Общая информация » Каталог студенческих работ » ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Информатика |
15.04.2014, 11:55 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа предусматривает выполнение студентом трех заданий. Первое и второе задания относятся в основном к теоретическому содержанию учебной дисциплины и требуют ознакомления с соответствующими литературными источниками и прочими информационными материалами. Третье задание связано с подготовкой табличного документа для последующей его реализации в среде табличного процессора MS Excel. При этом акцент в задании делается на математическую постановку и алгоритмизацию несложных экономических расчетов. Выполнение этих расчетов непосредственно на ПК предусмотрено на практических занятиях в период второй сессии. Приветствуется досрочная реализация задания с помощью любого табличного процессора. При этом желательно включить в работу соответствующие распечатки, а на практические занятия принести дискету с файлом разработанного табличного документа. Выбор номера варианта заданий выполняется по первым буквам фамилии и имени студента (в их паспортной версии) из таблицы 1. Таблица 1 Таблица для определения номера варианта индивидуального задания
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЕ 1 Описать указанные в варианте задания аппаратные средства компьютеров, отразить их особенности и привести основные информационно-технические характеристики. Варианты задания 1 1. Основные этапы развития компьютерной техники. Сравнительные характеристики компьютеров разных поколений. 2. Компьютеры, их классификация, назначение и основные характеристики. ПК, их общая характеристика, особенности и разновидности. Клоны ПК. 3. ПК типа PC (Wintel): эволюционный ряд ПК за прошедшие двадцать лет. 4. Настольные ПК: варианты исполнения, их сравнение. 5. Мобильные ПК: виды, варианты исполнения, их сравнение. 6. Структура и функциональная организация ПК. Назначение основных устройств. 7. Центральный процессор ПК: состав его устройств, назначение, принцип функционирования, конструкция. 8. Эволюционный ряд процессоров фирмы Intel для ПК типа PC. 9. Внутренняя память ПК: RAM, ROM или флэш, CMOS (КМОП). Назначение, принципы функционирования, варианты исполнения. 10. Винчестер: назначение, принцип функционирования, разновидности. 11. Накопители на дискетах малой и большой емкости: назначение, разновидности, принципы функционирования. 12. Приводы компакт-дисков CD и DVD: назначение, разновидности, принципы функционирования. 13. Устройства резервного копирования информации (мобильные HDD, CD-RW, стримеры и пр.): разновидности, принципы функционирования. 14. Системный блок ПК: комплектация устройств, их назначение, виды корпусов, передняя и задняя панели. 15. Клавиатура и манипуляторы типа мышь: назначение, разновидности, принципы действия. 16. Сканер: назначение, принцип действия, разновидности. 17. Видеосистема: видеомонитор и видеоадаптер, назначение, виды, принципы действия. 18. Принтеры: назначение, виды, принципы действия, рекомендации по использованию. 19. Звуковая карта, микрофон и акустические колонки: назначение, принцип действия звуковой карты. 20. Открытость архитектуры ПК: внешние устройства типа int и ext, их сравнение, виды слотов расширения и портов ввода-вывода. Перспективные порты USB и IEEE 1394. 21. Виды компьютерных сетей, физические каналы связи. 22. Типы локальных компьютерных сетей, их сравнение, топология и средства подключения ПК к сети. 23. Модемы и факс-модемы: назначение, принципы действия, виды исполнения, рекомендации по использованию. 24. Правила ухода за монитором, винчестером, дискетами, компакт-дисками и мышью. 25. Требования и рекомендации по обеспечению безопасной для здоровья работы пользователя на ПК.
