СГЮА, уголовное право: общая часть (курсовая работа)
31.01.2018, 14:10

В структуру курсовой работы следует включать следующие разделы: введение; основной текст с разбивкой на вопросы (главы, параграфы); заключение; практическая часть; список использованной литературы и источников; приложения (при наличии).

На втором листе курсовой работы размещается оглавление. Оглавление представляет собой план курсовой работы и содержит: введение, название рассматриваемых вопросов (глав, параграфов) основной части; заключение; практическую часть; список использованной литературы и источников; приложения (при наличии). В оглавлении указываются страницы, с которых начинается каждая структурная часть работы.

Во введении раскрываются: актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет исследования; излагаются наиболее значимые научно-практические аспекты освещаемой темы.

Основной текст курсовой работы рекомендуется распределять по вопросам в соответствии с примерным планом задания по соответствующему варианту. Содержание вопросов должно отвечать их названиям, включать постановку и анализ научных и практических проблем с обоснованными предложениями по их решению. В конце каждого вопроса подводятся итоги и делаются выводы. Рекомендуется, чтобы вопросы соответствовали друг другу по объему. Основная часть должна содержать ссылки (сноски) на использованную литературу и источники, оформленные в соответствии с существующими стандартами.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы и предложения автора.

Практическая часть включает в себя мотивированное решение двух предложенных задач (казусов) с обязательной ссылкой на соответствующий нормативный материал. При этом нужно исходить из того, что изложенные в казусе фактические обстоятельства предполагаются установленными и доказанными. Поэтому не следует изменять и дополнять содержание задачи по собственной инициативе.

Список использованной литературы и источников включает все информационные источники, использованные автором при написании курсовой работы. Не следует включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте курсовой работы и которые фактически не были использованы.

Приложения включают проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы и т.д. Каждое приложение нумеруется и содержит один информационный массив.

Рекомендуемый объем курсовой работы составляет 20-25 страниц машинописного текста без приложений.

Курсовая работа выполняется строго по вариантам. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы «А» - «З» выполняют работу по первому варианту; «И» - «Л» - по второму; «М» - «Р» - по третьему; «С» - «Я» - по четвертому.

 

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ («А» - «З»)

Тема: Вина в уголовном праве

Примерный план

1. Вина как обязательный признак субъективной стороны преступления, ее понятие, содержание, значение и формы.

2. Умысел и его виды.

3. Неосторожность и ее виды.

4. Преступления с двумя формами вины (двойная форма вины).

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При рассмотрении данной темы в первую очередь нужно ознакомиться с положениями главы 5 УК РФ «Вина». Однако следует учесть, что понятие вины, ее сущности и содержания не нашло отражения в действующем уголовном законодательстве. Поэтому необходимо обратиться к уголовно-правовой доктрине, где эти вопросы широко и активно рассматриваются. Анализируя понятие вины, следует оценить ее значение в уголовном праве (как теоретическое, так и практическое), раскрыть психологическое, предметное и социальное содержание, уяснить смысл и критерии деления вины на формы.

Необходимо усвоить виды умысла и неосторожности (при этом следует выделять интеллектуальный и волевой моменты форм вины), а также уметь проводить различие между ними. Особо следует обратить внимание на разграничение косвенного умысла и легкомыслия; неосторожности  и невиновного причинения вреда. Говоря о видах умысла, не следует ограничиваться анализом прямого и косвенного умысла. Необходимо охарактеризовать и иные виды умысла, выделяемые в теории, и показать практическое значение такого деления. Желательно данные вопросы проиллюстрировать практическими примерами.

Анализируя вопрос о двойной форме вины, следует уяснить, что речь в этом случае не идет о какой-то третьей, особой форме вины. Законодательная дефиниция двойной формы вины, закрепленная в ст. 27 УК РФ, представляет собой технико-юридическое решение ситуаций сложных составов преступлений, сочетающих в себе обе формы психического отношения лица к совершаемому деянию и его общественно опасным последствиям, когда в одном преступлении сочетается и умысел, и неосторожность.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача № 1.

В ходе ссоры П. нанес С. сильный удар кулаком в лицо, от чего С. упал, ударился головой о металлическую крышку канализационного люка и от полученных повреждений скончался на месте. Следователь квалифицировал действия П. как убийство по ч.1 ст.105 УК РФ, обосновывая свое решение утверждением о том, что, нанося удар С., П. действовал с неопределенным умыслом, допуская любые последствия, в том числе и лишение жизни потерпевшего. Адвокат полагал, что в данном случае имело место причинение смерти по неосторожности, т.к. П. не предвидел возможности наступления смерти потерпевшего, хотя мог и должен был предвидеть. Прокурор же высказал предложение квалифицировать действия П. по ч.4 ст.111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Он утверждал, что, нанося удар, П. предвидел возможность причинения вреда здоровью потерпевшего, относясь безразлично к категории  вреда, но не предвидел возможности наступления смерти, хотя мог и должен был предвидеть.

Оцените высказанные предложения и доводы и охарактеризуйте субъективную сторону содеянного П.

Задача № 2.

Д. и Р. в зимнее время вечером обнаружили в подъезде дома спящую Л., находящуюся в состоянии опьянения. Они отнесли ее в подвал строящегося рядом дома и, воспользовавшись беспомощным состоянием, изнасиловали. Затем, оставив раздетую Л. в подвале, Д. и Р. скрылись. Утром был обнаружен труп замерзшей Л.

Определите психическое отношение указанных лиц к смерти Л.

 

ВАРИАНТ ВТОРОЙ («И» - «Л»)

Тема: Назначение наказания

Примерный план

1. Понятие и значение общих начал назначения наказания.

2. Назначение наказания по совокупности преступлений.

3. Назначение наказания по совокупности приговоров.

4. Условное осуждение. Отмена условного осуждения и продление испытательного срока.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Освещая указанную тему, следует опираться на содержание статей главы 10 УК РФ, регламентирующей процедуру назначения наказания. Необходимо иметь в виду, что назначение наказания базируется, прежде всего, на общих началах назначения наказания, предусмотренных в ст. 60 УК РФ. Эти общие начала не следует смешивать с принципами уголовного законодательства, хотя для назначения наказания они и имеют принципиальный характер. Особое внимание нужно обратить на изменения, внесенные в нормы данной главы в 2012-2014 гг. Существенное значение имеет и внимательное изучение постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», в котором содержатся рекомендации судам по назначению наказания в наиболее сложных ситуациях.

Помимо общих начал назначения наказания гл. 10 УК РФ содержит самостоятельные нормы, устанавливающие специальные правила назначения наказания, предусматривающие его смягчение либо ужесточение (ст. ст. 62, 631, 64–70, 721 УК РФ). В ст.ст. 69 и 70 УК РФ закреплены правила назначения наказания в случаях совокупности преступлений и совокупности приговоров. Важно провести разграничение этих вариантов совокупности и уяснить разницу в правилах назначения наказания по ним.

При освещении вопроса об условном осуждении необходимо разобраться в его юридической природе, помня о том, что данный вопрос трактуется в уголовно-правовой науке неоднозначно. Следует четко представлять значение испытательного срока, основания его продления, а также отмены условного осуждения в случаях, предусмотренных ст. 74 УК РФ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача № 1.

О. совершил покушение на убийство своей беременной жены. В ходе предварительного следствия О. вину свою признал, активно способствовал раскрытию преступления. Отягчающих обстоятельств в деле нет.

Ознакомьтесь с ч.2 ст.105 УК РФ. Какое максимальное наказание может быть назначено О.?

Задача № 2.

Р. был осужден по ч.2 ст.285 УК РФ к пяти годам лишения свободы условно с четырехлетним испытательным сроком. В качестве дополнительного наказания ему было назначено лишение права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций, сроком на три года. Во время испытательного срока Р. вел себя примерно, выполнял обязанности, возложенные на него судом, полностью возместил причиненный преступлением вред. По прошествии половины испытательного срока в суд поступило представление уголовно-исполнительной инспекции об отмене условного осуждения и снятии судимости с Р.

Возможна ли в данном случае отмена условного осуждения?

 

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ («М» - «Р») 

Тема: Соучастие в преступлении

Примерный план

1. Понятие соучастия в преступлении и его признаки.

2. Виды соучастников преступления.

3. Формы соучастия в преступлении.

