Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Теория государства и права |
29.10.2020, 09:57 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Происхождение государства и права Задание 1 Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы: 1. Чем объясняется многообразие теорий происхождения государства и права? 2. Где и когда появились первые государства? 3. Чем государственная организация принципиально отличается от первобытнообщинного строя? 4. Какая из теорий происхождения государства является основной в юридической науке? Задание 2 Приведите примеры мононорм первобытного общества и норм права цивилизованного общества, а затем проведите их сравнительную характеристику по предложенным в таблице вопросам.
Задание 3 Объясните содержание следующих понятий: 1. первобытнообщинный строй; 2. разделение труда; 3. родовая община; 4. табу; 5. правовой обычай; 6. моногамная семья; 7. соседская община; 8. публичная власть; 9. государственное законодательство; Задание 4 В тетрадях для семинарских занятий составьте опорную таблицу содержания основных теорий происхождения государства по предложенной форме.
Задание 5 В начале XX столетия на планете насчитывалось около 120 независимых государств, к концу века эта цифра достигла 200. Таким образом, на протяжении всего века на планете продолжался процесс образования новых суверенных государств. В ниже приведенной таблице указаны 6 государств, которые были образованы в ХХ столетии. Назовите дату и причины образования этих государств. Объясните, чем отличаются причины возникновения современных государств от причин возникновения древнейших государств?
Задание 6 По предложенным в таблице критериям проведите сравнение двух теории возникновения и сущности права.
Задание 7 Сравните по предложенным в таблице критериям два древних правила
Тема 2. Понятие, признаки и функции государства Задание 1 Дайте подробные ответы на поставленные вопросы: 1. Что понимается под понятием «признак государства»? 2. Какими классическими признаками обладает государство? 3. Почему в науке нет единого определений понятия «государство»? 4. В каких законодательных актах дается официальное определение государству? 5. Объясните содержание понятия «государственный суверенитет». 6. Назовите главные показатели (составляющие) государственного суверенитета. Задание 2 Используя действующее законодательство, объясните содержание следующих понятий: 1) государственная граница; 2) гражданство государства; 3) государственная символика; 4) государственная территория; 5) налоговая система государства; 6) бюджет государства; 7) юрисдикция государства. Задание 3 В тетради для семинарских занятий составьте опорный конспект характеристики основных функций государства по предложенной форме.
Задание 4 В тексте действующей Конституции РФ найдите и выпишите статьи, в которых закреплены функции современного российского государства по предложенной форме.
Задание 5 В публицистике можно встретить следующие классификации современного российского государства: 1) государство восточного типа; 2) евразийское государство; 3) федеративное государство; 4) светское государство, 5) сырьевое государство, 6) постсоциалистическое государство, 7) государство переходного типа, 8) коррумпированное государство. Объясните, какой критерий используют авторы в каждом из указанных примеров, говоря о России как об определенном типе государства? Задание 6 Проведите классификацию перечисленных государств согласно формационному и цивилизационному подходам к типологии государств по предложенной форме.
Задание 7 Гражданин прочел п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации в котором записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Не поняв смысла этой нормы, он обратился к студенту юрфака за разъяснением. Дайте толкование этого положения конституции путем ответов на следующие вопросы: – Что включает в себя понятие «государственный суверенитет»? – Какими мерами обеспечивается суверенитет государства? – Могут ли отдельные части государства обладать суверенитетом? – Могут ли отдельные национальности, проживающие на территории России, обладать суверенитетом? Задание 8 В литературе встречаются противоположенные мнения по вопросу сущности современного государства. Одни авторы, отводят государству исключительно административную (управленческую) роль, другие исключительно эксплуататорскую, третьи исключительно правоохранительную. Почему вопрос о сущности государства является дискуссионным?
Тема 3. Форма государства Задание 1 Дайте развернутый ответ на поставленные вопросы. 1. Что включает в себя понятие «форма государства»? 2. Что такое форма государственного правления? 3. Что такое форма государственного территориального устройства? 4. Для каких целей осуществляется административно-территориальное деление государства? 5. Что такое административно-территориальная единица государства? Назовите виды административно-территориальных единиц. 6. Что такое политический режим государства? 7. В каких юридических актах закреплен вид политического режима государства? Задание 2 Используя текст Конституции РФ, проведите юридическую характеристику формы государства современной России по предложенной в таблице форме.
Задание 3 Восстановите недостающие фрагменты схемы. Задание 4 В тексте курсовой работы студент написал, что Конституция РФ не содержит прямого запрета на выход субъектов Российской Федерации из состава государства; вместе с тем в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закреплен принцип народного суверенитета, согласно которому, население любого субъекта федерации вправе принять решение о свободном выходе из состава РФ, поэтому субъекты вправе выходит из состава РФ. Согласитесь, ли вы с мнением студента? Имеют ли субъекты РФ право на свободный выход из состава федерации? Какие формы реорганизации субъектов федерации допускает Конституция РФ? Из текса Конституции РФ выпишите нормы, которые ограничивают право субъектов на выход из состава РФ. Задание 5 Проведите сравнительный анализ форм государственного территориального устройства по предложенной в таблице форме.
Задание 6 Используя тексты действующих конституций зарубежных стран, проведите анализ формы государств указанных в таблице стран.