ЗАДАНИЕ 2 Описать назначение и функциональные возможности указанных в варианте задания программ для компьютера, системных операций или операций, выполняемых пользователем в офисных приложениях. Отметить особенности последних версий используемых программных средств . Варианты задания 2 1. Классификация программ для ПК: системные и прикладные программные средства. 2. Операционные системы (ОС): виды, назначение и типовые функции. Современные версии ОС для ПК типа PC. 3. ОС MS Windows: встроенные прикладные программы (текстовые редакторы, графический редактор и пр.). 4. Наборы утилит, расширяющих функции ОС: назначение и функции. 5. Файловые менеджеры (процессоры): назначение, типовые операции над файлами, папками и дисками. 6. Архиваторы: назначение и функциональные возможности. 7. Компьютерные вирусы и антивирусные средства: сканеры, блокираторы, ревизоры и брандмауэры. 8. Комплексы офисных приложений: типовой состав, назначение и функциональные возможности отдельных программ. 9. Текстовые процессоры: форматирование символов (шрифтовое оформление) и регистров. 10. Текстовые процессоры: параметры абзаца и перечень операций. 11. Текстовые процессоры: параметры страниц и их форматирование, колонтитулы. 12. Текстовые процессоры: три вида текстовых фрагментов, способы выделения и операции с ними. 13. Текстовые процессоры: способы формирования таблиц (использование позиций табуляции, встроенного табличного процессора, рисование Карандашом и пр.). 14. Текстовые процессоры: три вида списков, их параметры и способы установки, операции над списками. 15. Текстовые процессоры: графические операции (надпись, автофигуры, вставка картинок, художественное оформление текста и пр.). 16. Текстовые процессоры: варианты обмена документами с дисковой памятью, ассоциативный запуск программы, резервное копирование и автосохранение текстового документа, защита файла паролем, операции просмотра макета документа и “подгонки страниц”, различные режимы печати. 17. Табличные процессоры: классы решаемых задач, принципы организации табличных расчетов, наборы встроенных функций. 18. Табличные процессоры: структура документа (ячейка, лист, книга, рабочая область), атрибуты ячейки, типы содержимого ячейки и способы их задания. 19. Табличные процессоры: два метода адресных ссылок на ячейки, варианты адресации ячеек в формулах (относительная, абсолютная, комбинированная), механизм модификации формул при их копировании, способы выбора типа адресации. 20. Табличные процессоры: операции над структурными элементами (ячейками, их интервалами, строками, столбцами, листами). 21. Табличные процессоры: варианты обмена документами с дисковой памятью, ассоциативный запуск программы, резервное копирование и автосохранение табличного документа, рабочей области. 22. Табличные процессоры: варианты форматирования ячеек, строк, столбцов и их интервалов. 23. Системы управления базами данных: модели баз данных, типы сопровождаемых данных, этапы создания баз данных, виды запросов. 24. Графические системы подготовки и проведения презентаций: назначение, функциональные возможности, комлект и типы слайдов, структура презентации, раздаточные материалы, заметки выступающего, шаблоны презентаций и макеты слайдов. 25. Персональные информационные менеджеры: назначение, функциональные возможности, календарное планирование, записная книжка, перечень задач, дневник и пр.
ЗАДАНИЕ 3 Для решения практической задачи подготовить табличную форму, составить и отладить алгоритм ее решения. С этой целью поэтапно выполнить следующее: Ввести наименования переменных для исходных данных и результатов расчетов с указанием их типов. Записать необходимые расчетные формулы и организовать циклические (повторяющиеся) вычисления, соблюдая стиль, который демонстрируется в приведенном ниже примере. В дополнении к указанным в варианте результатам требуется подсчитать итоговые значения по столбцам таблицы (там, где это возможно). Подобрать исходные данные, позволяющие в полной мере проверить алгоритм решения задачи. При этом число элементов в массивах исходных данных должно быть 10-12. Выполнить требуемые расчеты (вручную или с помощью калькулятора), заполнив разработанную табличную форму. Варианты задания 3