4. Основания и пределы ответственности соучастников.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Ознакомление с данной темой следует начать с усвоения законодательного определения понятия соучастия в преступлении. Анализируя его, обучающийся должен научиться выделять объективные и субъективные признаки соучастия. Особого внимания требует признак «совместности», который, по мнению ряда криминалистов, одновременно является и объективным, и субъективным. Важно уметь исследовать причинную связь между действиями (бездействием) соучастника каждого вида и объединяющим их результатом, а также интеллектуальные и волевые моменты их умысла.

При изучении видов соучастников преступления необходимо уяснить их особенности, знать законодательные определения понятий исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника. Следует обратить внимание на соотношение понятий «исполнитель» и «соисполнитель»; на правовую оценку действий лица, совершившего преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств; виды организатора преступления; способы подстрекательства к преступлению; виды и формы пособничества.

Знакомясь с формами соучастия, важно понять, по какому критерию они выделяются, запомнить законодательную формулировку, уяснить практическое значение деления соучастия на формы. Также нужно разбираться в особенностях ответственности организаторов или руководителей наиболее опасных форм соучастия, уметь разграничивать преступление, совершенное группой лиц, и преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, понять содержание признака «устойчивость» для организованной группы, выяснить понятие и виды преступного сообщества (преступной организации), а также особое место, которое занимает эта форма соучастия среди других форм. В этом может помочь ознакомление с постановлением Пленума Верховного Суда от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)».

Принципиально важное значение имеют основания и пределы ответственности соучастников преступления, в том числе, в случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам. При этом необходимо помнить, что, несмотря на совместное совершение преступления, ответственность каждого из соучастников предельно индивидуализирована.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача № 1.

На протяжении нескольких месяцев Ш. уговаривал своего знакомого Н. совершить за хорошее вознаграждение убийство руководителя конкурирующей коммерческой фирмы. В итоге Н. совершил убийство.

Дайте юридическую оценку содеянного. Изменится ли решение задачи, если бы Ш., наряду с уговорами совершить убийство, передал Н. оружие, из которого тот должен был совершить убийство, указал время и место, где должно было быть совершено преступление, обеспечил алиби Н. на это время?

Задача № 2.

Группа лиц во главе с М. на протяжении нескольких лет занималась угоном и продажей автомобилей. Часть людей отслеживала места неохраняемой парковки автомобилей престижных марок; другие - с применением изготовленных в группе средств угоняли машины; третьи - перекрашивали их, перебивали заводские номера двигателей и меняли номерные знаки; четвертые - готовили поддельные документы; пятые - реализовывали украденные автомобили. М. осуществлял организационное руководство деятельностью группы.

Дайте уголовно-правовую оценку содеянного.

 

ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ («С» - «Я»)

Тема: Освобождение от наказания

Примерный план

1. Понятие, основание и виды освобождения от наказания.

2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

3. Отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК РФ).

4. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение темы целесообразно начать с уяснения правовой природы и основания освобождения от наказания, а также последствий такого освобождения. При рассмотрении вопросов об отдельных видах освобождения от наказания следует четко проводить различия между смежными видами освобождения. Следует учитывать и изменения, внесенные в гл. 12 УК РФ в 2012-2014 гг.

При освещении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания необходимо обращаться и к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009г. №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» (с изменениями, внесенными в 2010, 2012 и 2015 гг.).

Говоря об отсрочке отбывания наказания, следует детально осветить условия такого освобождения, режим прохождения отсрочки и ее длительность.

Рассматривая вопрос об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда, необходимо показать суть института давности в уголовном праве, раскрыть основание освобождения от наказания в данном случае, проанализировать сроки давности, ситуации приостановления течения срока давности, ее условного применения и неприменения.

Задача № 1.

Освобожденный условно-досрочно К. не делал попыток найти работу, пьянствовал, устраивал дома скандалы и драки. Жена К. на приеме у судьи подала жалобу на мужа и попросила как-то повлиять на него. Суд вынес постановление об отмене условно-досрочного освобождения и об исполнении оставшихся неотбытыми 14 месяцев лишения свободы.

Законны ли действия суда?

Задача № 2.

25-летняя С. была осуждена по ч.2 ст.105 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отсрочкой отбывания наказания. Ее 3-летняя дочь передана на воспитание и содержание родителям осужденной.

Оцените правильность действий суда.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика