Общая информация » Каталог студенческих работ » ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ » СибГАУ, анализ и прогнозирование финансовых показателей |
18.11.2013, 10:20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третье задание курсовой работы концентрирует внимание на уставной* деятельности предприятия, результатом которой является выручка от реализации товаров и услуг. Целью анализа является выявление и оценка потенциальных рисков, которым подвержена операционная деятельность исследуемого предприятия. К ним относятся операционный и финансовый риски. В ходе анализа рассчитываются: контрибуционная маржа, точка безубыточности, запас финансовой прочности, сила операционного и финансового рычагов. Расчет следует начинать с дифференциации операционных затрат. С этой целью все затратные статьи отчета о финансовых результатах (табл. 1.1), такие, как себестоимость, амортизация, коммерческие и управленческие расходы, затраты на НИОКР следует представить в виде переменных и постоянных затрат. Для этого в каждом варианте задания дана необходимая информация, используя которую можно определить переменные затраты. Оставшуюся часть затрат следует отнести к постоянным затратам. После дифференциации затрат формируется управленческая модель отчета о финансовых результатах (табл. 1.8). Таблица 1.9 Отчет о финансовых результатах (управленческая модель) (ед. изм.)
В данной таблице как налогооблагаемую, так и чистую прибыль показывают только от операционной деятельности. Прочие доходы и расходы, а также проценты к получению (кроме процентов к оплате), если таковые имеются, в управленческой модели не учитываются. В таком случае надо пересчитать и налог на прибыль. С целью упрощения можно принять ставку налогообложения прибыли по всем видам деятельности одинаковой. Её величину необходимо обосновать соответствующим расчетом на основании информации табл. 1.1. Следующий шаг – расчет контрибуционной маржи и ее коэффициента. Контрибуционная маржа представляет собой разность между величиной продаж и переменных затрат: Контрибуционная маржа = Продажи – Переменные затраты. Этот показатель является одним из наиболее существенных показателей операционного анализа, т. к. он свидетельствует о достаточности покрытия им постоянных затрат и, более того, о способности предприятия получать операционную прибыль. Однако в расчетах чаще используется коэффициент контрибуционной маржи, который определяется делением последней на величину продаж. Рост этого коэффициента говорит о более эффективном управлении операционными затратами предприятия. Зная коэффициент контрибуционной маржи, можно рассчитать точку безубыточности, или порог рентабельности в стоимостных единицах измерения. На сколько фактический объем продаж превысил свое пороговое значение, говорит показатель запаса финансовой прочности: Запас финансовой прочности = Продажи – Точка безубыточности. Запас финансовой прочности принято выражать в процентах относительно объемов продаж. Расчеты следует представить в виде табл. 1.10. Полученные результаты необходимо проанализировать, выявив динамику изменения показателей и их причины. Операционный рычаг – это феномен, посредством которого изменения в продажах приводят к еще большим изменениям операционной прибыли. Его действие обусловлено наличием постоянных затрат, величина которых не реагирует на изменение количества произведенной продукции в релевантном периоде. Таблица 1.10 Расчет контрибуционной маржи, точки безубыточности и запаса финансовой прочности (ед. изм.)
Уровень операционного рычага, или его сила – есть процентное изменение операционной прибыли как результат процентного изменения объема продаж/ Сила рычага определяется для каждого объема продаж, с изменением продаж меняется и сила рычага. Риск, ассоциируемый с операционным рычагом, носит название бизнес-риска, или операционного риска. Чем больше неопределенность в том, какую операционную прибыль сможет получить предприятие, тем больше бизнес-риск. Неустойчивость объемов продаж, вызывающая этот риск, заставляет менеджеров уделять повышенное внимание постоянным затратам. Финансовый рычаг (как и операционный) порождают постоянные затраты. Он имеет место при финансировании деятельности предприятия долговыми источниками, по которым необходимо выплачивать проценты. Величина таких финансовых издержек не зависит от объемов продаж, а обусловлена величиной займа, сроками и процентной ставкой его привлечения. Следует помнить, что долговое финансирование, как и финансовый рычаг, обладают рядом преимуществ, но только если они не превысили определенного уровня, свыше которого финансирование за счет заемных средств может привести предприятие к убыткам. В этом и заключается финансовый риск: операционной прибыли может быть недостаточно для обслуживания долговых обязательств. Результаты проведенных в курсовой работе расчетов следует оформить в виде табл. 1.11. Таблица 1.11 Операционный и финансовый рычаги предприятия
Данную таблицу необходимо сопроводить соответствующими комментариями относительно рисков, которым подвержено исследуемое предприятие, и причинно-следственных связей. По результатам аналитического материала надо сделать общие выводы, особо выделить проблемы и рекомендации по их решению. В следующем разделе курсовой работы необходимо по возможности предусмотреть соответствующие мероприятия, чтобы учесть эти рекомендации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||