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 1 И 2 В начале каждого раздела контрольной работы следует привести полную формулировку соответствующего задания (как его общую часть, так и текст индивидуального варианта). Рекомендуемый объем материала по каждому из заданий - не менее 8 страниц рукописного текста средней плотности в тетради. По некоторым темам, не нашедшим достаточно полного освещения в литературе и прочих информационных источниках, объем изложения может быть сокращен. Если соответствующая тема курса рассматривалась на лекциях, то использование лекционного материала обязательно. Не допускается "слепое" копирование крупных текстовых блоков из используемых книг и журналов. Высоко будет оцениваться субъективное мнение студента в части оценки эффективности (перспективности) использования описываемых аппаратных или программных средств того или иного вида (типа). Следует обратить внимание на необходимость проявления студентами высокой степени самостоятельности и активности в поиске необходимых для контрольной работы сведений. При этом не следует ограничиваться лекционным материалом и рекомендованной литературой. В качестве дополнительных источников информации могут быть использованы периодические издания, популярные и профессиональные журналы компьютерной тематики, документация по программному обеспечению и пр. Приветствуется поиск необходимой информации в компьютерной сети Internet. В исключительных случаях при обосновании студентом невозможности отыскать необходимые сведения тематика индивидуального задания может быть скорректирована или заменена по согласованию с лектором потока. Выполняя задание, полезно приводить рисунки, схемы, таблицы, формулы, графики. Не допускается использование в тексте работы профессионального жаргона. Можно использовать только общепринятые аббревиатуры. Все другие аббревиатуры должны быть правильно введены автором в тексте работы. Вся совокупность тем первых двух заданий почти полностью раскрывает содержательную часть рабочей программы дисциплины. Следовательно, перечисленные темы окажут непосредственную помощь студенту при изучении дисциплины и при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 3 При описании используемых в разрабатываемом алгоритме переменных в качестве их типов могут быть использованы: текстовый, числовой, денежный, процентный или “Дата/Время”. Следует иметь в виду, что процентный формат обеспечивает видимое домножение числа на 100. В вычислениях же участвуют соответствующие значения меньше или равные 1. При введении переменных для исходных данных следует вводить обозначения и для тех исходных значений, которые заданы в виде констант, так как предполагается, что эти значения после разработки алгоритма могут быть подвергнуты изменению, что не должно повлечь за собой модификацию алгоритма. Для упрощения расчетов и приданию им большей наглядности возможно также введение переменных для фиксации результатов промежуточных расчетов. В таблице для таких переменных следует предусмотреть соответствующие столбцы, которые в окончательной компьютерной версии надлежит “скрыть”. В некоторых вариантах задания потребуется использование описываемых ниже функций, наименования которых совпадают с соответствующими встроенными функциями MS Excel, а аргументы представлены условно и в упрощенной версии: СУММ( X 1 : XN ) - суммирование N элементов массива X (двоеточие здесь используется в качестве разделителя крайних элементов суммируемой части массива; СРЗНАЧ( X 1 : XN ) - вычисление среднеарифметического значения для N элементов массива X; МИН( X 1 : XN ) - нахождение минимального значения среди N элементов массива X; МАКС( X 1 : XN ) - нахождение максимального значения среди N элементов массива X; ИЛИ(L1; L2; ...) - возвращает значение “истинно”, если хотя бы одно из логических выражений L1, L2, ... “истинно”, и “ложно”, если все исходные логические выражения имеют значение “ложно”; И(L1; L2; ...) - возвращает значение “истинно”, если все логические выражения L1, L2, ... имеют значение “истинно”, и “ложно”, если хотя бы одно из исходных логических выражений “ложно”; ЕСЛИ( L; V1; V2) - возвращает значение выражения V1, если логическое выражение L “истинно” и V2, если “ложно”. Примеры обращения к некоторым функциям: C = СРЗНАЧ(A 1 : AN) Ri = ЕСЛИ(T i =“Да”; S i*(1+P); Si) Ci = ЕСЛИ(Z i<U; Zi +500; ЕСЛИ( Z i> Q; Zi -250; Zi)) Di = ЕСЛИ(И( E i>=4; Vi>=4); B+X; B+Y) Последние два примера демонстрируют вариант вложенных функций. Если в операциях сравнения используются текстовые константы, то их необходимо заключать в двойные кавычки (см. пример выше). При выполнении операций над календарными датами следует иметь в виду, что разность двух дат - это целое число дней отделяющих эти даты. В структуре таблицы следует предусмотреть первый столбец для № по порядку. Исходные значения общего плана, такие как суммы распределяемых средств, разнообразные процентные ставки, рекомендуется размещать над таблицей, снабдив их соответствующими текстовыми комментариями. Одиночные расчетные значения, такие как средняя зарплата, минимальный или максимальный показатели, рекомендуется размещать под таблицей. При подборе исходных данных для отладки алгоритма, содержащего развилки (функции ЕСЛИ), следует обеспечить проверку расчетов во всех ветвях алгоритма. