Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Теория государства и права |
29.10.2020, 09:58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Юридическая ответственность Задание 1 Как правило, в служебных (трудовых, учебных) характеристиках указывают степень ответственности лица. В каком смысле применяется понятие «ответственность» в личных характеристиках? В каком смысле понимается понятие «ответственность» в юридическом процессе? В чем отличие общесоциального значения понятия «ответственность» от юридического значения понятия «ответственность»? Задание 2 Используя соответствующие законы запишите и сравняете цели основных видов юридической ответственности.
Задание 3 Декан юридического факультета ЗабГУ издал приказ, в котором говорилось, что в соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" устанавливается штраф в размере 1000 р. за курение в здании института в отношении студентов и 2000 р. в отношении сотрудников. Дайте юридическую оценку законности приказа декана. Задание 4 Используя текст гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации, выпишите конституционные принципы применения юридической ответственности, установленные в статьях этого раздела основного закона. К каким видам юридической ответственности должны применятся эти принципы? Задание 5 Гурулев в феврале 2016 года систематически опаздывал на работу объясняя это тем, что утром в городе пробки и транспорт ходит с задержкой. В апреле 2016 года директор предприятия предложил Гурулеву перевод на другую должность, но тот в категорической форме отказался. Директор решил наказать работника и издал приказ о дисциплинарном взыскании в виде выговора за систематические опоздания на работу. Оцените законность приказа директора. Какие принципы юридической ответственности были нарушены? Задание 6. Используя текст УК РФ и КоАП РФ проведите сравнение законодательного содержания основных принципов уголовной и административной ответственности по предложенной форме.
Задание 7 Россия и США являются федеративными государствами. Однако в США каждый штат имеет свой уголовный закон и то, что является преступлением в одном штате, может не являться преступлением в другом штате. В Российской Федерации действует единый уголовный закон. Используя статьи гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации, ответьте на вопросы: 1) Почему в России действует один уголовный закон? 2) Почему в каждом субъекте России действует свой закон об административных правонарушениях и если есть общефедеральный КоАП РФ? Задание 8 Аксенов, управляя личным автомобилем, проехал по луже и обрызгал пешеходов, стоящих на автобусной остановке. Инспектор ГИБДД Иванов по заявлению граждан составил протокол и наложил на Аксенова административный штраф по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ. Объясните, какие принципы применения ответственности были нарушены? Задание 9 В газете «Забайкальский рабочий» была опубликована заметка о применении административных наказаний, в которой журналист разъяснял, что если гражданину назначено наказание в виде административного ареста, то по месту его постоянной работы администрация предприятия имеет право уволить такого работника за прогулы, т.к. он фактически отсутствует на рабочем месте по собственной вине. Студент юридического факультета, прочитав заметку, направил в редакцию письмо с возражением такого толкования законодательства, где указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации никто не может нести два наказания за одно правонарушение. Кто прав, журналист или студент? Письменно изложите свое мнение по этому вопросу (для подготовки используйте ТК РФ). Задание 10 Студен Глебов обучался на втором курсе горного факультета ЗабГУ, во время летних каникул он совершил преступление, предусмотренное п. «А» ч. 2 ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений», и был осужден на один год условно с установлением испытательного срока в 1 год. Узнав об этом факте, декан факультета подготовил приказ об отчислении Глебова с формулировкой «за нарушение Устава университета» и пригласил студента для ознакомления с приказом. Глебов обратился к своему товарищу-студенту юридического факультета с просьбой составить письменное возражение на приказ об отчислении. От имени Глебова составьте возражение? (для ответа используйте Устав ЗабГУ). Задание 11 Заполните сравнительную таблицу «Виды юридической ответственности» по предложенной форме.
Задание 12 Дайте подробные ответы на следующие вопросы. 1. Для чего в каждом виде юридической ответственности законодатель предусматривает целый спектр наказаний? 2. Для каких целей установлен верхний и нижний предел величины наказания? 3. Для чего законодатель устанавливает меры обеспечивающие производство по привлечению субъекта к юридической ответственности? Назовите такие меры. 4. Кто обязан вести работу по профилактики правонарушений? Назовите меры профилактики правонарушений. Задание 13 Составьте опорную таблицу видов государственного принуждения по предложенной форме. В разделе «Содержание принуждения» рекомендуется указать несколько примеров принудительных мер, которые применяются в юридической практике.
Задание 14 В левом столбце таблице изложены действия гражданин в различных ситуациях. В правом столбце дайте мотивированное объяснение, будут ли эти действия(бездействия) являться обстоятельствами, исключающими юридическую ответственность.