Задание 7 Между студентами возник спор по поводу того, какой элемент конституционного устройства является наиболее важным для характеристики современного государства. Первая группа студентов утверждала, что самым важным элементом является способ формирования высшего законодательного органа государственной власти, т.к. этот орган принимает законы, которые определяют политику государства. Вторая группа студентов утверждала, что самым важным фактором является экономическая система государства, т.к. экономика – основной показатель благосостояния населения и условие для проведения всех видов политики. Некоторые студенты утверждали, что основными фактором характеристики современного государства является уровень развития образования, здравоохранения и других социальных программ. Какая из групп студентов правильно толкует спор? Выскажите собственное мнение по существу спора. Задание 8 Проведите сравнительный анализ юридического содержания политических режимов по предложенной в таблице форме.
Задание 9 По предложенному образцу заполните таблицу.
Задание 10 В ч.3 ст. 11 Конституции РФ установлено: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Дайте толкование этой нормы путем ответов на следующие вопросы: – Что такое предметы ведения и полномочия? – Для чего в федерации предметы ведения разграничиваются между центром и субъектами? – Какими юридическими актами разграничиваются предметы ведения между центром и субъектами в России? – К какому виду федерации следует отнести Российскую Федерацию? Задание 11 В публицистической литературе некоторые политики и общественные деятели предлагают вернуть в России унитарную форму государственного устройства. В качестве аргумента они говорят, что Российская Империя на протяжении многих веков была унитарным государством, и в этом ее историческая традиция, кроме того, при этой форме будет меньше численность чиновников и эффективней система государственного управления. Как Вы относитесь к данному предложению?
Тема 4. Государственный аппарат Задание 1 Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы. 1. Каким законодательным актом устанавливаются высшие органы государственной власти? 2. Какие функции обязаны выполнять органы государственной власти? 3. Чем устанавливается правовой статус органа государственной власти? 4. Кто контролирует работу органов государственной власти? 5. Кто является собственником имущества органа государственной власти? 6. Какая юридическая связь между законодательными, исполнительными и судебными органами власти? 7. Обладает ли орган государственной власти статусом юридического лица? 8. Чем орган государственной власти отличается от государственных предприятий и государственных учреждений? Задание 2 Используя учебную литературу и действующее законодательство, объясните содержание следующих понятий. 1. Государственный аппарат. 2. Государственная служба. 3. Государственный служащий. 4. Государственная должность. 5. Должностное лицо. 6. Представительный орган власти. 7. Судебная власть. 8. Законодательная власть. 9. Исполнительная власть. 10. Коррупция. Задание 3 Проанализируйте текст Конституции РФ и дайте ответы на поставленные в таблице задания.
Задание 4 В курсовой работе по ТГП студент утверждал, что принципы организации и принципы деятельности государственного аппарата – это тождественные понятия, и все органы организованы и действуют на основе одних и тех же правил (принципов). Согласитесь, ли вы с таки утверждением? Что такое конституционные принципы государственного аппарата? Назовите принципы организации государственного аппарата. Назовите принципы деятельности государственного аппарата. Задание 5 Прокомментируйте содержание каждого указанного в таблице принципа организации государственного аппарата.
Задание 6 Используя действующее законодательство, выпишите и прокомментируйте принципы деятельности органов государственной власти трех ветвей власти по предложенной форме. Обратите внимание, какие принципы являются общими для всех трех ветвей власти, а какие специальными (особыми) для каждой ветви власти.
Задание 7 На листе формата А-4 составьте и прокомментируйте опорную схему «Система законодательной власти России» (укажите полное наименование высшего органа власти этой ветви, систему территориальных органов этой ветви, укажите функции всех звеньев системы, характер системных связей между органами, при необходимости дайте комментарий отдельным элементам схемы). Задание 8 На листе формата А-4 составьте и прокомментируйте опорную схему «Система исполнительной власти России» (укажите полное наименование высшего органа власти этой ветви, систему территориальных органов этой ветви, укажите функции всех звеньев системы, характер системных связей между органами, при необходимости дайте комментарий отдельным элементам схемы). Задание 9 На листе формата А-4 составьте и прокомментируйте опорную схему «Система судебной власти России» (укажите полное наименование высших органов власти этой ветви, систему территориальных органов этой ветви, укажите функции всех звеньев системы, характер системных связей между органами, при необходимости дайте комментарий отдельным элементам схемы). Задание 10 Заполните сравнительную таблицу ветвей государственной власти РФ
Задание11 В тетради для семинарских занятий заполните по предложенной форме сравнительную таблицу характеристик, центральных федеральных органов исполнительной власти.
Задание 12 Студент Кузьмин А.В. в курсовой работе на тему «Судебная власть России» утверждал, что Президент РФ контролирует судебную власть т.к. может отменять судебные решения через процедуру помилования, предусмотренную п «в» ст. 89 Конституции РФ. Изложите свое отношение к данной позиции студента. Задание 13 В п.2 ст. 118 Конституции РФ установлено четыре вида судопроизводства. По предложенной форме составьте сравнительную таблицу, указанных видов судопроизводства.
Задание 14 Жители поселка Атамановка обратились с письмом к губернатору Забайкальского края с просьбой перенести место расположения районного суда Читинского района из г. Читы в их поселок или, для удобства населения открыть второй районный суд и расположить его на территории поселка. В чьей компетенции находятся вопросы создания и реорганизации судов общей юрисдикции? Объясните процедуру создания и реорганизации судов общей юрисдикции. Подготовьте ответ гражданам по существу их просьбы. Задание 15 В средствах массовой информации часто высказывается критика организации и деятельности государственного аппарата современной России и предложения радикально сократить численность чиновников, строже наказывать за должностные преступления и т.п. Напишите эссе (краткое аргументированное мнение) на одну из предложенных тем: «Что следует изменить в организации и деятельности законодательной власти?» «Что следует изменить в организации и деятельности исполнительной власти?» «Что следует изменить в организации и деятельности судебной власти?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||