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 3 Рассмотрим все этапы выполнения задания на конкретном примере. Пусть дан список преподавателей, которым предложена почасовая учебная нагрузка в вузе за некоторый период. Известны планируемые объемы часов нагрузки для каждого из преподавателей и общая сумма оплаты всего объема часов (в рублях). Определить долю участия (в процентах) преподавателей в общей нагрузке и размер оплаты их труда при соблюдении принципа распределения денежных средств пропорционально объемам планируемой нагрузки. Уменьшить расчетные значения получаемых сумм на величину подоходного налога с физических лиц. На первом этапе решения поставленной задачи выполняется ее формализация (математическая постановка). При этом вводится разумная система обозначений для исходных, промежуточных и искомых значений с указанием их типов: N - количество преподавателей в списке (тип - числовой); Vi - объемы часов нагрузки для отдельных преподавателей, где i = 1, ..., N (тип - числовой); S - общая сумма оплаты труда преподавателей (тип - денежный); P - единая ставка подоходного налога с физических лиц (тип - процентный); C - стоимость одного часа учебной нагрузки (тип - денежный); Di - доли участия отдельных преподавателей в общей нагрузке, где i = 1, ..., N (тип - процентный); Zi - размеры рассчитываемой зарплаты для отдельных преподавателей, где i = 1, ..., N (тип - денежный); Ri - суммы к выдаче на руки отдельным преподавателям с учетом подоходного налога (тип - денежный); VN - итоговая сумма часов нагрузки для всех преподавателей, где символ “N” - это часть имени переменной, а не индекс (тип - числовой); DN - итоговый процент участия преподавателей в нагрузке, вычисляемый для контроля (тип - процентный); ZN - итоговая сумма зарплаты преподавателей, вычисляемая для контроля (тип - денежный); RN - итоговая сумма зарплаты к выдаче преподавателям с учетом подоходного налога (тип - денежный). Далее намечается ход необходимых вычислений, записываются требуемые формульные соотношения. Очевидно, этот этап может быть реализован с помощью обычного анализа и знаний, полученных в средней школе: VN = СУММ(V 1 : VN) C = S / VN Di = Vi / VN, где i = 1, ..., N Zi = Vi * C, где i = 1, ..., N Ri = Zi * (1 - P), i = 1, ..., N DN = СУММ(D 1 : DN) ZN = СУММ(Z 1 : ZN) RN = СУММ(R 1 : RN) На следующем этапе выполняется конструирование необходимой для решения поставленной задачи табличной формы. Таблица, как и любой другой документ, всегда имеет наименование. Оно показывает, для чего предназначена таблица и какие по смыслу результаты получаются с помощью необходимых табличных вычислений. В то же время текст наименования таблицы должен быть компактным. Под наименованием таблицы могут размещаться исходные данные, относящиеся ко всей таблице в целом. В нашем случае имеется два таких значения - S и P. Результатом конструирования табличной формы задания является структура, приводимая в таблице 2, в которой уже проведены необходимые расчеты. Таблица 2 Табличная форма задания с результатами расчетов
В приведенной таблице с целью компактного изложения используется сокращенный набор исходных данных (N=5). В студенческих же вариантах следует принять N = 10 - 12. Как уже указывалось выше, разработанный вычислительный алгоритм и табличная форма будут использованы студентом для реализации задания в среде табличного процессора MS Excel на практических заданиях в период второй сессии. Для этого еще до освоения соответствующего раздела дисциплины “Информатика” полезно представить хотя бы в общих чертах технологию создания документа на рабочем листе табличного процессора. Первоначально следует ввести наименование таблицы в целом и наименования ее отдельных столбцов. Далее вводятся исходные данные. Для организации повторяющихся вычислений сначала вводятся базовые расчетные формулы чаще в первую строку основной части таблицы. Затем базовые формулы размножаются вниз по столбцам с работой скрытого механизма модификации адресов ячеек в копируемых формулах. В случаях, когда надо зафиксировать в формуле адрес какой-либо ячейки применяют абсолютную адресацию посредством ввода символа “$” перед соответствующей координатой в адресе ячейки. Подытоживание в столбцах проще всего выполнить с помощью операции автосуммирования. При использовании в формулах функций следует вызвать Мастера функций, который в пошаговом диалоге предложит выбрать раздел и имя необходимой функции, а также подготовить соответствующие аргументы. В обычном режиме при вводе в ячейку формулы в ней наблюдается результат расчета, подвергнутый установленному форматированию. В специальном отладочном режиме в таких ячейках можно наблюдать введенные в них формулы, как это показано в таблице 3 . Таблица 3 Таблица задания в среде MS Excel в режиме вывода формул
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||