Тема 11. Правотворчество и систематизация права Задание 1 Распределите в табл. перечисленные правовые акты на две группы. В первую включите акты правотворчества, а во вторую акты применения права. Приговор суда, расписка в получении денег, доверенность, договор дарения, постановление по делу об административном правонарушении, Указ Президента РФ о мерах по поддержке отечественной авиационной промышленности, Указ Президента РФ о призыве на действительную военную службу лиц, достигших призывного возраста, Правила дорожного движения, Устав муниципального района, постановление о возбуждении уголовного дела, Федеральный закон о внесении изменений в трудовой кодекс РФ, приказ Министра обороны о присвоении воинского звания, приказ Министра обороны об увеличении размера командировочных выплат военнослужащим.
Задание 2 Заполните сравнительную таблицу правотворческой и правоприменительной деятельности по указанным в табл. критериям.
Задание 3 Гражданин, возмущенный ежегодным повышением цен на коммунальные услуги, тепло, воду, электроэнергию, написал в Правительство РФ письмо, в котором просил отменить многочисленные подзаконные акты, регулирующие порядок расчета тарифов, и принять один федеральный закон об оплате коммунальных услуг, в котором раз и навсегда установить тарифы. Может ли Правительство РФ принять такой закон? По каким причинам вопросы технического характера регулируются не законами, а подзаконными актами. Задание 4 Заполните сравнительную таблицу видов правотворчества по предложенной форме.
Задание 5 Дайте определение следующим понятиям законодательного процесса: 1) субъект законодательной инициативы; 2) законопроект; 3) первое чтение законопроекта; 4) второе чтение законопроекта; 5) обнародование закона; 6) поправка в закон; 7) новая редакция закона; Задание 6 Студент в курсовой работе по теории права утверждал, что в силу статуса главы государства и больших конституционных полномочий Президент РФ может отменить или внести своим указом изменение в любой федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации. Согласитесь, ли вы с таким утверждением? Как вносятся поправки в действующий закон? Сколько поправок можно вносить в действующий закон? Задание 7 1. Объясните, что понимается под официальной публикацией текста нормативного правового акта? 2. Кто определяет официальное печатное издание? 3. В каких печатных изданий осуществляется официальная публикация текста принятых нормативно-правовых актов федеральных органов власти? Задание 8 При написании курсовой работы на тему «Виды уголовных наказаний» Кондратьев использовал текст УК РФ из приобретенного в магазине сборника кодексов РФ. На обложке сборника было указано, что он издан с учетом изменений на 1 января 2016 г. После проверки преподаватель вернул студенту курсовую работу на доработку, указав, что он не указал существенные изменения о видах уголовных наказаний, внесенные в декабре 2015 года. Почему в сборнике не были указаны последние изменения в кодекс? В чем ошибка Кондратьева в использовании текста закона? Задание 9 Дайте краткие ответы на вопросы теста:
Задание 10 На экзамене по теории права студент Шустров заявил, что кодексы – это систематизированные отраслевые законы, которые обладают большей юридической силой, чем федеральные законы, и принимаются в особом порядке, а также вводятся в действие путем принятия специального федерального закона, например, ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ». Подготовьте письменный ответ на вопрос: «В чем заблуждается и в чем прав Шустров?» Задание 11 В 1991 г. по Указу Президента РСФСР была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции, в комиссию были включены: ведущие ученые-правоведы, опытные юристы-практики, политические деятели, чиновники. Осенью 1993 г. комиссия представила Президенту Б.Н. Ельцину проект текста Конституции, который был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г. Каким видом систематизации права занималась комиссия? Задание 12 В настоящее время в юридической практике получило широкое распространение использование электронных справочных систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др. Какой вид систематизации права применен в справочных правовых системах? Задание 13 Во время научно-практической конференции был озвучен доклад на тему: «Юридические аспекты борьбы с алкоголизмом», в котором было отмечено, что в сфере регулирования производства и оборота алкогольной продукции в настоящее время действует около сорока нормативных актов различного уровня. Нормированы все вопросы от закупки сырья для производства алкоголя до режима розничной продажи. Тем не менее, в этой сфере большое количество нарушений, злоупотреблений и обмана потребителей. В связи с этим на обсуждение было вынесено два вопроса: 1) почему большое количество нормативных актов по одному предмету регулирования не обеспечивает эффективного регулирования общественных отношений? 2) какую юридическую работу нужно провести для налаживания эффективного регулирования вопросов производства и оборота алкогольной продукции? Выскажите свое мнение по существу поставленных вопросов. Задание 14 Министр внутренних дел РФ направил на рассмотрение Правительства РФ проект изменений в Правила дорожного движения, в котором предлагалось поднять возраст допуска к сдаче экзаменов на категорию «В» до 20 лет и установить наказание за грубые нарушения ПДД – лишения права управления транспортным средством на пять лет. Мог ли Министр внести изменения в ПДД сам? Допустимы ли предлагаемые изменения в ПДД без изменения ФЗ «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ. Что можно сделать Правительству РФ, чтобы предлагаемые изменения стали юридической нормой.
