опасности. Далее необходимо перечислить и охарактеризовать иные правонарушения, приводя примеры соответственно административных, гражданско-правовых и дисциплинарных  проступков.

Следует отметить, что юридическая ответственность за правонарушение наступает при наличии его состава. Студент должен подробно рассмотреть все элементы состава правонарушения: объект, субъект, объективную и субъективную стороны, провести разграничение между умышленной и неосторожной формами вины, выделить виды умысла и неосторожности. В заключение предлагается на примере конкретного преступления определить все элементы его состава.

Переходя к третьему вопросу, следует дать определение понятия «юридическая ответственность». При этом студент должен указать на отличие юридической ответственности от других мер государственного принуждения: мер защиты, мер пресечения, мер медицинского и воспитательного характера. Необходимо отдельно отметить, что является фактическим основанием юридической ответственности, а что юридическим  основанием.

Далее требуется назвать цели привлечения человека к юридической ответственности, а также перечислить ее функции и принципы.  При этом следует указать на их взаимосвязь и отразить, как конкретные принципы юридической ответственности способствуют достижению ее целей.

Рассматривая виды юридической ответственности, особое внимание следует уделить уголовной ответственности, отметить ее особенности, а также раскрыть смысл презумпции невиновности. Требуется также указать меры наказания, присущие каждому их названных видов ответственности.

2. Практические задания:

2.1 Решите задачу:

Смирнов, взломав замок двери, проник в киоск и взял водку, коньяк, шоколад, конфеты и деньги. Все похищенное принес к себе домой. Через некоторое время он вновь возвратился к киоску за продуктами, но был задержан сотрудниками полиции.

Определите наличие состава преступления в действиях Смирнова. Кто является субъектом данного преступления? Что в данном случае выступает объектом, субъективной и объективной стороной?

2.2. О каком виде юридической ответственности идет речь в следующих статьях нормативно-правовых актов:

1) «Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган - влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, но не менее 1 000 рублей»

2) «Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

3) «Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется к членам экипажей морских судов в случаях систематического невыполнения служебных обязанностей и указаний руководителя»

4) «Работникам, эксплуатирующим радиационно-опасные установки грозит расторжение трудового договора за совершение одного из правонарушений, предусмотренных статьей 61 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", в случае, если последствия такого нарушения представляют опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды»

5) «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего»;

6) «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет»

7) «Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, - наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев».

8) «Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов»

9) «Студент, не выполнивший учебный план и не ликвидировавший академические задолженности в установленный срок, подлежит отчислению из учебного заведения»

10) «Невозврат бюджетных средств по истечении установленного срока, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств и взыскание пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки».



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика