Общая информация » Каталог студенческих работ » ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ » СибГАУ, анализ и прогнозирование финансовых показателей |
18.11.2013, 10:19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовые отчеты являются важнейшим средством предоставления информации, характеризующей финансовое положение предприятия. В комплексе они должны содержать информацию, которая может представлять интерес для различных категорий пользователей: акционеров, кредиторов, потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу, представителей государственных финансовых, статистических и налоговых органов. Несмотря на то, что в большинстве рыночно ориентированных стран не существует каких-то общепринятых требований к формам бухгалтерской и финансовой отчетности, различия в их содержании, как правило, незначительны. В настоящее время большинство предприятий этих стран руководствуются требованиями Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета. Согласно данным требованиям в финансовые отчеты должны включаться следующие документы: - балансовый отчет; - отчет о финансовых результатах; - отчет о движении денежных средств. Первое задание предусматривает составление этих документов. Для его выполнения необходимо воспользоваться исходной информацией варианта, согласованного с руководителем (табл. 2.1 – 2.10), в который включены сальдо по активным и пассивным операциям, а также по счетам доходов и расходов. Чтобы выполнить задание, надо из предложенного перечня выявить статьи, используемые для расчета годовой прибыли или убытков, а также для формирования баланса. Обратите внимание на единицы измерения, которые указаны в исходной информации. В первую очередь необходимо составить отчет о финансовых результатах, отражающий различные доходы и расходы предприятия в зависимости от их источников (табл. 1.1). Главным источником доходов является, как правило, уставная (операционная) деятельность предприятия – производство и продажа товаров, оказание услуг и т. д. В отчете показывается как выручка от реализации, или объем продаж без НДС, акцизов и иных аналогичных платежей. Таблица 1.1 Отчет о финансовых результатах за год (ед. изм.)
Себестоимость реализованной продукции (проданных товаров), как правило, включает материальные затраты, расходы на оплату труда рабочих и амортизацию основных средств. Однако имеет смысл выделить амортизацию в самостоятельную строку с тем, чтобы данную информацию использовать в дальнейшем при формировании других отчетов. Затраты по сбыту продукции учитываются на счете «Коммерческие расходы», а затраты, связанные с управлением – на счете «Управленческие расходы». Компании, осуществляющие научно-исследовательские работы, списывают затраты на НИОКР как расходы по обычной деятельности. Если в предложенном варианте исходной информации предусмотрены такие затраты, в табл. 1.1 надо ввести дополнительную строку. Операционная прибыль, или прибыль от продаж, рассчитывается путем вычитания вышеперечисленных затрат из выручки. По статье «Проценты к получению» отражаются процентные доходы предприятия, а по статье «Проценты к оплате» – финансовые издержки по обслуживанию заемного капитала. Результаты по другим видам деятельности, которые не являются уставными, отражаются как прочие доходы и расходы. Чтобы рассчитать прибыль до налогообложения, надо к операционной прибыли прибавить проценты к получению и прочие доходы, а проценты к уплате и прочие расходы вычесть. Для определения величины чистой прибыли из прибыли до налогообложения следует вычесть соответствующий налог. В распоряжении предприятия остается прибыль, реинвестированная в его дальнейшее развитие и увеличивающая собственный капитал, т.е. нераспределенная прибыль. Чтобы ее найти, надо из чистой прибыли вычесть ту ее часть, которая выплачивается собственникам (дивиденды). За счет чистой прибыли также могут быть осуществлены специальные выплаты. Следующим шагом является составление баланса (табл. 1.2). Этот документ является конкретным представлением основного бухгалтерского равенства: Активы = Обязательства + Собственный капитал Это моментальное изображение владений компании на указанную дату. Баланс состоит из двух равновеликих частей: активов и пассивов. В активах показывается имущество предприятия. Традиционно выделяются две группы имущества: долгосрочные (или постоянные) и текущие (или краткосрочные) активы. Долгосрочные активы приобретаются для длительного использования и могут включать в себя: землю, сооружения, здания, машины, оборудование, транспортные средства, нематериальные активы, финансовые вложения и др. Амортизируемое имущество в балансе показывают по остаточной стоимости, для чего из первоначальной стоимости вычитают начисленную амортизацию. Для удобства накопленная сумма амортизации может показываться в балансе определенной строкой. Краткосрочные активы обычно включают товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию), расходы будущих периодов, дебиторскую задолженность, ценные бумаги и денежные средства, т.е. те виды активов, которые могут быть преобразованы в деньги в течение операционного цикла (периода между закупкой материалов и продажей готовой продукции). Текущие активы составляют оборотный капитал предприятия. Пассивы предприятия, как и активы, объединены в две группы: долгосрочные (или постоянные) пассивы и краткосрочные (или текущие) обязательства. В группе постоянных пассивов выделяют собственный капитал (уставный, добавочный, резервный и нераспределенную прибыль) и долгосрочный заемный капитал. Величина уставного капитала может быть уменьшена за счет выкупленных у акционеров собственных акций. Краткосрочные обязательства включают краткосрочные банковские ссуды, а также задолженность перед поставщиками и счета к оплате, в том числе задолженность по заработной плате, различные виды отсрочек по налоговым платежам и т. д., т. е. все те обязательства, срок погашения которых ожидается в течение отчетного периода. Следует отметить, что годовые величины амортизации и нераспределенной прибыли, рассчитанные по балансу, как разность на начало и конец отчетного периода, должны совпадать с аналогичными показателями отчета о финансовых результатах. Таблица 1.2 Балансовый отчет на конец года (ед. изм.)
*Амортизируемые активы могут быть показаны по первоначальной стоимости. В валюту баланса следует включать указанные активы по остаточной стоимости. Чтобы ее рассчитать, из первоначальной стоимости необходимо вычесть начисленную за весь срок службы амортизацию. ** Нераспределенная прибыль на конец второго года рассчитывается по формуле НП2 = НП1 + НП год, где НП2 – нераспределенная прибыль на конец второго года; НП1 – нераспределенная прибыль на конец первого года: НП год – нераспределенная прибыль за второй год (в соответствии с отчетом о прибылях и убытках). Аналогичным образом рассчитывается амортизация на конец второго года. Следующим документом, который надо составить согласно заданию, является отчет о движении денежных средств (табл. 1.3). История этого отчета сравнительно нова, а его структура и формат до сих пор служат предметом обсуждения и подвержены изменениям. Дискуссии между бухгалтерами и финансовыми аналитиками продолжаются, поскольку имеют место разногласия относительно того, как лучше составить отчет, который позволил бы реально оценить денежные потоки предприятия. Есть разные способы составления этого отчета, в частности, прямой и косвенный. Из-за невозможности предоставить полную информацию для формирования отчета прямым способом, в курсовой работе предлагается воспользоваться косвенным. Таблица 1.3 Отчет о движении денежных средств за 2-й год (ед. изм.)
*Если в расчете чистой прибыли были учтены доходы или убытки от продажи фиксированных активов (например, оборудования), то их надо исключить из данного раздела и перенести в раздел инвестиционной деятельности. *** Если в отчете о прибылях и убытках информация об амортизационных отчислениях за год отсутствует, то ее необходимо рассчитать по данным баланса: Агод = А2 - А1, где Агод - годовая величина амортизации; А2 - начисленная величина амортизации по состоянию на конец второго года; А1 - начисленная величина амортизации по состоянию на конец первого года. Отчет предназначен показывать все поступления денежных средств и платежи в разрезе трех видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Необходимость деления деятельности предприятия на три сферы объясняется различной ролью каждого вида деятельности и их взаимосвязанностью. Анализ отчета позволяет выявить причины увеличения или уменьшения поступлений денежных средств и платежей по каждому виду деятельности. После составления данного документа необходимо провести его анализ с точки зрения эффективности расходования денежных средств. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||