Тема 12. Толкование права Задание 1 Студент Рябов в курсовой работе на тему: «Толкование права» сделал вывод, что по своему юридическому значению толкование права является особой формой правотворчества. Согласитесь, ли вы с этим выводом? Изложите свое мнение о юридической роли толкования права. Задание 2 В книжном магазине продавался официальный текст УК РФ и текст УК РФ с комментариями работников суда и следствия, при этом стоимость второго издания была в четыре раза выше. Работники магазина обратили внимание, что граждане, несмотря на значительную разницу в цене, чаще покупают комментированный кодекс. Объясните причины такой неэкономии граждан. Чем комментарии законодательства отличаются от официального толкования права? Задание 3 Между студентами юридического факультета возник спор по поводу значения официального судебного толкования права. Студентка Лапшина утверждала, что судебное толкование права – это единственный способ восполнения пробелов в праве. Суд, давая официальное толкование, устанавливает новые процессуальные нормы по вопросам применения законодательства. В подтверждение своих доводов Лапшина привела пример, когда в Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» были установлены правила прямого применения Конституции РФ, и тем самым был восполнен пробел ч. 1. ст. 15 основного закона. Студент Рыжкин не согласился с таким выводом. В частности он напомнил, что в силу принципа разделения власти на три ветви и принципа законности каждая ветвь власти должна заниматься своим делом, и поэтому судебные органы власти не должны с помощью толкования создавать новые нормы права и брать на себя функции законодательной власти. Кто из студентов правильно объяснил роль судебного толкования? Выскажите собственное мнение по поводу юридического значения официального судебного толкования прав. Задание 4 Проведите сравнительный анализ официального и неофициального толкования права по предложенной форме.
Задание 5 В ч. 1 ст. 61. УК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие наказание. В соответствии с ч. 2 ст. 61 перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию. При вынесении приговора судья решил учесть в качестве смягчающего обстоятельства нахождение подсудимого в момент совершения преступления в сложном материальном положении. Что такое расширительное толкование права? Оцените правильность расширительного толкования ч. 1 ст. 61 УК РФ, который дал судья, оценив опьянение как смягчающее обстоятельство. Задание 6 Объясните смысл и задачи грамматического (текстового) толкования права. Используя грамматический способ толкования права, объясните отличие юридического смысла предписания: 1) «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ» от юридического смысла предписания 2) «КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ». Задание 7 Используя систематический способ толкования права, объясните юридическую связь между нормативными предписаниями, закрепленными в разд. 10 «Скорость движения» Правил дорожного движения и нормативными предписаниями, закрепленными в ст. 12.9. КоАП РФ. Задание 8 Проанализируйте содержание ст. 202 ГПК РФ и дайте ответы на следующие вопросы: 1) кто может обратиться в суд за разъяснением принятого судебного решения? 2) кто обязан произвести разъяснение принятого судебного решения? 3) каким документом оформляется разъяснение? 4) какой вид толкования права применяется при разъяснении принятого судебного решения? Задание 9 Между студентами возник спор по поводу юридической силы актов официального толкования права. Первая группа студентов утверждала, что акты толкования не обладают юридической силой, т.к. в них нет новых норм права и эти акты выполняют только методическую роль в правоприменительной практике. Вторая группа студентов утверждала, что акты официального толкования обладают такой же юридической силой, что и толкуемые ими нормативные правовые акты. Какая группа студентов права? Выскажите собственную точку зрения по существу спора. Задание 10 В левом столбце табл. указаны различные правовые акты. В правом столбце таблицы дайте обоснованный ответ на вопрос: Является ли этот документ актом толкования права?
Задание 11 В ст. 151 ГК РФ дано официальное определение понятия «Моральный вред»: – «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 дек. 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» дано официальное толкование понятию «Моральный вред»: – «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.». Сравните приведенные определения и дайте ответ на вопросы. 1. В чем разница между этими определениями? 2. В каких целях Верховный Суд РФ дал разъяснение понятию «моральный вред»? 3. Является ли Постановление Пленума ВС РФ источником права? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||